Ни один регион Дальнего Востока не вошел в топ-20 субъектов РФ по социально-экономическому положению за 2023 год, согласно рейтингу агентства. Лучшие позиции среди дальневосточных регионов заняли Сахалинская область (23-е место), Республика Саха (Якутия) (26-е место) и Приморский край (28-е место). В сравнении с рейтингом 2022 года, Сахалин сохранил свою позицию, Приморье поднялось на одну строчку, а Якутия улучшила свои показатели на семь мест.
Согласно рейтингу, который составили эксперты РИА Рейтинг, наибольший рост позиций в рейтинге продемонстрировали Республика Саха (Якутия), Хабаровский край и Удмуртская Республика, поднявшиеся на семь мест, а также Амурская и Смоленская области, которые улучшили свои позиции на шесть строчек.
Отмечается, что Хабаровский край занял 35-е место, а Амурская область — 40-е. Остальные регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) расположены в нижней части списка. Забайкальский край занял 60-е место, Республика Бурятия — 73-е, Камчатский край — 74-е, Магаданская область — 75-е. В самом конце рейтинга оказались Чукотский автономный округ (79-е место) и Еврейская автономная область (84-е место). Почти все эти регионы показали небольшой рост по сравнению с 2022 годом, за исключением Бурятии, которая опустилась на три позиции, и Магаданской области, сохранившей свою позицию.
Рейтинг основан на четырех группах показателей:
Экономический масштаб: объем производства товаров и услуг, доходы консолидированного бюджета, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли.
Экономическая эффективность: объем производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, доля просроченной кредиторской задолженности, доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Бюджетная сфера: доходы консолидированного бюджета на душу населения, доля налоговых и неналоговых доходов, отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам, соотношение доходов и расходов бюджета.
Социальная сфера: отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни, уровень младенческой смертности, смертность населения трудоспособного возраста, доля населения с доходами ниже границы бедности.
Михаил Мишустин посетил Хабаровский край с рабочим визитом. Компанию ему составили министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр транспорта Роман Старовойт, министр строительства Ирек Файзуллин и министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Что интересовало государственных менеджеров топ-уровня, каким предстал перед ними Хабаровский край и какие обещания сделали министры во главе с премьером — в обзоре EastRussia.
Хабаровск от слова «хаб»
Тёплым влажным ветром и лёгким запахом цемента встретил Хабаровский край премьер-министра России. Сойдя с трапа самолёта, Михаил Мишустин попал не в VIP-зал, а в недостроенный международный терминал Хабаровского аэропорта. Впрочем запах, стройки не резал нос, как никак готовность объекта — 85%. Вовсю идёт монтаж эскалаторов и лифтов, технологического оборудования, багажной системы, стоек регистрации, завершается внутренняя отделка и наружное благоустройство. Вкупе с уже функционирующим близнецом — терминалом внутренних рейсов — аэропорт обретёт возможность обрабатывать около четырёх миллионов пассажиров в год, что сделает его одним из крупнейших аэровокзальных комплексов Дальнего Востока — схожим потенциалом обладает аэропорт Владивостока, но у Хабаровска чуть больше.
— Хабаровск — это хаб всего Дальнего Востока, — акцентировал Михаил Мишустин. — Турпоток плюс 59% в прошлом году. И пассажиропоток был 2,3 миллиона пассажиров. Это уже совсем серьезно. Запас серьезный — три миллиона пассажиров в год, плюс международные — один миллион… Вот такие воздушные ворота!
Заручившись обещанием ответственных лиц принять первых международных пассажиров уже в марте 2025, а то и раньше, Михаил Мишустин выслушал врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, который рассказал о ходе воплощения в жизнь мастер-планов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Описав основные объекты, среди которых новая набережная, здание художественного музея, освоение Большого Уссурийского острова, где появится комбинированный грузопассажирский пограничный переход, а также представив планы масштабного жилищного строительства и дорожного ремонта, врио обозначил необходимость дополнительного финансирования программы «1000 дворов», которая весьма приглянулась жителям краевого центра. Попутно Дмитрий Демешин рассказал о развитии профориентационных и исследовательских центров для детей и подростков, строительство домов культуры и разнообразной досуговой инфраструктуры.
Михаил Мишустин оценил глубокую погружённость врио, который ещё два с половиной месяца назад служил заместителем генпрокурора России по ДФО, в реалии социально-экономической жизни Хабаровского края, отметив знание деталей и пожеланий населения. И уже выслушав подробный отчёт Дмитрия Демешина на личной встрече пообещал поддержку правительства в софинансировании обновления 240 школ, больниц, поликлиник и учреждений культуры, а также сообщил о выделении 700 млн рублей будет Хабаровскому краю на программу «1000 дворов».
Будем здоровы
Адресную помощью получит и здравоохранение региона. Второй день пребывания в Хабаровском крае для премьер-министра страны начался в детской больнице, которой и чем похвастаться есть — в прошлом году запустили обустроенный по всем современным требованиям инфекционный корпус, но и поддержка нужна: не хватает оборудования межрегиональному хирургическому центру — установок МРТ, спиральной компьютерной томографии, больница нуждается в эндохирургическом оборудовании и переоснащении реанимации и оперблока. Михаил Мишустин обещал помочь.
— Как здесь отказать? Всё — и спиральный КТ, и многое другое, что вам требуется. Обязательно дадим поручение Минздраву и Минфину всё, что нужно, сделать. Это мы вам обещаем, — отреагировал премьер на информацию главврача стационара, в котором ежегодно лечится 12 000 детей.
Кроме того, глава кабмина дал «добро» на выделение средств на ремонт 80 детских садов региона.
Работу своих непосредственных подчинённых проинспектировал и министр здравоохранения Михаил Мурашко: встретился с главврачами больниц и поликлиник, оценил реализацию в регионе президентского нацпроекта «Здравоохранение», побывал в одной из детских поликлиник.
— Многое меняется, если говорить по детскому здравоохранению, 35 объектов введено в эксплуатацию после строительства и капремонта, также поставлено оборудование, мы видим открытие новых подразделений. Ну и показатели младенческой смертности в регионе сегодня достаточно на низком уровне, что говорит о том, что комплекс мер работает, — прокомментировал увиденное Михаил Мурашко. — С начала действия программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» региону было направлено почти 7,5 млрд рублей. В этом году планируется выделить на переоснащение клиник 1,8 млрд рублей.
Мы видим, что диагностические возможности прирастают, программу модернизации обязательно продолжим, она войдет и в новый национальный проект «Семья», который разрабатываем сейчас совместно с регионами. Кадровая проблема тоже начала решаться, во-первых, это поддержка медицинского персонала социальными выплатами, и новая программа начала реализовываться по привлечению врачей-стажеров. Эта программа в Хабаровском крае успешно выполняется, — заявил Михаил Мурашко.
Стройки много не бывает
В ходе личного знакомства с обстановкой в строительной отрасли Хабаровского края глава Минстроя России Ирек Файзуллин посетил крупные стройплощадки краевого центра. В фокусе внимания: строительство жилья, необходимой инфраструктуры и гидротехнических сооружений.
Серия паводков 2013, 2016 и 2019 годов заставила пересмотреть существовавшие ранее представления об опасных уровнях воды в Амуре. C 2015 года в Южном округе ведётся строительство защитной дамбы, которая должна защитить 200 тыс. человек. Возведение затянулось из-за проблем с подрядчиками, сейчас сооружение готово на 80% осталось установить понтон-батопорт, который будет закрывать вход в затон, где стоят грузовые и пассажирские корабли.
Помимо этого долгостроя региональным властям приходится закрывать долги предшественников — решать вопросы с обманутыми дольщиками.
— Хабаровский край остался единственным регионом Дальнего Востока, где проблема обманутых дольщиков остается по-прежнему актуальной. Мы подвергаемся справедливой критике Минстроя России. Будем активно работать под вашим началом и рассчитываем, что в 2025 году мы все эти вопросы закроем. Уверен, по итогам вашего визита мы сможем приблизиться к выполнению этой задачи и обеспечить достройку объектов во благо наших жителей, – подчеркнул врио губернатора региона Дмитрий Демешин, обращаясь к министру строительства и ЖКХ.
Впрочем, накопленные ранее проблемы не перечёркивают позитивной динамики в отрасли. За первую половину 2024 года в регионе введено 236,6 тыс. кв. метров жилья. Всего, на данный момент, в Хабаровском крае построено более 1,2 млн кв. метров. Потенциал жилищного строительства, по оценке региона, составляет более 2,5 млн кв. метров жилья.
Ирек Файзуллин побывал на нескольких стройплощадках, в том числе на предназначенной под комплексное развитие территорий, где в ближайшие годы будет построен современный жилой массив многоквартирных домов. Градостроительный потенциал территории по переулку Брянскому составляет 624,4 тыс. кв. метров, уже получены разрешения на строительство 160 тыс. кв. метров жилья. Также в рамках этого проекта запланировано строительство арендного жилья.
Про высокую потребность такого вида жилья говорилось на недавней стратегической сессии по развитию Дальнего Востока. С учётом того, что макрорегион наращивает промышленный потенциал и привлекает приезжих специалистов, возможность сразу получить квартиру, а после выкупить её на выгодных условиях стимулирует многих к переезду в регионы ДФО. Минстрой России совместно с Минвостокразвития России и ДОМ.РФ реализует программу по доступному арендному жилью в Дальневосточном федеральном округе, в рамках которой планируется построить не менее 10 тыс. меблированных квартир с отделкой.
— Наравне с увеличением темпов жилищного строительства необходимо уделять должное внимание реализации инфраструктурных проектов, — заявил Ирек Файзуллин. — Комплексный подход – основа для сбалансированного развития. Сегодня на территории всей страны действует ряд различных инструментов, которые позволяют это обеспечить. И здесь отмечу, что Хабаровский край использует такие возможности, и эту работу необходимо усилить, с учетом потенциала каждого направления. Это даст возможность улучшить качество жизни граждан и повысить уровень комфорта городской среды.
Расширяя ворота в Азию
Помимо новых возможностей международного авиационного сообщения, Хабаровск в скором времени прирастёт и автодорожным примыканием к сети автомобильных магистралей соседнего Китая. Сразу после инспекции строящегося терминала аэропорта министр транспорта РФ Роман Старовойт выехал с на трассу «Обход Хабаровска», которая перенаправляет транзитный трафик мимо краевой столицы, и соединяет три федеральные трассы — «Уссури», «Амур» и «Восток».
«Из приоритетных планов — проект развития обхода вплоть до выхода в автомобильную сеть Китая, — написал министр в своём ТГ-канале. — Рассмотрим возможность её [дороги «Обход Хабаровска»] передачи в федеральную собственность, как только получим все необходимые расчеты. Будем держать на особом контроле выполнение поставленных задач».
Сейчас трассу по концессионному договору эксплуатирует группа «ВИС». Истекает соглашение в 2031 году.
Покидала Хабаровск представительная делегация кабинета министров, сопровождаемая тем же тёплым ветром и ароматами стройки. Как написал у себя в ТГ-канале министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков: «В апреле 2015 года, работая гендиректором Фонда развития Дальнего Востока, я позвонил Юрию Петровичу Трутневу, и спросил, не возражает ли он, чтобы в рамках рабочей поездки в Хабаровск, я подписал соглашение о намерениях — первое для Фонда под моим руководством — о строительстве нового аэровокзала в Хабаровске. Подписывайте, только будете отвечать, чтобы намерение это реализовалось». Аэровокзал построили — в срок и в бюджете. А сейчас уже достраиваем новый терминал международных линий».
Спустя девять лет одни планы исполнились, появились новые. Как показывает опыт, намерения подкреплённые действием всегда дают результат.
В Петропавловске-Камчатском с 2017 года развивается сеть магазинов KamchaShop, организованная сообществом активных людей, продвигающих Камчатку посредством собственных брендов одежды, аксессуаров и сувениров. Магазин имеет разнообразный ассортимент, а продукция отличается высоким качеством и большой долей эксклюзива.
Основатель KamchaShop — Иван Костюков, в прошлом профессиональный сноубордист. Сейчас ему 37, женат, есть две дочери восьми и пяти лет, скоро появится еще одна дочка. Родился в небольшом камчатском поселке Усть-Камчатск, вырос в Петропавловске. В юности успел поработать сварщиком, матросом, но, после обучения по специальности «финансы и кредит» и работы в магазине спортивной одежды, принял решение заняться бизнесом — спортивным ритейлом.
— Я долгое время был управляющим в спортивном магазине, потом случился небольшой перерыв в трудовой деятельности. Все это время я занимался саморазвитием и наконец созрел для открытия своего дела — написал бизнес-план и начал работать. Весной 2014 года открыл магазин Stuff Point (стаффом называют снаряжение для сноуборда, одежду, аксессуары для того, чтобы и круто кататься, и модно выглядеть). Своего рода барахолка, там продавал свои вещи (почти новые), потом добавил несколько брендов. Взял кредит и начал бизнес всерьез. В 2016 году начали делать футболки с камчатскими принтами, наклейки — это зашло покупателю даже больше, чем иностранные и российские бренды. Со временем мы вывели собственный мерч за пределы магазина сноубордов. Так началась история KamchaShop — теперь это сеть, где эксклюзивно представлены несколько основных брендов: Kamcha Clothing, Kamchadal studio, Kamchatka bros., Unique Kamchatka, Шикша на Камчатке. Большую часть ассортимента производим сами», — рассказывает Иван.
— У вас стильный логотип, ничего лишнего. Кто его разрабатывал?
— Логотип разработал я. Имея огромный опыт работы в бордшопе, у меня сложилась большая насмотренность разных крутых брендов, и это помогло мне в его создании. Фишка в том, что логотип я разработал «на коленке» — с помощью общедоступного платного графического редактора. Быстро сверстал. Несколько раз пытались с дизайнерами совершить ребрендинг, но все равно остались на этом логотипе, и до сих пор его используем. Лого я разработал изначально для наших камчатских сноубордистов-профи, но он нравится всем. Этим я хочу сказать, что любой, имея большое желание, может делать крутые вещи и не обязательно за большие бюджеты. Мы гордимся тем местом, где живем и развиваемся, у нас много талантливых ребят, все движения у нас на порядочно высоком уровне, несмотря на то что мы небольшой регион. Вот и мы быстро начали развиваться — через два года уже переехали в новое помещение, вдвое больше предыдущего. С этим, кстати, помог известный местный бизнесмен, заметил меня на бизнес-форуме, где я представлял магазин, и предложив вне очереди место в самом проходимом в Петропавловске-Камчатском торговом центре.
— Насколько велик ваш ассортимент и какие материалы используете?
— Точно не считали, но не менее тысячи наименований: толстовки, футболки, свитшоты лонгсливы, штаны (кстати, они очень полюбились профессиональным спортсменам), рюкзаки, термосы, варежки, кольца… Долго перечислять. Также мы продаем от «Шикши бум» крутые купальники — с фотопринтом «Ганальские востряки» — это красивейшие местные горы. Относительно материалов: не используем кожу, меха, дериваты диких животных, только кожзам, текстиль, переработанный пластик. Используем все российские материалы, доступные на рынке, но самые дорогие — премиум качества. Кепки выпускаем на базе топового корейского производителя, на котором шьются Nike, Adidas, Burton и многие другие мировые бренды. Надо сказать, мы работаем с небольшими камчатскими производствами, которые раньше делали свою одежду, но теперь переориентировались исключительно на нас, так как объем продукции вырос в разы — мы не успеваем отшивать.
— У кого более популярна ваша одежда: у местных или туристов?
— Мы никогда не ориентировались только на туристов, хотя они безусловно большая часть наших клиентов в сезон, но и весь оставшийся год мы работаем хорошо.
— Как вы себя позиционируете, есть ли какой-то особый посыл?
— От молодежного спортивного позиционирования мы отошли давно. Мы поняли, что наша продукция пользуется популярностью у всех возрастных категорий. Многие, зайдя впервые в наш магазин, ошеломляются от огромного выбора, никто без покупки не уходит. По поводу посыла вот что скажу: многие развивают Камчатку больше как уникальную природу, а мы — через людей. Камчатка — это не только природа, это еще и люди. Хорошие, позитивные, добрые и активные. Наши земляки добиваются больших результатов. Мы не хотим казаться кем-то, а являемся теми, кто есть. Мы не просто магазин — мы активная компания, всегда участвуем в социальной жизни Камчатского края, поддерживаем различные мероприятия, спортсменов и просто талантливых людей. Являемся двигателем индустрии: проводим соревнования — скейтборд, сноуборд поддерживаем, сотрудничаем со школой серфинга Snowave. Помогаем проводить КВНы, студенческую весну, разные квизы.
— Чуть подробнее расскажите о ваших коллаборациях.
— Например, работаем с камчатской чулочно-носочной фабрикой «Ворсок». Они производят носки высочайшего качества с нашим логотипом, не хуже «найков» и прочего. Стоят всего 350 рублей. Те, кто хоть раз их опробовал, «подсаживаются» на них навсегда.
Также вместе с камчатскими производителями соевых свечей создали арома-свечи, с запахом «замша и костер» – для некоторых москвичей, которые никогда не жгли костры, это интересно. Для нас салон «Эко-спа» поставляет профессиональную натуральную косметику из камчатских ингредиентов. Кроме того, недавно мы приобрели экопросветительскую мастерскую «Плавильня», где перерабатываем пластиковые крышки. Пластик мы собираем, чистим, сортируем и после этого отправляем в шредер, а из полученного материала изготавливаем значки, брелоки, магниты, фурнитуру для кепок, пуговицы и бирки — технология полного цикла. Кроме того, проводим экопросветительские мастер-классы для взрослых и детей, рассказываем о вреде пластика для экологии.
— Это для вас бизнес или хобби?
— Это дело моей жизни. Номинально это бизнес, но почти всю выручку тратим на расширение. Без этого бизнеса не вижу смысла, это часть жизни.
— Иван, какие планы на развитие?
— Планируем выходить за пределы Камчатки – шагнем во Владивосток. Будем развиваться там, вернее пиарить столицу Приморья. Рабочее название бренда – «Владик». Пробную партию мерча уже сделали. Продолжаем укреплять позиции на Камчатке (в Елизове планируем новый магазин) а в ближайшем будущем — ждите во Владивостоке!
— Алексей Олегович, если в двух словах, проект развития Большого Уссурийского острова, он о чём?
— В 2004 году было достигнуто соглашение, что Большой Уссурийский — это один остров, две страны. И мы договорились не делать ничего на своей территории без того, чтобы не согласовать, как это будет сопрягаться с соседней территорией. Скажем так — джентльменское соглашение на 20 лет. Оно было в режиме «спящей красавицы», но внимание и к Большому Уссурийскому острову, и к его китайской стороне Хэйсяцзы-Дао всегда было максимальное.
В 2017 году его лично посещал председатель КНР Си Цзиньпин. И вот наконец благодаря нашей совместной работе с органами Китайской Народной Республики, с Госкомитетом по развитию реформам, с Министерством коммерции, с Министерством иностранных дел, благодаря государственному визиту Владимира Владимировича Путина в мае этого года мы подписали соглашение о том, что там будет пограничный переход, что будет транспортно-логистическая инфраструктура и что будет туристическая инфраструктура.
Разные мнения бытовали. Было в какой-то момент консервационистское направление, давайте ничего не делать, пусть будет, скажем так, заповедник, зеленый остров. Но у нас природа громадная, заповедников достаточно, а это всё-таки остров сопряжения, где есть возможность соприкасаться нам с китайской культурой, китайскими соседями, вообще с одним из главных городов России, даже не только Дальнего Востока, а России — с Хабаровском.
Это большое достижение, поэтому мы считаем, что сейчас очень важно сложить все идеи, предложения, которые есть по созданию объектов в единый мастер-план, чтобы полностью раскрыть потенциал и для бизнеса, и для туризма, рекреации, для гуманитарного сотрудничества.
С точки зрения бизнеса, вижу наибольшие перспективы в развитии приграничной торговли, это беспошлинная торговля, бондовая зона, потенциально склады для электронной коммерции. Такие компании, как Озон, Wildberries смогут организовывать свои мощности, понимая, что всё-таки немалое количество товаров импортируется из Китая для того, чтобы потом здесь распространяться. И создание подобных объектов — это очень большое количество рабочих мест. Это выгодно для региона.
И второе, конечно, это туризм. В части туризма я поддержал идею Дмитрия Демешина, исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края, создать парк, договорились называть его «Парком дружбы народов», где все регионы Дальнего Востока будут иметь свои участки, смогут представить свои лучшие достижения, как-то заинтересовать посетителей, а также предложим эту возможность странам АТР.
Посетители парка смогут за несколько часов ознакомиться сразу со всем Дальним Востоком России, но и не только — у них будет возможность соприкоснуться и с культурой, артефактами стран АТР. Уверены, что такой парк будет пользоваться популярностью туристов. В сумме это даст большой толчок, в том числе экономике Хабаровска, потому что благодаря мосту, благодаря другим транспортным сопряжениям будет турпоток и в Дальневосточный художественный музей, и на горнолыжный комплекс «Хехцир», и в рекреационную зону «Заимка», и в другие.
К тому же мастер-план развития Хабаровска предполагает более комфортное времяпрепровождение, здесь интересно гулять, есть что посмотреть. Поэтому очень своевременно стартует эта история с развитием Большого Уссурийского.
— Есть ли уже проекты с конкретными характеристиками?
— Первое — это погранпереход, это самое главное. Чтобы ускорить строительство, мы берём существующий строительный проект погранперехода Каникурган в Амурской области, который создаётся при российско-китайском мостовом переходе, его приземляем на Большом Уссурийском, создаём под него инфраструктуру. Договорились уже с Росгранстроем, и Росавтодором, что при поддержке Минвостокразвития в режиме ТОР будет создана необходимая инфраструктура — появится насыпь, будет построена дорога, защищённая от паводков. Этот объект —автодорога от моста до пункта пропуска обойдётся по расчётам в 3 млрд рублей. За этот объект отвечает правительство Хабаровского края. Проект уже готов, документация прошла госэкспертизу. Сейчас подана заявка в Минтранс РФ на получение финансирования. Проектирование и строительство пункта пропуска будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Предварительно, стоимость объекта составит 10,8 млрд рублей.
Вот у нас уже погранпереход есть, дорога есть. Сейчас очерчиваем дальше территорию, накрываем режимом международной территории опережающего развития, собираем инвестиционные заявки и в рамках мастер-плана определяем, какие инвесторы, кто вложит максимальное количество инвестиций, садятся на какие участки.
Эту работу Корпорация развития Дальнего Востока проведет до конца этого года.
— То есть, если говорить о погранпереходе, он будет автомобильным?
— Да, это будет круглогодичный автомобильный погранпереход с проектной мощностью по грузам 1,3 миллиона тонн, по туристам 1,4 миллиона туристов. Но будем еще смотреть на возможность расширить по количеству туристов, я думаю, в средней и долгосрочной перспективе их может быть больше, чем полтора миллиона.
— А что по срокам?
— В 2026 году должен открыться.
— Китайские соседи с уже сделали у себя там парк, пагоду построили, благоустроили...
— Пришло время и нашей красавице проснуться!
Безусловно, открытие погранперехода создаст и новые возможности для экспорта товаров, которые производятся в Хабаровске, не только на Большом Уссурийском и на площадке ТОР «Хабаровск»-«Ракитное», на площадке Авангарда, да и в целом везти много откуда могут. С момента подписания соглашения у нас вырос поток и образовался поток заявок от бизнеса с интересом создавать объекты, создавать производство. Но здесь надо сбалансировать: все-таки Большой Уссурийский — это не остров заводов, это остров людей. Промышленные, логистические предприятия можно размещать уже на материке, что, собственно, и прописано в соглашении с Китайской Народной Республикой.
— Долгое время проект тормозился, хотели игорную зону сделать, ипподром, да много чего, но упиралось всё в необходимость создания дорогостоящей противопаводковой инфраструктуры. Как решился этот вопрос?
— Был определенный такой максималистичный подход, что нужно обеспечить гидрозащиту всего острова, да. Но остров все-таки очень большой, площадь большая. Поэтому сейчас принят другой подход, так скажем «план минимум»: защитить ту площадку или те площадки, на которых будут создаваться объекты и поднять дорогу насыпью, чтобы в случае паводков создаваемые объекты и дорога безусловно находились над уровнем воды. При этом не защищая на первых порах площадным образом всю территорию острова.
Но мы договорились, что мастер-план острова будет содержать сценарий и по расширенной защите в случае создания там больших объектов. Это вопрос необходимо просчитать, проектировщики поработают, сделаем открытый конкурс. У нас есть опыт, который мы проходили на площадке города-спутника Владивостока. Туда корпорация проинвестировала серьезные деньги и хороший проектант из Санкт-Петербурга, опытная компания провела и мастер-планирование, и изыскание грунтов, подготовила документацию о планировке территории на максимально профессиональном и детальном уровня.
Мастер-план будет по Большому Уссурийскому, я думаю, будет отдельный. Мастер-план Хабаровска уже принят, остров там фигурирует как погранпереход, но именно детализация, какие объекты, где будут созданы, какие инвестиции туда придут, какая инфраструктура нужна будет, вот эту работу мы проведем за 2025 год, а саму работу по выбору подрядчика для этого мастер-плана, по согласованию между регионом и министерством сделаем в этом году до конца 2024 года.
— Кто может стать участником проекта? Может ли это стать в том числе и китайская сторона?
— Полагаю, что китайская сторона на своей стороне будет заниматься, с российской стороны много заинтересованных инвесторов. Мы обеспечим прозрачные, конкурентные процедуры, открытые для всех, чтобы победили сильнейшие.
Владимир Путин 18 июня посетил Якутию. Визит планировался на январь и должен был стать частью президентской кампании, но не состоялся из-за непогоды. Корреспондент East Russia о главных моментах президентской поездки.
Приоритетный округ
В ходе рабочей поездки в Якутию Владимир Путин вновь обозначил приоритетность развития Дальнего Востока «на весь XXI век без всякого преувеличения». Президент обратил внимание на темпы роста экономики ДФО, которые превышают среднероссийские. Глава государства отметил необходимость дальнейшего развития инфраструктуры: поддержку получит Восточный полигон, будет развиваться судостроительный кластер. Владимир Путин дал также понять, что власти держат в уме строительство моста на Сахалин, однако сейчас в центре внимания главы государства строительство моста через Лену: президент накануне поездки в Якутию обсудил финансирование объекта с министром финансов Андреем Силуановым. Ожидается, что благодаря возведению этого перехода валовый продукт в республике вырастет на 3%, а прямые затраты бюджета снизятся на 4,7 млрд рублей.
Глава Якутии Айсен Николаев попросил поддержки в реконструкции двух аэропортов — Усть-Куйги и Ленска. В рамках действующего комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до конца 2024 года в Якутии выполняется реконструкция 14 аэропортовых комплексов. Весной 2020 года власти региона сообщали, что финансирование 10 аэропортов, в том числе в Ленске и Усть-Куйге, программой не предусмотрено.
Кадры наше все
Привлечение кадров в регион останется в приоритете, что гарантирует сохранение социальных программ, в том числе дальневосточной ипотеки. В частности, на встрече с молодыми специалистами президент заверил, что запланированное в рамках оптимизации налоговой системы повышение НДФЛ не будет распространяться на северные надбавки.
Кадры определяют будущее Дальнего Востока, подчеркнул Владимир Путин. Президент отметил, что доля молодежи на Дальнем Востоке немного выше — 27% против 25%— чем в среднем по стране. «Это, в общем, хорошая тенденция, говорит о том, что привлекательность региона возрастает. И понятно, потому что он, конечно, мощный, красивый, огромный и перспективный, очень перспективный», — сказал Владимир Путин.
Вузовское сообщество с воодушевлением встретило поддержку главой государства идеи о выделении стипендий для выпускников школ Дальнего Востока. «Это послужит для молодежи хорошим стимулом оставаться и получать в регионе высшее образование и в дальнейшем работать. Это создаст дополнительный стимул для развития высшего образования и качества человеческого капитала на Дальнем Востоке», - отметила ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева.
Владимир Путин также поддержал строительство межвузовского кампуса в Якутске. Новый объект обеспечит инфраструктуру для подготовки приоритетных кадров для развития Дальнего Востока и Арктики в рамках деятельности СВФУ, АГИКИ и АГАТУ.
«Уверена, что появление кампуса обеспечит высокотехнологичную научно-образовательную среду в регионе. С учетом планов развития АГИКИ в рамках программы развития АГИКИ по программе “Приоритет-2030” кампус предоставит возможности для развития нашего вуза, позволит наладить условия для экосистемного подхода в подготовке кадров, комфортное проживание, творческую самореализацию и получение качественного обучения на базе высококлассных мастерских, учебных аудиторий и общежития», — считает Саргылана Игнатьева.
В вузовском сообществе видят дополнительные стимулы для развития сферы образования учреждение Минвостокразвития РФ по поручению Президента РФ именных стипендий для выпускников школ всех регионов России, получивших 100 баллов по одному и более предметам ЕГЭ или являющихся победителями и призерами всероссийских олимпиад и поступивших в вузы Дальнего Востока. Это позволит и дальше закреплять кадры на Дальнем Востоке.
Талантливый и креативный народ
Из представленных президенту проектов становится ясно, что Якутия претендует на лидерство не только в сырьевом секторе, но и в креативной экономике. Главе государства показали выставку творческой и IT-индустрии. Владимир Путин высоко оценил таланты и мастерство народов Якутии, а также подчеркнул преданность людей традиционной культуре.
«Владимир Владимирович не раз отмечал, что Якутия обладает одной из лучших практик по развитию творческих индустрий. Поэтому первым делом мы представили сердце креативной экономики нашей республики — креативный кластер "Квартал Труда". <…> Владимир Владимирович высоко оценил все проекты и отметил, что в Якутии действительно живут талантливые, креативные люди», — рассказал глава Якутии Айсен Николаев.
В экспозиции, с которой ознакомился глава государства, представлены стенды нескольких инновационных проектов. В частности, это анализатор медицинских снимков Sciberia, действующий на базе искусственного интеллекта, система мониторинга авиадвигателей «Хорус», анимационная студия «Тундра».
Разработки якутских инноваторов направлены и на сферу безопасности, поддержку СВО. С началом специальной военной операции резиденты технопарка «Якутия» адаптировали свои разработки под нужды военнослужащих. Эти проекты получили поддержку ТОР «Патриотический», который был создан по поручению вице-премьера-полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева.
Среди разработок — энергосберегающие укрывные изделия из инновационных комбинированных материалов «Хоту Тент», универсальные отопительные печи для обогрева и приготовления пищи в армейских палатках, бесшумный и невидимый для тепловизоров транспорт, беспилотник на радиоуправлении и другие изобретения.
Символично, что рабочая поездка президента завершилась посещением Высшей школы музыки. Её ученики подарили Владимиру Путину его портрет. Глава государства на нем изображен на синем фоне, на полотне также оставлена подпись: «Президенту России Владимиру Путину с благодарностью от учащихся Высшей школы музыки Якутии».
Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Уровень госдолга за последние три года снизился с 69% до 47% от доходов.
— Благодаря решению нашего президента о реструктуризации мы смогли полностью уйти от коммерческих кредитов, — отметил Михаил Дегтярёв. — Сегодня мы должны коммерческим банкам 0 рублей. В 2020 году такие кредиты превышали 35 миллиардов, сейчас — 0. Это даёт нам возможность дополнительно направлять на развитие края более двух миллиардов рублей ежегодно, которые раньше мы платили за кредиты в банке.
Федеральные и региональные меры помогли увеличить доходы населения, из зоны бедности вышли около 30 000 человек. Рост розничной торговли в прошлом году составил 6%, что свидетельствует о повышении покупательской способности. Уровень безработицы достиг исторического минимума, а ключевыми драйверами развития региона остаются основные отрасли, в частности обрабатывающая промышленность. По данным 11 месяцев прошлого года, в авиастроении наблюдался рост более чем на 8%, в судостроении – на 26%. Государственный оборонный заказ выполняется в полном объеме и даже с опережением, что стало возможным благодаря личной поддержке президента Путина.
Событием национального масштаба стали первые полеты полностью импортозамещенного Суперджета-100, собранного на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Юрия Гагарина. Лайнер готов, и в настоящее время ожидается окончание сертификации двигателя ПД-8. Работа продолжается также над проектом развития малой авиации, включая строительство самолетов «Байкал». В январе стартовала круглосуточная работа по возведению сборочных цехов в Комсомольске-на-Амуре, планируется завершение работ до конца года и запуск производства в следующем году.
На Амурском судостроительном заводе в прошлом году был заложен десятый корвет, ведется строительство малых ракетных кораблей и подготовка к заказу фрегатов. В прошлом году паром «Александр Деев» вышел на линию Ванино-Холмск, а второй паром «Василий Ощепков» находится в стадии завершения. На Хабаровском судостроительном заводе в прошлом году были сданы два краболова по программе «Квоты под киль».
Объемы в металлургическом производстве продолжают расти, ожидается увеличение на 22%. Завод «Амурсталь» освоил новые экспортные рынки, включая Китай, Филиппины и Вьетнам.
Грузооборот за два года увеличился почти на 11%. Продолжается модернизация Восточного полигона РЖД, строится Тихоокеанская железная дорога и порт «Эльга» в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. За полтора года в непроходимой тайге было уложено 350 километров путей, первый причал порта уже готов, и в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера.
Благодаря модернизации Восточного полигона, провозная мощность БАМа и Транссиба увеличилась до 173 млн тонн в год. На участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино с 2008 года объем перевозок увеличился в пять раз и составил 40 млн тонн.
Масштабное строительство продолжается и в портах Советская Гавань и Ванино. По проектам компаний «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» планируется увеличение мощности по перевалке угля до 64 млн тонн в год.
В 2022 году инвестиции в экономику края составили более 281 миллиарда рублей, а к концу 2023 года этот показатель достиг 364 млрд. Рост составил почти 150%, что вывело регион на третье место в стране по этому показателю.
С момента запуска режима ТОР и СПВ в крае привлечено 126 резидентов с проектами, создающими 20 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций ТОРа и СПВ превысил полтриллиона рублей. В 2023 году было заключено еще 18 соглашений с планируемым объемом инвестиций свыше 48 млрд рублей и созданием 2 500 высокооплачиваемых рабочих мест.
В процессе реализации находятся два крупных проекта: Малмыжский горно-обогатительный комбинат, являющийся крупнейшим в России предприятием по производству концентрата меди, и Амурский оловянный металлургический комбинат. Это ведет к изменению структуры экономики региона. В этом году начинается строительство Дальневосточного автобусного кластера в Хабаровске с планами производства до 1000 машин в год.
Продолжается развитие крупной логистики — в Хабаровске запустили крупнейшие на востоке центры обработки отправлений «Озон» и «Почта России», а скоро стартуют проекты компаний «X5» и «Wildberries».
Продолжительность жизни в регионе впервые превысила 70 лет, составив 70,5 года. За последние десять лет младенческая смертность снизилась в 3,5 раза, а количество многодетных семей увеличилось в два с половиной раза, достигнув 23 500, в которых воспитывается почти 79 000 детей.
Регион улучшил свои позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата: краю вошёл в 14-ую из 37 групп и за два года поднялся с 8-го на 4-е место среди субъектов ДФО.
Сфера малого и среднего предпринимательства также демонстрирует рост: здесь занято более 210 000 человек, что составляет треть экономически активного населения, а количество самозанятых превысило 66 000, что почти в два раза больше установленного в стратегии показателя. Введены льготы по упрощенной системе налогообложения для предприятий в сфере производства, ИТ, туризма и креативных индустрий, что привело к увеличению их количества. 39 организаций края являются участниками нацпроекта «Производительность труда», а более 2000 человек прошли бесплатное обучение основам бережливого производства.
За прошлый год более 200 километров автодорог были приведены в нормативное состояние, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — более 720. На сегодняшний день 80% дорог в агломерациях соответствуют нормативу, что в два раза больше показателя последних трех лет.
Стали более доступными мвиаперевозки — с 2020 года действует программа льготных билетов для жителей северных районов, предоставляющая четыре перелета в Хабаровск, Николаевск и обратно по спецтарифу, который не повышался с момента запуска программы. Стоимость билета для взрослых составляет 4 500 рублей, для детей — 3 000. В прошлом году на эту программу было выделено более 215 млн рублей на компенсацию, обеспечив перевозку более 41 000 человек.
Для молодежи, пенсионеров и людей с инвалидностью с прошлого года действует тариф со скидкой 50%. И еслиранее он был доступен только с мая по сентябрь, теперь он действует круглый год. За год этой льготой воспользовались почти 8 000 пассажиров, а сумма субсидии составила 37,5 млн рублей.
В итоге, в прошлом году регион досрочно превысил показатель стратегии развития края, увеличив внутрирегиональный пассажиропоток до 100 000 человек, при этом количество рейсов выросло в полтора раза. За последние три года в абсолютных цифрах это составило плюс 258 рейсов, что способствовало расширению внутрирегиональной сети.
Активно наращивается строительство жилья: по последним статистическим данным, за прошлый год было введено 578 000 кв. метров, что является максимальным показателем с советских времен. Значительный вклад в это внесли программы льготного кредитования, развёрнутые по инициативе Президента страны, включая Дальневосточную ипотеку. С начала реализации программы было заключено почти 13 000 договоров на сумму более 58 млрд рублей. По решению главы государства программа была продлена и расширена, включив в неё работников оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.
Президент поставил задачу достичь планки ввода жилья в 0,8 квадратных метра на человека, что для региона означает примерно 1 000 000 квадратов в год. Регион уверенно движется к этому показателю, основные перспективы которого заключаются в комплексной жилищной застройке Хабаровской агломерации. В работе находится шесть перспективных участков общей емкостью более четырех млн кв. метров. В прошлом году регион присоединился к программе «Дальневосточный квартал», потенциал которой составляет дополнительные 700 000 квадратных метров.
Работа ведется и по ликвидации аварийного жилья. За последние пять лет было расселено более 4 000 человек, из которых 2 700 проживали в домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года, и около 1 600 – в домах, признанных аварийными после этой даты. В прошлом году было сдано шесть многоквартирных домов в различных районах, включая Бикин, поселок Токи Ванинского района, Пивань и Селихино Комсомольского района, а также на улице Аэродромной в Хабаровске. Весной планируется завершить благоустройство. Президент России поддержал запрос о выделении дополнительных средств на расселение людей из бараков на Проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, и в настоящее время ведется работа с Правительством России в этом направлении по поручению Президента.
Новая страница в развитии Дальнего Востока – это реновация 25 городов, началом которой стали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Было учтено 1000 предложений при разработке планов, которые были представлены президенту, после чего Правительство России утвердило их 29 декабря своим постановлением. На сегодняшний день в Хабаровской городской агломерации реализуется уже 10 проектов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Правительство поддержало проекты по Дальневосточной концессии, включая Дальневосточный художественный музей, и в этом году начинается строительство Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей. Также разработан долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре, предусматривающий пять направлений на сумму 12 млрд рублей.
В Хабаровском крае местные бренды получают разнообразные формы поддержки: это и содействие в формировании новых каналов сбыта, и организация участия в мероприятиях регионального и федерального уровней, а также информационная поддержка. Бренды нашего региона несут в себе частичку Хабаровского края, отличаются разнообразием и уникальностью, и сейчас важно оказывать поддержку каждому производителю, чтобы о его продукции узнали не только в России, но и за рубежом.
Несмотря на санкционное давление, Хабаровский край, сохраняя свою уникальность и разнообразие, успешно преодолевает трудности, выходит на новые рынки. Компании не сбавляют темпы в объемах поставок товаров за рубеж, а сфера услуг выходит на новые уровни.
Так, за последние 2 года предприятия нашего региона стали участниками международных выставок за рубежом, где полюбились и запомнились иностранным партнерам в Китае, ОАЭ, Монголии, Казахстане, Армении. Продукция компаний размещена на крупнейших международных электронных площадках, помогает компаниям в этом региональный Центр поддержки экспорта.
Параллельно с зарекомендовавшими себя мерами поддержки местных брендов появляются и новые возможности заявить о себе широкой аудитории. В крае ежегодно проходят региональные этапы Форума «Сильные идеи для нового времени» и в 2023 году впервые в его рамках прошел конкурс региональных брендов. Цель – поддержать развитие перспективных российских брендов в каждом регионе страны. По общему количеству заявок край занял 3 место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. В числе финалистов представлены такие бренды как «Paulain», «ДВ-Ареал», «FogStream», с которыми можно ознакомиться на карте брендов на сайте конкурса: идея.росконгресс.рф. (Форум проводится по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Организаторы: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с фондом «Росконгресс).
Бренд «Paulain» — это производство коктейльных и вечерних платьев, рыбоперерабатывающий завод «ДВ-Ареал» является одним из лидеров по производству экологически чистых и безопасных продуктов на Дальнем Востоке, ассортимент продукции включает в себя более 200 наименований продуктов дальневосточного рыболовства.
Информационные технологии также развиваются в крае и тому подтверждение компания «FogStream». «FogStream» является разработчиком ИТ-решений, и за 12 лет на рынке у компании более 200 разработок, среди которых особое внимание уделяется цифровой трансформации.
Локальному производителю важно сохранить уникальность. В этом ему поможет своевременная регистрация объектов интеллектуальной собственности. В 2023 году в Хабаровске проводился обучающий семинар «Региональные бренды России – новые точки роста». На семинаре специалисты Роспатента и Федерального института промышленной собственности рассказали представителям регионального бизнес-сообщества о таких объектах интеллектуальной собственности как географическое указание и наименование места происхождения товара, в том числе о конкурентных преимуществах для предприятий, которые дает регистрация этих обозначений, об отличиях между ними, а также как правильно подать заявку на регистрацию географического указания и наименования места происхождения товара в том числе, в электронном виде. Как отметили сами участники семинара: «Брендирование продукции – важный вопрос для развития бизнеса».
Обучающие семинары должны содействовать росту благосостояния производителей уникальных отечественных товаров, развитию территориальных брендов, которые станут важным источником пополнения региональных бюджетов.
Идет и работа по созданию единого регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае», который станет знаком качества местной продукции, а также будет способствовать ее продвижению, популяризации и узнаваемости. Первые партии брендированной продукции, произведённой в Хабаровском крае, уже были представлены на выставке-форуме «Россия» и в рамках Дней нашего региона в Совете Федерации.
Один из ключевых элементов экспорта Хабаровского края на зарубежные рынки — это продукты питания. Регион славится своими высококачественными продуктами, такими как свежие морепродукты, дикорастущие ягоды, мед. Эти товары нашли своих почитателей в Китае, Казахстане, Белоруссии, Монголии и других странах мира, где ценят качество продуктов нашего региона и доверяют брендам.
Один из таких брендов – «Балтимор-Амур», специализирующийся на производстве продуктов питания из овощей. Благодаря богатому опыту и передовым технологиям, «Балтимор-Амур» стал востребованным брендом на зарубежных рынках. Компания представляла наш регион на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, где пользовалась большим спросом среди китайских посетителей, особенно их фруктовые и овощные соки. Сейчас компания регистрирует свой товарный знак на рынке КНР при софинансировании Центра экспорта, чтобы реализовывать поставки партнерам под официальным брендом на территории Китая.
Кондитерские изделия ООО «Ветли Восток» под брендом «Ветли», «Vetima» не первый год поставляют продукцию на азиатский рынок, где славятся качеством, вкусом. В этом году вышли на рынок Монголии после участия в Международной выставке «Ворота в Азию» в г. Улан-Батор.
В Китае мед из Хабаровского края пользуется огромной популярностью - за первое полугодие отправлено более трех тыс. килограммов продукции пчеловодства на экспорт. Китайские потребители ценят его уникальный вкус и лечебные свойства. Мед заполняет полки местных магазинов и рынков, привлекая внимание покупателей. Ярким представителем производства и реализации меда является ООО «Лесные продукты» – производственное предприятие», ежегодно поставляющие мед под брендом «Lesnika»- компания имеет репутацию добропорядочного и ответственного поставщика продуктов питания, радеющего за качество своих товаров и высокие стандарты работы.
Богатые водные ресурсы региона позволяют производить высококачественные рыбные продукты, которые находят своих покупателей за рубежом. Так, компания РА «Иня» – опытный экспортер рыбной продукции в Японию, Китай. Продукция бренда «Иня» прочно укоренилась на зарубежных рынках и пользуется спросом среди иностранных покупателей.
Хабаровский край также становится центром для технологических инноваций. Иностранные клиенты высоко ценят услуги российских IT-компаний и разработчиков.
«FogStream» — хабаровский разработчик программного обеспечения и инновационных IT-решений. С 2010 года компания успешно развивается на российском рынке, а с 2016-го активно взаимодействует с зарубежными клиентами из Чехии, Новой Зеландии, Кипра, Китая, Испании и не только.
Зарекомендовали себя как качественного партнера компания ООО «Уайт Софт». Потребовалось большое количество времени, чтобы заработать доверие к бренду на зарубежных рынках, показать себя как надежного партнера, предоставляющего качественные IT-услуги.
Гордостью региона является компания «Мечталёт» - первая анимационная студия на Дальнем Востоке, полюбившаяся не только в России, но и за рубежом. Компания знаменита в 26 странах, а бренд «Мечталёт» – уже успел стать знаком качества в мире медиаконтента.
Заинтересованность контентом, который создаёт «Мечталёт», выразили байеры и дистрибуторы с Саудовской Аравии, Омана, Турции, Туниса, Индии, Малайзии и Узбекистана. вскоре мультсериал будут транслировать на крупнейшем телеканале МВС3 в странах Магриба и Ближнего Востока.
Хабаровские компании по производству одежды пользуются заслуженным вниманием как на международном, так и на российском рынке. Более 210 000 платьев произведено в регионе, бренд вечерних и коктейльных платьев Paulain известен не только по России, но и в 11 странах мира – США, Испании, Германии, Литве, Латвии и многих других. Недавно хабаровчане представили новый бренд KVINSENTE на международной выставке Collection Première Moscow в Москве.
Хабаровские платья на экспорт представляют большой потенциал для национальной модной индустрии, при этом кутюрье региона поддерживают местные бренды, так, например, модель София Ким обращалась в «Paulain», чтобы получить платье для конкурса красоты «Miss Friendship» в Китае, где она представляла Россию.
Центр поддержки экспорта Хабаровского края помог всем упомянутым компаниям бесплатными услугами по продвижению на международных рынках. В Центре предприниматели региона могут получить консультации, сформировать коммерческие предложения под целевые рынки, пройти бесплатное обучение. Здесь помогают найти иностранных партнёров, принять участие в международных выставках, выйти на зарубежные электронные торговые площадки.
«Сегодня перед российскими брендами стоит задача получить поддержку внутри страны не только от потребителя, но и от государства. Центр поддержки экспорта помогает компаниям нашего региона вывести в первую очередь не только их товары и услуги на иностранные рынки, но и грамотно презентовать и закрепить бренды краевых компаний за рубежом, найти потребителя для своего товара, услуги и получить признание и узнаваемость на востребованных рынках» – Михаил Сергиенко, директор АНО «Центр поддержки экспорта Хабаровского края».
Бренды Хабаровского края представляют собой уникальное сочетание традиций, культуры, качественных продуктов и инноваций. Регион активно идет на встречу мировым трендам, развивает устойчивые и конкурентоспособные бренды, которые успешно покоряют зарубежные рынки и вносят свой неповторимый вклад в российскую и мировую экономику.