Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Строительство моста на Сахалин не входит в ближайшие планы - Минтранс

Вопрос о создании транспортного перехода на Сахалин с материковой части РФ не стоит в актуальной повестке дня, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на заявление главы Минтранса РФ Максима Соколова. Ранее Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщил, что генподряд получит «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

«Об этом сейчас еще рано говорить. Даже не разработана проектная документация, нет принципиальных решений. Поэтому эта тема сегодня вообще не стоит в повестке. Как может быть выбран подрядчик, если нет проектной документации?», - приводит агентство слова министра журналистам в кулуарах Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Со слов господина Соколова, планы строительства моста обретут актуальность, «когда средства появятся в федеральном бюджете».

Представитель РЖД, в свою очередь, сообщил, что проработка вопроса была осуществлена по заказу Минтранса в 2013 году: «Были просчитаны два варианта строительства железнодорожной линии Селихино-Ныш с мостовым и тоннельным переходом стоимостью порядка 400 млрд руб. в ценах 2013 года». «Кроме того, для увеличения перевозки грузов до 30-33 млн т потребуется дополнительное развитие железнодорожной инфраструктуры острова. Общая протяженность перехода с подходами к нему составит порядка 500 км», - добавил он. Представитель РЖД напомнил, что в сентябре на III Восточном экономическом форуме монополия и правительство Сахалинской области заключили соглашение о сотрудничестве в период работ по переустройству инфраструктуры с колеи шириной 1067 мм на 1520 мм до 2020 года. Необходимо определить, какой вариант строительства перехода экономически более эффективен с учетом стоимости жизненного цикла - мост или тоннель, отметил представитель РЖД. «В настоящее время АО "Институт экономики рельсового транспорта" ("дочка" РЖД) завершает актуализацию грузовой базы с учетом развития перегрузочных мощностей на Сахалине (к декабрю). С учетом этих параметров в начале 2018 года будет представлено актуализированное ТЭО, финансово-экономическая модель и предложения по источникам финансирования проекта», - цитирует его агентство.

Ранее эксперты неоднократно отмечали отсутствие у проекта должного экономического основания (https://www.eastrussia.ru/material/most-na-sakhalin-vyydet-na-yaponiyu/).

Проект транспортного перехода «Сахалин – материк» обсуждался много лет, интенсивные работы начались в 1999-2000 годы. Правительственная экспертиза результатов исследований, проведенная в 2002 году, подтвердила техническую реализуемость и социально-экономическую эффективность проекта. Проект перехода на Сахалин предусматривал сооружение новой железной дороги (приблизительно 580 км) со стороны Транссиба, совмещенного ж/д- и автомобильного моста через Татарский пролив (7,5 км), а также модернизацию ж/д сети на Сахалине (около 870 км). Стоимость оценивалась в $4,5 млрд, из которых $2 млрд необходимы на строительство новой ж/д ветки и моста, $2,5 млрд - на модернизацию железнодорожной системы на Сахалине. Профинансировать проект предлагалось на принципах государственно-частного партнерства, либо на условиях концессионных соглашений. Ожидавшийся срок окупаемости проекта - 35-40 лет. Объем грузоперевозок к 2020 году, по пессимистичным прогнозам, оценивался не менее чем в 9,3 млн т в год со снижением себестоимости транспортировки до 10 раз. При этом тогдашний губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в 2013 году отмечал, что на стадии обсуждения находится и строительство перехода Сахалин - Хоккайдо. С открытием транспортного коридора Япония-Россия-Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надежность, говорил он.

В сентябре 2015 года глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что проект оценивается как дело недалекого будущего. Глава Минтранса Максим Соколов в сентябре текущего года заявлял, что действующий трехлетний федеральный бюджет средств на проект не предусматривает. Без внесения изменений в главный финансовый документ о реализации проекта можно будет говорить не ранее 2020 года.