Лес проблем
Финансовое положение в лесопромышленном комплексе страны продолжает ухудшаться. «Ситуация в отрасли непростая: и макроэкономические параметры, и санкционные режимы, и курс рубля – все это имеет существенное значение. За 8 месяцев, которые прошли, мы видим снижение производства. Обработка сократилась на 3%, производство бумаги – на 2,6%. Хорошо, что растет производство мебели, то есть у нас растет внутреннее потребление продуктов переработки на 7,3%. Но по финансовому результату не очень хорошая тенденция», – подчеркнул замглавы Минпромторга России Михаил Юрин.
Прибыль предприятий ЛПК, добавил он, согласно последним данным Росстата (за январь-июль), сократилась почти на 58% год к году, с 155 млрд до 66 млрд руб.
Дальний Восток не является исключением, хотя у региональной отрасли есть и свои вызовы. Как индикатор состояния дел в отрасли – железнодорожная погрузка лесопродукции. В январе-сентябре на Дальневосточной магистрали погружено 1,8 млн т лесных грузов (без учета отправок в контейнерах), что почти на 9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. При этом в Хабаровском крае погрузка сократилась на 5,5% (до 1,3 млн т), в Приморье – на 21,3% (до 323,7 тыс. т).
Контейнерные перевозки также демонстрируют отрицательную динамику. За 9 месяцев со станций ДВЖД отправлено 19,9 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) с лесными грузами, что на 2,4% ниже прошлогоднего результата.
Ключевой проблемой остается экспортная ориентация производства – например, в Хабаровском крае до 95% продукции ЛПК отправляется за рубеж, преимущественно в Китай. Зависимость от внешних рынков делает компании уязвимыми перед волатильной конъюнктурой. Стоит сказать, средняя таможенная стоимость хвойных пиломатериалов в КНР в последние годы остается на достаточно низких значениях. Предприятия отрасли в свою очередь испытывают трудности, связанные с нехваткой оборотных средств. Кроме того, у лесопромышленников происходит существенный рост операционных затрат.
Много сегодня говорится о необходимости развивать сбыт на внутреннем рынке, но его потенциал на Дальнем Востоке заметно отличается от западных регионов страны. Как рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Андрей Самойлов, действующие предприятия лесопромышленного комплекса имеют серьезные мощности, и перестраивать свое производство на какие-то мелкие объемы для обеспечения местных потребностей они не готовы.
Предлагается, чтобы это направление взяли на себя подведомственные краевые казенные учреждения, сообщил глава министерства. Правда, им надо предоставить право работать со спелой перестойной древесиной. Данная категория относится к деревьям, достигшим возраста, при котором они больше не растут и начинают стареть, что приводит к ухудшению качества породы и может вызывать распространение болезней (особенно этому подвержены пихта и лиственница). Чтобы не дойти до массовых санитарных рубок, целесообразно находить такому лесу применение в переработке.
Еще одним из вариантов утилизации является создание ЦБК, который бы потреблял и балансовую древесину, образующуюся в большом количестве в регионе. Ближайший комбинат расположен в Иркутской области, на который отправлять сырье с Дальнего Востока бессмысленно из-за затрат на транспортировку.
Целлюлозно-бумажный комбинат. Автор/источник фото: DedMityay/Shutterstock
Напомним, в Хабаровском крае в свое время вынашивался проект строительства ЦБК в Амурске ежегодной мощностью до 500 тыс. т хвойной целлюлозы. Инвестиции оценивались порядка $1 млрд. Предполагалось, что комбинат будет производить и поставлять в Китай несколько видов целлюлозы для бумажной и картонной продукции. Инициатором проекта тогда выступала RFP Group, которая проводила переговоры с потенциальным китайским инвестором. Однако партнерство не сложилось, а в самой RFP позже признали целлюлозный проект на Дальнем Востоке экономически не выгодным.
Китай опускает цены
Проблема с низкосортной древесиной понятна, и Минпромторг ищет решение данного вопроса, заверил Михаил Юрин, хотя идея строительства ЦБК в обозримом будущем вряд ли реализуема. «Я не вижу здесь (в ЦБП – Прим. ред.) каких-то ярких прорывов, чтобы мы могли позволить себе строить новые предприятия с учетом того, что сейчас недозагружены существующие. И перспектива не просматривается, когда мы выйдем из этого состояния», – признал чиновник.
Ситуация в целлюлозно-бумажной промышленности сегодня не лучше, чем в других сегментах лесопереработки. ЦБП также является экспортоориентированной, емкостей внутреннего рынка, чтобы закрыть мощности всех производителей, просто не существует, рассказал вице-президент группы «Илим» по связям с государственными органами и общественностью Владимир Славуцкий.
При этом внешние рынки сузились, а главный потребитель Китай, на который сегодня приходится более 70% экспорта российской целлюлозы, снижает цены на сырье. За последние пару лет стоимость беленой хвойной целлюлозы в КНР упала на 30%, а крафтлайнера (вид упаковочного картона повышенной прочности) – на 34%. Вместе со снижением цен реализации у компаний растут прочие расходы, в том числе на обслуживание долга.
«Падение в тоннах не самое значительное, но в деньгах сильно упали», – характеризует нынешнее положение экспортеров Владимир Славуцкий. Тенденция обозначилась еще в предыдущие годы, когда сохранялся рост объемов поставки целлюлозы в Китай. При фактическом удвоении российского экспорта в эту страну за последние шесть лет (с 1,7 млн т в 2018 году до 3,5 млн т в 2024-м) в стоимостном выражении увеличение составило всего 36% (с $1,3 млрд до $1,7 млрд).
В этом году отрасль ЦБП начинает работать в убыток, проинформировал вице-президент группы «Илим». Еще в июле у предприятий была прибыль, но в августе они вошли в отрицательную зону.
По принципу не навреди
«Проблема с низкотоварной, низкосортной древесиной очевидна для всех – и для европейской части страны, и для Хабаровского края. Мощности по переработке появятся позже. Но нужны решения, которые сейчас позволят эту финансовую нагрузку с бизнеса переложить», – считает председатель комитета по предпринимательству в лесном комплексе Торгово-промышленной палаты РФ Николай Кротов.
В настоящее время идет работа над актуализацией стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года и на горизонте до 2035-го. При этом участники отрасли указывают на необходимость формирования мер по поддержке ЛПК в краткосрочную перспективу.
«Стратегия до 2035 года важна, но сегодня нужен документ, который бы имел тоже стратегический характер на ближайший период, чтобы сохранить отрасль», – рассуждает Владимир Славуцкий.
Тематическое фото. Автор/источник: Kletr/Shutterstock
В этой связи, продолжает он, озабоченность вызывает намерение повысить со следующего года ставки аренды лесных участков – увеличение этих сборов в бюджет оценивается на уровне 20 млрд руб. «Не надо принимать сейчас никаких новых действий», – подчеркнул менеджер.
Увеличение арендной платы станет дополнительным ударом по бизнесу, предупреждает вице-президент ПАО «Сегежа Групп» Николай Иванов. По его словам, в сегодняшних условиях во главе угла должен быть принцип не навреди отрасли.
Позиции у лесопромышленников и регулятора диаметрально противоположные, признает заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Евгений Марков. «Форсировать мы не собираемся, но то, что ставки требуют донастройки, а также методика [их расчетов] – факт», – заявил представитель Минприроды.
Вместе с тем государство намерено разрешить лесозаготовителям использовать общераспространенные полезные ископаемые с целью строительства на арендуемых участках автомобильных дорог для вывоза леса. «Соответствующее решение министерством уже предложено, оно выглядит равным счетом таким же образом, как мы эту проблему решили для строительства Восточного полигона в рамках проекта “Российских железных дорог”», – сказал Евгений Марков, добавив, что расширение лесных автодорог рассматривается как минимизация рисков, связанных с тушением пожаров.
Данный вопрос актуален и для Дальнего Востока. «В Хабаровском крае маленький процент по развитию дорожной отрасли. Без дорог, без инфраструктуры мы не сможем осваивать новые участки», – соглашается Андрей Самойлов.