Освоение месторождений рудного золота «Ленотап» и «Секущее» начнется на территории муниципального округа Эгвекинот на Чукотке. Об этом договорились правительство региона, а также ООО «Новая сырьевая компания» и ООО «Битфлай» на полях ПМЭФ.
Подписи под соглашением поставили губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов и генеральный директор компаний Сергей Хенков. Как сообщили EastRussia в аппарате губернатора и правительства Чукотского АО, общий объём инвестиций двух компаний на первом этапе составит более 1,1 млрд рублей.
«Новая сырьевая компания» будет заниматься освоением месторождения «Ленотап». Этот проект рассчитан на четыре этапа, которые будут длиться с 2025 до 2032 года. Предусмотрено возведение горно-обогатительного комбината. Ресурсы участка составляют свыше 69 т.
Компания «Битфлай» реализует аналогичный проект на месторождении «Секущее». Там также запланированы четыре этапа: от геологоразведки до запуска горно-обогатительного комбината в 2033 году. По предварительным оценкам, ресурсы золота составляют 24 тонны.
В Санкт-Петербурге завершил свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – саммит, который традиционно воспринимается как площадка для обсуждения международной и федеральной экономической повестки. Однако этот контекст все чаще увязывается с происходящим на Дальнем Востоке Росси. О том, какие вопросы дальневосточной повестки обсуждались на ПМЭФ и с каким багажом команды территорий ДФО вернулись в свои регионы – в материале посетившего форум обозревателя EastRussia.
В условиях нынешних экономических и политических реалий, граничащие со странами Восточной Азии регионы Дальнего Востока привлекают к себе все большее внимание на таких мероприятиях как ПМЭФ. Логистика, газоснабжение, запуск новых производств и креативных кластеров – вот далеко не полный список вопросов, обсуждая которые спикеры поднимали вопросы развития ДФО.
Важным событием ПМЭФ стала презентация национального рейтинга инвестиционного климата, подготовленного Агентством стратегических инициатив. Сразу два дальневосточных субъекта, Сахалинская и Магаданская области, вошли в десятку регионов-лидеров. Сахалин занял 4-е место, показав уверенный рост по ряду ключевых показателей: снижению административных барьеров, качеству инфраструктуры, уровню поддержки предпринимательства. Магаданская область расположилась на 9-й строчке рейтинга, продемонстрировав положительную динамику в доступности трудовых ресурсов и скорости получения разрешительной документации.
Другие дальневосточные регионы, хоть и не поднялись на лидирующие строчек по сумме всех критериев, заняли уверенные позиции по отдельным направлениям рейтинга. Так, Амурская область вошла в топ-5 по «защите бизнеса», Республика Саха (Якутия) – по «инженерным сетям и коммуникациям», Хабаровский край – по «развитию рынка и конкуренции».
На ПМЭФ прозвучал ряд инициатив по решению инфраструктурных и энергетических проблем Дальнего Востока. В частности, власть и эксперты осознают сохраняющийся регионе дефицит газа, что тормозит развитие промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Особо остро нехватка данного сырья ощущается в сфере потребительского доступа населения. Со слов министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, сегодня Дальний Восток газифицирован лишь на 28%, в то время как средний показатель по стране достигает 75%. Для исправления ситуации правительству РФ уже поставлена задача к 2030 году увеличить уровень газификации ДФО вдвое.
Другим вектором энергетического развития Дальнего Востока станет обновление существующей инженерно-отопительной инфраструктуры. Так, на форуме ВЭБ.РФ подписал с компанией «Интеллектуальные коммунальные системы» соглашение о совместном инвестировании 9 млрд рублей в модернизацию котельных п. Ванино Хабаровского края и г. Фокино Приморского края. Реализация проектов рассчитана до 2046 года.
На полях Петербургского международного экономического форума в Санкт-Петербурге заключено несколько десятков соглашений о реализации новых проектов на Дальнем Востоке в сфере туризма, лесной промышленности, логистики, образования, социальной поддержки.
Так на Дальнем Востоке предусмотрено создание единого оператора морских круизных судов и маршрутов – АО «Русская круизная компания». Соответствующее соглашение подписано руководителем Росморречфлота А.Тарасенко (бывший врио губернатора Приморского края и экс-премьер-министр Якутии), гендиректором ФГУП «Росморпорт» С.Пылиным и председателем совета директоров московского АО «КС - Стратегический альянс» К.Шубским.
Предполагается, что компания-оператор займется организацией морских круизов, покупкой и управлением круизными речными судами, формированием полного пакета туристических услуг. Согласно планам, круизные маршруты должны охватить Сахалин, Курильские острова, Камчатку и Приморье. Росморречфлот совместно с Росморпортом разработали программу развития морского круизного туризма в целях реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
АФК «Система» намерена построить логистический комплекс со складом временного хранения на приграничном острове Большой Уссурийский в Хабаровском крае, который видится центром сотрудничества России и Китая. Соглашение было заключено губернатором региона Д.Демешиным с главой корпорации В.Евтушенковым. Также АФК «Система» намерена участвовать в управлении Сахалинским государственным университетом (СахГУ) и развитии научно-образовательного кампуса «СахалинТех», в том числе в вопросах развития беспилотного транспорта в регионе и формировании водородного кластера, что является приоритетом областной власти.
Между тем губернатор Сахалинской области В.Лимаренко подписал соглашение с главой ООО «РВБ» (объединенная компания Wildberries&Russ) о строительстве логистического центра маркетплейса в Южно-Сахалинске. Сахалинский логистический центр станет пятым проектом компании в ДФО. Комплекс площадью 150 тыс. кв м также строится в Приморском крае (Владивосток), запланировано строительство логистических центров «РВБ» в Хабаровском крае (173 тыс. кв. м), Амурской области (120 тыс. кв. м) и Забайкальском крае (свыше 200 тыс. кв. м). Напомним, что в феврале текущего года таможенно-логистический центр другого крупного российского маркетплейса, Оzon, был открыт в Благовещенске (его площадь составляет 4 тыс. кв. м), а в 2023 г. Оzon ввел в эксплуатацию логистический комплекс в Хабаровске площадью 47 тыс. кв. м.
В Амурской области планируется строительство ветроэлектростанции. Инвестор — компания «Росатом Возобновляемая энергия» приступил к проработке выбранных для реализации проекта участков. Одна из территорий, где предварительно планируют строить ветроэлектростанцию, находится в Завитинском округе. Мощность ВЭС может составить до 150 МВт. Ее ввод в эксплуатацию планируется в 2027-2028 годах.
Также губернатор Приамурья Василий Орлов, РусГидро и администрация Благовещенска подписали соглашение о совместной работе в области дальнейшего развития системы теплоснабжения столицы региона. Благодаря соглашению планируется подключать к теплоснабжению объекты, строящиеся в рамках мастер-плана города, который утвердил Президент России.
Бурятия
Республика Бурятия на полях форума заключила четыре соглашения. Одно из них — с компанией «Водоход» — предусматривает предоставление туристических судов для развития круизного движения на Байкале.
Еще одно соглашение подразумевает создание локальной энергосистемы на основе малых ГЭС в Республике для обеспечения электроэнергией центров обработки данных. Инвестором выступит Производственное объединение «Радиан», а технологическим партнёром АО «МНТО ИНСЭТ». Проекту будет оказана поддержка со стороны Правительства Республики Бурятия и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Подписано также соглашение с ГТЛК по внедрению стандарта качества при пассажирских перевозках общественным транспортом. Регион уже подал заявку на 30 автобусов среднего размера с мерами господдержки, субсидированием из федерального бюджета. Соглашение с Российским университетом социальных технологий, прежде всего, направлена на социализацию ветеранов СВО.
Еврейская автономия
В багаже команды правительства Еврейской автономной области (ЕАО) — контракт на строительство солнечной сетевой электростанции мощностью 600 МВт. В него вложат около 60 млрд рублей.
Переговоры с председателем совета директоров управляющей компании «РОСТ» Сергеем Рукиным завершились соглашением о реализации проекта строительства тепличного комплекса для выращивания овощей и ягод в поселке Смидович. Общий объем инвестиций в проект составит около 9 млрд рублей, что позволит создать более 300 новых рабочих мест.
Кроме того, с генеральным директором Корпорации МСП Александром Исаевичем достигнута договоренность о выделении специального лимита в размере 600 млн рублей для льготного кредитования бизнеса в регионе. Также было принято решение о снижении минимального размера кредита, обеспечиваемого «зонтичным» поручительством Корпорации МСП, с 50 до 10 млн рублей. Новые меры поддержки начнут действовать с июля текущего года.
Забайкальский край
ПМЭФ-2025 для забайкальской делегации был омрачен сложной обстановкой с ландшафтными пожарами в регионе. Губернатору Александру Осипову пришлось даже досрочно прервать работу на форуме, чтобы вернуться в Читу для организации работ по тушению возгораний.
Тем не менее он успел подписать соглашение о создании Многофункционального комплекса «Восточные ворота Забайкальск — Маньчжурия» с руководителем компании Виктором Емецем. Проект масштабный, направлен на системное благоустройство и экономическое развитие Забайкалья. Комплекс планируем построить до 2030 года. Инвестиции в проект составят 50 млрд рублей. Будет создано 13 тысяч новых рабочих мест.
Подписано еще два соглашения — с ВТБ и «Альфа-Банком». ВТБ будет повышать доступность банковских услуг на всей территории Забайкалья. «Альфа-Банк» примет участие в развитии и внедрении современных банковских технологий и банковской инфраструктуры.
Также подписано сотрудничество с Ассоциацией аптечных учреждений «СоюзФарма». И.о. вице-премьера правительства Забайкалья Виктория Бессонова подчеркнула, что это сотрудничество открывает региону доступ к передовым решениям в аптечном деле.
Для Камчатки ПМЭФ завершился заключением соглашение со Сбером о реализации проекта «Карта жителя Камчатского края». Цель – заменить множество различных пластиковых карт – проездные, скидочные, школьные ски-пассы – на одну универсальную банковскую карту «Мир».
Кроме того, проведены переговоры с компанией «НОВАТЭК» о ходе строительства регазификационного комплекса сжиженного природного газа в бухте Раковая. Реализация проекта позволит снизить зависимость Камчатки от дорогого привозного мазута и сделать бюджет более сбалансированным.
При поддержке правительства Камчатки достигнута договоренность между компанией Торсиотест и китайской судоходной компанией Newnew Shipping Line о строительстве транспортного судна для региона.
В рамках ПМЭФ-2025 губернатор Сергей Носов провёл ряд переговоров с представителями крупных компаний и инвесторов с целью расширения сотрудничества и запуска новых проектов. Один из ключевых документов подписан с АФК «Система» — ведущей российской компанией, инвестирующей в реальный сектор экономики.
Соглашение предусматривает совместную работу в различных сферах — от информационных технологий до экологии и туризма. Среди приоритетных направлений — создание центра обработки данных, развитие туристической инфраструктуры, внедрение геоаналитических решений и систем мониторинга лесных пожаров.
Один из основных результатов Приморья на Петербургском форуме этого года – соглашение с Хабаровским краем, Забайкальем и Амурской областью о проведении совместного конкурса на контракт со встречными инвестиционными обязательствами – офсетного контракта.
В соответствии с контрактом в 2027 году в Приморском крае будет создано производство датчиков непрерывного мониторинга глюкозы, которые в количестве 582 тысяч штук до 2035 года будут равномерно поставляться среди жителей регионов-участников соглашения. Объем инвестиций должен быть не менее 400 миллионов рублей, максимальная стоимость закупки 2,6 миллиарда рублей. Это первый в России межрегиональный офсетный контракт сразу на четыре региона.
Хабаровский край стал одним из главных выгодоприобретателей от ПМЭФ среди субъектов ДФО — в обще сложности регион заключил 12 соглашений с предполагаемым объемом инвестиций 80 млрд рублей. Так, с правительством РФ губернатор Дмитрий Демешин заключил соглашение об освоении и развитии Большого Уссурийского острова – этот проект невозможен без участия федерального центра.
С Российским экологическим оператором заключено соглашение, направленное на увеличение доли отходов, направляемых на вторичную переработку. Это позволит не только сократить количество свалок в будущем, но и в обозримой перспективе перейти к реновации существующих объектов. Ряд встреч с пивоваренными компаниями зафиксировали их намерение развивать свой бизнес в Хабаровском крае и наращивать экспортный потенциал, а значит, увеличивать и налоговую базу. Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин и председатель Совета директоров, президент АО "Альфа-Банк" Олег Сысуев заключили соглашение о сотрудничестве, направленном на социально-экономическое развитие Хабаровского края.
Кроме того, как сообщил Дмитрий Демешин, четыре инвестора проявляют интерес к созданию аффинажного завода в регионе. Для размещения объекта рассматриваются площадки в Хабаровске и Амурске.
На полях форума были подписаны стратегически важные соглашения для Чукотского автономного округа. Они направлены на реализацию инвестиционных проектов, сферу науки и образования, транспортировку грузов. Самое крупное соглашение — по освоению месторождений «Ленотап» и «Секущее». Только на первом этапе общий объем инвестиций в экономику округа составит более 1,1 млрд рублей.
Кроме того, подписан договор между «Росатом Арктика» и АО «Чукотснаб» о транспортировке нефтепродуктов для Чукотки в этом году. Данное соглашение — гарант своевременной доставки топлива в рамках северного завоза.
В рамках форума делегация Чукотки провела ряд встреч с потенциальными партнерами и инвесторами. С компанией «New New Shipping» обсуждались перспективы развития портов Певек и Провидения. На встрече с руководителем Аналитического центра при Правительстве РФ Константином Калининым достигнута договоренность о совместной работе по повышению качества жизни жителей округа. С представителями ПАО «Сбербанк» речь шла о сотрудничестве по созданию добывающей компании АО «Золото Чукотки». Более того, были и международные встречи. Делегация региона встретилась с представителями Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, стороны рассмотрели перспективы экспорта продукции, производимой в округе.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и группа «ВИС» договорились о партнерстве в рамках проекта по строительству автомобильного моста через реку Лена в Якутии. РФПИ намерен финансово поддерживать проект до 2040 г. Кроме того, правительство Якутии и «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) договорились о совместной работе по обновлению общественного транспорта в Якутске. До 2030 г. предполагается при содействии ГТЛК приобрести для города 234 автобуса.
Всего делегация Якутия подписала 21 соглашение на общую сумму порядка 58 млрд рублей. Партнёрами Якутии выступили крупные федеральные компании, субъекты Российской Федерации и представители иностранных государств. Тематика соглашений охватывает ключевые направления развития региона — от энергетики и науки до финансовой устойчивости и цифровизации.
ПМЭФ-2025 подтвердил: несмотря на удалённость, регионы Дальнего Востока всё активнее занимают своё место в повестке российской экономики, а реализуемые проекты позволяют субъектам ДФО укрепляться в роли «мостов» в страны Азии. Поэтому форум лишний раз подтверждает, что «поворот на восток» невозможен без интенсивного развития самого Дальнего Востока.
Chukotka Krik - так называется мерч, который в 2019 году придумала жительница Анадыря Татьяна Крикун. Под этим брендом выпускаются ветровки, шопперы, кепки, календари. Казалось бы, идея не нова, но именно эта продукция обладает какой-то магией. Чукотский мерч открывает людям по всему миру эту территорию. Бывает и такое: купит человек шоппер в интернете, и спустя время приезжает на Чукотку туристом. В своих работах художница старается совместить традиционные мотивы и современность, экспериментирует со стилями и техниками. В чем секрет мерча Chukotka Krik рассказала EastRussia его создательница.
– Татьяна, вы коренная жительница Чукотки? Откуда такое хорошее знание региона и традиций.
– Да, мне 42 года и всю свою жизнь я живу на Чукотке. Я родилась и выросла в селе Уэлен, известное косторезной мастерской, которая появилась в 30-ых годах и работает до сих пор. В этом селе добывают моржей – это традиционный промысел чукчей и эскимосов, а из бивней делают сувениры и отправляют на продажу в разные города. Моя мама работала гравером-художником там, и я с детства наблюдала за мастерами. Это двухэтажное здание: на верхнем этаже художники расписывают изделия, а на первом – вырезают, подготавливают материал. Я пошла по стопам мамы, училась в художественной школе, потом работала преподавателем в той же школе, которую закончила.
Кстати, именно, в моем родным селе Уэлен встречают первые лучи солнца, а не на Камчатке, как принято считать. Чукотку вообще часто путают с Камчаткой почему-то...
— А как вы пришли к разработке собственного мерча?
– Я работала преподавателем в художественной школе и периодически участвовала в ярмарках, выставляла там свои изделия. Это была сувенирная продукция, которую я расписывала сама, футболки с моими евражками, чукотская матрешка, магниты. Я увидела большой спрос на это и решила двигаться в этом направлении. Спасибо моей семье за то, что поддержали меня и сейчас команда моего бренда Chukotka_krik – это моя семья.
Я отвечаю за творчество, организационные моменты. Супруг Александр – за технические вопросы, отгрузки, финансовую составляющую. Дочь София, ей 11 лет, самостоятельно расписывает сувениры из дерева, панно, украшения из бисера. Мерч Chukotka_krik сейчас можно встретить в любом уголке мира. Одни не расстаются с вещью, потому что она напоминает им о путешествии на Чукотку. Другие носят, потому что это мечта побывать у нас на полуострове.
– Татьяна, помимо мерча, вы ведь еще ведете блог, в котором рассказываете о Чукотке?
– Да, все верно. Можно сказать, что через свое творчество, свой мерч, работу в социальных сетях, я знакомлю людей со всей страны и за ее пределами с суровой и красивой Чукоткой. Хотя мы живем в одной стране, для многих Чукотка является чем-то недосягаемым, экзотическим, загадочным, непознанным.
– А что для вас Чукотка?
– Чукотка, прежде всего, для меня – это Родина. В этом слове все… Родина – это безусловная любовь, несмотря на все сложности суровости нашего края. Во мне течет кровь чукчей и эскимосов. Эти два народа исторически враждуют друг с другом, но в нашем селе такого не было. Чукчи и эскимосы жили дружно. И эти народы отличает, прежде всего, взаимопомощь и взаимовыручка. Условия у нас порой ужасные, поэтому если сломался «Буран» или собачья упряжка, то и чукчи, и эскимосы всегда придут на помощь, несмотря ни на что.
– Вы сказали про жесткие условия… а влияют ли они на логистику? К вам всю продукцию могут доставить, которую вы заказываете как базу для своих дальнейших изделий?
– Логистические сложности – самая главная проблема в нашем регионе. Доставляют все, но платить нужно в разы больше. Это влияет на конечную стоимость нашей продукции. Я работаю с разными поставщиками: Москва, Беларусь, страны меня СНГ. Очень хочу выйти на Китай, но пока нет возможности, пока еще не нашла.
– Ваш бренд называется «Чукотка Крик». Понятно, что название пошло от фамилии Крикун. Но все же – о чем кричит Чукотка?
— В своем канале я показываю Чукотку такой, какая она есть. И суровость нашего края, и красоту. Белые медведи, пурги, закаты, рыбалка. Мне кажется, это крик жизни. Крик жизни в хорошем смысле.
– Какие у вас планы?
– В планах у меня открыть мастерскую или студию, я буду продолжать заниматься творчеством, принимать туристов, заниматься живописью выставлять свои творческие работы в этническом стиле.
В числе главных задач операторской компании – обеспечение надежности поставок в отдаленные районы Крайнего Севера и достижение более высокой экономической эффективности перевозок в сравнении с существующими схемами доставки. Однако дефицит судов-снабженцев сегодня является главным вызовом при организации северного завоза.
Минвостокразвития совместно с «Росатомом» в этом году запускает пилотный проект в рамках создания единого морского оператора для доставки социально значимых грузов в районы Севера с тем, чтобы уже в следующем распространить данный опыт на другие регионы РФ. Работу этой компании («Русатом Арктик») планируется обкатать на Чукотке. Отметим, что ЧАО ежегодно завозит порядка 230 тыс. т угля, 170 тыс. т нефтепродуктов, около 7-8 тыс. т продуктов питания и товаров первой необходимости.
К настоящему времени разработан план-график завоза в автономный округ, определяются соисполнители морской доставки. «Поставлена задача – обеспечить перевозку порядка 160 тыс. грузов. В первую очередь это ГСМ – 154 тыс. т плюс контейеризированный груз, который меньше по объему, но при этом не менее важный: продукты, медикаменты», – пояснил спецпредставитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов.
Ожидания от работы единого оператора связаны если не со снижением стоимости перевозки, то хотя бы с ее предсказуемостью. Безусловно, актуален вопрос гарантии наличия флота, отмечают в администрации Чукотки, поскольку цена фрахта может меняться скачкообразно. «Это было в 2021-2022 году. Произошел скачок, и просто не было кораблей, на которых можно было совершить доставку. Из-за этого цена менялась непонятным образом», – рассказывал ранее заместитель губернатора ЧАО Константин Солонский.
Проблемы возникали и позже. В 2023 году ставка фрахта могла подпрыгнуть на 80%, свидетельствует глава Чукотки Владислав Кузнецов. «Это мгновенно сказывается на цене товара, который приобретают люди», – констатирует он.
До сих пор отношения между северным регионами и перевозчиками, как правило, строились на годовой основе. В рамках соглашения с единым оператором на первых порах запланирован трехлетний контракт (в перспективе же он рассчитан на 15 лет). «В течение трех лет логистическая составляющая у нас изменяться не должна. Там есть небольшие изменения на сумму инфляции, но не более того», – заверил губернатор.
В свою очередь Минвостокразвития разрабатывают единую информационную систему по северному завозу, которая позволит сделать более прозрачными расходы, отслеживать издержки по всей стоимостной цепочке.
Справка:
Согласно «Росатому», суточная стоимость фрахта судов при доставке ГСМ по направлению Мурманск/Архангельск – Певек в 2022 году составляла – 1,5 млн руб., в 2023-м – 1,8 млн (+18%), в 2024-м – 2,3 млн (+27,8%), в 2025-м – 2,9 млн (+29%).
Фрахт при доставке нефтепродуктов из Находки в 2022 году оценивался в 420 тыс. руб., в 2023-м – 650 тыс. (+54,8%), в 2024-м – 1 млн (+53,8%), в 2025-м – 1,5 млн (+50%).
Сегодня наблюдается колоссальный спрос на услуги судовладельцев, говорит Владимир Панов. По Северному морскому пути растут грузоперевозки, в прибрежной арктической зоне реализуются инвестпроекты, которые нужно снабжать необходимыми материалами и оборудованием. При этом за последние десять лет для СМП не построено ни одного судна снабжения. Средний возраст таких кораблей на Севморпути составляет 26 лет (31% этого флота старше 30 лет, еще 58% эксплуатируются 20-30 лет).
Дефицит флота толкает вверх цену фрахта, тогда как стоит задача по созданию условий для долгосрочных отношений участников перевозочного процесса, ведь тарифы по северному завозу будут регулироваться государством, обращает внимание представитель «Росатома».
Сначала структура госкорпорации, ответственная за северный завоз, планирует привлекать сторонний флот. «Мы предложили всем судовладельцам заключить с нами трехлетние договора. Они, во-первых, фиксируют стоимость перевозки и [фрахта] судна. При этом прогнозируется стоимость на следующий год. Там есть индексация, она в рамках согласованных параметров с регионом. Это позволяет определить хотя бы не долгосрочный, но впервые подход к среднесрочным обязательствам всех сторон», – рассказал Владимир Панов.
Хотя транспортными компаниями подтверждена возможность предоставить флот под северный завоз, единый оператор может столкнуться с проблемами фрахта. «Когда идешь в судоходную компанию у всех один вопрос, что на сегодняшний день работать в режиме очень короткого, непрогнозируемого заказа невозможно», – признает спецпредставитель по вопросам развития Арктики.
Самый большой дефицит складывается по танкерам. «Мы столкнулись с ситуацией, когда у нас договоренность есть с одной судоходной компанией, а там говорят, мы нашли более выгодный контракт и т.д. Это узкое место должны закрыть в ближайшие два года», – подчеркнул Владимир Панов.
Единому морскому оператору предстоит сформировать такую финансово-экономическую модель, чтобы начать строительство собственных судов, добавил он, поскольку нехватка снабженческого флота влечет риски для обеспечения северного завоза.
С этим согласен первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. «Единому оператору нужен свой флот, но мы не должны конкурировать на рынке фрахта», – уточнил замглавы Минвостокразвития.
Без господдержки в этом деле не обойтись, поэтому будут подготовлены предложения, которые окажут положительное влияние на становление перевозчика.
Между тем повышенного внимания требуют не только морские пути в Арктике. Значительная масса грузов на север доставляется по рекам. «У нас пока, к сожалению, всего лишь около 11% северного завоза идет через море», – информирует глава Якутии Айсен Николаев.
У речного транспорта также накопилось немало проблем. Это и пресловутый вопрос устаревания флота. В Республике Саха рассчитывают изменить ситуацию благодаря запуску верфи в поселке Жатай. Мощности должны были ввести еще в 2020 году, но по ряду причин, в том числе вследствие изменения проекта, сроки неоднократно переносились. Тем не менее сейчас завершается I этап строительства, и в апреле на Жатайской верфи, в канун дня основания республики, ожидается закладка первого судна. Как известно, предприятие уже получило контракт на постройку малотоннажного парома.
В перспективе мощности верфи позволят вводить в эксплуатацию до 10 речных и морских судов ежегодно. Впрочем, нынешняя кредитно-денежная политика в стране может скорректировать эти планы.
«Понимаем, что при нынешних ставках, отсутствия долгосрочного льготного финансирования обновление/реновация флота, наверное, опять ляжет на плечи регионов. Скажут, вы же строили, вам надо, стройте дальше корабли. Но устаревание флота – это системная проблема, в том числе с точки зрения экологии», – отметил Айсен Николаев.
Еще одной острой проблемой судовладельцев Ленского бассейна является реализация требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, согласно которым нефтеналивные суда грузоподъемностью более 200 т, не имеющие двойных бортов и двойного дна, будет запрещено эксплуатировать.
В настоящий момент Минтранс России ужесточает требования ко всему флоту, продолжает Айсен Николаев, в том числе к судам река-море, участвующим в арктической навигации. Но если на эти корабли ставить второе дно, есть риск, что они не смогут ходить по малым рекам. Низкие уровни воды для речников и путейцев Ленского бассейна становятся обычным явлением. Ежегодное маловодье, приводящее к снижению уровней воды ниже проектных отметок, наблюдается как на участках основной магистрали – Лене, так и на ее притоках и арктических реках Яне и Индигирке.
«Понятно, мы там мазут не возим, там перевозятся другие виды топлива, гораздо менее опасные. Мы сейчас в активной переписке с правительством страны», – сообщил руководитель республики.
Минтранс не готов идти на послабления, но обещает учитывать региональную специфику, дал понять заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Он напомнил, что до сих пор на Черном море из-за разлива мазута действует режим ЧС. Для малых рек, где ходят однокорпусные суда, любая катастрофа может обернуться большими проблемами.
«Арктика – это регион еще более уязвимый, там природа восстанавливается намного тяжелее. И здесь идти на существенное нарушение безопасности [в части] конструкционных особенностей судов мы точно не сможем», – заявил замминистра.
В то же время он заверил, что будет принята во внимание безальтернативность внутренним водным путям на севере, чтобы не остановить перевозки.
Путешествие по Чукотке – это настоящее приключение. Будь то морское путешествие на корабле, катание на вездеходе по летней тундре или полет на вертолете – всегда нужно быть готовым к неожиданностям и трудностям. Но все усилия окупаются при прибытии: ожидают впечатляющие виды и природная красота. Одним из таких мест является прибрежное село Мейныпильгыно, где обитают гостеприимные морские зверобои.
Мейныпильгыно – это национальное чукотское село, находящееся в 246 км от Анадыря. Название происходит от чукотского слова «мэйныпилгын» – «большая горловина, устье». Как сообщает ArcticRussia, село расположено у устья реки Майна, недалеко от побережья Берингова моря, на широкой приморской косе между озерами Пекульнейским и Ваамочкой. В Мейныпильгыно проживает около 500 человек, 98% из которых – коренные народы Севера, в основном чукчи. В селе до сих пор сохраняются традиционный образ жизни и занятия местных жителей, которые связаны с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Также Мейныпильгыно известно своим творческим коллективом – национальным ансамблем «Дружба».
Ежегодно в селе проводят День кита. Это традиционный праздник, посвященный зверобойной добыче. Накануне мероприятия морские «охотники» ловят кита, чтобы затем торжественно разделить его. Местные жители собираются на праздновании, чтобы обменяться продуктами и угостить соседей и гостей. У туристов, приезжающих в это время в Мейныпильгыно, есть уникальная возможность попробовать китовое мясо, поскольку по законам России его нельзя купить, но можно угоститься у коренных народов Чукотки. Также на празднике будут обряды, песни танцы в праздничных традиционных нарядах.
Чтобы узнать больше об истории и быте аборигенов, можно посетить местный Музей культуры и быта, основанный в 1991 году на общественных началах при Национальной школе искусств села Мейныпильгыно. Музей впечатляет аутентичностью своих экспонатов и предлагает полное этнографическое описание чукотского этноса, предметы оленеводческой культуры и другие элементы чукотского быта.
Мейныпыльгино – отправная точка для множества туристических маршрутов вглубь Чукотки. В северных отрогах Мейныпыльгинского хребта Корякского нагорья находится озеро Майниц – крупное высокогорное озеро тектонического происхождения, одно из самых красивых на Чукотке. Оно входит в состав Южно-Чукотского федерального заказника и в Анадыро-Колымского бассейнового округа. Глубина озера составляет 120 метров, а площадь – 60 кв. км.
Озеро является отличным местом для рыбалки: в нем обитают нерка, мальма, кета, чир, горбуша, голец Таранца, камчатский хариус, сиг-пыжьян, тонкохвостый налим, обыкновенный валек, щука, речной гольян, слизистый подкаменщик и девятииглая колюшка. Река Ныгчеквеем, впадающая в озеро, и вытекающая Гытгывеем также являются местами для икроносов. Активная фаза нерки начинается в конце июля и продолжается до середины августа. Обилие нерки и кедровый лес привлекают в окрестности озера большое количество бурых медведей.
По берегам озера расположены ольховые леса, смешанные с кедровыми и ерниками. Окрестности озера богаты разнообразными растениями – около 200 видов сосудистых растений, включая охраняемые виды.
Лучшее время для посещения озера – конец августа или начало сентября. Путешествие туда возможно в рамках организованного тура. Рыбачить можно с берега или на лодке, также предлагается подводная охота при наличии соответствующего снаряжения. Для ночевки предусмотрены специально оборудованные кемпинги.
Часто кажется, что путешествия по арктической природе — это сложные экспедиции, требующие опыта, специального снаряжения и хорошей физической подготовки. Часто это действительно так, однако есть несколько мест, которые подходят для умеренно спортивных людей. Два из таких мест на Чукотке — гора Дионисия и мыс Наварин.
Гора Дионисия, расположенная в 20 км от Анадыря, представляет собой остаток древнейшего вулкана. Коренные обитатели Чукотки называют гору Темлян — «сломанное острие». Как сообщает ArcticRussia, существует несколько легенд, объясняющих это название. По одной из них, у подножия горы произошла большая битва с пришельцами, в ходе которой сломали много копий. По другому преданию, две женщины нашли у горы костяную иглу и, не поделив ее, сломали острие. Третья легенда рассказывает о том, что гора — это тело силача Темыля, погибшего в поединке с другим богатырем Вэлвылевытом.
На склоне растет множество цветов, если повезет, можно увидеть зайцев и лисиц, по дороге – срывать морошку, чернику и другие ягоды. В 2012 году ученые обнаружили вблизи горы ископаемую флору эпохи палеогенового периода. Находка насчитывает более 21 вида высших растений.
На высоте около 300 метров открываются живописные виды на Анадырский лиман, Канчаланские лиманы, Золотогорье,и залив Онемен, за которым виднеется Рарыткинский хребет. Летом до горы можно добраться на квадроцикле или велосипеде. Для подъема не нужно особое снаряжение, но потребуются физические усилия. Восхождение займет от двух до четырех часов.
Мыс Наварин находится на юге Чукотки и омывается Беринговым морем. Местные жители называют это место Роратын, что означает «колбаса». Южная граница Анадырского залива проходит через мыс, который является самой южной точкой Чукотки.
Это самое ветреное место в России — на мысе фиксируют максимум среднегодовой скорости ветра, а также повторяемости штормов и ураганов. Также там часто бывают туманы и дожди. Климат на мысе суровый: средняя годовая температура составляет -4 °C, а максимальная +8 °C. Несмотря на суровость, мыс Наварин — одно из красивейших и удивительных мест Чукотки. Там располагается птичий базар — самый шумный, пестрый и веселый на Дальнем Востоке. В скалах мыса собираются орланы-белохвосты, на берегу можно увидеть самое южное лежбище сивуча, а в акваторию мыса мигрируют серые киты.
В районе мыса Наварин обитает краснокнижный черношапочный сурок – эндемик Корякского нагорья. Горы и высокие морские террасы как ковром укрыты пятнистыми разнотравно-кустарничковыми и разнотравными мохово-лишайниковыми тундрами. При впадении в море мелкие ручьи формируют водопады и каньоны длиной от 100 до 300 метров. С отрогов хребта открывается вид на Берингово море.
Мыс в 1828 году нанес на карту экипаж шлюпа «Сенявин» под командованием Ф. П. Литке. Возвышенность назвали в честь победы русского флота в Наваринском сражении. В 1934 году в этом месте начала действовать метеостанция губа Гавриила — одна из первых на Чукотке радиометеорологических станций восточного участка Севморпути.
Примерно в 12 км от мыса, в бухте Грейга, в 1986 году установили маяк. На высокой морской террасе по правому берегу лагуны Орианда найдена стоянка древних людей. Невысокие холмы – места землянок и полуземлянок живших на этом берегу кереков. Сохранились уникальные наскальные рисунки со сценами охоты древних людей на оленей. Возраст изображений насчитывает около двух тыс. лет.
Добраться до мыса из Анадыря можно сначала авиатранспортом до Беринговского, а затем на вездеходе или лодке местных жителей. Проще всего посетить мыс Наварин в ходе круиза.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.