фото: ПАО «НПК ОВК»
Три инновационные модели подвижного состава собственного производства представила ПАО «НПК Объединенная вагонная компания» в рамках Транспортной недели в Москве. Использование вагонов нового поколения позволит нарастить экспортный потенциал РФ, в том числе по сети российских железных дорог Восточного полигона, причем без увеличения нагрузки на ж/д инфраструктуру.
Инновационный подвижной состав позволяет собственнику экономить почти втрое на протяжении всего срока службы. Это обеспечивает дополнительную прибыль для операторов и грузоотправителей, а также снижает стоимость перевозок. Кроме того, нормативный межремонтный период для этих вагонов увеличен почти в два раза — до 1 млн км пробега или восьми лет.
Как считает генеральный директор ООО «Универсальная логистика» и ПАО «НПК ОВК» Ирина Ольховская, инновационные решения крайне важны в ситуации острого дефицита пропускной способности сети Восточного направления.
«Каждое увеличение на 10% доли инновационного подвижного состава при перевозках на Восточном полигоне обеспечивают увеличение на 2 млн тонн экспорта наших российских грузов», – рассказала Ирина Ольховская в эфире телеканала «Россия-24».
Слова эксперта действительно актуальны, учитывая поручение главы кабмина Михаила Мишустина о замене парка грузовых полувагонов Восточного полигона инновационными моделями с повышенной грузоподъемностью до 2030 года. Также важно модернизировать и обновить грузовой подвижной состав с использованием отечественных технологий.
Три девушки-студентки из Комсомольска-на-Амуре придумали как поддержать детей, которые используют медицинские изделия для коррекции дефектов здоровья. Это подростки с диабетом, проблемами зрения и слуха. Часто они стесняются и не хотят носить слуховые аппараты, инсулиновые помпы и окклюдеры из страха, что над ними будут смеяться. Бывают и случаи буллинга из-за того, что ребёнок не такой как все. Комсомольчанки придумали украшать устройства яркими и стильными изображениями из любимых мультфильмов, сейчас они собирают на свой проект два миллиона рублей, чтобы запустить производство.
На базе Комсомольского-на-Амуре государственного университета есть свой мини вариант «Сколково» — студенческое проектное бюро «Бизнес и предпринимательство. Его участники придумывают инновационные проекты, с перспективой заработка. В этом пространстве нет скептиков и критиков и к любой идее, даже, казалось бы, на первый взгляд странной, относятся серьёзно, помогают отшлифовать до состояния проекта.
Анастасия Пыжьянова, Вероника Цейтер и Полина Саяпина — студентки третьего курса заочного отделения факультета энергетики и управления, направления «Инноватика». Подружившись, девушки поняли, что на одной волне и захотели создать «добрый» проект, который бы приносил реальную помощь. Искать идею долго не пришлось: Вероника Цейтер совмещает материнство не только с учебой, но ещё и с работой: она инженер-технолог Амурского судостроительного завода ОСК. Как мама ребёнка с амблиопией постоянно сталкивается с проблемой стеснения детей во время ношения технических средств.
— На очередной встрече мы обсуждали множество проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе говорили про адаптацию в детских коллективах. И вот так мы узнали, что у ребенка Вероники – амблиопия и приходится носить на глазу окклюдер. Тогда нам пришла идея, почему бы не превратить обычные медицинские приспособления детей в атрибуты супергероев? Чтобы они не стеснялись, а с гордостью их носили, — говорит студентка Анастасия Пыжьянова. (амблиопия — «ленивый глаз» — различные по происхождению формы понижения зрения, причиной которого преимущественно являются функциональные расстройства зрительного анализатора, не поддающиеся коррекции с помощью очков или контактных линз. Окклюдер — глазной пластырь или устройство, которое клеится на один или оба (по очереди) глаза так, чтобы заклеенным глазом ребенок не мог ничего видеть — прим. автора)
— Многие взрослые не обращают внимания на детские проблемы. Расстроился ребенок, плачет, ну и ладно, до свадьбы доживет. А это неправильно. Детская душа ранимая, поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы вне зависимости от особенностей здоровья каждый ребенок был счастлив. Мы хотим, чтобы этот мир стал добрее, в нем было меньше детских слез, — добавляет ещё одна участница стартапа Полина Саяпина.
Исследование, проведённое энтузиастками, показало, что похожего производства в Комсомольске-на-Амуре, да и в целом, в Хабаровском крае, нет. В качестве пробы девушки кастомизировали слуховой аппарат и накладку на очки. Фронтальные части выполнены из гипоаллергенного пластика, а те, что в контакте с кожей — из силикона (та часть, которая прилегает к уху или к веку ребенка), чтобы не натирало и было комфортно носить изделие.
Девушки хотят запустить свой бизнес, но заработок не в приоритете обогащения. Они видят свою инициативу как социальный проект, как свою миссию. Это будет онлайн-сервис по продаже кастомизированных медицинских изделий и элементов их декорирования. Каждый товар будет индивидуален, его будут делать с помощью технологии 3D печати. Украсить можно все, что угодно: протезы, устройства для облегчения перемещения и так далее.
— Дизайн разрабатывается индивидуально. Заказчик отправляет нам размеры, фото, уточняет любимого героя ребёнка. Мы создаем макет, родитель подтверждает, и дизайнер отправляет изделие на печать, — объясняет Вероника Цейтер.
Пока изготовлено два десятка тестовых изделий. Сейчас стартап в поисках специального оборудования и финансирования. Да, в родном вузе есть несколько 3D принтеров, но на них можно сделать далеко не всё, что необходимо для реализации проекта.
— Например, нет оборудования для 3D сканирования, для производства силиконовых элементов. Да и сама технологическая проработка — это достаточно сложная задача. В вузе нет специалистов, имеющих опыт организации производства подобных изделий, — рассказывает Полина Саяпина.
Стартового капитала для у студенток нет — втроём набрали 100 тыс. рублей, но необходимо как минимум два миллиона. Чтобы поскорее начать реализацию проекта они посылают заявки на гранты, участвуют в конкурсах, прорабатывают различные варианты стратегии выхода на рынок. Например, наладить сотрудничество с центрами подбора слуховых аппаратов, центрами коррекции зрения.
В копилке первых достижений комсомольчанок — победа в VII Всероссийском конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра» в номинации «Профессиональный стартап», в котором приняли участие студенты более 200 вузов. Правда материальное вознаграждение в этом конкурсе не предусмотрено, так что успех скорее стал моральной поддержкой и знаком того, что стартап движется в верном направлении. Основные надежды на получение финансирование связаны с заявкой, которую девушки направили в Фонд содействия инновациям.
Гранты выделили в рамках конкурса «Приморский старт 2:0» – это своего рода суперфинал для победителей этапов предыдущих лет. В этом году суперфинал провели впервые, хотя сам «Приморский старт» реализуется уже четвертый год. Победители получают по два млн рублей на возможность провести НИОКР, изготовить тестовый образец или расширить существующее производство.
Идея конкурса – поддержать молодых инновационных предпринимателей региона. Компании-участники должны находиться либо в процессе становления, либо на начальной стадии развития, либо в процессе модернизации. Главное условие – серьезный потенциал превращения инновационного продукта в рыночный конкурентоспособный товар. От одной компании принимают лишь одну заявку.
Лушими стартапами суперфинала стали полнофункциональные образовательные конструкторы и комплектующие по подводной робототехнике для сборки роботов, лечебная косметика «Пентакан» на основе экстрактов морских гидробионтов Японского моря и многофункциональное биосредство для дезинфекции и мытья поверхностей «БиоЭМ-Актив».
Робот MUR (Micro Underwater Robot)
Специалисты Центра робототехники работают над популяризацией робототехники для школьников и студентов. Центр занимается морской и подводной робототехникой, ведет исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также разработку педагогических методик в контексте образовательной робототехники.
Наборы-конструкторы морских роботов используют школьники и студенты в технологических конкурсах, исследовательских и дипломных проектах, поисках под водой, экспедициях. Как отмечает директор центра Сергей Мун, наборы и комплектующие MUR помогают понять, как разрабатываются и применяются настоящие подводные роботы, и как это повлияет на развитие морских технологий и освоение океана. За последние четыре года центр робототехники реализовал более 500 наборов. Благодаря этому гранту компания планирует расширить свое производство, закупить новое оборудование и комплектующие.
«Пентакан» (компания «Примкосметика»)
Приморский косметический бренд «Пентакан» – это лечебная косметика с добавлением экстракта трепанга, который еще называют морским огурцом.
По словам главы компании Ольги Трофимовой, в настоящее время компания работает в рамках контрактного производства, и ей необходимо собственное – чтобы обеспечивать растущий спрос и улучшать контроль качества продукции.
«Исследования подтвердили эффективность нашего продукта против различных заболеваний кожи – дерматитов, акнэ, крем борется с признаками старения и обладает ранозаживляющим эффектом. С 2016 года более 50 тыс. человек смогли решить проблемы с кожей благодаря нашим кремам. Морской огурец обладает высокой способностью к регенерации: даже если его разделить пополам, он сможет полностью восстановить недостающие части. В Китае его называют морским женьшенем», – рассказала Ольга Трофимова.
«БиоЭМ-Актив» (ООО «Инноватика»)
Компания занимается разработкой и производством микробиологических препаратов. Единственный авторизованный производитель продуктов с эффективными микроорганизмами. «БиоЭМ-Актив» – средство для проведения безопасной для человека и окружающей среды дезинфекции путем подавления патогенной микрофлоры естественным образом. Дезинфицирующее средство предназначено для удаления загрязнений, бактерий, запахов. Средство можно использовать как дезинфицирующее средство для рук.
Генеральный директор ООО «Инноватика» Екатерина Евсеева отмечает, что, несмотря на большое количество химических средств дезинфекции, остро стоит проблема качества – из-за токсичности для человека и негативного воздействия на окружающую среду, кроме того, патогенные микроорганизмы научились быстро формировать резистентность к средствам.
«Наша команда разработала прототип первого в России биологического дезинфицирующего средства, которое имеет иной подход к процессу дезинфекции. Он основан на том, что в составе содержатся микроорганизмы, которые вырабатывают вещества, обладающие высоким бактерицидным действием. Это подтверждено НИИ дезинфектологии РФ. Эффективность – 99,7%. Также выявлено противовирусное действие препарата на любые виды вирусов», – уточнила она.
В рамках конкурса на площадке Дальневосточного федерального университета рассматриваются проекты цифровых и телекоммуникационных технологий, медицинских и химических, промышленных и интеллектуальных сфер, производственные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, энергоэффективные разработки, новые морские технологии, проекты по утилизации бытовых и промышленных отходов.
Перед подачей заявки на конкурс компании необходимо получить оценку своего проекта в фонде «Сколково». В жюри конкурса входят региональные эксперты отрасли, представители краевой власти и специалисты «Сколково».
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, который был в составе жюри, отметил, что такой конкурс – это уникальная площадка для инновационных проектов, которые в последующем будут реализованы на практике.
«Около 80 млн рублей получили проекты-победители за три года. По договоренности с ДВФУ мы выделили 200 млн рублей, чтобы на базе университета в этом году был создан инновационный научно-технологический центр. Он станет своеобразным промпарком, где стартапы, которые прошли отборы и нуждаются в промышленном производстве, смогут иметь для этого все необходимые условия – расположить оборудование, получить необходимые подключения для реализации своих производств. В следующем году для расширения этих возможностей будет выделено около 400 млн рублей», – добавил глава региона.
За три года существования конкурса грантовую поддержку в размере двух млн рублей получили 30 инновационных предпринимателей Приморья.Грантовый конкурс «Приморский старт» проводится во Владивостоке в четвёртый раз. В 2023 году участники подали 112 заявок, из которых 74 были допущены к участию. Отобранные проекты получили экспертную оценку учёных ДВФУ и ДВО РАН, представителей бизнеса и кредитных организаций. В результате 35 проектов прошли в финальный этап, 15 из них получили возможность презентовать свои инновации в суперфинале.
Представленные на завершающей стадии конкурса проекты имели самую различную направленность – от городского маркетплейса одежды до завода переработки золошлаков. Одним из наиболее зрелищных получилось выступление директора ООО «Силикрон» Андрея Михалко. Он презентовал собственную разработку – навесной двигатель для инвалидных колясок.
Во время презентации предприниматель не только рассказал о своей идее, но и продемонстрировал работающий прототип: сел в инвалидную коляску, сделал несколько оборотов на месте и прокатился по подуму под аплодисменты публики.
Идея проекта пришла Андрею в конце 2022 года, когда он одновременно сломал левую руку и ногу и три месяца не мог передвигаться. Созданный учёным и его командой электрический прибор с помощью переходников крепится на обычные коляски с ручным приводом, превращая их в моторизированные устройства.
Навесной двигатель способен перемещать коляску, в которой сидит человек весом до 120 килограмм, со скоростью до 15 километров в час. Одного заряда аккумулятора хватает на 12 километров пути. Себестоимость устройства составляет 47 тысяч рублей, в то время как цена самого дешёвого серийного аналога – не менее 109 тысяч. Андрей отметил, что грантовая поддержка позволит его команде наладить производственный процесс, сократить затраты на материалы и логистику. В частности, учёные планируют использовать комплектующие от б/у самокатов и гироскутеров.
Особое внимание экспертов вызвал проект рыбного маркетплейса ООО «Мой Фиш Плэйс». «Наша платформа представляет собой В2В-сервис для оптовой торговли рыбой с функцией подбора продукции и бронирования складов, – рассказывает руководитель компании Юлия Беликова. – Мы аккумулируем информацию о рыбных складах и товарных остатках на них по всей стране. В результате каждый предприниматель, вплоть до самого мелкого оптовика, получает возможность приобрести необходимый для него объём рыбы. Сегодня крупные торговые компании держат целый штат логистов, которые в течение двух недель обзванивают потенциальных поставщиков рыбопродукции. С нашим же приложением данная работа сократится до нескольких кликов мышкой».
Победителем конкурса стал проект производства смазочных материалов для предприятий пищевой индустрии, представленный ООО «Владфорум». «Наш основной потребитель – это крупные производители продуктов питания, которые сегодня сталкиваются с дефицитом смазочных материалов, – рассказал руководитель компании Дмитрий Кугут. – Мы же разработали конкурентную продукцию, выпускаем её в том числе и в форме спрея. Таких производителей в России сегодня единицы. Грантовые средства мы направим на замену лабораторного оборудования на промышленное, тем самым полностью локализуем наше производство во Владивостоке».
Ещё до оглашения победителей ООО «Владфорум» получило специальный приз от Приморского регионального филиала Россельхозбанка. «Сегодняшние проблемы пищевой промышленности мне хорошо известны, - отметил входивший в состав жюри заместитель директора филиала Михаил Тимашев. - Многие производители работают на зарубежных комплектующих и материалах. Наша миссия – поддерживать практические кейсы по импортозамещению в агропромышленном комплексе, к которым относится и проект команды Дмитрия Кугута».
Помимо компании «Владфорум», грантовую поддержку в размере 10 миллионов рублей получили следующие проекты:
ООО «Мой Фиш Плейс» (Юлия Беликова) - В2В-сервис для оптовой торговли рыбой;
ООО «Силикрон» (Андрей Михалко) - производство навесных двигателей для инвалидных колясок;
ООО «Беспилотные аппараты» (Лев Давыденко) – программное обеспечение для автоматизации управления беспилотными летательными аппаратами;
ООО «Ларимед» (Олеся Белозёрова) – производство голосовых протезов;
ООО «Витрина» (Дмитрий Шульга) – городской маркетплейс продажи одежды;
ООО «Старт» (Николай Чигарёв) – программное обеспечение для проектирования детских площадок и малых архитектурных форм на местности;
ООО «Леон» (Александр Ожерельев) – программное обеспечение с технологией дополненной реальности для обучения хирургическим операциям;ООО «Титанум» (Евгений Москаев) – инновационное производство диоксида титана;
ООО «Восточный ИКЦ «Востокинком» (Игорь Терещенко) – производство диафрагменных промышленных насосов.
Комментируя итог мероприятия, заведующий сектором развития и инноваций ДВО РАН Екатерина Соколова рассказала EastRussia, что победителями «Приморского старта» стали компании перспективные с точки зрения промышленного внедрения или создания доступной цифровой среды. Вместе с тем, она подчеркнула, что предпринимателям стоит задуматься о долгосрочных перспективах реализации своих проектов. «Существует вероятность, что через 5-7 лет многие из представленных сегодня продуктов уже устареют и уровень их конкуренции возрастёт в разы» - прокомментировала член жюри. – «Если участники конкурса в дальнейшем рассчитывают на привлечение «длинных» инвестиций, им следует уже сейчас задуматься о возможности технологической модернизации, либо о расширении ассортиментной линейки».
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.
В лесной промышленности сохраняются кризисные явления. Однако по некоторым видам продукции в минувшем году отмечена позитивная динамика относительно сложного для отрасли 2023 г. Для дальневосточных производителей близость основных рынков сбыта в Азии сокращает затраты на логистику. Тем не менее на основном экспортном рынке, в КНР, продолжают отдавать предпочтение сырью низкой степени переработки. Развитие перерабатывающих мощностей связано с перспективой роста спроса на внутреннем рынке.
В 2024 г. в лесопромышленной отрасли России наметился положительный тренд, несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию, формируемую санкционными ограничениями и ценовой конъюнктурой. Объемы лесозаготовки в стране за 10 месяцев минувшего года выросли на 3,5% относительно 2023 г., составив 148 млн куб. м. Положительная динамика также наблюдалась в лесопереработке, где сказался эффект низкой базы. Производство пиломатериалов в РФ в январе-октябре 2024 г. выросло на 0,2% относительно аналогичного периода 2023 г., до 23,9 млн куб. м. Рост в производстве фанеры за отчетный период составил 4,7%, до 2,84 млн куб. м, производство древесно-стружечных плит (ДСП) увеличилось почти на четверть, до 11,9 млн куб. м. Производство бумаги и картона в РФ в январе-октябре минувшего года составило 7,82 млн тонн, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом на 22,2% снизился выпуск пеллет, до 869 тыс. тонн: до санкционных ограничений топливные гранулы поставлялись преимущественно на западный рынок и для производителей являлись основным способом монетизации побочных продуктов переработки.
Для российских экспортеров в сфере лесной промышленности ключевым рынком сбыта остается Китай. За семь месяцев 2024 г. более половины всего российского экспорта пиломатериалов и круглого леса (7,4 млн куб. м) пришлось на КНР, что на 4% меньше, чем было поставлено за тот же период 2023 г. На втором месте по покупке в России слабо обработанного и необработанного леса в январе-июле 2024 г. оказался Узбекистан (1,1 млн куб. м), на третьем - Казахстан (481 400 куб. м). Поставки в Узбекистан и Казахстан остались на уровне 2023 г. Сокращение поставок в Китай связно в том числе и с ограничениями в банковской сфере – в начале 2024 г. главный для российских экспортеров китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial Bank остановил все расчеты с Россией.
При этом к концу года на рынке КНР отмечался рост стоимости пиломатериалов на фоне сокращения запасов[1]. Так, в крупном портовом хабе Тайцан в провинции Цзянсу еловые пиломатериалы (сорт SF, несортированные) в конце августа 2024 г. подорожали на 3-5% по отношению к июлю, до 1,9-2 тыс. юаней (270–291 долларов США) за куб. м. Пиломатериалы из северной ели поставлялись по 245 долларов за куб. м. Стоимость продукции из РФ в конце августа выросла на 3%, до 235–245 долларов за куб. м по сравнению с концом июля.
До конца лета 2024 г. Китай сокращал импорт хвойных пиломатериалов. В частности, в июле их ввоз снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 1,4 млн куб. м. По итогам семи месяцев 2024 г. Китай в целом закупил 10,3 млн куб м хвойных пиломатериалов, что на 6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе импорт из РФ за данный период упал на 3%, до 3,8 млн куб. м.
В то же время по итогам восьми месяцев 2024 г. увеличились поставки в КНР российской фанеры (в 2,7 раза), до 395,7 тыс. куб. м. В стоимостном выражении экспорт производителей фанеры вырос в 1,5 раза, до 126,1 млн долларов (ранее российская фанера поставлялась главным образом в Европу). Поставки шпона из России в Китай выросли в натуральном выражении на 22,7%, до 354,2 тыс. куб. м, в стоимостном выражении рост составил 23,9%, до 80,6 млн. долларов. Экспорт бумаги и картона увеличился в январе-августе на 15,2%, до 1,19 млн тонн, лесохимической продукции – на 66,2%, до 20,2 тыс. тонн, древесноволокнистых плит – в 4,2 раза, до 70,9 тыс. куб. м. Однако поставки круглого леса из РФ в КНР (его экспорт из России законодательно ограничен) в январе-сентябре 2024 г. снизились на четверть относительно аналогичного периода 2023 г., до 0,9 млн тонн. Кроме того, в связи с тем, что китайские потребители по-прежнему отдают предпочтение закупке необработанной древесины, российская доля на рынке Китая снижается (сокращение на 48% относительно 2019 г.).
Рост цен на лесную продукцию также фиксируется в Японии и Республике Корея. Так, в Японии рост цен в августе относительно июля составил 6%, а в первом полугодии 2024 г. Россия увеличила экспорт пиломатериалов в Японию на 12% относительно первого полугодия 2023 г., до 266 тыс. куб. м. Поставки из РФ в Южную Корею в первом полугодии прошлого года выросли на 76% относительно первого полугодия 2023 г., до 59 тыс. куб. м. Но следует отметить, что дальнейший рост стоимости лесоматериалов на мировом рынке маловероятен с учетом снижения темпов жилищного строительства из-за кризиса на рынке недвижимости КНР. При этом ожидается рост спроса на пиломатериалы на внутреннем рынке РФ благодаря мерам по стимулированию деревянного строительства.
Для производителей Дальнего Востока близость азиатских рынков сбыта является положительным фактором, сокращающим затраты на логистику (в отличие от северо-западной части страны). Тем не менее в макрорегионе наблюдается дефицит крупных мощностей по лесопереработке, что сдерживает возможности для наращивания экспорта. Дальневосточные производители при этом намерены выходить на новые рынки. В частности, в октябре первая партия лиственничного шпона из Хабаровского края объемом 1,48 тыс. куб. м была направлена в Индию (Ченнаи). Продукция выпущена холдингом RFP Group, владеющим «Амурской лесопромышленной компанией» (г. Амурск). Следует отметить, что в 2024 г. Индия в целом значительно увеличила импорт продукции ЛПК из России – в 3,3 раза за семь месяцев года, до 29 700 куб. м.
Стоит отметить, что в целом в производстве шпона в Хабаровском крае отмечается заметный рост. В январе-октябре 2024 г. объем производства вырос на 47,3% относительно аналогичного периода 2023 г., до 138,2 тыс. куб. м. Основным производителем шпона в крае является отмеченная выше «Амурская лесопромышленная компания».
Производственные мощности в лесопереработке предполагается развивать в Иркутской области, являющейся одним из российских лидеров по поставкам лесопродукции. В декабре 2024 г. Фонд развития промышленности РФ и Фонд развития промышленности Иркутской области предоставили компании ООО «Дубрава»[2] льготный заем в размере 23,6 млн рублей на модернизацию цеха глубокой переработки древесины в Нижнеилимском районе (21,2 млн рублей предоставил федеральный ФРП и 2,4 млн - ФРП Иркутской области).
С помощью льготного финансирования компания намерена дооснастить сушильный комплекс линией сортировки круглого леса для увеличения глубины лесопереработки и выпуска обрезного пиломатериала хвойных пород естественной влажности. Льготный заем предоставляется компании по программе «Проекты лесной промышленности», которая предусматривает льготное финансирование по ставке 3% годовых на срок до трех лет. Федеральный и региональные фонды предоставляют совместные займы в соотношении 90% (федеральные средства) на 10% (средства регионов).
Группа «Илим» к 2026 г. намерена реконструировать лиственный поток, что позволит увеличить объем производства беленой лиственной целлюлозы на 162 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют 12,4 млрд рублей. С января текущего года на предприятии должна начаться реализация инвестиционного проекта по модернизации картонного потока с плановым объемом инвестиций в 3,9 млрд рублей.
В целом в Иркутской области по итогам семи месяцев 2024 г. зафиксирован рост погрузки товаров лесной промышленности по железной дороге на 7,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 г. В регионе работает порядка 1,2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса, специализирующихся на производстве пиломатериалов, изделий из древесины, домокомплектов, плит, целлюлозы, картона, фанеры, а также переработке отходов лесопиления. По итогам первого полугодия 2024 г. предприятиями региона было произведено 2,3 млн куб. м пиломатериалов, 1 млн тонн целлюлозы, 400 тонн картона и 39,2 тыс. тонн древесного топлива (пеллет). Следует напомнить, что в 2023 г. Иркутская область была регионом-лидером по объемам поставок продукции лесопромышленного комплекса.
Тем временем в сентябре власти Приморского края предложили правительству Республики Беларусь создать совместное предприятие по лесопереработке для дальнейшей поставки полуфабрикатов в КНР. Тем не менее пока данные проекты находятся на стадии обсуждений.
Внимание уделяется и вопросам лесовосстановления. В ноябре минувшего года Минприроды РФ поддержало предложение губернатора Иркутской области И.Кобзева о выделении региону средств из федерального бюджета на увеличение производительности Мегетского лесного питомника (Ангарский городской округ) в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экологическое благополучие». В 2026 г. Иркутская область получит на данные цели 101,7 млн рублей, в 2027 г. – 11,3 млн рублей.
Мегетский лесопитомник является наиболее крупным в Приангарье[3]. В 2024 г. в его теплицах было выращено 2,6 млн штук сеянцев с закрытой корневой системой, в текущем году планируется увеличить производственную мощность до 3 млн штук. На выделяемые из федерального бюджета средства предполагается приобрести новое оборудование, увеличивающее производительность выращивания сеянцев хвойных пород с закрытой корневой системой до 5 млн в год.
Также о планах увеличить объемы искусственного лесовосстановления заявляют в Хабаровском крае. В регионе насчитывается 18 теплиц площадью более 10 тыс. кв. м для выращивания саженцев, к 2029 г. их число планируется увеличить до 74. В 2022-23 гг. в крае выращено 29,4 млн сеянцев, план к 2029 г. включает выращивание более 27 млн штук сеянцев лиственницы, ели, кедра корейского и сосны ежегодно.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Запасы пиломатериалов хвойных пород в китайском порту Тайцан в провинции Цзянсу на конец августа оценивались в 1,15 млн куб. м, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце.
[2] Братск, учредитель – А.Сычков.
[3] Самым большим в РФ лесопитомником считается Красноярский край, где в 2023 г. было выращено 14 млн сеянцев.
В 2022 и 2023 годах темпы торговли России и КНР показали существенный прирост, но в этом он фактически прекратился. Причиной является не только усиление западных санкций, что серьезным образом отражается на внешнеторговых расчетах, сказываются более фундаментальные факторы. Развитие отношений между странами обсудили участники VI Российско-китайского форума по всестороннему стратегическому сотрудничеству в новую эпоху на площадке ДВФУ.
Модель экономического сотрудничества, при которой Россия экспортирует в Китай энергоносители и сырье, а взамен импортирует готовые изделия, практически себя исчерпала, говорит заместитель директора по науке и инновациям Восточного института Дальневосточного федерального университета Артем Лукин.
«Если мы не изменим эту модель, то российско-китайская торговля выйдет на плато и, возможно, даже начнет сокращаться в долгосрочной перспективе», – не исключает он.
Во-первых, Россия не может бесконечно наращивать в КНР поставки сырья: Поднебесная переходит на низкоуглеродную модель развития экономики. По прогнозам в ближайшие годы Китай начнет сокращать потребление нефти и угля, а к 2040-му – и природного газа.
«Во-вторых, китайская экономика становится зрелой, а зрелая экономика растет всегда медленнее. Кроме того, в Китае сокращается население. В прошлом году оно сократилось на 2 млн человек. Это значит, что Китаю будет меньше требоваться топлива, продовольствия, меньше сырья», – объясняет эксперт.
К тому же КНР старается сохранять различные каналы поступления в страну углеводородов. Даже несмотря на дружественные отношения с РФ, маловероятно, что Пекин позволит российской нефти и газу превысить долю в 20% от всего импорта Китаем энергоносителей, рассуждает Артем Лукин. Кстати, по нефти Россия почти подошла к этому порогу.
РФ еще долго сможет поставлять ресурсы в Поднебесную в больших объемах, но это уже инерционный путь, резюмирует представитель Восточного института. России и Китаю нужно думать о по настоящему качественной, глубокой интеграции.
Выход на новый уровень партнерства на первый взгляд видится в соглашении о свободной торговле между странами. Так, российский уголь при ввозе в КНР облагается пошлиной, тогда как на австралийский энергоноситель действует нулевой тариф. Поднебесная подписала с Австралией соответствующий документ о преференциях во внешнеэкономической деятельности еще в 2015 году, хотя отношения государств после этого развивались не безоблачно.
Китайская сторона неоднократно лоббировала идею заключения соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, в который входит в Россия, рассказывает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета ВШЭ Александр Королев. Китай продвигал данную идею в рамках Шанхайской организации сотрудничества, но она не получила развития. В Евразийской экономической комиссии возможность подписания полноценного преференциального соглашения по ЗСТ так же отвергают.
«Какие аргументы чаще всего приводятся? Первое, ЗСТ предполагает обнуление таможенных тарифных пошлин. Здесь возникает боязнь национальных производителей, особенно относительно малых экономик (Армении, Кыргызстана и Казахстана), прежде всего, с точки зрения импорта критической продукции, более дешевой, более конкурентоспособной, из Китая, – подчеркнул Александр Королев. – Российская позиция здесь немного отличается в силу более емкого национального рынка России по сравнению с другими партнерами по ЕАЭС. Ее нельзя назвать саботированием, но можно назвать мягким дипломатическим оттягиванием до полноценных переговоров по зоне свободной торговли».
В случае подписания соглашения о ЗСТ российская промышленность окажется под сильнейшим ударом, считает Артем Лукин. В качестве характерного примера он привел отечественный автопром, жаловавшийся на экспансию китайских автопроизводителей.
Продажи легковых автомобилей в самом Китае столь массовы (в прошлом году превысили 26 млн ед.), что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять серьезные по размеру скидки на российском рынке, обращал внимание президент АвтоВАЗа Максим Соколов. Китайские компании, предлагая покупателям в РФ скидочные предложения, по сути, выдавливают отечественные автозаводы в низкомаржинальный сегмент. В результате целая модельная группа автомобилей, таких как Lada Vesta, оказалась под огнем экспансии, заявлял глава АвтоВАЗа.
Российские власти пошли навстречу отечественному автопрому, объявив о поэтапном повышении утилизационного сбора при импорте машин – практически до 1 млн руб. в 2029 году.
Безусловно, члены Евразийского экономического союза заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с КНР. Участники ЕАЭС выдвигали свои инициативы по расширению торговых связей с соседом. В частности, Казахстан, отмечает Александр Королев, предлагал более мягкий формат соглашения с Китаем, выводящий отношения на новый виток развития, но не предусматривающий столь широкие преференции как при свободной торговле. Однако китайская сторона не проявила к этому интерес.
«Мой прогноз, что в ближайшие два-три года не будет даже никаких обсуждений в рамках Евразийской экономической комиссии. Тема ЗСТ с Китаем, именно полноценной ЗСТ, – табуированная тема, которую сейчас не подымают, и вряд ли это изменится в обозримом будущем», – полагает эксперт.
Тем не менее, продолжает он, есть иные варианты развития на пути к интеграции. В частности, одной из сделок в обход ЕАЭС может стать соглашение между РФ и Китаем по свободной торговле услугами и упрощением условий инвестиций.
«Как известно, услуги и инвестиции – эта сфера, которая не входит в наднациональную компетенцию Евразийской экономической комиссии, – пояснил Александр Королев. – И здесь будет гораздо проще России и Китаю, имея определенный институциональный багаж, экономический опыт, дипломатический и политический уровень доверия, на двусторонней основе договориться по либерализации торговли услугами и [подходов к привлечению] инвестиций».
Среди перспективных сфер в этом плане, называет он, транспортно-логистические, инфокоммуникационные услуги – то, что изначально входило в пакет инициативы «Один пояс – один путь» по сопряжению интересов с ЕАЭС.
«Мне кажется, это очень интересная перспектива. Доля услуг в мировой экономике растет. Если Китай и Россия сделают акцент на либерализацию торговли услугами, это будет отвечать глобальному тренду», – соглашается Артем Лукин.
Вместе с тем активное взаимодействие в сфере услуг приведет к увеличению перемещения людей: туристов, студентов, предпринимателей, программистов, ученых, работников креативных индустрий и т.д. А это в свою очередь потребует от соседних стран либерализации визового режима, указывает представитель ДВФУ. Визу не просто получить сегодня как обычным россиянам, так и китайцам. «Несмотря на то, что мы говорим о дружбе без границ, на самом деле визовые границы очень ощутимы», – подчеркивает Артем Лукин.
Стоит отметить, что Поднебесная является одним из главных инициаторов развития транспортно-логистических проектов на постсоветском пространстве. Например, в этом году подписано межправительственное соглашение о строительстве железной дороги, которая соединит КНР, Кыргызстан и Узбекистан. При этом часть магистрали, которая зайдет на территорию Киргизии, будет иметь китайскую колею шириной 1435 мм (ширина на пространстве бывшего СССР – 1520 мм). Там организуют либо перегруз, либо перестановку колесных пар вагонов.
Что примечательно, это будет первый случай в постсоветской истории, когда чужая железнодорожная колея заходит на территорию бывшего Советского Союза. «Китайская колея, на это киргизы пошли, [займет] несколько десятков километров. Поэтому дальше экспансия Китая в Центральную Азию может идти именно таким образом, что китайская колея постепенно, особенно в тех странах, где железнодорожный транспорт еще не развит (это Таджикистан и Киргизия), будет потихоньку вытеснять советскую колею», – ранее отмечал руководитель дирекции стратегических проектов Евразийского банка развития Виктор Лебедев.
Возникает идея не противодействовать и не конкурировать этому, а развивать партнерство с целью интегрировать транспортные коридоры в единый евразийский транспортный каркас, считает он.
В Центральной Азии, где очень много противоречий межнационального, межгосударственного характера, начался процесс реорганизации, страны наконец стали выдвигать какие-то общие инициативы, комментирует главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Яна Лексютина. И такая динамика наблюдается при дипломатический, экономической активности КНР в регионе.
Китай сегодня переосмысливает роль транспортных коридоров. Если раньше большой объем транзита из КНР в Европу обеспечивался по территории России и Казахстана, то после 2022 года такой маршрут сопряжен с определенными рисками, отмечает Яна Лексютина. Отсюда получают актуализацию такие идеи, как создание железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном или минующего Россию транспортного коридора TRACECA (Китай – Казахстан – акватория Каспийского моря – Азербайджан – Грузия – Турция – страны Европы).
Но рассматривать это как вытеснение российского влияния из Центральной Азии ошибочно, говорит ученый.
Кроме того, Китай в настоящий момент требует, чтобы больше поставок в РФ осуществлялось через третьи страны. В 2023 году товарооборот Китая с центральноазиатскими государствами достиг $89 млрд, тогда как в доковидный 2019-й был вдвое меньше. Дополнительный объем – это фактически реэкспорт, направляющийся в Россию. Угроза вторичных санкций заставляет искать в логистике альтернативные решения.