Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
What is the secret of the filmmaker in Yakutia, found out EastRussia - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We speak the same language as the audience"

What is the secret of the film library in Yakutia, found out EastRussia

"We speak the same language as the audience"
Photo: Shot from the film "Fire in the Wind"
Recently, a lot has been said about the phenomenon of Yakut cinema. Yakutia today is almost the only Russian region in which its own distinctive cinema is developing rapidly. Although the creative personnel, money, people with a special education, rich patrons, good cinema equipment is clearly not more than anywhere else.

At a time when the capital's cinematographers complained about the crisis (both economic and creative, both on lack of funds and inattention to viewers), their Yakut colleagues produced 20 films a year. It is generally believed that the film library in the republic began in the middle of the 2000. And it has not been done so far. More than a dozen independent creative film associations are actively and fruitfully working in Yakutia. And this despite the fact that the entire population of the republic - only 964 thousand people, and mostly rural people. And the republican capital, Yakutsk, accounts for less than a third of the region's population.

At the same time, the period when local filmmakers shot "for themselves" was long over, they considered shooting as a hobby. Now Yakut films conquer the international audience. EastRussia already told about the film "His daughter" and the author of the painting Tatiana Everstova - this tape was a real discovery for the cinema in 2017 year.

And in the same year, another picture became sensational - "Bonfire in the Wind" by Dmitry Davydov. The director's debut tape from Yakutia was included in the 33 number of the best 2017 films of the year according to the Russian edition of the American magazine Esquire. This film was held at film festivals in Russia, Germany, Finland, Australia, South Korea, Canada, New Zealand, Norway, Latvia, Kazakhstan.

Of course, this success does not come to all the films that are filmed in Yakutia. However, every year in the country there are several extremely interesting works.
So what is the secret of the "Yakut film"? EastRussia talked about this with Yakut filmmakers.

EPOS, ARCTIC, LANGUAGE

Arguing about what became the reason for the cinema in the republic, the director, one of the leaders of the Yakut cinema club, Lyubov Borisova, says that the remoteness of Yakutia from the rest of the "cinema world" contributed to this paradoxically.

- Because of our territorial distance from the capitals, we were like on a desert island. Until now, we have not entered the largest rental movie networks - such as "Karo-film", for example, - says Lyubov Borisova. - But we have a lot of municipal cinemas, which are experimentally ready to show Yakut cinema. And this brings them money: viewers want to watch movies in their native language, built on the stories from their lives. In general, I would say that everything has coincided with us, everything has come together. In the second half of 1990, the republican film studio "Sakhafilm" opened, young guys who had just finished their studies came to work for it. They all "infected" their business. Now, not counting the "Sakhafilm", in Yakutia, at least 10 independent cinema associations work stably, although many make films on the technical basis of "SakhaFilm". But their ideas and money are just their own.

Lyubov Borisova adds: despite the fact that the local audience loves "their own" cinema, is focused on watching Yakut ribbons in theaters, this does not mean that filmmakers can relax. And the furor caused by Yakut ribbons in audiences of different countries, that's proof.

- The professional level of our cinematographers is not lower than, for example, Moscow, here we are in no way inferior to them. And the last year or two, when our tapes won at prestigious festivals, it is confirmed, - Lyubov Borisova believes. - At the same time, I can not say that the Yakut cinema has some special style, a unique film language. At us that neither a film - that experiment, each tape is removed as if for the first time.

With this point of view, Tatiana Everstova, the director, the scriptwriter, the producer of the film "His daughter" does not quite agree. She is sure that the secret of the attraction of Yakut cinema is in its special language, unique and original.

- Our people had before before been extremely developed traditions associated with the epic of Olonkho, including how it is customary to reproduce his legends. Sense after all is transferred not only through words, but also through images, - Tatyana Everstova speaks. "It's hard to imagine how in reality good and evil forces fight each other, but you can draw in your imagination what a man tells you, wandering from where from. And so, I think, in Yakut culture as a whole, such communication is very developed - at the level of subtle matter, through images, almost telepathic. And cinema like no other art can satisfy the need for such communication. The Yakut audience is uncomprehendable images in our films. That's why he loves them and understands them even more than unambiguous plot lines, on which many blockbusters are being built now.

GO AND REMOVE

There is one more amazing thing related to the development of cinema in Yakutia. Almost any person can try himself in the cinema. The profession is not important. And it's not about an amateur hobby, not about the desire to express yourself in your free time, but about real art. Tatiana Everstova, winner of several film festivals, an economist by education. Dmitry Davydov, the author of the movie "Fire in the Wind", is a village teacher. He still continues to work in the school in the Amginsky region of Yakutia.

- I was the director of the school, but now, after taking up the cinema, I switched to teaching in junior classes, - says Dmitry Davydov. - Actually, it all started with a school film crew: we with the guys came up with and made films. And then I decided to try my hand at this and left school for a while. Of course, I could not even imagine that my first film would have such a story, did not even think about it. The script was written by myself, I found people who were ready to work with me, although at that time I had no name and experience. By the way, in my film, not a single professional actor, only my fellow villagers was filming. The shooting ended quite quickly, for a month. It was 2014 year. But I finished the film only in 2016. Time was spent on technical issues related to the issue. And, of course, it required money.



On the issue of financing films coming out in Yakutia, it is worthwhile to dwell particularly. When it comes to investing in the film industry, astronomical figures come to mind. But all the interlocutors correspondent EastRussia called roughly the same cost of issuing a film in Yakutia - one million rubles. Sometimes a little more, sometimes a little less.

- Many guys expect to invest in the creation of the tape quite a bit of money (sometimes - to fold, how many can) and quickly recoup everything at the expense of hire. This is what happens, - says Tatiana Everstova.
- The budget of my first film, the very tape "Bonfire in the wind," was about one million rubles. These were my personal money, and I borrowed something. The budget of the second one will be more, but not too much, "adds Dmitry Davydov. - In general, such a budget is the norm for Yakut films. The guys agree with the sponsors or invest their own, the rental brings 11-12 million. So there are no financial problems for the Yakut cinema market. Maybe the federal film market has some problems periodically, And we have everything here well.

By the way, Dmitry continues to work in the school not only because of his love for the profession. He says: even for the first film, he did not pay off all his debts, so we need a constant, stable pay job - like at school, for example. And if you move to Moscow, it's still unclear how you will settle down. And to live after all in the capital for something you need to rent an apartment ...

- Generally, as a rule, author's films are shot only on the money of the authors, large investments in such tapes will not be repulsed, - says Lyubov Borisova. - Sponsors invest in the shooting in the expectation that the rental will bring them a profit, or at the rental will be placed their advertising. Sometimes for the support of the crew, this or that structure orders the film in addition. But in general, the investments are really very small.

Sometimes cinematographers manage to win grants - but their sizes are usually smaller than the amounts mentioned. In the republican budget for cinema support, about 5 million rubles a year is provided - and this money is distributed mainly between documentaries, which are removed by order of the regional government. The Federation does not support Yakut cinematographers at all. So the sources of funding for many years remain unchanged: the funds of sponsors, patrons, loans and personal savings.

TO LEAVE OR STAY

On some situations it is customary to say - "a double-edged sword". This applies to what is happening in the Yakutia film market. On the one hand, low-budget cinema is still popular with local viewers, and, obviously, this will continue. On the other - if not all, many filmmakers would like to go out to the all-Russian hire. But is this possible, if it is not again about isolated cases?

- The problem is that Yakut films are mostly in Yakutia and they are going, there is almost no exit in the national output, - says Tatiana Everstova. - I would like to go out, at least to just understand if the wide Russian audience has an interest in Yakut cinema. Those funds that we have, do not allow you to arrange rental at this level.

Borisov's love adds: it's not just about money, it's about the fact that most filmmakers are focused on the local audience, and they do not want to reorient themselves. Tastes and opinions of spectators are taken into account by local filmmakers at all stages - from preparation to shootings to shows. On the forums in social networks, both the already released films and those that are in the works are actively discussed. That is, most of the tapes are addressed not just to a well-studied audience, but in fact to specific people. On the one hand, it is almost a win-win option.

- On the other hand, everyone understands that if you invest money, it's necessary that they fend off. And in this case, without our main spectator, the Yakut audience, this can not be. At least, now, - says Lyubov Borisova.

But in the long run, I'm sure Dmitry Davydov, it all depends on the ambitions and aspirations of specific filmmakers.

- Yakut spectators love their cinema, because these are films about them. She heard her native language, learned the realities, familiar situations. Well, it's just nice that at home the cinema is so developed. And most of the authors continue to work for the local market, betting precisely on the fact that the popularity of their films with the local viewer is consistently high, "says Dmitry Davydov. - Personally, I would be interested to go beyond the regional rental. And I intend to shoot further, focusing specifically on this possibility. The script for my second film is ready, shooting will begin in the autumn. I do not know if professional actors will participate in this film. But for sure, it will be Yakut actors, and the shooting will take place in Yakutia. I want to see my whole world see my homeland.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Мы говорим на одном языке со зрителем»

В чем секрет кинобума в Якутии, выясняло EastRussia

«Мы говорим на одном языке со зрителем»
Фото: Кадр из фильма "Костер на ветру"
О феномене якутского кино в последнее время говорится много. Якутия сегодня едва ли не единственный российский регион, в котором бурно развивается свой, самобытный кинематограф. Хотя творческих кадров, денег, людей со специальным образованием, богатых меценатов, хорошей кинотехники здесь явно не больше, чем везде.

В то время, когда столичные кинематографисты жаловались на кризис (как экономический, так и творческий, как на нехватку средств, так и на невнимание зрителей), их якутские коллеги выпускали по 20 фильмов в год. Принято считать, что кинобум в республике начался в середине 2000-х. И не прошел до сих пор. Сейчас в Якутии активно и плодотворно работают более десятка независимых творческих кинообъединений. И это при том, что все население республики – всего 964 тысячи человек, и в основном это сельские жители. А на республиканскую столицу, Якутск, приходится меньше трети населения региона.

При этом давно закончился период, когда местные киношники снимали «для себя», воспринимали съемки как хобби. Сейчас якутские фильмы покоряют международную аудиторию. EastRussia уже рассказывало о фильме «Его дочь» и авторе картины Татьяне Эверстовой – эта лента оказалась настоящим открытием для кинематографа в 2017 году.

И в этом же году была показана еще одна ставшая сенсацией картина – «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова. Дебютная лента режиссера из Якутии вошла в число 33 лучших фильмов 2017 года по версии российского издания американского журнала Еsquire. Этот фильм прошел на кинофестивалях в России, Германии, Финляндии, Австралии, Южной Корее, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии, Латвии, Казахстане.

Конечно, такой успех приходит не ко всем фильмам, которые снимаются в Якутии. Однако каждый год в республике стабильно выходит несколько чрезвычайно интересных работ.
Так в чем же секрет «якутского киночуда»? EastRussia поговорило об этом с якутскими кинорежиссерами.

ЭПОС, АРКТИКА, ЯЗЫК

Рассуждая о том, что стало причиной кинобума в республике, режиссер, одна из руководителей якутского киноклуба Любовь Борисова говорит о том, что парадоксальным образом этому поспособствовала удаленность Якутии от всего остального «киномира».

– Из-за нашей территориальной удаленности от столиц мы оказались словно на необитаемом острове. До сих пор к нам так и не зашли крупнейшие прокатные киносети – такие, как «Каро-фильм», например, – рассказывает Любовь Борисова. – Зато у нас осталось много муниципальных кинотеатров, которые эксперимента ради готовы показывать якутское кино. И это приносит им деньги: зрители хотят смотреть фильмы на родном языке, построенные на сюжетах из их жизни. А вообще я сказала бы, что все у нас совпало, все сошлось. Во второй половине 1990-х открылась республиканская киностудия «Сахафильм», на нее приехали работать молодые ребята, только что отучившиеся. Они всех «заразили» своим делом. Сейчас, не считая «Сахафильма», в Якутии стабильно работают как минимум 10 независимых кинообъединений, хотя многие делают фильмы на технической базе «Сахафильма». Но идеи и деньги у них только свои.

Любовь Борисова добавляет: при всем том, что местный зритель любит «свое» кино, ориентирован на то, чтобы смотреть в кинотеатрах именно якутские ленты, это отнюдь не значит, что кинематографисты могут расслабиться. И фурор, вызванный якутскими лентами у аудиторий разных стран, тому доказательство.

– Профессиональный уровень наших кинематографистов не ниже, чем, например, московских, тут мы ни в чем им не уступаем. И последние год-два, когда наши ленты побеждали на престижных фестивалях, это подтверждают, – считает Любовь Борисова. – При этом я не могу сказать, что у якутского кино есть какая-то особая стилистика, уникальный киноязык. У нас что ни фильм – то эксперимент, каждая лента снимается словно впервые.

С этой точкой зрения не вполне согласна Татьяна Эверстова, режиссер, автор сценария, продюсер фильма «Его дочь». Она уверена, что секрет притягательности якутского кино именно в его особом языке, уникальном и самобытном.

– У нашего народа прежде были чрезвычайно развиты традиции, связанные с эпосом Олонхо, в том числе и с тем, как принято воспроизводить его сказания. Смысл ведь передается не только через слова, но и через образы, – говорит Татьяна Эверстова. – Трудно представить, как в реальности добрые и злые силы борются друг с другом, но можно в воображении дорисовать то, что рассказывает тебе человек, забредший невесть откуда. И вот, мне кажется, в якутской культуре в целом очень развито такое общение – на уровне тонких материй, через образы, почти телепатическое. А кино как никакое другое искусство способно удовлетворить потребность в таком общении. Якутскому зрителю понятны непростые образы в наших фильмах. Потому он их и любит и понимает даже в большей степени, чем однозначные сюжетные линии, на которых строятся сейчас многие блокбастеры.

ИДИ И СНИМАЙ

Есть еще одна удивительная вещь, связанная с развитием кино в Якутии. Попробовать себя в кинематографе может практически любой человек. Профессия не важна. И речь не о любительском увлечении, не о желании самовыразиться в свободное от работы время, а о настоящем искусстве. Татьяна Эверстова, обладательница призов нескольких кинофестивалей, по образованию экономист. Дмитрий Давыдов, автор фильма «Костер на ветру», – сельский учитель. Он и сейчас продолжает работать в школе в Амгинском улусе Якутии.

– Я был директором школы, но сейчас, после того как занялся кино, перешел на преподавание в младших классах, – рассказывает Дмитрий Давыдов. – Вообще-то все и началось со школьного кинокружка: мы с ребятами придумывали и снимали фильмы. А потом я решил попробовать свои силы в этом плане и на время ушел из школы. Конечно, не мог даже представить, что с моим первым фильмом случится такая история, даже не задумывался об этом. Сценарий написал сам, нашел людей, которые были готовы со мной работать, хотя тогда никакого имени и опыта у меня не было. Кстати, в моем фильме не снимался ни один профессиональный актер, только мои же односельчане. Съемки закончились довольно быстро, за месяц. Это был 2014 год. Но фильм я в итоге закончил только в 2016-м. Время ушло на решение технических вопросов, связанных с выпуском. Ну и, конечно, это потребовало денег.

На вопросе финансирования фильмов, выходящих в Якутии, стоит остановиться особо. Когда речь заходит о вложениях в киноидустрию, на ум приходят астрономические числа. Но все собеседники корреспондента EastRussia называли примерно одинаковую стоимость выпуска фильма в Якутии – один миллион рублей. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше.

– Многие ребята рассчитывают вложить в создание ленты совсем немного денег (иногда – скинуться, кто сколько может) и быстро окупить все за счет проката. Так и происходит, – говорит Татьяна Эверстова.
– Бюджет моего первого фильма, той самой ленты «Костер на ветру», был примерно миллион рублей. Это были и мои личные деньги, и занял я кое-что. Бюджет второго будет побольше, но не слишком существенно, – добавляет Дмитрий Давыдов. – Вообще такой бюджет – норма для якутских фильмов. Ребята договариваются со спонсорами или вкладывают свое, прокат приносит 11-12 миллионов. Так что никаких финансовых проблем у рынка якутского кино нет. Может быть, федеральный кинорынок какие-то проблемы периодически испытывает, А у нас здесь все хорошо.

К слову, Дмитрий продолжает работать в школе не только из любви к профессии. Он говорит: еще за первый фильм не со всеми долгами рассчитался, так что нужна постоянная, стабильно оплачиваемая работа – как в школе, например. А если переезжать в Москву, так там непонятно еще, как устроишься. А жить ведь в столице на что-то надо, квартиру снимать…

– Вообще, как правило, авторское кино снимается только на деньги авторов, большие вложения в такие ленты не отобьешь, – рассказывает Любовь Борисова. – Спонсоры вкладываются в съемки в расчете на то, что прокат принесет им прибыль, или же при прокате будет размещена их реклама. Иногда за поддержку съемочной группы та или иная структура дополнительно заказывает фильм про себя. Но в целом вложения, действительно, очень небольшие.

Иногда кинематографистам удается выигрывать гранты – но их размеры, как правило, меньше, чем упомянутые суммы. В республиканском бюджете на поддержку кино предусмотрено порядка 5 млн рублей в год – и эти деньги распределяются в основном между документалистами, которые снимают по заказу регионального правительства. Федерация не поддерживает якутских киношников вовсе. Так что источники финансирования много лет остаются неизменными: средства спонсоров, меценатов, займы и личные сбережения.
 
УЙТИ ИЛИ ОСТАТЬСЯ

О некоторых ситуациях принято говорить – «палка о двух концах». Это применимо и к тому, что происходит на якутском кинорынке. С одной стороны, малобюджетное кино по-прежнему популярно у местных зрителей, и, очевидно, так будет продолжаться и дальше. С другой – если не всем, то многим кинематографистам хотелось бы выйти и в общероссийский прокат. Но возможно ли это, если речь опять же не об единичных случаях?

– Проблема именно в том, что якутские фильмы в большинстве своем именно в Якутии и идут, в общенациональный прокат выхода практически нет, – говорит Татьяна Эверстова. – А хотелось бы выйти, хотя бы для того, чтобы просто понять, есть ли у широкой российской аудитории интерес к якутскому кино. Те средства, которыми мы располагаем, не позволяют организовать прокат на таком уровне.

Любовь Борисова добавляет: дело не только в деньгах, но и в том, что большинство кинематографистов ориентированы на местную аудиторию, и переориентироваться не хотят. Вкусы и мнения зрителей учитываются местными киношниками на всех этапах – от подготовки к съемкам до показов. На форумах в соцсетях активно обсуждаются как уже вышедшие фильмы, так и те, которые находятся в работе. То есть основная часть лент адресована не просто хорошо изученной аудитории, но фактически конкретным людям. С одной стороны, это почти беспроигрышный вариант.

– С другой стороны, все понимают, что если уж вкладывать деньги, так надо, чтобы они отбились. И в данном случае без нашего главного зрителя, якутской аудитории, этого и быть не может. По крайней мере, сейчас, – говорит Любовь Борисова.

Но в конечном счете, уверен Дмитрий Давыдов, все зависит от амбиций и устремлений конкретных кинематографистов.

– Якутские зрители любят свое кино, потому что это фильмы про них. Она слышат родной язык, узнают реалии, знакомые ситуации. Ну и просто приятно, что на родине кинематограф столь развит. И большинство авторов продолжают работать для местного рынка, делая ставку именно на то, что популярность их фильмов у местного зрителя стабильно высока, – говорит Дмитрий Давыдов. – Лично мне интересно было бы выйти за пределы регионального проката. И я намерен снимать дальше, ориентируясь именно на такую возможность. Сценарий моего второго фильма уже готов, съемки начнутся осенью. Не знаю, будут ли в этом фильме участвовать профессиональные актеры. Но точно, что это будут якутские актеры, и съемки пройдут в Якутии. Хочу при этом, чтобы мою родину увидел весь мир.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow