В правительстве РФ поддержали предложение РЖД продлить до конца года временные правила определения очередности перевозок грузов. Временные правила, введенные в марте 2022 года, позволяют вывозить из РФ потерявшие европейские рынки сбыта товары за счет переориентации на порты Дальнего Востока.
Как сообщает Forbs.ru, срок применения этих правил должен был истечь 1 июля, РЖД предложила продлить его до конца текущего года. Противником временного порядка были угледобывающие компании — их продукция из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тывы потеряла приоритет в перевозках по Восточному полигону.
В 2022 году железнодорожные грузоперевозки в восточном направлении впервые превысили перевозки на Запад, достигнув 80 млн тонн. Поменялась и структура грузов –на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, а два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля. На Дальний Восток РЖД стали отправлять продукцию химиков и металлургов.
Эксперты отмечают, что правительство дало РЖД возможность оперативно реагировать на изменения в экспорте и перевозке грузов, отменив ПНД, которые такой возможности не давали. Отмена временных правил привела бы к существенному ухудшению уровня диспетчеризации и ритмичности в ряде отраслей, в первую очередь ориентированных на экспорт.
В угольной компании ЭЛСИ отметили, что ПНД — более понятный и прогнозируемый механизм для бизнеса. Временные же правила определения очередности перевозок грузов основаны на аналитике РЖД и не всегда прозрачны.