Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Альтернативный маршрут

За СМП будущее мировой морской логистики и торговли

Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков рассказал EastRussia, почему эффект от запуска Северного морского пути может оказаться сопоставимым по масштабу с освоением космоса.

Альтернативный маршрут

- Алексей Олегович, Вы участвуете в рабочей группе при Минвостокразвития, которая занимается экспертно-аналитической работой по проекту Севморпути. Расскажите, пожалуйста, об основных векторах обсуждения по данному проекту? Каковы перспективы развития проекта Севморпуть в целом и для логистической отрасли страны в частности?

- В последнее время тема развития Северного морского пути и освоения Арктики активно звучит как в России, так и во всем мире. Ведущие эксперты в России и АТР верят, что за СМП будущее мировой морской логистики и торговли. Другие высказывают опасения, что существующие на СМП естественные ограничения могут повлиять на конкурентоспособность пути по сравнению с более предсказуемыми маршрутами. Если же оценивать факты, то изменения климата привели к сокращению ледового покрова в Северном ледовитом океане. Освоение арктических территорий и акваторий с целью организации добычи углеводородов и металлов требует расширения возможностей по транспортировке грузов по Севморпути. Налицо практический интерес крупных морских перевозчиков к СМП, вызванный возможностью сокращения транспортного плеча доставки товара из Азии в Европу и обратно. При эффективном управлении грузопотоками и доступности ледоколов, СМП может оказаться более конкурентоспособным, чем традиционные логистические маршруты. Кроме того, спрос на Северный морской путь продиктован геополитической ситуацией, которая складывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В условиях избыточной концентрации морских перевозок и мировых товаропотоков, уже превышающей пропускные мощности Суэцкого и Панамского каналов, а также на фоне обострения территориальных споров в акваториях АТР, становится актуальным проект создания полноценного альтернативного маршрута. Не будет преувеличением сказать, что СМП - это своего рода запасной перспективный двигатель для мировой морской торговли.

- Какие смежные отрасли позволит развить данный проект?

- Я бы хотел провести аналогию с освоением космоса. Может, это пугающе грандиозное сравнение, но, тем не менее - посмотрите, насколько сегодня коммерциализировано использование космических технологий. И в первую очередь, технологий глобального позиционирования. Эффект от них для мировой экономики выражается в повышении эффективности транспорта, сельского хозяйства. Он измеряется миллиардами долларов и превосходит затраты, осуществленные на запуск и поддержание системы космических спутников. Эффект от запуска Северного морского пути может оказаться сопоставимым по масштабу и распространиться на широкий спектр отраслей - от морской торговли и судостроения до высоких технологий, связанных с производством, например, навигационного оборудования. Стоит отметить, что Северный морской путь уже активно используется российскими компаниями, реализующими масштабные проекты по освоению месторождений полезных ископаемых в арктической зоне (Норильским никелем, Ямал СПГ, Газпром нефтью, Роснефтью и др.). Сегодня более 70% грузов на СМП - это углеводородное сырье и нефтепродукты. Масштабные арктические нефтегазовые проекты - это первые яркие положительные примеры организации работы на СМП, ставшие мощным импульсом, в частности, для реализации программы развития атомного ледокольного флота.

- Предполагается ли международная кооперация в данном проекте?

- Разумеется. Существенная часть протяженности СМП приходится на Дальний Восток. Основные направления товаропотоков замыкаются на АТР, который является нашим целевым регионом для экспорта товаров и услуг, произведенных на Востоке России. Для создания на базе Севморпути логистического маршрута принципиально нового качества необходимо создать условия для развития контейнерных перевозок и привлечения крупнейших международных судовладельцев и грузовладельцев, критическими факторами для которых является линейность, прогнозируемость и предсказуемость маршрута, бесперебойность поставок. В последнее время в мире крупные перевозчики все чаще создают операционные альянсы для оптимального распределения затрат, снижения транспортной себестоимости. И возможно, кооперация - один из форматов взаимодействия бизнеса и государства при реализации такого стратегического проекта, как коммерциализация СМП. Потенциальными локомотивами этого процесса являются перевозчики, заинтересованные в использовании Севморпути в качестве альтернативного маршрута. В частности, мы уже обсуждаем с крупными портовыми операторами и международными морскими перевозчиками перспективы использования СМП для контейнерных перевозок, транспортировки рыбы с Дальнего Востока в Европейскую часть России, Европу и Юго-Восточную Азию. Однако комплексный подход к развитию Северного морского пути предполагает реализацию потенциала этой акватории не только для транзитного судоходства, но и для доставки грузов внутри страны, интеграцию СМП с российской экономикой.

- Может ли развитие Севморпути поменять баланс на мировом рынке перевозок в ближайшие 3-5 лет?

- Пока Северный морской путь скромно представлен на карте международных морских перевозок. В 2014 году по СМП перевезено около 4 млн т грузов. Для сравнения - через Малаккский пролив транспортировано 5 660 млн т грузов, через Суэцкий канал - 882 млн т, через Панамский канал - 222 млн тонн. Однако при условии повышения доступности ледоколов и построении системы эффективного управления грузопотоками СМП может оказаться более эффективным, чем существующие маршруты по Суэцкому каналу. Мы приглашаем думать о Севморпути как о коммерческом проекте, который требует наличия некоего критического уровня инфраструктуры. В частности, перспективы маршрута напрямую зависят от скорости реализации программы развития российского атомного ледокольного флота - к сожалению, эффективная коммерческая эксплуатация СМП в условиях ограничений ледокольных мощностей вряд ли возможна. И мы уже видим определенный прогресс в этом направлении. Заложены два новых атомных ледокола. Вскоре планируется приступить к строительству третьего ледокола. Кроме того, разработан эскизный проект атомного ледокола-лидера мощностью 110 мегаватт, шириной до 50 метров. Ожидается, что ледопроходимость данного ледокола (4,5 м) позволит обеспечить круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути. Создание новых судов ледового класса и ледоколов может значительно снизить себестоимость перевозимых грузов. Расширение ледокольного флота позволит снять ограничения, связанные с непредсказуемостью маршрута, а также найти решение ряда технических проблем второго и третьего порядка, связанных с ценообразованием, созданием системы безопасности, привлечением операторов, маркетингом. Эффективность СМП как универсального морского логистического маршрута зависит также и от качества наземной железнодорожной инфраструктуры. Чтобы цепочка доставки грузов не прерывалась, северные морские порты необходимо связать с сетью железных дорог. Однако пока железнодорожные подходы имеются только к портам Мурманска и Архангельска. Поэтому крайне важно ускорить проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры русского севера и Арктики. Такие, например, как Северный широтный ход. По накатанной инфраструктуре могут пойти грузы в объеме, кратном тому, о котором мы мечтаем.