Тигру, которого накануне отловили вблизи города Вяземский на юге Хабаровского края, провели операцию на лапе. После осмотра его ветеринарами выяснилось, что у хищника проблема с лапой, видимо, поэтому он и стал выходить в город за «легкой» добычей.
По словам ветеринарного врача-эксперта Ивана Шахова, сложно определить, когда именно была получена травма, но именно из-за нее он не мог вести полноценный образ жизни.
Операцию провели в центре Госохотнадзора вблизи Хабаровска, после чего тигра отправят в центр реабилитации диких животных «Утес», расположенные на юге региона. В зависимости от того, как зверь будет восстанавливаться и что решит Росприроднадзор, в дальнейшем будет ясно – вернется ли он в дикую природу.
Напомним, тигр объявился в Вяземском в середине января. Он задавил трех собак на территории автосервиса, расположенного на автотрассе Хабаровск - Владивосток. Охотоведам и полицейским пришлось отгонять полосатого хищника в тайгу, но это не увенчалось успехом.
Чуть более суток понадобилось тигру Гектору, чтобы с соблюдением всех формальностей преодолеть пять тысяч километров по воздуху и еще 340 по земле. Из Челябинска его привезли в Екатеринбург, оттуда – самолётом в Хабаровск, и затем в центр реабилитации диких животных «Утёс» в Хабаровском крае. Здесь он получил в своё распоряжение просторный вольер по соседству с другим «уральским» тигром Жориком, которого тоже спас челябинский «Айболит» Карен Даллакян.
- Как он? – Как он? – Как он?
С 22 по 23 августа этот вопрос раздавался по всей стране. В соцсетях, в телефонам, по телевизору - ежечасно, или даже чаще – никто не считал. Все спрашивали, как себя чувствует тигр Гектор, отправившийся в первый в своей жизни полет по маршруту Екатеринбург – Хабаровск.
Гектор – питомец челябинского приюта «Спаси меня». Здесь его выходили, после преступления пьяного двуногого, который пытался похитить двухмесячного тигрёнка из передвижного зоопарка. При этом Гектор получил разрывы сухожилий, из-за которых теперь может ходить только в полуприсяде.
- Как он? - три десятка журналистов обступили в аэропорту Хабаровска смуглокожего мужчину в кофте майке с тиграми – доктора Карена Даллакяна, который с помощниками прилетел тем же рейсом, что и Гектор.
- Он хорошо! – звучит ответ, - всё в порядке, слышно, что двигается в клетке. Сейчас его перевезут в грузовую зону, откроем защитную крышку транспортировочного ящика, осмотрим его и покормим перед дорогой!
«Как он?!»
фото: Никита Василенко «Амур Минералс»
Встревоженность уходит с лица видавших многое журналистов и организаторов перевозки – команды сопровождения компании «Амур Минералс», взявшей на себя все финансовые вопросы транспортировки Гектора. Всего месяц назад во время перелёта по неустановленным ещё причинам скончался амурский тигр, которого везли из Москвы в Хабаровск. Поэтому за инвалида Гектора волновались втройне.
На Урале его историю знает едва ли не каждый – мать тигрица отбила Гектора у похитителя, и не подпускала никого к детёнышу долгое время. Из-за порванных коленных и тазобедренных связок и сухожилий задние конечности потеряли подвижность. Месяцы понадобились Карену Даллакяну и его помощникам, чтобы после череды болезненных уколов, процедур и массажа Гектор смог ходить – пусть не как здоровый тигр, но уже не волоча за собой лапы.
- Самым болезненным для Гектора были уколы в сустав, - вспоминает Карен. – Уколы витаминов тоже доставляли боль. Плюс приходилось пичкать его целой кучей разнообразных лекарств. Нам пришлось научиться обманывать его, а хищника обмануть очень непросто, при том что лекарства сильно пахнут. Мы забивали препаратами тушки цыплят, замораживали их и давали Гектору – для него они были как семечки.
Чтобы удержать тигрёнка во время неприятных процедур, его требовалось крепко держать. Эта работа досталась племяннику Карена Артуру, который помогает ему с животными уже 25 лет. Артур – дзюдоист и только у него получалось удерживать Гектора во время уколов и массажа. За такую заботу молодой тигр невзлюбил Артура и каждый раз, стоит его учуять, недовольно рычит.
Артур Антонян, сотрудник приюта «Спаси меня»
Перед путешествием Гектору дали релаксант, чтобы он большую часть дороги проспал. И вот после всех формальностей погрузчик вывозит с территории склада транспортную клетку, обшитую фанерными листами. Помощники снимают торцевую панель, и Артур сразу же удостаивается резкого рыка – Гектор услышал запах своего «лечителя» и дал знать, что не рад его приближению. Для окруживших же клетку журналистов и организаторов перевозки – этот рык добрый знак, знак того, что тигр в порядке. Правда первый же осмотр показывает – совсем без происшествий не обошлось.
- Губу себе поранил, - говорит Карен, всматриваясь сквозь прутья решетки, - миску разжевал, в которой мы ему еду оставили. Но ничего страшного, порезы не глубокие. Сейчас мы его покормим - нам хабаровские подписчики привезли курицу и рыбу, и двинемся в путь. Он, конечно, в стрессе – незнакомые запахи, другой воздух, непривычная обстановка, но он уже успокоился.
Это была миска...
Карен достает сплющенную миску, просовывает мясо и рыбину тигру, который сначала настороженно принюхивается, потом придвигает корм к себе лапой. Крышка закрывается – пора в дорогу. Последняя часть пути – почти 140 километров – до центра реабилитации диких животных «Утёс», который находится на окраине села Кутузовка, а за ним уже только тайга.
Здесь уже ждут и всё готово – большой вольер, размером с гектар поделен на две части: в одной квартирует выхоженный Кареном в 2009 году тигр Жорик, вторая часть «апартаментов» станет домом Гектора. Последний рывок – транспортную клетку перегружают на тележку, которую гусеничный мини-вездеход подвозит к фиксационной клетке, в которой Гектор проведёт первые дни.
Жорик дождался соседа
– В ней два отсека и будка, - поясняет руководитель центра «Утёс» Эдуард Круглов, - здесь он может укрыться от непогоды, если захочет. Сюда же мы будем приносить ему мясо. Тесного контакта с Жориком не будет, надо понимать, что это самцы и нельзя допустить, чтобы они друг с другом подрались. Поэтому по всему периметру с внутренней стороны установлена электроизгородь, чтобы обеспечить дистанцию между ними.
Последние манипуляции – транспортную клетку переносят с телеги, поднимают створку, заслонка нового жилища уже открыта… Раздаётся грозный рык.
- Айда, Гека! Гек! Пошли, пошли - приговаривает Карен. – Иди сюда мой хороший!
Гектор выжидает пару секунд и одним прыжком влетает в свой новый дом, настороженно делает несколько шагов – прислушиваясь, принюхиваясь. Карен успокаивает: - Всё хорошо, всё хорошо… После парочки кругов Гектор заходит в будку, укладывается в ней, и обозревает скопившихся вокруг журналистов с видом хозяина. Всё. Новоселье состоялось.
- Теперь дело за природой, - говорит Карен, явно успокоенный и сам. – Через пару дней Гектор выйдет и получит возможность размяться, побегать. Он это очень любит. Мы пытались давать ему такую возможность, но это было всё-таки проблематично. В плане дальнейшей реабилитации мы очень ждём сугробы – нам надо сейчас восстанавливать атрофированные мышцы, мы видим позитивную динамику по костям, а их нормально движение должны обеспечить развитые мышцы. Здесь как раз большая территория, деревья, об которые Гектор сможет точить когти, оставлять автографы свои, ну а сугробы – это самая большая нагрузка на организм, на лапы. Ещё он у нас любитель поплавать, благодаря нашим друзьям нам удалось купить большой бассейн пластиковый, и в Челябинске Гектор у нас плавал. Нас все спрашивают, почему мы не привезли сюда бассейн, но мы посмотрим – тут у него есть, во-первых, овраг, низина, где скапливается вода и он сможет поплескаться, а во-вторых, если мы увидим необходимость – то привезём бассейн обязательно.
В «Утёсе» Гектор будет не просто под постоянным наблюдением, его регулярно будет осматривать персональный ветеринар. Расходы на него, как и на питание взяла на себя компания «Амур Минералс»
- У нас заключён многолетний, пожизненный контракт на питание и ветеринарное обслуживание Гектора, - рассказал Олеся Куликова, начальник отдела охраны окружающей среды «Амур Минералс». – Мы надеемся, что Гектору будет хорошо на его родине, что он быстро адаптируется. Мы будем помогать сотрудникам «Утёса» и в дальнейшем – это первый такой опыт для нас, и мы надеемся его продолжить.
Удостоверившись, что Гектор обустроился, Карен навестил своего «крестника» Жорика. 13-летний тигр прописался в Хабаровском крае в 2011 году после долго лечения. Ещё будучи тигрёнком он попал к Карену в тяжелейшем состоянии – в передвижном зоопарке его неудачно накормили курицей, кость проткнула нёбо, началось масштабное заражение. Чтобы спасти тигрёнка, ему пришлось удалить чуть-ли не треть челюсти – пораженной костной массы. Всего Жорику провели 19 операций, но полностью компенсировать утраченное не удалось и левая часть челюсти всегда открыта.
Жорик Карена не забывает
Карен уже не раз навещал Жорика, и тот всякий раз узнает «папу» - подходит, трётся об его руку, громко фыркая. Сегодня ритуал повторился, но как только подняли заслонку – выход в вольер Жорик резво направился в сторону той части, где теперь разместился Гектор. Вынюхивая соседа Жорик поставил пару меток, напоминая о том, кто здесь старший. Хотя вообще-то ему не привыкать к соседям – в «Утёс» регулярно привозят диких тигров: или отловленных – тех, кто стал заходить в сёла, или больных. Правда, держат их в дальнем вольере, сводя возможность контакта полосатых хищников к минимуму. Да и надолго гости здесь не задерживаются – после лечения и реабилитации их возвращают в природу. Несколько зим навещала Жорика дикая тигрица – её следы находили на снегу. Но теперь свой дальневосточный гектар – а именно такую площадь занимает весь вольер - Жорику придется делить с Гектором долгие годы.