Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Academician" for 70 megawatts

As in Murmansk met the floating APEC for the Far East

Last Friday, the capital of the Kola Polar region arrived that in about a year will have a major impact on the development of the Arctic Far East, namely the Chukotka Autonomous District (among other things, one of the most remote and inaccessible regions of Russia) and possibly other similar entities. Yes there are regions - countries! Also with the stamp "made in Russia". Is it intriguing? So: to engage in the future of mini-and not only territories in the short term will be the Lomonosov itself. Which "Academician".

"Academician" for 70 megawatts
Photo: mvestnik.ru
MURMAN MEETING

The long-awaited mooring of the "atomic long-term construction" in Murmansk was preceded by a powerful whistle of the Arctic icebreaker "50 Victory Years" and a march of the Northern Fleet Orchestra - a sound mix, which is especially noticeable when I lived for a certain time in the "parallel 69": there is a celebration and anticipation of the new , and northern romance. Makhina, resembling an icebreaker, was towed about a couple of hours along the bay and, when finally abandoned "ends" for mooring, psychologically eased: at last the "20870 project" is being finalized. Although until the end of another year and 2,5 thousands of nautical miles, or 4,6 thousand kilometers. Prior to the Chukchi Pevek: "Lomonosov" will be finalized in Murmansk, after which he will go to the port of registration in the Far East.

A unique power unit was assembled in St. Petersburg, but scientists from several regions worked on it: the United Shipbuilding Corporation, the Baltiyskiy Zavod, the Iceberg Central Design Bureau, the Kaluga Turbine Plant, the Mechnikov Experimental Design Bureau of Machine Building. II Afrikantov ", and, of course," Rosatom ".

"The day is solemn and exciting," the general director of Rosatom Alexei Likhachev began, "it's really a unique competence: Rosatom has set another world record in this - nothing like this is simply not available. This is the first reference sample of mobile medium-power nuclear power sources, the demand for which we forecast as "high" in the coming years. At the request of our foreign partners, we towed without nuclear fuel, so that now the work will move to a new plane.

Under the "foreign partners" there was, most likely, Greenpeace. "Green" has repeatedly criticized the project and dubbed the installation of a "nuclear Titanic" - they say, stuffed with dangerous fuel, the ship can not withstand a tsunami, and the nuclear power plant itself does not really need Chukotka. In their opinion, the delivery of Lomonosov to Pevek is just a visual advertisement, which is necessary for the promotion of the project: in the future such floating nuclear power plants are planned to be exported for oil exploration and for sale.

Opinion, of course, takes place and the right to be - in vain, that ecologists eat their bread - but here the governor of the region Roman Kopin who lives from 1999 in Chukotka hardly would agree with them: during the greeting from the abundance of feelings he could hardly choose words and now and then stammered. This is in general - an unprecedented for Russian chapters: a politician who expresses emotions in public, and what else - it was evident that for the "head of Chukotka" this is not just an ordinary event.

- You see, until recently the tariff in Chukotka was one of the highest in the country: it was economically justified to take 16 rubles from us. for k / w! - Roman Kopin is surprised. - With such a tariff, it is impossible to develop in principle. Thanks to the decisions taken by the president, the tariff for the Far East was reduced to 4 rubles. - consumers of Chukotka felt it. If this FNPP will allow us to restrain the tariff at the level of 4-6 rubles per kilowatt - it will be fantastic for the development of such a remote region as Chukotka. Now our task is to ensure the consumption of all energy.

As it turned out in conversation with the head of the ChAO, the floating nuclear power plant decides several important tasks for the region: first, it replaces the failed Bilibino NPP (launched in 1974) and Chaunskaya CHPP (launched already in 1944) - consumers will buy from "Rosatom" needed energy and heat. And secondly, the floating unit allows to release energy for new investment projects - these are industrial consumers associated with subsoil use: extraction of gold, copper and other metals. The containment of the energy tariff will allow attracting significant investments in the region.

NEW STAR



As the developers assure, despite the fact that the "20870 project" is more than 10 years old, it is still relevant and has great market prospects in the near future. "Academician Lomonosov" is able to produce up to 70 MW of electricity and 50 Gcal / h of thermal energy: this is enough for a city with a population of about 100 thousand people.

- Each time the first head ship or ship always comes with great difficulties. Especially if we are dealing with breakthrough technologies. Now, when we work out all the basic principle aspects of the operation of such stations at this facility, each following will go easier, lechge and they will actually become cheaper, "explains Alexei Rakhmanov, President of United Shipbuilding Corporation JSC. - As for the maintenance of Lomonosov in Chukotka, we have Far Eastern capacities.

EastRussia help. "Academician Lomonosov" is by no means the first floating nuclear power plant in the world, as a number of media rashly declared. The first in the world was the American MH-1A, named after General Samuel D. Sturgis, Jr.. The reactor was built on a specially adapted for this ship "Freedom", was part of a series of reactors in the US Nuclear Energy Program, the purpose of which was to develop small nuclear reactors for the production of electrical and space vehicles, thermal energy mainly in remote, relatively inaccessible facilities. After its first criticality in 1967, MH-1A was towed to the Panama Canal Zone, where it produced its 10 MW from October 1968 for 1975 year. The dismantling was started in 2014 and is expected to be completed within four years. Therefore, Lomonosov is now the only floating nuclear power plant on all seas and oceans.

In addition, three icebreakers for 60 MW of the type LK-60 ("22220 project") are being built in St. Petersburg, and, according to Mr. Rakhmanov, through 7-8 years it will be possible to provide the Northern Sea Route with icebreakers of large-capacity vessels in full all year round. The idea of ​​a colleague was picked up by the head of Rosatom, not only hinting at it, but speaking frankly about the international backlog (in some ways, environmentalists were right).

- We demonstrate how the whole development of the Northern Sea Route will ensure the provision of new technologies and energy (that is, Chukotka can become only the "first swallow" - EastRussia). Great interest in such competence is demonstrated by the island states, where it is impossible to create an infrastructure for the transmission of electricity. This is the Philippines, Indonesia, a number of other regions of South-East Asia, and countries on the coasts of the seas, oceans and gulfs, since this competence can make a powerful desalination plant. In the near future we plan to hold the first negotiations, and this, in turn, will well load Russian shipbuilding enterprises.

As the journalists assured the journalists, all work on loading uranium into the vessel "Akademik Lomonosov" will be carried out in compliance with all norms and requirements of nuclear safety. Also, emphasis is placed on internal protection, for example, from terrorists, performed according to the latest word of modern standards: a complex labyrinth of corridors and rooms, and access to each compartment is opened by fingerprints and secret code.

But the question is, how already the "charged" vessel will be transported to Pevek, is not yet very clear. It is clear only that, accompanied by several icebreakers and one head, which acts as a tug (the station simply does not have any engines) and increased security measures (most likely submarines of the Northern Fleet will ensure the protection of nuclear power plants in the sea).

But this is the story of next year.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Академик» на 70 мегаватт

Как в Мурманске встречали плавучую АТЭС для Дальнего Востока

В минувшую пятницу в столицу кольского Заполярья прибыло то, что примерно через год окажет важнейшее влияние на развитие Заполярья дальневосточного, а именно: Чукотского автономного округа (между прочим, одного из самых отдаленных и труднодоступных регионов России) и, возможно, других подобных субъектов. Да что там регионов – стран! Еще и с клеймом «made in Russia». Интригует? Так вот: заниматься будущим мини- и не только территорий в ближайшей перспективе будет сам «Ломоносов». Который «Академик».

 «Академик» на 70 мегаватт
Фото: mvestnik.ru
ВСТРЕЧА НА МУРМАНЕ
 
Долгожданную швартовку «атомного долгостроя» в Мурманске предварял мощный гудок арктического ледокола «50 лет Победы» и марш оркестра Северного флота – звуковой микс, особый привкус которого понятен только, когда прожил за «параллелью 69» определенное время: тут и торжество, и предвкушение нового, и северная романтика. Махина, внешне похожая на ледокол, примерно с пару часов буксировалась по заливу и, когда, наконец, стали бросать «концы» для швартовки, психологически отлегло: наконец-то «проект 20870» в стадии завершения. Хотя до самого завершения еще год и 2,5 тысячи морских миль, или 4,6 тыс. км. До чукотского Певека: «Ломоносова» доработают в Мурманске, после чего он отправится в порт приписки на Дальний Восток. 
 
Уникальный энергоблок собирали в Санкт-Петербурге, но трудились над ним ученые из нескольких регионов: «Объединенная судостроительная корпорация», «Балтийский завод», ЦКБ «Айсберг», «Калужский турбинный завод», «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова», ну и, конечно же, «Росатом».
 
- День это торжественный и волнующий, - начал генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев, - это действительно уникальная компетенция: «Росатом» в этом установил очередной мировой рекорд – ничего подобного просто не имеется. Это первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, спрос на которые мы прогнозируем в ближайшие годы как «высокий». По просьбе наших иностранных партнеров мы провели буксировку без ядерного топлива, так что теперь работы перейдут в новую плоскость.
 
Под «иностранными партнерами» имелся, скорее всего, Гринпис. «Зеленые» уже не раз критиковали проект и окрестили установку «ядерным Титаником» - дескать, начиненное опасным топливом судно не выдержит цунами, а сама атомная станция не так уж и нужна Чукотке. По их мнению, доставка «Ломоносова» в Певек – просто наглядная реклама, необходимая для раскрутки проекта: в будущем такие ПАТЭС планируется производить на экспорт для нефтеразведки и на продажу.
 
Мнение, конечно же, имеет место и право быть – зря, что ли экологи свой хлеб едят, – но вот живущий с 1999 года на Чукотке губернатор региона Роман Копин с ними бы вряд ли согласился: во время приветствия от обилия чувств он с трудом подбирал слова и то и дело запинался. Это же вообще – невидаль для российских глав: политик, который на публике выражает эмоции, да еще какие – видно было, что для «начальника Чукотки» это не просто рядовое событие.
 
- Понимаете, до недавнего момента тариф на Чукотке был одним из самых высоких в стране: экономически обоснованно с нас брали 16 руб. за к/Вт! – удивляет Роман Копин. - При таком тарифе развиваться в принципе невозможно. Благодаря принятым решениям президента, тариф для Дальнего Востока был снижен до 4 руб. – потребители Чукотки это почувствовали. Если эта ПАТЭС позволит нам сдерживать тариф на уровне 4-6 рублей за киловатт – это будет фантастика для развития такого удаленного региона как Чукотка. Теперь наша задача – обеспечить потребление всей энергии.
 
Как выяснилось в разговоре с главой ЧАО, плавучая атомная станция решает несколько важнейших задач для региона: во-первых, замещает выводимые из строя Билибинскую АЭС (запущена в 1974 году) и Чаунскую ТЭЦ (запущена аж в 1944-м) – потребители будут покупать у «Росатома» необходимые энергию и тепло. А во-вторых, плавучий блок позволяет высвободить энергию для новых инвестпроектов – это промышленные потребители, связанные с недропользованием: добыча золота, меди и других металлов. Сдерживание энерготарифа позволит привлечь значительные инвестиции в регион.
 
НОВЫЙ СТАРОЖИЛ
 
Как заверяют разработчики, несмотря на то, что «проекту 20870» уже более 10 лет, он актуален до сих пор и имеет в ближайшем будущем большие рыночные перспективы. «Академик Ломоносов» способен вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч энергии тепловой: этого хватит для города с населением около 100 тыс. человек.
 
- Каждый раз первый головной корабль или судно всегда идет с большими трудностями. Особенно, если мы имеем дело с прорывными технологиями. Сейчас, когда мы на этом объекте отработаем все основные принципиальные аспекты функционирования такого рода станций, каждый следующий пойдет легче, лечге и они будут становиться на самом деле дешевле, – объясняет президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. - А что касается обслуживания «Ломоносова» на Чукотке, у нас есть дальневосточные мощности.

Справка EastRussia. «Академик Ломоносов» - отнюдь не первая в мире плавучая атомная электростанция, как опрометчиво заявил ряд СМИ. Первой в мире была американская MH-1A, названная в честь генерала Сэмюэля Д. Стурджиса-младшего. Реактор был построен на специально переоборудованном для этого корабле «Свобода», был частью серии реакторов в Программе ядерной энергетики США, целью которой было разработать небольшие ядерные реакторы для производства электрических и космических аппаратов, тепловой энергии в основном на отдаленных, относительно недоступных объектах. После своей первой критичности в 1967 году MH-1A был отбуксирован в зону Панамского канала, где он вырабатывал свои 10 МВт с октября 1968 года по 1975 год. Демонтаж был начат в 2014 году и, как ожидается, будет завершен в течение четырех лет. Поэтому «Ломоносов» теперь – единственная на всех морях и океанах плавающая АЭС.
 
Помимо этого сейчас в Петербурге строятся три ледокола на 60 МВт типа ЛК-60Я («проект 22220»), и, по словам господина Рахманова, через 7-8 лет получится обеспечить Северный морской путь проводками ледоколов крупнотоннажных судов в полном объеме круглогодично. Идею коллеги подхватил глава «Росатома», не то что намекая, а прямо говоря про международный задел (в чем-то экологи все же были правы).
 
- Мы демонстрируем, как будет обеспечено новыми технологиями и энергией все развитие Северного морского пути (то есть Чукотка может стать лишь «первой ласточкой» - EastRussia). Большой интерес к такой компетенции демонстрируют и островные государства, где невозможно создать инфраструктуру для передачи электроэнергии. Это и Филиппины, и Индонезия, ряд других регионов Юго-Восточной Азии, и страны, находящиеся на побережьях морей, океанов и заливов, поскольку на этой компетенции можно сделать мощную опреснительную установку. В ближайшее время мы планируем провести первые переговоры, а это, в свою очередь, хорошо загрузит российские судостроительные предприятия.
 
Как заверили журналистов спикеры, все работы по загрузке урана в судно «Академик Ломоносов» будут проведены с соблюдением всех норм и требований ядерной безопасности. Также акцент сделан и на внутренней защите, к примеру, от террористов, выполненном по последнему слову современных норм: сложный лабиринт коридоров и комнат, причем, доступ в каждый отсек открывается по отпечаткам пальцев и секретному коду.
 
А вот вопрос, как уже «заряженное» судно будет транспортироваться в Певек, пока не очень понятен. Ясно лишь, что в сопровождении нескольких ледоколов и одного головного, выполняющего роль буксира (у станции попросту нет никаких двигателей) и повышенных мер безопасности (вероятнее всего подводные лодки Северного флота обеспечат охрану АЭС в море). 

Но это уже история следующего года.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике