Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Востребованность сухопутных погранпереходов с Китаем возросла

Востребованность сухопутных погранпереходов с Китаем возросла
Фото: pixabay.com

Сухопутные пограничные переходы между Россией и Китаем стали очень востребованы у российских экспортеров. Однако без развития инфраструктуры их мощностей хватит на два-три года.

Как сообщает «Коммерсант», об этом заявил вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» по коммерческой деятельности Сергей Мухин. Грузоотправители кардинально пересмотрели логистические схемы из-за растущего контейнерного экспорта из России в Китай и дефицита вместимости на морских судах. Выход из ситуации участники рынка увидели в сухопутных погранпереходах, вместо традиционных полувагонов для перевозки угля и руды стали использоваться контейнеры.

Одним из ключевых факторов роста этого сегмента рынка, особенно для предприятий Сибири и Дальнего Востока, являются стимулирующие меры со стороны Китая, где логистические платформы получают субсидии на ввоз импорта. Однако их получение возможно только при перевозке определенного объема грузов.

Ключевыми точками, через которые проходят сухопутные маршруты российского экспорта в Китай, являются станции Забайкальск, Наушки, Гродеково в России и погранпереход Достык в Казахстане. По оценкам, объем отправленных через сухопутные погранпереходы экспортных грузов в 2021 году вырастет на 15,4%, до 400 тыс. TEU.

В настоящее время ряд факторов могут воспрепятствовать развитию этого вида перевозок. По данным экспертов, железнодорожная инфраструктура не справляется – с начала года часть объемов, заявленных к перевозке, остается не подтвержденной со стороны РЖД. Госмонополия согласовывает заявки пропорционально их количеству.

«Но некоторые недобросовестные отправители подают заявки от имени сразу нескольких компаний, тем самым повышая свои шансы на согласование, хотя зачастую не имеют даже готового к отправлению груза. Из-за этого заявленные к перевозке объемы могут в восемь-десять раз превышать провозные мощности железных дорог и погранпереходов, тогда как фактические перевозки, наоборот, могут быть существенно меньше согласованных», – рассказал Сергей Мухин.

Для обеспечения вывоза экспорта он предложил внедрить прозрачную систему согласования заявок на перевозки, установив квоты с ежеквартальным пересмотром по итогам перевозок и причин отклонения, разработать информационную систему для мониторинга согласованных заявок всеми операторами, повысить штрафы за непредъявление груза по согласованным заявкам, а также установить предоплату согласованных заявок на уровне 50%.

Необходимо также расширить инфраструктуру, поскольку текущих мощностей хватит лишь на два-три года.

22 января: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика