Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Академик» на 70 мегаватт

Как в Мурманске встречали плавучую АТЭС для Дальнего Востока

В минувшую пятницу в столицу кольского Заполярья прибыло то, что примерно через год окажет важнейшее влияние на развитие Заполярья дальневосточного, а именно: Чукотского автономного округа (между прочим, одного из самых отдаленных и труднодоступных регионов России) и, возможно, других подобных субъектов. Да что там регионов – стран! Еще и с клеймом «made in Russia». Интригует? Так вот: заниматься будущим мини- и не только территорий в ближайшей перспективе будет сам «Ломоносов». Который «Академик».

 «Академик» на 70 мегаватт
Фото: mvestnik.ru
ВСТРЕЧА НА МУРМАНЕ
 
Долгожданную швартовку «атомного долгостроя» в Мурманске предварял мощный гудок арктического ледокола «50 лет Победы» и марш оркестра Северного флота – звуковой микс, особый привкус которого понятен только, когда прожил за «параллелью 69» определенное время: тут и торжество, и предвкушение нового, и северная романтика. Махина, внешне похожая на ледокол, примерно с пару часов буксировалась по заливу и, когда, наконец, стали бросать «концы» для швартовки, психологически отлегло: наконец-то «проект 20870» в стадии завершения. Хотя до самого завершения еще год и 2,5 тысячи морских миль, или 4,6 тыс. км. До чукотского Певека: «Ломоносова» доработают в Мурманске, после чего он отправится в порт приписки на Дальний Восток. 
 
Уникальный энергоблок собирали в Санкт-Петербурге, но трудились над ним ученые из нескольких регионов: «Объединенная судостроительная корпорация», «Балтийский завод», ЦКБ «Айсберг», «Калужский турбинный завод», «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова», ну и, конечно же, «Росатом».
 
- День это торжественный и волнующий, - начал генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев, - это действительно уникальная компетенция: «Росатом» в этом установил очередной мировой рекорд – ничего подобного просто не имеется. Это первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, спрос на которые мы прогнозируем в ближайшие годы как «высокий». По просьбе наших иностранных партнеров мы провели буксировку без ядерного топлива, так что теперь работы перейдут в новую плоскость.
 
Под «иностранными партнерами» имелся, скорее всего, Гринпис. «Зеленые» уже не раз критиковали проект и окрестили установку «ядерным Титаником» - дескать, начиненное опасным топливом судно не выдержит цунами, а сама атомная станция не так уж и нужна Чукотке. По их мнению, доставка «Ломоносова» в Певек – просто наглядная реклама, необходимая для раскрутки проекта: в будущем такие ПАТЭС планируется производить на экспорт для нефтеразведки и на продажу.
 
Мнение, конечно же, имеет место и право быть – зря, что ли экологи свой хлеб едят, – но вот живущий с 1999 года на Чукотке губернатор региона Роман Копин с ними бы вряд ли согласился: во время приветствия от обилия чувств он с трудом подбирал слова и то и дело запинался. Это же вообще – невидаль для российских глав: политик, который на публике выражает эмоции, да еще какие – видно было, что для «начальника Чукотки» это не просто рядовое событие.
 
- Понимаете, до недавнего момента тариф на Чукотке был одним из самых высоких в стране: экономически обоснованно с нас брали 16 руб. за к/Вт! – удивляет Роман Копин. - При таком тарифе развиваться в принципе невозможно. Благодаря принятым решениям президента, тариф для Дальнего Востока был снижен до 4 руб. – потребители Чукотки это почувствовали. Если эта ПАТЭС позволит нам сдерживать тариф на уровне 4-6 рублей за киловатт – это будет фантастика для развития такого удаленного региона как Чукотка. Теперь наша задача – обеспечить потребление всей энергии.
 
Как выяснилось в разговоре с главой ЧАО, плавучая атомная станция решает несколько важнейших задач для региона: во-первых, замещает выводимые из строя Билибинскую АЭС (запущена в 1974 году) и Чаунскую ТЭЦ (запущена аж в 1944-м) – потребители будут покупать у «Росатома» необходимые энергию и тепло. А во-вторых, плавучий блок позволяет высвободить энергию для новых инвестпроектов – это промышленные потребители, связанные с недропользованием: добыча золота, меди и других металлов. Сдерживание энерготарифа позволит привлечь значительные инвестиции в регион.
 
НОВЫЙ СТАРОЖИЛ
 
Как заверяют разработчики, несмотря на то, что «проекту 20870» уже более 10 лет, он актуален до сих пор и имеет в ближайшем будущем большие рыночные перспективы. «Академик Ломоносов» способен вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч энергии тепловой: этого хватит для города с населением около 100 тыс. человек.
 
- Каждый раз первый головной корабль или судно всегда идет с большими трудностями. Особенно, если мы имеем дело с прорывными технологиями. Сейчас, когда мы на этом объекте отработаем все основные принципиальные аспекты функционирования такого рода станций, каждый следующий пойдет легче, лечге и они будут становиться на самом деле дешевле, – объясняет президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. - А что касается обслуживания «Ломоносова» на Чукотке, у нас есть дальневосточные мощности.

Справка EastRussia. «Академик Ломоносов» - отнюдь не первая в мире плавучая атомная электростанция, как опрометчиво заявил ряд СМИ. Первой в мире была американская MH-1A, названная в честь генерала Сэмюэля Д. Стурджиса-младшего. Реактор был построен на специально переоборудованном для этого корабле «Свобода», был частью серии реакторов в Программе ядерной энергетики США, целью которой было разработать небольшие ядерные реакторы для производства электрических и космических аппаратов, тепловой энергии в основном на отдаленных, относительно недоступных объектах. После своей первой критичности в 1967 году MH-1A был отбуксирован в зону Панамского канала, где он вырабатывал свои 10 МВт с октября 1968 года по 1975 год. Демонтаж был начат в 2014 году и, как ожидается, будет завершен в течение четырех лет. Поэтому «Ломоносов» теперь – единственная на всех морях и океанах плавающая АЭС.
 
Помимо этого сейчас в Петербурге строятся три ледокола на 60 МВт типа ЛК-60Я («проект 22220»), и, по словам господина Рахманова, через 7-8 лет получится обеспечить Северный морской путь проводками ледоколов крупнотоннажных судов в полном объеме круглогодично. Идею коллеги подхватил глава «Росатома», не то что намекая, а прямо говоря про международный задел (в чем-то экологи все же были правы).
 
- Мы демонстрируем, как будет обеспечено новыми технологиями и энергией все развитие Северного морского пути (то есть Чукотка может стать лишь «первой ласточкой» - EastRussia). Большой интерес к такой компетенции демонстрируют и островные государства, где невозможно создать инфраструктуру для передачи электроэнергии. Это и Филиппины, и Индонезия, ряд других регионов Юго-Восточной Азии, и страны, находящиеся на побережьях морей, океанов и заливов, поскольку на этой компетенции можно сделать мощную опреснительную установку. В ближайшее время мы планируем провести первые переговоры, а это, в свою очередь, хорошо загрузит российские судостроительные предприятия.
 
Как заверили журналистов спикеры, все работы по загрузке урана в судно «Академик Ломоносов» будут проведены с соблюдением всех норм и требований ядерной безопасности. Также акцент сделан и на внутренней защите, к примеру, от террористов, выполненном по последнему слову современных норм: сложный лабиринт коридоров и комнат, причем, доступ в каждый отсек открывается по отпечаткам пальцев и секретному коду.
 
А вот вопрос, как уже «заряженное» судно будет транспортироваться в Певек, пока не очень понятен. Ясно лишь, что в сопровождении нескольких ледоколов и одного головного, выполняющего роль буксира (у станции попросту нет никаких двигателей) и повышенных мер безопасности (вероятнее всего подводные лодки Северного флота обеспечат охрану АЭС в море). 

Но это уже история следующего года.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике