Поделиться
Арктическая стройка для Якутии
Поделиться

Насколько нужным и затратным окажется возведение домов в отдаленных арктических районах

С 2020 года начнется строительство многоквартирных домов в отдаленных арктических районах Якутии. Подобные работы там не вели со времен Советского Союза. Зачем нужна эта стройка и насколько тяжелой она окажется, узнавало EastRussia.

pixabay.com

Начать с нуля

Строить многоквартирные дома в арктической зоне будут в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Глава Якутии Айсен Николаев признает, что строительство в арктических районах начнется практически с нуля.

«Строительство многоквартирных домов в Арктике не велось со времен Советского Союза. Поэтому мы начинаем работу практически с нуля. Зачастую говорить о строительной индустрии в Арктике вообще не приходится, потому что ее там просто нет. Все приходится ввозить, иногда вплоть до песка», — сообщил на совещании по этой проблеме глава республики.

Министр строительства Якутии Павел Аргунов в беседе с корр. EastRussia объяснил, что в арктической зоне высока доля аварийного и ветхого жилья. Именно для расселения и нужны новые дома.

«Действительно, в арктических улусах республики строительство не велось с советских времен. Большинство строений — ветхие, покосившиеся. Поселения имеют удручающий вид, психологически там сложно не только жить, но и находиться в гостях. Поэтому строительство новых домов для таких поселений имеет огромное значение», — отметил министр.

При этом программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, рассчитанная до 2025 года, включает в себя не только строительство жилья, но и приобретение на вторичном рынке или выплату компенсаций. Власти региона считают, что строительство многоквартирных жилых домов целесообразнее индивидуальной застройки по стоимости.

Для объектов районные власти уже подбирают участки. Глава арктического Булунского района Якутии Игорь Кудряшов считает, что новый проект кардинально поменяет жизнь северян.

«Появится благоустройство внутри домов, с теплыми туалетами, теплыми ваннами. Совершенно поменяется мировоззрение жителей. Появятся стимулы для привлечения новых специалистов. Жизнь изменится в лучшую сторону», — считает глава района.

 

Дорогое удовольствие

Основной вызов грядущей стройки — расстояния и зачастую отсутствие круглогодичного наземного сообщения с арктической частью Якутии. В труднодоступных населенных пунктах всегда дороже строить, так как есть сложности в доставке строительных материалов, нужно завезти строительную технику, людей.

«Например, сегодня в Якутске строительство стоит 74,8 тыс. рублей, а в арктических улусах — 105-140 тыс. рублей», — приводит пример министр строительства Якутии Павел Аргунов.

По словам директора региональной строительной компании «Адгезия» Михаила Охлопкова, зачастую расходы на перевозки сопоставимы со стоимостью объекта. Компания имеет многолетний опыт строительства в Арктике, и не понаслышке знает нюансы работы в отдаленных северных поселениях.

«В первую очередь, это связано со сложной логистикой. Практически у застройщика есть только месяц, чтобы успеть завезти стройматериалы по автозимникам — это февраль, когда есть дороги по руслам северных рек», — объясняет глава стройкомпании.

Власти видят решение проблемы в применении местного строительного материала, в том числе песка и камня.

«Нужно организовать на месте производство блоков, доборных изделий, производство бетона. Только в этом случае мы сможем выполнить поставленные перед строительным комплексом очень сложную и ответственную задачу», — считает Павел Аргунов.

 

Инновации для экономии

Частично решить проблему дороговизны поставок стройматериалов можно за счет применения быстровозводимых легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) на винтовых сваях.

«Это позволяет исключить "мокрые" процессы, например, штукатурку, бетонирование. Ведь строительный сезон длится только два-три месяца, а снег может выпасть в июле или августе», — отмечает Михаил Охлопков.

Инновационная технология строительства позволяет возводить в удаленных улусах республики объекты не только соцкультбыта, но и жилые многоквартирные дома и дома по индивидуальным проектам.

«Имея небольшой вес, данные конструкции не оказывают большой нагрузки на фундаменты, а значит, дают возможность возводить здания на сложных грунтах. Только на транспортных расходах технология ЛСТК позволяет сэкономить до четырех раз больше, чем затрачивается при традиционном железобетонном строительстве. Причем срок эксплуатации таких объектов не уступает железобетонным строениям. К тому же для сборки домов из ЛСТК не требуется применять тяжелую специализированную технику – все необходимые детали изготавливаются заранее на заводе, что также облегчает задачи строителей на месте и удешевляет стоимость объекта», — отметил глава стройфирмы.

Кроме того, по мнению Охлопкова, застройщики будут активнее участвовать в программе при условии изменения порядка финансирования строительных работ, а также появлении транспортной инфраструктуры.

«Сейчас затраты на этапе достигают 70% стоимости объекта, но аванс на первом этапе выдается только в размере 30%. Практически застройщик в этом случае выступает со-инвестором, да и таких денег у многих компаний нет», — подчеркивает Михаил Охлопков.

 

Шанс на новое жилье

Несмотря на сложности и дороговизну, у программы есть большие плюсы — это шанс для жителей арктических регионов решить жилищные проблемы, считает доцент Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета Альберт Кардашевский. Также, по сего словам, строительство позволит обеспечить работой и дополнительными доходами жителей арктических регионов.

По мнению эксперта, для строительства в арктической зоне, скорее всего, будут возводить здания средней этажности. Альберт Кардашевский считает, что подобная застройка позволит снизить количество аварий, а также поможет внедрить в домах современные системы мониторинга и контроля, потребления ресурсов.

«Возможно, внедрение систем слежения не индивидуально по каждому дому, а по всему комплексу среднеэтажной застройки. Это позволит своевременно выявлять и устранять поломки, повреждения. В поселках будет меньше аварийных ситуаций, случаев замерзания коммунальных систем. Новые здания будут группироваться в определенном районе населенного пункта и это позволит улучшить благоустройство территорий», —отметил Альберт Кардашевский.

Олег Иванов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов