Поделиться
«Удоканская медь»: для привлечения инвестиций в ДФО нужна инфраструктура
Поделиться

Удокан — крупнейшее месторождение меди в России. Оно расположено в Каларском округе Забайкальского края в 30 км от станции Новая Чара. Для освоения месторождения вводится в строй горно-металлургический комбинат, выпускающий сульфидный концентрат, а в ближайшем будущем — катодную медь. Для воплощения планов в жизнь инвестору понадобится государственная поддержка, особенно в развитии логистической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Фото: ООО "Удоканская медь"

Первую очередь комбината резидент ТОР «Забайкалье» – ООО «Удоканская медь» – запустил в 2023 году. Тогда заработала первая технологическая цепочка, началось производство медного концентрата. Сейчас предприятие готовится запустить гидрометаллургический передел.

«Мы понимаем потенциал нашего оборудования и с учетом этого планируем в ближайшие годы увеличить первую очередь переработки до 15 млн тонн руды. Также в планах вторая очередь комбината, при которой объем производства достигнет 450 тыс. тонн меди в эквиваленте», — рассказала на сессии «Резервы развития Дальнего Востока» на Восточном экономическом форуме заместитель гендиректора по устойчивому развитию и корпоративным вопросам ООО «Удоканская медь» Юлия Шабала.

Для осуществления этих планов потребуется строительство дополнительной энергетической инфраструктуры. Также компания построила логистический хаб в районе Новой Чары.

«Для таких инвесторов, как мы, очень важна поддержка Минвостокразвития как резидентов ТОР. Она очень ощутима, особенно налоговые преференции. Важны и инструменты поддержки по энергетической инфраструктуре, потому что она очень капиталоемкая – где-то у нас нет вариантов, кроме как тянуть сотни км сетей. При реализации проектов в недропользовании, переработке, металлургии очень важна поддержка государства при создании инфраструктуры. Она ускоряет и старт реализации проекта, и привлечение инвестиций», — отметила Юлия Шабала.

Еще одна важная составляющая для реализации и развития крупных проектов – транспортная и дорожная инфраструктура. Особенно остро сейчас стоит вопрос о расширении Восточного полигона, который не справляется с возросшими объемами перевозок.

«В последние годы произошла переориентация на Восток, железнодорожная инфраструктура не была готова к такому наплыву. Теперь ее необходимо расширять намного интенсивнее и в больших объемах, чем планировалось в штатном режиме. Мы очень рассчитываем на то, что меры будут приняты», — прокомментировала Юлия Шабала.

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать строительство частных железных дорог. Многие компании рассматривают такой способ для своих проектов, однако для освоения месторождения в Забайкалье основным механизмом развития все же остаются государственные меры поддержки, причем не только в логистике и транспорте, но и в энергетике.

«Нужен комплексный подход в этой части, когда Минвостокразвития аккумулирует крупные проекты на перспективу 20 лет и создаст кластеры, где будут центры переработки, промышленные кластеры по недропользованию. И в них нужно делать акцент на создание инфраструктуры. Нужен системный подход, чтобы разгрузить будущих недропользователей и инвесторов. Когда появится инфраструктура с перспективой развития, инвестиции придут сюда», — подчеркнула Юлия Шабала.


Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Якутия на ВЭФ-2025: инвестиции, технологии и люди как главный результат

На ВЭФ – 2025 республика заключила 27 соглашений на сумму 106 миллиардов рублей. Но цифры — лишь часть истории. Форум показал, как Якутия постепенно меняет свой образ: от региона, который ассоциировался в первую очередь с добычей природных ресурсов — к территории комплексного развития и инноваций.

Читать полностью
Поделиться
Россия – Китай: почему торговый бум не превращается в инвестиционный прорыв

Новые векторы сотрудничества обсудили на Восточном экономическом форуме в рамках сессии «Россия – Китай: региональное измерение» эксперты и представители власти. Торговля между двумя странами стремительно растет — только за шесть лет оборот увеличился в 2,5 раза. Однако за бурной динамикой товаропотоков не поспевают инвестиции и инфраструктурные проекты, что становится главным ограничением развития. Российские регионы предлагают решения — от новых мостов и портов до логистических хабов, а банки готовы поддерживать технологическое партнёрство и совместные производства. Китайский бизнес, в свою очередь, делает ставку на локализацию, промышленное сотрудничество и выход в цифровые сегменты. Итог дискуссии: двусторонние отношения выходят за рамки торговли, формируя основу для комплексной интеграции.

Читать полностью
Поделиться
Энергия потребления

Последние годы электропотребление на Дальнем Востоке растет темпами вдвое выше среднероссийского уровня. Вместе с тем высказываются опасения, что болезнь роста обернется дефицитом энергомощностей, который до 2030 года оценивается более 3 ГВт. А это угрожает реализации крупных инвестиционных проектов в регионах. Сакраментальный вопрос – где изыскать средства на обновление объектов энергетики.

Читать полностью
Поделиться
От обсуждений — к миллиардам инвестиций

Одним из эффективных инструментов развития Дальнего Востока стал Восточный экономический форум. За годы его проведения было создано 16 территорий опережающего развития, свободный порт Владивосток и другие преференциальные режимы, работа которых обсуждалась в рамках ВЭФ. На их старте казалось, что золотой дождь инвестиций обрушится на Дальний Восток мгновенно. В реальности все было сложнее и куда интереснее. Директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов рассказал, как регион искал баланс между государственными вливаниями и привлечением частного капитала, и почему путь к зрелой экономике занимает годы.

Читать полностью
Поделиться
Прагматизма стало больше

В сентябре 2025 года во Владивостоке пройдет десятый Восточный экономический форум. Изначально он задумывался как средство привлечения инвестиций и укрепления делового сотрудничества, однако с годами его цель и интересы изменились. О трансформации ВЭФ за десять лет рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
ВЭФ: от витрины намерений к инструменту развития

Восточный экономический форум впервые состоялся в 2015 году. За десять лет своей деятельности ВЭФ не только стал ключевой платформой для обсуждения вопросов развития Дальнего Востока, отношений России с глобальным Югом и Тихоокеанской Азией, но и поспособствовал реализации сотен инвестиционных проектов.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Курилы: бизнес с видом на океан

В июле этого года планируется организовать выезд бизнес-миссии на Курилы. В ходе поездки будут представлены инвестиционные площадки на островах Итуруп и Кунашир. Наиболее привлекательными для инвестиций сахалинские власти видят три отрасли: туризм, аквакультура и IT-разработки, которые должны преобразить экономику Курил. С этой целью предполагается задействовать весь имеющейся арсенал преференций и мер административной поддержки. Но, как указывают отраслевые эксперты, одних льгот здесь будет недостаточно.

Читать полностью
Поделиться
Рыба попала в передел

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ включает в себя задачу увеличить к 2030 году среднедушевое потребление рыбной продукции до 28 кг ежегодно (сейчас – 23,4 кг). Без развитой системы рыбопереработки будет сложно достичь этой цели, утверждают эксперты, однако сейчас меры государственной поддержки распространяются больше на рыбодобывающий сектор и аквакультуру. Кроме того, важно в целом стимулировать инвестиционную активность отрасли, которая сегодня сталкивается с различного рода вызовами.

Читать полностью
Больше материалов