Поделиться
7 трендов бизнес-обучения в 2021 году
Поделиться

Что хорошо на западе России, не всегда впрок на Дальнем Востоке. Это касается и бизнес-обучения. Эксперт EastRussia помогает дальневосточным топ-менеджерам, руководителям предприятий среднего и малого бизнеса сориентироваться в тенденциях и методиках на рынке тренингов, коучинга, а также рассказывает о востребованных навыках.

Я – счастливый бизнес-тренер. С 2010 года я работаю на рынке бизнес-обучения в Хабаровске, иногда выезжаю в командировки в другие города Дальнего Востока: Владивосток, Благовещенск, Якутск… А с весны 2020 года я также работаю и в команде консалтинговой компании Katarsis Business Group – локация компании московская, а команда тренеров распределенная, от Дальнего Востока до Италии. За счет этого мне видны и те тренды, которые существуют в отечественном бизнес-обучении, и какова дальневосточная специфика этих трендов. Давайте посмотрим.

pixabay.com

Тренд 1. Рост спроса на обучение и развитие идеи lifelong learning

По данным опроса, проведенного осенью 2020 г. порталом Vsetreningi.ru, 42% участников рынка – бизнес-тренеров и организаторов обучения – прогнозируют рост спроса на бизнес-обучение. Я склонна доверять этому прогнозу, но думаю, что с ростом спроса можно предположить изменение и его структуры. Думаю, что больше задач будет решаться в компаниях внутренними силами – сейчас некоторые крупные компании склонны вкладывать ресурс в условные «тренинги тренеров для нетренеров» - чтобы любой ценный специалист компании мог упаковать свою экспертизу в обучающий продукт. При этом заказчики тщательнее выбирают внешнего провайдера обучения - им важно, когда провайдер обучения сам владеет самыми актуальными компетенциями – например, ведением переговоров в онлайн – и готов их демонстрировать.

Мир меняется уже не просто быстро – он меняется стремительно, непредсказуемо, хаотично и скачкообразно. Одни профессии исчезают, появляется потребность в новых. Всемирный экономический форум в своем отчете в октябре 2020 г. отмечает: более половины компаний как одну из ключевых упоминают проблему нехватки компетенций на рынке труда. Люди есть, а нужных компетенций – нет.

В связи с этим становится понятно: учиться, разучиваться и переучиваться нам придется в течение всей жизни, чтобы наши компетенции встраивались в быстро развивающийся и меняющийся рынок.

А что на ДВ?

Сугубо по моим ощущениям бизнес-тренера, который работает на этом рынке – спрос по сравнению с прошлым, ковидным, годом, точно растет. Компании «отряхнулись» и возобновили обучение сотрудников. Тренерский чат в WA оживился, внутрикорпоративные тренеры выкладывают фото и видео с тренингов и летают в командировки, замороженные ровно год назад проекты, наконец, отработаны, а участники обучения радуются встречам «на земле», а не в окошке Zoom. Хабаровское подразделение ЦОУ «Мой бизнес», имеющего целью обучение и консультирование малого и среднего предпринимательства, в рейтинге подразделений в России заняло 7 место из 84-х.

Будет ли расти спрос от бизнеса на обучение сотрудников и дальше? Как будет изменяться структура этого спроса? Готов ли будет бизнес и дальше полностью финансировать развитие своих сотрудников? Посмотрим.

 

Тренд 2. Онлайн forever. Офлайн – для эмоций.


Значительная часть обучения в прошлом году перешла в онлайн и уже не вернется оттуда. Бизнес понял, что стоимость площадки Zoom выгоднее, чем оплата перелетов и командировочных корпоративных тренеров, аренды залов и выездного питания. Нет, обучение «на земле» совсем не исчезнет, но оно станет некоей привилегией, только для тех случаев, когда нужно сильно встряхнуть сотрудников, придать новый импульс их мотивации.

А что на ДВ?

Дальний Восток не любит онлайн. Он считает онлайн неэффективным. Его можно понять: в регионе предостаточно уголков, где интернет крайне неустойчив, и технологии онлайн-обучения не так стремительно развиваются. Еще и кадровый голод в регионе дает о себе знать: не столько компании выбирают кандидата, сколько соискатели выбирают место работы; следствие этого – более низкая мотивация сотрудников, в том числе к корпоративному обучению, поэтому работодатели и сомневаются в эффективности обучения в онлайн-среде. И если крупные федеральные структуры, заказывая обучение, высчитывают время с таким расчетом, чтобы подключились сотрудники и из Краснодара, и из Владивостока, то региональный малый и средний бизнес скорее вызовет к себе живого тренера, даже если придется привезти его из соседнего региона.

 

Тренд 3. Без воды. Контент обучения существенно улучшится, будет больше приближен к нуждам бизнеса и сотрудников.

Портал Vsetreningi.ru в статистике по проведенному опросу экспертов рынка бизнес-образования приводит мнение одного из участников: «С одной стороны, все овладели Zoom, с другой — все так примитивно, потому что не было эволюционного развития, скачок формы без наполнения адекватным содержанием. В результате все считают, что после пандемии online останется для бедных, а богатые всегда будут учиться офлайн, потому что главное в обучении — это совместно создаваемое эмоциональное и интеллектуальное поле…».

По своему опыту проведения обучения в онлайн могу судить, что тенденция как раз противоположная. В онлайн-среде лучше видны любые огрехи контента, наличие «воды» сильнее бросается в глаза именно потому, что эмоциональный фон далеко не такой сильный, как в офлайне, и им уже не прикроешься. Каждое сказанное слово, каждая буква в презентации должны быть максимально точными и связанными с реальной рабочей практикой участников. Практические активности должны продвигать их к решению конкретных рабочих задач.

А вот создавать эмоциональную вовлеченность бизнесам придется за счет других активностей. К слову, индустрия корпоративных учебных онлайн-игр за время пандемии также сильно шагнула вперед.

А что на ДВ?

Местный малый и средний бизнес традиционно взыскателен к наполнению программ тренингов. Выделяя бюджет на обучение из своей прибыли, доставшейся потом и кровью, заказчик хочет гарантированный результат – иногда даже преувеличивая роль тренинга в бизнес-результатах компании.

А вот сотрудники, которых руководители направляют на обучение, часто не удосуживаются даже программу посмотреть, чтобы встроить свои хотелки в тренинг и выжать максимум для себя. И традиционно здесь ценят не «обучальщиков» в чистом виде, а экспертов-практиков, достигших конкретных результатов в той теме, которую ведут. Людям интереснее чужая история успеха (или неуспеха), чем многократные упражнения на прокачку своих практических умений.

 

Тренд 4. Высшее образование больше не нужно? Развитие конкретных, точечных компетенций и нацеленность на результат в действиях.

Бизнесу перестает быть интересно наличие высшего образования у сотрудников. А вот владение конкретной компетенцией, например, создания вовлекающего стори-контента для корпоративного паблика в инстаграме или подбора кандидатов на вакансию в отдаленных регионах, выходит на первый план. Это означает, что в корпоративном обучении будет цениться конкретный результат в виде компетенций и готовности немедленно использовать изученное в работе.


Для приобретения многих необходимых бизнесу точечных компетенций требуется 1-6 месяцев – такой вывод сделал в своем отчете ВЭФ. Скажем, навыки программирования формируются за 4-5 мес., навыки продаж и даже маркетинга – за 1-2 мес.

Концепция Джоша Кауфмана про «первые 20 часов» получает все большее развитие: всего за 20 часов возможно освоить большое количество навыков: от управления самолетом до навыка быть родителем.

А что на ДВ?

Моя знакомая хабаровчанка, не имеющая высшего образования, зато с опытом в продажах в рознице и располагающей внешностью, уже несколько месяцев безуспешно ищет работу. Люди, особенно молодежь, владеющие одной-единственной востребованной компетенцией, часто устраиваются на работу дистанционно: заказчик может сидеть где-нибудь в Калифорнии или Киеве, в Москве или Воронеже, и совершенно неважно, что ты в часовом поясе +7, лишь бы работа хорошо и вовремя делалась.

 

Тренд 5. Короткая программа. Длительные многомодульные курсы теряют свою востребованность.

Эксперты рынка голосуют на то, что живой вебинар на 1-2 ч станет самым популярным форматом обучения, сообщает портал Vsetreningi.

Думаю, это мало коррелирует с нацеленностью бизнеса на конкретные результаты в компетенциях сотрудников. Скорее, популярность завоюет короткий – на 3-5 модулей – онлайн-тренинг с сопровождением участников до результата. Я реализовывала подобные форматы и точно знаю, что они себя оправдывают: при готовности заказчика вложиться в поддержку от тренера сотрудники на выходе демонстрируют прекрасные результаты. Они не успевают перегореть – и при этом бизнес получает актуальный продукт, не успевающий устареть. С этим сегодня приходится считаться, ведь ЗУН, запланированные в годичном курсе, запросто могут потерять актуальность для бизнеса уже во второй половине этого курса.

«Мастодонты» масштабных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации пока не спешат сдавать свои позиции. У той же Moscow Business School на главной странице сайта перечислены именно «долгие» программы – профессиональная переподготовка, MBA, длящаяся от 1,5 лет, и mini-MBA – от 1 года. К слову, Школа этой весной стимулирует приток студентов на MBA и mini-MBA серьезными скидками.

А что на ДВ?

Бизнес по-прежнему заказывает 2-дневные аудиторные и выездные тренинги. Хотя, надо признать, не в таком количестве, как это было еще лет 7-8 назад. И если те же 7-8 лет назад короткие программы обучения – на 1-2 часа – были скорее исключением, то сейчас это норма. Сотрудники получили прикладное знание в сжатом виде и пошли отрабатывать его на практике.

На Дальнем Востоке нет серьезного спроса на кандидатов с MBA. Эйчары скорее смотрят на опыт и достижения соискателя. Вот мнения, высказанные HR-специалистами региона:

«Важны hard и soft skills, компетенции, кейсы, проекты, способы управления, но не MBA».

«При прочих равных кандидат с MBA вызовет, конечно, больший интерес у руководителя, но решение, как правило, принимается не на основе этого».

При этом профессионалы на ДВ готовы рассматривать для себя вариант получения новой профессии на растущем рынке и тратить на это даже 2,5-3 года. Растущий спрос на услуги психологов и психотерапевтов отразился в востребованности в регионе программ, готовящих этих специалистов. Все больший спрос получает программа подготовки медиаторов (специалистов по урегулированию конфликтов): в нее идут, как правило, профессионалы из смежных областей –психологи и юристы.

 

Тренд 6. Жизнь в смартфоне. Гибкость и мобильность.

«Фи, марафон», - говорят пресыщенные пользователи инстаграма, глядя на анонс у очередного блогера.

«Ура, марафон!» - хлопают в ладоши корпоративные бизнес-тренеры. Потому что бизнес сегодня нуждается в удобных и вовлекающих форматах: чтобы сотрудникам учиться было легко, интересно и результативно. Именно марафон и смс-тренинг, с их мобильностью, возможностью обучаться со смартфона, большим количеством дозированной, пошаговой практики, дают такую возможность.


Смартфоны у людей с собой 24/7. Для сотрудников и руководителей в бизнесе это полноценный рабочий инструмент: в нем устанавливаются необходимые для работы сервисы – и вот уже можно учиться везде: в дороге и из дома, в «полях» и в офисе, в командировке и отпуске.

Бизнес-обучение подстраивается к этим тенденциям, оно стремится стать комфортнее и легче для очень занятых сотрудников. Именно поэтому сегодня правильнее рассматривать любую программу и с точки зрения ее юзабилити и возможности обучения для человека без серьезной перестройки своего жизненного и рабочего графика.

А что на ДВ?

Дальневосточники в том же тренде – разве что за тем исключением, что жизнь тут несколько медленнее, чем в столицах. Мы потребляем полезный контент в соцсетях, подключаемся в Zoom со смартфона и участвуем в развивающих марафонах. Наше тренерское сообщество не пугают выражения «смс-тренинг» и «blended learning» - профессионалы сами ищут и предлагают бизнесу удобные форматы – другой вопрос, что пока не все заказчики склонны серьезно относиться к тому же марафону как к формату именно обучения, а не развлечения.

 

Тренд 7. Все-таки soft skills

По данным опроса портала Vsetreningi.ru, самыми популярными темами в бизнес-обучении станут продажи и переговоры, управленческое мастерство, личная эффективность, управление персоналом. Ничего нового.

Однако по своему тренерскому опыту могу судить, что популярность приобретут старые темы на новый лад: за время пандемии возник спрос на онлайн-коммуникации: ведение переговоров, совещаний и обучений в онлайн-среде. А еще – способность выживать в постоянно меняющемся мире (но бизнес все равно называет это «личной эффективностью»).

А что на ДВ?

Старые добрые продажи и работа с возражениями.

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов