Чем удивил фестиваль культурного наследия «Даурия» в Чите
За несколько дней до дня «Д»...
«Четыре колонны из десятков гостей фестиваля выстроятся и с четырех углов площади двинутся друг другу навстречу, чтобы слиться посередине», – режиссер Александр Малханов из Улан–Удэ раскладывает на столе наброски. На его пассы руками можно смотреть долго – это красиво настолько, что кажется, он не объясняет план праздника, а колдует над листами бумаги, чтобы там появились и ожили картинки.
«Идти будут медленно, – продолжает Малханов, – понесут флаги и изображения родов. Каждый шаг – в аккорд песни «Гимн Чите», которую в этот момент на сцене будет исполнять Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»...
Даурия – это земля, родившая Чингисхана, с шумящими ковылём степями, качающими макушками в перелесках берёзами и тенистыми сосново-пихтовыми лесами. Это суровая земля, дети которой славились храбростью, решимостью и умением жить в мире с природой и ее законами. В ее честь и был назван фестиваль-конкурс культурного наследия, который в этом году проводится впервые.
Открылся конкурс 19 мая плановыми прослушиваниями. Только на очный его этап заявились больше тысячи человек – это они четырьмя колоннами пошли навстречу друг другу по площади Ленина. Всего же к вечеру 18 мая на очный и заочный этапы поступило больше 4 тысяч заявок из Белоруссии, Китая, Монголии, Республики Хакассия, Бурятии, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Барнаула, Белгорода, Красноярска и других городов – всего за гран-при в 100 тысяч рублей боролись представители 25 регионов России и зарубежья.
Рано утром передали снег. Жители Забайкальского края повздыхали: «Где весна–то», но с погодой не поспоришь. Других вариантов резко–континентальный климат не оставляет.
Над троллейбусами, маршрутками и легковыми автомобилями в пасмурном небе, то и дело сыпавшем холодными каплями, пролетел самолёт из Москвы, откуда до Читы – 6 часов лету.
В аэропорту выстроились артисты, готовые с песней пуститься в пляс, встречая гостей фестиваля – уроженца Забайкалья певца Дмитрия Ревякина и артистов известного в России этно-музыкального проекта Zventa Sventana Тину Кузнецову и Юрия Усачева.
Самолет сделал круг над городом – толпа в аэропорту колыхнулась к дверям в зал прилета – и улетел прочь. В Чите из–за погодных условий запретили посадку и самолет ушел на запасной аэродром в город Улан–Удэ в Бурятию. Онлайн–карта погоды показывала огромное бурое пятно непогоды, которое начиналось где–то между Красноярском и Иркутском.
«Погода нам устраивает такие же конкурсные испытания, что сейчас на двух площадках – в драматическом театре и в центре «Родина» – проходят наши артисты. Мы готовы ко всему. Творческие люди, люди культуры в любую погоду готовы делиться эмоциями и творчеством», – днём 19 мая одна из организаторов «Даурии» Олеся Петунина улыбалась в камеру, но только запись закончилась – стала серьезной, сосредоточенной и расстроенной.
К тому моменту возвращение самолета с артистами в Читу переносили трижды, стартовую пресс–конференцию с ними пришлось отменить, а на сцену петь «Гимн Чите» ансамбль «Забайкальские узоры» вышел без Дмитрия Ревякина, который в этот момент был на расстоянии полутора часов лёта от столицы Забайкалья.
Добраться до Читы артистам-гостям фестиваля удалось в середине ночи 20 мая.
Жара. Самая настоящая, почти летняя, прогревающая до самых косточек замерзших вчера забайкальцев, которые уже к полудню разомлели на солнце, забыв вчерашние осенние пуховики и нарядившись в легкие платья и футболки.
На площади Ленина развернулась шумная торговля предметами народного промысла: кто-то наливал тягучий, пахнущий знойной пасекой мёд, кто-то предлагал попробовать масло абрикосовой косточки холодного отжима, кто-то показывал покупателям технику плетения огромного подвесного кресла – рядом с уже готовым образцом.
Зоя Николаевна Кузьмина с мужем выставили стол, и полки, на которых расставили бессчетные лукошки, вазы и плошки, сплетённые из лозы.
«Вышли на пенсию, и надо было чем–то новым заниматься, себя увлечь. Особенно муж загорелся: посмотрел уроки, выучил технику заготовки лозы. Она лучше всего в междуречье, у дорог. Правда, в прошлом году во время ремонтов много в наших местах срезали – когда восстановится? А речная нет, плохая, ломкая сильно», – объясняет она.
Покупатели разбирают корзинки, думая, что вот–вот, всего–то через полтора–два месяца начнётся сезон грибов и ягод, и вот тогда–то пригодятся эти плетеные солнечно–легкие короба.
Сюда же на площадь Ленина, взрыкивая моторами, въезжают сотни байкеров – это участники мотоклубов из Могочи, Улан-Удэ, Монголии.
Мотосезон открыт, но почти все байкеры остаются на площади - начинается этно-подиум «Даурские сезоны» – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке показ народной моды.
«Модели народных костюмов для выступлений ансамбли часто скачивают из интернета, а там практически одни и те же модели. Именно поэтому совершенно разные коллективы оказываются так похожи друг на друга. А хочется, чтобы люди показали, что есть новые идеи и новые решения, чтобы вместо старых похожих костюмов появились особенные, – рассказывал на одной из первых встреч по организации «Даурии» режиссер Александр Малханов.
Вторым пунктом его плана по «Даурским сезонам» было желание показать, что одежду с народными элементами можно носить в повседневной жизни и что это будет не менее модно и красиво.Постепенно во весь центр площади выстраиваются два огромных хоровода – это и участники выступления, и обычные читинцы, поддержавшие акцию «НАрядись в НАродное». Как только на сцену под первые такты «Под горою мак» выходит Тина Кузнецова хороводы начинают кружиться, постепенно рассыпаяс ручейками по аллеям площади.
Где–то на последних аккордах рядом с площадью снова зарычали мотоциклы. Колонной подъезжают к сцене, и с первого спрыгивает министр культуры Ирина Левкович в чёрной кожаной куртке. Поднявшись на сцену она берёт в руки огромного деревянного орла: так начинается церемония закрытия фестиваля и объявление его победителей.
Орла в номинации «Учитель и ученик» вручили Наталье Рюмкиной и Василисе Немеровой из Читы.
Читинский детский ансамбль танца «Росинки» получил специальный приз от лидера группы «Калинов мост» Дмитрия Ревякина. Певец вручил представителю творческого коллектива огромную USB–колонку.
«Росинок» знаю с первой «Даурии», сразу стали любимцами», – признался Дмитрий Ревякин.
Полиэтничный коллектив в середине 80–х годов создал заслуженный деятель искусств России Виктор Китов. Артисты «Сувенира» дали более 500 концертов за рубежом, выступив в Швеции Австрии, Англии Франции, Турции, Венгрии, Германии, Канаде, Италии. Были они в Малайзии, США, Монголии, Польше и Румынии.
В конце 1990–х «Сибирский сувенир» по «нетворческим причинам», как говорится на сайте ансамбля, распался. Возродить его удалось только осенью 2016 года. Руководит коллективом его бывший артист, а сейчас известный композитор, аранжировщик, музыкант и педагог Олег Шаренда.
Сразу после награждения в краевой филармонии концерт дал коллектив Zventa Sventana. На следующий день, 21 мая, настал черёд сольника Дмитрия Ревякина.
«Мы пели, танцевали, смотрели и даже катались на байках, наряжались в народное, омывались святым дождем, загорали под палящим солнцем, подпевали Тине и группе «Калинов мост», учились у лучших и спорили с жюри. В общем, мы фестивалили. И это было здорового! «Даурия–2024» будет еще круче!» – написал Александр Малханов у себя на странице во «ВКонтакте» после завершения фестиваля.
В 90-х в последние выходные марта хабаровский «политен» (тогда Политехнический институт, а ныне – Тихоокеанский государственный университет) превращался в одну большую концертно-тусовочную площадку: в актовом зале проходил Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки «Весенний драйв». В отсутствии интернета и других доступных сегодня каналов связи, для музыкантов и публики это был чуть ли не единственный шанс встретиться, поиграть и послушать. В «нулевых» «Весенний драйв» закончился, на смену ему пришли всевозможные фестивали в разных городах Дальнего Востока, но ничего постоянного так и не появилось.
Сегодня ситуация несколько изменилась: только в Хабаровске стали проходить три постоянных фестиваля: «Старпорт» (в 2024 году состоится во второй раз) в здании бывшего аэровокзала, «Рок над Амуром» на открытой площадке перед ареной «Ерофей» и Maxi Rock fest, который начинался еще в 2011 и был реанимирован в прошлом году.
Площадкой нынешнему — пятому — Maxi Rock’у по традиции стал бар Crossroads. За три дня на его сцене выступили 19 команд со всего Дальнего Востока: от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, главное требование для участников фестиваля — группа должна быть дальневосточной. Отбирали участников в течение нескольких месяцев путем народного голосования и экспертного мнения жюри.
Корреспондент EastRussia в первый день фестиваля узнал у организаторов и музыкантов — что движет ими в сторону Хабаровска (и других подобных площадок) во времена электронных площадок, соцсетей и iTunes?
Громко – не значит «хорошо»
Открыть фестиваль выпало молодым — во всех смыслах — исполнителям: группе «Процесс 2.0» из Хабаровска. Немного понервничав, настраивают инструменты, подбадривают сами себя. Впрочем, организаторы сразу обозначили их: новички.
С первых аккордов становится ясно: парням еще необходимо поработать над звуком/исполнением и другими артистическими атрибутами. И понять самое главное: громко — не значит «хорошо».
Спускаюсь в гримерку, чтобы пообщаться с музыкантами: Даниил Потемкин, вокал, Влад Кононенко, бас, Дмитрий Кононенко, соло-гитара.
Ребята между собой обсуждают свое выступление, которое, как оказалось, аж третье на их счету.
— Опыт, в первую очередь, получили, — в один голос говорят музыканты. — Молодой группе сложно попасть на какие-либо концерты, потому что «старички» везде, а тут (на Maxi Rock – ER) молодых зовут, это здорово. Но на таких площадках мы и набираем аудиторию. А еще осознали все свои ошибки, самый главный вывод — репетировать и еще раз репетировать, сыгранность нужна.
Вспоминается хабаровская группа «Мраморный морж» - парням было по 15-16 лет, когда они первый раз выступали на публике в клубе «Т-34». На тот концерт жарким июльским летом они пришли вместе с родителями, а потом ребята уехали в Москву, где одно время успешно сотрудничали с лейблом «Легкие».
Организаторы фестиваля: Макс Малков, Виктор Бодров (оба – радиостанция «Восток России»), Денис Рублевский (группа The Starkillers, которая, кстати, выросла из таких вот фестивалей – сегодня этот коллектив из Хабаровска один из немногих дальневосточных может позволить себе полноценное сольное турне по всей стране. EastRussia расскажет о группе, как только музыканты вернутся с гастролей) и Константин Коротков.
Один из организаторов фестиваля — Макс Малков — подчеркивает: движ, в том числе, и задуман для того, чтобы дать возможность заявить о себе начинающим группам.
— Музыканты должны выступать перед публикой, а на деле по всему ДФО далеко не у всех есть шанс выступать. К примеру, в Благовещенске есть свой какой-то фестиваль, но группы из этого города к нам едут с удовольствием: здесь площадки другого уровня, возможностей и аудитории больше, для групп это важно, — рассказывает Максим Малков.
В первый фестивальный день из Благовещенска была группа «КрахЪ». Свой стиль определяют как «анархоролл». Группа не первый день на сцене, имеет своего слушателя. На фестивали вроде MaxiRock`a приезжают ради аудитории.
— Это то, что нам самим интересно. Это не заработок. Сыграем здесь, кому-то понравится, 10-20 человек к нам присоединится, вот и весь результат, — размышляет гитарист Ярослав Румянцев.
— Мне интересен живой контакт с публикой. Обмен энергией. Нам в кайф покататься, поиграть. Общение с людьми, знакомство. Потом к нам приезжают другие группы, — поделился вокалист Данил Буйницкий.
На фестиваль музыканты приезжают за свой счет (к примеру, перелет Петропавловск-Камчатский – Хабаровск - Петропавловск-Камчатский на одного человека обойдется в 32 тыс. рублей), гонорар за выступление не получают, организаторы оплачивают лишь сутки проживания. Но коллективы это не останавливает: в этом году на Maxi Rock было подано свыше 90 заявок. Причина банальна — по всему Дальнему Востоку не так много площадок для выступления.
Справка: Среди постоянных музыкальных фестивалей, которые проводятся на Дальнем Востоке, музыканты выделяют «VRox» (проходит в дни проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одно время идейным его вдохновителем был Илья Лагутенко), два фестиваля в Хабаровске (помимо Maxi Rock) – «Рок над Амуром» (проводится за бюджетные средства, с привлечением хедлайнеров типа Вячеслав Бутусов, «Пикник», Чиж и Ко, но также и с участием молодых коллективов со всей страны) и «Старпорт», и «Крылья» на Сахалине (в этом году на острове появится еще одна площадка).
Что касается раскрутки через интернет, соцсети и другие электронные сервисы, то по мнению организаторов фестиваля, это не всегда действенный метод.
— На такой PR тоже нужен определенный талант и финансы. Группа может быть хорошая, а подписчиков мало. А на таких фестивалях музыканты общаются между собой, знакомятся. Потом ездят в другие города с ответными концертами. Это движуха, — рассказал Макс Малков.
— Продвигать себя на электронных площадках — очень тяжёлая задача, — подтверждает лидер группы Chthonic Suffering Дмитрий Ерыкалов. — Большинство дальневосточных групп выкладывают свой материал самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д. Работа со студиями, реклама и т.д. стоят немалых денег, многие группы пока просто не могут себе этого позволить. Со временем, достигнув определённой репутации и успеха, коллективы упираются в потолок и тогда уже возникает необходимость привлечения сторонних людей и организаций в продвижении музыки. А сейчас популярность группы на электронных площадках в какой-то степени прямо пропорциональна количеству аудитории, которую удаётся привлечь на концертах.
Мы — группа молодая можно сказать: собрались в конце 2020 года под именем Three stripes jackets. Было множество смен состава, в настоящий момент оригинальных участников группы не осталось. Актуальный стиль музыки можно охарактеризовать как смесь Hardcore и Death metal. Наша аудитория достаточно разношёрстная, начиная с достаточно закрытой локальной хардкор-тусовки, заканчивая широким слушателем, любящим разные направления тяжёлой музыки.
В фестивалях участвуем в первую очередь для самореализации. По сути возможность выступить на концерте — это возможность поделиться с публикой своим творчеством, получить обратную связь, убедиться, что то, что мы делаем в кайф не только нам самим.
Кстати, на сцену Дмитрий вышел на костылях и напичканный металлом в буквальном смысле: пару недель назад получил сложный перелом ноги, но и такая травма — не повод отказаться от участия в MaxiRock'e. Это, пожалуй, самое показательное доказательство востребованности рок-фестов.
В 2011 году на первом Забайкальском международном кинофестивале Виктор Шкулёв заявил, что берёт на себя ответственность за проведение пяти первых фестивалей, но до сих пор не оставил проект
О задержке интервью на 15 минут президент Shkulev media holding Виктор Шкулёв предупредил за несколько часов до встречи и появился на связи минута в минуту. С 2011 года на своей малой родине в Забайкальском крае он вместе с актёром Александром Михайловым и забайкальским землячеством проводит международный кинофестиваль, который прерывался разве что пандемией коронавируса и запретом массовых мероприятий. Сегодня бизнесмен, умеющий ценить своё и чужое время, рассказал EastRussia о том, зачем ему возить звёзд мирового кинематографа в российскую глубинку.
— Этот проект относится к категории тех, по которым принимается быстрое решение. Мы на рубеже 2009−2010 годов здесь, в Москве, начали обсуждать идею воссоздания забайкальского землячества. Большим энтузиастом, инициатором этого проекта был Равиль Фаритович Гениатулин, бывший губернатор Забайкальского края.
Он и пришёл ко мне с идеей: «Ты же помнишь, как в 80-е годы, когда мы были в комсомоле, землячество работало». Понятно, что тогда у землячества была больше патриотическая, воспитательная тематика, а сейчас, в общем-то, есть и территориальная.
Мы долго обсуждали, но решились, собрали энтузиастов. Среди них, конечно же, был народный артист РСФСР Александр Яковлевич Михайлов. Было решено двигаться в направлении практической помощи краю. Обсуждая проекты по культуре, я предложил Александру Яковлевичу подумать о том, чтобы, может быть, сделать кинофестиваль. В конце концов мы решились на то, чтобы взяться за этот проект.
Почему я говорю, что это было быстрое решение? Потому что всё-таки наша дискуссия длилась недолго, и самое важное для нас заключалось в том, что мы решились провести кинофестиваль в тот год, когда обсудили эту идею. Это был 2011-й: говорили буквально в начале года, может быть даже уже ближе к весне, а проводили уже осенью.
Первый
— В общем, начали думать, как его сделать, и пришли к выводу, что надо пригласить тех, кто уже имеет опыт проведения подобных проектов. Обратились к Николаю Петровичу Бурляеву, который к тому времени имел большой опыт проведения региональных кинофестивалей. Начали обсуждать программу, сделали её интересной частично благодаря команде Бурляева, а частично благодаря тому, что я в своё время занимался изданием журнала о кино, и у меня установились дружеские и деловые связи с теми, кто был в киноиндустрии. Я понимал, что такое кино.
Мы пришли с идеей кинофестиваля в Забайкалье, она была горячо поддержана, и всё, дело пошло быстро.
— Я помню кинофестиваль 2011 года. Было впечатление, что вы и Александр Михайлов играете ключевую роль в этой идее, в этом проекте. Так ли это на самом деле? Если оценивать в процентном соотношении вклад именно в первый кинофестиваль, лично ваш во сколько процентов?
— Очень сложно. Это не бизнес-проект. Здесь нет четких показателей, когда бы можно было вычленить долю. Я могу сказать, что фестивали, а особенно первые, делаются на энтузиазме. Могу сказать, что у тех, кто взялся за этот проект, его было очень много.
Александр Яковлевич Михайлов взял на себя огромную роль, стал председателем жюри первого кинофестиваля, и его президентом. Он молодец, он справился. Немного отошёл в сторону, дал возможность жюри поработать. В итоге были приняты максимально объективные решения по определению лауреатов.
«Сказал себе, что берусь»
— С какого года начала обсуждаться идея кинофестиваля?
— Думаю, что с начала 2010-го мы обсуждали её осторожно, и к концу года дискуссии становились все серьезнее.
— Насколько для вас как для человека бизнеса было в тот момент накладно участвовать в таком проекте?
— Я бы не сказал, что это накладно. Это, скорее всего, ответственно. Здесь очень важно было взяться за то, что будет по силам. И я тогда со всей ответственностью для самого себя сказал, что это тот проект, за который мы берёмся. А если мы верим в себя, значит, делаем.
Когда меня уже на разных церемониях первого фестиваля стали спрашивать, а что это такое, а сколько это будет раз, я сказал, что я за пять кинофестивалей отвечаю, что пять фестивалей в Забайкалье пройдёт. Я тогда думал, за это время мы убедим в том, что этот проект нужен.
Конечно же, это спонсорский проект. Он уникален тем, что мы не берём деньги у государства, у нас нет бюджетного финансирования, мы не ходим в Минкультуры и не просим там денег. Мы считаем, что спонсорская модель — более эффективная с точки зрения возможности творчества, возможности выбора той или иной концепции, потому что мы каждый год делаем тематические фестивали и посвящаем их тому, что в этот год могло бы быть самым интересным для забайкальцев. Нам никто ничего не диктует.
— Можете ли сейчас вспомнить, что повлияло на решение продолжать кинофестиваль после пяти лет его существования и как местные политики, бизнесмены, кто-то другой, кто является спонсором кинофестиваля, поменяли своё отношение к пятому кинофестивалю настолько, что вы решили оставаться в этом проекте?
— Дело в том, что нашей задачей было сделать проект прежде всего интересным для забайкальцев. И это самое трудное — получить человеческий отклик тех, для кого это делается. Когда в течение пяти лет стало понятно, что люди принимают этот проект и ходят в кино, что у нас заполняются залы — это очень важно. Кроме того, народ откликается и на другие проекты кинофестиваля, потому что мы делаем множество творческих встреч, локальных концертов, посещения детского дома и многое другое — то есть делаем то, что действительно приносит пользу.
Когда мы убедились в том, что имеем живой отклик, стало понятно, что да, можно продолжать: есть аудитория, которая каждый год растет. Нам важно было убедить других коллег, кто бы мог позволить себе стать участником этого фестиваля. И каждый год мы стабильно прирастали до момента, пока у нас не появился генеральный спонсор в лице Быстринского горно-обогатительного комбината. Потом появились другие спонсоры. Сейчас у нас есть два-три стабильных спонсора, это уже много для кинофестиваля. Хотя, конечно, недостаточно, чтобы полностью закрывать его бюджет. Но, тем не менее, они уже как к магнит работает.
— На кинофестивале есть уникальная практика, когда представители краевого бизнеса и медийные лица помогают гостям, являются их кураторами и помогают не только с транспортом, но и вообще с любыми мелочами. Сейчас существует целое сообщество кураторов и, насколько я понимаю, подход к его формированию достаточно серьёзный, как и отбор туда.
— Да. Чем больше волонтёров, желающих помочь в проведении этого кинофестиваля, тем лучше, тем больше надежды на успех. И то, что нам удалось поднять это волонтёрское движение — это и есть та самая добросердечность, забайкальцы в этом плане молодцы. Мы с первого фестиваля пошли по пути, чтобы каждый приехавший в Забайкалье гость получил максимум поддержки, внимания. Я очень благодарен тем бизнесменам, которые участвуют, и мы будем это направление развивать.
— Виктор Михайлович, меняли ли за эти годы команду организаторов кинофестиваля? Тех, кто занимается программами, коммуникациями?
— Со второго кинофестиваля мы начали строить уже постоянную команду этого проекта и приглашать в него тех, кто был максимально профессионален в запрашиваемой для нас сфере деятельности. Например, программный директор. Собрать программу, поработать с авторами, исполнителями, режиссёрами тех фильмов, которые мы отбираем на кинофестиваль, очень сложно.
Я посмотрел по тому, кто есть на рынке, посоветовался с Александром Яковлевичем Михайловым, и в итоге возникло несколько кандидатур. Из них мы выбрали Марию Безенкову, которая также, как Александр Яковлевич, работает во ВГИКе, она очень профессиональный человек и у неё свежий взгляд на происходящее. Мария взялась за это дело, у неё появилась программная дирекция, она подбирает российские и зарубежные фильмы. Она у нас теперь ключевой человек, с которым мы работаем все эти годы.
Мы с командой постоянно думаем, ищем, размышляем, в том числе после каждого кинофестиваля обсуждаем, что удалось, не удалось. Наша установка заключается в том, что обязательно на Забайкальском кинофестивале должны показывать премьеры, и ежегодно у нас их 6-7. Это огромное количество для регионального фестиваля.
Мы ищем свое место в кинофестивальном движении. Забайкальский кинофестиваль с азиатским акцентом. Россия — это громадная евроазиатская держава, и при выборе программ кинофестиваля мы это учитываем.
Другая очень важная часть организации фестиваля — это такой скрупулёзный ежедневный менеджмент. Я пошёл по пути подключения в проект коллег, которые работают в нашем бизнесе. В нашей компании работают девушки, которые имеют опыт сотрудничества с регионами, одна из них — Лилия Савина. Она и стала директором фестиваля. Лилия собрала команду, которая делает огромную работу. Я вижу, как она практически уже стала очень сильным специалистом по культурным проектам, она болеет за Забайкалье, что очень важно.
Право вето и команда
— На каком этапе Мария Безенкова обсуждает с вами тему будущего фестиваля и вообще обсуждает ли? Или решение принимает она сама? Каким образом это у вас выстроено?
— У нас есть несколько традиций. Когда мы заканчиваем кинофестиваль, мы сразу начинаем обсуждать, что нам не удалось и что нужно было учесть при подготовке следующего. Сразу, прямо по окончании фестиваля, по горячим следам обсуждаем. Потом наступает период, когда работа идёт в более спокойном режиме, и мы говорим о тематике будущего фестиваля, уже под эту неё подбирается программа. В этом плане Мария Безенкова очень самостоятельный человек. Это часть нашей стратегии — опираться на тех, кто имеет соответствующие компетенции, кто лучше других разбирается в своем деле.
Наша задача - найти определённый баланс, потому что Мария всегда предлагает больше, чем мы можем взять.
— А есть у вас право вето? Например, что-то Мария предлагает, а вы категорически не согласны, вы можете сказать «нет»?
— Я бы сказал, у нас есть. Считаю, что такие решения принимаются коллективно, и если что-то меня смущает, я обязательно пойду к Александру Яковлевичу Михайлову и к другим специалистам. Мы вовлечены в киноиндустрию, и всегда можем найти тех, кто достаточно компетентно может оценить.
Но, слава богу, у нас с Марией в силу того, что она хорошо понимает свою позицию и суть фестиваля, очень чётко подбирает программу, нет проблем. Мы обсуждаем какие-то детали, но принципиальных расхождений у нас не случается.
— Виктор Михайлович, можете ли вы озвучить затраты на кинофестиваль 2023 года и общую сумму, которая предполагается на 2024 год?
— Мне бы не хотелось на эту тему говорить, потому что мне кажется - не в этом суть. Надо смотреть на результат того, какой получается этот фестиваль: есть там размах или нет его, есть ли какие-то уникальные решения или их нет.
Всё это стоит денег. Я вообще должен сказать, что такой проект очень недешёвый. И здесь важно то, что я уже отметил. Мы не берём денег от государства. Мы собираем деньги от спонсоров и тратим их так, как договариваемся со спонсорами.
Это дорогостоящий проект для нас всех. Однако, он того стоит. Мне кажется, это самое важное.
— Смотрели вы по регионам России, есть ли аналогичные кинофестивали по структуре финансирования, по привлечению звёзд, по привлечению команды, причём той, которая работает в проекте уже больше 10 лет?
— Таких кинофестивалей в России нет, это я могу точно сказать, поскольку я много работаю с регионами. Вижу эту ситуацию, и нам уже ставят очень высокий рейтинг. В Забайкалье особый кинофестиваль.
— Вы заходите в зал посмотреть, сколько пришло зрителей на тот или иной фильм?
— Обязательно. Я стараюсь побывать на каком-то количестве фильмов. Всегда в программе есть то, что интересно. Я на это уже смотрю ещё и как на такой, знаете, обратный сигнал. Что мы делаем, и как это ложится? Как это принимается? Поэтому обязательно хожу, смотрю и, конечно, для себя отмечаю, получилось или нет.
Опыт, разум и уместность
— Забайкальский кинофестиваль — это в том числе встречи со зрителями не только в Чите, но и в районах края. Приходится ли кого-то из артистов или режиссёров уговаривать, чтобы они поехали в тот или иной город или посёлок? Сложно ли это? Тяжёлые ли райдеры? Насколько технически сложна работа, которую не видит зритель?
— Работа очень непростая. Мы в ней имеем два вектора. Первый — это вектор того, что уже есть желающие. Где-то начиная с шестого кинофестиваля у нас начала выстраиваться очередь из тех, кто на следующий год хотел бы приехать в Забайкалье, и нас это очень радует. Второй вектор: мы всегда выбираем тех, кого интересно было бы увидеть в Забайкалье?
— Как вы оцениваете то, кого интересно видеть зрителям?
— Иногда я смотрю на это с позиции бизнеса, у кого какой рейтинг. Или кто что сделал, чтобы приехать на Забайкальский кинофестиваль. С кем-то мы по несколько лет ведём переговоры. Помню, с Сергеем Безруковым три года это делали, на четвёртый год он приехал. Каждый год мы выбираем тех, кто нам интересен.
В Забайкалье кто бы ни приезжал, особенно большие звёзды — все приезжают работать. И это не просто приехать и пройти по багуловой дорожке. Нужно приехать и поработать и, как правило, наши гости делают здесь большую программу для зрителей: творческие встречи, разные поездки.
Фестиваль является ядром большого проекта, когда за рамки кино мы выводим актёра, а не просто показываем фильм и артист отвечает на вопросы. Проходят прекрасные творческие встречи, кто-то выезжает в районы.
Географическая положение региона, удалённость не должны быть препятствием к тому, чтобы забайкальцы чувствовали себя такими же, как россияне, проживающие в больших мегаполисах европейской части.
— Политика как-то сказывается на программе фестиваля, на подходе к ней? Не только спецоперация - за время существования кинофестиваля вон сколько всего было.
— Я бы не сказал, что политика сильно вмешивается, однако мы, безусловно, учитываем ту конкретику, в которой живем. И здесь мы идем по формату, когда организаторам кинофестиваля хватает опыта и разума для того, чтобы в конкретный год, когда проводим кинофестиваль, делать то, что уместно.
В этом случае, наверное, можно говорить, что мы учитываем политический контекст. Но главное всё-таки - установка делать то, что действительно уместно и вызовет отклик у аудитории.
— Когда вы подводите итоги очередного кинофестиваля, на что вы обращаете внимание? Строгий ли вы критик? Как вы критикуете?
— Думаю, что достаточно строгий. Хотя я, наверное, отношусь к той категории — как обо мне говорят — мягко стелет, но жёстко спать. То есть я за результат. На происходящее я стараюсь оперативно реагировать. Если что-то не нравится, я это высказываю по ходу кинофестиваля, а когда собираемся для подведения итогов — проговариваю. И я не стесняюсь высказывать свои суждения.
Конечно, нужно выбирать соответствующую стилистику разговора. Мы все разные. Кому-то скажешь, и ему покажется, что очень резко, а кому-то нужно сказать пожёстче, чтобы до него дошло, что так не надо делать. Слава богу, у нас очень профессиональная команда, и, если у нас что-то не получается, мы можем это проговорить.
«Самое интересное — смотреть как обычный зритель»
— Какое вы кино смотрите? Вспомните последние несколько фильмов, которые действительно запомнились и которые оставили след в памяти.
— Я смотрю разное кино, в большей степени такое, наверное, моё предпочтение — это такое мужское кино, как я его называю.
— Это какое?
— Детективное. Например, «Крёстный отец». Это великий фильм, в котором соединяется настолько много всего, что он, наверное, может быть каким-то таким ролевым проектом. Такого рода фильмы — моё предпочтение.
С недавнего времени мы занимаемся производством сериалов, так что эта часть теперь мой профессиональный интерес. Мы уже третий год делаем этот новый для нашей компании проект. Мы создали компанию, которая на этом специализируется. Называется Long Tale Production. И я в силу уже бизнес-интереса посматриваю сериалы. У нас в январе вышла премьера проекта, восьмисерийный сериал, называется «Френдзона 2» на платформе Start.
Каждую неделю выходит по серии, вышло уже три и на этой неделе будет очередная. Всего в этой компании на разных этапах производства у нас около десяти проектов.
— Ну и насколько я понимаю, вы смотрите все серии?
— Да, я что-то смотрю ещё на стадии производства, даже на стадии съёмок кусочки. Хотя не вовлекаюсь в процесс, делаю ставку на специалистов. Стараюсь смотреть тогда, когда уже действительно готовый материал, чтобы по нему можно было действительно делать суждение. А вообще самое интересное — это смотреть как обычный зритель.
Направление, которое интересно мне как зрителю — это «Миллиарды» или «Наследники». Мне это поближе, потому что это про бизнес.
— Виктор Михайлович, а что ждать от кинофестиваля 2024 года? Уже хочется каких-то имён. Вот кто из артистов точно будет? Или из режиссёров?
— Интересный вопрос. Вот это огромный набор кандидатов (показывает на экране телефона - Ю.С.). Например, одно из направлений, это то, что 2024 год объявлен годом семьи, и мы хотим привезти на кинофестиваль семьи. Это либо это муж и жена, либо родителей и детей.
Ещё очень бы хотелось привезти актёров, которые могут быть очень желанными для Забайкалья. Мне кажется, что и в этом году мы как раз сделали такую программу, которая была бы наполнена смыслами, радостью, юмором и доставляла удовольствие.
На безлюдном перроне станции Волочаевка-I, где сразу две доминанты — водонапорная башня и огромный для маленького села железнодорожный вокзал с мозаикой, посвященной Гражданской войне, появляется группа людей разного возраста. Судя по флагам: коммунисты или ностальгирующие по советским временам, пришли возложить гвоздики к скульптурам партизана и солдата, установленные на перроне.
Я и сам так ездил с бабушкой, которая в начале 90-х работала на 68-ом военно-механическом заводе. От вокзала до сопки шли пешком, там, на вершине, где вновь открылся музей Волочаевской битвы, торжественные речи, а потом народные гуляния у подножия — обязательно с гармошкой, а мы — детвора и подростки — катались с этой самой сопки Июнь-Корань на ледянках.
Про поезд, вспомнили, конечно же, и организаторы «Волочаевских дней»: за пару недель до назначенной даты в пригородных электричках ходили волонтеры, одетые «как 100 лет назад» — в форме солдат НРА и работников почтовой станции, рассказывали о предстоящем фестивале, а вагоны были увешаны архивными фотографиями того периода.
«Наша мечта - совместно с РЖД реконструировать бронепоезд, хотя, конечно, это потребует значительных финансовых вложений», - поделилась планами пресс-секретарь фестиваля Татьяна Васильченко.
Сегодня на поезде в Волочаевку практически никто не приезжает, зато вся обочина федеральной трассы «Амур», которая проходит через село, уставлена машинами, навигатор показывает участок, как «красный», проезжающие дальнобойщики из западных регионов страны недоумевают — что здесь происходит? Для них это — «белое пятно» истории, мало кто знает, что Гражданская война в Советской России, на самом деле, закончилась не в Крыму, а здесь, на Дальнем Востоке, и не в 1920 году, а двумя годами позже.
Впрочем, об этом далеко и не все дальневосточники знают. Хотя, благодаря таким вот фестивалям, происходит определенный ликбез: взрослые вспоминают, что им рассказывали в их детстве, нынешнее поколение узнаёт, к примеру, что не было здесь «красных» — была Народно-революционная армия Дальневосточной республики.
— 6 «А»! Собираемся возле меня! — пытается созвать своих учеников молодой учитель истории.
— На экскурсию? — спрашиваю его.
— Что-то вроде «открытого «урока», — отвечает, улыбаясь. — Так точно что-то, да запомнят.
Судя по тому, сколько еще я встретил таких учителей и учеников, эта схема приглянулась многим школам.
Вообще, промо фестивалю устроили масштабное: волонтеры фестиваля прошлись практически по всем школам Хабаровска и ЕАО, рассказывая и о событиях столетней давности, и о предстоящем фестивале.
Лучше всего такая информация доносится через мастер-классы и всякого рода активности: всем желающим на входе на фестивальную площадку выдают путевой лист с указанием станций, которые необходимо пройти. Где-то придется чеканить строевой шаг, где-то пробежать по полосе препятствий или изучить азы штыкового боя. В другом месте — петь у костра марш дальневосточных партизан «По долинам и по взгорьям» или кидаться валенками (что-то новенькое!).
После прохождения всего маршрута участник получает деревянные рубли, за которые, к примеру, можно пострелять в тире из оружия СХП (стреляющее холостыми патронами). Стоит ли говорить, что в этой локации была самая длинная очередь из мальчишек. Вторым излюбленным местом у них стала та самая сопка Июнь-Корань — катиться с нее, что 30 лет назад, что сейчас — одно удовольствие.
Кульминацией фестиваля стала реконструкция одного из боев, который случился в феврале 1922 года (бои в Волочаевке и еще на протяжении 20 километров шли несколько дней). В этот раз организаторы выбрали бой, который бойцы НРА проиграли. Лично мне такой подход понравился — показывать историю с разных сторон.
«Любая гражданская война — это плохо, это братоубийство», — комментирует в микрофон происходящее на «поле боя» ведущий.
Расслышать комментатора получалось не всегда — в этом году поддержка Восточного военного округа была мощная как никогда — военные взяли на себя все пиротехнические вопросы. В итоге получилось оглушительно громко полным эффектом присутствия.
Вдруг на поле боя к белоповстанцам подкатили сани, запряженные лошадью — на позиции доставили пулемет. Такого, отмечаю я про себя, в прошлом году не было. Никита Кобзев, главный организатор фестиваля, рассказал, что лошадей в следующем году будет больше — показать атаку конницы.
«Сложность заключается в том, что животные непредсказуемо реагировали на выстрелы из исторического оружия и взрывы», — рассказала пресс-секретарь фестиваля Татьяна Васильченко.
Масштаб фестиваля растет с каждым годом: и по числу зрителей, и по числу участников. В этот раз, в Волочаевку приехали свыше 50 членов военно-исторических клубов из разных регионов ДФО, а также из Красноярска и Саратова. Зрителями стали по разным подсчетам от трех до пяти тысяч человек.
В Хабаровске прошел первый международный кинофестиваль «Золото Умальты», предвосхищающий выход весной одноименного истерна, сюжет которого построен на истории об украденном золоте в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.
Помимо основной цели кинофестиваля – популяризация и развитие художественного и документального кино на Дальнем Востоке, есть и сопутствующая – заманить в эти края туристов. Я, конечно, совсем не верю в то, что одна-единственная картина, пускай даже с Петром Деревянко, привлечет толпы туристов в Верхнебуреинский район, но на фестиваль все же отправился – была у меня еще одна цель: посмотреть якутское кино.
Кино с титрами
Летом 2007 года я впервые очутился в Якутске – друга перевели туда работать, и я решил прокатиться к нему в гости. В качестве некой «фишки» они с супругой повели меня в кинотеатр «Центральный» на фильм якутского производства про якутского парня в Якутске на якутском языке с русскими титрами. В полном зале только мы не были представителями народа саха…
Фильм был примитивный, но меня поразило, что актеров, которые в нем снимались, считали знаменитостями, в фойе продавался мерч с ними, да и сам факт забитого до отказа зала тоже о многом говорит.
К якутскому кино я вернулся, когда стали попадаться различные тизеры, а скандал с фильмом «Айта» только подогрел интерес. Но больше всего хотелось посмотреть картину «Не хороните меня без Ивана», ее как раз показывали во второй день фестиваля.
Фильм прекрасен! И костюмы, и сценарий, и актеры, и природа – от примитивного якутского кино образца 2007 года не осталось и следа. Как по мне, так команда выполнила главную задачу – показала северную республику во всей красе, подчеркнув национальный колорит и культуру. Да сделала это так, что захотелось посетить Якутию.
О феномене якутского кино мы уже рассказывали не раз. Похоже, киноиндустрия становится в республике все более и более значимой, а, значит, может приносить прибыль.
Конечно же, на кинофестивале хотелось пообщаться с коллегами, у которых, думаю схожие проблемы. Я, как автор нескольких документальных картин, среди которых «Волочаевские дни» и «От Тихого до Ледовитого», могу выделить несколько: где найти деньги на съемки и как заработать на документальном кино? Но, пожалуй, самый главный вопрос – как сделать, так, чтобы твое кино увидел зритель?
С одной стороны, ответ очевиден: необходимо вкладывать деньги в продвижение. Но порой это составляет до половины бюджета всей картины. Мне в свое время понравился ход Евгения Гришковца, который просто отправился вместе с картиной «Сатисфакция» по городам устраивать премьерные показы. Помню, мы тогда «клюнули» на присутствие Гришковца в зале и пошли смотреть фильм, а он сидел на соседнем ряду и вместе с нами смотрел картину.
Владимир Чебанов – известный хабаровский путешественник, один из авторов таких фильмов, как «Сказка о коротком лете», «Охотоморье: съемки на краю земли» и многих других, подтвердил мои предположения: снять – это полдела, донести снятое до зрителя – архисложная задача.
– Для того, чтобы показывать фильмы в кинотеатрах, необходимо, чтобы картина имела прокатное удостоверение. Это отдельная огромная работа, а на короткий фильм никто не будет оформлять монтажные листы, – делится Владимир Чебанов, – поэтому если говорить о документальном кино, то для таких маленьких работ можно создавать альманахи, чтобы создавать прокатные удостоверения на несколько работ сразу, а потом уже можно «крутить» их по одиночке.
Кстати, такая схема могла бы монетизировать труд местных «киношников»: к примеру, фильмы можно было бы показывать в музеях, а авторы получила ли бы свой процент от тех, кто пришел по «Пушкинской карте».
Еще один вариант «достучаться до зрителя» - возродить киноклубы и киножурналы, то есть показывать небольшие документальные работы перед демонстрацией «большого» фильма, такая практика широко применялась в СССР.
Совместное кино
За счет участия китайцев фестиваль «Золото Умальты», который проводили впервые, сразу стал международным. Коллег из КНР усадили за «круглый стол», чтобы обсудить возможность создания совместных проектов.
Вообще-то, подобный опыт уже был. Вспомните китайскую интерпретацию фильма «А зори здесь тихие», которую снимали в районе Хэйхэ. Декорации в виде русской деревни так и остались там и служат неплохой точкой притяжения для туристов. Но это у них, а что у нас?
Пять лет назад в Хабаровске китайцы снимали фильм «Синий поезд», действие которого происходит в советские времена. В качестве декораций подошли дома на Пятой площадке, где остались на фасаде мозаики советских времен, и еще пара локаций на окраине и в центре города. Вот только, судя по всему, проект не был реализован до конца. По крайней мере, в сети я его не нашел.
«Затащить» китайцев для съемок на Дальний Восток попытались и в этот раз – провели для них кинолокационный тур по Хабаровску, показав соборы и церкви, клуб «Авторетро-100», Дальневосточную государственную научную библиотеку и «Заимку», где после окончания советско-японской войны содержался под стражей последний император династии Цин – Пу И. Это, пожалуй, главный «козырь», который может привлечь китайских «киношников».
– Тот коллектив продюсеров, который был привезен из КНР, они ехали со своими мыслями. Ожидать, что завтра приедет «Макао пикчерз» с «голливудским» бюджетом и вдруг пригласит поснимать кого-то из местных – маловероятная история. Даже, если кто-то приедет, все эти деньги уйдут мимо местных кинопроизводителей. Корпорации на «мелочь» внимания не обращают, – размышляет Владимир Чебанов.
По его мнению, интересно продвижение дальневосточного кинопродукта на рынок в КНР и страны АТР.
– Наши работы могут быть интересны китайскому зрителю. Мы провели эксперимент: приезжал представитель частной компании, который занимается культурными связями между Россией и Китаем, и он предложил продать в КНР наши документальные фильмы. Мы решили попробовать, – делится Владимир Чебанов.
При этом он подчеркивает, что речь идет о фильмах «про природу».
– Можно было бы снимать исторические фильмы, но на практике политическая оценка одних и тех же событий, к примеру, второй мировой войны, сильно расходятся в России и Китае. Поэтому перспективы для китайского зрителя – природа, красоты Дальнего Востока. Это перспективное направление: и нам свое показывать, и им снимать у нас, – отметил Владимир Чебанов.
Разговоры – разговорами, но пока реальность такова, что фильмы, напрямую связанные с Дальним Востоком – «Золото Умальты» или восьмисерийная картина «Арсеньев» - с бюджетами в сотни миллионов, снимаются (за исключением редких сцен) в Карелии или на студии в Москве, оставив таким образом «за бортом» местных творцов.
Впрочем, глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов, пришедший на кинофестиваль, прямо заявил собравшимся, что «кина не будет, пока этого власть не захочет».
За несколько дней до дня «Д»...
«Четыре колонны из десятков гостей фестиваля выстроятся и с четырех углов площади двинутся друг другу навстречу, чтобы слиться посередине», – режиссер Александр Малханов из Улан–Удэ раскладывает на столе наброски. На его пассы руками можно смотреть долго – это красиво настолько, что кажется, он не объясняет план праздника, а колдует над листами бумаги, чтобы там появились и ожили картинки.
«Идти будут медленно, – продолжает Малханов, – понесут флаги и изображения родов. Каждый шаг – в аккорд песни «Гимн Чите», которую в этот момент на сцене будет исполнять Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»...
Даурия – это земля, родившая Чингисхана, с шумящими ковылём степями, качающими макушками в перелесках берёзами и тенистыми сосново-пихтовыми лесами. Это суровая земля, дети которой славились храбростью, решимостью и умением жить в мире с природой и ее законами. В ее честь и был назван фестиваль-конкурс культурного наследия, который в этом году проводится впервые.
Открылся конкурс 19 мая плановыми прослушиваниями. Только на очный его этап заявились больше тысячи человек – это они четырьмя колоннами пошли навстречу друг другу по площади Ленина. Всего же к вечеру 18 мая на очный и заочный этапы поступило больше 4 тысяч заявок из Белоруссии, Китая, Монголии, Республики Хакассия, Бурятии, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Барнаула, Белгорода, Красноярска и других городов – всего за гран-при в 100 тысяч рублей боролись представители 25 регионов России и зарубежья.
Рано утром передали снег. Жители Забайкальского края повздыхали: «Где весна–то», но с погодой не поспоришь. Других вариантов резко–континентальный климат не оставляет.
Над троллейбусами, маршрутками и легковыми автомобилями в пасмурном небе, то и дело сыпавшем холодными каплями, пролетел самолёт из Москвы, откуда до Читы – 6 часов лету.
В аэропорту выстроились артисты, готовые с песней пуститься в пляс, встречая гостей фестиваля – уроженца Забайкалья певца Дмитрия Ревякина и артистов известного в России этно-музыкального проекта Zventa Sventana Тину Кузнецову и Юрия Усачева.
Самолет сделал круг над городом – толпа в аэропорту колыхнулась к дверям в зал прилета – и улетел прочь. В Чите из–за погодных условий запретили посадку и самолет ушел на запасной аэродром в город Улан–Удэ в Бурятию. Онлайн–карта погоды показывала огромное бурое пятно непогоды, которое начиналось где–то между Красноярском и Иркутском.
«Погода нам устраивает такие же конкурсные испытания, что сейчас на двух площадках – в драматическом театре и в центре «Родина» – проходят наши артисты. Мы готовы ко всему. Творческие люди, люди культуры в любую погоду готовы делиться эмоциями и творчеством», – днём 19 мая одна из организаторов «Даурии» Олеся Петунина улыбалась в камеру, но только запись закончилась – стала серьезной, сосредоточенной и расстроенной.
К тому моменту возвращение самолета с артистами в Читу переносили трижды, стартовую пресс–конференцию с ними пришлось отменить, а на сцену петь «Гимн Чите» ансамбль «Забайкальские узоры» вышел без Дмитрия Ревякина, который в этот момент был на расстоянии полутора часов лёта от столицы Забайкалья.
Добраться до Читы артистам-гостям фестиваля удалось в середине ночи 20 мая.
Жара. Самая настоящая, почти летняя, прогревающая до самых косточек замерзших вчера забайкальцев, которые уже к полудню разомлели на солнце, забыв вчерашние осенние пуховики и нарядившись в легкие платья и футболки.
На площади Ленина развернулась шумная торговля предметами народного промысла: кто-то наливал тягучий, пахнущий знойной пасекой мёд, кто-то предлагал попробовать масло абрикосовой косточки холодного отжима, кто-то показывал покупателям технику плетения огромного подвесного кресла – рядом с уже готовым образцом.
Зоя Николаевна Кузьмина с мужем выставили стол, и полки, на которых расставили бессчетные лукошки, вазы и плошки, сплетённые из лозы.
«Вышли на пенсию, и надо было чем–то новым заниматься, себя увлечь. Особенно муж загорелся: посмотрел уроки, выучил технику заготовки лозы. Она лучше всего в междуречье, у дорог. Правда, в прошлом году во время ремонтов много в наших местах срезали – когда восстановится? А речная нет, плохая, ломкая сильно», – объясняет она.
Покупатели разбирают корзинки, думая, что вот–вот, всего–то через полтора–два месяца начнётся сезон грибов и ягод, и вот тогда–то пригодятся эти плетеные солнечно–легкие короба.
Сюда же на площадь Ленина, взрыкивая моторами, въезжают сотни байкеров – это участники мотоклубов из Могочи, Улан-Удэ, Монголии.
Мотосезон открыт, но почти все байкеры остаются на площади - начинается этно-подиум «Даурские сезоны» – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке показ народной моды.
«Модели народных костюмов для выступлений ансамбли часто скачивают из интернета, а там практически одни и те же модели. Именно поэтому совершенно разные коллективы оказываются так похожи друг на друга. А хочется, чтобы люди показали, что есть новые идеи и новые решения, чтобы вместо старых похожих костюмов появились особенные, – рассказывал на одной из первых встреч по организации «Даурии» режиссер Александр Малханов.
Вторым пунктом его плана по «Даурским сезонам» было желание показать, что одежду с народными элементами можно носить в повседневной жизни и что это будет не менее модно и красиво.Постепенно во весь центр площади выстраиваются два огромных хоровода – это и участники выступления, и обычные читинцы, поддержавшие акцию «НАрядись в НАродное». Как только на сцену под первые такты «Под горою мак» выходит Тина Кузнецова хороводы начинают кружиться, постепенно рассыпаяс ручейками по аллеям площади.
Где–то на последних аккордах рядом с площадью снова зарычали мотоциклы. Колонной подъезжают к сцене, и с первого спрыгивает министр культуры Ирина Левкович в чёрной кожаной куртке. Поднявшись на сцену она берёт в руки огромного деревянного орла: так начинается церемония закрытия фестиваля и объявление его победителей.
Орла в номинации «Учитель и ученик» вручили Наталье Рюмкиной и Василисе Немеровой из Читы.
Читинский детский ансамбль танца «Росинки» получил специальный приз от лидера группы «Калинов мост» Дмитрия Ревякина. Певец вручил представителю творческого коллектива огромную USB–колонку.
«Росинок» знаю с первой «Даурии», сразу стали любимцами», – признался Дмитрий Ревякин.
Полиэтничный коллектив в середине 80–х годов создал заслуженный деятель искусств России Виктор Китов. Артисты «Сувенира» дали более 500 концертов за рубежом, выступив в Швеции Австрии, Англии Франции, Турции, Венгрии, Германии, Канаде, Италии. Были они в Малайзии, США, Монголии, Польше и Румынии.
В конце 1990–х «Сибирский сувенир» по «нетворческим причинам», как говорится на сайте ансамбля, распался. Возродить его удалось только осенью 2016 года. Руководит коллективом его бывший артист, а сейчас известный композитор, аранжировщик, музыкант и педагог Олег Шаренда.
Сразу после награждения в краевой филармонии концерт дал коллектив Zventa Sventana. На следующий день, 21 мая, настал черёд сольника Дмитрия Ревякина.
«Мы пели, танцевали, смотрели и даже катались на байках, наряжались в народное, омывались святым дождем, загорали под палящим солнцем, подпевали Тине и группе «Калинов мост», учились у лучших и спорили с жюри. В общем, мы фестивалили. И это было здорового! «Даурия–2024» будет еще круче!» – написал Александр Малханов у себя на странице во «ВКонтакте» после завершения фестиваля.
Январь и февраль — особенные месяцы для всех жителей Сахалинской области, которые имеют хоть какое-то отношение к рыбалке. Именно на этот период в островном регионе приходится наважья путина. За бюджетной рыбой охотятся не только рыбопромышленники, но и любители, которые каждый день выезжают на замерзшие водоемы, чтобы пробурить заветную лунку и выудить хотя бы десяток хвостов. А финалом путины и частной ловли становится ежегодный фестиваль «Сахалинский лед», где уже команды островитян соревнуются в объемах и размерах улова. Редакция EastRussia узнала о том, как на Сахалине обстоят дела с добычей наваги в начале 2023 года.
Навага в Сахалинской области столь же любима и обожаема, как и корюшка. Традиционную для островной зимы рыбу жарят, тушат, сушат и коптят, маринуют по-корейски со специями и варят. Для любителей зимней ловли сам процесс добычи хвостов куда важнее, чем результат на обеденном столе. Сахалинцы, которые еще недавно выходили на лед ради «зубаря» (корюшки зубатки - наиболее крупного представителя корюшковых, отдельные особи могут достигать длины 40-36 см, массы 500-430 г – прим.ред.), теперь каждое утро бурят лунки на замерзшем припае, чтобы удить навагу. Именно для таких поклонников зимней рыбалки в островном регионе уже несколько лет кряду проходит фестиваль «Сахалинский лед», ставший туристическим брендом региона. На льду реки Найба в Долинском районе собираются сотни рыбаков, которые соревнуются в командах и сольно, добывая как можно больше наваги. Так выглядит «Рыбацкий биатлон» — истинно сахалинская спортивная дисциплина, где от удачного расположения лунки, правильной наживки и скорости зависит победа.
«Невероятный драйв и веселье — вот то, за чем стоит приезжать на этот фестиваль. Нигде я не встречал такой атмосферы, такого азарта в погоне за навагой, как тут, на Сахалине. Уже три года сюда приезжаю, чтобы бурить эти лунки, удить рыбу, поддерживать друзей, которые рядом со мной так же рыбачат. Участвую не ради приза, а ради этих эмоций», — поделился с EastRussia житель Владивостока Александр И.
«Сахалинский лед» — это традиция, которая дает участникам возможность сплотиться в любимом хобби, которое объединяет и нас, и наших ближайших соседей, и людей по всей стране. Я, конечно, говорю о рыбалке. Организаторам всегда радостно знакомиться с новыми командами, которые приезжают из других уголков нашей большой страны. Но не менее радостно видеть и постоянных участников нашего веселья на Найбе. Не так важно, опытный вы рыбак или же впервые берете в руки бур и удочку. Главная цель фестиваля — подарить людям радость, удовольствие и веселье. И я надеюсь, что решить эту задачу нам вновь удалось», — рассказала организатор фестиваля «Сахалинский лед» Любовь Стримжа.
Непременной частью фестиваля «Сахалинский лед» всегда становится конкурс на самую яркую команду.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Общий наградной фонд в этом году составил полмиллиона рублей, а главным трофеем стал снегоболотоход — его по итогам индивидуальной рыбалки получил житель Южно-Сахалинска Михаил Хан. Его команда «Удача» в этот раз получила медаль за первую пойманную рыбу, а сам островитянин уже становился победителем фестиваля в 2013 году.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На фоне триумфов любительского лова рыбопромышленникам региона тоже есть чем похвастать — ежегодная наважья путина показывает хорошие результаты. Залив Терпения в северо-западной части острова Сахалин — основная зона добычи этой рыбы. Предприятия, которые участвуют в путине, сгружают выловленные дары моря в порту Поронайска. Там происходит перевалка хвостов с сейнеров на открытые ледовые площадки. В январе и феврале в этой части островного региона довольно морозно — до -30 градусов, поэтому навага замораживается естественным способом за считанные мгновения. А для того, чтобы тушки промерзли равномерно, сгруженный улов перемешивают особыми граблями — из-за этого сахалинцы называют зимнюю навагу «ворошенкой».
Ворошенка - навага замороженная естественным путем
фото: Анастасия Красова / Sakh.online
После заморозки рыбу пакуют в мешки и развозят в районы, где она поступает в розничные магазины — от Охи до Южно-Сахалинска. Свежемороженая навага продается по социальной цене от 55 до 70 рублей за килограмм. Низкую стоимость удается сохранять благодаря региональному проекту «Доступная рыба». Помимо продажи, навагу отправляют и на акции бесплатной раздачи — ее безвозмездно привозят пожилым людям в том числе ветеранам, и малообеспеченным семьям.
«Благодаря поддержке правительства Сахалинской области рыбодобывающие предприятия могут отгружать рыбу по максимально доступным ценам, с минимальной надбавкой, для поставки населению. Проект “доступная рыба“ работает круглый год — в зависимости от сезона, граждане могут приобрести навагу и корюшку, мойву, селедку, лососевых, треску, камбалу. Наша задача — обеспечить людей дешевой свежей рыбой», — отметил министр по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко.
В 2023 году наважья путина на северо-западе Сахалинской области продлилась с 9 января по 7 февраля, чуть меньше календарного месяца. За это время местные рыбколхозы сумели добыть в заливе Терпения почти 4,4 тысячи тонн наваги — 98% от намеченного плана. Но ловля наваги не заканчивается: основное направление работы местных промышленников сместилось южнее. В 2023 году, по данным ученых, на Сахалине и Курилах прогнозный вылов этого вида рыбы должен составить около 16,9 тысячи тонн.