Деньги — не главное
Времена, когда решающим фактором при выборе работы была только зарплата, уходят в прошлое. Сегодня молодым сотрудникам все чаще важны гибкий график и гибридный формат работы. Например, они хотят, чтобы обеденный перерыв длился не час, а два — чтобы успеть посетить спортзал; или чтобы была возможность поработать удаленно, находясь временно за границей.
Работодателям ничего не остается, как адаптировать бизнес-модели под эти запросы: на первый план выходит баланс между работой и личной жизнью (work-life balance), который для многих важнее краткосрочного роста дохода.
Зачем ты здесь?
Молодежи нужны смыслы: они хотят понимать, зачем остаются в регионе. Старший вице-президент, советник президента — председателя правления Банка ВТБ (ПАО) Ольга Дергунова отметила, что многолетнее сотрудничество с вузами показывает: студентам важно влиять на место, где они живут. Участие в реальных проектах дает ощущение причастности к изменениям в регионе и мотивирует остаться. «Кому еще развивать Дальний Восток, если не им?» — задается вопросом спикер.
«Дальний Восток в глазах людей, работающих в Москве и Санкт-Петербурге, все-таки немножечко дальний. И когда ты пытаешься в своей команде сказать: “А вот давайте мы что-то сделаем на Дальнем Востоке?”, сидя в Москве, в башне “Федерация”, ты не всегда находишь понимание», — говорит Ольга Дергунова.
Жить и работать на Дальнем Востоке — значит видеть, как масштабно развивается одна из самых перспективных территорий страны. Сейчас это часто звучит как рекламный слоган, но ничто не мешает ему стать искренним смыслом для молодого специалиста.
Связка вуз — работодатель
Вузы помогают молодым талантам принять решение остаться. Как рассказал ректор ТОГУ Юрий Марфин, связка «вуз — работодатель» сейчас является ключевым элементом кадровой стратегии: университет вместе с индустрией помогает абитуриенту и студенту выстроить карьерную траекторию.
«Не уедет тот выпускник, который начал работать по специальности с 3–4 курса, понимает, на каком рабочем месте он будет, и видит карьерную траекторию на предприятии — у такого студента, как правило, не возникает желания покинуть Дальний Восток», — отмечает Юрий Марфин.
Комьюнити
Молодежь мотивирует реализация и постоянное развитие; застой, как правило, приводит к увольнению или переезду. Комьюнити — мощный инструмент удержания: талантливая молодежь хочет быть среди других талантливых людей.
На Дальнем Востоке пока не так много центров притяжения для молодой интеллектуальной и профессиональной среды. Участники дискуссии вспомнили «Квартал труда» в Якутии и сошлись во мнении, что подобных мест должно стать больше. В противном случае сохранится тенденция оттока талантов в хабы вроде «Сколково» или «Иннополис».
Реклама — работает
Преимущества жизни и переезда на Дальний Восток активно продвигаются в СМИ: молодые люди видят информацию о дальневосточной ипотеке, дальневосточном гектаре, субсидированных авиабилетах — и это влияет на их решения. «По итогам 2024 года впервые зафиксирована позитивная динамика: по сравнению с 2023 годом число студентов из недальневосточных регионов выросло втрое», — отметила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
«Синие воротнички»
В последние годы наблюдается тренд к росту среднего профессионального образования: более половины девятиклассников не идут в 10-й класс. С большой долей вероятности эта тенденция продолжится, и выпускники ССУЗов и техникумов смогут найти работу.
Заявленная работодателями кадровая потребность в ключевых отраслях до 2026 года составляет более 102 тыс. человек. Из них более 17 тыс. — потребность компаний-резидентов ТОР, около 6 тыс. — по направлениям СПВ. Наибольшая потребность в кадрах отмечается в Якутии, Приморье, Амурской области и Забайкалье.
«Если говорить об отраслях, то больше всего рабочих рук требуется в строительстве и производстве строительных материалов, машиностроении, транспорте и логистике, рыболовстве и аквакультуре, добыче угля, алмазов и металлических руд», — рассказала Тахмина Турабаева, директор департамента маркетинга АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».
По требованиям к образованию: около 14 тыс. вакансий предполагают высшее образование, тогда как потребность в кадрах со средним специальным образованием составляет почти 73 тыс.