В Бурятии больше всего досталось Закаменскому району – там повреждены крыши 106 домов, в которых проживает 291 человек, в том числе 82 ребенка. Под «раздачу» также попали школа, детский сад и здание сельской администрации. Также пострадали огороды и посевные площади.
В трех селах – Бургай, Хуртага и Улекчин - ввели режим ЧС. Глава республики дал поручение в кратчайшие сроки оценить последствия и подсчитать ущерб, чтобы жители смогли получить компенсацию и до осени залатать крыши.
Мастер-планы разрабатываются для 25 дальневосточных городов – это 11 региональных центров, девять городов с численностью населения свыше 50 тыс. жителей, три города – менее 50 тыс. жителей, две столицы БАМа. На сегодня все мастер-планы готовы к воплощению.
Работы пройдут в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Чита, Краснокаменск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Корсаков, Тында, Северобайкальск, Магадан, Анадырь, Якутск, Нерюнгри, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск, Арсеньев, Биробиджан. Новые стройки начнут запускать уже в 2024 году и должны завершиться до 2030 года. В декабре 2023 года завершено первое мероприятие в столице Камчатки: благоустроена смотровая площадка на сопке Петровской. Первый мастер-план утвердили в сентябре 2022 года для Петропавловска-Камчатского.
Мастер-план – это не только развитие территории, это – инструмент, который предполагает комплексный подход и включает в себя архитектурные решения, социальные, экономические, экологические и культурные аспекты. Кроме того, он помогает найти баланс между интересами жителей, властей и бизнеса.
Общий объем финансирования проектов мастер-планов составляет 4,4 трлн рублей, из которых 2,2 трлн будут выделены из федерального бюджета, остальное – из внебюджетных источников. В общей сложности запланировано 835 мероприятий – это более двух тыс. проектов.
В ходе сессии глава Якутии Айсен Николаев представил опыт развития городов республики на основе мастер-планов. В Якутии уже разработано и утверждено 11 мастер-планов городов и поселков, включая арктические населенные пункты, еще десять находятся в разработке. Самые значимые из них – мастер-планы Якутска и Нерюнгри. Они утверждены на уровне правительства РФ на общую сумму 562 млрд рублей, основная часть которых – это федеральные деньги и внебюджетные средства.
«Огромный объем работы предстоит. В Якутске одной из главных задач стоит полная ликвидация аварийного жилья, признанного таким до сентября 2023 года, строительство нового инновационного центра нашей столицы, появление Ленского моста, Арктического центра эпоса, кинопавильона полного цикла. В Нерюнгри главная задача – наряду с созданием новых общественных пространств, внедрением энергоэффективных технологий – создание новой системы здравоохранения. С этого года начнется строительство школ в Якутске, а в Нерюнгри уже идет реконструкция объектов здравоохранения», – рассказал Айсен Николаев.
Начавшаяся реализация мероприятий всестороннего развития территорий привела власти к выводу: без четкого контроля и руководства не обойтись. Глава Якутии отметил, что в республике сформированы необходимые условия для решения этих задач: в марте прошлого года открыт проектный офис для реализации ключевых мероприятий в рамках мастер-планов, создан оперативный штаб по строительству и реконструкции объектов, которые включены в мастер-планы Якутска и Нерюнгри, работает ситуационный центр главы республики. Это нивелирует бюрократические проволочки, синхронизирует решения органов власти и подрядчиков.
Подобные рычаги управления создаются и в других дальневосточных регионах. Глава Якутии предложил создать оперативный штат на уровне полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, который будет контролировать реализацию мастер-планов. Он добавил, что необходима цифровая управленческая платформа для мониторинга реализации мастер-планов с учетом лучших практик и проблем.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов рассказал, что в регионе разработаны два мастер-плана: для Улан-Удэ и Северобайкальска.
«Они появились не с нуля, реализация мастер-планов – это большой, комплексный проект, требующий включения множества ответственных институтов. Это и транспорт, и экономика, и система образования, и бизнес. Уже сегодня в Улан-Удэ реализуется флагманский проект мастер-плана – преобразование центра города, куда вложено четыре млрд рублей только на городскую инфраструктуру ЖКХ. Подписано концессионное соглашение о строительстве театра «Байкал», национального музея республики – сумма 10 млрд рублей. Принципиально важно для успешной реализации проекта создавать единый центр управления, и у нас в республике такая структура уже есть», – рассказал Алексей Цыденов.
С тем, что необходимо создать курирующие мастер-планы органы, согласился и представитель девелоперов – управляющий партнер по сегменту «Регионы» ФСК Алексей Алмазов. Также он указал на проблему нехватки кадров.
«Госрегулирование мастер-планов необходимо. Это – открытый живой документ, который будет развиваться и изменяться во времени. Должна быть возможность внесения изменений без бюрократических проволочек. При реализации мастер-планов группа компаний “ФСК” столкнулась с большой проблемой нехватки кадров. Все хотят запускать комплексные программы развития, но специалистов на весь ДФО не хватает – соответственно, растут расходы на персонал, что влечет удорожание проектов», – добавил он.
Участники совещания согласились, что проектное управление помогает в реализации намеченных задач. Важно, чтобы и бизнес, и жители принимали участие в реализации мастер-плана после его принятия. Также необходимо сформировать систему подготовки экспертных кадров, которые могли бы транслировать опыт управления городскими проектами.Первый резидент реализуемого проекта города-спутника Владивостока — группа компаний «DNS Девелопмент» — начал строительство домов поселения, о котором появляется все больше подробностей. Как сегодня эксперты оценивают идею развития «большого Владивостока», выясняло EastRussia.
«Еще в 1973 году, когда мы составляли очередной генеральный план Владивостока, было понятно, что город, расположенный на окончании полуострова Муравьева-Амурского, эффективно развиваться не сможет, — вспоминает бывший главный архитектор дальневосточной столицы Валентин Аникеев. — И для развития Владивостока было предложено присоединить к нему бывший сельский район, который сегодня называется Надеждинским, а также территории города Артема, чтобы он вышел за пределы полуострова на земли, прилегающие к Амурскому и Уссурийскому заливам. С тех пор эта идея оставалась в повестке».
Как и многие города, ограниченные территориально, Владивосток задыхается от дорожных заторов и уплотнительной застройки. Административные функции, портовые мощности, деловая и общественная инфраструктура сосредоточены на полуострове Муравьева-Амурского, где, по словам Валентина Аникеева, можно разместить немногим больше 600 тыс. жителей. И даже остров Русский в составе Владивостокской агломерации не решает этой проблемы.
«Еще в 70-е были произведены расчеты на 660 тыс., на 820 тыс. и даже на 1,2 млн населения Владивостока. Сегодня мы вернулись к этой идее, но планируется не расширять город, а создать его спутник на 80 тыс. человек. Потом эти территории можно объединить в единую Владивостокскую агломерацию, присоединив к ней Артем, а в дальнейшем и Большой Камень», — комментирует архитектор.
На VI Восточном экономическом форуме в 2021 году министерство России по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), корпорация развития «ВЭБ.РФ» и правительство Приморского края подписали соглашение о создании города-спутника в Надеждинском районе. Проект реализуется в границах ТОР «Приморье» (бывшая ТОР «Надеждинская»), где сегодня насчитывается 117 предприятий-резидентов, создающих почти 18 тыс. рабочих мест, и этим людям надо где-то жить. Для сравнения: в 2022 году в ТОР «Приморье» числились 87 резидентов, фактически за два года рост превысил 20%.
По предварительным данным, проект города-спутника рассчитан на 80 тыс. человек — это порядка 13% жителей Владивостока. И чтобы сделать его жизнеспособным, нужны рабочие места, благоприятная городская среда и доступное по цене жилье.
Как сообщил генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев, в рамках проекта планируется построить более двух млн квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости.
На 2024 запланировано проектирование пилотных объектов, в частности, парковой зоны в районе бухты Де-Фриз с местами отдыха для горожан, инфраструктуры будущей набережной вдоль Амурского залива. Первым стартует строительство набережной со смотровой площадкой Де-Фриз, также предусмотрены объекты общегородской инфраструктуры с зонами притяжения, в том числе коммерческие объекты и гостиницы, спортивные объекты.
Вести проект создания города-спутника Владивостока будет Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с консорциумом инвесторов под управлением Минвостокразвития России. Состав консорциума в настоящий момент определяется.
К масштабным градостроительным планам уже примкнул первый инвестор — ООО СЗ «ДНС СИТИ» (входит в ГК «DNS Девелопмент»). Компания реализует с поддержкой государства проекты в Надеждинском районе Приморья: и в области логистики в режиме свободного порта Владивосток (индустриально-логистический комплекс Авиаполис «Янковский»), и комплексного жилищного строительства на площадях ТОР «Приморье» (жилой комплекс «Формат», коттеджный поселок «Новый Де-Фриз», а сейчас уже строят «DNS Сити»), и производства — Домостроительный комбинат «Приморье».
Сооснователь ДНС Дмитрий Алексеев известен как меценат, построивший один из самых больших современных парков во Владивостоке — «Нагорный» (ДНС вложила в проект более 300 млн рублей). Идеей «большого Владивостока» он грезил всегда и в своих интервью приводил примеры Ванкувера, который построили «среди леса» по принципу «сначала люди – потом экономика».
На этот раз Дмитрий Алексеев отказался от комментариев нашему агентству, отметив, что пока не может в контексте спутника говорить о строительстве, которое уже началось в рамках первой очереди. Впрочем уже известно, что «DNS Сити» задействует 125 гектаров, где построит 650 тыс. квадратных метров жилья, а также объекты торговой, развлекательной, деловой и социальной инфраструктуры, включая школы почти и детские сады. Работы продвигаются в темпе «этаж одной секции — около 10 квартир — в неделю». А первый дом планируют сдать уже в 2024 году.
Член Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилл Солгалов рассказывает, что «DNS Сити» является составной частью города-спутника. При этом, как следует из комментария эксперта, проект не предусматривает реализации «кавалерийским наскоком» и будет развиваться поэтапно.
«Ожидается, что интенсивное строительство начнется после 2030 года», — сообщил Кирилл Солгалов.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев соглашается, что сама тенденция движения населения с полуострова на север, в Надеждинский район, очевидна. При этом остро стоит вопрос, где должен размещаться центр управления территорией. Вынести административные и деловые функции из исторической части города – это правильное решение для развития Владивостокской агломерации, уверен эксперт. Как в перспективе – и перенос портовых мощностей. А исторический центр следует оставить туристам.
И здесь мы подходим к вопросу о сценарии развития города спутника, который еще предстоит написать, включая экономическую и социальную модели.
Эксперты обращают внимание, что города-спутники популярны в Юго-Восточной Азии, где они представляют большой интерес для мигрантов. Рассуждая с практической точки зрения, глава агентства недвижимости «Метры» Владимир Закурко полагает, что спутник Владивостока может заинтересовать переселенцев из постсоветского пространства при доступной цене «квадрата». Возможность выгодно купить жилье большой площади, которое для многих недоступно в большом городе — важное преимущество городов-спутников по всему миру.
В то же время федеральный эксперт, архитектор по развитию городов и агломераций, архитектор и градостроитель Илья Заливухин считает, что здесь нужна имиджевая история с архитектурными доминантами, возможно, сопоставимыми даже со знаменитым «Лахта Центром», башней «Газпрома» в Санкт-Петербурге. Такие имиджевые объекты становятся дополнительными центрами городской агломерации.
«А что касается стоимости и качества жилья, это не должна быть застройка для бедных или богатых. И если жилье стоит ниже рынка, его потребительские характеристики не должны страдать», — говорит он.
Реализовать проект планируется частично на условиях концессии, с привлечением частных инвестиций и средств федерального бюджета. Всего, по последним данным, под проект предполагается привлечь 1,24 трлн рублей инвестиций.
87,7 баллов из 100 возможных получило на слепой дегустации лучшее вино, представленное во Владивостоке на Винном салоне Дальневосточного терруара, организованного Клубом виноградарей и виноделов Приморского края 5 января 2024 года. В 2023-м профессиональные сомелье оценили победителя только на 76 баллов. Увы, купить вино, получившее самую высокую оценку на нынешнем салоне, вряд ли получится: оно было выпущено крайне лимитированным тиражом — всего четыре бутылки.
— Виноделы всего мира начинают обращать внимание на вино, если оно получает 80 баллов, а в каталоги его заносят после 85, — говорит один из организаторов мероприятия Сергей Козлов.
Винный салон во Владивостоке собрал на свободную дегустацию 100 вин от 18 виноделов из различных районов Приморья и Хабаровского края. В конкурсную программу на суд сомелье попали 24 образца. Все бутылки были помещены в чёрные единообразные мешочки и отличались только номерами. Профессионалы совещались около пары часов кому отдать предпочтение.
Баллы и вердикты дальневосточным винам присуждали (на фото слева направо):
— Иван Николаев, в 2023 вошёл в пятёрку лучших сомелье Дальнего Востока по мнению экспертов премии WHERETOEAT FAR EAST 2023. Сооснователь винной школы WINE.365. Шеф-сомелье гастрономических проектов GUSTO во Владивостоке. Сооснователь винного магазина-бара «GRUNER, не ври мне!», гастробара GUSTO, кофейни GUSTO.Bakery, японского бара «Дзéнь».
— Артур Нестёркин, Член российской ассоциации сомелье с 2021 года, ASI Certification, Level 12022 г. Победитель Всероссийского конкурса молодых винных специалистов Wine Start-2023. Победитель конкурса на звание «Дальневосточный амбассадор российского вина» 2023 г.
— Руслан Яцкин, управляющий винного ресторана «Cantina» (Владивосток) — в 2023 вошёл в пятёрку лучших сомелье Дальнего Востока по мнению экспертов премии WHERETOEAT FAR EAST 2023
В итоге золото получил винодел из Приморья Дмитрий Иванов за своё вино «Шесть сортов». Эту композицию во время слепой дегустации сомелье попробовали 18-ой по счёту. В купаже победителя — «Маршал Фош», «Маркет», «Фортиньяк», «Леонид Мийё», «Мукузани» и «Северный сладкий».
— Всё что оставили мне шершни на моём участке. Получилось у меня четыре бутылки, вот две из них и выставил, — говорит победитель Винного салона-2024 Дмитрий Иванов. — Когда наступили морозы от 0 до минус 8, я бутылки выставлял на мороз, чтобы таким образом снизить кислотность вина, чтобы оно ощущалось более сладким, чем ему летом позволило приморское солнце. Таких периодов во Владивостоке было несколько, и всеми ими я воспользовался.
Технологический приём имел успех у сомелье. В прошлом году они отмечали, что местное вино в большей степени отдаёт овощными нотками, в этом говорили только о фруктовости — услышали персик, абрикос, и даже тропические фрукты, что уже даёт возможность местному вину конкурировать с западными образцами вина.
— Местное вино улучшается, качество растёт. Вот банально — вино из сорта «Эдна» ( другое название «Алёшинькин») — оно было для меня удивлением. И даже больше скажу на белые вина дальневосточным виноделам надо делать акцент в производстве. Белые вина у нас получаются очень звонкие, очень яркие. Они действительно — как бы грубо это не звучало — они похожи на вино, которое мы привыкли покупать и пробовать из других стран мира, — говорит управляющий винного ресторана «Cantina» (Владивосток) Руслан Яцкин
Победитель прошлого винного салона — хабаровчанин Александр Коломеец в этом году стал пятым с композицией из виноградных сортов «Адель» и «Мукузани». Но в будущем году намерен взять реванш с вином урожая лета 2023 года, которое в Хабаровске было почти без дождей, и лоза успела в должной мере набрать сахара и все необходимые вкусовые вещества.
Говорить, что дальневосточное вино с винного салона попадёт на полки местных магазинов или в рестораны пока рано. И дело тут не только в том, что большинство виноделов выращивают материал для вина на своих небольших участках, площадь которых в среднем около 12 соток, на которых умещается от 30 до 100 кустов винограда. В результате выход продукции около 50—60 литров в среднем. Были на винном салоне и несколько хозяйств, у которых есть перспективы для массового виноделия, однако и тут есть свои «но».
— Всё дело в кадрах, их нет. А те, что есть... Работники безответственные. Ставишь им задачу, они всё равно не выполняют так как должно быть. Воспитательный процесс у нас потерян, поэтому я понимаю, что если у нас будут сады, то нормально содержать их я не смогу, — говорит винодел Олег Симуков.
— Я взял два гектара по программе Дальневосточный гектар под виноградники. В этом решение какую-то роль сыграла экзотика, таких примеров мало у нас и мне свойственно преодолевать трудности, которые я сам себе создаю. Посадил в основном американские сорта, так как они более устойчивы к морозам. У нас в стране, к сожалению, последние годы такая работа не велась, а они вывели такие сорта, которые держат 34 градуса мороза — это достаточно много и при лёгком укрытии он хорошо зимует, — говорит винодел Пётр Терещенко. Моим виноградникам уже более пяти лет. При этом год на год не приходится. И даже, не смотря, на то, что в прошлом году Приморье местами сильно подтопило в моём Спасском районе не хватало влаги и в этом сезоне я буду устанавливать капельный полив.
При всех своих успехах Пётр Терещенко считает, что его последователям не стоит рассчитывать на коммерческий успех, так как получить доход быстро не получится. И не только из-за того, что лоза набирает силу минимум первые пять-десять лет, продажа винограда в свежем вине — малорентабельна. Плюс земли Дальнего Востока законодательно ещё не считаются пригодными для виноградарства — это тоже тормозит аграриев.
Поэтому пока местные виноделы в глобальном поиске — определяют оптимальные сорта для производства, показывают свои варианты вина пока ещё коллегам, а не конкурентам, и… поднимают планку качества.
Виноград на Дальнем Востоке выращивается в уникальных климатических условиях – зимой температура опускается до минус 30 °С, поднимаясь летом до плюс 35 °С. Сохранение лоз от замерзания становится одним из основных вызовов местных виноделов. Однако глобальные климатические изменения могут привести к образованию более щадящих условий для выращивания винограда. По прогнозу Роскачества уже в обозримом будущем виноделие на Дальнем Востоке – в частности в Приморье – может стать рентабельным.
Закладывать виноградники в южных широтах Дальнего Востока пытался ещё приамурский генерал-губернатор барон Корф. Для этого он привез на восточную окраину Российской империи агронома Бедржиха Гейдука, чеха по национальности (в России его назвали Фёдором Ивановичем). Именно он заложил основы российского шампанского марки «Абрау-Дюрсо», посадив в Крыму в имении Абрау виноград и сделав из него вино. Мысль была такая, что раз Крым и юг Дальнего Востока на одной широте, и тем более здесь растёт свой амурский виноград, то здесь должно получиться своё вино.
Советские агрономы тоже проявляли упорство. В Приморском крае изучение потенциала устойчивых к морозам гибридов и дикого амурского винограда велось с 1935 года. В ДВФУ до последнего времени существовала даже отдельная кафедра виноделия. Ещё в 70-ые года прошлого века виноград был официально признан перспективной сельхозкультурой в южных районах Дальнего Востока. Тогда агрономы рекомендовали его выращивать в полутеплицах, то есть в укрытиях без крыш. Возможно, эта технология тормозила развитие виноградников в регионе.
90% лозы на Дальнем Востоке пестовали дачники Приморья и юга и центра Хабаровского края. При том, что площадь виноградников в Приморском крае к 2023 году достигла 100 гектаров, выращивание винограда и сейчас остаётся делом энтузиастов. Некоторые берут под плантации дальневосточные гектары и закладывают хлопотное хозяйство.
Почему хлопотное? Потому что в отличие от коллег Ростова или Сочи, которые примерно на одних широтах с Хабаровском и Владивостоком, дальневосточникам приходится серьёзно укрывать и даже закапывать лозы от местных морозов. Это затрудняет автоматизацию процесса ухода за виноградниками и удорожает его.
Но несмотря на все трудности дальневосточники в имеющихся условиях занимаются не только посадкой лозы, но и вот уже несколько лет разрабатывают рецептуру местного вина. Дегустации и оценки возможностей местного винограда проходят как в тёплый период, так на новогодних каникулах во Владивостоке. Сейчас как раз идёт подготовка к новой встрече, которая состоится 5 января 2024 года. Организаторы формируют списки как виноделов, так и предлагаемых ими образцов.
В начале 2023 года салон дегустации вин дальневосточного терруара в столице Приморья собрал около 40 конкурсных вариантов и столько же вне конкурса.
Большинство из собравшихся были приморчанами, так как именно там сосредоточена сейчас большая часть дальневосточных виноградников. И была небольшая группа хабаровчан, которые провезли образцы со своих дач.
В дегустации 2023-его года победило хабаровское вино из сортов винограда Мукузани и Адели, урожая 2022 года. Оно по оценкам сомелье после слепой дегустации набрало 78 баллов. Далее уже шли приморские вина из Муската Донского, Экспресса Васьковского, Маркета. Поэтому уже сейчас можно рекомендовать эти сорта тем, кто собирается начинать заниматься виноделием на Дальнем Востоке.
Победитель винного салона 2023 года хабаровчанин Александр Компанеец рассказал, что использует короба для выращивания винограда: высаживает на грядку черенок, и когда тот вырос, уже вокруг лозы сооружает короб высотой 20-25 см. Таким образом виноградарь выигрывает время. По весне земля в коробе быстрее прогревается, верхние корни начинают работать, и лоза раньше просыпается.
– Ширина грядки 80 см, желательно метр. Доску для этого беру пятёрку. Зимой я лозу обрезал, загнул и сверху чем угодно можно накрыть. Я накрываю фанерой, можно поддонами накрывать, можно вспененным пенопластом, можно фольгой накрывать, можно даже коврами, дарнитом, рисовкой. И виноград там зимует, ему хватает, он не вымерзает. Землей не прикапываю – это трудозатратно, – говорит хабаровский виноградарь. – Желательно обеспечить воздушную прослойку между лозой и укрытием, чтобы виноград не подмерзал.
Собираются дальневосточные виноградари уже несколько лет. И до последнего времени их работа интересовала главным образом дачников, которые по результатам работы энтузиастов, уже решали какой сорт винограда им выращивать на своих участках.
На последнем винном салоне к дегустации присоединились уже и профессиональные сомелье, которые оценивали возможности винограда, выращенного в условиях дальневосточного терруара, и решали можно ли это вино предлагать гостям своих ресторанов, кафе и баров.
Традиционно было и жюри из любителей, у которых главная оценка «нравится - не нравится». Они взяли на дегустации исключительно моносортовые красные вина из винограда урожая 2022 года. Таких образцов на салоне было представлено 10. Опять же по результатам слепой дегустации четвёртое место по мнению потребителей заняло вино из сорта Маршал Фош, третье Мускат Донской, второе из сорта Приморский ранний, первое Черный Жемчуг/Вэлиант.
– Однозначно есть потенциал у здешних вин, при чём колоссальный, – говорит Александр Горбатых, сомелье ресторана Гранд Отель (Владивосток). – Если мы берём вина и российское виноделие, точнее приморское, ещё три года назад все сомелье в один голос говорили, что невозможно выращивать виноград здесь, в этих условиях. И мы сегодня пробуем и понимаем, что можно. Да кто-то берёт привезённое сырье, кто-то подстраивается, кто-то гнёт свою линию, и все заслуживают внимания категорически. Кто-то уже получил около 80 балов, кто-то 50, то есть нужно работать. Сегодня тенденция такова, что, если вы сегодня соберёте праздничный стол в ресторане и попросите в ресторане бутылку вина, можно ставить дальневосточное вино и говорить, что это вкусно.
Наши вина отличаются своей колоссальной уникальностью. У нас терруар особенный. У нас трудно работать с кислотностью. Вино и кислотность – это взаимно дополняющие вещи. Одно без другого не существует. У нас климат такой, что кислотность высокая и с этим нужно что-то делать. Кто-то оставляет такой уровень «вырви глаз», кто-то делает игристые, уходит в портвейны, то есть в креплённые, чтобы сбалансировать. Есть так же красные игристые – они имеют своё место на рынке мировом. Так или иначе особенность наших вин – это уникальность, это особенность. Ну, нигде в Европе ты этого не почувствуешь. Именно этим выделяется наше дальневосточное виноделие. Так что пробуйте выращивать здесь виноград, всё будет получаться.
Случился во время дегустации и курьёз: профессиональные сомелье отметили винный напиток, который был сделан из винограда сорта «Альфа», сок которого был разбавлен горячей водой (это примерно 20% напитка), с добавлением жмыха винограда сорта «Маршал Фош» (это около 70 %). Кроме того, во время брожения добавлялась декстроза, а также в конце ноября виноградарь внёс стружку дуба монгольского. Но сам виноградарь признаётся, что всё делал на глаз и второй раз вряд ли повторит.
В целом эксперты единодушны, в том, что дальневосточное виноделие ждёт ещё долгий путь. Местные вина вряд ли получат широкое распространение, оставаясь в категории интересной экзотики. При этом потепление и снижение континентальности климата становятся благоприятными факторами для развития виноградного потенциала региона, и уже в ближайшие два-три года площадь виноградников в Приморье может удвоиться или даже утроится и вырасти до 200–300 га.
Для населения восточных регионов России авиация традиционно играет стратегическую роль, и было бы странно, если этот вид транспорта не нашел отражения в стратегиях пространственного развития городов. Мастер-планом Северобайкальска предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Нижнеангарск, Тынды – ремонт местного аэровокзала и привокзальной площади. Решается вопрос о восстановлении полноценной работы авиаузла в Советской Гавани (Май-Гатка). Кроме того, по программе специальных казначейских кредитов более 700 млн руб. пойдет на новую взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием в аэропорту Южно-Сахалинск. Развитие аэродрома повысит регулярность и безопасность полетов, а также обеспечит рост пассажиропотока, ожидаемый после открытия нового терминала на 5 млн пассажиров в год.
Не останется без внимания и прибрежно-портовая инфраструктура. В Северобайкальске намечен капитальный ремонт двух причалов. Стоит сказать, Восточно-Сибирское речное пароходство с поступлением нового флота намерено возродить маршрут, связывающий этот город с Иркутском.
В Находке запланирована реконструкция пассажирского причала №19 в морском порту с проведением дноуглубительных работ. Это может привлечь дополнительный турпоток, создав предпосылки для развития круизного туризма. В настоящее время износ причальной стенки, к которой могут пришвартовываться пассажирские суда, превышает 70%.
Большой проект в области портового хозяйства запланирован в рамках мастер-плана Южно-Сахалинской агломерации, точнее в Корсакове. В местном торговом порту должен появиться новый контейнерный терминал, будут также реконструированы гидротехнические сооружения.
Наземное метро выйдет к храму
Если говорить о железнодорожном транспорте, то наиболее амбициозным выглядит проект городской электрички или легкого метро во Владивостоке. В столице Приморья планируется расширить движение пригородных электропоездов за счет создания новых посадочных платформ: например, в районе стадиона «Динамо», мыса Кунгасный, остановочного пункта Третья Рабочая. Совместно с местной администрацией решается вопрос о продлении маршрутной сети от станции Владивосток до остановочного пункта «Казанский храм» (район Эгершельда). С РЖД и компанией «Экспресс Приморья» сформирована рабочая группа.
«Достигли договоренности по разработке профильным железнодорожным институтом вариантов размещения пассажирских платформ и дополнительных путей для запуска, а также возможного включения части работ в инвестиционную программу компании», – сообщил мэр Владивосток Константин Шестаков.
Городская электричка призвана стать системообразующим проектом в области общественного транспорта города. Это разгрузит автомобильные дороги в сторону центра города, сделает маршруты более удобными для пассажиров. Во Владивостоке необходим такой вид транспорта, который гарантированно доставит вас из точки А в точку Б вне зависимости от ситуации с дорожным трафиком, чрезвычайными ситуациями погодного характера, и по доступной цене, подчеркивает мэр.
Трамвай желаний
Практически ни один из мастер-планов не обходится без намерений по реконструкции и расширению улично-дорожной сети. Например, к 2025 году в Хабаровске будет приведено к нормативному состоянию 85 дорог. Что касается общественного транспорта, мастер-план краевого центра предполагает к 2030 году замену 550 автобусов, троллейбусов и трамваев. Проект обновления муниципального парка сегодня оценивается в 9,7 млрд руб.
Ряд городов в первую очередь делает ставку на развитие электротранспорта. В Чите появится троллейбусная линия между центром города и районом КСК, в Улан-Удэ запланирован серьезный объем ремонта инфраструктуры для работы трамваев и приобретения нового подвижного состава. Во Владивостоке запланирована реновация трамвайной линии от улицы Сахалинской до Баляева, а также запуск троллейбусов с автономным ходом в районе Снеговой Пади. Впервые запустить движение трамваев предполагается в Благовещенске. Этот маршрут свяжет Северный микрорайон, Лазурный берег и Золотую милю.
Стимулом для развития городского электротранспорта сегодня служит реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги», проекта «Чистый воздух», льготной лизинговой программы ГТЛК. К этому направлению подключены ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые предоставляют финансирование на возвратной основе по льготной процентной ставке.
Для решения транспортных задач в городах целесообразно задействовать механизм инфраструктурных облигаций, говорит вице-президент ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Евгений Алексеев. Данный инструмент, как правило, применяется в целях привлечения финансирования в развитие ЖКХ и жилищного строительства.
Есть несколько вариантов участия в проектах с использованием инфраструктурных облигаций. Это может быть концессионное соглашение, причем концессионером вправе выступить как государственная, так и частная компания, уточнил эксперт.
Привлечение новых источников финансирования вполне оправдано, когда развитие транспортной сети планируется в привязке к расширению жилфонда, убежден эксперт. «То есть надо обосновать это улучшение качеством проживания жителей, которые получат эту инфраструктуру», – пояснил Евгений Алексеев.
Городу и бизнесу
По мнению члена совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде Дениса Гусева, градостроительные решения в городах ДФО необходимо гармонично сочетать с планами по выстраиванию новых логистических связей с соседними регионами и странами, c развитием транспортно-логистических коммуникаций. Это, по мнению сенатора, должно придать импульс появлению новых производств.
Некоторые города уже взяли данный подход на вооружение. В частности, уникальное географическое положение, как одно из преимуществ Благовещенска, отражено в мастер-плане областного центра. От этого будут зависеть перспективы динамичного развития российско-китайских торгово-экономических отношений, убеждены в правительстве региона. Планируется, что столица Амурской области к 2030 году станет экспортно-импортным хабом, туристическим и образовательным центром, располагающим к тому же удобными транспортными коммуникациями.
Развитие логистики позволит решать и внутренние задачи. К примеру, создание логистического центра со строительством новых складских помещений в пригороде Южно-Сахалинска отчасти продиктовано намерениями перенести за город промышленные объекты и склады, а на их месте построить жилые микрорайоны и соцобъекты. С другой стороны, это можно рассматривать как решение в свете потребностей местной экономики и населения. Так, одна из площадок отводится под логистический центр для продовольственных товаров и сельхозпродукции, что должно нивелировать негативные колебания в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на региональном рынке продовольствия.
О необходимости развития складской логистики на Дальнем Востоке свидетельствуют представители бизнеса, но это положение при содействии местных властей они готовы исправить сами, и градостроительные решения, закрепленные мастер-планом, в этой связи будут подспорьем.
«Если говорить про наши текущие потребности, видим, что в Хабаровске очень сложно со складскими помещениями, на данный момент пока не можем найти ничего толкового. Рынка [складской логистики] как такового здесь нет», – рассказал начальник управления по взаимодействию с региональными органами власти X5 Group (в группу, в частности, входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток») Павел Шумов.
Тем не менее в третьем квартале 2025 года ритейлер намерен открыть в Хабаровске первый распределительный центр для работы по ДФО. Сейчас компания находится в процессе подбора площадки.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.