Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

In pursuit of time

The film of the Yakut director Tatyana Everstova became an event of the year in the cinema

Now much is said about the "phenomenon of Yakut cinema", its unprecedented heyday. And the truth is that in the republic the hobby for film art is actually a mass character, one after the other there are tapes that are of interest to local audiences almost as big as Western blockbusters. And yet on the tops rise units. One of them is Tatiana Everstova, the author of the film "His daughter", who became the film-opening of the last year. "I'm trying to catch up with him, although it's not easy." The first film was about 1970, I'm finishing the 80-X now, so I'll try to understand them, "says Tatiana Everstova in an interview with EastRussia for the project "Unsuccessful".

In pursuit of time
Photo: courtesy of Tatyana Everstova

The first full-length film Everstova "His daughter" - an autobiographical drama, completed in 2016 and released on screens in 2017 year - was an opening for Russian and world cinema. Tatiana worked on the film both as a director, as a screenwriter, and as a producer. The story of a small village girl won not only the audience, but also the jury of several film festivals, where the tape received the main prizes. Shortly after the release, the film "His daughter" received the Grand Prix of the "Window to Europe" festival in Vyborg, then became the winner in two nominations of the Ural Open Film Festival. The film was seen by viewers of film festivals in Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, European and Asian film forums ... Now filmmakers marked with Oscar and Cesar are ready to work with Tatiana Everstova, the author of the film.

But Tatiana is not a professional film director, and she has no special education. She studied economics. And she was born in a small village of Mayagas in the Ust-Aldansky district of Yakutia.



- I have always been fond of movies. But his first work - it was not even a short film, but something like a clip, a mini-movie - made by accident. I never thought that I would aim for serious direction. I and creativity allowed myself to do it after the children grew up, - says Tatiana. - Then in Yakutia the boom of cinema just started, and I joined one creative collective. And now our group had to go to another region, to shoot this mini-film. And the director who was supposed to work on him, for some reason did not appear. Then Innokenty Ammosov, cameraman, chairman of the Union of Cinematographers of Yakutia, who also took part in those shootings, said to me: "Tatiana, try it yourself."

Tatiana came up with a script for this little movie. And, as she confesses, "in the depths of her soul she was already a director." Imagine how this mini-film should be, constantly called the director - they say, it would be so good to do so. But it's one thing to shoot a film in the imagination, the other in practice.

- I was very nervous. I knew perfectly well how everything should be. Explained to the actors what heroes should do, what plan the operator should take. And no one understood me, because everything was only in my head. There is no clear script, no storyboards. Nevertheless, we somehow managed to finish this sketch. And on the second same mini-film, Innokenty Ivanovich told me: "Do you know, please, write something, at least in brief, what and how it should look like. Let's work in an adult way so everyone understands what you want. "

After that, there were a few more mini-films, very short (there were only six of them, Tatiana calls them clips). Then - two short films. With one of them, the painting "Apocalypse", Everstova went to the Cannes Film Festival. The film drew attention. Tatyana met with French colleagues, and several of them agreed to work on her first feature film (in particular, the cameramen Vesley Mrozinski and Fred Valle). This film also was "His daughter".

- The idea of ​​the film appeared for me a very long time. And I started shooting in 2010 year. I took off the tape for two months, but the subsequent work and waiting took six years. I did everything on my own money. At us in Yakutia all on the money remove, then from hire means repuls. Many people then thought that I was working slowly, artificially dragging out the process in order, so to speak, to savor it, - says Tatiana Everstova. "But it's not." It's just that many people make movies, and we had a low-budget film, all on personal agreements. Someone undertook to work and tossed, promised, but did not do it. Who was I then? Some woman without a name, which is why she wants something from all. In addition, then in Yakutia, a lot of films were shot, I was helped only by those who took time out. Yes, there were specialists from France, but they were also busy ...



Tatiana says: it was very difficult to work with the little actress Sveta Portnyagina. The director compares shooting with children with attempts to agree with the weather: you never guess what will be the mood of nature in a minute. In general, when the film was finished, Tatiana for a while thought that she would not approach the cinema: the process was too complicated and tense.

However, the doubts turned out to be temporary. Now Tatyana Everstova is finishing her second film, "Closing". This story is no longer a little girl, but 17-year-old girl. The time of action is the beginning of 1980 years. And autobiographical motifs in the tape, too. In the plans and the third project. It is already known that it will be financed, including the republican government.

"His daughter" critics often compared to Japanese cinema. And I myself always said that its roots are in our Yakut epic Olonkho: I would say that the narrative in it goes not so much through words as through images. This is also my first film. And in the "Closure" of unspoken things will be less, it is in a sense easier, - says Tatiana Everstova. - He shot my money and the means of patrons: now I have a name - they meet me halfway. I tried to get funding from the Ministry of Culture for him - failed. Now I think: for the better. Without unnecessary formalities and delays, the picture was completed quite quickly, in just six months. But I'm not yet ready to talk specifically about the plans for his hire, the time of the premiere. Cinema in fact such thing - suddenly the tape people will not like? I'm all wondering how they work there in Hollywood - they did not start shooting yet, but it's already decided when and where the first session. Well, probably, if you deal with big producers and big money, you can imagine that. Meanwhile, I do not plan anything further than one week.

With Hollywood money, Tatiana does not really work yet. But with world-class experts - yes. Now in the studios of "Mosfilm" she finishes work on the sound, color correction of the new film. And help her, for example, Alexei Lebeshev - the son of the famous operator Pavel Lebeshev, the Hollywood sound engineer Harry Bourgeois - the owner of the Oscars. Composers - Zhiri Eger, marked by the main French film award "Cesar" (he collaborated with Tatiana and "His daughter"), and Ilya Zudin, the soloist of the group "Dynamite".

As Tatyana tells, for Western colleagues, work on "Closure" is not a possibility of earning, but a manifestation of professional solidarity, support for low-budget cinema.



Tatyana Everstova herself never thought about leaving forever from Yakutia.

- To go to work in Europe or America would be interesting. But to leave forever - so for me the question never stood. I am inspired and nurtured by my homeland, people who live next to me. Here I look at a man, an occasional passer-by who with some kind of string bag is hurrying to his family - my heart is melting. Where will I go from here? My dream is to create my own special cinema world. Do not just reproduce what was, and build your own universe, you know? Here Tarkovsky had his own world ... For the time being I'm catching up to the time.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В погоне за временем

Фильм якутского режиссера Татьяны Эверстовой стал событием года в кинематографе

Сейчас много говорится о «феномене якутского кино», его небывалом расцвете. И правда: в республике увлечение киноискусством носит фактически массовый характер, один за другим создаются ленты, которые у местных зрителей вызывают интерес едва ли не больший, чем западные блокбастеры. И все же на вершины поднимаются единицы. Одна из них – Татьяна Эверстова, автор фильма «Его дочь», ставшего кинооткрытием прошлого года. "Я гонюсь за временем. Стараюсь его догнать, хотя это и непросто. Первый фильм сняла про 1970-е. Сейчас заканчиваю про начало 80-х. Так дойду и до наших дней, постараюсь их осмыслить", – говорит Татьяна Эверстова в интервью EastRussia для проекта «Неуехавшие».

В погоне за временем
Фото: предоставлены Татьяной Эверстовой

Первый же полнометражный фильм Эверстовой «Его дочь» – автобиографическая драма, законченная в 2016-м и вышедшая на экраны в 2017 году, – стала открытием для российского и мирового кинематографа. Татьяна работала над фильмом и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер. История маленькой деревенской девочки покорила не только зрителей, но и жюри нескольких кинофестивалей, где лента получила главные призы. Вскоре после выхода фильм «Его дочь» получил Гран-при фестиваля «Окно в Европу» в Выборге, затем стал победителем в двух номинациях Уральского открытого кинофестивался. Фильм увидели зрители кинофестивалей в Москве, Питере, Екатеринбурге, европейских и азиатских кинофорумов… Сейчас с Татьяной Эверстовой, автором фильма, готовы работать кинематографисты, отмеченные «Оскаром» и «Сезаром».

А ведь Татьяна не профессиональный кинорежиссер, и специального образования у нее нет. Она училась на экономиста. А родилась в маленьком селе Майагас Усть-Алданского района Якутии.



– Я всегда увлекалась кино. Но свою первую работу – это была даже не короткометражка, а что-то вроде клипа, мини-фильма – сделала случайно. Никогда и не думала, что замахнусь на серьезную режиссуру. Я и творчеством позволила себе заняться уже после того, как дети выросли, – рассказывает Татьяна. – Тогда в Якутии как раз начинался бум кино, и я влилась в один творческий коллектив. И вот нашей группе надо было ехать в другой район, снимать этот мини-фильм. А режиссер, который над ним должен был работать, по каким-то причинам не явился. Тогда Иннокентий Аммосов, кинооператор, председатель Союза кинематографистов Якутии, который тоже участвовал в тех съемках, мне сказал: «Татьяна, а попробуй-ка ты сама».

Татьяна придумывала сценарий для этой маленькой кинозарисовки. И, как она признается, «в глубине души уже была режиссером». Представляла себе, каким должен быть этот мини-фильм, постоянно названивала режиссеру – мол, так и так хорошо бы сделать. Но одно дело – снимать фильм в воображении, другое – на практике.

– Я очень волновалась. Я прекрасно представляла себе, как всё должно быть. Объясняла актерам, что герои должны делать, какой план должен взять оператор. А меня никто не понимал, потому что все было только в моей голове. Ни внятного сценария нет, ни раскадровки. Тем не менее эту зарисовку мы как-то умудрились доделать. А на втором таком же мини-фильме Иннокентий Иванович мне сказал: «Знаешь, ты уж, пожалуйста, напиши что-нибудь, хотя бы вкратце, что и как должно выглядеть. Давай работать по-взрослому, чтобы все понимали, чего ты хочешь».

После этого было еще несколько мини-фильмов, совсем коротких (всего их вышло шесть, Татьяна называет их клипами). Потом – две короткометражных ленты. С одной из них, картиной «Апокалипсис», Эверстова съездила на Каннский кинофестиваль. На фильм обратили внимание. Татьяна познакомилась с французскими коллегами, и несколько из них согласились работать на ее первом полнометражном фильме (в частности, операторы Веслей Мрозински и Фред Валле). Этим фильмом и была «Его дочь».

– Замысел фильма появился у меня очень давно. А съемки я начала в 2010 году. Сняла ленту за два месяца, но последующая работа и ожидание заняли шесть лет. Все делала на свои деньги. У нас в Якутии все на свои деньги снимают, потом с проката средства отбиваются. Многие тогда думали, что я медленно работаю, искусственно затягиваю процесс, чтобы, так сказать, посмаковать его, – рассказывает Татьяна Эверстова. – Но это не так. Просто кино делают многие люди, а у нас был малобюджетный фильм, все на личных договоренностях. Кто-то брался работать и бросал, обещал, но недоделывал. Кто я была тогда такая? Какая-то женщина без имени, которая почему от всех чего-то хочет. К тому же тогда у нас в Якутии очень много фильмов снималось, мне помогали только те, кто выкраивал время. Да, были специалисты из Франции, но и они были заняты...



Татьяна рассказывает: очень сложно было работать с маленькой актрисой Светой Портнягиной. Режиссер сравнивает съемки с детьми с попытками договориться с погодой: никогда не угадаешь, какое будет настроение у природы через минуту. Вообще, когда фильм был закончен, Татьяна какое-то время думала, что больше к кино не подступится: слишком сложным и напряженным оказался этот процесс.

Однако сомнения оказались временными. Сейчас Татьяна Эверстова заканчивает свой второй фильм, «Замыкание». Это история уже не маленькой девочки, а 17-летней девушки. Время действия – начало 1980 годов. И автобиографические мотивы в ленте тоже есть. В планах и третий проект. Уже известно, что его будет финансировать в том числе и республиканское правительство.

– «Его дочь» критики часто сравнивали с японским кино. А я сама всегда говорила, что корни его – в нашем якутском эпосе Олонхо: я бы сказала, что повествование в нем идет не столько через слова, сколько через образы. Таков и мой первый фильм. А в «Замыкании» недосказанных вещей будет меньше, он в определенном смысле проще, – говорит Татьяна Эверстова. – Снимался он на мои деньги и средства меценатов: сейчас имя у меня есть – мне идут навстречу. Я пыталась получить финансирование от Минкульта на него – не удалось. Сейчас думаю: к лучшему. Без лишних формальностей и проволочек удалось картину закончить довольно быстро, всего за полгода. Но говорить конкретно о планах по его прокату, времени премьеры я пока не готова. Кино ведь такая вещь – вдруг лента людям не понравится? Я все удивляюсь: как они там в Голливуде работают – еще снимать не начали, а уже решено, когда и где первый сеанс. Ну, наверное, если иметь дело с большими продюсерами и большими деньгами, можно себе и такое представить. Пока же я ничего дальше одной недели не загадываю.

С голливудскими деньгами Татьяна действительно пока не работает. А вот со специалистами мирового уровня – да. Сейчас в студиях «Мосфильма» она заканчивает работу над звуком, цветовой коррекцией нового фильма. И помогают ей, например, Алексей Лебешев – сын знаменитого оператора Павла Лебешева, голливудский звукорежиссер Гарри Буржуа – обладатель «Оскаров». Композиторы – Жири Эгер, отмеченный главной французской кинопремией «Сезар» (он сотрудничал с Татьяной и на «Его дочери»), и Илья Зудин, солист группы «Динамит».

Как рассказывает Татьяна, для западных коллег работа над «Замыканием» – это не возможность заработка, а проявление профессиональной солидарности, поддержка малобюджетного кино.



Сама Татьяна Эверстова никогда не думала о том, чтобы навсегда уехать из Якутии.

– Съездить поработать в Европу или Америку было бы интересно. Но чтобы уехать навсегда – так для меня никогда вопрос не стоял. Меня вдохновляют и подпитывают моя родина, люди, которые живут рядом со мной. Вот смотрю я на человека, случайного прохожего, который с какой-то авоськой торопится к своей семье – у меня сердце тает. Куда же я отсюда уеду? Моя мечта – создать свой особенный киномир. Не просто воспроизводить то, что было, а построить собственную вселенную, понимаете? Вот у Тарковского был свой мир… Пока же я догоняю время.