Поделиться
УЗГА сменил главного конструктора самолета «Байкал»
Поделиться

Самолет «Байкал», фото: УЗГА

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) назначил Александра Силина новым главным конструктором легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». 

Информацию об этом «Ведомостям» подтвердили источники, знакомые с ходом проекта.

До недавнего времени должность главного конструктора занимал Вадим Демин, который курировал разработку «Байкала» с самого начала. Силина характеризуют как одного из ведущих инженеров команды УЗГА. Причины кадровых изменений официально не раскрываются, прежнюю должность Силина также не уточнили.

64-летний Демин проработал в УЗГА с июля 2015 года по март 2025 года в должности главного конструктора по самолетостроению. Он также занимался модернизацией самолета L-410 и руководил этапами проектирования, изготовления и испытаний ЛМС-901, следует из данных на сайте отраслевого КБ МАИ.

Самолет «Байкал» был задуман как замена устаревших Ан-2, прежде всего для региональных маршрутов, включая Дальний Восток. Лайнер рассчитан на девять пассажиров и оснащается одним турбовинтовым двигателем. Изначально проект разрабатывался в СибНИА им. Чаплыгина, но в 2019 году был передан УЗГА.

На авиасалоне МАКС-2021 «Байкал» демонстрировался с американским двигателем GE, но впоследствии было принято решение заменить его на отечественный ВК-800. После отказа иностранных партнеров от участия в проекте, сертификация самолета с импортными агрегатами была остановлена, а в 2022 году правительство поручило провести ремоторизацию.

В сентябре 2024 года президент Владимир Путин поручил ускорить запуск серийного производства «Байкала» и сохранить его конкурентоспособность. Тогда стоимость самолета составляла 455 млн руб. Однако в феврале 2025 года источники «Коммерсанта» сообщали о серьезных ошибках в проектировании, устранение которых может занять до пяти лет. На фоне этих заявлений вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в мае утверждал, что проект зашел в тупик.

Несмотря на критику, УЗГА в апреле 2025 года заключил с Минпромторгом контракт на почти 12 млрд руб. для ремоторизации «Байкала» с использованием отечественных компонентов. По информации министерства, работы продолжаются с учетом предыдущих замечаний. Завершение сертификации с российским двигателем и винтом ожидается до конца 2026 года.

Гендиректор УЗГА Леонид Лузгин в интервью «Ведомостям» в мае 2025 года сообщил, что с января по апрель была проведена доработка конструкции и летные испытания с участием профильных НИИ. По его словам, завод изготовил три опытных образца, два из которых – летные, а один предназначен для статических испытаний. Все они переданы на установку агрегатов ВК-800СМ и отечественного винта.

Согласно действующей программе развития авиационной отрасли, до 2030 года планируется выпустить 139 экземпляров ЛМС-901. Стоимость серийных машин составит от 220 до 340 млн руб.

Эксперты оценивают смену главного конструктора как шаг, который может быть вызван не только профессиональными, но и управленческими или личными причинами. По мнению Арутюна Саркисяна, представителя юридической фирмы «Некстонс СТП», новое руководство может предложить свежий взгляд на проблемные аспекты проекта. Однако о результативности такого решения можно будет судить только по итогам работы. В то же время главный редактор Frequentflyers.ru Илья Шатилин отметил, что замена конструктора выглядит не совсем логично на фоне заявлений о соблюдении графика производства. По его словам, поставки «Байкала» по-прежнему запланированы на 2026 год.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Со своей целлюлозой

В ходе парламентских слушаний об актуализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года от правительства Хабаровского края поступило предложение о создании на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината. По мысли региона, сегодня это может рассматриваться как антикризисная мера с учетом накопившихся производственно-экономических проблем в отрасли. Однако идея не нашла отклика у федеральных органов власти, а сами представители целлюлозно-бумажной промышленности указывают на то, что сегодня им приходится работать в убыток.

Читать полностью
Поделиться
Роботы на CIIF-2025: взгляд эксперта из Владивостока

В Шанхае прошла 25-я Китайская международная промышленная выставка (CIIF-2025). Площадка продемонстрировала, что уже сегодня роботы трудятся на самых различных производствах: от полировки металла и складской логистики до стоматологии и подводных работ. При этом скорость, точность и грузоподъёмность роботов намного превосходят как самого человека, так и многие уже привычные нам технические устройства. Андрей Безносенко, руководитель компании «Сертприм Роботикс» (г. Владивосток) посетил CIIF-2025. В авторской колонке для «East Russia» эксперт делится своими наблюдениями с выставки и анализирует мировые тенденции в сфере промышленной робототехники.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор строительной отрасли ДФО — осень 2025

Ряд дальневосточных регионов демонстрируют рост объемов строительства, в том числе жилищного, опережая общероссийские показатели. Этому в том числе способствуют меры поддержки, в частности программа льготной дальневосточной ипотеки. Тем не менее в макрорегионе наблюдается высокая стоимость жилой недвижимости. Рост цен на фоне снижения объема выдачи ипотечных кредитов создает риски формирования дисбаланса спроса и предложения на рынке. На снижение стоимости строительства на Дальнем Востоке может повлиять развитие производства строительных материалов, новые проекты в данной сфере в том числе реализуются с применением мер поддержки преференциальных экономических режимов.

Читать полностью
Больше материалов