Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Аннушка уже рассыпала уголь…

Дальний Восток становится зоной эскалации межконтинентальных угольных разборок. Они неминуемо отразятся и на роли России как экспортера, и на тех, кто в стране уголь добывает, и на тех, кто его возит.

Разработчик Эльгинского месторождения коксующихся углей обещает взрывной рост экспорта из Якутии с нынешних полутора до 30 млн т. Этим углем Китай может заместить австралийский – от него в Поднебесной отказались по ряду причин. Но пропускная способность железнодорожной инфраструктуры – не резиновая, и ее уже сейчас не хватает на всех. Поддержит ли государство своих угольщиков так, чтобы коалам стало еще грустнее?

Аннушка уже рассыпала уголь…
Фото: rzd.ru

АВСТРАЛИИ НАШЛИ АЛЬТЕРНАТИВУ

ООО «Эльгауголь» (входит в «А-Проперти» Альберта Авдоляна) 15 декабря подписало соглашение о создании совместного предприятия с китайским морским перевозчиком GH-Shipping. Предварительный срок сотрудничества - пять лет, с дальнейшим продлением на аналогичный период. СП со штаб-квартирой в Шанхае займется импортом, переработкой и продажей коксующегося эльгинского угля с низким содержанием серы и фосфора на китайском рынке. Фактически совместное предприятие будет эксклюзивным представителем «Эльгаугля» в Китае.

«Данный проект – это новая модель сотрудничества в области энергетики между двумя странами», - заявил чрезвычайный и полномочный посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Деятельность СП должна обеспечить заметную прибавку к товарообороту между странами – более $5 млрд в год.

Примечательно, что соглашение заключено, когда Поднебесная уходит от привычных схем импорта сырья. Как сообщил гендиректор УК «ЭльгаУголь» Александр Исаев, поставки коксующегося угля из Якутии позволят Китаю заместить значительный объем австралийского и американского угля схожего качества.

По данным информагентства S&P Platts, еще в октябре 2020 года государственные электростанции и сталелитейные заводы Китая получили устное предписание прекратить импорт угля из Австралии. Аргументом была неполноценность качества продукции, однако настоящей подоплекой считается обострение отношений между странами по ряду политических проблем. Внутренние цены на коксующийся уголь в КНР достигли в итоге четырехлетнего максимума, и трейдеры стали переключаться на российский и индонезийский уголь.

Сегодня Китай оказывает наибольшее влияние на конъюнктуру мировых цен как крупнейший импортер коксующегося угля. «По нашим прогнозам, в 2021 году цены на уголь будут в пределах $145-150 (за 1 т – прим. ред.), но мы ожидаем высокую волатильность на рынках из-за политических взаимоотношений Китая и Австралии. От того, будет ли в отношениях улучшение или ухудшение будет зависеть поведение цен в Китае и за пределами Китая», - говорит председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева.

Положительным фактором, по ее словам, служит то, что восстановление мировой экономики происходит активней, чем прогнозировалось ранее. Так, в 2021 году ожидается, что спрос на сталь вырастет на 4,1%, в основном за счет Китая.

 

ИЗ ЯКУТИИ С ТЕПЛОМ

Якутский уголь, включая коксующиеся марки, экспортируется достаточно давно. Еще в советское время с Нерюнгринского месторождения по БАМу его везли в Японию. «С учетом действующих и новых активов угледобывающей отрасли через 5 лет добыча высококачественного угля в республике может вырасти вдвое - до 50 млн т в год», - прогнозирует главный специалист департамента промышленности министерства промышленности и геологии Якутии Спиридон Соловьев. Он уточнил, что в основном добытый в регионе уголь сейчас экспортируется в Китай, но есть перспективы расширения географии поставок – в Японию, Южную Корею, Индию.

Сегодня экспортоориентированный проект реализует УК «Колмар», создающий горно-обогатительный комбинат Инаглинский. Планируется, что к 2023 году этот ГОК выйдет на производственную мощность 12 млн т по добыче и переработке угля ежегодно. В дальнейшем этот объем предполагается удвоить. Для экспорта продукции «Колмар» построил угольный порт близ Ванино.

Если говорить об Эльге, то добыча на месторождении началась почти 10 лет назад. Сначала лицензионным участком владел «Мечел», в этом году контроль над разрезом получила «А-Проперти». С месторождения идут поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт. В частности, по итогам 2020 года в Китай, который является основным покупателем эльгинского угля, будет поставлено 1-1,5 млн т.

С приходом нового собственника развитие разреза активизировалось. В ноябре Эльгинское месторождение впервые вышло на ежемесячную добычу и отгрузку 1 млн т угля или 12 млн т в год. Одновременно для перевозок продукции в данном объеме была увеличена провозная способность железной дороги Эльга - Улак протяженностью 340 км, которая служит подъездным путем, соединяющим разрез с инфраструктурой РЖД на БАМе. В дальнейших намерениях «Эльгаугля» - увеличение мощности угледобывающего комплекса.

За счет сотрудничества с GH-Shipping отправки угля с Эльги в КНР планируется довести до 15-18 млн т в 2021-м, 20-24 млн - в 2022-м, 30 млн т - с 2023 года. В последующем ежегодный объем экспорта может возрасти до 50 млн т.

Как уточнили в компании, географическое расположение являются большим преимуществом Эльгинского месторождения: логистический маршрут до портов Дальнего Востока, откуда уголь будет уходить на экспорт, - длиной около 1,1 тыс. км, тогда как протяженность логистических цепочек у конкурентов - около 5 тыс. км. В «Эльгаугле» сообщили, что по перевозкам угля работают в тесном контакте с руководством РЖД.

ЯКУТСКИЙ БУМЕРАНГ

В самом деле, планы «Эльгаугля», как и других дальневосточных угольщиков, собирающихся наращивать производство, зависят от железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Сегодня более половины угля, отправляемого по железным дорогам страны в направлении морских терминалов России, следует в адрес стивидоров Дальнего Востока. Вся погрузка экспортных грузов в направлении дальневосточных портов на сети РЖД в январе-ноябре увеличилась до 100,6 млн т, с ростом к прошлогоднему уровню на 7,3%. В том числе угля было отправлено около 85 млн т - на 6,8% больше, чем годом ранее.

По словам первого замначальника Дальневосточной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадия Нестерука, обеспечить рост перевозок к портам помогли финансовые вливания. В 2019-2020 годах в развитие ДВЖД инвестировано 174,6 млрд руб. Деньги направлены на проектирование, реконструкцию и строительство станций и разъездов, двухпутных вставок и вторых путей, а также обновление подвижного состава – только в этом году локомотивов различных серий для магистрали приобретено 220 единиц, что стало крупнейшей поставкой локомотивной техники за многолетний период.

Однако инфраструктура дороги, даже несмотря на серьезные финансовые вливания, работает на пределе. Учитывая планы «Эльгаугля», рост отгрузки с Эльгинского месторождения в 2021 году может составить не менее 10 млн т, тогда как на ДВЖД ожидают увеличения «всего» на 2,2 млн т. Взрывного увеличения экспорта угля не случится, если его не на чем будет везти. При этом «А-Проперти» планирует строить собственный перевалочный терминал в Ванино. Но путь туда лежит по рельсам, а на них уже тесно.



ПАУКИ В БАНКЕ

Кроме потребностей дальневосточных шахтеров нужно обеспечивать транзит угля из Кузбасса, для которых рынки АТР сегодня крайне выгодны. В декабре ОАО РЖД и правительство Кемеровской области согласились продлить основные параметры по вывозу продукции угольных предприятий региона в направлении Дальнего Востока. В следующем году, как и в 2020-м, кузбасские грузоотправители должны предъявить к перевозке, а монополия обеспечить транспортировку не менее 53 млн т угля на экспорт в восточном направлении. Впрочем, подчеркивает губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, на этом работа региона с РЖД не заканчивается: Кузбасс готов наращивать объем вывоза, для чего областные власти продолжат отстаивать необходимость дальнейшей модернизации Восточного полигона (проект модернизации БАМа и Транссиба).

С другой стороны, на недостаточное внимание монополии к потребностям дальневосточных производств указал зампред правительства РФ Юрий Трутнев. По его словам, сейчас обеспечивается подвод к тихоокеанским портам в первую очередь транзитных для Дальнего Востока грузов, а потребности местных грузоотправителей удовлетворяются лишь частично. Из-за ограничений в приеме продукции к погрузке такие компании, как «Колмар», «Эльгауголь», не могут нормально работать и реализовывать весь объем добытого угля. Планы по наращиванию экспорта угля в Китай только подстегнут борьбу шахтеров за возможность обеспечить вывозку именно своего сырья. Кому отдадут предпочтение железнодорожники – сибирякам или дальневосточникам? И как далеко готовы зайти угольщики, добиваясь благосклонности путейцев? Ведь ее наличие или отсутствие может стать для них экзистенциальным вопросом. Как тут удержаться от того, чтобы не усложнить жизнь конкуренту?

10 декабря на заседании совета Дальневосточного федерального округа, на котором рассматривался вопрос развития Восточного полигона, Трутнев дал поручение Минтрансу, Минэнерго, Минвостокразвития и РЖД сопоставить стоимость модернизации БАМа и Транссиба с прибылью от тарифных перевозок и поступлением в бюджеты всех уровней от реализации инвестпроектов, под которые создаются новые пропускные способности. По мысли вице-премьера, программа модернизации железнодорожной инфраструктуры должна быть синхронизирована с реализацией инвестпроектов в реальном секторе ДФО, а не только учитывать интересы угольщиков Западной Сибири.

Источник в железнодорожной отрасли отмечает, что действительно стоит дилемма, как одновременно обеспечить пропуск транзитных грузов из Сибири и нарастить местную погрузку - в 2021 году планируется увеличить экспортные поставки не только из Якутии, но и Хабаровского края, где осуществляет добычу «Ургалуголь» (входит в СУЭК). В условиях ограниченных пропускных способностей дороги приходится прибегать к совершенству технологий перевозки.

Для вывоза дальневосточного угля на БАМе увеличивается парк новых локомотивов серии 3ТЭ25К2М. По сравнению с тепловозами 3ТЭ10МК, выпускавшимися в советское время и позже модернизированными, эти машины являются более мощными и производительными: они могут управлять грузовыми составами повышенной массы до 7100 т против прежней весовой нормы 5600 т. За счет этого можно доставить в порты больше грузов с тем же размером поездопотока.

В связи с активным освоением Эльгинского месторождения, где сегодня грузится до 480 вагонов в сутки, рассматривается возможность большего отвода поездов на прежде менее востребованный рокадный участок Ургал – Известковая, связывающий БАМ и Транссиб. «Мощности БАМа достаточно загружены, отсюда требуется все больший выпуск поездопотока на Транссиб через станцию Известковую. Если раньше по участку Ургал – Известковая водили 1-2 груженых маршрута в сутки, то сейчас – 5-6, и есть необходимость увеличивать размеры движения дальше», - говорит собеседник EastRussia.

В следующем году стартует II этап модернизации Восточного полигона. К 2025 году провозная способность участка БАМа Февральск – Ургал – Комсомольск, по которому везется и эльгинский уголь, составит порядка 50 млн т. Это в два раза выше нынешних мощностей, но и этого будет явно недостаточно, если реализуются планы всех угольщиков. Как заявил министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев, для ускорения развития Восточного полигона необходимо увеличивать инвестиции.

Государство уже дало знать, что экономить на вложениях в Восточный полигон не будет – правительство в целом согласовало инвестпрограмму РЖД на 2021-2023 годы, причем с развития подходов к портовым зонам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада сняли в общей сложности 90 млрд рублей, но финансирование БАМа и Восточного полигона оставили на прежнем уровне. В 2021 году вложения в полигон составят около 134 млрд рублей, на БАМ - 140 млрд. К 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба может вырасти в 1,5 раза – до 180 млн т. Державный интерес к рынкам стран АТР глобальнее «простого» вытеснения Австралии с китайского угольного рынка, но для Эльги вопрос в том, чтобы выдержать сроки - стремительное наращивание экспорта и расшивка узких мест на магистралях вряд ли будут синхронны. Возможность рассинхронизации усугубляется и тем, что другие угледобывающие компании не сидят сложа руки – в будущем году «Колмар» выводит на полную мощность первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2» по переработке 6 млн т, в 2023 – ожидается ввод второй очереди, а это еще 6 млн т. А на горизонте маячит Индия, которая готова закупать в России до 40 млн т в год, в то время как сейчас импортирует меньше 1 млн т.                


 

МОСТ В РУКАВЕ

Ситуацию с ограниченными пропускными способностями БАМа решили использовать сахалинские власти, чтобы вновь привлечь внимание к идее создания транспортного перехода материк – Сахалин. По мысли губернатора Валерия Лимаренко, использование острова как альтернативы материковым портам Дальневосточного бассейна позволит существенно увеличить грузооборот для региона. Это делает целесообразным строительство перехода на материк.

«Сегодня грузы, прежде всего, уголь, не могут идти на экспорт в полном объеме. Кроме того, целесообразно будет связать железнодорожным сообщением Сахалин и Де-Кастри, где будут развиваться СПГ-мощности. Вице-премьер (Юрий Трутнев – ред.) поручил просчитать экономические преимущества развития железной дороги и представить бизнес-план, – рассказал сахалинский губернатор. – Уверен, мостовой переход Сахалин – материк позволит максимально использовать потенциал островной области для транзита грузов».

В настоящее время основные проектные решения по созданию железнодорожной линии Селихин (Хабаровский край) – Ныш (Сахалинская область) с переходом через пролив Невельского разработаны проектным институтом и находятся на ведомственной экспертизе в ОАО «РЖД». Но высокая стоимость работ - ориентировочно стройка оценивается в 800 млрд руб. – делает неопределенным срок реализации проекта. Хотя у идеи третьего выхода России к Тихому океану, как соединения железной дорогой материка и Сахалина, немало сторонников. Он, безусловно, разгрузит ванинское направление, однако и для того, чтобы попасть на станцию Селихин, уголь надо провезти по БАМу, а его пропускная способность… см. выше. (подробнее о перспективах доставки угля на остров читайте в материале EastRussia «Проект моста начертили углем»)

22 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика