Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Алексей Чекунков: «Большинство наших проектов ориентированы на экспорт продукции в Азию»

Гендиректор Фонда развития Дальнего Востока рассказал EastRussia об актуальных проектах

В интервью EastRussia magazine глава Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков рассказал о международной инвестиционной повестке, которая формируется на Дальнем Востоке при участии этого государственного института развития, а также о новых форматах взаимодействия с инвесторами из Азии и перспективных направлениях трансграничного сотрудничества. 

Алексей Чекунков: «Большинство наших проектов ориентированы на экспорт продукции в Азию»
– Алексей Олегович, в этом году было объявлено о начале работы Российско-японской инвестиционной платформы на Дальнем Востоке. Она создана для реализации каких-то конкретных проектов?
– Платформа является совместным предприятием и создана ФРДВ в партнерстве с Японским банком международного сотрудничества (JBIC). Пользуется всесторонней поддержкой этого финансового института. У японских коллег есть успешный опыт работы в аналогичном формате в Индии. Учрежденная при участии JBIC Корпорация по развитию индустриального коридора «Дели-Мумбай» сегодня реализует инвестиционные проекты стоимостью десять миллиардов долларов – в основном, с привлечением японского капитала. Мы попробовали применить эту модель и на Дальнем Востоке. Платформа является «одним окном» для всех японских компаний, заинтересованных в реализации проектов в регионе на территориях опережающего развития и Свободного порта, помогает инвесторам в решении различных вопросов и, при необходимости, обеспечивает поддержку на государственном уровне. Уже подписаны несколько первых сделок. А один из российско-японских проектов, которые сопровождает платформа, недавно признан правительством приоритетным для финансирования из средств ФРДВ. Это строительство первого в Якутии круглогодичного тепличного комплекса с применением японских технологий, позволяющих заниматься выращиванием овощей в закрытом грунте даже в условиях экстремальных температур, характерных для этого региона. Это относительно небольшой, но важный модельный проект с синергетическим эффектом. У японских партнеров серьезные намерения: в следующие пять лет при поддержке платформы планируется реализовать на Дальнем Востоке более тридцати проектов и привлечь в них до 85 млрд рублей инвестиций.

– Планируется ли создание аналогичных платформ для поддержки китайских или корейских инвесторов?
– С корейскими компаниями, заинтересованными в реализации проектов на Дальнем Востоке, мы взаимодействуем в рамках партнерства с Экспортно-импортным банком Кореи (KEXIM). Что касается китайских инвесторов, то фокусируемся на сотрудничестве со специальными мультистрановыми тематическими фондами прямых инвестиций, которые создаются в КНР. Это новый подход китайских партнеров к тому, как инвестировать в проекты по всему миру, в том числе и в России, в рамках глобальной инициативы «Один пояс - один путь», которая играет важную роль российско-китайских отношениях и, одновременно, мотивирует многих китайских инвесторов - и частных, и государственных - корректировать свои инвестиционные планы, или даже формулировать их по-новому. Наше будущее - в привлечении таких специальных фондов прямых инвестиций в проекты на Дальнем Востоке. ФРДВ участвует в формировании инвестиционной повестки Фонда Поколений, основанного несколькими крупными китайскими инвесторами со стартовым капиталом два миллиарда долларов. Скоро объявим о первых сделках на Дальнем Востоке с его участием.

– В каких отраслях?
– Мы представили Фонду Поколений ряд перспективных проектов на в сфере сельского хозяйства, газохимии, недвижимости и туризма, горнодобычи. Если говорить об отраслевых приоритетах обобщенно, то это все проекты, которые позволяют объединить Дальний Восток с экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона. Фонд Поколений уже в обозримом будущем может стать заметным инвестором в развитие городской среды, производство сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, IT и сферу услуг.

– Насколько сильна экспортная составляющая в проектах, которые уже финансируются из средств ФРДВ?
– Такие проекты, ориентированные на экспорт произведенной на Дальнем Востоке продукции в Азию, составляют бОльшую часть нашего инвестиционного портфеля. Например, мы инвестировали в проект Группы Колмар. Это компания, которая развивает угледобычу на юге Якутии и поставляет в Азию лучшие в мире коксующиеся угли, которые в свое время были разработаны японскими инвесторами в конце 70-х годов. Вся японская сталелитейная промышленность на этих качественных якутских углях работает. Сейчас Колмар добывает 4 млн тонн угля на построенном с нуля угольном предприятии. С нашей помощью объемы добычи будут доведены до 20 млн т. Значительная часть этого объема будет экспортироваться. С этой целью Колмар строит новый порт в Хабаровском крае. Параллельно государство инвестирует огромные деньги в расширение пропускной способности железнодорожных магистралей - БАМа и Транссиба. Дополнительная пропускная способность позволит расшить существующие сейчас «узкие горлышки» в логистике. Через три года Россия будет обладать модернизированной инфраструктурой по обеспечению экспорта десятков миллионов тонн грузов.

ФРДВ финансирует в несколько крупных сельскохозяйственных проектов. Это одно из наиболее перспективных направлений для международного сотрудничества. На Дальнем Востоке 3 миллиона гектаров экологически безупречной земли. Рукой подать до 2 млрд потребителей в Азии, которые нуждаются не просто в продукции сельского хозяйства, а в экологически чистых продуктах. ФРДВ инвестировал 5 млрд рублей в дальневосточный проект одной из ведущих российских агропромышленных компаний – Русагро. Строим один из крупнейших свинокомплексов в Приморье: первые объекты вводятся в эксплуатацию в сентябре. Другой проект, поддержанный ФРДВ - строительство завода по глубокой переработке сои в Амурской области. В этом регионе сегодня производится около 1 млн т сои в год, однако пока переработка плохо развита. Мы поможем бизнесу решить эту проблему и построить новые производственные мощности, завоевать азиатские рынки.

– Но сначала предстоит эти рынки открыть.
– Знаете, международная торговля - это сложная шахматная доска. Например, тот же Китай уделяет огромное внимание проблеме биологической безопасности. Но достаточно взглянуть на карту, чтобы понять - Дальний Восток природно-изолированная среда, идеально подходящая для производства безопасной сельхозпродукции. В России проблема продовольственной безопасности решена благодаря мощным мерам поддержки бизнеса со стороны государства, грамотной политике субсидирования сельскохозяйственного производства. У меня нет никаких сомнений в том, что все существующие барьеры, препятствующие свободной торговле между нашими странами, являются временными и вскоре будут устранены. Как только азиатские рынки откроются, то компании, которые мы поддерживаем сегодня, первыми окажутся там со своей продукцией, произведенной на современных производственных мощностях.

Кроме того, мы выступаем инвестором первого трансграничного железнодорожного перехода Россия-Китай. Этот мост существенно сократит логистические издержки при транспортировке товаров с Дальнего Востока России на северо-восток Китая.

– В прошлом году на ВЭФ было объявлено об участии ФРДВ в комплексном развитии острова Русский. Как продвигается этот проект?
– Туристический потенциал Дальнего Востока очень важен. Для его реализации нужны предприниматели, бизнесы, которые понимают свои рынки и умеют это делать. Мы привлекли консорциум азиатских инвесторов, который планирует создать на острове Русский санаторно-курортный кластер. Сегодня рынок healthcare Китая составляет 700 млрд долларов и должен увеличиться за десять лет до 2 трлн долларов. Многие азиатские страны сталкиваются с проблемой старения населения, которая актуальна даже для зрелых экономик. Дальний Восток, в этом смысле, имеет неоспоримые конкурентные преимущества с точки зрения экологии и качества природной среды по сравнению со многими проектами, уже реализованными в Азии. При этом от Владивостока до Пекина - в 2,5 часа авиаперелета. Еще меньше до Сеула и Токио. Остров Русский является уникальной территорией по своему расположению и природным особенностям и идеально подходит для реализации современного многофункционального кластера. Он соединен с материковой частью Владивостока вантовым мостом, который входит в топ-10 достопримечательностей России. Здесь построены современный океанариум, один из крупнейших в стране университетских кампусов. Всего за несколько лет был создан важный инфраструктурный задел. Следующим шагом станет комплексное развитие этой уникальной территории с созданием новых проектов мирового уровня.