Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Yuri Kupriyanov: Yakut cinema is still ahead!

Today, cinema for Yakutia is the same brand as diamonds. Why has interest in Yakut cinema outside the republic so much increased in recent years, how does it "catch" the viewer? And what else will Yakut cinema delight fans with? EastRussia asked about this the Minister of Culture and Spiritual Development of the Republic of Sakha (Yakutia) - Yuri Kupriyanov

In February, the “Festival of Yakut Cinema” was held in Moscow with great success; in the middle of winter, Stepan Burnashev’s film “Black Snow” was released in limited Russian distribution, then “Scarecrow” by Dmitry Davydov, the triumphant film “Kinotavr-2020”, started in March international distribution of the thriller "Icchi" by Kostas Marsan. Yakut tapes are on the short list of the Nika award, on streaming services, critics are enthusiastic about them, and the audience is surprised ...

Yuri Kupriyanov: Yakut cinema is still ahead!
Photo: sakha.gov.ru
Special project Yakutsk Initiative

- How did such a flower “bloom” on the permafrost, how did this unique cultural phenomenon appear?

- Nothing happens for no reason. Yakut cinema did not appear today, it was just that earlier they knew about it only in Yakutia, but now it has gone beyond the borders of the republic.

The first Yakut ribbons appeared thanks to the guys who studied at VGIK in the late 80s - early 90s. Alexey Romanov, a 1987 graduate of VGIK, shot the first short film in the Yakut language, it was his thesis. Of course, our cinema also had Soviet roots and actors who played in Russian films, for example, Spartak Fedotov, you know him from the movie "Sniper Sakha". There were films of the Soviet period that were filmed on the territory of our republic - pictures of the adventure genre: stories about human survival in harsh conditions, about the search for gold, adventures in the taiga, and so on.


shooting of the film "Scarecrow" by D. Davydov

From my point of view, the birth of Yakut cinema happened when the viewer appeared. The phenomenon of Yakut cinema is that it speaks to the audience in the Yakut language. And it turned out that the films that our Yakut guys created suddenly became successful in terms of business. We invested 1,5 million rubles, received 3 million rubles. These are normal business indicators! Films began to be made quickly, in large numbers, and they began to pay off. Various authors, trends, genres appeared, and the first successes at the box office. Stepan Poryadin made the film "Agent Mambo", which still holds the highest collection level - 16 million rubles. Dmitry Davydov appeared with us, who worked as a teacher at the Amga secondary school. In 2016, he shot Bonfire in the Wind in 14 days - and this work has won many awards at international film festivals. And the last film by Dmitry Davydov - "Scarecrow" became the winner of the Russian Kinotavr in 2020.

In 2018, I worked in Moscow, in the Permanent Mission of Yakutia, and was once invited by a group of our guys with the participation of director Eduard Novikov and Dmitry Shadrin, the head of Sakhafilm: “In the evening, let's go, there will be an important event, today you will have the opportunity to say hello to Nikita Mikhalkov ". 


So, for the first time in my life, I walked the red carpet of the Moscow Film Festival. And he greeted Mikhalkov, of course. That evening we received our first George the Victorious, this is how the festival history of Yakutia began. Nobody expected ...

- You didn't expect it either?

- I did not know! And it so happened that I had to leave for another event even before the awards were presented ... And suddenly, around midnight at 12 pm, when I was already walking home, I was informed that the main prize of the festival had been won by Eduard Novikov's film Tsar Bird. It was a phenomenon! The next day we organized a meeting of the star brigade with the head of our republic, everyone considered the prize, took a photo - we must save our first George for the history! Hopefully the first, but not the last.

The wind blows into the sails of history, they say. Here the wind blew into the sails of the history of the development of Yakut cinema. Lyubov Borisova with her film "The sun does not set over me" the next year returned from the Moscow International Film Festival with the Audience Award. But it is very important and responsible to continue. After all, you can light up, and that's it: the star lit up and left. This did not happen. And then we already began to treat our cinema as a historical phenomenon that jumped out of the Sakha Republic.


shooting of the film "Scarecrow" by D. Davydov

A lot of people have appeared who are involved in the film industry. We don't have our own Hollywood yet, of course. But today the head of the republic, his entire team, we are all working to ensure that the cinema develops further. Every year, on behalf of the head of the republic, the Ministry of Finance allocates up to 80 million rubles to support the Yakut cinema.

- Is 80 million for 2021?

- This is the order of the head of the republic. In general, the industry is supported on an annual basis. At the end of 2020, we were able to conduct a pitching for 20 million rubles, despite the limited resources in the fight against the pandemic. The decisions are made by the commission, which includes representatives of the ministry, and real participants in the film industry, distributors. We identified several priority areas: animated films, debut films, documentaries, screen versions of works of Yakut literature. We have 7 winners in these groups, including directors whose names are already known to the general public, and those who are taking their first steps. This year we are also planning to hold a pitching, the guys are waiting.

Last year, part of the money was used to host our VI Yakutsk International Film Festival. Because of the pandemic, it went online, unfortunately ... But I am sure that it will develop, there are enthusiasts - Andrei Borisov, Irina Engelis - people who have already entered their names in golden letters in the history of the formation of the Yakut cinema and the Yakut festival.

Today we are thinking with colleagues about the format of the upcoming festivals.

- Will there be a Yakut festival this year? And when?

Yes, it will take place this fall. I hope that by this period the epidemiological situation will return to normal. We still have restrictions on the occupancy of halls in cinemas.

- Now a strategy for the development of the film industry is being developed in the republic. What will be the main accents in it?

In short, the next stage is the development of rental. Both Russian and international. We will support joint film production with Russian and foreign film companies, promotion of films at Russian and international film festivals and film markets.

We also want to build and properly equip our Yakut pavilion so that people come to the Sakhafilm pavilion on an excursion, like to other studios, like to Hollywood, why not?

- Have you heard the joke about the fact that there is Hollywood in America, Bollywood in India, and Sakhawood in Yakutia?

- I am for moving to the stars, dreaming more. And the fact that the Yakut cinema took place today makes it possible to dream! I happened to visit the huge China Film hangar facility. When I was there, an action movie with Jackie Chan and Arnold Schwarzenegger was being filmed, an unforgettable experience!

In Soviet times, the phrase was often repeated about the fact that the most important of all arts for us is cinema ... But cinema, indeed, educates and shapes both us and our worldview. There are films that we love, that touch, that we watch if we are in a bad mood or are preparing for an important meeting ...

- Under the concept of "Yakut film boom" today they mean fictional author's cinema. But there is also another industry that is rapidly developing all over the world - animation. It is no secret that in Yakutia, in general, they pay great attention to the development of creative industries, in particular, to the development of the IT industry. Will the republic take any steps in this direction, or will it focus exclusively on what is already good at it?

- There are already guys who are working on this. And we have already financed the first 2 animated films through our pitching. At the end of 2021, two animated films will be ready. There is a new generation growing up, our directors and cameramen - Misha Lukachevsky, Semyon Amanatov - came to me with such a bunch of proposals. New animated films are capable of a lot! This is a different world, a different perception, a different reality, it can give us the opportunity to look not at an actor who is similar to Vysotsky, but at Vysotsky himself, for example, who will "come to life" on the basis of old films or documentaries.

I am sure that our cinema still has everything ahead. The pandemic, of course, dealt a blow to attendance, we usually have tickets for Friday or Saturday always had to be bought in advance. But now the situation is returning to normal. I think that gradually everything will return, and we have to go to film trips with family, friends, people with whom we want to discuss some thoughts.

May 8: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Юрий Куприянов: у якутского кино все еще впереди!

Сегодня кино для Якутии такой же бренд, как алмазы. За счет чего в последние годы так вырос интерес к якутскому кино за пределами республики, чем оно «цепляет» зрителя? И чем еще порадует поклонников якутский кинематограф? Об этом EastRussia расспросила министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) – Юрия Куприянова

В феврале в Москве с большим успехом прошел «Фестиваль якутского кино», в середине зимы в ограниченный российский прокат вышла лента Степана Бурнашева «Черный снег», затем – «Пугало» Дмитрия Давыдова, фильм-триумфатор «Кинотавра-2020», в марте стартовал международный прокат триллера «Иччи» Костаса Марсана. Якутские ленты - в шорт-листе премии «Ника», на стриминговых сервисах, о них восторженно отзываются критики, с удивлением - зрители....

Юрий Куприянов: у якутского кино все еще впереди!
Фото: sakha.gov.ru

- Как на вечной мерзлоте «расцвел» такой цветок, как появился этот уникальный культурный феномен?

- Без причин ничего не случается. Якутское кино не сегодня появилось, просто раньше об этом знали только в Якутии, а сейчас оно вышло за границы республики.

Первые якутские ленты появились благодаря ребятам, которые учились в ВГИКе, в конце 80-х – начале 90-х годов. Алексей Романов, выпускник ВГИКа 1987 года, снял первую короткометражку на якутском языке, это была его дипломная работа. Конечно, были и советские корни у нашего кино и актеры, которые играли в отечественных кинофильмах, например, Спартак Федотов, вы его знаете по фильму «Снайпер саха». Были фильмы советского периода, которые снимались на территории нашей республики - картины приключенческого жанра: истории про выживание человека в суровых условиях, про поиски золота, приключения в тайге и так далее.


съемки фильма "Пугало" Д. Давыдова

С моей точки зрения, рождение якутского кино произошло тогда, когда появился зритель. Феномен якутского кино в том, что оно говорит со зрителями на якутском языке. И оказалось, что кинофильмы, которые наши якутские ребята создавали, вдруг стали успешными в плане бизнеса. Вложили 1,5 млн рублей, получили 3 млн рублей. Это же нормальные бизнес-показатели! Фильмы стали снимать быстро, в большом количестве, и они начали себя окупать. Появились разные авторы, направления, жанры, первые успехи в прокате. Степан Порядин снял фильм «Агент Мамбо», который до сих пор держит самую большую планку по сборам – 16 млн рублей. Появился у нас Дмитрий Давыдов, который работал учителем Амгинской средней школы. В 2016 он за 14 дней снял «Костер на ветру» - и эта работа получила множество призов на международных кинофестивалях. А последний фильм Дмитрия Давыдова - «Пугало» стал победителем российского Кинотавра 2020 года.

В 2018 годя я работал в Москве, в Постпредстве Якутии, и однажды был приглашен группой наших ребят с участием режиссера Эдуарда Новикова и Дмитрия Шадрина, руководителя «Сахафильма»: «Вечером пойдемте, будет важное мероприятие, у вас сегодня будем возможность поздороваться с Никитой Михалковым». 


Так я впервые в жизни прошелся по красной дорожке Московского кинофестиваля. И с Михалковым поздоровался, конечно же. В этот вечер мы получили своего первого Георгия Победоносца, так начиналась фестивальная история Якутии. Никто не ожидал…

- Вы тоже не ожидали?

- Я не знал! И так сложилось, что вынужден был еще до вручения наград уйти на другое мероприятие… И вдруг около полуночи в 12 вечера, когда уже шел домой, мне сообщили, что главный приз фестиваля завоевал фильм Эдуарда Новикова «Царь-птица». Это был феномен! На следующий день мы организовали встречу звездной бригады с главой нашей республики, все рассматривали приз, делали фото – надо же сохранить для истории первого нашего Георгия! Надеюсь, первого, но не последнего.

Ветер дует в паруса истории, говорят. Вот ветер подул в паруса истории развития якутского кино. Любовь Борисова со своим фильмом «Надо мною солнце не садится» на следующий год вернулась с ММКФ с призом зрительских симпатий. А ведь это очень важно и ответственно – продолжить. Ведь можно засветиться, и все: звезда зажглась и ушла. Этого не случилось. И тогда мы уже стали относиться к нашему кино как к историческому явлению, которое выскочило за рамки Республики Саха.


съемки фильма "Пугало" Д. Давыдова

Появилось множество людей, которые занимаются киноиндустрией. У нас пока нет своего Голливуда, конечно. Но сегодня глава республики, вся его команда, мы все работаем над тем, чтобы кино развивалось дальше. Ежегодно по поручению главы республики, министерство финансов выделяет до 80 млн рублей на поддержку якутского кино.

- 80 миллионов – это на 2021 год?

- Это поручение главы республики. Вообще, поддержка отрасли идет в ежегодном порядке. В конце 2020 года мы смогли провести питчинг на 20 млн. рублей, несмотря на ограниченность ресурсов в условиях борьбы с пандемией. Решения принимает комиссия, в нее входят и представители министерства, и реальные участники киноиндустрии, прокатчики. Выделили несколько приоритетных направлений: анимационное кино, дебютное, документальные фильмы, экранизация произведений якутской литературы. У нас 7 победителей в этих группах, в их числе - режиссеры, чьи имена уже известны широкой публике, и те, кто делает первые шаги. В этом году планируем также провести питчинг, ребята ждут.

В прошлом году часть денег использовали для проведения нашего VI Якутского международного кинофестиваля. Из-за пандемии он прошел онлайн, к сожалению…Но я уверен, что он будет развиваться, есть энтузиасты – Андрей Борисов, Ирина Энгелис – люди, которые вписали уже свои фамилии золотыми буквами в историю становления якутского кино и якутского фестиваля.

Сегодня мы думаем с коллегами над форматом проведения предстоящих фестивалей.

- В этом году будет якутский фестиваль? И когда?

Да, пройдет этой осенью. Надеюсь, к этому периоду эпидемиологическая ситуация нормализуется. У нас пока действуют ограничения по заполняемости залов в кинотеатрах.

- Сейчас в республике разрабатывается стратегия развития киноиндустрии. На чем в ней будут сделаны основные акценты?

Если вкратце, то следующий этап – это развитие проката. И российского, и международного. Будем поддерживать совместное кинопроизводство с российскими и зарубежными кинокомпаниями, продвижение фильмов на российские и международные кинофестивали, кинорынки.

Еще хотим соорудить и как следует оснастить наш якутский павильон, чтобы в павильон Сахафильма люди приходили на экскурсию, как на другие студии, как в Голливуд, почему нет?

- Вы слышали шутку про то, что в Америке есть Голливуд, в Индии – Болливуд, а в Якутии – Сахавуд?

- Я за то, чтобы двигаться к звездам, мечтать о большем. И то, что якутское кино сегодня состоялось, дает возможность мечтать! Мне довелось посетить огромное ангарное сооружение China Film. Когда я там был, там как раз снимался боевик с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером, незабываемые впечатления!

В советское время часто повторяли фразу про то, что важнейшим из всех искусств для нас является кино… А ведь кино, действительно, воспитывает и формирует и нас, и наше мировоззрение. Есть фильмы, которые мы любим, которые трогают, которые мы смотрим, если у нас плохое настроение или готовимся к важной встрече…

- Под понятием «якутский кинобум» сегодня имеют в виду игровое авторское кино. Но есть ведь и еще одна отрасль, которая бурно развивается во всем мире – анимация. Не секрет, что в Якутии вообще с большим вниманием относятся к развитию креативных индустрий, в частности, к развитию IT-отрасли. Будет ли республика предпринимать какие-то шаги в этом направлении или сосредоточится исключительно на том, что уже хорошо получается?

- Есть уже ребята, которые работают над этим. И первые 2 анимационных фильма мы уже профинансировали за счет нашего питчинга. В конце 2021 года два анимационных фильма будет готово. Есть новое поколение подрастающее, ко мне наши режиссеры и операторы - Миша Лукачевский, Семен Аманатов - приходили вот с такой кипой предложений. Новое анимационное кино способно на многое! Это уже другой мир, другое восприятие, другая реальность, оно способно подарить нам возможность смотреть воочию не на актера, который похож на Высоцкого, а на самого Высоцкого, например, который «оживет» на основе старых кинокартин или документальных.

Я уверен, что у нашего кино еще все впереди. Пандемия, конечно, нанесла удар по посещаемости, у нас обычно билеты на пятницу или в субботу всегда надо было покупать заранее. Но сейчас ситуация нормализуется. Думаю, что постепенно все вернется, и кинопоходы с семьей, друзьями, с людьми, с которыми хочется обсуждать какие-то мысли, они у нас впереди.

19 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика