Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

48 часов геймдева в Якутии

В Якутске прошло мировое событие для разработчиков видеоигр

В четвертый раз в Якутске состоялась локальная площадка глобального проекта для разработчиков видеоигр Global Game Jam. Участники и организаторы рассказали EastRussia в чем суть, как было, как стало, и чего ждать в будущем.

48 часов геймдева в Якутии
Фото: 11333328 с сайта Pixabay

Global Game Jam (GGJ) – для разработчиков игр событие с большой буквы «С». Это распределенное мероприятие, которое проходит в разных локациях, но на общих правилах и в ограниченное время. Всего за 48 часов команда должна разработать игру и опубликовать ее. 

В 2021 гейм-марафон впервые  длился больше 48 часов – с 27 по 31 января –  и проходил на 585 площадках в 104 странах мира. При этом, отмечает директор IT-парка Якутии Александр Дауркин, не обязательно создавать именно видеоигры: можно придумать и настолку, и подвижную игру. Просто сейчас по факту больше разрабатывают именно онлайн-приложения.

- Основной организатор Global Game Jam задает некоторые правила, по которым работают локальные организаторы. Обычно определяется временной период, даты, формат – онлайн или оффлайн, также задается тема. И локальные площадки – вроде нас – проводят это у себя. Для участников есть платформа для общения, где можно найти себе команду, есть единый сайт, где потом будут собраны все игры, - рассказывает Александр Дауркин. – Главное условие – успеть за 48 часов. И прототип должен быть работающим. И важно понимать, что джем – это не соревнование как таковое, а больше тусовочное мероприятие.

Команды могут образоваться по-разному.

- У нас много тех, кто предпочитает работать в одиночку, есть те, кто работает уже в каком-то коллективе. Конечно, мы больше настраиваем участников на то, чтобы они знакомились, находили коллег, больше общались – получается хороший нетворкинг. Но если придет уже сформировавшаяся команда – тоже ничего страшного, мы это не регулируем, -добавляет Александр Дауркин. – И если раньше у нас были в основном участники из Якутска, где многие друг о друге хотя бы слышали, то сейчас мы начали привлекать участников из районов. Хорошо, что онлайн-формат это позволяет.

До пандемии площадки GGJ проходили «вживую», в офлайне и успели обзавестись собственной атмосферой. Теперь все мероприятия перевели в онлайн-формат, но для многих это стало плюсом.

-  Онлайн лично мне даже удобнее. Мы с друзьями участвуем уже не в первом таком событии – только за прошлый год у нас их было пять или четыре, в том числе также мирового уровня, - рассказывает Алексей Максимов, один из участников.

Всего попробовать свои силы на якутской площадке в этом году решили более полусотни разработчиков. Алексей Максимов уверен, что двух дней вполне достаточно для создания работающего прототипа игры.

- Просто в обычных условиях, ты не можешь себя так мобилизовать. А в принципе 12 часов на разработку идеи вполне достаточно. В привычном режиме ты не будешь успевать за 48 часов, а в джеме точно будет результат – это хорошая тренировка. И командные навыки работы приходят с опытом. У нас с друзьями даже были джемы всего по восемь часов, - поясняет Алексей.

Пока разработка игр – «геймдев» на сленге погруженных в тему – для Алексея больше хобби, но в будущем он подумывает заняться этим всерьез.

- Планирую собрать команду, проработать игру, выйти на издателей каких-нибудь. Хорошо бы, чтобы в Якутске было больше таких мероприятий, - рассуждает Алексей. – Ведь разработкой сейчас может заняться каждый. Я, например, когда-то просто скачал инструмент, посмотрел видео-уроки, поизучал – и все.  А как развивать это более масштабно я пока только думаю.

У Александра Дауркина, под стать опыту и должности, планы обширнее. Главная задача - развивать местные сообщества разработчиков, чтобы более опытные участники передавали опыт молодым. Притом, что в Якутске уже есть свои студии по разработке, которые успешно публикуют свои проекты и зарабатывают на них.

- У нас в регионе есть студии, которые выпускают игры. Мы же, со своей стороны хотим поддержать это сообщество, сейчас ищем наиболее эффективные форматы. Например, один раз мы выбирали можно так сказать победителя джема – выделили самую отличившуюся команду. Затем предложили им небольшую инкубацию и акселератор. Также мы можем предложить стать резидентами нашего парка, помочь зайти в какие-то студии по разработке. Не скажу, что у нас есть уже налаженная схема, работающая идеально. Но в регионе начала формироваться экосистема для разработчиков. И нам важно, чтобы это сообщество развивалось у нас, чтобы участники не бросали начатое, а мы обязательно поможем, - добавил Александр Дауркин.

При этом на Дальнем Востоке пока только Якутия присоединилась к Global Game Jam. Причина – на поверхности – в  игры основанной в 2015 году в Якутске компании Fntastic играют миллионы людей по всему миру. Вышедшая в прошлом году Propnight сразу же попала топ онлайн-сервиса цифрового распространения компьютерных игр Steam. Сейчас они разрабатывают другую игру – и она там же в Steam’e  в топе самых ожидаемых игр года. Это, по словам директора IT-парка, добавляет перспектив.

- В следующем году мы также планируем участвовать в джеме, но помимо этого хотим провести и свои какие-то мероприятия в этом направлении. Надеемся, что получится что-то провести и в оффлайне, - рассказал Александр Дауркин. – Конечно, есть шанс, что наших разработчиков заметят на глобальном уровне, и мы будем этому рады. Но только локальных организаторов 683, а участников – больше 22 тыс. человек. Если кому-то повезет, он сделает бомбическую игру и продвинет ее – мы только «за». Но для нас это будет вишенкой на торте. Для нас главная ценность – это уже само общение и развитие направления.

В этом году за весь джем участники разработали 12 игр. Глобальной темой  стала «Двойственность». Так что герои получившихся стрелялок, экшенов и головоломок то боролись против тьмы, то сами с собой. Как расказал Алексей Максимов, их герою пришлось переместиться в параллельную реальность, где он смог посмотреть на себя совсем другого.  Герою одной из игр пришлось искать частички своей души в загробном мире, в другой пришелец из иной галактики пытался выжить в «Зоне 51», а одна команда сделала шаг к природе: главного персонажа – лисицу – днём ждут обычные заботы хищника, а ночью - битвы с монстрами.

Познакомиться с творениями якутской площадки джема и «потестить» их можно здесь