Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Амурский ГПЗ станет одним из самых мощных заводов в мире»

Губернатор Приамурья в интервью EastRussia рассказал о главных проектах и заботах региона

Для Амурской области 2019 год стал временем больших проектов и больших испытаний — региону пришлось бороться с паводком и его последствиями, а после этого еще и с африканкой чумой свиней, однако это не помешало выполнить поставленные задачи, привлечь инвестиции и сдать такие крупные объекты, как трансграничный мост через Амур. О главных проектах и заботах Приамурья в уходящем году в интервью EastRussia рассказал губернатор Амурской области Василий Орлов.

«Амурский ГПЗ станет одним из самых мощных заводов в мире»
Фото: пресс-служба правительства Амурской области

- Василий Александрович, недавно завершилось строительство моста Благовещенск — Хэйхэ. Насколько значимо оказалось это событие для региона, учитывая то, что денег из областного бюджета в него не вкладывали?

- Значение автодорожного моста через Амур сложно переоценить. Мы формируем новый международный транспортный коридор. Он позволит в полной мере задействовать наш транзитный потенциал. Мост создает экономические предпосылки для реализации целого ряда инвестиционных проектов на территории области, т. к. значительно удешевляет логистику. Мы надеемся, что благодаря автодорожному мосту через Амур объем экспорта продукции сельского хозяйства выйдет на качественно иной уровень.

Но технический запуск проекта — это только часть большой работы. Что мы делаем для достижения наибольшего мультипликативного эффекта? Первое: взаимодействуем с федеральными коллегами в части создания современных пунктов пропуска, которые в перспективе нескольких лет способны обеспечить до четырех млн тонн грузов и двух млн пассажиров ежегодно. Второе: создаем условия для компаний, которые готовы инвестировать в развитие предмостовой зоны. Для этого в регионе создана территория опережающего развития «Приамурская». Резиденты получают беспрецедентные преференции в налоговой, таможенной и других сферах, а также административное сопровождение своих проектов.

Важной частью комплексной инфраструктуры автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ станет крупнейший на Дальнем Востоке таможенно-логистический комплекс «Каникурган», который построит группа компаний «Регион». Проект планируется воплотить в жизнь до 2024 года. На площади около 22 гектаров объединят множество инфраструктурных объектов — парковки, блоки таможенного оформления, склады, кафе и другие точки. Будут созданы свыше 800 новых рабочих мест. Первую очередь складов временного хранения, трак-стоп для паркинга грузовиков и автобусов, а также административное здание построят уже в следующем году.

Мы также в диалоге с китайскими партнерами по сопряжению планов развития наших предмостовых территорий для гармонизации будущих процессов в логистике и инвестициях.

Решается вопрос и по строительству второго моста через реку Зею в Благовещенске. Его возведение необходимо областному центру, так как с появлением автомобильного перехода через Амур транспортная нагрузка на единственный Зейский мост существенно возрастет. Второй мост через реку Зея позволит разгрузить движение на этом транспортном узле.

- Еще один важный проект для Амурской области — строительство газоперерабатывающего завода. На какой стадии сейчас находится стройка, и что этот завод даст экономике региона?

- Строительство завода идет полным ходом — на сегодняшний день проект готов уже на 54%. Амурский ГПЗ станет одним из самых мощных газоперерабатывающих заводов в мире. Проектная мощность завода составит 42 млрд кубометров газа в год. ГПЗ будет включать крупнейшее в мире производство гелия.

Завод будет состоять из шести технологических линий. Ввод в эксплуатацию первых двух запланирован в 2021 году. Остальные линии будут вводиться последовательно до конца 2024 года. Таким образом, с 2025 года завод планируется вывести на полную проектную мощность.

Товарной продукцией ГПЗ, помимо природного газа и гелия, будут этан, пропан, бутан, пентан-гексановая фракция. Инвестор и заказчик проекта — ООО «Газпром переработка Благовещенск» (входит в Группу «Газпром»). Управление строительством осуществляет генеральный подрядчик НИПИГАЗ (Группа СИБУР). Приход крупных налогоплательщиков существенно улучшил наполняемость областного и муниципальных бюджетов, что позволит увеличить расходы на образование и здравоохранение, реконструировать объекты коммунальной инфраструктуры.

Благодаря участию региона в программе «Газпром-детям» сразу в нескольких городах и селах появились и продолжают возводиться спортивные объекты: физкультурно-оздоровительные комплексы, пришкольные стадионы, ледовые и спортивные площадки. Более ярким и привлекательным для молодежи делают спорт и образование мероприятия с участием знаменитостей. Они проводят мастер-классы по баскетболу, фигурному катанию и научные шоу.

Меняется пространство за счет участия строителей Амурского ГПЗ в жизни региона. Только в уходящем году в Свободном появились пять новых детских площадок, закуплено оборудование для сельских школ и мебель для школы-интерната. Сотрудники подрядных организаций помогли в противостоянии паводку и подготовке к отопительному сезону, собирали гуманитарную помощь погорельцам и нуждающимся в лечении детям. Более насыщенной и разнообразной стала культурная жизнь. В 2019 году в Свободном прошел первый фестиваль национальных культур «Свободный. Все свои», на стройплощадке Амурского ГПЗ открылась галерея свободненских художников, был создан открытый городской киноклуб.

АГПЗ дает рабочие места. К слову, 37% сотрудников офисов ООО «Газпром переработка Благовещенск» в Свободном и Благовещенске — амурчане.

- Недавно было заявлено, что Амурская область стала лидером на Дальнем Востоке по привлечению инвестиций. В какие сферы пришло больше всего инвестиций и есть ли иностранные вложения?

- В январе — сентябре 2019 года организациями использовано 198,4 млрд рублей инвестиции в основной капитал, или 124,7% к уровню января-сентября 2018 года. Прирост в абсолютных величинах составил 55 млрд рублей.

На рост инвестиций в Амурской области значительное влияние оказывает реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе строительство объектов космодрома Восточный, возведение нефтеперекачивающих станций ПАО «Транснефть», строительство объектов железнодорожной инфраструктуры, газопровод «Сила Сибири», реконструкция участков федеральной автодороги «Лена», строительство подъездов к населенным пунктам Амурской области от автомобильной дороги «Амур». Также привлекать инвестиции помогает строительство и реконструкция участков автодорог регионального и местного значения, пограничного мостового перехода через Амур, Нижне-Бурейская ГЭС и строительство Амурского газоперерабатывающего завода, о котором мы говорили.

- Заявлялось, что в этом году на Благовещенск распространят режим свободного порта Владивосток. На какой стадии находится решение этого вопроса и что это даст городу и региону?

- Режим свободного порта Владивосток — преференциальный. Это даст особый импульс для инвестиций. Распространение режима на территорию Благовещенска позволит инвесторам быстрее окупать вложения, значительно увеличится ежегодный туристический поток между двумя странами. Сегодня соответствующий законопроект проходит согласование на федеральном уровне.

- В этом году в Амурской области произошло наводнение. Насколько сильно пострадал регион и как сейчас происходит восстановление?

- Обрушившийся на регион паводок принес миллиардный ущерб экономике, дорогам, сельскому хозяйству, социальной сфере и тысячам амурчан. Главной задачей во время паводка было не допустить гибели людей, и мы с ней справились.

Не дожидаясь федеральной поддержки, мы выделили деньги из областного бюджета. Понимали, что люди остались без ничего, все утонуло, нужна была срочная помощь. По 30 тыс. рублей получили семьи, у которых пострадали дома — при условии, если вода поднялась выше пола. И мы сделали новую выплату — по десять тыс. рублей за каждого ребенка в пострадавшей семье.

Для людей, пострадавших от стихии, были предусмотрены различные меры поддержки: строили печи, сушили дома, доставляли дрова, корма для скота. Пострадавшим было выплачено более 127 млн рублей компенсаций из резервного фонда области (111 млн рублей) и по линии соцзащиты (16 млн рублей). Из областного бюджета муниципалитетам, чья дорожная сеть пострадала от паводка, направлено 406,7 млн рублей на восстановление проезда на региональных и местных дорогах.

Общая площадь гибели сельскохозяйственных культур составила пятую часть от всех посевов — 255 тыс. гектаров, пострадало 329 хозяйств. Но, несмотря на это, аграриями области произведено 375 тыс. тонн зерновых культур, 855 тыс. тонн нашей фирменной культуры — сои, в полном объеме заготовлены корма для животноводства. Под посев 2020 года подготовлено 76% пашни.

Мы добились государственной поддержки по компенсациям за паводок. Региону выделили 3,9 млрд рублей — это беспрецедентная сумма, и хотелось бы, чтобы наши хозяйства эффективно ей воспользовались. Компенсация ущерба аграриям составила фактически 100%. На оказание мер поддержки амурчанам, пострадавшим от паводка, предусмотрено 464,9 млн рублей, в том числе на оказание мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате паводка — 373,676 млн рублей; на оказание мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате паводка — 91,280 млн рублей.

Первоначально планировалось в 2019 году предоставить не менее 150 выплат на приобретение жилья и не менее 280 выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных домов. Для достижения планируемых значений министерство социальной защиты населения оперативно сформировало списки граждан, имеющих право на выплаты, и приступило к перечислению средств на открытые гражданами специальные счета в банках. На 27 декабря 2019 года министерством направлены выплаты 163 семьям на приобретение жилья, 302 семьям на проведение капитального ремонта. Всего пострадавшим от паводка амурчанам в настоящее время перечислено 459 млн 285 тыс. рублей.

Важный момент в борьбе со стихийными бедствиями, которые происходят все чаще — своевременное оповещение людей и слаженная работа специальных служб. В 2019 году мы начали создавать региональную автоматизированную систему централизованного оповещения людей взамен той, что действует с 1989 года. Это будет система нового поколения, которую мы планируем создать за три года.

- А насколько сильный урон хозяйствам в Приамурье нанесла африканская чума свиней?

- Всего по области отчуждено 16 141 голов свиней. Все необходимые мероприятия проведены в полном объеме во всех в 11 районах. Это Благовещенский, Тамбовский, Ивановский, Михайловский, Бурейский, Магдагачинский, Архаринский, Константиновский, Белогорский, Серышевский, Завитинский. В связи с отчуждением свиней населению и хозяйствам выплатили компенсации — всего 206,7 млн рублей, в том числе возмещение отчужденных животных — 180,5 млн рублей.

Сейчас специалисты управления ветеринарии области делают огромную работу по профилактике возникновения новых вспышек африканской чумы свиней на территории региона. В селах, ранее попавших в угрожаемую зону, проводятся подворовые обходы, ветинспекторы раздают амурчанам памятки и разъясняют смысл ограничений, а заодно и проверяют, нет ли нарушений. С руководителями мясоперерабатывающих предприятий области провели разъяснительную работу о недопустимости приема сырья без ветеринарных сопроводительных документов.

В постоянном режиме идет мониторинг эпизоотической ситуации — любой выявленный случай заболевания домашних или диких свиней тщательно проверяется, животное исследуется на АЧС. Ведется контроль и за торговлей мясом или живыми свиньями на рынках, ярмарках выходного дня и местах несанкционированной торговли, в том числе в интернете. В настоящее время в регионе обсуждают меры поддержки аграриев, пострадавших от АЧС, желающих взамен купить коров или мелкий рогатый скот.

- Какой вы видите Амурскую область через пять лет?

- Я уверен, что сейчас мы закладываем основу будущей новой экономики региона. Без преувеличения скажу, что меняется сам экономический уклад. Если раньше мы были аграрным по преимуществу регионом, житницей Дальнего Востока, то сейчас к этой нашей традиционной отрасли добавились новые — нефтегазохимия, космос, новые краски и объемы приобретает туристическое направление.

Все это происходит благодаря крупный проектам — «Сила Сибири», Амурский ГПЗ, метанольный завод в Сковородино, космодром Восточный, автомобильный мост через Амур, канатная дорога. Все это открывает перед Амурской областью невиданные раньше возможности для развития. Отсюда — новые рабочие места, образование, которое бы дало нужный уровень квалификации, развитие науки. И никто не отменял развитие гидроэнергетики, золотодобычи. Я абсолютно уверен, что через пять лет, когда все проекты обретут конкретные очертания и результаты, жизнь в регионе принципиально изменится.

30 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика