Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Sergey Kachaev: what conditions need to be created for the arrival of investments in the Far East - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We are waiting for concrete actions"

Sergey Kachaev, Deputy Minister for the Development of the Far East

Sergey Kachaev, Deputy Minister for Development of the Far East, told EastRussia what conditions should be created for the arrival of investments and what is the role of the ministry in shaping the demographic policy in the region.

"We are waiting for concrete actions"

- Sergey Valerevich, recently in Khabarovsk, under the auspices of the Ministry of Vostochnostok, the conference "Demographic Development of the Far East" was held. There are a lot of discussions about the future of the Far Eastern regions of Russia. The Ministry itself experts often reproached for the non-systematic approach and the absence of a thoughtful "eastern policy" in general and demographic policy in the Far East in particular. What, in your opinion, is the role of the ministry and how will it be coordinated with other authorities in the process of developing such a policy?

- Politics is a common strategy of all state authorities and regions of state administration, that is, a certain general paradigm. In this sense, a single ministry or department can not devise a thought-out policy alone. Exactly at this point, it will cease to be a strategy, and will become a one-sided approach only at the tactical level.

Minvostokrazvitiya in this case assumes the role of an organizer and, if you want, a moderator who is able to link the interests of federal authorities and many other structures, to concentrate on a particular territory all the resources, tools and opportunities for implementing common goals. And the priorities themselves must be delineated so that they meet the interests of the development of the entire Far East and Russia as a whole, and not of some separate (even powerful and influential) structures or institutions. So we understand our role. In addition, cases are not created "in words". Any programs and goals must necessarily be recorded and tracked each stage of the implementation of the intended tasks. Otherwise, everything will simply go to the sand, as has happened many times.

- And what role in the demographic policy do you assign to the regions? Will it not be so, that in Moscow again "everyone has already decided for them". Do they have freedom of choice and room for maneuver?

- Freedom is good when you have money and personnel with it. But with all this in the Far Eastern regions is difficult. Their capacity is enough to maintain the existing situation. Any crisis or recession immediately leads to negative consequences. So, for example, occurs in Chukotka. Among 50, thousands of its inhabitants are about 2,5 thousand. They are waiting for the moment when they can return to the mainland. Just now they have nowhere to go. There are similar “frozen” problems in many other Far Eastern territories. The regional authorities can somehow react and smooth over problems, but joint efforts of the federal center, regions and municipalities, the public and business are needed to make a breakthrough and start a priority development.

In this respect, it seems to me reasonable position, for example, Sberbank and many other large business players interested in retaining cadres. These companies in the Far East are socially responsible businesses, implementing special programs of personnel policy.

Developing the concept of migration and demographic policy, we must go in a synergetic direction, including maximizing the use of business structures in all development programs of the region.

- And at what stage is this development now located? Is it possible to even outline some key guidelines-the sum of the program costs, the estimated population of the Far East (it was said about its increase by 1 million people to 2025 or 2030 year), and so on?

- There is no program covering the period before 2025. It is not accepted and is not even being reviewed. An initial project was created, which is now frozen. More or less definitely, we can only talk about plans before 2018 of the year - for this time the goals and objectives have been set, the amount of funding has been established. Now we have to find tools for planning to be carried out for a more distant future. This requires financial resources and strategy - in fact, this is our current work today.

The figures you are asking about are a rather conventional thing. According to the most optimistic forecasts, the population of the Far East in the coming years will remain at the existing level - 6,2 million people. All other scenarios assume a decrease in the number of residents of the Far Eastern Federal District. At present, there are no ready-made recipes that would help to solve the demographic problem cardinally here, although there are good proposals, in particular, measures to reduce mortality from extreme causes, alcoholism, accidents, etc. But even they will increase the population by 2030 year Maximum to 6,4 - 6,5 million, not more. Measures that would give impetus to radical changes in the demographic situation in the Far East, to discuss and take is yet to be. But the main one is to stimulate migration.

The main condition for attracting people to the Far East is to improve the quality of life. These include new and well-paid jobs. To achieve this goal, all projects that we are now engaged in are aimed. Now there is a creation of territories of advanced development, state support of significant investment projects is being carried out, a project is being developed to create the Free Port of Vladivostok, conditions are being created for the development of small and medium-sized businesses and much more. There will be many applicants for jobs with high wages, specialists will start coming to the Far East, with them a new social infrastructure will be created on the ground.

- But is there no risk that jobs will be created, and the local population will not be able to occupy them because of lack of competencies, lack of qualifications or other reasons? Then the investor will bring the cadres with him - the next temporary workers and shift workers, and the local population, in fact, will increase the percentage of unemployed?

- There is always a risk. Especially if you do not engage in advance demographic policy and let everything take its course. Our task is to work in advance. We already know roughly what projects and in which sectors Russian investors intend to implement in the Far East. Taking into account the characteristics of these investment projects, it is necessary together with the regions and investors to understand how to form staffing, primarily at the expense of the local workforce, how to improve the qualifications of regional specialists and their level of education. It is impossible to deal only with TOR in isolation from the social situation.

It is clear that an investor can not be forced to hire people who do not meet his requirements for the competence of cadres. We need to negotiate, enter into a dialogue, find mutually beneficial solutions, form a personnel reserve, attract specialists from other regions. We give the investor cheap land, we connect for free to the infrastructure, we establish normal and competitive tariffs in comparison with other countries of the Asia-Pacific region - but this is not enough. It is necessary to ensure the availability of quality human resources at the appropriate level. This is a lot of time-consuming work. Now high demands on professionals. Investors do not have time to train a large number of specialists, we need ready-made personnel. This is a definite challenge for us and the regions. Of course, the staff is not easy to grow. But this only means that this problem needs to be dealt with more and more seriously than with all the others.



- As you know, the Ministry of Finance is now reducing the allocation of funds for all state programs at 10%. The program for the development of the Far East and the Baikal Region will receive even less financing this year due to the fact that the project and estimate documentation was not prepared in time for a part of the projects. The money will now be lost permanently, or is there a chance that they will still be received when the documents are properly prepared?

- The President instructed to consider the possibility of reimbursing the funding, unused this year, in the following 2-3 years. We are now preparing relevant proposals to the Ministry of Finance, these documents justified the restoration of such transfers of funds in 2016-2018 years.

–Why did such a slowdown in financing happen at all?

- The development and submission of applications for the financing of projects can be carried out at several levels: regions, federal authorities, their subordinate structures or relevant companies. Without a complete set of design estimates, applications are not accepted, this is the main requirement for starting their consideration. There are many reasons for the reduction of funding, but the main one is the incorrect organization of work on drafting projects. Although for the future this is a lucid lesson.

- As is known, since last year a circle of the most promising investment projects in the Far East has been determined. Which of them, in your opinion, promise the greatest return?

- Implementation of investment projects in the Far East is possible in several directions. For example, this participation as a resident of the territory of socio-economic development. The creation of nine TORs in different regions of the FEFD is now approved.

Also at the governmental level, there is support for investment projects that contribute to the development of the Far East. Subcommittee on the implementation of investment projects in the Far East selected 6 investment projects. Preparations are under way to finance them. If everything goes according to plan, from July to August, the projects will be financed. There are more applications besides these six. On them while the design-budget documentation and other obligatory papers is finished. But, in fact, the pipeline has already been launched and, I hope, will work without interruptions. There are no restrictions on the number of projects, only the total amount of funds that can be allocated for the year is recorded. We also look forward to the restoration of funding under previous projects - at the expense of these funds, something will be possible to allocate for new ventures.

These six approved projects are the construction of a mining and metallurgical combine for the extraction and processing of Ozernovskoye ore in Kamchatka, a gold mining project in the Selemginsky area in the Amur region, two projects in the Khabarovsk Territory: a transshipment complex for transshipping coal in the Vanino seaport and development Coal deposit, and two projects in Yakutia: the construction of the mining and processing complex "Ignalina" and the first stage of the Taiga Mining and Processing Combine.

Another promising opportunity for the implementation of investment projects is within the framework of the free port in Vladivostok. The relevant bills have been submitted by the Government to the chambers of the Federal Assembly.

- What you are talking about requires tremendous organizational, sometimes purely routine bureaucratic work, coordination, and expertise. What role should the Far Eastern Development Corporation being created now play? Will it not duplicate the functions of the Investment Promotion Agency and the Development Fund for the Far East?

- The tasks of the three structures are different. The agency is looking for investors, attracting them to the territory of the Far Eastern Federal District, and presenting sites in the form of TOP. In other words, it accompanies investors at the earliest stage when they only decide to invest in the economy of the Far East. Development Fund is a financial structure that selects, analyzes, prepares projects and invests in them. With the Agency, they do not intersect, but only complement each other. As for the Development Corporation, it is a management company, which may have a number of subsidiaries to work on specific TOPs.

- The center and regions will have to finance the TOP on the principle of "50 on 50". The regions are already investing in the development of the infrastructure of such territories. Most likely, they will not have enough money: the law was adopted after the budgets of this year were formed. Next year, budgets will obviously become smaller - a crisis. Where will the regions take the missing funds? Is it possible in this case, an individual approach?

- The rule "50 on 50" remains in force. But in order to ease the burden on the regions, we are ready to postpone their obligations for the current year's investments to 2017-2018. Or to create now an infrastructure at the expense of the federal center, and further to develop on regional means. The waste is thus transferred to a later date. While all regions are in the same position - but if an individual approach is required, we can not do without it, naturally.

- You were in Japan, where you participated in an investment forum. During the meeting, a number of documents were signed. What is the probability that they will turn into real projects? And does the sanctions regime imposed on the Russian Federation by the West influence cooperation with our eastern partner?

- Sanctions of influence on our interaction do not have. Interest in the Japanese to the initiatives put forward by the Ministry of Color, there is, but, another thing, we have not yet offered them a completely finished product. They are waiting for concrete proposals from us to evaluate them in detail. Much depends on ourselves - on how quickly we will be able not only to enforce the law, but to offer specific sites, to identify all tax, administrative and customs rules.

Interest in the TOP is shown by several Japanese companies. For example, one of them will build a passenger terminal in Khabarovsk airport, another is ready to create an agro-industrial complex in Khabarovsk with greenhouses for growing vegetables.

By the way, exactly the same thing as the Japanese, we offer other foreign partners. In this regard, there is a good experience of cooperation with China - the POR Bridge. The company, whose capital is three-quarters Chinese, will create infrastructure there for its own money, attract investors, locate them and build production facilities for them. But - according to our, Russian laws and with the use of regimes provided by TOP. Let's see how things go, but, in general, this is quite an attractive and interesting project.

In detail, new projects and investment opportunities in the Far East will be discussed at the sites of the Eastern Economic Forum, which will be held 3-5 September in Vladivostok. Some of the formats will be held in closed mode, so that investors and businessmen can objectively and thoroughly condemn all the details of the projects. We hope that each of the participants will be able to collect their portfolio of proposals.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«От нас ждут конкретных действий»

Сергей Качаев, замминистра по развитию Дальнего Востока

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев рассказал EastRussia о том, какие условия нужно создать для прихода инвестиций и какова роль министерства в формировании демографической политики в регионе.

 «От нас ждут конкретных действий»

– Сергей Валерьевич, недавно в Хабаровске под эгидой Минвостокразвития прошла конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока». Дискуссий о будущем дальневосточных регионов России идет сейчас много. Само министерство эксперты часто упрекали в несистемном подходе и отсутствии продуманной «восточной политики» в целом и демографической политики на Дальнем Востоке в частности. Какова, на ваш взгляд, роль министерства и как будет строиться координация с другими органами власти в процессе выработки такой политики?

– Политика – это общая стратегия всех органов государственной власти и регионов государственного управления, то есть некая общая парадигма. В этом смысле продуманную политику не может в одиночку выработать какое-то одно министерство или ведомство. Ровно в этот момент она прекратит быть стратегией, а станет однобоким подходом только на тактическом уровне.

Минвостокразвития в данном случае берет на себя роль организатора и, если хотите, модератора, который в состоянии увязать интересы федеральных органов власти и множества других структур, сконцентрировать на конкретной территории все ресурсы, инструменты и возможности для осуществления общих целей. Да и сами приоритеты надо очертить так, чтобы они отвечали интересам развития всего Дальнего Востока и России в целом, а не каких-то отдельных (пусть даже мощных и влиятельных) структур или институтов. Так мы понимаем свою роль. Кроме того, дела не создаются «на словах». Любые программы и цели обязательно надо фиксировать и отслеживать каждый этап осуществления намеченных задач. Иначе все просто уйдет в песок, как уже неоднократно происходило.

– А какую роль в демографической политике вы отводите самим регионам? Не получится ли так, что в Москве опять «за них уже все решили». Есть ли у них свобода выбора и пространство для маневра?

– Свобода хороша, когда вместе с ней в наличии есть деньги и кадры. Но со всем этим у дальневосточных регионов сложно. Их возможностей хватает максимум на то, чтобы поддерживать существующую ситуацию. Любой кризис или спад сразу ведет к негативным последствиям. Так, например, происходит на Чукотке. Среди 50 тыс. ее жителей примерно 2,5 тыс. ждут момента, когда можно будет вернуться «на материк». Просто сейчас им ехать некуда. Подобные «замороженные» проблемы есть и во многих других дальневосточных территориях. Как-то реагировать, сглаживать проблемы региональные власти могут, но на то, чтобы совершить рывок и начать опережающее развитие, нужны совместные усилия федерального центра, регионов и муниципалитетов, общественности и бизнеса.

В этом отношении мне кажется разумной позиция, например, Сбербанка и многих других крупных бизнес-игроков, заинтересованных в сохранении кадров. Эти компании на Дальнем Востоке ведут социально ответственный бизнес, внедряя специальные программы кадровой политики.

Разрабатывая концепцию миграционной и демографической политики, мы должны идти в синергетическом направлении, в том числе, максимально задействовать бизнес-структуры во всех программах развития региона.

– А в какой стадии эта разработка сейчас находится? Можно ли хоть приблизительно обозначить ключевые ориентиры – суммы затрат на программы, предполагаемую численность населения Дальнего Востока (говорилось о его увеличении на 1 млн человек к 2025 или 2030 году) и так далее?

– Программы, охватывающей период до 2025 года, сейчас нет. Она не принята и даже не находится в процессе рассмотрения. Был создан первоначальный проект, который сейчас заморожен. Более-менее определенно можно говорить лишь о планах до 2018 года – на это время цели и задачи поставлены, суммы финансирования установлены. Сейчас предстоит найти инструменты для того, чтобы планирование осуществлялось на более отдаленную перспективу. На это необходимы финансовые ресурсы и стратегия – собственно, в этом и заключается наша сегодняшняя текущая работа.

Цифры, о которых вы спрашиваете, – вещь достаточно условная. По самым оптимистичным прогнозам население Дальнего Востока в ближайшие годы будет сохраняться на существующем уровне – 6,2 млн человек. Все прочие сценарии предполагают сокращение численности жителей ДФО. На сегодня готовых рецептов, которые помогли бы кардинально решить здесь демографическую проблему, не существует, хотя есть неплохие предложения, в частности, меры для снижения смертности от экстремальных причин, алкоголизма, несчастных случаев и пр. Но даже они позволят увеличить численность населения к 2030 году максимум до 6,4 – 6,5 млн, не больше. Меры, которые дали бы импульс кардинальным переменам в демографической ситуации на Дальнем Востоке, обсудить и принять еще только предстоит. Но главная из них – это стимулирование миграции.

Главным условием привлечения людей на Дальний Восток является повышение качества жизни. Это, в том числе, новые и хорошо оплачиваемые рабочие места. На достижение этой цели направлены все проекты, которыми мы сейчас занимаемся. Сейчас идет создание территорий опережающего развития, проводится господдержка значимых инвестиционных проектов, разрабатывается проект по созданию Свободного порта Владивосток, формируются условия для развития малого и среднего бизнеса и многое другое. На рабочие места с высокой заработной платой будет много претендентов, специалисты начнут приезжать на Дальний Восток, с ними на местах начнет создаваться новая социальная инфраструктура.

– Но нет ли риска, что рабочие места будут созданы, а местное население занять их не сможет из-за отсутствия компетенций, недостатка квалификации или других причин? Тогда инвестор привезет кадры с собой – очередных временщиков и вахтовиков, а местное население, по сути, будет увеличивать процент безработных?

– Риск есть всегда. Особенно если заранее не заниматься демографической политикой и пускать все на самотек. Наша задача – работать на опережение. Мы уже сейчас примерно знаем, какие проекты и в каких отраслях намерены реализовать на Дальнем Востоке российские инвесторы. Учитывая характеристики этих инвестпроектов, необходимо вместе с регионами и инвесторами понять, как формировать кадровое обеспечение, прежде всего, за счет местной рабочей силы, как повысить квалификацию региональных специалистов и уровень их образования. Нельзя заниматься только ТОР в отрыве от социальной ситуации.

Понятно, что инвестора невозможно заставить брать на работу людей, которые не соответствуют его требованиям к компетенции кадров. Нужно вести переговорный процесс, вступать в диалог, находить взаимовыгодные решения, формировать кадровый резерв, привлекать специалистов из других регионов. Мы даем инвестору дешевую землю, бесплатно подключаем к инфраструктуре, устанавливаем нормальные и конкурентоспособные по сравнению с прочими странами Азиатско-Тихоокеанского региона тарифы – но этого мало. Нужно обеспечить наличие качественного кадрового потенциала соответствующего уровня. Это большая трудоемкая работа. Сейчас высокие требования к профессионалам. У инвесторов нет времени обучать большое количество специалистов, нужны готовые кадры. Это определенный вызов для нас и регионов. Кадры, конечно, вырастить нелегко. Но это лишь означает, что этой проблемой надо заниматься больше и серьезнее, чем всеми остальными.

– Как известно, Минфин сокращает сейчас выделение средств на все госпрограммы на 10%. Программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона получит в текущем году финансов еще меньше из-за того, что на часть проектов своевременно не была готова проектно-сметная документация. Деньги теперь пропадут окончательно или есть шанс их все-таки получить, когда документы будут подготовлены надлежащим образом?

– Президент дал поручение рассмотреть возможность возмещения финансирования, неиспользованного в этом году, в последующие 2–3 года. Мы сейчас готовим соответствующие предложения в Минфин, в этих документах обосновано восстановление таких перечислений средств в 2016–2018 годы.

–А почему вообще подобное торможение с финансированием случилось?

– Разработка и подача заявок на финансирование проектов может осуществляться на нескольких уровнях: регионами, федеральными органами власти, подведомственными им структурами или соответствующими компаниями. Без полного комплекта проектно-сметной документации заявки не принимаются, это основное требование для начала их рассмотрения. Причин сокращения финансирования можно назвать много, но главная – неправильная организация работы по подготовке проектов. Хотя на будущее это доходчивый урок.

– Как известно, еще с прошлого года определен круг наиболее перспективных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Какие из них, на ваш взгляд, обещают наибольшую отдачу?

– Реализация инвестиционных проектов на Дальнем Востоке возможна по нескольким направлениям. Например, это участие в качестве резидента территории социально-экономического развития. Сейчас утверждено создание девяти ТОР в разных регионах ДФО.

Также на правительственном уровне идет поддержка инвестиционных проектов, способствующих развитию Дальнего Востока. Подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке отобрано 6 инвестпроектов. Сейчас идет подготовка к их финансированию. Если все пойдет по плану, с июля–августа на реализацию проектов будут выделены финансы. Есть еще заявки, помимо этих шести. По ним пока дорабатывается проектно-сметная документация и другие обязательные бумаги. Но, по сути, конвейер уже запущен и, надеюсь, станет работать без перебоев. По количеству проектов ограничений нет, фиксируется лишь общая сумма средств, которые есть возможность выделить за год. Мы также рассчитываем на восстановление финансирования по прежним проектам – за счет этих средств, что-то будет возможно ассигновать и для новых начинаний.

Эти шесть утвержденных проектов – это строительство горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского месторождения на Камчатке, проект золотодобычи в Селемджинском районе в Приамурье, два проекта в Хабаровском крае: транспортно-перегрузочный комплекс для перевалки угля в морском порту «Ванино» и разработка угольного месторождения, и два проекта в Якутии: по строительству горно-обогатительного комплекса «Игналинский» и первой очереди Таежного горно-обогатительного комбината.

Еще одна перспективная возможность для реализации инвестпроектов – в рамках создаваемого порто-франко во Владивостоке. Соответствующие законопроекты внесены Правительством на рассмотрение палат Федерального Собрания.

– То, о чем вы рассказываете, требует огромной организационной, порой – чисто рутинной бюрократической работы, согласований, экспертиз. Какую роль в ней должна сыграть создающаяся сейчас Корпорация развития Дальнего Востока? Не станет ли она дублировать функции Агентства по привлечению инвестиций и Фонда развития Дальнего Востока?

– Задачи у трех структур разные. Агентство занимается поиском инвесторов, привлечением их на территорию ДВФО, презентацией площадок в виде ТОР. Иными словами, оно сопровождает инвесторов на самой ранней стадии, когда они только принимают решение вложить свои средства в экономику Дальнего Востока. Фонд развития – финансовая структура, которая отбирает, анализирует, готовит проекты и инвестирует в них. С Агентством они не пересекаются, а лишь дополняют друг друга. Что же касается Корпорации развития – это управляющая компания, у которой, возможно, появится ряд дочерних обществ для работы на конкретных ТОР.

– Центр и регионы должны будут финансировать ТОР по принципу «50 на 50». Регионы уже сейчас вкладывают средства в развитие инфраструктуры таких территорий. Скорее всего, средств у них не хватит: закон приняли уже после того, как были сформированы бюджеты этого года. На будущий год бюджеты явно станут меньше – кризис. Где регионы возьмут недостающие средства? Возможен ли в данном случае некий индивидуальный подход?

– Правило «50 на 50» остается в силе. Но чтобы облегчить регионам это бремя, мы готовы перенести их обязательства по инвестициям текущего года на 2017-2018-й. Или создать сейчас инфраструктуру за счет федерального центра, а в дальнейшем развивать на региональные средства. Траты, таким образом, переносятся на более поздние сроки. Пока все регионы в равном положении – но если потребуется индивидуальный подход, без него не обойдемся, естественно.

– Вы были в Японии, где участвовали в инвестиционном форуме. В ходе него прошли переговоры, был подписан ряд документов. Какова вероятность того, что они превратятся в реальные проекты? И влияет ли на сотрудничество с нашим восточным партнером режим санкций, введенный против Российской Федерации Западом?

– Санкции влияния на наше взаимодействие не оказывают. Интерес у японцев к инициативам, выдвинутым Минвостокразвития, есть, но, другое дело, мы еще не предложили им полностью готовый продукт. Они ждут от нас конкретных предложений, чтобы оценить их детально. Многое зависит от нас самих – от того, насколько быстро мы сможем не просто обеспечить правоприменение закона, а предложить конкретные площадки, определить все налоговые, административные и таможенные правила.

Интерес к ТОР проявляют сразу несколько японских компаний. Например, одна из них будет строить пассажирский терминал в Хабаровском аэропорту, другая готова создать в Хабаровске агропромышленный комплекс с теплицами для выращивания овощей.

Кстати, ровно то же самое, что и японцам, мы предлагаем и другим зарубежным партнерам. В этом отношении есть неплохой опыт сотрудничества с Китаем – ТОР «Предмостовая». Компания, капитал которой на три четверти китайский, будет за свои деньги создавать там инфраструктуру, привлекать инвесторов, размещать их и строить для них производственные площади. Но – по нашим, российским законам и с использованием режимов, предоставляемых ТОР. Посмотрим, как пойдут дела, но, в общем, это достаточно заманчивый и интересный проект.

Подробно новые проекты и возможности инвестирования в Дальний Восток будут обсуждаться на площадках Восточного экономического форума, который пройдет 3–5 сентября во Владивостоке. Часть форматов будет проходить в закрытом режиме, чтобы инвесторы и бизнесмены могли предметно и обстоятельно осудить все детали проектов. Мы надеемся, что каждый из участников сможет собрать свой портфель предложений.