В ТОР «Усолье-Сибирское» расширили перечень видов деятельности. Соответствующее решение было принято на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам создания ОЭЗ и ТОР в моногородах, его провел вице-премьер Юрий Трутнев.
Ранее было принято решение о продлении срока действия данной ТОР, она будет действовать до 2028 года. ТОР в Усолье-Сибирском – пример нового механизма поддержки моногородов. К примеру, ранее градообразующим предприятием в Усолье-Сибирского был «Усольехимром» - производитель бытовой и промышленной химии. На его базе предпринимались попытки наладить химическое производство, но эти проекты были свернуты.
Теперь в городе работают несколько резидентов, которые реализуют свои проекты.
Вы замечали, что после 40 лет начинаешь радоваться, если по утрам у тебя ничего не болит? Спланировав недельку очередного отпуска вместе с подругой, решили — поедем в Кульдур, погреть косточки. Санаторий славится своими термальными источниками, окунуться в которые приезжают со всех концов страны, и даже из-за рубежа.
Путёвку брать не стали — поехали на машине, а поселились в доме у хорошей знакомой. Кстати, так делают многие – приезжают, снимают квартиру, средний чек 1000 рублей в день с человека. По сравнению с ценами в любом из 4-х санаториев выходит очень бюджетно. Продукты взяли с собой, но при желании в посёлке имеется штук 10 магазинчиков, где можно купить всё, что потребуется. Дорога от Хабаровска до Кульдура — примерно 320 километров: бОльшей частью по федеральной трассе по хорошему асфальту и километров 30 вполне удобоваримой грунтовки. Мы добрались за 5 часов.
В первый же день отправились, как говорят местные, «на лужи, помочить ноги». Для меня это был первый опыт посещения здравницы. Скажу сразу — никаких ВИП и лакшери условий, если вы отдыхаете «дикарями», там нет. Есть углубления в земле, выложенные камнями.
Вода на выходе из трубы первого бассейна в каскаде, а их всего три, 73 градуса, и просидеть там хотя бы минуту проблематично. Во втором бассейне температура поприятнее — примерно 45 градусов, а в третьем, где в основном и лежат отдыхающие, около 38.
Вода проточная, по идее, не застаивается, однако на стенках бассейнов наросли какие-то зелёные водоросли, из-за них дно довольно скользкое, можно упасть. Впрочем, по словам случайных знакомых, встреченных в Кульдуре, эти водоросли тоже представляют немалую ценность.
— Я езжу в Кульдур 2 раза в год, курсами по 10 дней, — рассказал обнаруженный однажды утром в бассейне Алексей из Биробиджана. — В юности занимался вольной борьбой, повредил локтевые суставы. Когда начинает крутить – никакие нестероидные противовоспалительные не помогают. Как только не лечился — результат никакой. Несколько лет назад друзья посоветовали в Кульдур съездить. Сначала сомневался — ну как водичка из-под земли может быть сильнее медицинских препаратов. Но всё же попробовал. Отпустило практически сразу. Теперь только сюда, главное — система. А про водоросли скажу — приезжали как-то на источники дамочки из Кореи, вроде. По-русски не говорили, только «холосо, холосо». Как увидели эти зеленые наросты — щётками соскребли всё, что наросло в бассейнах, намазали на себя, взяли с собой. Сильные, видать, микроорганизмы, если в такой концентрации кремния и фтора, да ещё и при высокой температуре, растут.
Что касается содержания минеральных веществ в кульдурской воде, то она, как говорит интернет, имеет самую запредельно высокую концентрацию кремния: по международной классификации 50 миллиграмм кремниевой кислоты на литр воды уже считается высоким, а источник в Кульдуре выдаёт 115 мг на литр. Кроме того, она содержит почти всю таблицу Менделеева и помогает лечить болезни опорно-двигательного аппарата, кожные и нервные заболевания, болезни сосудов. А вот вопреки утверждениям того же интернета, что кульдурская вода избавляет от гинекологических проблем, местные жители предупредили — если имеются миомы и кисты – в бассейн лучше не лезть, иначе образования будут расти, как на дрожжах. При этом подтвердили, что в санаториях лечат от бесплодия орошением, но делается это водой разбавленной, с пониженной концентрацией. Так что опять прав Парацельс: «Всё есть яд, и всё есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством».
Итак, про ощущения. Условий, повторюсь, никаких. От слова «совсем». Возле бассейнов есть бревно, на которое люди ставят сумки и кладут вещи. Чуть поодаль, в рощице, имеется скамейка, где раздеваются принимающие ванны.
Чтобы сидеть не на камне, есть несколько дощечек, на которые лучше постелить своё полотенце.
И всё — ноги в воду (глубина небольшая, даже по колено не будет), и наслаждаться ощущением тепла, некоторой мыльности — всё тот же интернет сообщает нам, что рН воды 9, то есть она щелочная — и окружающими видами.
Причём нужно помнить, что ванны следует принимать не по принципу «хапну здоровья оптом», а постепенно увеличивая время с 10 до 20 минут. Дольше сидеть в воде категорически не рекомендуется, и уж тем более распивать в бассейне алкоголь, а такое тоже бывает.
За 3 с половиной дня в Кульдуре мы были на источнике шесть раз. Больше всего мне понравилось там поздно вечером, после 21.00, хотя инстинкт самосохранения (или банальная трусость, что есть, то есть) кричал мне: «Куда вы идёте?! Не видно ни черта!!!». И правда, фонари на тропинке, ведущей к бассейнам, не горят, асфальт местами превращается в ямы, и вероятность встретить отдыхающих подшофе довольно велика. Но нас это не остановило — и к лучшему, потому что когда глаза привыкают к темноте, картина открывается фантастическая: белеющие невдалеке берёзы, пар, поднимающийся от воды, ковш Большой Медведицы на небе и журчание горной речки…
Ради этого стоит поехать в Кульдур. А когда мы пришли туда утром перед отъездом и решили окунуться — я поняла, почему люди предпочитают лежать в бассейнах, а не просто сидеть на бортике. Это как откровение — тишина, вокруг никого, всё только просыпается, на траве и волосах изморозь, а ты лежишь в тёплой воде, и не хочется тебе уезжать ни в какой Хабаровск.
Речка, которая протекает по территории санатория, тоже местами тёплая — в неё сбрасывают воды из природных ванн. Случайных гостей там не ждут — всё обнесено забором, но мы с подругой просочились между столбами. Именно там на полянке установлен символ Кульдура — семья оленей на постаменте.
Легенда гласит, что больше 100 лет назад в этом месте тунгусский охотник нашёл оленя, который лечил в источнике свою рану. Дотронувшись до воды, тунгус воскликнул «Хуль-джи-ури», что значит «горячая вода». Многие годы аборигены хранили тайну места, оно считалось божественным. Но, как водится, всё тайное рано или поздно становится явным, благодаря горячительным напиткам или деньгам. Вот и очередной тунгусский охотник отвёл когда-то к источнику русского купца, а тот вызнал тайну места и… Впрочем, благодаря этому теперь мы имеем возможность приезжать в Кульдур и принимать бесплатно целебные ванны.
Кстати, факт, что кто-то «на халяву» пользуется термальной водой, очень не нравится владельцам санатория «Кульдур». Люди, регулярно приезжающие «дикарями», рассказали, что раньше вход был свободный, но этой весной турникеты повсеместно заварили, а на территории развесили объявления, которые запрещают наслаждаться природными ваннами. Но желающих получить доступ к живой воде это не останавливает: в заборе появилась очередная дыра, и от неё уже протоптана народная тропка.
Когда-то в Кульдур приезжало по 3000 человек, рассказывают проживающие в посёлке. Теперь очередной заезд — это 20-70 отдыхающих. Расцвет здравницы пришёлся на годы СССР, здесь поправляли здоровье военные (впрочем, и сейчас в корпусе минобороны восстанавливаются бойцы, вернувшиеся с СВО). В начале 2000 –х часть «Кульдура» пришла в упадок, но как-то выживала. А в 2019 году порядка 8 корпусов детского санатория «Жемчужина Хингана», которые использовались как детский лагерь, закрыли после пожара в Холдоми... Начались проверки, рассказывают сотрудники действующих здравниц, и руководство решило, что так будет безопасней.
Любителям пощекотать нервишки рекомендую прогулку по заброшенным корпусам. Выбитые стекла, кое-где срезанные решётки, хлопающие на сквозняке двери и рамы – и всё это среди леса и в полной тишине.
Не знаю, как они сохранились на самом деле, но сооружения добротные — в СССР строили на совесть, и, возможно, хотя бы несколько корпусов можно было бы вернуть в строй. Вместо этого кто-то устроил в здании бывшей столовой — или дома культуры — свалку… Печально, господа…
Но хватит о грустном. Ещё один бонус, которые могут «забесплатно» получить посетители Кульдура – это рассвет на озере, неспешное кормление местных уток и картины, от которых захватывает дух. Я же подумываю побывать там ещё как минимум разок — зимой, чтобы вокруг минус 25, а ты сидишь в бассейне с горячей водой, и понимаешь — жизнь прекрасна.
В российских новостных лентах сообщения из Вьетнама — не самые частые публикации. Некоторый всплеск случился во время и после визита Президента РФ в СРВ летом этого года, но в целом — на фоне новостей из Китая, Таиланда, Кореи — объём информации о происходящем во Вьетнаме невелик. Почему это так? Можно и нужно ли это исправить? На эти и другие вопросы EastRussia ответил Александр Соколовский, профессор кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института ДВФУ.
— Как выглядит экономическое сотрудничество между РФ и Вьетнамом за последние годы?
— Исторически дружественные отношения России и Вьетнама сейчас переходят в русло «всестороннего стратегического партнерства». Это значит, что перед обоими государствами стоит задача нарастить взаимодействие во многих сферах, и прежде всего — в экономической. Этот процесс небыстрый, ведь запуск многих проектов требует большого количества времени, согласования на разных уровнях. Приведу пример. Вьетнамская корпорация TH Group давно хочет выйти на рынок российского Приморского края, для чего готова построить здесь молочно-товарный комплекс. Я следил за реализацией этого проекта, отмечая его выгоду для местного населения — вьетнамская компания может предоставить конкурентоспособные товары по привлекательным ценам. К счастью, проекту был дан «зеленый свет», и под будущий животноводческий комплекс уже согласована земля в Михайловском районе Приморского края. Однако мне кажется, что переговорный процесс шел непростительно долго — и такие моменты необходимо оптимизировать. Это важно прежде всего потому, что Приморский край является значимым регионом российско-вьетнамского сотрудничества. Приморский край экспортирует во Вьетнам продукты переработки древесины, электрические машины и оборудование, цветной металл, экологические сельхозпродукты, а также рыбу. Вьетнам поставляет нам сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, продукты питания и натуральный каучук. Вьетнамские партнеры также открыто заявляют о желании привлечь инвестиции из российского Приморского края.
Одним из необходимых шагов на пути расширения экономического сотрудничества РФ и СРВ является организация специальных мероприятий, таких как торговые выставки, конференции, встречи предпринимателей. Это позволит вьетнамским и российским компаниям иметь возможность общаться лично, обмениваться информацией, узнавать друг о друге и налаживать деловые отношения. Также необходима поддержка со стороны органов власти, чтобы упростить процедуры инвестирования и юридические формальности. Это поможет компаниям не сталкиваться с трудностями в инвестировании и реализации бизнеса в Приморском крае. Кроме того, нужна поддержка и поощрение банков, чтобы компании могли получить доступ к финансированию и инвестиционной поддержке. Это принесет пользу не только двум сторонам, но и экономическим отношениям между двумя странами.
— Какие факторы сдерживают более плодотворное сотрудничество РФ и СРВ, какие стимулируют?
— У российско-вьетнамских отношений есть мощный стимулирующий фактор — это многолетняя совместная история, в которой благодаря СССР был освобожден Южный Вьетнам, создано современное вьетнамское государство и осуществлена его индустриализация. Огромный вклад Советского Союза в становление страны, тесное экономическое, военное, гуманитарное сотрудничество — все это позволило Вьетнаму оправиться от пережитой войны, а со временем стать ключевым государством Юго-Восточной Азии. Вьетнамцы помнят это, а потому относятся к российскому рынку, к нашим совместным инициативам с особым вниманием и теплом. Мне бы хотелось, чтобы российские бизнесмены и политики тоже помнили это и знали, что Юго-Восточная Азия открыта нам, ведь вьетнамская сторона выступает проводником российских инициатив в регионе. Тогда мы сможем побороть еще один сдерживающий фактор в развитии наших отношений — это привычка российских компаний прежде всего ориентироваться на огромные рынки Индии и Китая. Конечно, бизнесу не хочется менять то, что и так хорошо работает, выстраивать новые цепочки поставок вместо наращения существующих. Но стоит помнить, что Вьетнам — это центр внимания ведущих мировых держав, и сейчас идет активный процесс формирования его экономического окружения, в котором мы, на мой взгляд, должны занимать весомую долю.
Стоит также обратить внимание на проблему, связанную с платежами. Российские компании не могут выплачивать Вьетнаму деньги посредством системы SWIFT, что создает ощутимые трудности. Но Центральный банк России и Национальный банк Вьетнама активно работают вместе, чтобы найти решение этой проблемы. Вообще, еще одним стимулирующим фактором развития нашего сотрудничества я бы назвал политическую самостоятельность Вьетнама. Так, Ханой смог отстоять нейтральную позицию в противостоянии политических блоков, что отличило его от многих других стран с высокой долей западного капитала. Вьетнам также не присоединился к санкциям против России. Этим самым Вьетнам показал себя сильным игроком, не подверженным манипуляциям. С таким государством можно выстраивать прочные взаимовыгодные отношения, не ожидая «сюрпризов».
— По данным на апрель 2023 на вьетнамском отделении ДВФУ обучалось 30 студентов — это связано с ограниченным спросом или предложением? Можно ли говорить, что это своеобразное «зеркало» взаимоотношений РФ и СРВ?
— Отмечу, что по состоянию на октябрь 2024 их уже более 40. Вижу, вам кажется, что это мало, особенно если сравнивать с количеством изучающих языки Восточной Азии. Но здесь все не так просто. В первую очередь мы имеем дело с традиционно слабым представлением абитуриентов и тем более их родителей о том, как Вьетнам выглядит сейчас. Многие из них помнят эту страну по боевикам о Вьетнамской войне. В то время государство, пережившее столько конфликтов, действительно было разрушено. Сейчас же оно стало ведущим в Юго-Восточной Азии, притянуло множество инвестиций. Я приезжаю во Вьетнам каждые полгода и всегда удивляюсь, что страна становится еще прекраснее. Но общественное сознание малоподвижно и относит Вьетнам к неперспективным объектам изучения «для энтузиастов», хоть это и не так. Так что неудивительно, что вьетнамистика традиционно не является «массовым» направлением.
Однако это не все, что оставляет вьетнамистику «в тени» трендовой тройки «китаеведение, корееведение, японоведение». Южная Корея и Япония знакомы россиянам через массовую культуру, а Китай завоевал статус промышленного гиганта с огромным населением, многоукладной экономикой и большими амбициями. Соответственно, выбор этих направлений кажется менее рискованным, ведь речь идет о чем-то знакомом и находящемся на слуху. Мне жаль, что многие даже не знают о том, насколько вьетнамский менталитет похож на наш – на мой взгляд, русскому человеку адаптироваться в этой стране и культуре куда легче, чем в трендовых востоковедческих направлениях.
Я рассчитываю, что баланс в востоковедении сместится вслед за развитием всестороннего стратегического партнерства наших стран. Уже сейчас российскому бизнесу и государственным структурам нужно больше специалистов, чем есть на рынке труда — такой спрос выгоден для последних. Еще лучше ситуация обстоит во Вьетнаме — это уже весьма небедная страна, готовая платить большие деньги нашим вьетнамистам. Выпускники Восточного института ДВФУ работают в российском посольстве Ханоя, в ведущих информационных агентствах Вьетнама, в крупной нефтяной компании «Вьетсовпетро». Кто-то возглавляет ханойский корреспондентский пункт Sputnik’a, другой — Торговое представительство России во Вьетнаме. В России наши вьетнамисты также имеют успех – в качестве переводчиков, сотрудников МИД РФ. Мой талантливый ученик Евгений Власов сейчас является проректором по международным отношениям и директором Восточного института ДВФУ. Это, кстати, важный показатель открытости университета, а значит, и всей России к Юго-Восточной Азии. Регион к тому же активно развивается, а с его государствами у нас богатая история дипломатических отношений. Воротами в регион является Вьетнам, что становится фактором востребованности вьетнамистов уже сейчас и точно — в будущем.
На данный момент российские вьетнамисты — это относительно узкое сообщество профессионалов, не остающихся без работы. Мы лично знакомы друг с другом, с работниками посольств Вьетнама, а наша экспертная оценка требуется не только на рабочем месте, но и в региональных органах власти, привлекающих вьетнамистов к актуальным международным проектам и переговорам. Все это позволяет нам «держать руку на пульсе» российско-вьетнамских отношений и чувствовать себя уникальными специалистами.
— Сейчас в ДВФУ обучается более 100 студентов из Вьетнама — какие направления пользуются у них наибольшим спросом/интересом?
Наибольшей популярностью пользуются следующие направления: лингвистика, филология, туризм и международные отношения.
Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
— Отельеры и рестораторы на Дальнем Востоке всегда готовы к приему туристов, ведь это их основная специализация. Другой вопрос, готово ли достаточное количество качественной инфраструктуры? Тут ответ, как мне кажется, повисает в воздухе. И это не связано с какими-то региональными проблемами, это связано с общефедеральной достаточно серьезной бедой. Потому что гостиничный бизнес долгие годы был экономически не очень интересен, а это несет за собой целый ряд факторов. Во-первых, в таком положении бизнес проигрывает ряду отраслей с точки зрения привлекательности в моменте, сроков окупаемости, рентабельности чистых активов. А во-вторых, у государства нет каких-то серьезных поддерживающих, мотивирующих программ, задач и историй, которые бы выгружали в бизнес.
Раньше после падения железного занавеса людям было прикольно поехать и посмотреть мир. И его не просто посмотрели, а задержались на этом и привыкли. При этом основная платежеспособная часть аудитории вывозила свои деньги для отдыха, оздоровления, культурного туризма за рубеж. Поэтому мотивации создавать качественную инфраструктуру внутри страны как будто бы не было либо её было недостаточно. Сейчас пандемия и СВО привели к тому, что мотивация стала совсем другой. Государство начало создавать условия для развития отрасли, страна в этом плане сделала серьёзный шаг. Еще есть резервы, но в целом отношение к инвестициям в отели достаточно серьёзно поменялось в стране.
Но при этом есть одна сложность, очень большая и очень серьёзная. Для того чтобы построить гостиничный комплекс, нужно в среднем не менее трёх лет – за полгода такую задачу не решить. Да, есть модульные отели, есть быстровозводимые конструкции, есть глэмпинги, но, во-первых, они не меняют ситуацию, например, связанную с городскими потоками, потому что, как правило, строятся в курортных и загородных локациях, а во-вторых, это достаточно небольшие комплексы, не обладающие достаточной инфраструктурой, чтобы всерьез влиять на изменения туристических потоков, поведение гостей и прочее.
На мой взгляд, сейчас на многих территориях, и на Дальнем Востоке в том числе, предприниматели заинтересованы в развитии туризма, в строительстве отелей, просто им не хватает диалогов, обратной связи, понимания этого бизнеса. И еще одна важная причина – время, ведь, к сожалению, все это происходит долго.
Инвесторы готовы вкладываться в проекты на Дальнем Востоке, просто здесь стоит вопрос конкуренции за рынок капиталов. У человека есть выбор – инвестировать в офисный центр, например, в гостиницу, в торговый центр или в жильё. Это вопрос его выбора с точки зрения финансовой модели, и это очень важно понимать. Для развития отрасли, для инвестиций и вложений должны быть экономические предпосылки. Если они созданы и находятся на высоком уровне, то все получится.Департамент содействия международной торговле (DITP) при Министерстве Коммерции Таиланда выпустил электронный каталог тайских предпринимателей и субъектов малого и среднего бизнеса.
Электронный каталог предоставляет возможность российским импортёрам, бизнесменам и предпринимателям, заинтересованным в импорте различных видов тайской продукции и услуг, получить прямой доступ к контактам тайских предпринимателей и предприятий и связаться с ними для проведения бизнес-переговоров.
Для получения доступа к электронному каталогу с различными категориями тайских товаров и услуг от предпринимателей и предприятий Таиланда посетите веб-сайт http://thaitrade.ru/?p=2820 или https://ditp-sme-e-catalogue.com/home
Для получения дополнительной информации или помощи в установлении деловых контактов можно связаться с коммерческим офисом Торгового представительства Посольства Королевства Таиланд в Москве по электронной почте moscow@thaitrade.ru или по телефону +7 (499) 653-5989.
Попасть на полки крупных продуктовых ретейлеров для фермеров не просто. Сетям требуются объёмы, качество, соблюдение сроков поставки, строго прописанная упаковка, тар и тому подобное. Мелкий сельхозпроизводитель просто не может выполнить все условия – у него, порой, нет времени и сил даже на заполнение документов по полученным грантам. В то же время супермаркеты — это гарантированный сбыт. В России стали появляться агроагрегаторы — по сути, «прокладки» между аграриями и сетями. Сейчас федеральная компания «Х5Груп» сотрудничает с 5 такими агроагрегаторами, один из которых недавно появился и в Хабаровском крае.
Оформление сельхозкооператива «Хабаровский агропродукт» вступило в заключительную фазу. Его создание — результат почти годовой работы сельскохозяйственного фонда Хабаровского края, компании «Х5Груп» и фермера Евгения Киселева, который и будет работать напрямую с сельхозпроизводителями. Фонд помогает в создании специального программного обеспечения для электронного документооборота, разработки товарной номенклатуры и других вопросах, которые могут возникнуть у членов кооператива.
— Мы по пути создания агроагрегатора прошли, наверно, чуть больше половины, — говорит Константин Могильный, руководитель центра инжиниринга краевого сельскохозяйственного фонда. — С «Пятёрочкой» стали работать потому, что это, в общем-то, от них исходила инициатива. Получается, эта федеральная сеть больше заинтересована в поставках от местных фермеров, чем та же «Невада» («Эником Невада групп» – крупный дальневосточный дистрибьютор продуктов питания, развернувший сеть супермаркетов «Самбери» и магазинов «Раз, два» в формате «у дома» — прим. авт.), например. Нет, с «Самберями» у нас, конечно, колхозники работают, напрямую или через посредников, но от них, например, предложения создать агроагрегатора не поступало.
Задача агроагрегатора — собрать выращенную продукцию по сельхозпредприятиям края, привести ее в соответствие с требованиями, которые выдвигают торговые сети, и передать им товар в оговоренные сроки. У кооператива должны быть свои склады, свои овощехранилища. За качество и количество продукции, будь то овощи, или молоко, агрегатор отвечает перед торговыми сетями, с которыми заключает договор. И, получается, все связанные с этим риски несет тоже он.
— Вот смотрите, — продолжает Константин Могильный. — Например, в сеть нужно поставить 1000 тонн раннего картофеля. Кооператив «Хабаровский агропродукт» включает пока трех фермеров, и закрыть этот объем собственными силами не может. Он заключает договоры с другими сельхоз товаропроизводителями, но в случае, если у кого-то из них случился неурожай — сейчас, к примеру, в Черняево часть картошки утонула из-за дождей, а значит, фермер соберет меньше, чем рассчитывал, — так вот, агроагрегатор должен где-то в другом месте срочно докупить эту картошку, и закрыть обязательство перед торговыми сетями. То есть риски не у фермера за недопоставленный объем, а у кооператива. Понятно, что за бесплатно такую ответственность никто на себя брать не будет. И кооператив будет иметь процент за свою работу. Какой именно – это еще решается. Но представьте, что на нем будут и транспортные расходы, и фасовка в сетки того же картофеля, в общем, работы будет много.
В идеале, рассуждают в сельхозфонде, агроагрегатор должен быть в помощь мелким аграриям. Чтобы они могли сосредоточиться на выращивании овощей и коров, а кооператив будет консолидировать мелкотоварные партии и реализовывать их, в том числе в торговые сети.
— Самая главная проблема у нас — это сбыт, — говорит Евгений Киселев. — Я вот сейчас копаю раннюю картошку. С поля ухожу в 11-12 ночи, в 3 утра уже встаю, чтобы поехать на овощную базу и сдать продукт. И там мне еще надо поторговаться — за 30 или за 40 рублей возьмут мои овощи перекупы. Как в таких условиях фермеру еще заниматься бухгалтерией, отчитываться по грантам, если он их взял? Бухгалтера у мелких производителей, как правило, своего нет, это дополнительные расходы. При создании агроагрегатора эта работа ложится на его плечи. В этом году мы в тестовом режиме заходим в «Пятёрочку», нам дают 3 месяца, чтобы понять — сможем ли обеспечивать бесперебойную поставку, успеем ли собрать, подготовить, довезти. Многие, конечно, опасаются, что забирать продукцию будем по минимальной цене. И это так. Потому что должно быть четкое понимание, что такое оптовая торговля и что такое продажа собственной продукции конечному потребителю. То есть если я, как фермер, произведу, условно говоря, килограмм картошки, пойду на ярмарку выходного дня, на рынок, к соседям — я им продам эту картошку по 70 рублей за килограмм, меня это устроит. Но если мы говорим про агроагрегатора, то это уже бизнес, здесь включаются другие участники, и оптовая цена будет ниже, скорее всего, в 2 раза. Зато ты ее точно продашь, а не останешься с гнилой картошкой на руках и убытками.
В Совете Федерации закон, регулирующий сбыт фермерской продукции, назвали серьезной поддержкой малого агробизнеса. Он получил одобрение на пленарном заседании Совета 2 августа. Законом впервые устанавливается термин «фермерская продукция» — это товары, произведенные сельскохозяйственными производителями, относящимися к малым предпринимателям. Те, кто создают агроагрегаторов, могут получить поддержку на государственном уровне. Нормы вступят в силу 1марта 2025 года.
Торговая сеть «Пятёрочка» сегодня работает с пятью агроагрегаторами, сообщила руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова. На днях компания объявила о начале работы с агрологистическим кооперативом «Агропродукт», который станет первым агрегатором для реализации фермерской продукции в республике Марий Эл. Сейчас этот кооператив сотрудничает с 18 фермерами. Предприятие располагает складом для предпродажной подготовки картофеля площадью 1150 м², а также складом для капусты площадью в 700 квадратных метров. В смену оператор обрабатывает порядка 100 тонн продукции, площадка для отгрузки может вместить около 150 тонн. В этом году «Агропродукт» уже отгрузил в торговую сеть «Пятёрочка» 220 тонн белокочанной капусты. Также работают кооперативы в Тульской и Липецкой областях.
Хабаровский агроагрегатор планирует зайти в сеть в сентябре-октябре. Евгений Киселев поставит в «Пятёрочку» картофель, тыкву, белокочанную капусту, укроп и петрушку. В этом году, говорит фермер, будет действовать предварительный договор без фиксированной стоимости, то есть действовать будут исходя из цены, которая формируется на момент поставки товара в торговые сети. А дальше — будет видно.
— Конечно, у них жёсткие условия, работают по евростандартам: поддоны, паллеты, упаковка картофеля сетками до 25 килограмм, тыквы — 10 килограмм, столько же морковки, — говорит фермер. — Небольшие сетки мы уже нашли, наша задача — везти продукцию к ним в логистический центр, а там уже будут распределять по магазинам. Понятно, что все 105 магазинов «Пятерочки» мы не обеспечим нашими овощами, будет как-то выборочно, наверное, поставляться. Все это еще прорабатывается. Главное, чтобы уверенность была в завтрашнем дне. Возвращаемся к элементам плановой экономики советской. То есть все должно быть стабильно, а не так, что сегодня много, завтра нет ничего. Вот укроп, например, когда его нет в продаже — цена взлетает до 500 рублей за килограмм, а когда его много — падает до 200. Производители должны правильно рассчитывать свои силы, понимать, что садить, в каких объемах. И тогда будет меньше нервов и больше качественного продукта для наших потребителей.
Торговая сеть «Пятёрочка» заинтересована в местных производителях. С кем-то уже работают по прямым договорам: например, в магазинах представлена продукция молокоперерабатывающих предприятий «Молочный край», «Переяславского молочного завода», МЖК «Хабаровский». Для крупных сельхозпредприятий есть проект «Агроконтракт» — без участия агроагрегатора, говорит руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова.
— Работа с локальным поставщиком — это в первую очередь возможность дифференцировать наш ассортимент. И к тому же люди любят и выбирают местную продукцию. Мы ее помечаем на полках стопперами «Выбирай Хабаровское». Встраивать местного производителя будем постепенно: пока поработаем в обычном договоре поставки — фермеры вырастили, подтверждают нам выращенную продукцию, объём, мы подтверждаем, что готовы забрать. Сейчас ведём переговоры не только с Евгением Киселевым — в регионе может быть несколько агрегаторов, по разным видам продукции. Нам интересно, когда предприятие выпускает для нас продукт по СТМ — с нашей собственной торговой маркой. У нас это бренд «Красная цена». Вообще фермеры не очень охотно идут на сотрудничество, но кто хотел, тот уже заключил с нами договор. Например, компания «Хангрупп» из Хабаровска за год работы с нами в 10 раз увеличила свой оборот.
Агрегатор — это трехсторонний проект, в нем есть участие правительства. Правительство, заметив инвестиционные перспективы, может помочь агроагрегатору с капитальным ремонтом овощехранилища, может субсидировать, многие из которых построены ещё в советские времена и уже не отвечают современным требованиям по температурным режимам, например.
Мы можем заказывать фермеру вырастить определенный сорт картошки или моркови, и нам это интересно, заказывать по сортам. У нас есть свой семенной фонд, и мы сотрудничаем с федеральным семенным фондом, и если фермеру нужно — мы запрашиваем там семена и фермеру их бесплатно предоставляем — это в рамках агроагрегатора. В рамках стратегического партнерства, которое рассчитано на взаимодействие с агроагрегатором на срок от трех лет – мы рассматриваем возможность инвестиций в строительство овощехранилища. «Пятёрочка» строит свой распределительный центр в Хабаровске, закончить планируем в конце 2025 года. Туда агрегатор сможет привозить свою продукцию, но у него должно быть хранилище, которое должно пройти наш аудит.
Самое главное, говорит Екатерина Гаврилова, настроить фермеров работать «в долгую» с торговой сетью, существовать в плановой экономике, ведь только так регион сможет выйти на самообеспеченность, например, овощами. Если торговая сеть выступит гарантом сбыта и полки производителю, в регионе могут появиться масштабные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, которые будут работать на крупные объемы.
— Это принципиально важный шаг, изменить парадигму отношений, — продолжает Гаврилова. — Будут появляться молодые фермеры, которым будет интересно работать, у которых есть и силы, и желание, которые будут видеть крупного партнера, который работает в прозрачных схемах, где всё можно отследить, всё фиксировано — это тоже очень важно. Конечно — быстрые деньги это хорошо, но если мы хотим прийти к рынку, к действительно полноценному рынку с местной продукцией, то нам надо работать в правовом законном прозрачном поле.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
- Дальний Восток готов встречать туристов и ресторанов здесь хватает, но только для тех, кто готов платить. Цены здесь высокие, ведь часть продуктов откуда-то везется. Хотя здесь есть очень много продуктов, на которые стоит обратить внимание, которые нужно заготавливать. При этом есть и противоречия: например, на Дальнем Востоке добывают краба, но отправляют его в Китай, а в регионах его не найти, либо цены выше московских. Нет прибрежного лова. А ведь сюда заходит и лакедр, и тунец, здесь есть, на что посмотреть и что попробовать.
Еще один вопрос – цена. Люди готовы тратить деньги на Дальнем Востоке, но проехав по всему миру, они просят, чтобы уровень затрат соответствовал услугам, которые предоставляют отели и рестораны. А это проблема. Стоимость перелета, переезда, переплытия, перехода, трансфера и так далее очень дорогая. А ведь человеку еще нужно спать, но кому-то и в палатке будет комфортно, а кому-то нужно, чтобы все было в золоте. Поэтому когда спрашивают, почему люди останавливаются в гостевом доме, значит, просто их не удовлетворяет стоимость тех услуг, которые ему дают в гостинице со звездами, которые, по сути, нарисованы.
Но более глобальная проблема — это сезонность: гигантский наплыв в летний период и отсутствие туристов в период дождей и морозов. Людям нужно четко обозначить десять причин приехать именно сюда. Обычно говорят про красивую природу и хороших людей, но они есть везде. Нужна изюминка, нужно работать и креативить.
Для туристов из западной части России Дальний Восток — это что-то восточное, азиатское, поэтому нужно развивать это направление, делать зарисовки на тему юго-восточной Азии, но не с точки зрения интерьера, а именно еды. Но если мы говорим о туристах из Азии, то для них Дальний Восток — это запад, это Европа. Поэтому нужно делать симбиоз кухонь, обращать внимание на то, что важно для людей.
Важно и взаимоотношение между регионами, чтобы приехав, например, во Владивосток, можно было спокойно улететь на Сахалин или на Камчатку. Много вопросов, но смогут ли их решить туроператоры? Я думаю, нет. Поэтому нужна какая-то политическая воля, поддержка.
Перспективы у Дальнего Востока гигантские: есть что посмотреть, есть замечательные люди, есть продукты, из которых можно делать хорошую кухню, есть от чего получать удовольствие. Вопрос только в том, как это все запустить на полную катушку.