Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Арктика: найти свое место

Арктика: найти свое место

Владимир Васильев, Министр по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия):

- Страны Юго-Восточной Азии - это, как правило, быстроразвивающиеся государства (тем более Китай, который сейчас признан первой экономикой мира), и они нуждаются в ресурсах. Данные последних лет показывают, что в Арктике, к примеру, огромные углеводородные запасы, а изменение климата и таяние льдов открывают новые возможности для развития крупного бизнеса и промышленности. В то же время мы все хорошо понимаем, что природа Арктики крайне уязвима. Чтобы не разрушить хрупкое равновесие, которое тысячелетиями создавалось в этом регионе, при освоении ее территории следует применять осторожные подходы, новейшие природо- и энергосберегающие технологии. Все обеспокоены этим, но стремятся заполучить ресурсы. Маленькие страны, может, и не нуждаются в полезных ископаемых, но понимают, что, когда в Арктику придут крупные компании, надо будет создавать инфраструктуру. Сингапур, кстати, занимает 4 место в мире по строительству танкеров, и, если мы откроем Северный морской путь (СМП), потребность в такого рода судах ежегодно будет возрастать. В этом Сингапур видит свое место в Арктике. Крупные страны – Япония, Корея, Китай - борются либо за ресурсы либо за опыт, знания, технологии и т.д., которые они могут применить в таких суровых условиях по обслуживанию Севморпути, созданию инфраструктуры, связанной с транспортировкой грузов.

Как же на всех разделить Арктику? Вопрос крайне сложный. Каждая страна будет использовать свои методы завоевания рынка. Мы понимаем, что Китай всегда будет стремиться к применению «мягкой силы», то есть достаточно активно предлагать строительство научных станций, улучшение инфраструктуры тех арктических поселков и городов, которые в достаточно запущенном состоянии, особенно в российской Арктике. У Китая широкие возможности и опыт в этом направлении: они активно вовлечены в научно-исследовательскую деятельность не только в Арктике, но и в Антарктике. Япония и Корея тоже там присутствуют, но в меньшей степени. Зато эти две страны обладают высокоточными технологиями (Samsung, Sony) и с этой позиции смотрят на Арктику. Арктическая «восьмерка» пытается ограничить их влияние. Когда на министерском заседании Арктического Совета в 2013 году в Кируне (Швеция) шел разговор о придании статуса наблюдателя неарктическим странам, разгорелась нешуточная борьба. Не желая вызывать межгосударственные конфликты, было принято компромиссное решение - предоставить такой статус всем странам, которые за ним обратились, – Японии, Корее, Китаю, Сингапуру, Индии, Италии. Однако Европейскому союзу было отказано, потому что ряд европейских стран уже является постоянными членами Арктического Совета. Многие европейские страны, безусловно, могли быть недовольны: они ожидали получить от ЕС дополнительный голос в свою поддержку. В следующем году, когда министерское совещание пройдет в Канаде, ожидается, что Евросоюз все равно будет настаивать на получении такого статуса. Посмотрим, как изменится позиция стран.

Евросоюз разработал свою Арктическую стратегию и позиционирует себя как очень сильный игрок в этом пространстве, как бы объединяя стратегии по отношению к Арктике всех своих стран - не только являющихся арктическими, но и южных. Мнение ЕС, что европейские страны должны занимать одну из ключевых позиций в Арктике как объединенная Европа, члены Арктического Совета, на мой взгляд, не готовы принять.

Подробнее: http://eastrussia.ru/region/9/5039/