Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Alexander Vitko: we will cope with coronavirus

Minister of Health of the Khabarovsk Territory spoke about the main problems in the treatment of patients with coronavirus in the region

The number of daily recorded cases of coronavirus in the Khabarovsk Territory remains one of the highest in the Far East - about 100 new cases appear per day. At the same time, doctors work on the brink of possibilities, working day and night at the beds of patients. Minister of Health of the Khabarovsk Territory Alexander Vitko spoke about the main problems in the treatment of patients with coronavirus in the region, as well as the prospects in this direction in an interview with EastRussia.

Alexander Vitko: we will cope with coronavirus
Photo: khabkrai.ru

- Alexander Valentinovich, how would you rate the current coronavirus epidemiological situation in the Khabarovsk Territory, how difficult is it?

- I would like to clarify right away that healthcare is an industry that is the liquidator of certain phenomena. Today there is a coronavirus, with the consequences of which doctors are fighting. Fighting a particularly dangerous infection is a reinforced concrete discipline that must be in a certain area where there is a disease and its spread. Everything depends on discipline: on observance of the mask regime and social distancing, on the disinfection of streets and entrances. Coronavirus infection is a highly contagious disease in which one patient can infect four to six people.

All the measures taken are not something new, they have always been used to eliminate various especially dangerous infections. In the middle of the last century, there was an outbreak of cholera on the Volga, in Astrakhan. Then it was possible to quickly eliminate this infection and practically not lose anyone.

Medicine does not set limits, but helps patients who have already suffered. Therefore, our task is to create a bed fund according to a standard that depends on the size of the population - 0,5 beds per thousand population. We did this - we deployed 658 beds according to the standard. Of this fund, 70% are provided with oxygen, of which 50% are provided with artificial lung ventilation devices. In general, the situation is tense, the number of daily registered cases does not fall, and therefore today 1 beds have already been deployed in hospitals of the region, which is 626 times higher than the standard level.

- Many in social networks complain that patients are lying in the corridors, that there are not enough places in hospitals.

- Patients with this infection do not need special conditions, boxed wards. The experience of the whole world shows that beds are deployed in shopping centers and sports complexes. There is nothing wrong with that, the most important thing is that a person who needs inpatient care is not denied help, hospitalized, examined, examined, prescribed treatment, and that he eventually recovers.

The story of the coronavirus has been dragging on for a long time, so you can imagine how hard it is for medical institutions to work today. This is very hard work: people entering the "red zone" work for six hours in protective clothing, glasses and two masks, two sets of gloves. An hour off after a six hour shift, and back into battle.

The work is also complicated by the fact that the disease is new, there are no specific ways of treating it today. The work is being carried out according to the seventh version of the guidelines of the Ministry of Health of Russia. This suggests that the department is responding quickly, and many things change with the study of this infection. We in the Khabarovsk Territory have already gained our experience, because not a single patient is left without the attention of doctors, and every difficult case goes through a consultation, which was created by my order and is conducted under the leadership of the FESMU Rector, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences Konstantin Vyacheslavovich Zhmerenetsky, professor staff, chief specialists of the regional Ministry of Health and the Ministry of Health of Russia.

Also, we have created a commission to analyze each fatal case. And for each serious patient, we consult with Moscow. The special anesthesiology and reanimation center does not refuse us absolutely anything.

The first in the country to take a blow was Kommunarka with its leader Denis Protsenko, the chief anesthesiologist in Moscow. He is our friend and helper. We also consult with the head of the Department of Intensive Care Resuscitation at the Vladimirsky MONIKI, the country's chief pulmonologist, specialists from the Research Institute of Phthisiopulmonology and Infectious Diseases. These are the number one people in the country who are dealing with coronavirus issues, and I do not refuse to help us, day or night. We have developed strong connections and it is difficult to say that in this regard we are missing something.

- Does the Khabarovsk Territory need the help of Moscow doctors now? Will it be needed in the future?

- Indeed, today many Moscow specialists come to the Far East. We do not need the help of the Moscow brigades yet; we train doctors of other specialties for 36 hours. We train doctors of surgical specialties to be resuscitators-anesthesiologists, and doctors of therapeutic specialties - to be infectious disease specialists, pulmonologists. We manage on our own. On the territory of the region there is the Far Eastern Medical University, which this year had the largest graduation in the last 15 years. All the guys who graduated from the institute this year went to work in the infectious diseases hospital. Even my son, who graduated from the second year, works in a covid department in one of the medical institutions in Khabarovsk.

Our councils have acquired a name, so other regions - the Jewish Autonomous Region, Yakutia, Amur Region, Kamchatka, Magadan Region - turn to us for help. We have concluded agreements with many, and we do not refuse help. We took about 20 people from the Amur region to our hospital for treatment, many of these patients have already been discharged with recovery. Our teams and specialists travel to the Jewish Autonomous Region, Yakutia, and Sakhalin.

- What other successes have our doctors achieved during the time when the first cases appeared in the region?

- We have gained some experience. When everything was just beginning, when I, as the head of the regional healthcare, realized that we could not cope on our own, we attracted our most powerful forces - the Far Eastern Medical University. The task was not only to deal with the treatment of patients, but also to accumulate and gain experience. Today we have come to the conclusion that we are creating guidelines for our doctors, taking into account the mechanism of development of this disease and the stages of treatment. We have completely worked out the mechanism of transferring the patient from the outpatient unit to the hospital, worked out all the indications. When they come to us to check our work, and this will happen without fail, we will prepare and do everything so that there are as few claims against us as possible.

- But the residents of the region complain that even at the initial stage of the disease they call an ambulance, and the doctors say that the patients have blown somewhere. They turn to the local therapist, he refuses to come and advises to drink antibiotics. As a result, the disease takes on a complex form. Will such facts be checked, the work of each link?

- Yes, of course, without fail. Once again I want to say that the scheme is the same: if a person is sick, he does not go anywhere - he calls an ambulance or an outpatient clinic. The doctor must determine the condition of the person, make a preliminary diagnosis, prescribe the necessary examination, look at the person in dynamics and continue to deal with it, so as not to waste time and do no harm.

Everyone works according to the scheme, I hold meetings with the chief doctors of the Khabarovsk Territory polyclinics, infectious diseases hospitals, and ambulances. Everyone understands everything perfectly. But the load is really very big, because the population is sick. This week the increase is more than 100 people per day, so you can understand what the burden is on doctors.

The edges of the beds deployed in hospitals are occupied by about 75,0%. There are quite a lot of serious patients today - 55, including those on artificial lung ventilation. Medical workers work around the clock.

- You said that your son works in the department where patients with coronavirus are treated. Has the infection affected your environment, your family? Nobody got infected?

- All healthcare workers are my family. A lot of people from my environment, with whom I directly work, fell ill. These are the main specialists who work daily at the beds of the most difficult patients in intensive care, those who are engaged in various technologies for the treatment of this category of patients. This is a highly contagious disease that affects our compatriots, our colleagues. Frankly, everything is very difficult, and we do not know a lot about this infection. Each of our colleagues counts today, we help to overcome all the difficulties of this disease.

- Have you managed to eliminate the foci of coronavirus in hospitals? Have there been new ones?

- A hospital is a place where infections can occur every day and several times a day. They brought a grandmother or grandfather with a stroke on an emergency basis, started treating or taken to intensive care, and after a day or two it turns out that this patient has COVID 19. Therefore, no hospital is insured against drifts. We understand this, so we try to examine the person upon admission. But, of course, there are cases of skidding. For each such patient, a notification is drawn up to Rospotrebnadzor, and he gives us instructions - what we must do.

- Has the time frame for the construction of medical institutions in the region shifted due to the coronavirus? Will this affect the delivery of objects?

- We are only the ideologists of the construction of medical institutions; the Ministry of Construction is engaged in the process itself. We without fail coordinate planning decisions with the Ministry of Construction, Rospotrebnadzor. Of course, the coronavirus has made its own adjustments, but, nevertheless, everything is moving in the regional targeted investment program. Of course, due to the pandemic, the dates are postponed, but the process is underway. We need a good fresh database of medical institutions and hope that in the near future - in 2021, in 2022 we will get it.

- Alexander Valentinovich, when will a modern infectious diseases hospital appear in the Khabarovsk Territory?

- We worked very hard with the Ministry of Health of Russia to ensure that we have a children's infectious diseases hospital - a project, and not as now, adapted in a former hostel. We need a specialized hospital. I am very grateful to the Ministry of Health of the Russian Federation, Deputy Prime Minister Golikova for the fact that federal funding went and the facility began to be built on the basis of the children's regional clinical hospital, on Progressive Street. The head physician monitors construction issues every day, while zero work is underway.

The hospital will have 130 beds. I think that such a powerful hospital will solve all the problems of infectious diseases among children in the region.

- And what about the adult infectious diseases hospital?

- Now there is an infectious disease department for adults on the basis of the city hospital No. 10 in Khabarovsk. But it was built in the 70s of the last century, so it does not correspond to sanitary standards and rules for a long time. We are studying the issue of building an infectious diseases hospital, preparing our ideology, it is already on its way out. We will try to coordinate it with the Ministry of Health of the Russian Federation, because not a single facility in the Khabarovsk Territory is being built today for a purely regional budget - the Federation needs money. If Moscow gives the go-ahead, then we will have a good infectious diseases hospital for adults.

We looked at the military hospital that the Ministry of Defense built in Anastasyevka, looked at the experience of other regions, in particular Crimea. We understand that we need a good vaccine storage. We also want to make a laboratory, because today there are few laboratories working with dangerous infections.

- Will the implementation of national health programs in the Khabarovsk Territory suffer from the coronavirus?

- Of course, it will suffer, because the project includes the children's infectious diseases hospital I mentioned. This is the only facility that is being built within the framework of the national project. For us, of course, it is very important not to stop the pace, to build and master the national project to zero. Today we, in fact, are a medical hub for the regions of the Far East, so the hospital will be able to receive children not only from our region, but also from other regions.

For our part, we supervise the construction site, as specialists who will accept this object. It should be handed over to us on a turnkey basis, so it is very important that everything is built on time and with high quality.

- When, in your opinion, will medical institutions in the region be able to return to their normal operating hours?

- To go to the mode of easing restrictive measures, three components are needed. The prevalence rate of the disease should be equal to one or less, we still have more, which of course affects the employment of the bed fund. More than 50% of beds should be free, we still have only 25%. Despite the fact that the first stage of lifting restrictions has been introduced in the region, there are many sick, the population does not listen to the recommendations that are given by the authorities and Rospotrebnadzor. Now the situation is tense all over the world, new outbreaks of coronavirus appear in countries where it seemed to be extinguished. It is not in vain that a vaccine is being developed, testing, and in our country they are underway. We hope that there will be a salvage recipe, but it is not yet known how long the vaccination will take, it is possible that, like the flu, when every year the World Health Organization identifies strains, orders the production of vaccines.

I think that our medical institutions will start working in full at the second stage of lifting restrictions. So far, at the first stage, we are trying to slowly launch planned care, but we do it very carefully, competently, so that neither patients nor the medical environment will suffer.

- Has the current situation revealed the shortage of medical personnel in the region, the problem of training specialists in narrow specialties? Will their training change after the pandemic?

- Of course, I opened it. Therefore, we are dealing with this issue very closely. We have always dealt with the issue of personnel and did it seriously. This year on the territory of the region the numbers of admission and graduation at the medical university are higher than ever. This year there are 167 target places for specialty, as well as 280 budget places - almost 70%. There are 183 places in residency, of which 119 are for the Khabarovsk Territory - 54 in 18 universities of seven subjects, ten in research institutes of the highest level in Moscow and St. Petersburg and one place in Krasnoyarsk. This is the Almazov Center, and the institutes of Vishnevsky, Kulakov, Dmitry Rogachov. We are already selecting candidates for whom the region will pay with an obligatory condition - to return to the region.

There is an opportunity to train specialists, and the main thing is that they will return to their jobs. I, being the chief physician of the cancer center, trained specialists, the region invested a lot of money in them, but time passed, the guys fulfilled their duties to the state, and then left for Moscow and other regions. It's a pity to lose such great specialists.

Now our other task is to attract research institutes to the region, to create their branches in the region. We are also thinking about creating a university clinic at our Far Eastern State Medical University. The heads of departments there will be professors, associate professors. You also need to create a federal-level cancer center, for example, under the roof of the Blokhin Research Institute. With his help, we created a branch of the Russian Cancer Center on the basis of the oncology center, which gave us a lot in terms of training specialists, and in terms of science, and most importantly, in terms of technology.

Today you can scold and blame our healthcare, but there is no such strong healthcare in the Far East anymore. Although we now do not have the capital of the Far Eastern Federal District, but the capital's health care should remain - there is a fundamental base, advanced technologies and personnel.

- Have the regional authorities come up with new plans to improve health care in the region?

- We are always committed to development and know what we need to change. Only in the regional targeted investment program there are about 35 healthcare facilities that need to be built. This is taking into account the feldsher-obstetric points and outpatient clinics. A children's hospital complex is under construction in Komsomolsk-on-Amur. This city was completely devoid of children's health care. There were many twists and turns with the designer of the facility, nevertheless, the project was finalized, passed an examination, I hope that the facility will be built in the coming years. The most difficult task is to build, equip, pick up personnel, keep them there.

Among the tasks is the development of oncological services. For me, this topic is very close, because I am an oncologist by profession. We need examination rooms, then oncology rooms in central regional hospitals. After that, treatment will be carried out at the oncological dispensary in Komsomolsk or at the oncological center in Khabarovsk. And in order for our oncological service to develop further on the basis of the oncological dispensary in Komsomolsk, it is necessary to build three facilities: an advisory clinic for 100 visits per shift, a pathological and morphological department and a radiological department, where patients can receive not only diagnostics, but also the necessary treatment.

In the regional clinical center of oncology in Khabarovsk, it is also necessary to build three facilities: a proton center, a chemotherapy center, and to increase the number of surgical beds and beds for intensive care and intensive care. We also need to tackle new technologies such as treatment with radioactive drugs.

We have much to develop, we know the ways of development. What are we missing? Resources. But, as you know, walking the road will master.

October 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Александр Витько: с коронавирусом справимся

Министр здравоохранения Хабаровского края рассказал о главных проблемах в лечении больных коронавирусом в регионе

Число ежедневно регистрируемых случаев коронавируса в Хабаровском крае остается одной из самых высоких на Дальнем Востоке — в день появляется порядка 100 новых заболевших. При этом врачи работают на грани возможностей, сутками трудясь у постелей пациентов. О главных проблемах в лечении больных коронавирусом в регионе, а также перспективах в этом направлении в интервью EastRussia рассказал министр здравоохранения Хабаровского края Александр Витько.

Александр Витько: с коронавирусом справимся
Фото: khabkrai.ru

- Александр Валентинович, как вы оцените нынешнюю эпидситуацию по коронавирусу в Хабаровском крае, насколько она сложна?

- Хочу сразу уточнить, что здравоохранение — это отрасль, которая является ликвидатором тех или иных явлений. Сегодня есть коронавирус, с последствиями которого борются медики. Борьба с особо опасной инфекцией — это железобетонная дисциплина, которая должна быть на определенной территории, где есть заболевание и его распространение. От дисциплины зависит все: от соблюдения масочного режима и социального дистанцирования, от дезинфекции улиц, подъездов. Коронавирусная инфекция — это высококонтагиозное заболевание, когда один больной может заразить четыре-шесть человек.

Все принятые меры не являются чем-то новым, их всегда применяли при ликвидации различных особо опасных инфекций. В середине прошлого столетия произошла вспышка холеры на Волге, в Астрахани. Тогда удалось быстро ликвидировать эту инфекцию и практически никого не потерять.

Медицина не устанавливает ограничений, а помогает уже пострадавшим пациентам. Поэтому наша задача — создать коечный фонд по нормативу, который зависит от численности населения — 0,5 койки на одну тыс. населения. Мы это и сделали — развернули по нормативу 658 коек. Из этого фонда 70% обеспечены кислородом, из них 50% обеспечены аппаратами искусственной вентиляции легких. В целом обстановка напряженная, число ежедневно регистрируемых случаев не падает, в связи с чем сегодня в стационарах края уже развернуто 1 626 коек, что в 2,5 раза выше нормативного уровня.

- Многие в социальных сетях жалуются, что пациенты лежат в коридорах, что мест в больницах не хватает.

- Для пациентов с данной инфекцией не нужны особые условия, боксированные палаты. Опыт всего мира показывает, что койки разворачивают в торговых центрах, спортивных комплексах. В этом ничего страшного нет, самое главное, чтобы человеку, который нуждается в стационарной помощи, не отказали в помощи, госпитализировали, осмотрели, обследовали, назначили лечение, и чтобы в конечном итоге он выздоровел.

История с коронавирусом долго тянется, поэтому можно представить, как тяжело сегодня работать лечебным учреждениям. Это очень тяжелый труд: люди, заходя в «красную зону» по шесть часов работают в защитной одежде, в очках и двух масках, двух комплектах перчаток. Час перерыва после шестичасовой смены, и снова в бой.

Работа сложна еще и тем, что болезнь — новая, каких-либо специфических способов ее лечения сегодня нет. Работа ведется уже по седьмой версии методических рекомендаций Минздрава России. Это говорит о том, что ведомство быстро реагирует, и многие вещи меняются с изучением этой инфекции. Мы в Хабаровском крае уже приобрели свой опыт, потому что ни один пациент не остается без внимания медиков, а каждый сложный случай проходит через консилиум, который создан моим распоряжением и проводится под руководством ректора ДВГМУ, члена-корреспондента РАН Жмеренецкого Константина Вячеславовича, профессорско-преподавательского состава, главных специалистов краевого Минздрава и Минздрава России.

Также у нас создана комиссия по разбору каждого летального случая. А по каждому тяжелому пациенту мы консультируемся с Москвой. Специальный анестезиолого-реанимационный центр нам не отказывает абсолютно ни в чем.

Первой в стране удар на себя приняла Коммунарка с руководителем Денисом Проценко — главным анестезиологом Москвы. Он наш друг и помощник. Также мы консультируемся с заведующим кафедрой реанимации интенсивной терапии ГБУЗ МО «МОНИКИ имени Владимирского», главным пульмонологом страны, специалистами НИИ фтизиопульмонологии и инфекционных болезней. Это люди номер один в стране, которые занимаются коронавирусной проблематикой, и не отказываю нам в помощи ни днем, ни ночью. Мы наработали мощные связи и трудно сказать, что в этом плане нам чего-то не хватает.

- А нужна ли Хабаровскому краю сейчас помощь московских медиков? Понадобится ли она в дальнейшем?

- Действительно, сегодня многие московские специалисты приезжают на Дальний Восток. Нам помощь московских бригад пока не нужна, мы обучаем врачей других специальностей в течение 36 часов. Врачей хирургических специальностей обучаем на реаниматологов-анестезиологов, а врачей терапевтических специальностей — на инфекционистов, пульмонологов. Обходимся своими силами. На территории края есть Дальневосточный медицинский университет, в котором в этом году был самый большой выпуск за последние 15 лет. Все ребята, которые окончили в этом году институт, пошли работать в инфекционный госпиталь. Даже мой сын, который окончил второй курс, работает в ковидном отделении в одном из лечебных учреждений Хабаровска.

Наши консилиумы обрели имя, поэтому к нам за помощью обращаются другие регионы — ЕАО, Якутия, Амурская область, Камчатка, Магаданская область. Со многими мы заключили соглашения, и не отказываем в помощи. Мы взяли порядка 20 человек из Амурской области к себе на лечение в инфекционный стационар, многие из этих пациентов уже выписаны с выздоровлением. Наши бригады и специалисты выезжают в Еврейскую автономную область, Якутию, на Сахалин.

- Каких еще успехов наши медики добились за время, как в регионе появились первые заболевшие?

- Мы приобрели определенный опыт. Когда все только начиналось, когда я как руководитель здравоохранения края, понял, что своими силами мы не справимся, мы привлекли самые мощные наши силы — Дальневосточный медицинский университет. Стояла задача — не только разобраться с лечением пациентов, но и аккумулировать и наработать опыт. Сегодня мы пришли к тому, что создаем методические рекомендации для своих врачей, с учетом механизма развития данного заболевания и этапов лечения. Мы полностью отработали механизм передачи пациента от амбулаторного звена в стационар, отработали все показания. Когда к нам придут проверять нашу работу, а это произойдет обязательно, мы будем готовиться и делать все, чтобы к нам было как можно меньше претензий.

- Но жители региона жалуются, что еще на начальном этапе болезни вызывают скорую помощь, а врачи заявляют, что пациентов где-то продуло. Обращаются к участковому терапевту, тот отказывается приходить и советует попить антибиотики. В результате заболевание принимает сложную форму. Будут проверяться такие факты, работа каждого звена?

- Да, конечно, в обязательном порядке. Еще раз хочу сказать, что схема одна: если человек заболел, он никуда не идет — вызывает скорую помощь или врача амбулаторно-поликлинического звена. Врач должен определить состояние человека, поставить предварительный диагноз, назначить необходимое обследование, посмотреть человека в динамике и дальше заниматься им, чтобы не упустить время и не навредить.

Все работают по схеме, я провожу совещания с главными врачами поликлиник Хабаровского края, инфекционных стационаров, скорой помощи. Все прекрасно все понимают. Но нагрузка, действительно, очень большая, потому что население болеет. На этой неделе прирост составляет больше 100 человек в день, поэтому можно понять, какая нагрузка ложится на врачей.

Развернутые в стационарах край койки заняты примерно на 75,0%. Достаточно много сегодня тяжелых пациентов — 55, в том числе находящихся на искусственной вентиляции легких. Медицинские работники трудятся круглосуточно.

- Вы рассказали, что ваш сын работает в отделении, где лечат больных с коронавирусом. А не затронула ли инфекция ваше окружение, семью? Никто не заразился?

- Все работники здравоохранения — моя семья. Заболело достаточного много людей из моего окружения, с кем я непосредственно работаю. Это и главные специалисты, которые ежедневно трудятся у постелей самых тяжелых пациентов в реанимации, те, кто занимается различными технологиями для лечения данной категории пациентов. Это высококонтагиозная болезнь, которая поражает наших соотечественников, наших коллег. Скажу прямо — все очень непросто, и мы много чего не знаем об этой инфекции. Каждый наш коллега сегодня на счету, мы помогаем преодолеть все сложности этого заболевания.

- Удалось ли ликвидировать очаги заболеваемости коронавирусом в больницах? Не появилось ли новых?

- Больница — это место, где заносы инфекции могут быть каждый день и по несколько раз в день. Привезли бабушку или дедушку с инсультом по экстренным показаниям, начали лечить или увезли в реанимацию, а спустя день-два оказывается, что у этого пациента есть COVID 19. Поэтому от заносов ни одна больница не застрахована. Мы это понимаем, поэтому стараемся человека при поступлении обследовать. Но, конечно случаи заноса есть. На каждого такого пациента составляется извещение в Роспотребнадзор, а он дает нам предписания — что мы должны сделать.



- Сдвинулись ли сроки строительства медицинских учреждений в регионе из-за коронавируса? Повлияет ли это на сдачу объектов?

- Мы являемся лишь идеологами строительства медицинских учреждений, самим процессом занимается Минстрой. Мы в обязательном порядке согласовываем планировочные решения с Минстроем, Роспотребнадзором. Конечно, коронавирус внес свои коррективы, но, тем не менее в краевой адресной инвестиционной программе, все движется. Конечно, из-за пандемии сроки переносятся, но процесс идет. Мы нуждаемся в хорошей свежей базе лечебных учреждений и надеемся, что в ближайшее время — в 2021-м, в 2022-м годах ее получим.

- Александр Валентинович, когда в Хабаровском крае появится современная инфекционная больница?

- Мы очень много работали с Минздравом России на предмет того, чтобы у нас появилась детская инфекционная больница — проектная, а не как сейчас, приспособленная в бывшем общежитии. Нужна профильная больница. Я очень благодарен Минздраву РФ, вице-премьеру Голиковой за то, что пошло федеральное финансирование и объект начал строиться на базе детской краевой клинической больницы, на улице Прогрессивной. Главный врач каждый день контролирует вопросы строительства, пока идут нулевые работы.

Больница будет рассчитана на 130 коек. Думаю, что такая мощная больница решит все вопросы по инфекционной заболеваемости детей в крае.

- А что касается взрослой инфекционной больницы?

- Сейчас есть инфекционное отделение для взрослых на базе городской больницы №10 в Хабаровске. Но его построили в 70-х годах прошлого века, поэтому оно давно не соответствует санитарным нормам и правилам. Мы изучаем вопрос строительства инфекционной больницы, готовим свою идеологию, она уже находится на выходе. Постараемся ее согласовать с Минздравом РФ, потому что ни один объект на территории Хабаровского края сегодня не строится за чисто региональный бюджет — нужны деньги Федерации. Если Москва даст добро, то у нас появится хорошая инфекционная больница для взрослых.

Мы посмотрели на военный госпиталь, который Минобороны построило в Анастасьевке, посмотрели на опыт других субъектов, в частности Крыма. Понимаем, что нужно хорошее вакцинохранилище. Также хотим сделать лабораторию, потому что сегодня лабораторий, работающими с опасными инфекциями, мало.

- Не пострадает ли из-за коронавируса реализация нацпрограмм по линии здравоохранения в Хабаровском крае?

- Конечно, пострадает, потому что в проекте есть упомянутая мною детская инфекционная больница. Это единственный объект, который строиться в рамках нацпроекта. Для нас, конечно, очень важно не останавливать темпы, строить и освоить нацпроект в ноль. Сегодня мы, по сути, являемся медицинским хабом для регионов Дальнего Востока, поэтому больница сможет принимать детей не только из нашего региона, но и из других субъектов.

Мы со своей стороны курируем стройку, как специалисты, которые будут принимать данный объект. Сдать его нам должны под ключ, поэтому очень важно, чтобы все было вовремя и качественно построено.

- Когда, по вашему мнению, медучреждения в регионе смогут вернуться к обычному режиму работы?

- Чтобы пойти на режим ослабления ограничительных мер необходимо три составляющих. Коэффициент распространения заболевания должен быть равен единице или меньше, у нас пока больше, что конечно сказывается на занятости коечного фонда. Должно быть свободно более 50% коек, у нас пока только 25%. Несмотря на то, что в крае введен первый этап снятия ограничений, заболевших много, население не прислушивается к рекомендациям, которые дают власти и Роспотребнадзор. Сейчас во всем мире ситуация напряженная, появляются новые вспышки коронавируса в странах, где его, казалось бы, погасили. Не зря сейчас идут разработки вакцины, испытания, и в нашей стране они проходят. Надеемся, что найдется спасительный рецепт, но пока неизвестно, насколько долгой будет вакцинация, возможно, что, как и от гриппа, когда каждый год Всемирная организация здравоохранения определяет штаммы, дает заказы на производство вакцин.

Думаю, что у нас медицинские учреждения по полной программе заработают на втором этапе снятия ограничений. Пока на первом этапе мы стараемся потихоньку запускать плановую помощь, но делаем это очень осторожно, грамотно, чтобы не пострадали ни пациенты, ни медицинское окружение.

- Вскрыла ли нынешняя ситуация дефицит медицинских кадров в регионе, проблему подготовки специалистов узких специальностей? Изменится ли их подготовка после пандемии?

- Конечно, вскрыла. Поэтому мы занимаемся этим вопросом очень плотно. Мы всегда занимались вопросом кадров и делали это серьезно. В этом году на территории края как никогда высокие цифры поступления и выпуска в медуниверситете. В этом году на специалитет только целевых мест 167, также 280 бюджетных мест — почти 70%. В ординатуру 183 места, из них 119 для Хабаровского края — 54 в 18 вузах семи субъектов, десять в научно-исследовательских институтах высшего уровня Москвы и Санкт-Петербурга и одно место в Красноярске. Это и Центр Алмазова, и институты Вишневского, Кулакова, Дмитрия Рогачова. Мы уже подбираем кандидатов, за которых будет платить край с обязательным условием — вернуться в регион.

Есть возможность обучать специалистов, и главное, что они вернутся на свои рабочие места. Я, будучи главным врачом онкоцентра, обучал специалистов, край вкладывал в них большие деньги, но проходило время, ребята исполняли обязанности перед государством, а затем уезжали в Москву и другие регионы. Жалко терять таких классных специалистов.

Сейчас еще одна наша задача — привлечь в регион научно-исследовательские институты, создать в крае их филиалы. Также думаем над созданием университетской клиники при нашем Дальневосточном государственном медицинском университете. Заведующими отделениями там будут профессора, доценты. Также нужно создать онкологический центр федерального уровня, например, под крышей НИИ имени Блохина. С его помощью мы создавали филиал Российского онкологического центра на базе онкоцентра, который нам очень много дал и в плане подготовки специалистов, и в плане науки, а самое главное — в плане технологий.

Сегодня можно ругать и костерить наше здравоохранение, но такого сильного на Дальнем Востоке здравоохранения больше нет. Хоть у нас сейчас нет столицы ДФО, но столичное здравоохранение должно остаться — есть основополагающая база, передовые технологии и кадры.

- Появились ли у краевых властей новые планы по улучшению здравоохранения в регионе?

- Мы всегда настроены на развитие и знаем, что нам нужно менять. Только в краевой адресной инвестиционной программе забито порядка 35 объектов здравоохранения, которые необходимо построить. Это с учетом фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. В Комсомольске-на-Амуре строится детский больничный комплекс. Этот город вообще был лишен детского здравоохранения. Было много перипетий с проектантом объекта, тем не менее, проект доработан, прошел экспертизу, надеюсь, что объект будет построен в ближайшие годы. Сложнейшая задача — построить, оснастить, подобрать кадры, задержать их там.

Среди задач — развитие онкологической службы. Для меня эта тема очень близка, потому что я по профессии онколог. Нужны смотровые кабинеты, затем онкологические кабинеты в центральных районных больницах. После этого лечением будут заниматься на базе онкологического диспансера в Комсомольске или в онкоцентре в Хабаровске. А чтобы наша онкологическая служба развивалась дальше на базе онкологического диспансера в Комсомольске необходимо построить три объекта: консультативную поликлинику на 100 посещений в смену, патолого-морфологическое отделение и радиологическое отделение, где пациенты смогут получать не только диагностику, но и необходимое лечение.

В краевом клиническом центре онкологии в Хабаровске нужно так же построить три объекта: протонный центр, центр химиотерапии, увеличить количество хирургических коек и коек реанимации и интенсивной терапии. Также нужно заняться новыми технологиями, такими как лечение с помощью радиоактивных препаратов.

Развиваться нам есть куда, мы знаем пути развития. Чего нам не хватает? Ресурсов. Но, как известно, идущий дорогу осилит.

9 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика