Выставка о социально-экономическом развитии Дальнего Востока начала свою работу в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Экспозиция представлена в рамках комплекса мероприятий «Дни регионов Дальнего Востока в Москве – 2022», которые сейчас проходят в столице.
Выставка разделена на две тематические зоны: социальное и экономическое развитие Дальнего Востока. В зоне социального развития представлены фото- и видеоматериалы, рассказывающие о социальных программах и инициативах, в том числе о «дальневосточном гектаре», «дальневосточной ипотеке», новой образовательной программе «Муравьёв-Амурский», программах жилищной застройки, развитии туризма и других. В зоне экономики в виде презентаций представлена подробная информация об инвестиционной деятельности, преференциальных режимах ведения бизнеса, мерах государственной поддержки, мастер-планах дальневосточных городов, отдельное внимание здесь уделено результатам работы по развитию Дальнего Востока и новым инициативам.
«В сфере опережающего развития Дальнего Востока и Арктики принято депутатами Государственной Думы более 70 федеральных законов, 350 нормативно-правовых актов, привлечено более 2,7 тыс. инвесторов с общей суммой обязательств более 6,5 триллионов рублей, из которых почти 3 триллиона рублей на сегодня уже освоены. И фактически на сегодняшний день, то, о чём говорил президент России В.В. Путин, создано более 100 тыс. новых рабочих мест на Дальнем Востоке. Вся эта информация о динамике социально-экономического развития региона, мерах государственной поддержки и крупнейших инвестиционных проектах в формате «вчера-сегодня-завтра» представлена на выставочной экспозиции. Я искренне надеюсь, что проведение в Государственной Думе тематических выставок дальневосточных регионов станет доброй традицией», - сказал на открытии выставки председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
Как отметила заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Ирина Яровая, Дальний Восток постоянно находится в повестке работы Госдумы, поскольку стратегия развития этого региона сегодня является национальным приоритетом.
«В современных сложнейших геополитических условиях мы видим, насколько жизненно важна эта стратегия успеха. 11 субъектов Российской Федерации, граница, которая совпадает с границами пятью соседних государств, 4 часовых пояса, 41 % территории страны занимают совокупно субъекты Дальнего Востока – то есть масштаб колоссальный. А если начинать вспоминать каковы запасы природных, рекреационных, бальнеологических ресурсов, то окажется, что это вообще большая, серьёзная, богатая кладовая нашей страны. И у нас есть общая задача – сделать так, чтобы и качество жизни на Дальнем Востоке менялось, потому что только 5 процентов населения РФ – это жители Дальнего Востока. То есть вот такие пропорции. При этом Дальний Восток осваивался жертвенным, созидательным трудом наших предков, и сегодня у нас стоят очень серьёзные амбициозные задачи, направленные на то, чтобы обеспечить успех развития Дальнего Востока, и чтобы успех Дальнего Востока был успехом нашей большой страны. Я хочу искренне поблагодарить Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, потому что сегодня мы можем говорить о командной слаженной работе и парламента, и правительства. Многие инновационные решения, которые предлагаются сегодня Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, являются настолько эксклюзивными в мире, что мы с вами фактически реализуем программу реальных новых подходов к развитию экономики и к решению социальных вопросов. Означает ли это, что нет проблем? Нет не означает, но это означает то, что мы будем их успешно решать», - сказала Ирина Яровая.
По словам Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, совместная работа органов власти уже позволила запустить на Дальнем Востоке 2,8 тыс. предприятий, где создано более 100 тыс. новых рабочих мест.
«Хочу поделиться, недавно мы проводили детальный анализ оплаты труда в крупных предприятиях, которые стали резидентами наших территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, и выяснили что средняя зарплата работников резидентов ТОР, на которые приходится 80 процентов инвестиций и 2/3 рабочих мест, на 32 % выше, чем средняя зарплата предприятий аналогичного масштаба, но не входящих в эти режимы. То есть те льготы, те преференции, меры государственной поддержки, которые мы вместе вводим, они стимулируют бизнес, стимулируют предприятия платить больше, соответственно люди повышают своё качество жизни. Но это только начало большого пути, большой работы», - сказал Алексей Чекунков.
Он отметил, что «Дни регионов Дальнего Востока» проводятся в Москве уже в 6-й раз, но Государственная Дума стала одной из площадок этих мероприятий впервые. Министр также напомнил о других событиях, которые пройдут в рамках «Дней регионов Дальнего Востока в Москве» в этом году.
«В рамках «Дней регионов Дальнего Востока» проходят интересные выставки в московских вузах, которые показывают студентам перспективы работы, развития и разнообразие наших дальневосточных регионов, как для путешествий, так и для построения своей судьбы и карьеры. Через неделю запускается традиционный «Дальневосточный экспресс» в московском метро. Пожалуй, один из самых красивых поездов в метро в мире, где пассажиры могут познакомиться с красотами, чудесами всех 11 регионов ДФО, в том числе один вагон будет посвящён 150-летию великого путешественника, первооткрывателя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Литературная премия его имени также проводится ежегодно, и в скором времени мы узнаем имена лауреатов этого года», - добавил Алексей Чекунков.
Более подробно с экспозицией всех собравшихся познакомил генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николай Запрягаев.
«Хочется поблагодарить Государственную Думу за возможность показать, рассказать о результатах, а главное о планах нашей общей работы, потому что принято порядка 70 федеральных законов, более 300 актов правительства для того, чтобы жить на Дальнем Востоке и вести бизнес стало лучше. Созданы уникальные меры поддержки для бизнеса, которые являются одними из лучших в Российской Федерации, которые охватывают все аспекты деятельности компаний, создаются новые социальные меры поддержки для того, чтобы улучшить условия жизни людей. И эти условия заимствуются другими отраслевыми программами, другими регионами РФ», - сказал перед началом экскурсии Николай Запрягаев.
Выставка будет работать в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в течение недели. Организаторами мероприятия выступили Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».
ООО «ДВТГ-ТЭО» — один из резидентов ТОР «Хабаровск». Компания, созданная в 2010 году, предоставляет услуги по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с предоставлением собственного подвижного состава. О намерении работать на территории опережающего развития компания заявила 9 ноября 2018 года, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока действием на 67 лет — до 25 июня 2085 года. Предприятие начало функционировать на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск», заявив в качестве основных направлений деятельности грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
«Дальний Восток непрерывно развивается: ежегодно здесь появляются новые предприятия, открываются рабочие места. Крупный российский и международный бизнес заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в новые производства, развитие кадрового потенциала, расширение экспорта продукции и услуг на Дальнем Востоке, — отмечает Александр Владович, генеральный директор ДВТГ-ТЭО. — Логистика — одно из ключевых направлений современной экономики, но для полноценного развития дальневосточных регионов, в силу их удаленности от федеральных центров, необходимо наращивать и транспортно-экспедиторские мощности. ООО «ДВГТ-ТЭО» видит долгосрочные перспективы в работе на рынке комплексных логистических услуг. На наш взгляд, интермодальные перевозки — это услуга, на которую уже сформирован спрос современного бизнеса. Транспортировка грузов по Дальнему Востоку и за его пределами должна быть оперативной, многопрофильной и, что самое главное, удобной в оформлении для клиента. ООО «ДВГТ-ТЭО» развивает сеть перевозки грузов несколькими способами, в том числе по сложным многоэтапным маршрутам. И мы берем на себя полное сопровождение ценностей, которые доверяют нам наши партнеры».
Александр Владович генеральный директор ДВТГ-ТЭО
фото: ДВТГ
Компания представила на рынке Дальнего Востока комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Это организация перевозки груза «под ключ» — она включает в себя не только прием, отправку и транспортировку из точки «А» в точку «Б», но и полное документальное сопровождение на каждом этапе. Задача специалистов ООО «ДВТГ-ТЭО» — аккумулировать все услуги по перевозке в одной компании. При этом, если груз доставляется сложным маршрутом и несколькими видами транспорта, получателю услуги не нужно самостоятельно оформлять каждый этап перевозки — все промежуточные решения выполнят сотрудники одной компании и в рамках одного контракта.
В течение трех лет логистическая компания поступательно вкладывалась в строительство инфраструктуры для транспортных услуг, инвестировав свыше 150 млн рублей в создание полноценной сети перевозок. Сегодня ООО «ДВТГ-ТЭО» — это полный комплекс доставки грузов по Дальнему Востоку в формате так называемых интермодальных перевозок. Компания доставляет груз в точку назначения несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или на универсальной платформе. Клиенты предприятия оформляют документы на сопровождение только один раз, а отслеживать передвижение своей собственности могут от начала до конца маршрута. Таким образом, транспортный сервис сочетает высокую скорость доставки и удобство для клиента.
«ООО “ДВТГ-ТЭО” в полном объеме исполняет обязательства по реализации инвестиционного проекта «Расширение парка подвижного состава, изготовление европоддонов для размещения и крепления грузов в вагонах» в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в ноябре 2018 года с АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Капитальные вложения в проект превысили 150 млн рублей, за время реализации проекта компанией создано более 40 рабочих мест, что говорит о стабильном исполнении резидентом своих обязательств и заинтересованности в дальнейшей работе в рамках ТОР», — уточнили в министерстве экономического развития Хабаровского края.
По данным на июнь 2022 года предприятие опережает собственный инвестиционный план в рамках ТОР «Хабаровск» более чем на 30%. Созданы новые рабочие места, и вскоре компания откроет новые вакансии для местных специалистов. С кадровой и рекламной политикой компании помогает КРДВ.
«В ноябре 2018 года компания «ДВТГ ТЭО», заключив инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с проектом по расширению парка подвижного состава и изготовления европоддонов для размещения и крепления грузов в полувагонах. На сегодняшний день резидент вложил в экономику региона 157,3 млн рублей и создал 40 рабочих мест. Планируется увеличение количества рабочих мест до 42. Основной целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности грузоперевозок на Дальнем Востоке, а также расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет приобретения новых и бывших в эксплуатации вагонов, расширения парка железнодорожного подвижного состава в оперативном управлении с 269 до 637 единиц. Статус резидента ТОР "Хабаровск" позволяет предприятию применять налоговые льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, что приводит к аккумулированию свободных средств и возможности развития проекта. Резиденту также доступен широкий спектр сервисов КРДВ – мы помогаем в подборе сотрудников, оказываем информационную и маркетинговую поддержку, содействуем в привлечении финансирования в проект и развитии кооперационных связей между бизнесом», — сообщила EastRussia Ирина Серова, директор УК ТОР «Хабаровск» (дочернее общество КРДВ — Прим. ред.).
Транспортная компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах — дальнейшее развитие комплекса логистических услуг. ООО «ДВТГ-ТЭО» будет наращивать объем инвестиций и разрабатывать новые решения по перевозке грузов. В частности, предприятие готово расширить перечень видов деятельности в рамках ТОР «Хабаровск» — переговоры с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики, и согласование нового пакета документации уже идут. Это необходимо для полноценной работы в формате интермодальных грузоперевозок. Логистическому бизнесу нужно создавать стационарные площадки для промежуточного перегруза на сложных маршрутов, обеспечить возможность фрахтовать суда для морских перевозок, наладить полноценное взаимодействие с авиационными предприятиями для максимально оперативной доставки грузов при запросе клиента.
«Полноценное развитие логистического рынка возможно только при равноправном участии заинтересованного бизнеса и корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, — подчеркивает Александр Владович. — Как власти приглашают инвесторов развивать регионы Дальнего Востока и предлагают для этого особые преференции, так и инвесторы приглашают власти поддержать перспективные проекты, которые востребованы в текущей экономической ситуации в ДФО, в первую очередь у таких же представителей бизнеса. ООО «ДВГТ-ТЭО» заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с управляющей компанией ТОР «Хабаровск» и надеется, что КРДВ, учитывая добросовестное исполнение нашей компанией своих обязательств по инвестиционному проекту, поддержит и расширение перечня услуг, которые мы хотим оказывать бизнесу в Хабаровском крае и на всем Дальнем Востоке. Вместе мы выведем рынок интермодальных грузоперевозок на беспрецедентно высокий качественный уровень не только в федеральном округе, но и на уровне всей России».
В случае согласования дальнейших планов ближайшие несколько лет инвестиционный проект ООО «ДВТГ-ТЭО» на площадке «Ракитное» превратится в полноценный логистический хаб, связывающий между собой все регионы ДФО. Транспортная компания готова и дальше инвестировать в развитие интермодальных перевозок, оптимизируя маршруты доставки груза для удобства клиентов.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.
Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Нужно изменение ориентации нашего отношения к Востоку, потому что долгое время для России Восток, восточные партнеры были вторичными, а первичными были, конечно, западные партнеры. И в этом смысле перестройка структур бизнеса — очень важный момент. Это в первую очередь перестройка манеры общения, бизнес-этикета. Неслучайно, например, очень многие крупные российские компании сегодня проводят переподготовку своего топ-менеджмента для работы со странами Азии.
Наконец, мы должны понимать, что разворот на Восток во многом — это разворот к регионам российского Дальнего Востока и Сибири. И здесь есть довольно четкие параметры, которые реализуют Минвостокразвития и отдельно взятые администрациями городов.
Еще важно отметить: разворот на Восток как лозунг, а не как кампания — не очень удачный, потому что получается, что до этого никакого восточного интереса у России не было. На самом деле это не так: Россия вышла к берегам Амура в середине XVII века и находится там на протяжении столетий, Россия всегда была страной, нацеленной на Восток. А то, что для некоторых политологов, например, презентация их мнения на восточную тематику оказалась новинкой — это скорее вопрос конъюнктурный. Поэтому надо понимать, что многие организации или многие специалисты на Восток не разворачивались, потому что они всегда там находились.
Я бы назвал все это активизацией восточного вектора российской политики и экономики. Чтобы его действительно довести до полноценной реализации, потребуются как минимум десятилетия. Не надо думать, что это произойдет в один момент.
Чтобы разворот был эффективным, нужна подготовка нового поколения специалистов. Они должны знать не только язык и национальные традиции, но и экономику, юриспруденцию. Нужны специалисты со знанием политического устройства ряда восточных стран, логистики, науки и технологий. Должно быть сотрудничество, как было с Западом: от образования и науки до торговли и политики.
Еще один момент связан с переориентацией товарных потоков на Восток. Здесь, учитывая «бутылочное горлышко» на Восточном полигоне, необходимо открытие новых портовых сооружений на российском Дальнем Востоке, и самое главное — перехват инициативы, в том числе у Китая, в управлении логистическими структурами. При развороте на Восток, не нужно отдавать восточную тематику нашим соседям, а нужно самим управлять ей.
И третий важный момент — выстраивание равных отношений с восточными партнерами. Сегодня Китай играет главенствующую роль в российской восточной политике. Но надо понимать, что есть целый ряд других интересных стран, которые с удовольствием готовы с нами развивать отношения, но опасаются, что Россия работает только с Китаем. Надо показать, что мы работаем со всеми, кто готов сотрудничать.
России необходимо расширять торговлю своей продукцией. Помимо традиционных нефти и газа, необходимо поставлять агропромышленную продукцию, и здесь у нас есть очень большие возможности, учитывая хороший урожай в России. Также нужно расширение торговли российской органически чистой продукцией: косметикой, продуктами питания, биофармой. Важно взаимодействие в области торгово-логистических отношений и создание, на мой взгляд, очень важных совместных финансово-расчетных и банковско-расчетных хабов. Они позволят решить целый ряд проблем, связанных с банковскими платежами.
Наконец, необходимо создание технопарков и совместных технологий, научных лабораторий, научных центров, где бы работали не только с Китаем, но и, например, с Вьетнамом, с Малайзией, где бы разрабатывались технологии, которые могут применяться на внешних рынках. Эти экономические направления являются крайне важными.
Ждут ли Россию на Востоке? Он в хорошем смысле создан торговым меркантилизмом. Проще говоря, если выгодно с кем-то торговать и что-то развивать, то восточные страны готовы нас принять. Вопрос в том, что мы выходим на эти рынки в большом масштабе с большим запозданием. Да, очень многие российские компании годами работают с Китаем. Но часто большого опыта работы нет, а мы приходим на высококонкурентные рынки, где есть свои сложившиеся форматы работы, в том числе, работы в социальных сетях, работы на электронных торговых площадках, работы в зонах трансграничной электронной торговли. И, как следствие, если мы соблюдаем определенные матрицы работы со странами Азии, то нас там будут ждать.
Если мы думаем о базе, как многие думали пять или десять лет назад, то сотрудничество не удастся. Например, сегодня я вижу негативные тенденции, когда многие крупные компании, не понимая логики развития азиатского рынка, китайского например, или индонезийского, выходят туда с некими иллюзиями, что там нас ждут и что можно просто открыть какую-нибудь штаб-квартиру, как очень многие любят это делать, и дело автоматически пойдет. Нет, этого не будет, потому что, например, для Азии очень важным является предварительный опыт работы, то есть наличие людей, которые имеют многолетние связи в этих странах. Поэтому просто набрать молодых ребят со знанием восточных языков не удастся.
Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Уровень госдолга за последние три года снизился с 69% до 47% от доходов.
— Благодаря решению нашего президента о реструктуризации мы смогли полностью уйти от коммерческих кредитов, — отметил Михаил Дегтярёв. — Сегодня мы должны коммерческим банкам 0 рублей. В 2020 году такие кредиты превышали 35 миллиардов, сейчас — 0. Это даёт нам возможность дополнительно направлять на развитие края более двух миллиардов рублей ежегодно, которые раньше мы платили за кредиты в банке.
Федеральные и региональные меры помогли увеличить доходы населения, из зоны бедности вышли около 30 000 человек. Рост розничной торговли в прошлом году составил 6%, что свидетельствует о повышении покупательской способности. Уровень безработицы достиг исторического минимума, а ключевыми драйверами развития региона остаются основные отрасли, в частности обрабатывающая промышленность. По данным 11 месяцев прошлого года, в авиастроении наблюдался рост более чем на 8%, в судостроении – на 26%. Государственный оборонный заказ выполняется в полном объеме и даже с опережением, что стало возможным благодаря личной поддержке президента Путина.
Событием национального масштаба стали первые полеты полностью импортозамещенного Суперджета-100, собранного на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Юрия Гагарина. Лайнер готов, и в настоящее время ожидается окончание сертификации двигателя ПД-8. Работа продолжается также над проектом развития малой авиации, включая строительство самолетов «Байкал». В январе стартовала круглосуточная работа по возведению сборочных цехов в Комсомольске-на-Амуре, планируется завершение работ до конца года и запуск производства в следующем году.
На Амурском судостроительном заводе в прошлом году был заложен десятый корвет, ведется строительство малых ракетных кораблей и подготовка к заказу фрегатов. В прошлом году паром «Александр Деев» вышел на линию Ванино-Холмск, а второй паром «Василий Ощепков» находится в стадии завершения. На Хабаровском судостроительном заводе в прошлом году были сданы два краболова по программе «Квоты под киль».
Объемы в металлургическом производстве продолжают расти, ожидается увеличение на 22%. Завод «Амурсталь» освоил новые экспортные рынки, включая Китай, Филиппины и Вьетнам.
Грузооборот за два года увеличился почти на 11%. Продолжается модернизация Восточного полигона РЖД, строится Тихоокеанская железная дорога и порт «Эльга» в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. За полтора года в непроходимой тайге было уложено 350 километров путей, первый причал порта уже готов, и в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера.
Благодаря модернизации Восточного полигона, провозная мощность БАМа и Транссиба увеличилась до 173 млн тонн в год. На участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино с 2008 года объем перевозок увеличился в пять раз и составил 40 млн тонн.
Масштабное строительство продолжается и в портах Советская Гавань и Ванино. По проектам компаний «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» планируется увеличение мощности по перевалке угля до 64 млн тонн в год.
В 2022 году инвестиции в экономику края составили более 281 миллиарда рублей, а к концу 2023 года этот показатель достиг 364 млрд. Рост составил почти 150%, что вывело регион на третье место в стране по этому показателю.
С момента запуска режима ТОР и СПВ в крае привлечено 126 резидентов с проектами, создающими 20 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций ТОРа и СПВ превысил полтриллиона рублей. В 2023 году было заключено еще 18 соглашений с планируемым объемом инвестиций свыше 48 млрд рублей и созданием 2 500 высокооплачиваемых рабочих мест.
В процессе реализации находятся два крупных проекта: Малмыжский горно-обогатительный комбинат, являющийся крупнейшим в России предприятием по производству концентрата меди, и Амурский оловянный металлургический комбинат. Это ведет к изменению структуры экономики региона. В этом году начинается строительство Дальневосточного автобусного кластера в Хабаровске с планами производства до 1000 машин в год.
Продолжается развитие крупной логистики — в Хабаровске запустили крупнейшие на востоке центры обработки отправлений «Озон» и «Почта России», а скоро стартуют проекты компаний «X5» и «Wildberries».
Продолжительность жизни в регионе впервые превысила 70 лет, составив 70,5 года. За последние десять лет младенческая смертность снизилась в 3,5 раза, а количество многодетных семей увеличилось в два с половиной раза, достигнув 23 500, в которых воспитывается почти 79 000 детей.
Регион улучшил свои позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата: краю вошёл в 14-ую из 37 групп и за два года поднялся с 8-го на 4-е место среди субъектов ДФО.
Сфера малого и среднего предпринимательства также демонстрирует рост: здесь занято более 210 000 человек, что составляет треть экономически активного населения, а количество самозанятых превысило 66 000, что почти в два раза больше установленного в стратегии показателя. Введены льготы по упрощенной системе налогообложения для предприятий в сфере производства, ИТ, туризма и креативных индустрий, что привело к увеличению их количества. 39 организаций края являются участниками нацпроекта «Производительность труда», а более 2000 человек прошли бесплатное обучение основам бережливого производства.
За прошлый год более 200 километров автодорог были приведены в нормативное состояние, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — более 720. На сегодняшний день 80% дорог в агломерациях соответствуют нормативу, что в два раза больше показателя последних трех лет.
Стали более доступными мвиаперевозки — с 2020 года действует программа льготных билетов для жителей северных районов, предоставляющая четыре перелета в Хабаровск, Николаевск и обратно по спецтарифу, который не повышался с момента запуска программы. Стоимость билета для взрослых составляет 4 500 рублей, для детей — 3 000. В прошлом году на эту программу было выделено более 215 млн рублей на компенсацию, обеспечив перевозку более 41 000 человек.
Для молодежи, пенсионеров и людей с инвалидностью с прошлого года действует тариф со скидкой 50%. И еслиранее он был доступен только с мая по сентябрь, теперь он действует круглый год. За год этой льготой воспользовались почти 8 000 пассажиров, а сумма субсидии составила 37,5 млн рублей.
В итоге, в прошлом году регион досрочно превысил показатель стратегии развития края, увеличив внутрирегиональный пассажиропоток до 100 000 человек, при этом количество рейсов выросло в полтора раза. За последние три года в абсолютных цифрах это составило плюс 258 рейсов, что способствовало расширению внутрирегиональной сети.
Активно наращивается строительство жилья: по последним статистическим данным, за прошлый год было введено 578 000 кв. метров, что является максимальным показателем с советских времен. Значительный вклад в это внесли программы льготного кредитования, развёрнутые по инициативе Президента страны, включая Дальневосточную ипотеку. С начала реализации программы было заключено почти 13 000 договоров на сумму более 58 млрд рублей. По решению главы государства программа была продлена и расширена, включив в неё работников оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.
Президент поставил задачу достичь планки ввода жилья в 0,8 квадратных метра на человека, что для региона означает примерно 1 000 000 квадратов в год. Регион уверенно движется к этому показателю, основные перспективы которого заключаются в комплексной жилищной застройке Хабаровской агломерации. В работе находится шесть перспективных участков общей емкостью более четырех млн кв. метров. В прошлом году регион присоединился к программе «Дальневосточный квартал», потенциал которой составляет дополнительные 700 000 квадратных метров.
Работа ведется и по ликвидации аварийного жилья. За последние пять лет было расселено более 4 000 человек, из которых 2 700 проживали в домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года, и около 1 600 – в домах, признанных аварийными после этой даты. В прошлом году было сдано шесть многоквартирных домов в различных районах, включая Бикин, поселок Токи Ванинского района, Пивань и Селихино Комсомольского района, а также на улице Аэродромной в Хабаровске. Весной планируется завершить благоустройство. Президент России поддержал запрос о выделении дополнительных средств на расселение людей из бараков на Проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, и в настоящее время ведется работа с Правительством России в этом направлении по поручению Президента.
Новая страница в развитии Дальнего Востока – это реновация 25 городов, началом которой стали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Было учтено 1000 предложений при разработке планов, которые были представлены президенту, после чего Правительство России утвердило их 29 декабря своим постановлением. На сегодняшний день в Хабаровской городской агломерации реализуется уже 10 проектов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Правительство поддержало проекты по Дальневосточной концессии, включая Дальневосточный художественный музей, и в этом году начинается строительство Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей. Также разработан долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре, предусматривающий пять направлений на сумму 12 млрд рублей.