Уже этим летом вывезти с Камчатки икру непромышленного производства будет сложнее. В регионе в качестве эксперимента ограничат перевозку икры в авиабагаже – не более 10 кг на человека. На все, что выше установленного лимита у пассажира потребуют документы.
Как рассказали EastRussia в региональном правительстве, мера направлена на сохранение водных биоресурсов Камчатки и предотвращение браконьерства. Идею уже поддержал заместитель председателя Государственной Думы Алексей Гордеев, он пообещал оказать содействие в принятии необходимых изменений в законодательство.
Напомним, проблема перевозки десятков килограммов икры пассажирами рейсов 9особенно, бизнес-класса, где норма провоза багажа гораздо выше) не нова: по предварительным подсчетам ежегодно с полуострова под видом личного багажа вывозят более 500 тонн икры. При этом в аэропорту города Елизово постоянно присутствуют несколько людей, которые предлагают пассажирам за деньги взять попутный груз.
Ограничения начнут действовать с 1 августа. Авиаперевозчики должны будут включить ограничение в свои правила воздушных перевозок, а сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта — осуществлять предполетный досмотр багажа или ручной клади на предмет соблюдения запрета.
Шеф-повар ресторана «Pastrami. Мясо. Рыба. Вино» Рудольф Хохряков делится с жителями и гостями Камчатки собственным видением гастрономического совершенства. Его фишка — сочетание, казалось бы, несочетаемых продуктов, кулинарных традиций разных стран, которое складывается во вполне понятное, гармоничное и изысканное блюдо.
Рудольф Хохряков родился в 1990 году в Удмуртии, закончил Ижевский торгово-экономический техникум по специальности «Техник-технолог продукции общественного питания». Пять лет трудился в ресторанах Санкт-Петербурга. В 2014 году, работая на Олимпиаде в Сочи, получил приглашение на Камчатку. Перебрался на полуостров в 2016 году, обосновался, появилась семья и ребенок. В Pastrami работает с открытия — 2018 года.
— Рудольф, вы один из тех счастливых людей, которые работают по призванию. Почему именно профессия повара вас привлекла в детстве?
— Я рос в 90-е годы, когда Россия переживала не очень хорошие времена, воспитывался в многодетной семье, где иногда и продуктов не хватало, и их ассортимент был ограничен. Я часто смотрел кулинарные передачи по телевизору и мне было очень интересно все попробовать. Сейчас многие идут в профессию из-за амбиций, а я тогда просто хотел узнать разные сочетания продуктов, попробовать что-то новое. Я из обычной семьи и до сих пор люблю простую домашнюю еду, для меня это основа: пюре с котлетами, например. Но также я люблю и всевозможные сочетания разных кухонь, однако конкретной привязки нет, в нашем ресторане мы, в том числе, предлагаем фьюжн, объединение определенных традиций.
— Что из фьюжн-кухни популярно среди гостей?
— Например, у нас есть тартар из камчатской нерки с израильским хумусом и итальянской фокаччей. Есть спецпредложение — тартар из тунца с соусом из тамаринда (бобовое растение африканского происхождения с кисло-соленым вкусом). Это вполне допустимое, интересное сочетание, не выходящее за рамки. Но я не привязываюсь непосредственно к смешению стилей. Например, есть классические рецепты, которых я придерживаюсь — в кондитерских изделиях есть определенные технологические процессы, которые не стоит нарушать. Но определенные кулинарные изыски предполагают иногда смешение разных направлений.
— Ресторан Pastrami позиционируется как винный бар с обширным ассортиментом закусок и блюд к вину, но у вас есть и настойки собственного приготовления, и даже пицца. Кто ваши гости — большинство местных или приезжих?
— Туристов очень много: 90% в летний период. Даже в каком-то смысле они вытесняют местную публику путем бронирований. По окончании летнего сезона акцент у нас идет на камчатскую публику. Многие жители Камчатки уезжают летом в отпуска и освобождают места для туристов. Пиковый сезон у нас — июнь-сентябрь, но есть и февраль-март, когда люди приезжают на хели-ски, фрирайд и прочие снежные развлечения. Новогодние праздники люди тоже любят, Камчатка развивается, турпоток растет. А когда аэропорт международного формата в 2025 году откроют — еще больше туристов будет.
— При составлении меню вы ориентируетесь на туристов или на местных гостей?
— Мясные позиции — в основном для местных, стейки очень любят, но некоторые все же делают заказы из рыбного меню. Но в большинстве своем рыбу и морепродукты предпочитают приезжие: нерка, голубой тунец тихоокеанский, выловленный в камчатских водах, краб, сахалинский гребешок. Учитываем интересы и местного населения, и туристического, конечно.
— У вас есть акцент на какой-то необычной подаче блюд?
— Мы стараемся больше адаптировать наши блюда под понятный формат, чтобы гость не спрашивал, что это. Да, у нас фьюжн, но нет непонятных сочетаний. Внешний вид блюда — эстетичный, красивый, понятный.
— Рудольф, какие вы видите сложности и преимущества ресторанного бизнеса на Камчатке?
— Малому бизнесу на Камчатке сложно, это выживающий сегмент. Мало платежеспособного населения. В Петропавловске-Камчатском живет 180 тыс. человек, из них ходят по ресторанам 10-15% — и эти люди распределяются по всем городским заведениям. Все рестораны страдают и ждут туристический сезон. Приток средств происходит только в летний период. Местами работают в убыток, несмотря на то, что ресторан хороший. Для развития мер господдержки недостаточно. Из плюсов могу отметить, что край интересен для туристов, это помогает удержаться на плаву.
Авторский рецепт Рудольфа Хохрякова
Тартар из нерки с хумусом и фокаччей
(подойдет любой лосось, а вместо фокаччи — багет или хлеб на свой вкус)
Нарезаем нерку, огурец и авокадо кубиком, заправляем лимонным соком и оливковым маслом, солим и перчим по вкусу. На тарелку выкладываем хумус, размазываем, сверху горкой тартар из лосося, рядом кладем фокаччу, украшаем микрозеленью. Нерку обязательно используем шоковой заморозки.
Тартар
Нерка 80 г
Авокадо 30 г
Огурец свежий 30 г
Масло оливковое экстра 10 г
Лимонный сок 5 г
Соль и перец по вкусу
Микрозелень для декора
Хумус:
Нут 50 г
Паста тахини 15 г
Масло оливковое 30 г
Чеснок 5 г
Соль и перец по вкусу
Нут заранее замачиваем на ночь, варим до готовности, за 10 мин до конца солим воду, процеживаем (воду используем) отправляем в блендер, добавляем остальные ингредиенты и воду до состояния однородного негустого пюре.
Фокачча
Мука и вода (соотношение 2:1) соль и сахар по вкусу, дрожжи, масло оливковое. Замешиваем тесто, в процессе делаем обминку, даем отдохнуть. Готовое тесто раскатываем, делаем проколы, смазываем оливковым маслом, посыпаем пармезаном и сухим розмарином, готовим в духовке при температуре 250 градусов 3-5 минут.
При использовании багета или другого хлеба можно поджарить его на сковороде, в духовке или тостере до хрустящей корочки.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»
Интерес туристов к локальной кухне, которую еще называют кухней нулевого километра, понятен: всегда хочется узнать, чем живет местность, которую ты исследуешь, посещая впервые. При этом немаловажно, что местные продукты не претерпевают логистических трудностей, оставаясь максимально свежими, особенно если речь идет о рыбе и морепродуктах. Если говорить о потребности в оригинальности рецептов, креативной подаче и комфортной атмосфере заведения — здесь запрос есть и от гостей, и от местных жителей.
Сегодня EastRussia рассказывает о камчатском ресторане «Наше место» и его шеф-поваре Павле Васильеве.
Павел Васильев: бренд шеф-повар ресторана «Наше место» (Елизово — в 30 км от Петропавловска-Камчатского), бренд шеф-повар «Le Dessert» (Владивосток), вице-президент некоммерческой ассоциации шеф-поваров России Chefs Team Russia. Вошел в топ-5 лучших шеф-поваров Дальнего Востока по итогам конкурса «Where to Eat 2023» и топ-5 лучших шеф-поваров Дальнего Востока по мнению экспертов «Завтрак шефа 2022». На его счету более 50 проектов по всей России и ближнему зарубежью. Работал, проводил гастрономические мероприятия, проходил стажировки и обучался в Италии, Испании, Франции, Дании, Румынии, Китае, Турции, Казахстане, Вьетнаме, Египте, Белоруссии и во многих городах России. Возраст – 43 года. Вместе с женой воспитывает сына и дочь.
— Павел, как состоялся выбор профессии?
— Абсолютно осознанно. Я выбрал эту профессию еще в школьные годы. Конечно тогда я ещё не предполагал, насколько она сложная и многозадачная, но о своем выборе ни разу не пожалел, и это единственное направление, в котором я работаю всю жизнь. Мои отец и дед — автомотогонщики, заслуженные мастера по этому виду спорта. Отец был сначала негативно настроен к моему пристрастию к кухне, но теперь любит и уважает мою профессию, говорит, что я правильно сделал свой выбор. Учился я в московском техникуме, прошел повышение квалификации в Академии международного сотрудничества — повар 5 разряда.
— У вас столько проектов, как вы все успеваете?
— Я живу в Москве, но часто летаю по России в различные регионы, где у меня есть проекты, ну и часто работаю по удаленке. Занимаюсь консалтингом в сфере ресторанного бизнеса, открытием ресторанов с нуля, обновлением меню, аудитом, маркетингом. Каждому своему проекту оказываю поддержку и сопровождение. На Камчатку в «Наше место» прилетаю стабильно раз в месяц. Во Владивосток — раз в 3-4 месяца. Везде есть шеф-повара, которые выполняют большую техническую работу.
— Что было вашим первым проектом?
— Я начал работать в 18 лет, в гостинице «Измайлово». Обеспечивал шведский стол на 800 человек, работая один по графику ночь через ночь. Так продолжалось три года. Очень хорошая школа. Первый мой проект как шефа — небольшой ресторан «Офицерский блиндаж» в Сокольниках. Для меня это послужило хорошим опытом с точки зрения оснащения кухни, набора команды, создания меню.
— Какая у вас специализация по кухне?
— Основной специализации нет, так как ресторанная жизнь очень динамичная, тренды очень быстро меняются, и нужно уметь работать с любыми актуальными направлениями. На данный момент мне нравится работать с дальневосточными морепродуктами. Но в моей работе всегда присутствуют европейская, азиатская, пивная, авторская, стритфуд и высокая кухня. Можно в целом так сказать: европейская кухня с авторским подходом.
— Как вас занесло на Камчатку?
— Сарафанное радио: мои заказчики и инвесторы видят, как я работаю и рекомендуют другим. Я стремлюсь работать так, чтобы ресторан приносил прибыль, делаю рабочее меню, для бизнеса. В 2020 году по рекомендации моих прошлых заказчиков из другого дальневосточного региона меня позвали на Камчатку для обновления меню ресторана базы отдыха «Сыпучка», и таким образом я довольно часто прилетал на Камчатку. А после этого меня уже пригласили открыть ресторан в Елизове.
— Как позиционируете ресторан «Наше место»?
— Идея нашего ресторана заключается в продвижении и развитии местной кухни. «Наше место» ориентировано прежде всего на локальные продукты, но они будут интересны не только туристам, но и местным жителям, так как мы хотим совмещать современные кулинарные тенденции с дальневосточной продукцией, популярные европейские направления с локальными продуктами, при этом наше меню отличается авторским взглядом и оригинальной подачей. Открылись в конце 2021 года. Ресторан небольшой, рассчитан на 42 посадки. При открытии у нас было 50-60% локального продукта, сегодня это уже 80%. В турсезон большинство посетителей – это туристы, вне сезона – местные жители. Загрузка всегда хорошая. Пятница-суббота – надо записываться, в сезон тем более, бывают по 2-3 полные посадки на завтрак, то же самое в обед, а на ужин бывает и очередь.
Также мы вносим свой вклад в развитие студентов камчатского кулинарного колледжа, тем самым развиваем кадровый потенциал региона, где нехватка поваров ощущается особенно остро. Мы приглашаем студентов к нам на стажировки, обучаем новым техникам, технологиям и креативным подачам, а главное — работе с камчатским продуктом. Также наш ресторан проводит гастрономические мероприятия для отправки отличившихся студентов на стажировки в лучшие рестораны Москвы.
— Какова ценовая политика?
— Тут как посмотреть: приезжают туристы из Москвы и говорят, что цены вполне адекватные, нормальные по сравнению с московскими. Я с ними согласен, ведь даже в рамках Камчатки у нас ценник ниже, чем во многих других ресторанах. Мы закупаем у поставщиков, просчитываем себестоимость и делаем честную ресторанную наценку.
— А что в меню? Помимо камчатской рыбы и морепродуктов, какие дикоросы и эндемики вы используете?
— Дальневосточных растений очень много, все сразу сложно охватить в одном меню, и мы с каждым обновлением добавляем что-то интересное, а для гостей из других регионов еще и неизвестное: это и папоротник, черемша, командорские белые грибы, и красника (клоповка), голубика, жимолость. Что касается черемши – мы с командой каждый год собираем ее сами в мае, делаем заготовки. Это и на себестоимость блюда влияет, и становится хорошим сплочением команды, такой своеобразный тимбилдинг – поход в лес. В июне мы выезжаем на сбор папоротника, потом сами его солим, но нужный объем собрать конечно не можем и докупаем у местных.
— Не страшно самим ходить в лес, когда медведи только проснулись?
— Конечно страшно, но мы берем с собой файеры и проводника из местных. Мы более уверенно себя чувствуем, когда кто-то рядом, знающий, как обращаться с медведями. Но мы ни разу их не встречали. Но я лично встречал медведей в камчатской природе, это и страшно, и интересно, и удивительно.
— Есть ли продукты на Камчатке, которые вас удивили?
— Продукты, наверное, нет. Меня поразил командорский белый гриб – он огромный и совершенно не червивый. А удивляет то, что черемша на большей части территории России считается краснокнижным растением, а на Камчатке ее можно спокойно собирать, и ее очень много. И еще: раньше я думал, что Камчатка — это такой снежный край, где ничего не растет, а оказалось, что выращивают здесь и картошку, капусту, лук, огурцы, помидоры, и салаты с зеленью. Край полностью самодостаточный. На Камчатке я больше, чем раньше, начал работать с камчатским крабом, здесь его много — можно разгуляться в плане фантазии шеф-повара.
Но если сравнивать с некоторыми другими дальневосточными регионами, то есть небольшой минус: во Владивостоке и на Сахалине морепродуктов больше — и трепанги, и устрицы, здесь этого не хватает. Поэтому мы используем некоторые морепродукты из соседних регионов, например, сахалинский гребешок, он огромный – на ладонь едва помещается в очищенном виде. И еще в прошлом году я познакомился с китовым салом на Чукотке — вот этот продукт меня удивил, это было открытие вкуса.
— Есть ли интерактив с посетителями?
— Да, некоторые блюда из меню у нас подаются с интерактивом. Цели повеселить гостя нет, но это — красивая подача и всегда конкретная идея. Например, у нас подается два супа с морепродуктами: рыбный по-камчатски и Том Ям. Морепродукты подаются отдельно от бульона. Гость видит, что у него в тарелке, и только после этого официант наливает из чайничка бульон.
Салат «Цезарь» у нас подается с крабом, курицей, рыбой, и посыпается сыром непосредственно перед гостем. Официант натирает сыр в тарелку на терке до тех пор, пока человек не скажет, что ему достаточно. Сыр используем местный. Есть блюда и десерты, которые поджигаются, это и неожиданность, и эффектная подача.
— Павел, порекомендуйте что-нибудь на десерт
— У нас как раз есть новый десерт «Вулкан»: формат чизкейка с начинкой из дикой камчатской малины. Форма конусообразная, как вулкан, который облит горьким шоколадом. Помещаем фаер-бумагу в центр вулкана и поджигаем при подаче – гость видит действующий вулкан.
Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.
Участники конкурса — студенты, обучающиеся в вузах по специальностям «Гостиничное дело», «Ресторанный бизнес» и «Туризм» высших и средних учебных заведений России Первым них стало профильное тестирование — 15 вопросов на знание профессии. Прошедшие этот фильтр решали задания от специалистов туристической отрасли
«Те 36 студентов, кто набрал проходной балл, получили по две индивидуальные кейс-задачи. Например, первая, стандартная для их направления задача: пришел пьяный турист в автобус — что делать? Сработала система пожарной безопасности в отеле — что делать? Слетели брони — что делать? Вторая кейс-задача — уже с региональным флером: участники должны были ответить на вопросы – началось цунами, землетрясение, турист отбился от группы — что делать? Были и практические задания: приготовить блюдо из предоставленных продуктов», — рассказала Анастасия Король, директор проектов по туризму коммуникационного агентства PressPass, секретарь экспертной комиссии конкурса.
И только каждый десятый из стартовавших получил возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией перед жюри на стенде Камчатского края в рамках Международной выставки-форума «Россия» 24 января. В «судейскую коллегию» вошли представители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Ассоциации рестораторов и отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров», ведущих туристических операторов России, а также доктора и кандидаты наук, доценты, преподаватели высших учебных заведений страны. Долго ждать стажировки счастливчикам не придётся — она начнётся уже 11 февраля. Бонусом к практике в красивейшем регионе Дальнего Востока для них станет участие в Форуме устойчивого развития туризма в Петропавловске-Камчатском.
«Я никогда не летал на самолете, так уж получилось, — рассказывает Борис Волколовский, студент РГУТИС. — Это будет мой первый полет. Конкурс дал мне возможность не только повысить свой уровень профессионализма, но и исполнить мечту детства. Мой дедушка служил на Камчатке и очень много рассказывал про ее красоту и невероятную природу. Совсем скоро я увижу вулканы и океан, а самое главное смогу понаблюдать за сивучами»
«Камчатка – такая далекая, совсем скоро станет для меня близкой. Еще немного и я смогу изучить ее гастрономические специалитеты и возможно создать рецепт своего собственного камчатского блюда», — делится ожиданиями от грядущей стажировки Роман Ефимов, Колледж кулинарного искусства из Санкт-Петербурга.
Сидеть сложа руки победители вряд ли будут — по предварительным оценкам поток туристов в Камчатский край по итогам 2023 года вырос примерно на четверть по сравнению с прошлым 2022-м и составил ориентировочно 350 000 человек. В целом по Дальнему Востоку рост ещё выше: министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании Президента России с членами правительства рассказал, что турпоток на Дальний Восток и Арктику по итогам прошлого года вырос на 40%. За 11 месяцев 2023 года в гостиницах остановились на 1,8 млн человек больше, чем в предыдущий год. Максим Орешкин уточнил также, что доля туристических поездок в эти регионы в общем числе путешествий по России составила 8,6% (в 2022 году — 7,4%).
В ДФО повсеместно идет реализация новых проектов и развитие инфраструктуры, в том числе гостиничной, а также расширение предложения туристических маршрутов. По оценкам Росстата, туристический поток за 2022 год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 году. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край, Бурятия, Камчатка и Хабаровский край.
Туризм на Дальнем Востоке развивается активно, но кадров в индустрии пока не хватает. Такие конкурсы, подразумевающие профориентацию на ранних стадиях обучения, вносят весомый вклад в уничтожение кадрового голода в сфере туризма.
Об этом говорит и руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анна Степанина: «Такие конкурсы — это прекрасный шанс для тех специалистов, которые выбрали делом своей жизни туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, получить хороший старт. Студенты, которые только начинают получать первые практические знания, имеют возможность благодаря конкурсу побывать на Камчатке и узнать нечто новое о своей родине, и реализовать себя».
Дополнительный стимул переехать на Камчатку — меры федеральной и региональной поддержки, среди которых северная надбавка и районный коэффициент, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготные программы «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», программа повышения трудовой мобильности, в рамках которой предоставляется жилье, оплачивается переезд, обустройство на новом месте и многое другое.
Анна Степанина также рассказала о пока не очень развитом, но потенциально интересном направлении на Камчатке — промышленном туризме, который с 2021 года АСИ активно продвигает совместно с Минпромтогром РФ. В настоящее время по России в этой программе участвуют более 70 регионов, а в начале проекта их было около 30.
«Сейчас на Камчатке пять предприятий запускают туристов на свое производство. Бывают такие ситуации, когда такой тур необходим — например, если погода помешала вылететь на какой-то туробъект — что бывает часто — тогда мы предлагаем альтернативные виды туристических нестандартных программ. Например, есть стеклодувная мастерская, где сотрудник может выдуть любую форму из стекла, показывает, как это сделать, и дает попробовать самому. Есть завод по производству минеральной воды ЗАО “Малкинское”, где покажут весь технологический процесс — от добывания воды до упаковки в бутылку. «Мильковский» мармелад ЮНЕТ демонстрирует производственный процесс, как и сыроварня “Аристель”… В планах — подключить к этой программе Русгидро и рыбоперерабатывающую промышленность Камчатки», — рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО АСИ Анна Степанина.
Десять финалистов из городов Москва, Санкт-Петербург, Новочеркасск, Красноярск и Иркутск:
1. Анна Карпова – SPA-отель «Лагуна»
2. Роман Ефимов – SPA-отель «Лагуна»
3. Артем Докин – SPA-отель «Лагуна»
4. Надежда Курочкина SPA-отель «Лагуна»
5. Полина Логинова – SPA-отель «Лагуна»
6. Виктория Гордеева – гостиница «Авача»
7. Артем Смирнов – гостиница «Авача»
8. Алевтина Яковлева – гостиница «Авача»
9. Борис Волколовский – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
10. Анастасия Харизоминова – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
Александр Петровец, 40 лет. Родился в Петропавловске-Камчатском, вырос и закончил школу в поселке Палана на севере полуострова. Вернувшись в Петропавловск для продолжения учебы, остался жить там. Закончил Российский государственный университет туризма и сервиса по специальности «Прикладная информатика в сервисе». Создатель ансамбля «Банго-Банго» – национальные корякские танцы и брейкданс. Женат, двое дочерей. Официально работает учителем технологии в школе – обучает детей основам видеосъемки и монтажа (четыре урока в месяц – путешествовать успевает). Два года назад посвятил себя блогингу и путешествиям.
– Блогинг и путешествия – это твоя основная деятельность?
– Я веду свой канал 7-8 лет. Долго ничего не получалось, но канал потихоньку рос и буквально два года назад стрельнул – я начал активно путешествовать: Сахалин, Курилы, Магадан, конечно, Камчатка, сейчас Таймыр добавился. Основная соцсеть – YouTube (50 тыс. подписчиков), также работаю в TikTok (30 тыс.), в запрещённом сейчас в России Instagram (10 тыс.), являюсь резидентом самого крупного сообщества блогеров России – Insight People (продюсерский центр, обладающий крупнейшей в стране сетью региональных блогерских студий полного цикла). Я вхожу в 30-ку топовых российских блогеров в этом клубе. Мой доход сейчас полностью обеспечивает видеоблог.
– Расскажи поподробнее о формате работы, о контенте.
– Я снимаю большие фильмы по 45 минут - по часу. Есть два основных направления – туризм и истории о людях. Начал я с путешествий по Камчатке, в своих видео рассказываю о красивых местах, как туда добраться и сколько это стоит – в основном для туристов. Дальше я начал покорять Сахалин, принцип тот же – рассказывать, куда можно поехать. После трех фильмов я уже как бы перерос самого себя и начал уже снимать фильмы не просто про путешествия, а про жизнь людей на отдаленных территориях. Например, я был на севере Сахалина в городе Оха – там никаких достопримечательностей, туда туристы не поедут. Я решил тут показать все через людей, как живут и может даже выживают в таких далеких от цивилизации городах. Я попал в город-призрак Нефтегорск. Там в 94 году произошло сильное землетрясение, погибли две тысячи человек, весь город стерло с лица земли. На острове Кунашир я также рассказывал про красивые туристические места, но также и про жизнь людей через их истории. В Магаданской области тоже есть свои города-призраки – Карамкен, где жило шесть тыс. человек, а сейчас 18. Я не лезу в политику, не призываю власти обратить на них внимание, не говорю, что все плохо. Люди просто рассказывают все как есть, а я транслирую это. Я был сейчас в камчатской глубинке – Хаилино, там 300 человек живет, там просто ужасные условия, но люди добрые, отзывчивые, камеры не боятся. Там далеко не туристический маршрут, туда никто не поедет. Возможно, моя миссия – показать, как живут люди в отдаленных селах и городах.
Это про людей, а про путешествия – в прошлом году стал победителем проекта «Такие места» на телеканале «Пятница». В TikTok у меня есть видео, набравшее 2,5 млн просмотров, называется «Я с Камчатки». В VK есть проект «Путешествуй со мной». Сейчас на меня вышли Яндекс Дзен, хотят сотрудничать, развивать блог о туризме хотят – пригласили в поездку на Алтай. Про Сахалин снял уже десять фильмов. Сейчас я вернулся с острова Итуруп, снимал там пять дней – очень красивые места.
Да много всего про путешествия, я за лето успел побывать дважды в Санкт-Петербурге, дважды во Владивостоке, на Сахалине, в Москве, Красноярске, Магадане, Норильске и по Камчатке ездил – это все связано с блогерской темой.
– Какое из направлений приносит больше просмотров?
– Больше просмотров там, где про людей. Из фильмов самые большие просмотры набрал фильм «Углегорск», который я снял летом – почти 350 тыс. просмотров. Путешествую я за счет рекламы. Это как входной билет для зрителя в кинотеатр под названием YouTube -канал.
– Изначально сам вкладывался?
– Есть человек, который поверил в меня и финансирует. Видео очень затратные. У него конечно и своя выгода в этом есть – он владелец базы отдыха, довольно далеко от Южно-Сахалинска. После выхода моего видео о его бизнесе, к нему повалили туристы. На вопрос откуда узнали о базе отдыха, они отвечают, что посмотрели у Петровца. Даже машину в прокат просят, на которой я ездил. После этого он предложил вместе развивать туризм в регионе.
– У тебя есть съемочная группа, как ты работаешь?
– Я все делаю сам. Есть камеры, штатив, микрофоны. Сам себя записываю, сам монтирую видео, сценарий придумываю, договариваюсь о съемках и строю маршрут тоже сам. Езжу один. Многие думают так: блогер приехал, сфотографировал, выложил и получил деньги. Но это ошибочно. Мне, например, для того, чтобы поехать на вулкан на Камчатке, надо встать в пять утра, в шесть сидеть в вахтовке, ехать четыре часа, потом забираться него, мерзнуть, потом тот же путь обратно и монтаж – это очень большой труд.
– Ты побывал во многих местах Дальнего Востока, России и мира. Смог бы уехать с Камчатки навсегда?
– Это частый вопрос, и я всегда отвечаю, что Камчатка всегда будет моим домом, куда я с радостью буду возвращаться. Говорят, что дома и стены помогают. Вот так и есть. Когда у меня кто-то спрашивает, откуда я родом – с гордостью отвечаю, что с Камчатки и начинаю хвастаться – у нас вулканы, гейзеры, медведи. Ничто не сравнится с Камчаткой, но сидеть на одном месте я не могу. Мне надо путешествовать.
– Сколько времени в году ты бываешь дома?
– Два года я путешествую и приезжаю домой на неделю-две. В это время я готовлюсь к следующей поездке и монтирую отснятый материал.
– Как жена относится к такой бурной твоей деятельности?
– Ревностно, конечно. Как-то раз жена позвонила и сообщила, что младшая дочь у нее поинтересовалась, сколько ей будет лет, когда папа домой вернется. Вот скоро поеду на Алтай, потом в Подмосковье, дальше в планах Анадырь, опять Сахалин, Таймыр, но далеко вперед не заглядываю.
– Есть какая-то глобальная цель, к которой ты хочешь прийти, скажем, через пять лет?
– Я 20 лет занимаюсь танцами, и у меня есть авторский проект «В поисках танцев». У нас на Камчатке живут коренные народы – коряки, эвены, ительмены – они соседствуют друг с другом, но у них разный быт, культура, язык. Когда люди видят, что человек танцует с бубном – они уверены, что это коряк. Я хочу донести, что это не обязательно так. Они разительно отличаются друг от друга. У меня идея – рассказать не только о малочисленных народах Камчатки, а показывать культуру народов мира через танец. Показать в каких красивых местах они живут, через танец рассказать о традициях, музыкальных инструментах, обычаях и обрядах. Это – мое самое сокровенное, пилотную серию проект я уже выпустил. Но пока не хватает времени на это, из-за того, что нужно сосредоточиться на путешествиях, а этому проекту нужно реально отдать все внимание.