Поделиться
Архитектор с осенью в душе
Поделиться

В Хабаровске открылась выставка памяти архитектора и художника Александра Алещенко.

Александр Алещенко не смог победить коронавирусную инфекцию, но он победил время, оставив после себя светлую память в хабаровской архитектуре, картинах и в сердцах всех, кто его знал.

EastRussia


Фото: Владимир Хахаев

- Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что это вообще-то весна! – рассказывает посетителям выставки жена художника Татьяна про его последнюю картину, - это на Тунгуске, когда снег сошел, когда только-только начинает пробиваться зелень, и кажется, что этот ствол старый никогда не оживет, и в то же время там есть жизнь, и жизнь эта продолжается. Я думаю, что Саша сейчас среди нас и радуется, что он стал поводом, чтобы мы все собрались.



Небольшой зал Дома творческой интеллигенции Хабаровска вместил чуть больше 40 картин, которые Саша – Александром его редко кто называл – не успел раздарить друзьям. Легко относившийся ко всему материальному, кроме архитектуры, он раздавал свои полотна с щедростью человека, обладающего бездонным талантом. Отчасти поэтому организаторам выставки пришлось попотеть – каталога своих работ Александр не вел, и определять год написания той или другой вещи иногда приходилось коллективными трудами, вспоминая «Когда же был тот выезд на шашлыки?».

- Да, вот иногда так и было, - рассказывает архитектор Сергей Соколов, друг и коллега Саши Алещенко, - еще не были порой готовы шашлыки, а он уже прибегал с другого берега с картиной!


Вот и полотно – «Начало моста» - родилось на одном из таких пикников. Хотя, как это бывает у настоящих творцов, а не ремесленников, некоторые полотна давались нелегко, требовали эмоционального напряжения.

- Их надо внимательно смотреть, - говорит коллега Александра – архитектор Владимир Хахаев, - некоторые легко поддаются, чтобы расшифровать другие надо прочитать уйму книг, переслушать много музыки, и только тогда они «откроются».


Главным жизненным призванием Александра Алещенко была, конечно, архитектура, и по яркости этой грани его таланта с ним мало кто сравнится. Но живопись стала той отдушиной, которая вносила гармонию в его жизнь, давала выход тем эмоциям и чувствам, которые «застывшей музыке» не подвластны.

- Он, как мне кажется, писал картины все свободное от архитектуры время, хотя загружен был основной работой без выходных и праздников, - вспоминает художник Павел Оглуздин, - это было частью его души. Он не заморачивался особенно стилями и тому подобным. У Саши были две темы главные – природа и его женщины, и он умел прекрасно их отразить на холсте, пропустив через себя.


«Легкий», «чуткий», «интеллигентный» – кто бы ни рассказывал про Александра, без этих слов обойтись не мог. Таким он был дома, с друзьями, таким же на работе. Ученица и коллега архитектора Оляна Сорокина вспоминает, как они вместе трудились над большим комплексным проектом площади с монументом «Город городской славы» в Хабаровске:
- Когда выдали задание на конкурс этого проекта, мы в шоке были. Потому что надо было связать две площади, не связанные друг с другом, и еще третью городить… Плюс надо было еще «Тургеневскую» лестницу изменить – но мы прикинули так, эдак и решили, что Саша будет заниматься комплексным зданием под площадью, а я занималась сквером. И это было самое классное – он не лез в мою работу, я не лезла в его. При совместной работе – это самое классное! А ведь я еще студенткой его узнала, он мне много советовал, пока я училась, потом был моим куратором, когда начинала в проектном институте.



Большая часть воплощенных архитектурных произведений Александра Алещенко – жилые комплексы в Хабаровске – «Амурские зори» первая и вторая очереди, две бело-голубые высотки на Дзержинского, на Тургенева. Первые «Амурские зори» - на улице Шеронова – в свое время вызвали жаркие споры среди местных архитекторов. Многие коллеги раскритиковали высотку с трехэтажным стилобатом, облицованную панелями цвета «шампань» за излишнюю громоздкость и нетипичность конструкций, но сейчас здание бесспорное украшение центра города. А делать все вокруг себя красиво – это еще один талант Александра, и даже после своего ухода.

- У Саши есть неоконченный проект, который мы сейчас все вместе – коллективом – доделываем, стараемся его закончить, - рассказывает Оляна Сорокина, - это спортивный комплекс в Комсомольске-на-Амуре – там четыре здания, и он один, сам все это разработал и он все это сделал, но не успел завершить.



В планах у друзей и коллег Александра сделать и каталог его работ, и, быть может, организовать еще одну выставку, собрав на нее подаренные холсты. Увидеть его картины нынешней экспозиции можно до 13 октября 2021 года, ну а его здания в Хабаровске можно будет лицезреть еще десятилетиями, если не веками.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов