Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

And we do not bargain

And we do not bargain

Deputy Minister of Agriculture of the Russian Federation - Head of the Federal Agency for Fisheries Ilya Shestakov - on the prospects of import substitution, distribution of quotas and attracting investors to the fishing industry.

- Ilya Vasilyevich, the place of import fish prohibited on import on shelves should be taken by our own, domestic, for the most part caught in the Far East. But will it not turn out to be "golden", even if part of the cost of its transportation to the central and European part of Russia is offered to be subsidized from the budget? Is the order of such costs calculated at least?

- Subsidizing railway tariffs, on the one hand, will allow to level the growth of prices for fish products, on the other - will become an additional incentive for the delivery of fish from the Far East to other regions of Russia. We have already sent our proposal for railway tariffs to the government. It concerns the delivery of Pacific herring, in the price of which the transport component is quite significant and reaches 35%. We are talking about herring, since the cost of transportation of salmon is insignificant (from 2 to 5%) and in this case there will be no serious effect from such subsidizing.

In the document directed to the government, it was suggested to subsidize only the infrastructure component of the tariff, which does not vary depending on the season (5,1 ruble per 1 kg). If 50% is refunded, it will be necessary to allocate 239 million rubles from the budget, with its zeroing - 478 million rubles.

- There is not much time left until 2018, when the system of fishing quotas will be radically revised. In the near future, Rosrybolovstvo should submit a government version of the modernization of the historical principle of allocating catch quotas. Discussions on this subject were boiling hotly. What is decided for today?

- As part of the instructions of the President of the Russian Federation for the development of the fisheries complex, we have already sent our preliminary proposals for consideration to the government and relevant federal agencies. We will meet with fish farmers to confer, discuss these proposals. The main task is to get rid of rentiers, increase export efficiency and stimulate the development of fixed assets in the industry. The main measures that we propose are as follows: raise the threshold of commitments for the development to 70% of quota shares; production must be made up to 70% by own ships; provide preferential conditions for coastal fisheries, but with the obligation to unload fish to shore, in order to give additional volumes to coastal enterprises.

- Almost a year has passed since the amendments to the law on fishing came into force, which allowed coastal fishermen to process catches on ships and to transship fish products directly to the sea. This allowed us to develop coastal quotas without looking at the capacity of the coastal enterprises of the regions. And, naturally, it resulted in an increase in exports instead of deliveries to the domestic market. Now "in connection with the international situation" will have to review everything?

- As I have already said, now we are considering measures that will give an additional impetus to the development of coastal fishing and provide fishermen who implement it more access to aquatic bioresources. The possibility of changing the general approaches to coastal fishing is discussed, and we also want to discuss this idea with our fishermen.

- Considering that many fishermen already have long-term contracts for the supply of fish abroad, will it be necessary to limit the volume of exports to saturate the domestic market after abandoning imported products?

- We talked with the fishermen. In general, they responded to our request to take into account the current situation, when it is necessary, on the one hand, to reorient the fish industry to the domestic market, and on the other, to closely monitor the price situation and not to allow unjustified price increases. Of course, the state has enough leverage to settle this issue by administrative methods, but we would not like to resort to them.

- Sounds a little menacing ...

- Sounds like it sounds. And I repeat that we would not like to resort to them. Especially since market participants have heard us. Our fishermen show social responsibility, they meet them halfway. And if we see that the balances are respected, no action will be required.

- And if not? Is there any possibility of mutual concessions and compromises?

- We do not bargain, we - discuss and make decisions. Taking into account all the opportunities available to fishermen, taking into account the price parameters and all the additional factors that have opened up in connection with the decrease in the share of imports, we believe that it would be right for them to set the task of taking their niche as quickly as possible in the domestic market. We, in this case, are not talking about all products, but only about the one that fishermen are interested in supplying to the domestic market. Nobody forces to sell products to the detriment of themselves. Arguments are of a purely economic nature. But, all other things being equal, deliveries to the domestic market should become priority.

- Much depends on the quality of fish processing at Russian enterprises. What is disingenuous, this quality is very different, and not all of our products are quality-capable of substituting imports. On which producers in the regions do you expect in the first place and how do you relate to the idea of ​​creating fish clusters, as, for example, in Primorye in Sukhodol Bay?

- The project in Sukhodol is still at the initial stage, there's nothing to see right now. In general, as far as I know, such projects have shown their viability in other countries, for example in Korea, the very idea is quite promising. I think, and we have such projects can be effective. The only thing you should not do is to replicate such clusters one by one. Let there be one point of attraction. It makes no sense to create such clusters in each Far Eastern region, so that they compete with one another. It is more logical, if in one region the main cluster will be located, and in others - accompanying elements. Means are always not enough, and it seems to me irrational to spray them.

- Representatives of fishermen and fish processors constantly say that the industry is now very close to the crisis, because of the former problems, the current abundance of administrative barriers, and many other factors. You recently visited Kamchatka on a working trip. Is everything really that gloomy?

- As for Kamchatka specifically, it all depends on what kind of fishing we are talking about. If we talk about red fish, then there are already enterprises in Kamchatka that meet modern criteria and allow us to talk about the growth of investments, the introduction of advanced technologies, and so on. We were at an enterprise where the entire production process was fully automated - from entering the catch to gutting, processing, freezing, packaging. Kamchatka has the opportunity to increase its performance through the development of pasture aquaculture. There are, of course, a lot of pitfalls. It is important not to allow individual companies to start catching things that do not belong to them. Now we are completing work on the development of legal acts necessary for the operation of the law on aquaculture. But, I repeat, the prospects for such enterprises are quite large and quite achievable.

In general, our fishing industry is in a good financial position; following the results of last year, the balanced financial result of organizations of the fishing industry amounted to 23 billion rubles. There is an opportunity to receive often good profits and reinvest it in the renewal and modernization of the fishing fleet, processing capacities, in personnel training, and in the increase of staff salaries. Part of the business community does this. And our task is to make such people more. And those who simply use resources for the time being and invest nothing in development should be encouraged to choose a different strategy that is more in line with the interests of the state.

- And what is the most difficult thing in working with investors? How can they be stimulated in the right way?

- The main thing for an investor is to get a return on the invested funds, and this is natural. But it seems to me that a significant part of them did not focus on the need for additional development. Of course, its role was played also by instability, when the rules of the game established by the state periodically changed. Now this is the main argument in opposition to our programs - we will not invest, because the state is unpredictable. Quotas were allocated for 10 years - please invest, develop business. But now, they tell us, we do not know what will happen after 2018 ... This is also a kind of game, a method of pressure, such difficulties will exist, most likely, for a long time. Although they are by and large manageable, if the state conducts its strategy clearly, logically and reasonably.

- It was about the fact that there will be a new branch federal target program, calculated up to 2020 year. Which of its provisions do you consider to be the most important?

- First of all, I will clarify that the FTP is being transformed into a subprogram, it will become an integral part of the state program "Development of the fisheries complex". Additional funding will be provided for it. I would point out three basic elements. First, and this is very important for us: more money will be allocated to the branch science. Thus, we are able to reasonably expand the resource base and increase the catch. Second: money is planned to be allocated for the development of aquaculture, including subsidizing interest rates on loans, including investment. And the third: the activities that are envisaged under the new subprogram, the infrastructure support of the entire industry. It contains additional resources to ensure the safety of fishing, improve the industry monitoring system, reconstruction of scientific research vessels, which in recent years there were only about eighty. Within the framework of this program, a number of hatcheries will be modernized, the quay wall in Petropavlovsk-Kamchatsky will undergo reconstruction. In general, next year it is planned to allocate 3,1 billion rubles in addition, 2016 billion for 3,2, 2017 billion for 3,3, and 3 billion rubles more annually.

- Within the framework of this program, it was planned to build a plant for the production of young Atlantic salmon in the New Titovka of the Murmansk region, as announced by the Russian Sea-Aquaculture Company. Are there similar investment projects for the Far East?

- In the Far East, the prospects for increasing salmon production are largely related to improving efficiency and the development of hatcheries. In the area of ​​commodity aquaculture, individual projects are being discussed. For example, on Sakhalin there is a joint project with Japanese for the cultivation of fish in cages, but it is still at the stage of discussion and approval. But of course, Rosrybolovstvo is a state body, we can create conditions and provide support, but we can not come in place of an investor. The decisive word for those who conduct business in this area.

- Unfortunately, not all business is equally clean and transparent, like water in the ocean. It is the fish industry that suffers from various kinds of criminal schemes and ineffective poaching. What measures of struggle in this case to you under force?

- The fight against poaching at sea is a zone of responsibility and tasks of the border service. But we, too, are taking steps that allow us to move to a qualitatively different, economic stage in the fight against poaching. Experts cite different numbers characterizing the scale of this phenomenon: for different fishing targets, it is from 10 to 30% of catches. And now efforts are focused on combating industrial poaching, which causes serious damage to the industry.

In particular, the mechanism of agreements to combat IUU fishing, which Russia signed with various countries of the Asia-Pacific region - China, Japan and Korea - has been launched. In Korea, a special service has already been set up that inspects Russian vessels at the port, conducts a similar reconciliation, checks the volume of products delivered to shore.

The second important element is the introduction of electronic field journals, which will allow for the rapid tracking of information on catches and regulate the work of inspection bodies. This will not allow to negotiate on the spot or have a few magazines, as it, alas, sometimes happens. It will always be possible to double-check everything on the electronic database. For example, if a border boat approached a ship - to see how the trial ended, and if there were any violations - why they were not paid attention. Another important element of control and accounting is the electronic veterinary certification system. Its presence will make it possible to compare the volumes of production: what goes according to the veterinary certificate, and what, according to the permission of the Russian Fishery Agency, and in fact it will show unaccounted products. Not all fishermen like this system. They can be understood: no one wants someone to know all his secrets. However, our task is to achieve transparency in the industry.

This also applies to the control of foreign investors in the fishing industry. Amendments have been made to the Federal Law "On the Procedure for Foreign Investments in Business Companies of Strategic Importance for National Defense and State Security", which will allow to deprive quotas of those fishing companies controlled by foreign investors, bypassing the legislation.

- You occupy this chair for six months. What did you achieve for this not too long period, and what are you still aiming at?

“I think we managed to convey to the industry participants, to the employees of the whole system of the Federal Agency for Fishery, a clear understanding that increasing the industry’s transparency is inevitable. The goal is to increase the efficiency of the fishing complex. This requires structural changes, and they will inevitably occur. For example, we are now preparing proposals for reforming the system of our scientific institutions. The powers of the head scientific research institute - VNIRO, coordinating the activities of all branch scientific institutes, will be strengthened. A new procedure for the protection of resource research is being introduced: the necessary budgets for research teams will be substantiated first on the general board of directors of the institutes, and then here in the Federal Agency for Fishery. At the same time, it is planned to introduce a new system for the preparation of analytical materials. This will allow to modernize the mechanism for determining the total allowable catches in order to maximally avoid the influence and pressure of business on these basic figures. We want to clearly delineate the areas of competence. Some experts will collect data, others will prepare justifications, and final decisions will be made by the board of directors of scientific institutions. To avoid this: we study ourselves, submit documents ourselves and protect ourselves, and check ourselves ...

We will improve the efficiency of our fish farmers: we are already moving to the system when they have to justify their budgets, and in the future we will be engaged in reforming this sector - we are not satisfied with the current system. Naturally, without resistance on the ground here will not do, we already observe this. But this is not an excuse to give up your decisions.

- And from other people's ideas? Will Rosrybolovstvo move to the Far East? What ended this epic?

- In my, and not only my, opinion, this is not entirely appropriate. Undoubtedly, the Far East is the largest, very important fishing industry. And for operational regulation here are several of our territorial offices. The task of the central apparatus of the Federal Agency for Fishery is the strategic development of the industry. We are developing documents that facilitate its work, we are preparing the relevant orders, resolutions, bills. Being in the Far East, it would be extremely difficult to coordinate them with all other departments. For example, only now more than a hundred various regulatory legal acts developed by us are being approved, which, we expect, will help the work of the fishing industry.

October 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

А мы не торгуемся

А мы не торгуемся

Заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков - о перспективах импортозамещения, распределении квот и привлечении инвесторов в рыбную отрасль.

– Илья Васильевич, место запрещенной к ввозу импортной рыбы на прилавках должна занять наша, отечественная, по большей части выловленная на Дальнем Востоке. Но не получится ли она «золотой» даже при условии, что часть стоимости ее перевозки в центральную и европейскую часть России предлагается субсидировать из бюджета? Подсчитан ли хотя бы порядок таких затрат?

– Субсидирование железнодорожных тарифов, с одной стороны, позволит нивелировать рост цен на рыбопродукцию, с другой – станет дополнительным стимулом для доставки рыбы с Дальнего Востока в другие регионы России. Свое предложение по железнодорожным тарифам мы в правительство уже направили. Оно касается доставки тихо­океанской сельди, в цене которой транспортная составляющая достаточно значительна и достигает 35 %. Мы говорим именно о сельди, так как в стоимости лососевых расходы на перевозку незначительны (от 2 до 5 %) и в этом случае от подобного субсидирования серьезного эффекта не будет.

В документе, направленном в правительство, предложено субсидировать только инфраструктурную составляющую тарифа, которая не меняется в зависимости от сезона (5,1 рубля за 1 кг). При возмещении 50 % ставки потребуется выделить из бюджета 239 млн рублей, при ее обнулении – 478 млн рублей.

– Остается не так уж много времени до 2018 года, когда будет кардинально пересмотрена система промысловых квот. В ближайшее время Росрыболовство должно представить правительственный вариант модернизации исторического принципа распределения квот на вылов. Дискуссии на этот счет кипели бурно. Что решено на сегодня?

– В рамках поручений президента РФ по развитию рыбохозяйственного комплекса наши предварительные предложения мы уже направили на рассмотрение в правительство и соответствующие федеральные ведомства. Мы будем встречаться с рыбодобытчиками, чтобы посовещаться, обсудить эти предложения. Основная задача – избавиться от рантье, повысить эффективность экспорта и стимулировать развитие основных фондов в отрасли. Основные меры, которые мы предлагаем, следующие: поднять порог обязательств по освоению до 70 % долей квот; добыча должна производиться до 70 % собственными судами; предусмотреть преимущественные условия для прибрежного рыболовства, но с обязательством выгрузки рыбы на берег, чтобы дать дополнительные объемы береговым предприятиям.

– Прошел почти год с момента вступления в силу поправок к закону о рыболовстве, которые позволили рыбакам-прибрежникам обрабатывать уловы на судах и перегружать рыбопродукцию непосредственно в море. Это позволило осваивать прибрежные квоты без оглядки на мощности береговых предприятий регионов. И, естественно, вылилось в увеличение экспорта вместо поставок на внутренний рынок. Теперь «в связи с международной обстановкой» придется все пересматривать?

– Как я уже сказал, сейчас мы продумываем меры, которые позволят дать дополнительный импульс к развитию прибрежного рыболовства и предоставить рыбакам, которые его осуществляют, больше возможностей доступа к водным биоресурсам. Обсуждается возможность изменения общих подходов к ведению прибрежного рыболовства, хотим эту идею также обсудить с нашими рыбаками.

– Учитывая, что у многих рыбаков уже есть долгосрочные контракты на поставку рыбы за рубеж, придется ли ограничивать объем экспорта, чтобы насытить внутренний рынок после отказа от импортной продукции?

– Мы поговорили с рыбаками. В целом они откликнулись на нашу просьбу учитывать сложившуюся ситуацию, когда необходимо, с одной стороны, переориентировать рыбную отрасль на внутренний рынок, а с другой – внимательно следить за ценовой ситуацией и не допускать необоснованного повышения цен. Безусловно, у государства достаточно рычагов, чтобы урегулировать этот вопрос административными методами, но нам не хотелось бы к ним прибегать.

– Звучит несколько угрожающе…

– Звучит как звучит. И повторю, что нам не хотелось бы к ним прибегать. Тем более что участники рынка нас услышали. Наши рыбаки проявляют социальную ответственность, идут навстречу. И если мы будем видеть, что балансы соблюдаются, то никаких мер не потребуется.

– А если нет? Есть ли возможность взаимных уступок и компромиссов?

– Мы не торгуемся, мы – обсуждаем и принимаем решения. Сейчас с учетом всех имеющихся у рыбаков возможностей, с учетом ценовых параметров и всех дополнительных факторов, которые открылись в связи со снижением доли импорта, мы считаем – для них было бы правильно поставить перед собой задачу как можно быстрее занять свою нишу на внутреннем рынке. Мы же в данном случае говорим не обо всей продукции, а лишь о той, которую рыбакам интересно поставлять на внутренний рынок. Никто не заставляет реализовывать продукцию в ущерб себе. Аргументы – сугубо экономического свойства. Но при прочих равных приоритетными должны стать поставки на внутренний рынок.

– Многое упирается в качество переработки рыбы на российских предприятиях. Что лукавить, очень разное это качество, и далеко не вся наша продукция по своему качеству способна заменить импорт. На каких производителей в регионах вы рассчитываете в первую очередь и как относитесь к идее создания рыбных кластеров, как, например, в Приморье в бухте Суходол?

– Проект в Суходоле пока на начальной стадии, толком там пока ничего посмотреть нельзя. В целом, насколько я знаю, такие проекты показали свою жизнеспособность в других странах, например в Корее, сама идея вполне перспективная. Мне кажется, и у нас такие проекты могут быть эффективными. Единственное, чего не стоит делать, это тиражировать такие кластеры один за другим. Пусть будет одна точка притяжения. Нет смысла создавать такие кластеры в каждом дальневосточном регионе, чтобы они между собой конкурировали. Логичнее, если в одном регионе будет располагаться основной кластер, а в других – сопутствующие элементы. Средств всегда не хватает, и распылять их, мне кажется, нерационально.

– Представители рыбаков и рыбопереработчиков постоянно твердят, что отрасль сейчас вплотную подошла к кризису – виной тому и прежние проблемы, и нынешнее обилие административных барьеров, и многие другие факторы. Вы недавно были на Камчатке в рабочей поездке. Все действительно настолько мрачно?

– Что касается конкретно Камчатки, то все зависит от того, о каком виде промысла идет речь. Если говорить о красной рыбе, то на Камчатке уже есть предприятия, которые отвечают современным критериям и позволяют говорить о росте инвестиций, внедрении передовых технологий и так далее. Мы были на предприятии, где полностью автоматизирован весь производственный процесс – от захода улова до потрошения, обработки, заморозки, упаковки. У Камчатки есть возможность нарастить показатели и за счет развития пастбищной аквакультуры. Здесь, конечно, немало подводных камней. Важно не допустить, чтобы отдельные компании начали вылов того, что им не принадлежит. Сейчас мы завершаем работу по разработке нормативно-правовых актов, необходимых для действия закона об аквакультуре. Но, повторюсь, перспективы у таких предприятий достаточно большие и вполне достижимые.

В целом наша рыбная отрасль находится в неплохом финансовом положении, по итогам прошлого года сальдированный финансовый результат организаций рыбной отрасли составил 23 млрд рублей. Есть возможность получать зачастую хорошую прибыль и реинвестировать ее в обновление и модернизацию рыбопромыслового флота, перерабатывающих мощностей, в обучение кадров, повышение зарплат сотрудникам. Часть бизнес-сообщества этим занимается. И наша задача – сделать так, чтобы таких людей становилось больше. А тех, кто пока просто использует ресурсы и ничего не вкладывает в развитие, стимулировать к выбору иной стратегии, в большей степени отвечающей интересам государства.

А что самое сложное в работе с инвесторами? Как их стимулировать правильным образом?

– Для инвестора главное – получить отдачу от вложенных средств, и это естественно. Но мне кажется, значительная часть из них не ориентировалась на необходимость дополнительного развития. Конечно, свою роль играла и нестабильность, когда правила игры, установленные государством, периодически менялись. Сейчас это главный аргумент в противовес нашим программам – не будем инвестировать, потому что государство непредсказуемо. Были выделены квоты на 10 лет – пожалуйста, вкладывайте средства, развивайте бизнес. Но теперь, говорят нам, мы не знаем, что будет после 2018 года… Это тоже некая игра, способ давления, подобные сложности существовать будут, скорее всего, еще долго. Хотя и они по большому счету преодолимы, если государство ведет свою стратегию четко, логично и разумно.

– Речь шла о том, что появится новая отраслевая федеральная целевая программа, рассчитанная до 2020 года. Какие ее положения вы считаете наиболее важными?

– Прежде всего уточню, что ФЦП трансформируется в подпрограмму, станет составной частью государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса». На нее будет выделено дополнительное финансирование. Отметил бы три основных элемента. Первое, и это очень для нас важно: больше денег будет выделено на отраслевую науку. Таким образом, мы получаем возможность обоснованно расширить ресурсную базу и нарастить объемы вылова. Второе: деньги планируется выделять на развитие аквакультуры, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам, включая инвестиционные. И третье: мероприятия, которые предусмотрены в рамках новой подпрограммы, инфраструктурное обеспечение всей отрасли. В ней заложены дополнительные ресурсы по обеспечению безопасности рыболовства, совершенствованию отраслевой системы мониторинга, реконструкции научно-исследовательских судов, которых за последние годы осталось всего около восьмидесяти. В рамках этой программы будет модернизирован ряд рыборазводных заводов, реконструкции подвергнется причальная стенка в Петропавловске-Камчатском. В целом на следующий год планируется дополнительно выделить 3,1 млрд рублей, на 2016-й – 3,2 млрд, на 2017-й – 3,3 млрд и далее по 3 млрд рублей ежегодно.

В рамках этой программы планировалось построить завод по выпуску молоди атлантического лосося в Новой Титовке Мурманской области, о чем заявила компания «Русское море – аквакультура». Есть ли подобные инвестпроекты для Дальнего Востока?

– На Дальнем Востоке перспективы увеличения объемов добычи лососей во многом связаны с повышением эффективности и развитием рыборазводных предприятий. В сфере товарной аквакультуры сейчас обсуждаются отдельные проекты. Например, на Сахалине есть совместный с японцами проект выращивания рыбы в садках, но он пока на стадии обсуждения и согласований. Но конечно, Росрыболовство – государственный орган, мы можем создать условия и предоставить поддержку, но мы не можем прийти вместо инвестора. Решающее слово за теми, кто ведет бизнес в этой сфере.

– К сожалению, не весь бизнес одинаково чист и прозрачен, как вода в океане. Именно рыбная отрасль страдает от разного рода криминальных схем и неискоренимого пока браконьерства. Какие меры борьбы в данном случае вам под силу?

– Борьба с браконьерством на море – это зона ответственности и задач пограничной службы. Но и мы со своей стороны предпринимаем шаги, которые позволяют перейти к качественно иному, экономическому этапу борьбы с браконьерством. Эксперты называют разные цифры, характеризующие масштаб этого явления: по разным объектам промысла это от 10 до 30 % выловов. И сейчас усилия сосредоточены на борьбе с промышленным браконьерством, которое наносит серьезный ущерб отрасли.

В том числе запущен механизм соглашений по борьбе с ННН-промыслом, которые Россия подписала с различными странами Азиатско-Тихоокеанского региона – Китаем, Японией и Кореей. В Корее уже создана специальная служба, которая осматривает в порту российские суда, ведет подобную сверку, проверяет объем продукции, доставленной на берег.

Второй важный элемент – внедрение электронных промысловых журналов, которые позволят оперативно отслеживать информацию о выловах и регламентировать работу проверяющих органов. Это не позволит договариваться на месте или иметь несколько журналов, как это, увы, иногда случается. По электронной базе всегда возможно будет все перепроверить. Например, если к судну подходил пограничный катер – посмотреть, чем кончилось разбирательство, а если нарушения все-таки были – почему на них не обратили внимания. Еще один важный элемент контроля и учета – система электронной ветеринарной сертификации. Ее наличие позволит сопоставлять объемы продукции: что идет по ветсертификату, а что по разрешению Росрыболовства, и по сути это покажет неучтенную продукцию. Не всем рыбакам эта система нравится. Их можно понять: никому не хочется, чтобы кто-то знал все его тайны. Однако у нас задача – добиться прозрачности в отрасли.

Это относится и к контролю за деятельностью иностранных инвесторов в рыбной отрасли. Разработаны поправки в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», которые позволят лишать квот те рыбодобывающие компании, контроль над которыми получен иностранными инвесторами в обход законодательства.

– Вы занимаете это кресло полгода. Чего вам удалось добиться за этот не слишком большой срок, а к чему вы пока только стремитесь?

– Мне кажется, нам удалось донести до участников отрасли, до сотрудников всей системы Росрыболовства четкое понимание того, что повышение прозрачности отрасли неизбежно. Стоит задача повысить эффективность рыбопромышленного комплекса. Для этого требуются структурные изменения, и они неизбежно будут происходить. Например, мы сейчас готовим предложения по реформированию системы наших научных институтов. Будут усилены полномочия головного НИИ – ВНИРО, координирующего деятельность всех отраслевых научных институтов. Вводится новый порядок защиты ресурсных исследований: необходимые бюджеты исследовательские коллективы станут обосновывать сначала на общем совете директоров институтов, а потом здесь, в Росрыболовстве. Вместе с этим планируется введение новой системы подготовки аналитических материалов. Это позволит модернизировать механизм определения общих допустимых уловов, чтобы максимально избежать влияния и давления бизнеса на эти основополагающие цифры. Мы хотим четко разграничить сферы компетенции. Одни эксперты будут собирать данные, другие – готовить обоснования, а окончательные решения будут приниматься советом директоров научных институтов. Чтобы не было такого: сами изучаем, сами подаем документы и сами защищаем, и сами себя проверяем...

Будем повышать эффективность работы и наших рыбводов: уже сейчас переходим на систему, когда они должны будут обосновывать свои бюджеты, а в дальнейшем займемся реформированием этой сферы – нас не устраивает действующая система. Естественно, без сопротивления на местах здесь не обойдется, мы это уже наблюдаем. Но это не повод отказываться от своих решений.

А от чужих идей? Будет ли Росрыболовство переезжать на Дальний Восток? Чем закончилась эта эпопея?

– На мой, и не только мой, взгляд, это не совсем целесообразно. Бесспорно, Дальний Восток – крупнейший, очень важный рыбопромышленный регион. И для оперативного регулирования здесь располагается несколько наших территориальных управлений. Задача же центрального аппарата Росрыболовства – стратегическое развитие отрасли. Мы разрабатываем документы, которые облегчают ее работу, готовим соответствующие приказы, постановления, законопроекты. Находясь на Дальнем Востоке, было бы крайне сложно согласовывать их со всеми остальными ведомствами. Например, только сейчас на согласовании находится более ста разработанных нами различных нормативных правовых актов, которые, как мы рассчитываем, помогут работе рыбопромышленного комплекса.