Поделиться
15-летний капитан «Надежды»
Поделиться

Самому молодому учебному паруснику страны – 30 лет! И ровно половину этого срока штурвал легендарного фрегата держит в своих руках его капитан, Сергей Алексеевич Воробьев

Капитану «Надежды» 52 года, до капитанского мостика преподавал на судоводительском факультете, за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени согласно Указу президента РФ № 695 от 20.12.2016, а в сентябре 2017 года за обеспечение безаварийной работы, качественное практическое обучение морских специалистов – почетным знаком «Золотой фонд МГУ им. адм. Г.И. Невельского». С ним наш сегодняшний разговор.

Валерий Василевский

 – Сергей Алексеевич, парусные корабли – это ведь теперь уже совсем далёкое прошлое, зачем и для чего они нам в век всеобщей цифровизации и компьютеризации? Для обучения курсантов? А зачем их учить тому, что осталось давно позади и никогда в жизни не пригодится – не скажете же Вы, что водителям современных высокотехнологичных судов все эти бом-брам-стеньги, паруса да мачты хоть как-то пригодятся в их будущей практической деятельности?

– Здесь несколько задач перед нами стоит, и ключевая из них – групповая практика. Не везде ведь есть возможность получать не только индивидуальную матросскую практику, а именно групповую, где курсантам обязательно преподается теория, и всегда можно обратиться с вопросом к руководителю, преподавателю. Во время практики они изучают все, что требуется знать и уметь выполнять матросу.

Кроме того, курсанты постигают азы профессии инженера-судоводителя, учатся определять место судна, осваивают искусство управления кораблем, и все это под руководством опытных квалифицированных специалистов.

После рейсов, выполненных на парусниках, наши курсанты начинают не просто хорошо общаться, а становятся коллективом. Городские и сельские мальчишки превращаются в настоящих мужчин, становятся сухими, поджарыми, физически выносливыми. Авральные работы на борту не редкость. Здесь не до гаджетов. При проведении парусных авралов более сильные тянутся помогать более слабым, и за счет этого они и дружить начинают по-настоящему.


Важно, чтобы судно ходило в морские походы. Здесь ведь по-настоящему качает, и всю эту погоду можно буквально прощупать руками. В первую очередь, наша «Надежда» предназначена для «оморячивания» будущих судоводителей. Когда у парня первая практика, он приходит сюда и начинает понимать, туда ли он попал, правильный ли выбор будущей профессии сделал в своей жизни. Здесь курсанты и студенты изучают строение корабля, якорное, рулевое и швартовое устройства, обязанности вахтенного матроса и, конечно же, учатся стоять за штурвалом. А в трудных ситуациях шторма, когда сложно удержать рысканье корабля, или прохода узкостей, скоплений рыбаков или интенсивного движения судов переходят на управление рулем из ходовой рубки в присутствии матросов-инструкторов. По окончании такой первой практики для прошедших все испытания, т.е. сдавших все зачеты, а таких большинство, комиссией проводятся экзамены на свидетельство вахтенного матроса.

– Интересно, а сколько в общей сложности будущих мореходов прошло парусную школу на «Надежде» за минувшие 30 лет?

– Ежегодно порядка 450 молодых ребят проходят морскую практику под нашими парусами. Получается, за все время примерно 14 тысяч курсантов у нас «оморячились».

– Не секрет, что количество парусных учебных судов в нашей стране не так и велико – память подсказывает: «Седов», «Крузенштерн», «Мир» да старшая сестра «Надежды» дальрыбвтузовская «Паллада»…

– Не так давно к ним добавился еще черноморский «Херсонес». В общей сложности 6 учебных судов получается. Капитаны их, экипажи прекрасно знают возможности друг друга и раньше часто встречались на разных регатах, парусных фестивалях. В последние годы это удается все реже. Эти годы вообще были тяжеловатые – пандемия, санкции. Меньше стало представительских рейсов, многие страны закрылись, фестивали и гонки отменялись.

– А как было раньше?

– За свою историю парусник осуществил множество дипломатических походов, посетил множество стран, принял на борт десятки тысяч гостей различных национальностей. В 2003-2004 годах совершил даже кругосветное плавание, четырежды пересек экватор и заходил в 30 портов. Кроме того, в рамках программы «Морской плавучий университет» было совершено около 20 крупномасштабных научно-исследовательских экспедиций. Из наиболее значимых достижений в парусных гонках, например, можно отметить
первое место на Международной парусной регате в Японии и Южной Корее в 2002 году, четвертое место в знаменитой регате «Кати Сарк» в 2003-м. Также «Надежда» неоднократно становилась победителем «СКФ Черноморской регаты больших парусников» – в 2014 и 2018 годах, в 2016 году заняла в этой гонке второе место.

- В этом году исполняется еще и 20 лет визиту ПУС «Надежда» президента нашей страны В.В. Путина…

-​ Да, в 2002 году​ он действительно у нас​ был ​с неофициальным визитом, на отдыхе с семьей... А так​ встречались-то мы с ним чаще, я имею в виду экипаж.​ Президент был у нас​ не единожды. Последний раз – в 2016 году, с официальным визитом. Он даже​ с экипажем​ сфотографировался у штурвала.

Хорошо помню, как готовилось первое кругосветное плавание «Надежды» в начале века (я тогда работал директором пресс-центра нашей мореходки) – для Владивостока и Приморья это было весьма значимое событие, по результатам его потом даже выпустили несколько книг и альбомов. Насколько перспективны теперь, на Ваш взгляд, подобные плавания и когда можно ждать следующего – да и будет ли оно?

– Поживем – увидим. Однако, я вам скажу, что мы и теперь не все время стоим у пирса – так или иначе на борту продолжают работать не только преподаватели нашего родного Моргосуниверситета, но и новосибирцы, сахалинцы, амурчане: практика, дистанционное обучение. Рейсы все равно остаются крайне насыщенными, минимум представительства и участия в парадах, но зато мальчишки получают настоящую морскую закалку и овладевают морской специальностью, обучаясь своей будущей профессии под руководством прикомандированных преподавателей и штатного экипажа, получают порой серьезнейшую учебную нагрузку.

– В чем особенности учебных рейсов, чем они отличаются от кругосветок, регат и парадных парусных фестивалей?

– Мы в последнее время больше ходили вдоль тихоокеанских берегов, заглядывали в Охотское море, при низких температурах – в Восточно-Китайское (справка о плавании ребятам тоже нужна, а значит нужен и другой регион плавания), и получалось самое такое боевое, честное практическое обучение – все с нуля: распознавание берега, определение места судна различными способами, пеленги, вертикальные и горизонтальные углы, определение характеристик маяков, поправок компаса, световых сигналов судов и все остальное. На борту – курсанты младших курсов плюс судоводители после 3 курса, у тех добавляется астрономическая практика и, конечно же, английский язык.


Интернета и телевизора у нас в рейсах нет, это слишком дорогое и отвлекающее от настоящих дел удовольствие. Мы ведь не возим грузов, здесь все заточено под обучение практикантов, под воспитание и закалку настоящих моряков.

– Интересно, а остался ли теперь на «Надежде» хоть кто-то из тех, что принимали ее в Польше 30 лет назад?

– Конечно, есть у нас и такие, их даже двое: главный боцман Андросов Сергей Михайлович и старший помощник Садовой Андрей Геннадьевич – оба они начинали здесь в 1991 году еще матросами. 

– Курсанты и студенты сменяют друг друга, а что можете рассказать о вашей постоянной команде?

– У нас вообще очень дружный коллектив, штатный экипаж, работать в котором комфортно. Примерно половина штатного экипажа (поскольку, согласно Уставу с прибытием на борт курсанты также становятся членами экипажа) работает на «Надежде» порядка 15-20 лет, т.е. это моряки-профессионалы, которые имеют колоссальный опыт работы с молодыми людьми, стремятся передать свои умения с любовью и знанием дела. Курсанты и студенты здесь могут почувствовать себя частью целого: моря-ветра-корабля-экипажа… Мокрый парус, такой как фок, 400 кг весит – сухой в два раза легче. Какой бы ты сильный ни был – в одиночку его не поднимешь, только «все вдруг». А стоит лишь одному расслабиться – и всё приходится начинать сначала.

Ведь что такое парусный флот? Это молодость, это романтика, это престиж страны, в конце концов!

 

СПРАВОЧНО:

Трехмачтовый парусник «Надежда» был построен в 1991 году в Польше на Гданьской судоверфи Stocznia Gdanska (главный конструктор Зигмунд Хорень). 5 июня 1992 года на нем был поднят Государственный флаг Российской Федерации. Название получил в честь легендарного шлюпа, на борту которого 216 лет назад российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна впервые в истории отечественного флота совершили кругосветный поход.

Первый парусник с таким именем появился у Владивостокского училища дальнего плавания (предшественника МГУ им. адм. Г.И. Невельского) более 100 лет назад. Морское министерство (военное) выделило тогда под учебное судно конфискованную властями иностранную шхуну. В тече­ние 2 лет ученики этой мореходки сами восстанавливали судно, и в 1908 году шхуна «Надежда» с 15 учениками на борту отправилась в плавание, которое продолжалось чуть больше двух месяцев с трехдневным заходом в японский порт Хакодате: «на борт «Надежды» потянулись экскурсии: курсанты местного морского училища, молодежь из других учебных заведений, группа японских промышленников и бесконечное множество частных лиц»1. Для ремонта руля и сильной течи, полученной на переходе морем, судно совершило семидневный заход в п. Акиши на о. Хоккайдо.

Это было небольшое чрезвычайно ветхое судно с косым вооружением грузоподъемностью 100 т, длиной 25 м, шириной 4,5 м, без мотора. Экипаж состоял в основном из учеников, старпома и 3 штатных матросов (вольнонаемного плотника и двух поваров.

При заходе в устье реки Ича на западном берегу Камчатки, получив очередное повреждение, судно было выброшено штормом на берег. Шхуна входила тогда в состав Тихоокеанской гидрографической экспедиции с задачей произвести обследование безлюдного камчатского побережья. Во время своей вынужденной робинзонады курсанты занимались триангуляцией и промером глубин, вели метеорологические наблюдения. В конце августа их подобрала и доставила в Петропавловск случайно проходившая мимо канонерская лодка «Манчжур».

Во Владивосток курсанты вернулись только в конце сентября – на конфискованной за хищнический лов котиков у Командорских островов японской двухмачтовой шхуне «Мио-Мару», сразу же переданной училищу в качестве нового учебного судна и тоже переименованной в «Надежду».

Третья, современная, приморская «Надежда» – трехмачтовое трехпалубное парусное учебное судно неограниченного района плавания, пятое в серии. Во Владивосток прибыло в декабре 1992 года.

Его длина – 94,8 м (вместе с бушпритом – 108,6 м); ширина – 14 метров; высота грот-мачты над ватерлинией – 49,9 м; водоизмещение 2 297 т; осадка 6,6 м; количество парусов – 26 (площадь – 2 771 кв. м); максимальная скорость под парусом – 17,8 узлов, под машиной – 10 узлов; экипаж – 46 человек, количество мест на судне – 199, из них для курсантов – 131.

.

Бочек А.П. «Всю жизнь с морем»



беседовал Валерий Королюк, кандидат исторических наук Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Приморье становится центром «Тихоокеанской России»

Приморье становится одним из самых стратегически важных регионов России, позволяющих держать объявленный президентом курс на Восток. Об этом заявил губернатор края Олег Кожемяко, выступая с отчётом по итогам 2022 года. На изменения экономического ландшафта указывают большое количество факторов, считают эксперты. Это и рекордный рост показателей по ряду отраслей в 2022 и начале 2023 года, и открытие в регионе офисов крупнейших логистических компаний, и другие события.

Читать полностью
Поделиться
Форточки в Азию

Модернизацию сухопутных пунктов пропуска на российско-китайской границе обсудили в рамках IV форума «Экспортный потенциал Приморья» прошедшего 1 ноября 2022. О том, как протекает процесс, и почему пришлось передвинуть сроки сдачи объектов, рассказал начальник отдела администрирования Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Эдуард Машков.

Читать полностью
Поделиться
Мера ответственности мэра

29 августа во Владивостоке началось рассмотрение уголовного дела бывшего главы администрации столицы Приморья Олега Гуменюка. На первом же заседании суд продлил ему срок нахождения под стражей сразу на полгода. Следующее заседание намечено на 12 сентября.

Читать полностью
Поделиться
Сделано в Приморье: автокосметика

EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях антироссийских санкций

Читать полностью
Поделиться
Небывалый энтузиазм: Россия и Китай расширяют сотрудничество на Дальнем Востоке

Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.

Читать полностью
Поделиться
15-летний капитан «Надежды»

Капитану «Надежды» 52 года, до капитанского мостика преподавал на судоводительском факультете, за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени согласно Указу президента РФ № 695 от 20.12.2016, а в сентябре 2017 года за обеспечение безаварийной работы, качественное практическое обучение морских специалистов – почетным знаком «Золотой фонд МГУ им. адм. Г.И. Невельского». С ним наш сегодняшний разговор.

Читать полностью
Поделиться
Орлан – птица владивостокская

Величественные и недоступные, обаятельные и даже комичные, романтичные и трогательные – такими предстают краснокнижные орланы на снимках фотографов из Владивостока. В начале апреля царственные птицы покидают столицу Приморья, чтобы вывести птенцов вдали от городской суеты, окунуться в которую еще десять лет назад так массово они не стремились. А теперь каждую зиму проводят время в компании с фотографами, которые кормят птиц селедкой и с удовольствием их снимают.

Читать полностью
Поделиться
Санкция на успех

EastRussia выясняет, как работается дальневосточным предприятиям в условиях антироссийских санкций. Сегодня – рассказываем о производстве компании «Арника», размещенном в Приморском крае.

Читать полностью
Поделиться
Услышать дыхание китов

Уникальная природа Дальнего Востока бережно охраняется заповедниками и национальными парками. С любовью к первозданной природе и ее обитателям в короткий курортный сезон они приоткрывают тайны заповедных территорий. Здесь под чутким руководством опытных гидов можно увидеть китов, ларг, моржей и белых медведей, посмотреть на рыбалку бурых медведей и даже сфотографировать редчайшего дальневосточного леопарда за обедом. И это стоит того, чтобы преодолеть сотни километров.

Читать полностью
Поделиться
15-летний капитан «Надежды»

Капитану «Надежды» 52 года, до капитанского мостика преподавал на судоводительском факультете, за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени согласно Указу президента РФ № 695 от 20.12.2016, а в сентябре 2017 года за обеспечение безаварийной работы, качественное практическое обучение морских специалистов – почетным знаком «Золотой фонд МГУ им. адм. Г.И. Невельского». С ним наш сегодняшний разговор.

Читать полностью
Больше материалов