Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Alternative route

For the NSR, the future of global maritime logistics and trade

The General Director of the Far East and Baikal Region Development Fund Aleksey Chekunkov told EastRussia why the effect of launching the Northern Sea Route could be comparable in scale with the exploration of outer space.

Alternative route

- Alexey Olegovich, you are participating in the working group of the Ministry of Regional Development, which is engaged in expert and analytical work on the project of the Northern Sea Route. Could you please tell us about the main vectors of discussion on this project? What are the prospects for the development of the Northern Sea Route in general and for the country's logistics industry in particular?

- Recently the theme of development of the Northern Sea Route and development of the Arctic has been actively heard both in Russia and throughout the world. Leading experts in Russia and the Asia-Pacific believe that the SMP is the future of global maritime logistics and trade. Others are concerned that the natural restrictions existing on the NSR can affect the competitiveness of the route compared to more predictable routes. If we evaluate the facts, climate change has led to a reduction in the ice cover in the Arctic Ocean. The development of Arctic territories and water areas for the purpose of organizing the production of hydrocarbons and metals requires the expansion of the possibilities for transporting goods along the Northern Sea Route. There is a practical interest of large sea carriers to the NSR due to the possibility of reducing the transport arm of the delivery of goods from Asia to Europe and vice versa. With efficient management of cargo flows and the availability of icebreakers, the NSR may be more competitive than traditional logistics routes. In addition, the demand for the Northern Sea Route is dictated by the geopolitical situation that is developing in the Asia-Pacific region. In conditions of excessive concentration of sea transportations and world trade flows already exceeding the capacity of the Suez and Panama canals, and against the background of aggravation of territorial disputes in the waters of the Asia-Pacific region, the project of creating a full-fledged alternative route becomes urgent. It will not be an exaggeration to say that the NSR is a kind of spare perspective engine for world maritime trade.

- What related industries will allow to develop this project?

- I would like to draw an analogy with the exploration of outer space. Maybe this is a frighteningly grandiose comparison, but nevertheless - look at how commercialized the use of space technologies today is. And first of all, global positioning technologies. The effect of them for the world economy is expressed in increasing the efficiency of transport and agriculture. It is measured in billions of dollars and exceeds the cost of launching and maintaining the space satellite system. The effect of launching the Northern Sea Route may turn out to be comparable in scale and spread to a wide range of industries - from maritime trade and shipbuilding to high technologies related to the production of, for example, navigation equipment. It should be noted that the Northern Sea Route is already being actively used by Russian companies implementing large-scale projects to develop mineral deposits in the Arctic zone (Norilsk Nickel, Yamal LNG, Gazprom Neft, Rosneft, etc.). Today, more than 70% of cargo on the NSR is hydrocarbon raw materials and petroleum products. Large-scale Arctic oil and gas projects are the first bright positive examples of the organization of work on the NSR, which became a powerful impetus, in particular, for the implementation of the program for the development of the nuclear icebreaking fleet.

- Is international cooperation expected in this project?

- Of course. An essential part of the NSR is in the Far East. The main directions of trade flows are closed on the APR, which is our target region for the export of goods and services produced in the East of Russia. To create a fundamentally new quality on the basis of the Northern Sea Route, it is necessary to create conditions for the development of container transportations and attraction of the largest international shipowners and cargo owners, whose critical factors are linearity, predictability and predictability of the route, and the uninterrupted supply. Recently, in the world, large carriers are increasingly creating operational alliances for the optimal allocation of costs, reducing transport costs. And it is possible that cooperation is one of the formats of interaction between business and the state in the implementation of such a strategic project as the commercialization of the NSR. Potential locomotives of this process are carriers interested in using the Northern Sea Route as an alternative route. In particular, we are already discussing with the major port operators and international maritime carriers the prospects of using SMP for container transportation, transporting fish from the Far East to the European part of Russia, Europe and South-East Asia. However, an integrated approach to the development of the Northern Sea Route presupposes the realization of the potential of this water area not only for transit shipping, but also for the delivery of goods within the country, the integration of the SMP with the Russian economy.

- Can the development of the Northern Sea Route change the balance in the world transport market in the next 3-5 years?

- While the Northern Sea Route is modestly represented on the map of international shipping. In 2014, about 4 million tons of cargo were transported through the NSR. For comparison, 5 660 million tons of cargo was transported through the Strait of Malacca, through the Suez Canal - 882 million tons, through the Panama Canal - 222 million tons. However, if the availability of icebreakers is increased and the effective traffic management system is built, the NSR may be more efficient than existing routes along the Suez Canal. We invite you to think about the Northern Sea Route as a commercial project, which requires a certain critical level of infrastructure. In particular, the route's prospects directly depend on the speed of implementation of the program for the development of the Russian nuclear icebreaking fleet - unfortunately, effective commercial operation of the Northern Sea Route in conditions of icebreaker capacity limitations is hardly possible. And we are already seeing some progress in this direction. Two new nuclear icebreakers have been laid. Soon it is planned to begin construction of the third icebreaker. In addition, a draft sketch of the nuclear-powered icebreaker-leader with an output of 110 megawatt, a width of up to 50 meters, has been developed. It is expected that the icebreakability of this icebreaker (4,5 m) will allow year-round wiring of vessels along the Northern Sea Route. The creation of new ice-class vessels and icebreakers can significantly reduce the cost of transported goods. The expansion of the icebreaking fleet will remove the limitations associated with the unpredictability of the route, as well as find a solution to a number of technical problems of the second and third order associated with pricing, creating a security system, involving operators, marketing. The effectiveness of the NSR as a universal maritime logistics route also depends on the quality of the ground rail infrastructure. To ensure that the chain of cargo delivery is not interrupted, the northern seaports must be connected to the railway network. However, while railway approaches are available only to the ports of Murmansk and Arkhangelsk. Therefore, it is extremely important to accelerate projects aimed at developing the transport infrastructure of the Russian North and the Arctic. Such, for example, as the Northern latitudinal move. On the rolled infrastructure can go loads in a volume, a multiple of the one we dream about.

March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Альтернативный маршрут

За СМП будущее мировой морской логистики и торговли

Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков рассказал EastRussia, почему эффект от запуска Северного морского пути может оказаться сопоставимым по масштабу с освоением космоса.

Альтернативный маршрут

- Алексей Олегович, Вы участвуете в рабочей группе при Минвостокразвития, которая занимается экспертно-аналитической работой по проекту Севморпути. Расскажите, пожалуйста, об основных векторах обсуждения по данному проекту? Каковы перспективы развития проекта Севморпуть в целом и для логистической отрасли страны в частности?

- В последнее время тема развития Северного морского пути и освоения Арктики активно звучит как в России, так и во всем мире. Ведущие эксперты в России и АТР верят, что за СМП будущее мировой морской логистики и торговли. Другие высказывают опасения, что существующие на СМП естественные ограничения могут повлиять на конкурентоспособность пути по сравнению с более предсказуемыми маршрутами. Если же оценивать факты, то изменения климата привели к сокращению ледового покрова в Северном ледовитом океане. Освоение арктических территорий и акваторий с целью организации добычи углеводородов и металлов требует расширения возможностей по транспортировке грузов по Севморпути. Налицо практический интерес крупных морских перевозчиков к СМП, вызванный возможностью сокращения транспортного плеча доставки товара из Азии в Европу и обратно. При эффективном управлении грузопотоками и доступности ледоколов, СМП может оказаться более конкурентоспособным, чем традиционные логистические маршруты. Кроме того, спрос на Северный морской путь продиктован геополитической ситуацией, которая складывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В условиях избыточной концентрации морских перевозок и мировых товаропотоков, уже превышающей пропускные мощности Суэцкого и Панамского каналов, а также на фоне обострения территориальных споров в акваториях АТР, становится актуальным проект создания полноценного альтернативного маршрута. Не будет преувеличением сказать, что СМП - это своего рода запасной перспективный двигатель для мировой морской торговли.

- Какие смежные отрасли позволит развить данный проект?

- Я бы хотел провести аналогию с освоением космоса. Может, это пугающе грандиозное сравнение, но, тем не менее - посмотрите, насколько сегодня коммерциализировано использование космических технологий. И в первую очередь, технологий глобального позиционирования. Эффект от них для мировой экономики выражается в повышении эффективности транспорта, сельского хозяйства. Он измеряется миллиардами долларов и превосходит затраты, осуществленные на запуск и поддержание системы космических спутников. Эффект от запуска Северного морского пути может оказаться сопоставимым по масштабу и распространиться на широкий спектр отраслей - от морской торговли и судостроения до высоких технологий, связанных с производством, например, навигационного оборудования. Стоит отметить, что Северный морской путь уже активно используется российскими компаниями, реализующими масштабные проекты по освоению месторождений полезных ископаемых в арктической зоне (Норильским никелем, Ямал СПГ, Газпром нефтью, Роснефтью и др.). Сегодня более 70% грузов на СМП - это углеводородное сырье и нефтепродукты. Масштабные арктические нефтегазовые проекты - это первые яркие положительные примеры организации работы на СМП, ставшие мощным импульсом, в частности, для реализации программы развития атомного ледокольного флота.

- Предполагается ли международная кооперация в данном проекте?

- Разумеется. Существенная часть протяженности СМП приходится на Дальний Восток. Основные направления товаропотоков замыкаются на АТР, который является нашим целевым регионом для экспорта товаров и услуг, произведенных на Востоке России. Для создания на базе Севморпути логистического маршрута принципиально нового качества необходимо создать условия для развития контейнерных перевозок и привлечения крупнейших международных судовладельцев и грузовладельцев, критическими факторами для которых является линейность, прогнозируемость и предсказуемость маршрута, бесперебойность поставок. В последнее время в мире крупные перевозчики все чаще создают операционные альянсы для оптимального распределения затрат, снижения транспортной себестоимости. И возможно, кооперация - один из форматов взаимодействия бизнеса и государства при реализации такого стратегического проекта, как коммерциализация СМП. Потенциальными локомотивами этого процесса являются перевозчики, заинтересованные в использовании Севморпути в качестве альтернативного маршрута. В частности, мы уже обсуждаем с крупными портовыми операторами и международными морскими перевозчиками перспективы использования СМП для контейнерных перевозок, транспортировки рыбы с Дальнего Востока в Европейскую часть России, Европу и Юго-Восточную Азию. Однако комплексный подход к развитию Северного морского пути предполагает реализацию потенциала этой акватории не только для транзитного судоходства, но и для доставки грузов внутри страны, интеграцию СМП с российской экономикой.

- Может ли развитие Севморпути поменять баланс на мировом рынке перевозок в ближайшие 3-5 лет?

- Пока Северный морской путь скромно представлен на карте международных морских перевозок. В 2014 году по СМП перевезено около 4 млн т грузов. Для сравнения - через Малаккский пролив транспортировано 5 660 млн т грузов, через Суэцкий канал - 882 млн т, через Панамский канал - 222 млн тонн. Однако при условии повышения доступности ледоколов и построении системы эффективного управления грузопотоками СМП может оказаться более эффективным, чем существующие маршруты по Суэцкому каналу. Мы приглашаем думать о Севморпути как о коммерческом проекте, который требует наличия некоего критического уровня инфраструктуры. В частности, перспективы маршрута напрямую зависят от скорости реализации программы развития российского атомного ледокольного флота - к сожалению, эффективная коммерческая эксплуатация СМП в условиях ограничений ледокольных мощностей вряд ли возможна. И мы уже видим определенный прогресс в этом направлении. Заложены два новых атомных ледокола. Вскоре планируется приступить к строительству третьего ледокола. Кроме того, разработан эскизный проект атомного ледокола-лидера мощностью 110 мегаватт, шириной до 50 метров. Ожидается, что ледопроходимость данного ледокола (4,5 м) позволит обеспечить круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути. Создание новых судов ледового класса и ледоколов может значительно снизить себестоимость перевозимых грузов. Расширение ледокольного флота позволит снять ограничения, связанные с непредсказуемостью маршрута, а также найти решение ряда технических проблем второго и третьего порядка, связанных с ценообразованием, созданием системы безопасности, привлечением операторов, маркетингом. Эффективность СМП как универсального морского логистического маршрута зависит также и от качества наземной железнодорожной инфраструктуры. Чтобы цепочка доставки грузов не прерывалась, северные морские порты необходимо связать с сетью железных дорог. Однако пока железнодорожные подходы имеются только к портам Мурманска и Архангельска. Поэтому крайне важно ускорить проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры русского севера и Арктики. Такие, например, как Северный широтный ход. По накатанной инфраструктуре могут пойти грузы в объеме, кратном тому, о котором мы мечтаем.