Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Abe and Trump: friendship is friendship, and tobacco is apart

April summit Japan-US revealed serious contradictions between the two countries

Abe and Trump: friendship is friendship, and tobacco is apart
Photo: Evan El-Amin / Shutterstock.com

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
At the end of the second decade of April, Japanese Prime Minister Shinzo Abe and US President Donald Trump spent two days together in the mansion of the American leader Mar-a-Lago in Palm Beach, Florida. This mansion is informally referred to as the "Winter White House". In the course of communication, including during the ritual party for golf that has already become for them, the leaders of the two countries diligently demonstrated their friendly relations. Informally communicated and their spouses. 

However, the leaders of Japan and the United States could not hide the profound differences between their countries on the key issues of their relations. Moreover, Abe's hopes were not met that Trump would understand the concerns of his "Japanese friend" with understanding. Assured him of the full support in the international arena as a whole, Trump in the US-Japan bilateral relations remained true to his philosophy of America First (America in the first place). 

This was manifested, first of all, in the approaches of the American president to the nuclear missile problem of North Korea and to the Japanese-American trade.

Apparently, Abe was shocked by the news that, through the mediation of South Korean President Moon Jae-in, an agreement was reached between the US President and the DPRK leader to meet in person. It can take place in late May - early June. Moreover, Trump himself "stunned" his Japanese friend in Palm Beach by informing him that the CIA Director and Trump's candidate for the post of Secretary of State Mike Pompeo had secretly traveled to North Korea to meet with its leader and pave the way for Trump's historic summit with Kim Jong-un. Trump told Abe that the United States and North Korea "respect" each other and added, "I think it's time to talk."

Such a turn in the US approach to North Korea came as a complete surprise to Shinzo Abe, who repeatedly stated that now is not the time for dialogue with Pyongyang, and that his nuclear missile puzzle can be solved only by gradually increasing pressure on the North Korean regime in all azimuths. At the same time, Abe insists that this solution has no alternative to it lies in Pyongyang's complete, irreversible and verifiable abandonment of its nuclear missile potential. To this end, Tokyo is actively creating a united international front of pressure on the DPRK, the "engine" of which should be the "troika" consisting of Japan-USA-South Korea.

Abe was not enthusiastic about the agreement on a meeting between the leaders of the two Koreas at the end of April. In order not to remain aloof from the events rapidly unfolding around the Korean Peninsula, the Japanese Prime Minister made the mentioned urgent rendezvous with the American President in Florida. In addition, he did not rule out his own meeting with Kim Jong-in.

Most of all in Japan they fear that Washington and Pyongyang will agree "over the head" of Tokyo on the elimination of North Korean ballistic missiles. They can "get", according to some estimates, almost the entire territory of the United States. But then the DPRK will have a large number of medium and short-range missiles, the range of which fully covers the Japanese archipelago. Nonetheless, in a "good face", Abe told Trump, "I would like to pay tribute to Donald's courage in holding personal talks with Kim." Having already returned to Japan, Shinzo Abe, following Trump, was forced to positively assess Kim Jong-un's sensational statement about his readiness to suspend nuclear missile tests from April 21. Although the Japanese prime minister made a reservation that the ultimate goal still remains the same - the complete elimination of North Korea's nuclear missile weapons.

At a joint press conference in Florida, Abe, apparently without much enthusiasm, took Trump's praise to President Xi Jinping for his efforts to solve the DPRK nuclear missile problem. Due to the consistent evasion of the Chinese leader from summits with his Japanese counterpart, Abe himself has not yet had a chance to talk to him personally about this problem. The rather cool relationship with Moon Jae-in also deprives the Japanese prime minister of the opportunity to frankly discuss this problem with the South Korean leader. For Abe, this is especially annoying, since, as noted, it was Moon who mediated in the planned US-North Korean summit. For his foreign policy bet solely on the unpredictable Trump and his inability to build relationships with the leaders of neighboring countries, Abe has been severely criticized by his own media. In their opinion, this undermines Japan's influence in the region.

Analyzing the April summit of Abe-Trump, Japanese observers conclude that from now on for the incumbent American president, Japan is not so much a partner in solving the North Korean nuclear-missile puzzle as an economic competitor, with whom it is necessary to negotiate rigorously with the "unfair" trade with him . 

Indeed, the unpleasant topic took the lion's share in the negotiations between the leaders of Japan and the United States. Even during his presidential campaign, Donald Trump accused the main foreign trade partners of the United States of conducting unfair trade and promised to fix the situation if elected. In fulfillment of his campaign pledge, the American president in March announced the need to sharply increase import duties on steel and aluminum from China and Japan, which are the main culprits of the huge foreign trade deficit of the United States. In it, Japan accounts for approximately $ 65 billion. To address this problem, Prime Minister Shinzo Abe and President Donald Trump agreed to establish a new channel of negotiations during two-day meetings.

Now trade negotiations between the two countries will be held at the ministerial level with the participation of the Minister for Economic Recovery of Japan Toshimitsu Motegi and the US Trade Representative Robert Lighthizer. The creation of the new structure can be seen as a step that will somewhat alleviate the severity of the trade conflict between Tokyo and Washington, since both leaders have "lowered" its resolution to a lower level. True, disagreements remain regarding the content of the negotiations within the framework of the newly created mechanism.

The Japanese side fears that on a bilateral basis it will be easier for the United States to "twist the arms" of its trade counterparties than they could do in the framework of multilateral structures such as the Trans-Pacific Partnership (TPP), which is currently being created, - a free trade agreement. According to the initial plans, 12 countries of the Pacific Ocean basin were supposed to join it. However, shortly after his inauguration, Trump announced the US withdrawal from the TPP. Thus, he dealt a sensitive blow to Abenomics - the course of the current Japanese Prime Minister to bring the country out of prolonged economic stagnation.

At the last meeting, Abe once again called on the US to return to the Trans-Pacific Partnership, stating that the CCI is "the best for Japan and the US." Trump, however, only emphasized his intention not to return to the TPP, unless it is revised on very favorable terms for the United States, saying: "I would prefer a bilateral deal." As Japanese experts remind, the United States has repeatedly used this method of negotiations to resolve deep economic tensions with Japan in the 1980s. It was a period of bitter Japanese-American trade wars. In their opinion, the specified American practice is contrary to the spirit of mutually beneficial free trade, professed by the World Trade Organization, which was established in 1995.

During the Abe-Trump summit, contrary to the hopes of the Japanese side, an agreement was not reached to release Japan from restrictions on its export of steel and aluminum to the United States. With a request to make an exception for her in this regard, Tokyo immediately turned to Washington in March, as soon as Trump announced his intention to introduce protective duties on the import of these and other goods. Trump's refusal to friend Abe probably caused the latter to be especially disappointed in light of the fact that the United States made such an exception for its other important ally in Asia, South Korea.

As a result, the only positive that Abe took home from Florida after his meeting with Trump is that the American president promised, during talks with Kim Jong-un, to raise the question of the fate of Japanese citizens abducted by North Korea several decades ago. Abe calls this issue the most important foreign policy challenge for his administration. However, according to the Japanese media, although Trump said "we will do our best to get them back," he did not mention any specific plan to achieve this goal.

Thus, the very modest results for Abe of the meeting with his American friend Trump do not contribute to the strengthening of the Japanese leader's domestic political positions, which have been shaken as a result of a number of recent scandals. These include patronizing businessmen close to the prime minister in their dishonest land deals, concealing the true state of affairs with the dispatch of a peacekeeping contingent of the Japanese Self-Defense Forces to Iraq in the early 2000s, and sexual harassment of some high-ranking officials of the country that surfaced in recent days.

As a consequence, in April, the rating of Shinzo Abe's cabinet fell to an unprecedented low level of less than 30%, and Abe's own ambitions to be re-elected this September for a third term as chairman of the ruling Liberal Democratic Party are questioned. Victory in the party elections would automatically give him the opportunity to extend his tenure in the chair of the country's leader until 2021. Thus, Shinzo Abe could set a historical record for the Land of the Rising Sun - 9 years of continuous stay of one politician at the helm of power.
September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Абэ и Трамп: дружба дружбой, а табачок врозь

Апрельский саммит Япония-США выявил серьезные противоречия между двумя странами

Абэ и Трамп: дружба дружбой, а табачок врозь
Фото: Evan El-Amin / Shutterstock.com

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
В конце второй декады апреля премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент США Дональд Трамп провели совместно два дня в особняке американского лидера Мар-а-Лаго в Палм Бич во Флориде. Этот особняк неофициально именуются «Зимним Белым домом». В ходе общения, в том числе во время ставшей уже для них ритуальной партии в гольф, руководители двух стран старательно демонстрировали свои дружеские отношения. Неформально общались и их супруги. 

Однако лидеры Японии и США не смогли скрыть глубоких расхождений между своими странами по ключевым проблемам их отношений. Более того, не оправдались надежды Абэ на то, что Трамп с пониманием воспримет озабоченности своего «японского друга». Заверив его во всемерной поддержке на международной арене в целом, Трамп в двусторонних отношениях США с Японией остался верен своей философии «America First» (Америка на первом месте). 

Это проявилось, прежде всего, в подходах американского президента к ракетно-ядерной проблеме Северной Кореи и к японо-американской торговле.

Судя по всему, для Абэ явилось шоком известие о том, что при посредничестве президента  Южной Кореи Мун Чжэ Ина между президентом США и руководителем КНДР была достигнута договоренность об их личной встрече. Она может состояться в конце мая - начале июня. Более того, сам Трамп «ошарашил» своего японского друга в Палм Бич, сообщив ему о том, что директор ЦРУ и кандидат Трампа на пост Госсекретаря Майк Помпео тайно поехал в Северную Корею, чтобы встретиться с ее лидером и проложить путь к историческому саммиту Трампа с Ким Чен Ыном. Трамп сказал Абэ, что Соединенные Штаты и Северная Корея «уважают» друг друга, и добавил: «Я думаю, что пришло время поговорить».

Такой поворот в подходе США к Северной Корее был полной неожиданностью для Синдзо Абэ, который неоднократно заявлял, что сейчас не время для диалога с Пхеньяном, а решить его ракетно-ядерную головоломку  можно лишь за счет последовательного усиления давления на северокорейский режим по всем азимутам. При этом Абэ настаивает на том, что указанное решение безальтернативно заключается в полном, необратимом и проверяемом отказе Пхеньяна  от своего ракетно-ядерного потенциала. Для этого Токио активно создает единый международный фронт давления на КНДР, «мотором» которого должна стать «тройка» в составе Япония-США-Южная Корея.

Без восторга Абэ воспринял и договоренность о встрече руководителей двух Корей в конце апреля.  Чтобы не остаться в стороне от событий, стремительно разворачивающихся вокруг Корейского полуострова, японский премьер-министр добился упомянутого срочного рандеву с американским президентом во Флориде. Кроме того, он не исключил и собственной встречи с Ким Чен Ином.

Больше всего в Японии опасаются, что Вашингтон и Пхеньян договорятся «через голову» Токио о ликвидации северокорейских баллистических ракет. Они могут «доставать», по некоторым оценкам, практически всю территорию США. Но тогда у КНДР останется большое количество ракет средней и малой дальности, радиус действий которых полностью покрывает Японский архипелаг. Тем не менее, сделав «хорошую мину», Абэ сказал Трампу: «Я хотел бы воздать должное мужеству Дональда, решившемуся провести личные переговоры с Кимом». Уже вернувшись в Японию, Синдзо Абэ вслед за Трампом вынужден был позитивно оценить и сенсационное заявление Ким Чен Ына о готовности приостановить  с 21 апреля ракетно-ядерные испытания. Хотя японский премьер  и сделал оговорку, что конечная цель все равно остается прежней - полная ликвидация ракетно-ядерного оружия Северной Кореи.

На совместной пресс-конференции во Флориде Абэ, видимо, без особого восторга воспринял похвалу Трампа в адрес председателя КНР Си Цзиньпиня за его усилия по решению ракетно-ядерной проблемы КНДР. Из-за последовательного уклонения китайского лидера от саммитов со своим японским визави у самого Абэ  пока не было случая поговорить с ним лично об этой проблеме. Довольно прохладные отношения с Мун Чжэ Ином также лишают японского премьера возможности откровенно обсудить указанную проблему и с южнокорейским руководителем. Для Абэ это особенно досадно, поскольку, как отмечалось, именно Мун посредничал в намеченном американо-северокорейском саммите. За ставку во внешней политике исключительно на непредсказуемого Трампа и неумение выстраивать отношения с лидерами стран-соседей Абэ подвергается серьезной критике со стороны собственных СМИ. По их мнению, это подрывает влияние Японии в регионе.

Анализируя апрельский саммит Абэ-Трамп, японские обозреватели приходят к заключению, что отныне для действующего американского президента Япония - не столько партнер по решению северокорейской ракетно-ядерной головоломки, сколько экономический конкурент, с которым надо вести жесткие переговоры относительно исправления «несправедливой» торговли с ним. 

Действительно, малоприятная тема заняла львиную долю в переговорах руководителей  Японии и США.  Еще во время своей президентской кампании Дональд Трамп обвинил основных внешнеторговых партнеров США в ведении нечестной торговли и пообещал исправить ситуацию в случае своего избрания. Во исполнение своего предвыборного обязательства американский президент в марте заявил о необходимости резко повысить импортные пошлины на сталь и алюминий из Китая и Японии, которые являются главными «виновниками» огромного внешнеторгового дефицита Соединённых Штатов. В нем на долю Японии приходится  примерно 65 млрд долл. Для решения этой проблемы в ходе двухдневных встреч премьер-министр Синдзо Абэ и президент Дональд Трамп договорились учредить новый канал  переговоров.



Теперь торговые переговоры между двумя странами будут вестись  на министерском уровне с участием министра по вопросам восстановления  экономики Японии Тосимицу Мотэги и торгового представителя США Роберта Лайтхайзера. Создание новой структуры можно рассматривать как  шаг, который несколько смягчит  остроту  торгового конфликта между Токио и Вашингтоном, поскольку его разрешение оба лидера «спустили» на более низкий уровень. Правда, остаются разногласия относительно содержания переговоров в рамках вновь созданного механизма.

Японская сторона опасается, что на двусторонней основе США  будет легче «выкручивать руки» своим торговым контрагентам, чем они могли бы это делать в рамках многосторонних структур типа создаваемого сейчас Транстихоокеанского партнерства (ТТП) - соглашения о свободной торговле.  В него,  по первоначальным планам, должны были войти 12 стран бассейна Тихого океана. Однако вскоре после инаугурации Трамп заявил о выходе США из ТТП. Тем самым он нанес чувствительный      удар по Абэномике – курсу нынешнего премьер-министра Японии на вывод страны из длительной хозяйственной стагнации.

На прошедшей встрече Абэ в очередной раз призвал США вернуться к Транстихоокеанскому партнерству, заявив,  что ТПП является «лучшим для Японии и США». Трамп же лишь  подчеркнул свое намерение не возвращаться в ТТП, если оно не будет пересмотрено на очень выгодных для США условиях, сказав: «Я бы предпочел двустороннюю сделку». Как напоминают японские эксперты, такой  метод переговоров Соединенные Штаты неоднократно использовали для урегулирования глубоких экономических  трений с Японией в 1980-х годах. Это был   период ожесточенных японо-американских  торговых войн . По их мнению, указанная американская практика противоречит духу взаимовыгодной свободной торговли, исповедуемому  Всемирной торговой  организацией, которая была учреждена в 1995 году.

В ходе саммита Абэ-Трампа вопреки надеждам японской стороны  не была достигнута и договоренность об освобождении Японии от ограничений на ее экспорт  стали и алюминия в США. С просьбой сделать для нее в этом отношении исключение Токио сразу обратился к Вашингтону  еще в марте, как только Трамп объявил о своем намерении ввести заградительные пошлины на импорт этих и других товаров. Отказ Трампа другу Абэ вызвал, вероятно, у последнего особое разочарование в свете того, что такое исключение США сделали для своего другого важного союзника в Азии – Южной Кореи.

В итоге единственный позитив, который Абэ увез к себе домой из Флориды после встречи с Трампом, заключается в том, что американский президент  пообещал во время переговоров с Ким Чен Ыном поднять вопрос   о судьбе японских граждан, похищенных Северной Кореей несколько десятилетий назад. Этот вопрос Абэ называет самым важным внешнеполитическим вызовом для своей администрации. Однако, как  обращают внимание японские СМИ, хотя Трамп и сказал «мы сделаем все возможное, чтобы вернуть их», он не упомянул о каком-либо конкретном плане для достижения этой цели.

Таким образом, весьма скромные для Абэ результаты встречи со своим американским другом Трампом отнюдь не способствуют укреплению  внутриполитических позиций японского лидера, пошатнувшихся в результате ряда недавних скандалов.  К ним относятся покровительство близких к премьер-министру  бизнесменов в их нечестных земельных сделках, сокрытие истинного положения дел с направлением в Ирак миротворческого контингента японских Сил самообороны в начале 2000-х годов и всплывшие в последние дни сексуальные домогательства некоторых высокопоставленных деятелей страны.

Как следствие в апреле рейтинг кабинета министров Синдзо Абэ упал до беспрецедентно низкого уровня – менее 30%, и под сомнение ставятся амбиции самого Абэ переизбраться в сентябре этого года  на третий срок в качестве председателя правящей Либерально-демократической партии. Победа на партийных выборах автоматически дала бы ему возможность продлить свое пребывание в кресле руководителя страны до 2021 года. Тем самым Синдзо Абэ мог бы установить исторический рекорд для Страны восходящего солнца – 9 лет непрерывного пребывания одного политика у кормила власти.