Посольство России в Китае сообщило об увеличении спроса среди китайских граждан на туристические визы в Россию, особенно перед наступлением осенних праздников.
Как сообщает РИА «Новости», 1 октября китайцы отмечают 74-ю годовщину создания Китайской Народной Республики, что начинает «золотую неделю» с длительными национальными каникулами с 29 сентября по 6 октября. В это время многие китайцы предпочитают путешествовать как по стране, так и за ее пределами, и Россия остается одним из наиболее популярных направлений для китайских туристов.
По данным посольства России, спрос на турвизы в Россию заметно увеличился перед праздниками, а также увеличился поток туристов по безвизовому групповому туризму. Москва и Санкт-Петербург остаются лидерами по приему китайских туристов.
Кроме того, отмечается, что китайские туристы все больше интересуются не только крупными городами, но и отдаленными регионами России, где они могут насладиться уникальным местным опытом и культурой. Среди популярных направлений Дальний Восток, Северный Кавказ, Карелию, Сибирь и Урал.В дальневосточных регионах предполагается реализовывать проекты, связанные с природными достопримечательностями, в том числе на особо охраняемых природных территориях, что требует создания соответствующей инфраструктуры. Также продолжается строительство новых средств размещения. Тем не менее сроки завершения части проектов переносятся. При этом вновь возникает проблема, связанная с безопасностью и доступностью авиатуризма.
Среди дальневосточных регионов о росте туристического потока в текущем году отчитался Приморский край, который, кроме того, является наиболее востребованным дальневосточным направлением для иностранных туристов. По итогам первого полугодия текущего года Приморье посетили около 1,5 млн туристов, включая 170 тыс. иностранцев (88,9 тыс. – из КНР в рамках безвизового режима). В целом, по данным Минэкономразвития, 47,7% от общего числа граждан Китая, которые приехали в Россию с 1 августа 2023 г. по 1 июля 2024 г., выбрали для посещения Приморский край.
В крае на территории бухты Алеут Хасанского муниципального округа (на побережье Японского моря) в августе начались первые этапы работы по проекту создания круглогодичного курорта, являющегося частью федерального туристического проекта «Пять морей и озеро Байкал».
Площадь планируемого курорта должна превысить 150 га, в том числе протяженность береговой полосы бухт составит 1,6 км. Проект предусматривает строительство семи гостиниц на 3,8 тыс. номеров и апартаментов, а также рестораны, рыбный рынок, медицинский центр, термальный комплекс, школу водных видов спорта, аквапарк и парк аттракционов, трекинговый маршрут. Ожидается, что первые туристы смогут разместиться в отелях комплекса в 2028 г. (750 гостиничных номеров). Дальнейшее развитие проекта продолжится до 2031 г. Объем инвестиций может составить до 30 млрд рублей. При этом пока по-прежнему не называется основной инвестор масштабного проекта.
На территории будущего курорта потребуется развитие коммуникаций – водопровода, электросетей и канализации. Ориентировочная стоимость работ и оборудования по обеспечению территории водоснабжением оценивается в примерно 3 млрд рублей, по водоотведению – порядка 2,7 млрд рублей. Срок реализации инфраструктурных проектов для подвода на юг Хасанского муниципального округа коммуникаций может составить (с учетом проектирования) 3-5 лет. В том числе рассматривается строительство новой линии электропередачи мощностью 220 кВ вдоль существующей линии 110 кВт.
Стоит отметить, что Приморский край стал лидером среди регионов России по площади выявленных свободных территорий для размещения туристических объектов в рамках проекта Росреестра «Земля для туризма» (проект реализуется с 2022 г.). В Приморье площадь выявленных территорий составила 129 га. В число субъектов-лидеров по количеству объектов туристического интереса вошла Сахалинская область (35 объектов).
В Хабаровском крае в качестве туристического направления предполагается развивать остров Большой Уссурийский (поделен между РФ и КНР). В частности, там предполагается создать этнопарк стран Тихоокеанского региона и Дальнего Востока. В Кабанском районе Бурятии, на побережье озера Байкал, планируется построить туристско-рекреационный центр «Выдрино» с объемом инвестиций 2,9 млрд рублей. Инвестором является ООО «Курорты Байкала». Проект на 25 га должен включать гостиницы на 250 номеров, спа-центр, бассейн, ресторан, объекты яхтенной инфраструктуры (причалы, сервисная станция).
Новые проекты на особо охраняемых природных территориях Дальнего Востока направлены в том числе на объединение туризма и научной деятельности. На территории национального парка «Земля леопарда» (полуостров Гамова) предполагается сформировать новый туристический кластер в формате сафари-парка. Его площадь должна составить около 7 тыс. кв. м. Проект намерено реализовать АНО «Дальневосточные леопарды», на сегодняшний день подготовлена проектно-сметная документация и осуществляется поиск инвесторов. Стоимость реализации проекта оценивается в 2 млрд рублей. В том числе планируется построить ограждения с системой наблюдения, ветеринарный блок, жилое помещение для сотрудников нацпарка, визит-центр с рестораном, детскую площадку. По итогам прошлого года в ООПТ «Земля леопарда» отчитались о посещении порядка 100 тыс. человек, выручка составила 35 млн рублей.
Между тем в Якутии в селе Охотский-Перевоз (Томпонский район) планируется открыть международную орнитологическую обсерваторию «Полет Стерха». В республике с 2016 г. реализуется проект по сохранению восточной популяции белого журавля (стерха) на территории нацпарка «Кыталык».
В Магаданской области предполагается разработать новые туристические маршруты в акватории Охотского моря – через остров Завьялова и полуостров Кони, территорию мыса Плоский. На острове Завьялова в настоящее время строится туристический комплекс, в рамках которого предусмотрено обустройство экотроп, смотровых площадок для наблюдения за снежными баранами и овцебыками.
Между тем на проведенном Минвостокразвития в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» конкурсе экотроп победу одержали 18 маршрутов, наибольшее количество – в Камчатском и Забайкальском краях (по четыре). Так, на Камчатке финалистами стали экотропы «Халактырский пляж» (ведет к Халактырскому пляжу), «Авачинский перевал» (перед склоном Авачинского вулкана), «Водопад Вилючинский» (к Вилючинскому водопаду) и «Тайна голубых озер» (Елизовский район). Общий объем финансирования для них составит 387 млн рублей.
Ожидается, что реализация проектов по созданию экотроп и обустройство на них необходимой инфраструктуры займет два года. В Забайкальском крае предполагается обустроить экотропы «Сухотино» (на территории одноименного скального массива на Титовской сопке в Чите), «Ундугун» (вблизи одноименного озера в Читинском районе), «Священный путь» (вблизи лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе) и «Эко-курорт Кука» (около села Кука и поселка Лесной Городок, Читинский район). На них из федерального бюджета будет направлено 243 млн рублей.
По два проекта экотроп будут реализованы в Бурятии, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Амурской и Магаданской областях, Якутии и Чукотском АО. В частности, в Приморском крае Минвостокразвития направит 408 млн рублей на благоустройство «Русской велотропы» во Владивостоке, на острове Русский (от мыса Ахлестышева по Университетскому проспекту до Ворошиловской батареи) и «Тропы осьминога» в Находке (по побережью залива Восток через озера Рица и пляжи Отрада, Золотари). В Якутии 73 млн рублей получит проект экотропы «Синские столбы» на территории природного парка «Ленские столбы» (начиная от села Синяя в Хангаласском районе до природного объекта Поющие скалы). В Бурятии планируется проложить «Тропу Здоровья» и «Тропу Чингисхана», в Хабаровском крае – экотропы «Легенды Хехцира» и «Легенды сэвэнов», в Амурской области – экотропу «Тропа Дендрарий», в Магаданской области – экотропу «Бухта Батарейная», а на Чукотке – экотропу «Тропа Гора Михаила».
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта в Приморском крае (бухта Муравьиная), то некоторые его проекты остаются нереализованными. В августе стало известно, что камбоджийский оператор казино Naga Corp. готов продать владивостокский актив, строительство которого было заморожено в 2022 г. Потери от актива оцениваются в 85-95 млн долларов, в связи с чем оператор завершил первое полугодие 2024 г. с убытком в 6,9 млн долларов.
Напротив, операторы действующих казино ИРК «Приморье» завершили 2023 г. с прибылью. Оператор казино Tigre de Cristal ООО «Джи1 Интертейнмент» в 2023 г. заработал 662 млн рублей чистой прибыли, что в 5,4 раза больше, чем в 2022 г. Выручка компании за прошлый год выросла на 24,1%, до 3,127 млрд рублей. Чистая прибыль оператора казино «Шамбала» в 2023 г. достигла 461,6 млн рублей (рост на 83,3% относительно 2022 г.), годовая выручка – 1,04 млрд рублей (рост на 56,2%).
Тем не менее по проекту «Шамбала» переносятся сроки. С 2018 г. инвестор вложил в проект создания игорно-гостиничного комплекса 4,5 млрд рублей. В настоящее время реализуется вторая очередь проекта, которую изначально предполагалось завершить к 2025 г., но в текущих условиях сроки могут увеличиться до 2028 г. На сегодняшний день монолитные конструкции здания готовы на 57%. В рамках открытой в 2020 г. первой очереди казино «Шамбала» был построен игровой зал площадью 5,2 тыс. кв. м. Второй очередью предусмотрено строительство гостинично-развлекательного комплекса на 24 тыс. кв. м с номерным фондом в 270 номеров.
При этом на территории ИРК не удалось создать гольф-клуб. В июле по иску КРДВ в судебном порядке у компании «Владивосток гольф резорт» были изъяты пять земельных участков в Артёмовском городском округе (село Олений), на которых планировалось разместить объект, в том числе гольф-поле на 27 лунок и отель на 120 номеров. В качестве инвестора изначально намеревалась выступить южнокорейская Family Golf. «Владивосток гольф резорт» подконтролен приморскому предпринимателю О.Дроздову, который задержан, осужден и приговорен к пяти годам лишения свободы по делу о строительстве гостиниц «Хаятт» во Владивостоке. По версии правоохранительных органов, О.Дроздов нарушил права кредиторов и не исполнил денежные обязательства на общую сумму более 3,2 млрд рублей, не уплатил обязательные платежи в бюджет на сумму свыше 73 млн рублей. В связи с гольф-клубом в отношении О.Дроздова заведено уголовное дело о мошенничестве и неправомерном обороте средств (установлено, что за гольф-клуб, который фактически не был построен, предприниматель получил больше 63 млн рублей налоговой компенсации).
В сфере строительства новых отелей в Петропавловске-Камчатском запланировано возведение гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka на 231 номер с термальными источниками. Объект будет размещен в Елизовском районе. Инвестором выступает дочерняя компания АФК «Система» В.Евтушенкова и Ф.Евтушенкова - ООО «Система Сибирь». Запланированный объем инвестиций превышает 11 млрд рублей. Объект предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2028 г. Помимо гостиничных номеров и коттеджей проектом предусмотрено строительство многофункционального центра, спа-комплекса, бальнеологического центра, спортивной площадки, вертолетной площадки и велодорожек.
Еще одним проектом, планируемым для реализации в Петропавловске-Камчатском, является четырехзвездочный «Бизнес-отель» на 175 номеров. Застройщиком выступает девелопер группы ВТБ – ГК «Галс Девелопмент». Следует отметить, что в сентябре власти Камчатского края и ВТБ договорились об инвестициях в туристическую отрасль региона. В ВТБ намерены инвестировать в данном направлении до 10 млрд рублей.
В Магаданской области планируется начать продажу путевок в бальнеологический комплекс «Талая» (в 30 км от поселка Талая Хасынского района, на склоне Колымского хребта) в 2025 г. В настоящее время строится линия электропередачи для обеспечения постоянной подачи электроэнергии, завершить которую предполагается в декабре. После проведенной реновации курорт сможет принимать до 7 тыс. человек в год. На время реконструкции курорт не принимал постояльцев (был закрыт на реконструкцию в 2019 г.).
В соответствии с мастер-планами развития городов на Дальнем Востоке до 2030 г. предполагается построить пять новых музеев, объем инвестиций в которые составит 21 млрд рублей. В том числе в планы входит создание Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, Национального музея в Улан-Удэ, Музейно-исторического комплекса в Чите, Музея воинской славы в Петропавловске-Камчатском, Музея памяти в Магадане.
Между тем на Орлиной сопке во Владивостоке завершается строительство музейно-театрального комплекса, который должен объединить филиалы Третьяковской галереи, Российского государственного института сценических искусств, вторую сцену Мариинского театра и реставрационный центр Эрмитажа. В июне осуществляющий строительство «Стройтрансгаз-Восток» сообщал, что возведение монолитного каркаса здания выполнено на 94%. В 2025 г. планируется начать пусконаладочные работы. Кроме того, на 2027 г. намечено открытие музейного пространства «Эрмитаж-Владивосток» в центре Владивостока. Он создается на базе Приморской государственной картинной галереи в историческом здании на Светланской улице.
Тем не менее в макрорегионе по-прежнему важным остается вопрос безопасности туризма. После крушения вертолета компании «Витязь-Аэро», перевозящего туристов, вблизи камчатского вулкана Вачкажец 31 августа в Елизовском районе (погибли 22 человека), губернатор Камчатского края В.Солодов поручил усилить меры туристической безопасности в регионе. В качестве причин крушения следствие рассматривает техническую неисправность и нарушение правил пилотирования.
В.Солодов также заявил о необходимости сократить использование вертолетного транспорта для перевозок на туристических маршрутах, развивая маршруты с наземным видом транспорта, круизное судоходство и малую авиацию (он назвал самолеты более безопасными и менее затратными по сравнению с вертолетами). Глава Минтуризма края В.Русанов отметил, что в январе-сентябре 2024 г. количество зарегистрированных групп и туристов в МЧС выросло на 16% относительно аналогичного периода 2023 г. (до 1 771 групп).
При этом частная авиакомпания «Витязь-Аэро» в октябре была лишена (без возможности восстановления) сертификатов на осуществление коммерческих перевозок, авиационных работ, сертификата эксплуатанта авиации общего назначения. Вертолеты авиакомпании предполагается передать в аренду «Камчатскому авиационному предприятию» (входит в «Аврору») для осуществления в первую очередь регулярных пассажирских рейсов. При этом на «Витязь-Аэро» приходилось порядка 90% рынка туристических, вахтовых и грузовых вертолетных перевозок на Камчатке.
После закрытия авиакомпании туроператоры намерены предпринять пересмотр существующих маршрутов и туристических предложений, с учетом существенного ограничения возможностей для коммерческих туристических полетов. В настоящее время на камчатском рынке фактически отсутствует какая-либо альтернатива. Напомним, что в 2020 г. реализовать проект в сфере коммерческой авиации в регионе намеревался предприниматель С.Бачин, учредивший АО «Авиакомпания «Камчатка». Предполагалось, что ее парк составят легкие одномоторные самолеты Cessna Grand Caravan EX (до 12 машин), компания получила сертификат эксплуатанта, однако в 2022 г. у компании возникли проблемы с приобретением авиатехники после отказа от поставок производителем (американской Cessna Aircraft Company). В итоге в мае 2022 г. авиакомпания прекратила деятельность.
Минтуризма Приморского края между тем просит жителей региона и туристов сообщать о недобросовестных владельцах мест отдыха и некачественном сервисе. В частности, в августе в бухте Спокойная (под Находкой) сотрудниками Росрыболовства была обнаружена незаконно обустроенная летняя база отдыха, принадлежащая автоклубу.
В части регионов Дальнего Востока рассматривается возможность введения туристического налога в ближайшее время. Предполагается, что решения о введения налогов будут принимать региональные правительства, полученные сборы будут зачисляться в муниципальные бюджеты, а затем направляться на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание туристической инфраструктуры. В 2025 г. плата должна составлять не менее 100 рублей в сутки, но не более 1% от налоговой базы. При этом в Российском союзе туриндустрии заявляли, что ставка в размере не менее 100 рублей в сутки за номер подходит только для пятизвездочных отелей, тогда как в других гостиницах она превысит установленные 1% от оборота. В союзе предлагали отменить нижнюю планку порога.
С 2025 г. обязательный туристический налог будет введен в Камчатском крае – для гостей региона он будет составлять 1% от стоимости проживания в отеле (налог будет рассчитываться от всей суммы проживания, а не за сутки), но не менее 100 рублей в день. Возможность введения туристического налога также обсуждают власти Сахалинской области. С 1 января 2025 г. введение туристического налога запланировано во Владивостокском городском округе (соответствующий проект внесен в городскую думу). В 2025 г. ставка налога составит 1%, в 2026 г. - 2%, в 2027 г. – 3%, в 2028 г. – 4%, начиная с 2029 г. – 5% от налоговой базы. При этом платить налог будут не граждане, а компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги и включенные в специальный реестр. Тем не менее введение налога может отразиться на конечной стоимости услуг. Налог будет взиматься в летне-осенний сезон – с 1 июля по 30 сентября.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.
Вы замечали, что после 40 лет начинаешь радоваться, если по утрам у тебя ничего не болит? Спланировав недельку очередного отпуска вместе с подругой, решили — поедем в Кульдур, погреть косточки. Санаторий славится своими термальными источниками, окунуться в которые приезжают со всех концов страны, и даже из-за рубежа.
Путёвку брать не стали — поехали на машине, а поселились в доме у хорошей знакомой. Кстати, так делают многие – приезжают, снимают квартиру, средний чек 1000 рублей в день с человека. По сравнению с ценами в любом из 4-х санаториев выходит очень бюджетно. Продукты взяли с собой, но при желании в посёлке имеется штук 10 магазинчиков, где можно купить всё, что потребуется. Дорога от Хабаровска до Кульдура — примерно 320 километров: бОльшей частью по федеральной трассе по хорошему асфальту и километров 30 вполне удобоваримой грунтовки. Мы добрались за 5 часов.
В первый же день отправились, как говорят местные, «на лужи, помочить ноги». Для меня это был первый опыт посещения здравницы. Скажу сразу — никаких ВИП и лакшери условий, если вы отдыхаете «дикарями», там нет. Есть углубления в земле, выложенные камнями.
Вода на выходе из трубы первого бассейна в каскаде, а их всего три, 73 градуса, и просидеть там хотя бы минуту проблематично. Во втором бассейне температура поприятнее — примерно 45 градусов, а в третьем, где в основном и лежат отдыхающие, около 38.
Вода проточная, по идее, не застаивается, однако на стенках бассейнов наросли какие-то зелёные водоросли, из-за них дно довольно скользкое, можно упасть. Впрочем, по словам случайных знакомых, встреченных в Кульдуре, эти водоросли тоже представляют немалую ценность.
— Я езжу в Кульдур 2 раза в год, курсами по 10 дней, — рассказал обнаруженный однажды утром в бассейне Алексей из Биробиджана. — В юности занимался вольной борьбой, повредил локтевые суставы. Когда начинает крутить – никакие нестероидные противовоспалительные не помогают. Как только не лечился — результат никакой. Несколько лет назад друзья посоветовали в Кульдур съездить. Сначала сомневался — ну как водичка из-под земли может быть сильнее медицинских препаратов. Но всё же попробовал. Отпустило практически сразу. Теперь только сюда, главное — система. А про водоросли скажу — приезжали как-то на источники дамочки из Кореи, вроде. По-русски не говорили, только «холосо, холосо». Как увидели эти зеленые наросты — щётками соскребли всё, что наросло в бассейнах, намазали на себя, взяли с собой. Сильные, видать, микроорганизмы, если в такой концентрации кремния и фтора, да ещё и при высокой температуре, растут.
Что касается содержания минеральных веществ в кульдурской воде, то она, как говорит интернет, имеет самую запредельно высокую концентрацию кремния: по международной классификации 50 миллиграмм кремниевой кислоты на литр воды уже считается высоким, а источник в Кульдуре выдаёт 115 мг на литр. Кроме того, она содержит почти всю таблицу Менделеева и помогает лечить болезни опорно-двигательного аппарата, кожные и нервные заболевания, болезни сосудов. А вот вопреки утверждениям того же интернета, что кульдурская вода избавляет от гинекологических проблем, местные жители предупредили — если имеются миомы и кисты – в бассейн лучше не лезть, иначе образования будут расти, как на дрожжах. При этом подтвердили, что в санаториях лечат от бесплодия орошением, но делается это водой разбавленной, с пониженной концентрацией. Так что опять прав Парацельс: «Всё есть яд, и всё есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством».
Итак, про ощущения. Условий, повторюсь, никаких. От слова «совсем». Возле бассейнов есть бревно, на которое люди ставят сумки и кладут вещи. Чуть поодаль, в рощице, имеется скамейка, где раздеваются принимающие ванны.
Чтобы сидеть не на камне, есть несколько дощечек, на которые лучше постелить своё полотенце.
И всё — ноги в воду (глубина небольшая, даже по колено не будет), и наслаждаться ощущением тепла, некоторой мыльности — всё тот же интернет сообщает нам, что рН воды 9, то есть она щелочная — и окружающими видами.
Причём нужно помнить, что ванны следует принимать не по принципу «хапну здоровья оптом», а постепенно увеличивая время с 10 до 20 минут. Дольше сидеть в воде категорически не рекомендуется, и уж тем более распивать в бассейне алкоголь, а такое тоже бывает.
За 3 с половиной дня в Кульдуре мы были на источнике шесть раз. Больше всего мне понравилось там поздно вечером, после 21.00, хотя инстинкт самосохранения (или банальная трусость, что есть, то есть) кричал мне: «Куда вы идёте?! Не видно ни черта!!!». И правда, фонари на тропинке, ведущей к бассейнам, не горят, асфальт местами превращается в ямы, и вероятность встретить отдыхающих подшофе довольно велика. Но нас это не остановило — и к лучшему, потому что когда глаза привыкают к темноте, картина открывается фантастическая: белеющие невдалеке берёзы, пар, поднимающийся от воды, ковш Большой Медведицы на небе и журчание горной речки…
Ради этого стоит поехать в Кульдур. А когда мы пришли туда утром перед отъездом и решили окунуться — я поняла, почему люди предпочитают лежать в бассейнах, а не просто сидеть на бортике. Это как откровение — тишина, вокруг никого, всё только просыпается, на траве и волосах изморозь, а ты лежишь в тёплой воде, и не хочется тебе уезжать ни в какой Хабаровск.
Речка, которая протекает по территории санатория, тоже местами тёплая — в неё сбрасывают воды из природных ванн. Случайных гостей там не ждут — всё обнесено забором, но мы с подругой просочились между столбами. Именно там на полянке установлен символ Кульдура — семья оленей на постаменте.
Легенда гласит, что больше 100 лет назад в этом месте тунгусский охотник нашёл оленя, который лечил в источнике свою рану. Дотронувшись до воды, тунгус воскликнул «Хуль-джи-ури», что значит «горячая вода». Многие годы аборигены хранили тайну места, оно считалось божественным. Но, как водится, всё тайное рано или поздно становится явным, благодаря горячительным напиткам или деньгам. Вот и очередной тунгусский охотник отвёл когда-то к источнику русского купца, а тот вызнал тайну места и… Впрочем, благодаря этому теперь мы имеем возможность приезжать в Кульдур и принимать бесплатно целебные ванны.
Кстати, факт, что кто-то «на халяву» пользуется термальной водой, очень не нравится владельцам санатория «Кульдур». Люди, регулярно приезжающие «дикарями», рассказали, что раньше вход был свободный, но этой весной турникеты повсеместно заварили, а на территории развесили объявления, которые запрещают наслаждаться природными ваннами. Но желающих получить доступ к живой воде это не останавливает: в заборе появилась очередная дыра, и от неё уже протоптана народная тропка.
Когда-то в Кульдур приезжало по 3000 человек, рассказывают проживающие в посёлке. Теперь очередной заезд — это 20-70 отдыхающих. Расцвет здравницы пришёлся на годы СССР, здесь поправляли здоровье военные (впрочем, и сейчас в корпусе минобороны восстанавливаются бойцы, вернувшиеся с СВО). В начале 2000 –х часть «Кульдура» пришла в упадок, но как-то выживала. А в 2019 году порядка 8 корпусов детского санатория «Жемчужина Хингана», которые использовались как детский лагерь, закрыли после пожара в Холдоми... Начались проверки, рассказывают сотрудники действующих здравниц, и руководство решило, что так будет безопасней.
Любителям пощекотать нервишки рекомендую прогулку по заброшенным корпусам. Выбитые стекла, кое-где срезанные решётки, хлопающие на сквозняке двери и рамы – и всё это среди леса и в полной тишине.
Не знаю, как они сохранились на самом деле, но сооружения добротные — в СССР строили на совесть, и, возможно, хотя бы несколько корпусов можно было бы вернуть в строй. Вместо этого кто-то устроил в здании бывшей столовой — или дома культуры — свалку… Печально, господа…
Но хватит о грустном. Ещё один бонус, которые могут «забесплатно» получить посетители Кульдура – это рассвет на озере, неспешное кормление местных уток и картины, от которых захватывает дух. Я же подумываю побывать там ещё как минимум разок — зимой, чтобы вокруг минус 25, а ты сидишь в бассейне с горячей водой, и понимаешь — жизнь прекрасна.
Камчатский край привлекателен своей дикой природой, интригующими пейзажами, «домашними» вулканами, летним лыжным сезоном, морскими деликатесами и прочими, непривычными для большинства жителей России, «изюминками». В 2023 году здесь побывали более 360 тыс. туристов: кто-то в составе тургрупп с готовыми пакетными турами, кто-то – самостоятельно. Одни путешественники заранее готовятся, просматривают видео, напитываются информацией, другие приезжают «девственно чистыми». Оба пути имеют свои плюсы, но, чтобы полностью погрузиться в «камчатское состояние души», стоит позвать гида.
Сегодня мы беседуем с камчадалкой Екатериной Беловой. Она преподаёт технический морской английский в Камчатском государственном техническом университете (КамчатГТУ), знает японский, активно занимается горными лыжами и в свои 43 решила стать экскурсоводом. Окончила курсы профессиональной переподготовки, получив специальность экскурсовод (гид). Прошла аттестацию и имеет право вести экскурсоводческую деятельность в течение пяти лет – до следующей аттестации. Воспитывает двоих дочерей, которые активно занимаются спортом и вместе с мамой с удовольствием познают родной край в путешествиях.
– Екатерина, вы продолжаете преподавать в университете, теперь взяли дополнительную нагрузку в виде туристов. Как вы к этому пришли, как на всё хватает энергии?
– Преподаю я с сентября по май, а в летний сезон занимаюсь с туристами. Я всегда искала что-то близкое к преподаванию, думала, чем бы еще заняться. Энергии действительно много – я регулярно путешествую по Камчатке, очень люблю единение с природой. Появилось желание сделать свое хобби дополнительным заработком. Начала я недавно –отработала только первый сезон. Прокачала скилл, получила кучу позитива, отклик от гостей хороший.
– Как организованы курсы профпереподготовки экскурсоводов?
– Курсы длятся два с половиной месяца, занятия проходят три-четыре раза в неделю. С нами работают действующие экскурсоводы, охотоведы, биологи, вулканологи – рассказывают об истории освоения Камчатки, о происхождении вулканов и прочее. Невероятное количество информации. Что интересно, спрос на эти курсы очень высок: они проходят дважды в год и от желающих нет отбоя. Экскурсоводов на Камчатке хватает. В будущем хочу выучиться на инструктора-проводника. Тут уже курсы длятся около полугода и нужна полевая подготовка – надо уметь ориентироваться в лесу, в горах, оказать первую медпомощь, суметь защититься от медведя.
– Пока не берем туры, которые обеспечивают проводники, продолжим с гидами: какие самые популярные локации в Петропавловске-Камчатском и за его пределами?
– Самое популярное туристическое место в городе – центр: набережная Авачинской бухты, Култучное озеро, Никольская сопка – все благоустроено (и продолжается реконструкция в рамках мастер-плана). Безусловно, в топе Мишенная сопка. С нее открывается великолепный обзор на 360 градусов – виден и центр города, и бухта как на ладони, и вулканы со всех сторон. Среди культурных достопримечательностей столицы Камчатки – музей «Вулканариум» и Краеведческий музей. В непогоду там ажиотаж. В хорошую погоду все покоряют вулканы.
Что касается окрестностей Петропавловска, мы обеспечиваем однодневные туры на самые интересные локации – Вилючинский перевал: с него открывается вид на 10 вулканов, 6 из которых действующие, вулкан Горелый и лавовые пещеры Горелого, подножье Мутновского вулкана, каньон Опасный, Дачные термальные источники («малая Долина Гейзеров»), Авачинский перевал: вулканы Корякский, Авачинский и экструзия Верблюд, горный массив Вачкажец – это все близко от города и можно посетить за один день. Однако это активные маршруты, которые требуют определенной подготовки. Самый бюджетный вариант – экскурсия на вахтовке группой до 30 человек (около 9 тыс. рублей с человека, вместе с питанием). Более комфортный и, соответственно, более дорогой вариант - так называемый джип-тур: внедорожник или микроавтобус повышенной проходимости. Можно, конечно, выбрать и вертолет: идти никуда не надо, а виды открываются самые невероянтые, но этот вариант самый затратный. Все эти экскурсии проводятся в летне-осенний сезон, зимой есть сложности с логистикой и погодными условиями. Зимой туристы развлекаются лыжами, сноубордами, хели-ски турами и иже с ними, но работы для экскурсоводов зимой практически нет.
– Кто чаще берет экскурсии – туристы из России или из-за рубежа?
– Иностранцев мало. Приезжают, конечно, гости из азиатских стран, но больше российских туристов – и «дикарей», и организованных. Местные пользуются услугами гидов очень редко, они самостоятельно ездят. Отмечу, что поток внутренних туристов к нам не иссякает. Те, кто побывал у нас, уезжают довольные и почти каждый, кто приехал на Камчатку – это те, кто послушал рекомендации друзей, которые уже тут побывали.
– Что из того, о чём вы рассказываете своим туристам, когда-то удивило и вас?
– Давайте о Мишенной сопке. Сопка Мишенная является лучшей смотровой площадкой города. Высота – более 380 метров над уровнем моря. Богата эндемиками. Свое название получила не от того, что мишки там водятся, а от слова межа – раньше сопка называлась Ме́женная, со временем ударение сместилось и произношение немного поменялось – получилось Мишенная. Мишенка, как мы ее называем, имела все шансы стать полноценным действующим вулканом, но сил у вулкана не хватило – магматический очаг ослаб, не успев вырваться наружу, – образовалась сопка, а у ее подножья раскинулся город-порт, город воинской славы Петропавловск-Камчатский.
Есть еще потрясающая история про Авачинский вулкан. На заре Советского Союза появились энтузиасты с ценной идеей организовать мусоропровод по канатной дороге из города прямо в жерло Авачинского вулкана. Была готова даже проектная документация, и чуть было не началось строительство, но кто-то, разбирающийся в сейсмологии, убедил руководство, что Авача – действующий вулкан и рвануть может в любой момент, а тогда весь мусор, который не успел сгореть, полетит обратно в город. Картинка рисуется очень живописная.
Вот еще мое любимое: Мутновская геотермальная станция. Она не единственная – две подобные есть на Курилах, еще две на Камчатке (Паужетская и Верхнемутновская). Уникальна она по мощности – обеспечивает электроэнергией три крупнейших населенных пункта полуострова: Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилючинск. Месторождение было обнаружено в 60-е годы, проект станции был готов в 80-е. При наступлении перестройки проект откладывается, потом наступает развал СССР – в 90-е мы сидим без электричества и тепла в ожидании танкеров, а проект все откладывают… И вот в 1999 году наконец-то началось строительство «Мутновки».
Запуск случился в 2003 году – примерно тогда же запустили и Толмачевскую ГЭС – и мы освободились от мазутной зависимости. Это всё история, но вы посмотрите, где она находится – у подножия действующего вулкана, который постоянно показывает свою кипучую деятельность. Маленькая станция посреди вулканической тундры, кусочек цивилизации в дикой природе, симбиоз человека и природы. Мы, люди, пришли сюда и спросили у гамулов – духов вулканов, хранителей Камчатки: можно мы немножечко возьмем тепла земли? И природа позволила. Но если в районе Мутновского вулкана произойдет какой-либо природный катаклизм, катастрофическое землетрясение или извержение – ее не станет, она уйдет под землю, провалится в тот самый резервуар подземных перегретых вод, которым она питается.
– Будем надеяться, что гамулы будут и дальше благосклонны к жителям Камчатки и непосредственно к работникам Мутновской ГеоЭС. Екатерина, какое ваше любимое место на Камчатке и где экскурсовод проводит свой отдых?
– Это очень сложно… Невозможно выбрать, они все прекрасны: и Горелый, и перевал Вилючинский, и Вачкажец, и Авача – каждый прекрасен по-своему. Сплавы вот только не люблю – мало активности. «Экскурсовод Катя» проводит свой отдых, повышая квалификацию – иду туда, где еще не была. А зимой катаюсь на горных лыжах на склонах Камчатских сопок.
Хабаровск – крупнейший город Дальнего Востока – благодаря своему географическому положению является идеальным местом для начала путешествий по региону и всему Дальнему Востоку.
На сессии «Хабаровск – ворота Дальнего Востока», которая прошла в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» эксперты и игроки туристического рынка обсудили развитие дальневосточных межрегиональных туристических маршрутов для привлечения российских и китайских путешественников.
Хабаровский край исторически считается главными воротами для въезда на Дальний Восток как для туристов из соседних стран, так и для граждан России. До пандемии регион принимал и распределял основной̆ объем гостей из Китая по дальневосточным регионам, выступая транзитной «точкой входа». Хабаровск расположен на пересечении важных воздушных и железнодорожных маршрутов, что обеспечивает связь с другими регионами России и соседними государствами. Местные предприниматели активно сотрудничали со своими коллегами из других регионов, продвигая межрегиональные маршруты.
После вынужденной̆ паузы в международных обменах Хабаровский край возобновляет партнерские отношения с КНР: подписана серия значимых соглашений о развитии сети межрегиональных дальневосточных маршрутов со стартом из Хабаровска.
Теперь региональные туроператоры делают ставку на программы, повышающие продолжительность пребывания туристов, позволяющие превратить их из разовых гостей в постоянных и, соответственно, увеличивающие доходы туротрасли и региональных бюджетов.
Что сейчас может предложить Хабаровский край путешественникам и приезжим? Один из вариантов — туристская программа от компании «Заповедные места Татарского пролива», которая активна в регионе с 2016 года. Проект «Туристическая деревня Ларга» в Ванинском районе края на побережье Татарского пролива предполагает размещение со всеми удобствами в домиках. На территории есть баня и купели. Семидневный тур включает морские прогулки к острову Токи, где разводят потомство тюлени ларга. Помимо этого, в программу входит знакомство с коренными народами, изучение местной гастрономии, участие в шаманских ритуалах и национальных праздниках, морская и речная рыбалка на краба и тунца.
«Потенциал Хабаровского края очень высок – и мы стремимся помочь этот потенциал раскрыть. По ту сторону пролива находятся Сахалин и Курилы, а за ними Тихий океан – край земли. Сезон длится с середины мая до середины октября, но проект будет круглогодичным. На сегодня мы готовы принимать группы до 12 человек. В перспективе – больше. Готовы обеспечивать туристов программой “под ключ”, начиная от встречи в аэропорту, размещение, программа и до проводов в аэропорт», – рассказывает директор компании Дмитрий Ильин.
Все участники сессии сошлись во мнении, что турист не должен сам себе организовывать проживание и досуг. Гостям нравится, когда, приезжая, они не переживают, где будут жить, чем питаться, как развлекаться и перемещаться по разным локациям (которые тоже нужно подобрать). По опыту компании «ТТ-Трэвел», при выборе пакета услуг «мини», «средний» и «макси» 86% туристов предпочитают максимальный.
По словам заместителя генерального директора «ТТ-Трэвел» (экс-TUI) Александра Сирченко, после пандемии удалось заинтересовать туристов непривычными для них регионами благодаря чартерам. Он привел в пример Бурятию – чартеры на зимний Байкал стали популярнее, чем летние – подобного никогда не случалось с республикой зимой.
«Чартер – не панацея, а вершина взаимодействия федерального и регионального туристического бизнеса с федеральной властью. Параллельно включается механизм продвижения и раскрутки тех или иных регионов. Будущее за межрегиональными маршрутами. Трансграничные маршруты можно сделать – с Сахалина в Японию, из Владивостока в Северную Корею, из Хабаровск в Китай. Надо все развивать. Регионы Дальнего Востока и Арктики – это уникальные российские ресурсы, и мы обязаны сделать так, чтобы все захотели это увидеть», – считает Сирченко.
Генеральный директор туроператора «Камчатинтур» Ирина Седова вспоминает, что в 2000-е годы на Камчатку шёл большой поток из Японии, многих стран Европы, и компания вынуждена была формировать турпродукт, который захватывал бы несколько регионов ДФО – и туристы, прилетая из Хабаровска на Камчатку, летели во Владивосток, Иркутск. Это было востребовано, но сложно и дорого. Сейчас сделать такой – и более качественный продукт – стало проще за счет большого количества надежных партнеров в регионах.
«Сейчас основной турпоток составляют российские туристы. Добраться на Камчатку можно только на самолете из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, и с недавних пор с Чукотки. Дальневосточное кольцо мы можем хорошо замкнуть. Туризм на Камчатке – это обязательно экологический туризм, это уникальность. Тут главное – природа, а не дороги и гостиницы, хотя это тоже появляется. Камчатку можно посещать круглый год – сезон стал растягиваться, активно стали работать и в “мёртвые” месяцы. С конца июня и до середины сентября доступны все маршруты. Мы делаем совместные туры с Сахалином», – рассказывает она.
Интерес к Сахалину и Курилам со стороны и российских туристов, и гостей из стран АТР и других настолько высок в настоящее время, что регион вынужден смотреть на туристов с осторожностью. Об этом говорит замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова. По е` словам, потоками туристов обмениваться важно в рамках взаимодействия, но делать это нужно осторожно.
«Мы хотим сохранить уникальность территории. Сахалин и Курилы уникальны как и другие дальневосточные регионы, но новых туристических локаций у нас нет. Мы должны сохранить то, что имеем. Мы уже задыхаемся от туристов и зимой, и летом. Очень аккуратно сегодня смотрим на продвижение региона – ресурсы природные, рекреационные, человеческие – не безграничны», – предупреждает она.
Китайcкие предприниматели видят большой туристический потенциал в регионах Дальнего Востока и в России в целом. Лин Луньян,директор международной туристической компании «Хайвай» (Фуюань), работающей уже 27 лет, уверен, что китайских гостей на туристическом рынке ДФО очень мало, и планирует наращивать присутствие здесь своих клиентов. По его словам, китайских путешественников очень привлекают Сахалин, Камчатка и Байкал. Им также важен патриотический и культурный туризм. Он уверен, что странам надо наращивать сотрудничество в сфере туризма.
«Для Китая тоже важны российские туристы. В КНР туризм очень безопасный: можно ездить беспрепятственно, не опасаясь за свое пребывание. Российский Дальний Восток действительно интересен, и мы должны использовать географическое преимущество для развития наших отношений. Однако к сожалению, цены на перелеты из Хабаровска в другие города дальневосточного региона гораздо выше, чем цены из Владивостока. Хотел бы предложить российской стороне подключиться к решению вопроса», – сказал Лин Луньян.
В числе других предложений китайской стороны на сессии – организация обмена молодежными делегациями, усиление сотрудничества между туристическими ассоциациями двух стран, эскалация пропагандирования российских туров в КНР с адаптацией для китайских туристов. Также он отметил, что для жителей КНР очень интересны российские продукты питания. Помимо этого, представитель китайской турфирмы отметил важность развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском и разделен между Россией и Китаем.
Участники сессии сошлись во мнении, что идея кооперации между туркомпаниями в рамках макрорегиона, между региональными и федеральными туристическими компаниями, а также между общественными организациями, властью и бизнесом – это необходимые компоненты для создания и продвижения межрегиональных маршрутов, которые, в свою очередь, занимают существенное место на туристической карте Дальнего Востока.
Этим летом две семьи из Хабаровска воспользовались возможностью оформления групповой визы — для этого надо минимум пять человек — отправилась в Харбин — столицу соседней китайской провинции Хэйлунцзян. Его еще называют «самым русским китайским городом». Как прошла поездка, рассказывает самый юный автор текстов на портале EastRussia 14-летняя Кира Елаш. В выделенных блоках — комментарии и рекомендации взрослых попутчиков — куда ж без них…
Впечатлений и локаций в поездке набралось так много, что в один текст всё не влезло — продолжение тут .
Началось всё с того, что рано утром мы сели по машинам и поехали из Хабаровска в Благовещенск. Изначально в планы входила прогулка по набережной, но дорога заняла около 9 часов и вымотала нас, поэтому, заселившись в небольшую съёмную квартиру, сил хватило лишь на прогулку до ближайшего магазина, чтобы купить продукты. Поужинали и легли спать.
Маршрут с переходом границы Благовещенск — Хэйхэ выбран из экономических соображений: быстрее было бы на пароходе из Хабаровска в Фуюань, но в этом сезоне на него «цена кусается», к тому же хотелось до Харбина добраться на поезде, и лучше всего для этого подходит ежедневный вечерний поезд Хэйхэ — Харбин. Стоимость билет в плацкартный вагон — 150-160 юаней — около двух тысяч рублей — зависит от высоты полки (в китайских вагонах три уровня полок). Стоимость групповой визы — четыре тысячи рублей на человека. Её мы оформили, обратившись к нашей знакомой китаянке по имени Маша, которая работает в местной турфирме. За небольшое вознаграждение, нам оформили визу, забронировали гостиницу и купили железнодорожные билеты. Без помощи принимающей стороны в КНР ничего этого сделать самостоятельно, увы, не получится, но это в любом случае дешевле, чем покупать готовый тур. Благовещенские турфирмы предлагают посетить Хэйхэ за 15 300 рублей на человека — в эту сумму входит визовое обеспечение, поездка на теплоходе туда и обратно, трансфер, две ночёвки в гостинице.
На следующий день нам всё-таки удалось прогулять по набережной Благовещенска. Самое интересное там то, что через Амур видно китайский город Хэйхэ, куда нам и надо было попасть. Насладившись этими видами с российского берега, мы поспешили пройти таможню и сесть на пароход, чтобы прикоснуться к увиденному, находясь уже в Китае. А машины, на которых мы приехали из Хабаровска в Благовещенск, оставили возле здания таможни.
Касса в речном порту Благовещенска работает до 17 часов, поэтому накануне, сразу по приезду сразу же направились туда, и это оказалось правильным решением: на утренние рейсы билеты были уже раскуплены, удалось взять места на теплоходе, который отправлялся после полудня. Всего в день совершается пять рейсов «туда-обратно». Сразу купили билеты и на обратный путь. Стоимость на одного человека в одну сторону — три тысячи рублей, включая портовый сбор с российской стороны (портовый сбор в Хэйхэ оплачивается в юанях по прибытии в КНР и составляет 60 юаней).
Переплыть Амур и оказаться за границей заняло не более десяти минут — дольше таможню проходили. Когда мы сделали первый шаг по улицам Хэйхэ, мне сразу показалось, что я нахожусь в другом мире. По китайским меркам Хэйхэ — маленький городок, что-то вроде «деревушки», но «деревушка» эта очень чистая и красивая. Я даже ощутила внезапное желание разуться и немного прошлась босиком. Также в Хэйхэ нам встретилось много надписей на русском языке, а люди из сферы обслуживания знали некоторые примитивные фразы.
К сожалению, долго прогуляться по городу и в полной мере оценить все его плюсы и минусы у нас не вышло — к тому же тащить все вещи на себе было очень тяжело. Мы успели лишь до отвала наесться традиционными китайскими жирными блюдами в обычной «чифаньке» и поспешили сесть на автобус и отправились на вокзал. Он находился за городом и окружает его... кукурузное поле!
«Старый» вокзал, который находится непосредственно в Хэйхэ — на реконструкции. Соседи решили не мелочиться и на период ремонта построили новую станцию за городской чертой, куда всех пассажиров бесплатно доставляет «шаттл». В здание вокзала можно попасть только при наличии билета, которые нам купила принимающая стороны.
Наконец, расположившись в поезде, мы смогли выдохнуть — суета закончилась, осталось лишь расслабиться и ждать, когда прибудем в наш пункт назначения. Мы взяли места в плацкарте. Когда я только об этом узнала, мне не понравилась эта идея, но оказалось, я зря переживала. Китайские поезда вообще отличаются от российских — они бесшумные, чистые и не трясутся каждую секунду. Мы перекусили купленными в магазинчике на вокзале сладостями, но, если вы не успели взять еду в дорогу, не стоит беспокоиться — по вагонам ходит человек с тележкой и предлагает купить разную еду, включая острую томатную лапшу, снеки и напитки. В 10 вечера отбой — в вагоне выключают свет, и все укладываются спать. Я расположилась на третьей — самой верхней — полке. Было комфортно.
В пять утра мы прибыли в Харбин и чуть не заблудились на вокзале — настолько он огромный! У него есть ещё и подземная часть.
На заметку новичкам: весь Китай живет по единому пекинскому времени, поэтому в пять утра тут жизнь уже «кипит».
До гостиницы добрались на автобусе, для этого наша знакомая Маша скинула нам подробную инструкцию: на какой стороне улицы и на какой автобус необходимо садиться, на какой остановке выходить. Стоит отметить, что на каждой остановке в Харбине указаны маршруты, время прихода автобуса и все это работает! Гостиница находится на улице Гоголя (по-китайски — Гоголи), заселение было только в полдень, мы скинули вещи и решили прогуляться по району. В целом, первые дни мы потратили на прогулки по Харбину.
中央大街 ZhongYangDaJie
Куча магазинчиков, кафешки и уличная еда. Стоит все недёшево. Толпы туристов, кстати говоря, большинство — китайцы. В Харбине из иностранцев мы встречали только русских и одного немца. Сюда, в основном, приезжают именно китайцы из других городов и провинций. К слову, Харбин - город-побратим Хабаровска и вообще он раньше был русским городом, поэтому здесь можно обнаружить много магазинчиков с русскими съестными товарами, матрёшками и сохранившиеся здания русской архитектуры.
Китайцы — прирожденные торговцы. Свою близость к России и «русскую» историю здесь монетизировали: туристы из южных провинций охотно скупают всё, что как-то связано с Россией: хлеб, конфеты, матрёшек, причем, это вовсе не обязательно сделано в нашей стране.
Недействующий православный храм. Можно попасть внутрь, заказать экскурсию или прогуляться вокруг и увидеть множество китаянок в костюмах ангелов и демонов, позирующих перед фотографами.
Софийский собор в Харбине был облачен в камень в 1912 году (изначально — с 1907 года — он был деревянным), позже на этом же месте был построен нынешний собор, который являлся репликой собора в Санкт-Петербурге. В 1957 году, во время «культурной революции», Софийский собор превратился в студенческое общежитие, позже его и вовсе хотели разрушить. В 1997 году храм отремонтировали и организовали внутри музей.
На небольшой площади возле нашей гостиницы каждый вечер, ровно в 19 часов, появляется «массовик-затейник», который включает музыку, и жители окрестных домов дружно начинают разучивать какой-нибудь танец или заниматься гимнастикой. В 21:00 музыка затихает и танцующих сменяют владельцы собак разных пород. Примечательно — все с пакетиками, чтобы убрать за своими питомцами.
По сути набережная. Сталиным тут и не пахнет — одно название. Есть вход на пешеходный мост через Сунгари (правый приток Амура), который в свое время был построен русскими. Раньше он был железнодорожным — следы этого можно обнаружить во время прогулки: пол стеклянный и под ним видно старые рельсы. Рядом построили новый мост для поездов, а этот оборудовали для любителей прогуляться. Путь туда и обратно займет около часа.
Двух-, трехэтажные здания, опять же уличная еда, забегаловки и магазинчики. В общем, что-то вроде пешеходной улицы, но более «лайтовая», старая и менее пафосная её версия. Очень атмосферное место. Все эти места, конечно, туристические.
Помимо этого, мы решили пройтись по различным китайским кварталам, как по ухоженным и красивым в центре города, так и по самым обыкновенным жилым. Гуляли вечером возле гостиницы, заходили на маленькие улочки, где живут простые китайцы, сидят поздно вечером на улице возле какой-нибудь забегаловки и ужинают. Посещали подземные рынки. Заходили во двор и подъезды. В общем, проникались истинным китайским духом и исследовали местность.
Что ещё мы увидели, на чём передвигались, что ели и кого при нас кормили — во второй части рассказа.