Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Нужно ускорять производство»

Олег Конюшев: Машиностроительные предприятия Дальнего Востока нуждаются в модернизации

 «Нужно ускорять производство»

Генеральный директор ОАО «Дальневосточный завод энергетического машиностроения» («Дальэнергомаш») Олег Конюшев – в интервью EastRussia.ru о том, как удается развивать бизнес без поддержки государства.

— Олег Владимирович, в 2013 году «Дальэнергомаш» отметил юбилей – предприятию исполнилось 80 лет. За такой солидный возраст заводу удалось пережить кризисные моменты и заслужить доброе имя на рынке энергетического машиностроения. В каком направлении развивается отрасль сегодня?

— Самой серьезной проблемой отечественной отрасли машиностроения можно назвать то, что большинство предприятий, особенно из числа тех, которые не пользуются государственной поддержкой, работают на устаревшем оборудовании. Сейчас  разрабатывается стратегия развития предприятия до 2020 года, и одним из важнейших ее пунктов должна стать технологическая модернизация мощностей. Мы можем разработать супер современный компрессор или новейшую турбину, но изготовить эту машину мы уже не сможем из-за отсталых технологий. На рынке есть современное оборудование российских и иностранных производителей. Например, мы разработали суперсовременную турбину ГТТ-9, а основную ее – ротор - мы не можем изготовить просто технологически.

— Как предприятие выходит из подобных ситуаций?

— Пытаемся разместить заказ на изготовление части нашей машины на других предприятиях. Заводы, имеющие необходимые возможности для выполнения данной работы, есть и в России, и за рубежом. Эти предприятия пользуются государственной поддержкой. «Сатурн – газовые турбины», «Салют» – эти и ряд других предприятий с государственным участием имеют программы, по которым приобретается новое оборудование. Наше предприятие полностью частное, поэтому обновление мощностей осуществляется за счет собственных сил.

— Развивающееся машиностроительное предприятие может быть привлекательным объектом для инвестиций. Успешны ли попытки наладить тесное сотрудничество с потенциальными инвесторами?

— Для того чтобы провести полную модернизацию завода, нам необходимо порядка 700 млн рублей. Лет семь назад к нам приезжали представители компании Sumsung Techwin, которые предлагали поучаствовать в совместном проекте. Они работали над проектом энергетической турбины мощность 5 МВт и хотели локализовать производство на нашем предприятии, чтобы в дальнейшем продавать продукцию на российском рынке. Активно велись переговоры, иностранцев устраивало качество нашей продукции. Но делегация прошла по нашим цехам, и компания отказалась работать с нами из-за недостаточно высокого уровня производства. Все держится на профессионализме сотрудников завода. Мы пытаемся привлечь инвестиции – работаем с кредитными организациями, с банками. Но любому банку нужно показать, как предприятие будет отдавать займ. По требованию кредитной организации мы предоставляем бизнес-план. Например, в нем указано «изготовление десяти турбин». В банке просят показать контракты с заказчиками. Мы не можем такие документы предоставить, потому что работаем на перспективу полгода – год вперед. Все наше оборудование изготавливается под определенные проекты. К примеру, есть проект строительства цементного завода, который предполагает наличие компрессорной станции – мы можем взяться за этот заказ. А предложить организации просто купить у предприятия компрессор без проекта завод не может.

— А иностранные инвестиции удается привлекать?

— Были попытки привлечь финансирование иностранных организаций, но, к сожалению, не все получается так, как нам бы хотелось. Когда разрабатывалась программа развития предприятия, была привлечена инжиниринговая компания Hormann-Rawema из Германии. Они нам полностью разработали технологическую цепочку, расстановку оборудования и станков, подобрали технологию. В рамках контракта с ОАО «Дальэнергомаш» партнеры подобрали нам инвестора – немецкий банк Hermes, который оказывает поддержку германским производителям. Мы могли закупить немецкое оборудование, однако подтверждающим банком должна была стать российская финансовая организация. В российском банке стоимость денег сразу на порядок вырастает. Если немецкий банк готов дать кредит под 3-6% годовых на семь-десять лет, то наш банк дает под 18%-20% годовых. Таким образом, проект становится нерентабельным. На заказ, доставку и установку оборудования, обучение персонала и непосредственно выпуск продукции у предприятия уходит до трех-четырех лет. В отечественный банк нужно возвращать деньги уже после третьего года. Но мы их еще не успели заработать. Такие нюансы усложняют решение финансовых вопросов. Часть оборудования предприятие меняет за свой счет. Провели модернизацию двух немецких лоботокарных станков, заменив электронику. В плане у нас обновление еще одного токарного станка. Кроме того, есть соглашение с лизинговой компанией о покупке суперсовременного немецкого оборудования, которое заменит порядка десяти старых станков, превосходя их по производительности и качеству изготовления продукции. На приобретение данной установки в лизинг из средств «Дальэнергомаша» выделяется около 90 млн рублей.

— Новое оборудование позитивно повлияет на производительность предприятия. Сложно заводу выдерживать конкуренцию с игроками рынка, успевшими обновить большую часть мощностей?

— На сегодняшний день турбину высокого давления мы изготавливаем за 12-18 месяцев. Заказчики нас пока еще понимают, но уже с сомнением подходят к финансированию проектов. Раньше мы брали у заказчиков предоплату, а сегодня никто не хочет платить деньги вперед. Поэтому нужно ускорять производство. Сегодня мы обновляем производство и уходим от «мертвых заказов». Дело в том, что изменилась структура рынка. Раньше «Дальэнергомаш» занимался производством и детских колясок, и вентиляторов, и прочих товаров народного потребления – вагонами увозили с завода подобную продукцию. В настоящее время мы закрыли данное производство, ведь нет смысла «палить из пушки по воробьям». Теперь наш завод заточен под крупные дорогостоящие заказы, мощные и сложные в изготовлении машины. Блок освободившихся цехов сегодня утепляем, проводим газовое отопление, приводим в надлежащий вид.

В ОАО «Дальэнергомаш», помимо завода в городе Хабаровске, входят филиалы в городе Комсомольске-на-Амуре – «Завод Амурлитмаш» и «Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования» («КЗПТО»). Вы взяли под крыло КЗПТО, когда предприятие переживало финансовый кризис. Долги завода составляли более 300 млн рублей – как разрешилась ситуация для предприятия? Руководство ОАО «Дальэнергомаш» планировало восстановить производство кранов, которые ранее выпускал «КЗПТО», на мощностях завода «Амурлитмаш». Удалось ли воплотить планы в жизнь? Как в настоящее время развиваются ваши филиалы?

«КЗПТО» – банкрот. Между тем на рынке очень востребована крановая продукция, которую производило предприятие. Мы решили сохранить производство: приобретаем станки, которые продает управляющий предприятия, перевели сотрудников КЗПТО в созданный филиал. На базе «Амурлитмаша» оборудовали цех и в середине августа мы организуем презентацию запуска производства кранового оборудования. Аналогичного предприятия в Хабаровском крае больше нет, и мы трудоустроили всех основных специалистов этой отрасли машиностроения в городе Комсомольск-на-Амуре.

Изменяющиеся условия рынка корректируют уклад отечественного индустриального производства – если раньше основной курс был на укрупнение, то сегодня от полного цикла предприятия перешли на систему специализированного производства. Экономически выгоднее покупать у партнеров специализированные детали, чем производить их на своем заводе?

— Предприятию сегодня выгодно оставлять все самые важные компетенции – сосредоточены на крупных уникальных заказах. «Амурлитмаш» выпускает для «Дальэнергомаша» литейные и другие изделия. Большой объем продукции нам поступает со специализированных предприятий Урала, из центральных областей страны. Была попытка работать с китайским производителем, но технические требования пока у нас с ними расходятся.

Какой механизм управления предприятием позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию и удерживать лидерские позиции на рынке?

Мы контролируем состояние нашей контрактной базы, от которой напрямую зависит своевременная выплата заработной платы работникам компании. На нашем предприятии ключевые показатели эффективности жестко привязаны к отгрузке оборудования – если продукцию не отгрузить вовремя, можно не получить деньги за товар, а следовательно, не заработать.

Возникают проблемы с отгрузкой продукции?

— Есть одна общая проблема – монополизм РЖД. Из актуальных ситуаций: мы заказали на 23 июля поставку вагона на завод, но он не пришел в срок. У нас была договоренность с ОАО «Минудобрения» (город Россошь) о сроках отгрузки нитрозного нагнетателя. По планам у предприятия-заказчика на 15 августа была намечена остановка старой машины и ее замена. Разумеется, жесткие сроки поставки оборудования экономически обусловлены. Сутки простоя линии по производству слабой азотной кислоты, где установлен нитрозный нагнетатель, необходимый к замене, обходятся в несколько миллионов рублей. Изготовив машину в оговоренный срок, мы не можем ее доставить вовремя из-за того, что нашу платформу железнодорожники по ошибке поставили на станцию Хабарвоск-2, а не на Хабаровск-1. В итоге до нашего завода вагон ехал семь дней. Очевидно, что заказчик будет выражать недовольство срывом сроков поставки.

Продукция «Дальэнергомаша», помимо российских потребителей, поставляется в Индию, Болгарию, среднеазиатские республики. Объем экспортных поставок на заводе превышает 40%. Активно ли пополняется база клиентов группы компаний на внутреннем и внешнем рынке? В каких отраслях востребована продукция предприятия?

— Сейчас мы делаем упор не только на поддержание отношений с постоянными клиентами, но и на возврат утерянных клиентов. Техника активных продаж помогает расширять клиентскую базу. Мировое машиностроение основано на продаже запчастей – выгоднее дешевле продать машину, а потом поставлять оригинальные запчасти для ее эксплуатации. Изготовленные на заводе машины востребованы во многих отраслях: в металлургии, горнодобывающей промышленности, химическая промышленность. К сожалению, из-за сложившейся политической обстановки на Украине, мы теряем связь с нашими партнерами в области химического производства. Наши машины работали на предприятии в Горловке, в Северодонецке и других городах. Сегодня сложилась двоякая ситуация: и украинские производства перестали у нас покупать запчасти, и перестали поставлять специализированные узлы на российский рынок, тем самым сократив число конкурентов.

— Предприятие активно осваивает внешний рынок. ОАО «Дальэнергомаш» подписало соглашение, которое позволяет компании участвовать в тендерах, объявленных на территории Индии и увеличивать портфель заказов. Требования к качеству продукции у иностранных заказчиков выше, чем у российских?

— Крупнейшими металлургическими предприятиями Индии владеет известный бизнесмен Лакшми Миттал – наш завод работает с данными комбинатами. Помимо этого около 40% индийских предприятий составляют частные предприятия, с которыми мы еще не сотрудничали. Теперь у нас появились партнеры, которые готовы продвигать продукцию «Дальэнергомаша» на неохваченных зонах индийского рынка. Качество нашей продукции вполне устраивает иностранных заказчиков. Есть только некоторые особенности производства, связанные местом расположения страны-покупателя. Так для Индии, которая находится в тропиках, мы изготавливаем продукцию по специальной технологии. Ценовая политика к тому же у нас демократичнее. Например, нагнетатель коксового газа сегодня можно изготовить за $1 млн, мы строим дешевле.

— В 2014 году Правительство РФ установило регионам Дальнего Востока курс на ускоренное развитие территорий. Субъектам необходимо улучшать социально-экономические показатели и создавать условия для новых инвестиционных потоков. Концепцией развития дальневосточных регионов предусмотрен формат индустриальных промышленных парков, которые станут платформой преимущественно для малого и среднего предпринимательства. Согласно заявлению региональных властей, в Хабаровском крае уже появились три индустриальных (промышленных) парка – в их числе и индустриальный парк «Дальэнергомаш». Как особый статус сказывается на работе предприятия? Помогает ли формат индустриального парка привлекать заказчиков и инвесторов?

— Фактически индустриальный парк на базе нашего предприятия давно существует. Мы как резиденты занимаемся производством на собственных мощностях, и ряд компаний арендует у нас площади для производства. В настоящий момент мы освобождаем площади на территории завода, модернизируем их и готовим для малых компаний. Недавно разместили производителя станков и оборудования, правда, не под маркой индустриального парка. Если говорить о преференциях, то льготы, предоставляемые краевым правительством несущественные: 1 млн рублей в год на 16 юридических лиц – такие деньги погоды не сделают. Однако мы будем развивать индустриальный парк, чтобы расположить малые производства на территории предприятия и отдавать им заказы на аутсорсинг.

— На вашем предприятии для иностранного заказчика создавался детандер-генераторный агрегат, который позволяет вырабатывать экологически чистую электроэнергию. В Европе подобные установки востребованы, и на выработку «зеленой» энергии направляются государственные субсидии. На российском рынке подобные инновации пока не прижились?

— В Европе был разработан проект «Зеленая энергия», который финансировало ЕС. Испанская компания заключила контракт с нами, в рамках которого наше предприятие разработало проект детандер-генераторной установки. На данный момент контракт заморожен по инициативе заказчиков. Скорее всего, европейский кризис в экономике заставил сократить расходы на подобные программы. Впрочем, подобные проекты есть и в России. Мне известно, что аналогичные установки работают на ТЭЦ в Московской области, но идея выработки экологически чистой энергии пока не настолько популярна в стране, чтобы подобные проекты финансировались за счет бюджета.

— Вероятно, для того чтобы выдерживать конкуренцию на рынке машиностроения, необходимо иметь «копилку инновационных разработок» и периодически ее пополнять…

— Да, у сотрудников предприятия рождаются интересные идеи, но вопрос их воплощения зачастую упирается в несовершенство мощностей. Мы планируем освоить производство турбинных, компрессорных, роторных лопаток. Собираемся приобрести для этого специальный станок и изготавливать лопатки сначала для себя, а потом и для других предприятий.

— Испытывает ли сегодня отрасль кадровый голод? Когда-то молодые люди мечтали стать инженерами, мода на профессию возвращается? Предприятие сотрудничает с региональными вузами в вопросах подготовки специалистов?

Предприятия, на которых в большей степени задействованы работники инженерно-технических специальностей всегда испытывают кадровый голод. Так и завод нуждается в инженерах, конструкторах и технологах. ОАО «Дальэнергомаш» сотрудничает с вузами и техникумами города. Руководители предприятия ежегодно входят в состав комиссии на государственных экзаменах и на защитах выпускных квалификационных работ, принимают участие в экспертных комиссиях конкурсов студентов и выпускников технических специальностей. Мы приглашаем на работу молодых специалистов и выделяем средства на их обучение, но, к сожалению, рынок труда не может удовлетворить имеющуюся потребность. Приглашаем украинских специалистов – девять человек уже готовы приступить к работе на нашем предприятии. Планируем и в дальнейшем приглашать украинских работников, трудоустраивать и помогать им адаптироваться у нас. Всеми силами постараемся решить кадровую проблему. То же производство турбинных лопаток без подготовленного специалиста технолога – это тупиковый путь.