Поделиться
Алюминиевый мост в будущее
Поделиться

Эксперт EastRussia – об алюминиевых перспективах для дальневосточной инфраструктуры

-
Дальний Восток занимает порядка 40% территории России, тогда как доля населения составляет всего лишь 6-7% от численности нашей страны, валовой региональный продукт – около 6% от валового внутреннего продукта России.

Имея протяженную границу с Китаем и Монголией, незамерзающие морские порты, две крупные железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ, Дальний Восток обладает благоприятными предпосылками для активного внешнеторгового сотрудничество со азиатскими государствами.

Между тем, несмотря на исключительную роль транспортной сети в жизни Дальнего Востока, степень ее развития оставляет желать лучшего. Обеспеченность железными дорогами здесь составляет 14 км на каждые 10 тыс. км 2 территории, в среднем же по России – свыше 50 км. Плотность железных дорог в 3,5-4 раза меньше, чем в среднем по стране.

Анализируя географическое распределение железных дорог на Дальнем Востоке, мы легко можем заметить, что они концентрируются  в его южных регионах – в Хабаровском и Приморское краях, Еврейской автономной области, в Амурской и Сахалинской областях. Именно через них идет основной поток грузов, отправляемых предприятиями угольной, металлургической и лесной отраслями промышленности.

Помимо железных дорог, большое значение с каждым годом приобретают автомобильные трассы. Суммарная протяженность автомобильных дорог в регионе превышает 78 тыс. км. Однако плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в 6 раз ниже меньше, чем в среднем по стране, да и пролегают они опять-таки преимущественно в южной части Дальнего Востока. Всего же на Дальнем Востоке имеется три автомагистрали федерального значения - «Амур», «Уссури» и «Колыма».

Роль автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок Дальнего Востоке довольно существенно. Особо важную роль он играет в Якутии, Магаданской области и на Камчатке, где фактически нет железных дорог. Да и привычных москвичам магистралей с асфальтовым покрытием здесь крайне мало в силу широкого распространения вечной мерзлоты. Более того, ряд районов до сих пор не имеет нормального автомобильного сообщения с «большой землей».

Ахиллесовой пятой транспортного сообщения на Дальнем Востоке являет относительно небольшое число мостов на фоне большого количества рек и пересеченного во многих местах рельефа. Строительство любого моста должно учитывать крайне трудные климатические и инженерно-геологические условия и требует новаторских проектных решений, не говоря уже о значительных финансовых затратах. Их нехватка, в свою очередь, сдерживает развитие транспортных артерий Дальнего Востока.

Например, лет пять тому назад обсуждался вопрос сооружения крупного мостового перехода между материком и Сахалином. Проект должен был состоять из четырех частей. Первая – прокладка железной дороги от Транссиба до моста, вторая – возведение непосредственно самого моста, третья – «перешивка» железнодорожной колеи на Сахалине на общероссийскую длину, четвертая – строительство железнодорожной ветки между Углегорском и Ильинском. Инвестиции в данный проект оценивался тогда в 13-14 млрд. долларов.

Правда, пока он остается на бумаге, зато активно строится мост через Амур между Россией и Китаем. Его сдача предполагается летом следующего года, после чего произойдет перераспределение грузопотоков.

Как ни удивительно звучит, свою роль в развитии транспортного сообщения на Дальнем Востоке может сыграть алюминий. Дело в том, что в России мосты возводят обычно из стали и железобетона и Дальний Восток тому не исключение. За рубежом за последние несколько десятилетий широкое распространение получили алюминиевые мосты, как пешеходные, так и автомобильные и железнодорожные. Их много возведено в Северной Америке и Европе, сегодня же эстафету подхватил Китай, чьем правительство вкладывает огромные средства в транспортную инфраструктуру.

В России же алюминиевых мостов всего навсего три. Первый из них был сооружен в конце 1960-х гг. в Санкт-Петербурге, остальные два были смонтированы нынешним летом в поселке Афонино Нижегородской области.

Популярность алюминиевых мостов за пределами российского государства объясняется вполне тривиальными причинами: обладая значительно меньшим весом по сравнению со стальными мостами, их несложно перевозить по автомобильным и железным магистралям, они монтируются быстро и легко, не требуя перекрытия дорожного движения. Их можно устанавливать в районах практически с любыми климатическими условиями: колебания температур ни оказывают на них ни малейшего влияния. Плюс благодаря легкости их можно ставить на чувствительных к вибрациям породах и они прекрасно подходят для пересеченных местностей, куда тяжелую крановую технику затруднительно, а подчас и невозможно подогнать.

Жизненный цикл у алюминиевого моста априори длиннее, чем у стального, хотя считается, что такие мосты дороги. Сопоставив величину расходов на строительство и последующую эксплуатацию алюминиевого и стального мостов, мы увидим, что мост из крылатого металла после установки не требуется ремонтировать в течение десятилетий в силу коррозионной стойкости его элементов. Стальной же мост через несколько лет после открытия может потребовать мероприятий по профилактике и защите от коррозии, с ходом же времени его ремонт будет становится все более и более дорогостоящим, ложась в конечном счете тяжелым бременем на региональные и местные бюджеты.

Поэтому, на мой взгляд, строительство алюминиевых мостов на Дальнем Востоке может не только активизировать местное мостостроение, но и дать сильнейший импульс развитию транспортного сообщения практически во всех его регионах. Подобные мосты прекрасно подойдут для сельских районов, где много мелких рек и ручьев, превращающихся весной в бурные потоки и отрезающих друг от друга села и поселки, и в крупных городах. Мосты же могут быть какие угодно - пешеходные, автомобильные и железнодорожные (опыт их возведения в разных странах Европы, Северной Америки и Азии будет отличным подспорьем).

И Дальний Восток предоставляет тут прекрасное поле деятельности и для мостостроителей, и для производителей алюминиевых полуфабрикатов.

Не пора ли начать?

Леонид Хазанов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов