Поделиться
Алексей Чекунков: Большой Уссурийский — это остров людей
Поделиться

Министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал в интервью EastRussia о ближайших перспективах обустройства острова Большой Уссурийский. Беседа состоялась сразу после совещания о ходе реализации промышленных и инфраструктурных проектов Хабаровского края.

Алексей Чекунков. фото: пресс-служба Министерства Российской федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

— Алексей Олегович, если в двух словах, проект развития Большого Уссурийского острова, он о чём?

— В 2004 году было достигнуто соглашение, что Большой Уссурийский — это один остров, две страны. И мы договорились не делать ничего на своей территории без того, чтобы не согласовать, как это будет сопрягаться с соседней территорией. Скажем так — джентльменское соглашение на 20 лет. Оно было в режиме «спящей красавицы», но внимание и к Большому Уссурийскому острову, и к его китайской стороне Хэйсяцзы-Дао всегда было максимальное.

В 2017 году его лично посещал председатель КНР Си Цзиньпин. И вот наконец благодаря нашей совместной работе с органами Китайской Народной Республики, с Госкомитетом по развитию реформам, с Министерством коммерции, с Министерством иностранных дел, благодаря государственному визиту Владимира Владимировича Путина в мае этого года мы подписали соглашение о том, что там будет пограничный переход, что будет транспортно-логистическая инфраструктура и что будет туристическая инфраструктура.

Разные мнения бытовали. Было в какой-то момент консервационистское направление, давайте ничего не делать, пусть будет, скажем так, заповедник, зеленый остров. Но у нас природа громадная, заповедников достаточно, а это всё-таки остров сопряжения, где есть возможность соприкасаться нам с китайской культурой, китайскими соседями, вообще с одним из главных городов России, даже не только Дальнего Востока, а России — с Хабаровском.

Это большое достижение, поэтому мы считаем, что сейчас очень важно сложить все идеи, предложения, которые есть по созданию объектов в единый мастер-план, чтобы полностью раскрыть потенциал и для бизнеса, и для туризма, рекреации, для гуманитарного сотрудничества.

С точки зрения бизнеса, вижу наибольшие перспективы в развитии приграничной торговли, это беспошлинная торговля, бондовая зона, потенциально склады для электронной коммерции. Такие компании, как Озон, Wildberries смогут организовывать свои мощности, понимая, что всё-таки немалое количество товаров импортируется из Китая для того, чтобы потом здесь распространяться. И создание подобных объектов — это очень большое количество рабочих мест. Это выгодно для региона.

И второе, конечно, это туризм. В части туризма я поддержал идею Дмитрия Демешина, исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края, создать парк, договорились называть его «Парком дружбы народов», где все регионы Дальнего Востока будут иметь свои участки, смогут представить свои лучшие достижения, как-то заинтересовать посетителей, а также предложим эту возможность странам АТР.

Посетители парка смогут за несколько часов ознакомиться сразу со всем Дальним Востоком России, но и не только — у них будет возможность соприкоснуться и с культурой, артефактами стран АТР. Уверены, что такой парк будет пользоваться популярностью туристов. В сумме это даст большой толчок, в том числе экономике Хабаровска, потому что благодаря мосту, благодаря другим транспортным сопряжениям будет турпоток и в Дальневосточный художественный музей, и на горнолыжный комплекс «Хехцир», и в рекреационную зону «Заимка», и в другие.

К тому же мастер-план развития Хабаровска предполагает более комфортное времяпрепровождение, здесь интересно гулять, есть что посмотреть. Поэтому очень своевременно стартует эта история с развитием Большого Уссурийского.

Слайд презентации проекта развития острова Большой Уссурийский. фото: Егор Тимошенко пресс-служба развития Хабаровского края

— Есть ли уже проекты с конкретными характеристиками?

— Первое — это погранпереход, это самое главное. Чтобы ускорить строительство, мы берём существующий строительный проект погранперехода Каникурган в Амурской области, который создаётся при российско-китайском мостовом переходе, его приземляем на Большом Уссурийском, создаём под него инфраструктуру. Договорились уже с Росгранстроем, и Росавтодором, что при поддержке Минвостокразвития в режиме ТОР будет создана необходимая инфраструктура — появится насыпь, будет построена дорога, защищённая от паводков. Этот объект —автодорога от моста до пункта пропуска обойдётся по расчётам в 3 млрд рублей. За этот объект отвечает правительство Хабаровского края. Проект уже готов, документация прошла госэкспертизу. Сейчас подана заявка в Минтранс РФ на получение финансирования. Проектирование и строительство пункта пропуска будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Предварительно, стоимость объекта составит 10,8 млрд рублей.

Вот у нас уже погранпереход есть, дорога есть. Сейчас очерчиваем дальше территорию, накрываем режимом международной территории опережающего развития, собираем инвестиционные заявки и в рамках мастер-плана определяем, какие инвесторы, кто вложит максимальное количество инвестиций, садятся на какие участки.

Эту работу Корпорация развития Дальнего Востока проведет до конца этого года.

— То есть, если говорить о погранпереходе, он будет автомобильным?

— Да, это будет круглогодичный автомобильный погранпереход с проектной мощностью по грузам 1,3 миллиона тонн, по туристам 1,4 миллиона туристов. Но будем еще смотреть на возможность расширить по количеству туристов, я думаю, в средней и долгосрочной перспективе их может быть больше, чем полтора миллиона.

— А что по срокам?

— В 2026 году должен открыться.

— Китайские соседи с уже сделали у себя там парк, пагоду построили, благоустроили...

— Пришло время и нашей красавице проснуться!

Безусловно, открытие погранперехода создаст и новые возможности для экспорта товаров, которые производятся в Хабаровске, не только на Большом Уссурийском и на площадке ТОР «Хабаровск»-«Ракитное», на площадке Авангарда, да и в целом везти много откуда могут. С момента подписания соглашения у нас вырос поток и образовался поток заявок от бизнеса с интересом создавать объекты, создавать производство. Но здесь надо сбалансировать: все-таки Большой Уссурийский — это не остров заводов, это остров людей. Промышленные, логистические предприятия можно размещать уже на материке, что, собственно, и прописано в соглашении с Китайской Народной Республикой.

— Долгое время проект тормозился, хотели игорную зону сделать, ипподром, да много чего, но упиралось всё в необходимость создания дорогостоящей противопаводковой инфраструктуры. Как решился этот вопрос?

— Был определенный такой максималистичный подход, что нужно обеспечить гидрозащиту всего острова, да. Но остров все-таки очень большой, площадь большая. Поэтому сейчас принят другой подход, так скажем «план минимум»: защитить ту площадку или те площадки, на которых будут создаваться объекты и поднять дорогу насыпью, чтобы в случае паводков создаваемые объекты и дорога безусловно находились над уровнем воды. При этом не защищая на первых порах площадным образом всю территорию острова.

Но мы договорились, что мастер-план острова будет содержать сценарий и по расширенной защите в случае создания там больших объектов. Это вопрос необходимо просчитать, проектировщики поработают, сделаем открытый конкурс. У нас есть опыт, который мы проходили на площадке города-спутника Владивостока. Туда корпорация проинвестировала серьезные деньги и хороший проектант из Санкт-Петербурга, опытная компания провела и мастер-планирование, и изыскание грунтов, подготовила документацию о планировке территории на максимально профессиональном и детальном уровня.

Мастер-план будет по Большому Уссурийскому, я думаю, будет отдельный. Мастер-план Хабаровска уже принят, остров там фигурирует как погранпереход, но именно детализация, какие объекты, где будут созданы, какие инвестиции туда придут, какая инфраструктура нужна будет, вот эту работу мы проведем за 2025 год, а саму работу по выбору подрядчика для этого мастер-плана, по согласованию между регионом и министерством сделаем в этом году до конца 2024 года.

— Кто может стать участником проекта? Может ли это стать в том числе и китайская сторона?

— Полагаю, что китайская сторона на своей стороне будет заниматься, с российской стороны много заинтересованных инвесторов. Мы обеспечим прозрачные, конкурентные процедуры, открытые для всех, чтобы победили сильнейшие.

беседовал Алексей Елаш Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Умом и молотком: будни камчатского геолога

Камчатка – уникальное поле для геологических исследований: полуостров находится в области интенсивной вулканической деятельности и здесь возникают новые минеральные комплексы и гидротермальные структуры. Здешние недра скрывают запасы рудных ископаемых, включая месторождения золота, серебра, меди, никеля, редких металлов. Помимо профессиональных знаний, геолог должен обладать навыками автономного выживания в экстремальных природных условиях, умением эффективно работать в условиях оторванности от цивилизации, способностью оперативно принимать решения в нештатных ситуациях. Подробности своей работы EastRussia рассказал геофизик по образованию, геолог по профессии Максим Ванке.

Читать полностью
Поделиться
Якутия и провинции Китая: новые точки роста межрегионального сотрудничества

На фоне стремительного укрепления российско-китайских отношений именно межрегиональный формат становится ключевым драйвером сотрудничества. Республика Саха (Якутия) и провинции КНР формируют плотную сеть экономических, инфраструктурных и гуманитарных связей, которые постепенно выходят за пределы традиционной торговли сырьём и превращаются в устойчивую систему кооперации.

Географическая близость, взаимодополняемость экономик и гибкие механизмы взаимодействия создают основу для развития индустриальных проектов, логистических маршрутов, инновационных решений и культурных инициатив. Эти темы стали центральными на сессии VI Северного форума по устойчивому развитию «Якутия и провинции Китая: точки роста экономического сотрудничества», где участники обсудили перспективы межрегионального партнёрства.

Читать полностью
Поделиться
Арктика как точка притяжения талантов

В преддверии Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» им. А. Н. Чилингарова (9-10 декабря. Санкт-Петербург.) Мария Груздева –член Совета АСПОЛ, фотограф и художник – о том, как просвещение и креативные индустрии формируют интерес к Арктике и открывают новые перспективы для молодёжи.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
«Золотой котябрь» 2.0: фестиваль диких кошачьих в Приморье планируют сделать ежегодным

Во Всемирный день защиты животных на фоне золотой осени на территории визит-центра национального парка «Земля леопарда» в селе Барабаш Приморского края во второй раз прошел «кошачий» фестиваль. Дальневосточные природоохранники намерены вписать самых северных на планете тигра и леопарда в культурный код россиян.

Читать полностью
Поделиться
Что происходит на рынке труда в Хабаровском крае

Рынок труда Хабаровского края ‒ это зеркало, в котором отражаются ключевые вызовы дальневосточного региона: демография, отток населения, нехватка квалифицированных кадров.

Сегодня в крае нет проблемы отсутствия рабочих мест, но есть дисбаланс между потребностями работодателей и запросами соискателей.

Об изменениях на рынке труда рассказала начальник отдела информационного взаимодействия и консультирования граждан Кадрового центра Ирина Геннадьевна Норкина.

 


Читать полностью
Поделиться
«План — ничто, планирование — всё»: Михаил Кузнецов о новой стратегии развития Дальнего Востока

Стратегия развития Дальнего Востока 2009–2025 завершает свое действие. За это время ВРП региона вырос на 26% к уровню 2013 года, инвестиции — на 88%, создано 180 тысяч новых рабочих мест. Но вместе с успехами проявились и слабые места — прежде всего энергетика и демография. Тому, что должна предусмотреть новая стратегия развития ДФО до 2036 года, на X Восточном экономическом форуме посвятили отдельную сессию. О главных итогах реализации Стратегии развития Дальнего Востока и будущих приоритетах в интервью агентству EastRussia рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Читать полностью
Поделиться
Не в деньгах кадры!

«Таланты Дальнего. Эффективные стратегии удержания сотрудников» — так называлась одна из дискуссий в рамках ВЭФ-25. На ней спикеры обсуждали, как удержать на Дальнем Востоке молодежь и профессионалов. Участники, опираясь на практический опыт, пришли к парадоксальному выводу: простое повышение зарплат не решает проблему в долгосрочной перспективе — рано или поздно у компаний заканчивается пространство для роста выплат. Другой рефрен дискуссии: не столько «удерживать» таланты, сколько создавать такие условия жизни, чтобы они не хотели уезжать.

Читать полностью
Поделиться
Тормоза дальневосточной авиации

К 2030 году объем пассажирских перевозок на Дальнем Востоке намерены нарастить до четырех млн человек в год. Авиакомпании готовы к таким показателям, однако есть ряд сдерживающих факторов, основные из которых – аэропортовая инфраструктура, которая сегодня требует обновления, и стареющий парк авиатехники. Пути решения этих проблем пытались найти участники сессии «Авиация Дальнего Востока: сценарии развития», прошедшей в рамках X Восточного экономического форума

Читать полностью
Поделиться
Мастерское планирование: ожидания и реальность

Мастер-планы дальневосточных городов разрабатываются поручению Президента Российской Федерации с 2021 года. 25 стратегических документов второй год находятся в активной стадии реализации. Из 875 мероприятий мастер-планов уже ровно половина построена, проектируется или находится на этапе строительства. На специализированной сессии юбилейного 10-го Восточного экономического форума представители разных уровней власти, корпораций развития, бизнеса, культурных институций и разработчиков обсудили новый инструментарий, прогресс и сложности воплощения мастер-планов в жизнь.

Читать полностью
Больше материалов