1,5 тысячи представителей бизнеса и власти из РФ и КНР стали участниками российско-китайского экономического форума «Амурэкспо», который открылся сегодня в Благовещенске. В его рамках будут обсуждаться проекты развития транспортно-логистической инфраструктуры Амурской области, в том числе «Амурский коридор».
Также в ходе «Амурэкспо» стороны обсудят тему «Импортозамещение и параллельный импорт в новых экономических условиях», идею создания на Дальнем Востоке международной ТОР. На полях форума уже прошла встреча губернатора Амурской области Василия Орлова и мэра города Хэйхэ Чжао Жунго. Стороны обсудили возобновление работы по строительству канатной дороги, а также безвизового режима для двухсторонних поездок туристов и работы трансграничного моста через Амур.
Стоит отметить, что «Амурэкспо» - одно из первых возобновленных после пандемии российско-китайских мероприятий. После трехлетнего перерыва также пройдет российско-китайская ярмарка культуры и искусства.
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Хабаровский край – Клондайк неиспользованных возможностей. Но одно дело это понимать, другое – приступить к реализации этих возможностей. Что нужно сделать в первую очередь? Об этом EastRussia рассказал председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край», сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Дмитрий Ноженко
- В представлении обывателей «Деловая Россия» - это некая тусовка обеспеченных людей, предпринимателей, которые непонятно чем занимаются, выступают с речами, призывают зарабатывать и жить лучше… такое образование из разряда «поболтали – разошлись». Это так, или есть польза для кого-то от этих встреч? Для кого?
- Да, со стороны вполне так и может показаться – вот есть структура без определенных функций, обязанностей, без полномочий. Но этим-то и интересна деятельность таких обществ, если это здоровые, живые структуры! Есть и созданные «для галочки» образования на подобие чиновничьих, единственная задача которых – присутствие в поле власти и изображение деятельности. Применительно к «Деловой России» это не так. Особенно после перезагрузки, которую организовали Денис Грось (соучредитель группы компаний «ДА! Девелопмент» - Прим. ред.), Сергей Степанов (группа компаний «Лунный свет» - Прим. ред.), Роман Безматерных (основатель группы компаний «Центр кровли» - Прим. ред.) и я. Произошло то, что принято называть «влилась молодая кровь», начались новые вещи с энергией, направленной на то, чтобы экспертно сформулировать, подтвердить и донести властям позицию по острым вопросам. Первым делом, когда только начинались ковидные ограничения, мы объясняли чиновникам, что отдельным отраслям надо больше свободы, подсказывали, какие именно регулирования в кризисный период имеют смысл, какие только навредят. Когда миновал локдаун, мы подготовили пул проектов, нужных региону, который мы называем «распаковка» Хабаровского края. Здесь мы предлагаем четыре направления.
Ключевым я считаю, превращение территории в трансграничный регион, чтобы Хабаровский край стал глобальным «сухим портом», чтобы Хабаровский край получил пункт пропуска с грузо-пассажирским статусом на Большом Уссурийском острове. Это даст рывок в развитии экономики, это заработок на логистике, на транспортировке, и, конечно, туризме. В пиковые периоды четыре миллиона человек приезжает на китайскую сторону рядом с нами, если мы два миллиона заберем и каждый оставит здесь по 100 тыс. рублей – это плюс два нынешних бюджета Хабаровского края. Плюс 200 млрд рублей. И это – работающие гостиницы, рестораны, магазины – особенно полюбившиеся туристам из Китая ювелирные, а также большие торговые центры. Это поднимет средний бизнес, который деньги не отправляет в Москву, а оставляет здесь.
Второе направление – это горнолыжный комплекс Хехцир. Начать с бывшей базы «Спартак», потом перейти на основной Хехцир. Да, это не Альпы, но мы работали с экспертами и перепады высот, как нам сказали, такие же как и в Сочи. А в качестве плюсов – граница вот она, рядом, плюс зимний период долгий.
Третий проект – питомник Лукашова (заброшенная территория в центре Хабаровска, на которой ранее располагался питомник плодовых деревьев соратника Мичурина – дальневосточного селекционера А.М Лукашова – Прим.ред.). Здесь предполагается сделать природную рекреационную зону, которая бы сама себя окупала. Это очень благородный проект, который ставит целью превратить заброшенную, неухоженную часть города во что-то стоящее, красивое, экологичное. Это ведь 163 гектара, которые сейчас официально закрыты, но там постоянно кто-то собирается, мусорит…
И четвертый проект – технопарк «Амур». Его главная цель – создать такую бизнес-среду, резиденты которой будут генерировать современные инновационные решения по нескольким направлениям – аудиовизуальный и анимационный контент, информационные технологии и разработка программного обеспечения. В глобальном смысле технопарке будет ориентироваться на экспорт - выход на внешнюю торговлю для малого и среднего бизнеса затруднен, тут требуются специальные знания и дополнительные затраты. И в этой ситуации технопарк может реально помочь хабаровским предпринимателям.
В итоге «распаковка» Хабаровского края сделает так, чтобы все, кто здесь живет или просто приехал, ощущали себя в центре Востока, а не на окраине страны.
- А что, без «Деловой России» эти проекты никак бы не двигались?
- Я так скажу – вот возьмем стандартного локального бизнесмена-предпринимателя. Он может сесть за компьютер, составить письмо, распечатать его на принтере, поставить подпись, занести в органы власти и ждать. Ждать. Ждать. Ждать! А в нашей ситуации, с учетом того, что механизм обратной связи был на федеральном уровне запущен как обязательный – были созданы рейтинги инвестпривлекательности, региональные власти обязали следить за ними – такой инструмент как наше общество, как «Деловая Россия», позволяет выходить на непосредственную коммуникацию без отосланной бумаги. Ведь мнение отдельного представителя сообщества консолидируется - к нему приращиваются мнения других – и оно становится экспертным. К нему тогда уже прислушиваются первые лица региона, министры, которые являются исполнителями по тем или иным направлениям, чиновники других рангов встраиваются в предложенную логику, и ситуация начинает меняться.
- А это не называется ли лоббизмом? Ведь каждый член «Деловой России» - это бизнесмен в первую очередь. У Дмитрия Ноженко свой интерес, у Дениса Грося – свой, у каждого из вас есть какие-то контакты, точки входа и соприкосновения с властными структурами, и вы в какой-то момент понимаете, что вам – для реализации своих интересов – выгодно этими «рычагами» поделиться и/или объединить их. Так?
- В моем понимании лоббизм, это, условно говорят, вот когда война не нужна, но глобальные некие структуры ее запускают. Вот что-то такое. А здесь все по-другому. «Деловая Россия» не лоббирует, она борется за стабилизацию условий ведения бизнеса и предпринимательства. Хотя, конечно, те инициативы, которые мы – подразделение по Хабаровскому краю и ЕАО – предлагаем, их можно расценить как лоббизм именно Хабаровского края. Особенно на фоне истории с Владивостоком – на него обратила внимание федерация, и закачанное это внимание вылилось в финансовые потоки, стройки, развитие инфраструктуры, проекты.
- И вам стало обидно за «малую родину»?
- Можно и так сказать. Я считаю, что нам надо выровнять наши позиции – нашу и Приморья – и все ресурсы для этого есть, и запуск Большого Уссурийского – это один из таких ресурсов. «Деловая Россия» поддержала эту концепцию, сформулировала мнение, и эта история зашла в логику правительства Хабаровского края. Сформулировано все это было, конечно, раньше – еще в 2017 году, в рамках движения «Я верю в Хабаровск», я все это донес до коллег, коллеги поддержали, увидели, что в этом есть разумное зерно и стратегический смысл и вся история пошла.
Сейчас приходится признать, что деловая активность выше там – в Приморье, конечно этому во многом способствуют преференциальные режимы – «Свободный порт Владивосток» (СВП), например. Он лучше формирует климат предпринимательской активности, чем ТОСЭР «Хабаровск» и ТОСЭР «Комсомольск» - это все же локальные истории. Но сдвиги в глобальной региональной экономике должны уровнять шансы и возможности Хабаровского края и Приморского. Речь о том, что следующим шагом после того, как «распакуется» граница, должен стать запуск режима СВП в Хабаровске – применительно ко всему городу, или к части его районов. Убытка и ущерба для текущей экономики это нести не будет – хотя звучали вопросы, что мол если мы входим в СПБ и, соответственно, замораживаются налоги. Нет. Те, кто, работал, продолжают работать, а те, кто новые – начинают работать и платить налоги через пять лет.
- Если честно, то сложно представить, что у успешных предпринимателей, ведь такие составляют костяк «Деловой России? У которых их бизнес по идее «съедает» все время, ну или почти все, и вот они просто так, испытывая некий творческий зуд, начинают генерировать проекты по «распаковке» Хабаровского края. Или в эти проекты по умолчанию включены собственные интересы на этой «распаковке» заработать?
- Зуда, думаю, никакого нет. Конечно, каждый живет и работает в своем ритме – у меня, например, очень плохо со временем, потому что много рботы. У кого-то это время есть, и он находит точку приложения свою в участии в «Деловой России», в ее конкретных проектах, у кого-то есть какие-то интересы – что тут такого? Предприниматель потому и предприниматель, что умеет заработать, умеет придумать «КАК» заработать, а тут совпадают интересы и предпринимательского сообщества, и Хабаровского края, как территории, как субъекта нашей страны, и, думаю, «распаковка» в интересах всех жителей нашего региона. Это такая очень большая история, хотя не скрою – если все сработает и в переход на Большом Уссурийском начнут вкладывать деньги, придут инвесторы, начнется глобальное строительство инфраструктуры, то и моему адвокатскому кабинету весьма вероятно найдется работа, заказы – мы на этом специализируемся – на юридическом сопровождении таких крупных проектов.
- А это была первичная мысль – про заказы для своего адвокатского кабинета, или вторичная?
- Это даже третичная мысль, потому что неясно когда, что будет. Может к тому моменту, когда все начнется, я уже настолько устану от всего, что буду просто со стороны, сидя на даче, радоваться тому, что дело пошло, что Большой Уссурийский развивается.
- Меняем тему, такой вопрос – что надо сделать, чтобы на Дальний Восток поехали бизнесмены, предприниматели среднего уровня. Многое из того, что делается по части льгот в ДФО, рассчитано на большие структуры, корпорации итд. Но если у нас так много ресурсов, много всего, почему ж не едут здесь бизнесы открывать «середняки»?
- Да, сейчас ситуация выглядит так, что есть большие инфраструктурные проекты, есть крупные организации, которые поглощают заказы, но им нужны подрядчики, субподрядчики, ему нужные инертные материалы, ему нужен металл, нужен транспорт, нужен обслуживающий персонал, ему нужно разворачивать поселки, ему нужно жилье – и вот, пожалуйста, распаковка среднего бизнеса, а дальше – малого бизнеса. Пример свежий – газохимическй завод в Амурской области. Идут деньги, строится инфраструктура, туда едут работники, едут эксперты…
- Но это все персонал…
- Да, но в центре Благовещенска появилась четырехзвездочная гостиница французской сети, которая изучает рынок и не ставит объекты, где попало. Они ставят там, где они могут заработать.
- Хорошо, но большие проекты – это пусть и мощные, но точечные истории. И когда завершается строительство инфраструктуры для них, когда они - заводы, верфи, газопроводы – вводятся в эксплуатацию, то происходит схлопывание вливаний, и людей там становится меньше, значит и всем, кто был на «орбите» этого проекта тоже становится нечего делать.
- Да, некий откат назад, с точки зрения объемов инвестиций происходит, уходят строители, но производство остается, возведенный объект остается, он работает. Применительно же к Хабаровску это будет постоянный прирост. «Распакованная» граница, появившиеся проекты, статус «сухого порта» - а ведь через нас траффик получается на тысячу километров короче, чем через Приморье – плюс входящий туристический поток - вот оно постоянство. И предприниматели поедут сюда, когда будет распакована граница. Начнет зарабатывать гостиничный бизнес, зарабатывает ресторанный бизнес, зарабатывает бизнес по продаже ювелирки, товаров народного потребления, таксисты… У людей становится больше денег. И появляется, кому покупать и за что покупать.
Справка
Дмитрий Ноженко – адвокат, глава адвокатского кабинета
- председатель Совета директоров АО «Дальневосточная консалтинговая группа «Аврора»
-председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край»
-сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Специализация – юридическое сопровождение и консалтинг инвестпроектов
Информация о преимуществах территориального общественного самоуправления не проистекает разве что из утюга, однако ещё далеко не все хабаровчане смогли их «пощупать». Для тех, кто лишь смутно представляет, что стоит за тремя буквами, а также для тех, кто уже вовсю пользуется открывшимися возможностями, в пятницу 30 сентября на форуме Гражданском форуме запланирована площадка «А что, так можно?».
Примеры успешных ТОС продемонстрируют, следуя принципу «от общего к частному»: федеральный опыт, краевой, городской ― пока не доберутся до конкретных хабаровских дворов.
― Мы пригласили спикера из Москвы, ― говорит Елена Примаченко, заведующая сектором управления по связям с общественностью и работе с молодежью администрации Хабаровска. ― На нашей площадке выступит Александр Точенов, ответственный секретарь совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Общественного совета Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, президент НКО «Центр прикладных исследований и программ». Он расскажет о деятельности ТОСов на федеральном уровне, о практике, которая существует в других регионах. Об особенностях ТОСов в зависимости от района края ― Ольга Приходько, начальник отдела развития ТОС комитета по внутренней политике Хабаровского края. Модератор площадки ― заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов разъяснит, какие меры поддержки ТОСов использует мэрия: семинары, совещания, помощь гражданам с оформлением документации.
И жителям, и коммунальщикам будет интересно и полезно узнать о возможности получить гранты на благоустройство территории как многоквартирных домов, так и частного сектора. А уж раздел «Миллион для депутата» точно никого не оставит равнодушным. Спойлер ― на самом деле городские парламентарии миллионерами не станут. По крайней мере не в рамках этой программы. Такую сумму каждому думцу выделил мэр, чтобы слуги народа могли оперативно и качественно решать проблемы и удовлетворять чаяния своих избирателей. Надо, скажем, дорожку во дворе подлатать или свет провести ― добро пожаловать к депутату. На площадке форума объяснят механизм, как горожане могут претендовать на депутатский миллион.
― Не надо пугаться, что потребуется заполнять бумаги для ТОС, а проявлять инициативу и объединяться с соседями, чтобы улучшить свой двор, сделать его комфортным и безопасным, ― уверяет Елена Примаченко. ― Ждем новичков и опытных участников ТОС, чтобы могли поделиться своими историями с другими, на площадке № 3 в конференц-зале Городского дворца культуры 30 сентября в 11.00. Зарегистрироваться можно заранее на сайте форума (12+) либо сразу в ГДК.
Почему администрация заинтересована в создании ТОС и готова помочь активным горожанам, объяснить легко. В первую очередь тем, что это перемены, которые точно будут соответствовать желаниям жителей.
― Замечательно, что неравнодушные хабаровчане принимают решения об улучшении своего двора, придомовой территории, ― подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук во время объезда территории города. ― Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления.
Активное развитие ТОСов в Хабаровске началось с конца 2019 года. За 2,5 года город по количеству ТОСов с последнего места вышел на третье.
Сегодня в Хабаровске процедуру оформления проходят десять новых ТОСов и уже действуют двести. Они претендуют на гранты для воплощения задуманного в краевых и городских конкурсах.
Кстати, решением губернатора Михаила Дегтярева финансирование краевых грантов в этом году увеличено до 250 млн руб. В Хабаровске на реализацию 93 проектов из краевого и городского бюджета, а также из собственных средств граждан уже привлечено около 80 млн руб. Средства вложены в строительство детских площадок, благоустройство придомовых территорий, установку спортивных объектов, видеонаблюдения и другие работы с личным участием жителей.
Шельфовые проекты по добыче углеводородов, которые реализуют дочерние компании «Газпрома» на территории Сахалинской области, останутся ключевыми в долгосрочной стратегии развития нефтегазовой отрасли России. Более того, островной регион может стать опорой в переориентации энергетического рынка на страны АТР, что происходит прямо сейчас, в условиях сложившейся внешнеполитической обстановки. Существующие возможности и перспективы обсудили в рамках форума «Нефть и газ Сахалина 2022». Eastrussia.ru публикует основные тезисы дискуссии.
Перспективы участия Сахалинской области в переформатировании работы отраслей энергетики и добычи нефти и газа стали основным вопросом первой сессии на Дальневосточном международном энергетическом форуме «Нефть и газ Сахалина 2022». Диалог эксперты посвятили развитию углеводородного рынка в сложившихся новых условиях — как антироссийские санкции и внешнеполитическое давление, так и мировой энергетический кризис диктуют крупнейшим российским корпорациям необходимость пересматривать направления сотрудничества, искать новые рынки сбыта и перестраивать главные схемы работы в отрасли. Об этом, в частности, заявил один из спикеров, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев. В своем докладе он отметил: перемены уже начались и требуют оперативной реакции бизнеса.
Сергей Лихачев, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф»
фото: Олег Леккер
«Внешнеэкономическая среда на сегодняшний день сформировала достаточно требовательный фоновый контекст к реализации нефтегазовых проектов. Мы все ощущаем возможные геополитические риски нестабильности и, соответственно, эскалацию санкционных ограничений. У правительства России есть определенный спектр задач по поддержанию стабильности функционирования — шельф в этом смысле является точкой будущего роста, который нацелен в первую очередь на долгосрочное развитие, а не на решение оперативных проблем в текущей ситуации. И, что важно отметить, помимо нестабильности энергетических и финансовых рынков, которая в конечном итоге влияет на работу добывающих компаний, мы видим важный тренд. Раньше нефтяники добывали углеводороды и не особенно задумывались, куда их поставлять — рынок был гибкий, спрос позволять поставлять нефть всем. А сейчас, в современных условиях, ключевым является вопрос маркирования продукции. Отрасль для нас существенно изменилась. Второй важный тренд в геополитике — разворот на восток. Это уже происходит, прямо сейчас. Эти факторы влияют и на нашу деятельность в целом, и на деятельность по добыче нефти и газа на востоке России», — отметил и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев.
По мнению эксперта, одним из наиболее перспективных проектов для долгосрочного развития добычи углеводородов является геологическая разведка и организация работы на Аяшском месторождении. Это шельфовый участок на Сахалине и, как отметил представитель «Газпром нефть шельф», с точки зрения вложений на длительную перспективу он является приоритетным. Во многом это связано с географическим положением островного региона — Сахалинская область является промежуточной точкой на наиболее безопасном и коротком маршруте возможной транспортировки углеводородов.
«С учетом геополитического влияния на организацию логистики, мы видим три потенциальных маршрута транспортировки углеводородов, которые добываем на шельфе. Напомню: традиционный европейский рынок был очень удобен в связи с тем, что находится вблизи точки перевалки нефти в Мурманске. Таким образом, транспортное плечо к нашим импортерам составляло максимум 5-7 дней до сложившегося ранее рынка сбыта. Сейчас ситуация иная, мы говорим уже о каналах поставки в Азию. И таких потенциально приемлемых маршрута мы видим три. Один из них — через Суэцкий канал, второй — через Африку. Третий, потенциально наименее рискованный — через Сахалин», — подчеркнул Сергей Лихачев.
Одна из главных гаваней Сахалина — морской торговый порт Корсаков — уже сейчас готовится к масштабному расширению. На базе объекта планируют создать крупный логистический хаб Северного морского транспортного коридора. Корсаков станет одной из дальних восточных точек Северного морского пути, и уже в конце 2024 года здесь ожидается прибытие первых партий контейнерных грузов. Что касается общего объема перевалки, к 2030 году он должен вырасти до 30 млн тонн. В сентябре 2021 года проект масштабной модернизации Корсаковского порта одобрил президент РФ Владимир Путин. Потенциал объекта отмечал и вице-премьер Юрий Трутнев, говоря о том, что Корсаков за счет своего географического положения находится в статусе одного из наиболее вероятных кандидатов на расширение до опорной точки Севморпути. Общий номинал инвестиций должен составить порядка 90 млрд рублей.
Как считают в «Газпром нефть шельф», даже с учетом особенностей природы и климата и связанных с этим сложностей Сахалин имеет реальные шансы на включение в новый маршрут доставки углеводородов на рынки АТР. Благодаря активному развитию уже существующих шельфовых проектов в островном регионе развита нефтегазовая инфраструктура — ее не нужно строить с нуля, опорные мощности уже есть. Представитель «Газпрома» рассчитывает, что у инвестиционного проекта появятся и другие бенефициары, которые заинтересованы в долгосрочной выгоде.
Также Лихачев назвал расположение участков добычи углеводородов на Сахалине конкурентным преимуществом в случае прокладки нового логистического маршрута. Параллельно с развитием транспортной схемы, уверен эксперт, будет продолжаться комплекс геологоразведочных работ на Аяшском месторождении. А в связи с тем, что оно является перспективным участком работы для ресурсодобывающей корпорации, в дальнейшем Сахалин может стать еще одной полноценной базой для перевалки добытой нефти и газового конденсата.
Расширение рынка добычи углеводородов перспективно и в части развития производства топлива в Сахалинской области. Ранее в рамках ВЭФ-2022 представители ПАО «Газпром» подписали с правительством островного региона соглашение о разработке инвестиционного обоснования проекта топливного завода. Предполагается, что современный комплекс переработки появится в Поронайском районе или на территории Ноглик — из нефти и газового конденсата, добытых на шельфовых проектах Сахалина, там будут производить бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.
К слову, вторая локация более предпочтительна в условиях дальнейшей разработки Аяшского инвестиционного участка — эта площадка находится недалеко от Ногликского района, у северо-восточного побережья острова Сахалин. И, если «Газпром нефть шельф» начнет, как изначально планировалось, добывать углеводороды на этом месторождении в 2025-2026 годах, это событие может совпасть с запуском производства топлива. При этом, если сроки реализации инвестиционных соглашений будут соблюдать и участники проекта модернизации порта Корсакова, к освоению Аяшского плато новый логистический хаб будет запущен. А это значит, что у амбициозной цели — развернуть энергетическую отрасль России на восток — появится реальное опорное плечо в Сахалинской области.
Президент России Владимир Путин поддержал проект создания экологического мородежного кампуса «Эцо Цех» на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Соответствующая инициатива была представлена на форуме «Сильные идеи для нового времени», который завершился в Москве 20 июля.
Молодежный зеленый кампус, по задумке авторов, станет ресурсным и образовательным центром, в котором смогут регулярно проходить тематические мероприятия. Планируется, что участники будут совместно генерировать идеи и реализовывать «зеленые проекты», которые можно масштабировать в разных регионах.
Как рассказала на презентации проекта Маргарита Цыганова, министр по молодежной политике Иркутской области, «Эко Цех» станет отправной точкой перерождения промышленной площадки Байкальского ЦБК, а также полигоном по проработке и тиражированию идей Национальной экологической инициативы. Она также предложила включить проект создания «Эко Цеха» в нацпроект «Образование». Владимир Путин поддержал это предложение.
Сбор инициатив для форума «Сильные идеи для нового времени», организаторами которого выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и «Росконгресс», шел на протяжении двух месяцев. За это время на суд жюри были направлены практически 20 тыс. заявок, каждая из которых получила профессиональную оценку. Наиболее перспективные из них на протяжении нескольких этапов выявляло экспертное сообщество — сначала был составлен Топ из 1000 идей, а потом утвержден список финалистов — 104 инициативы. Именно они попали на заключительную, очную часть форума в Москве, которая шла на протяжении двух дней, 19 и 20 июля.
Авторами идей выступили граждане со всех регионов России. Кто-то из них выступил единоличным автором инициативы, а кого-то поддерживали партнерские организации и региональные органы власти. В рамках очной части в столице проходил питчинг идей и панельные сессии по семи направлениям. В их числе — социальные и технологические инициативы, кадровый потенциал, экология, предпринимательство, развитие регионов и другие.
Среди идей, вошедших в перечень финалистов, были и другие предложения от жителей Дальнего Востока. О наиболее востребованных из них в рамках заседания «Клуба губернаторов» рассказали главы нескольких областей макрорегиона, сообщает корреспондент East Russia.
Лидером по числу заявок среди дальневосточных регионов стал Хабаровский край — всего от жителей этого субъекта поступили 158 идей, три из которых прошли в финал. Как заявил в рамках форума губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, по его поручению все три инициативы возьмут на контроль в части исполнения и сопровождения соответствующие ведомства. В их числе — упрощенный механизм аренды государственной недвижимости, госфраншиза с гарантированным сбытом, а также цифровая платформа управления системой образования.
По словам губернатора Забайкальского края Александра Осипова, конкурсный механизм поиска предложений позволяет преображать жизнь к лучшему — идеи, которые представляют на конкурс россияне, заполняют нишу, которую могут не видеть федеральные или региональные власти. Он отдельно отметил социальный проект для людей с ограниченными возможностями — ресурсный центр спортивных адаптивных игр, идею, которую, призвал Осипов, можно перенять и реализовать в других городах и регионах. Такой центр сделает спорт доступным для лиц с ограниченными возможностями, составляющими почти 10% населения края.