Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

АСЕАН сфокусировали на Дальний Восток

Договорённость выстраивать стратегическое партнерство явилась главным итогом переговоров, проведённых между Россией и странами АСЕАН на саммите в Сочи

АСЕАН сфокусировали на Дальний Восток

В результате Саммита Россия-АСЕАН, успешно проведённого в Сочи, его странами-участницами принята декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», а также утверждён план взаимодействия до 2020 года. При этом никаких серьезных тем в публичной части встреч, имевших место быть в рамках саммита, не поднималось. В целом на саммите были предметно обсуждены и со стороны России даны внятные ответы только на несколько предложений, поступивших от стран АСЕАН.

Так, в рамках саммита Малайзия озвучила своё желание создать вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зону свободной торговли (ЗСТ). На что Алексей Улюкаев, Министр экономического развития РФ, заявил о заинтересованности России в создании ЗСТ не с отдельными странами ассоциации, а с АСЕАН в целом. Такая зона, по его мнению, сможет ответить на все неразрешимые сегодня для Всемирной торговой организации вызовы.

«Я думаю, что вариант ЗСТ, который охватывал бы все страны ЕАЭС и все страны АСЕАН – это возможный формат и, может быть, даже желательный формат», - объявил Алексей Улюкаев.

Согласно принятой декларации, АСЕАН изучит предложение России о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

«Рассмотреть в АСЕАН выдвинутое Россией предложение о проведении совместного исследования перспективы создания всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН», – говорится в документе.

Не менее важным в рамках саммита было выдвинутое премьер-министром Индонезии, совмещавшим участие в саммите АСЕАН с государственным визитом, требование увеличения поставок пальмового масла. Министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что российские власти не собираются вводить ограничения на экспорт пальмового масла из стран АСЕАН. Так как это вопрос бизнеса, а не большой политики.

«Это был содержательный саммит. Лидеры России и АСЕАН зафиксировали понимание общих интересов в Восточной Азии и в мире, договорились о целях своего сотрудничества на обозримую перспективу в сферах политики и безопасности, а также торгово-экономической, гуманитарной и социо-культурной», – отметил директор Центра АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский.

Эксперт обратил внимание на то, что серия рабочих встреч, проведенных президентом России Владимиром Путиным на полях саммита, открылась беседой с президентом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, на которой, в частности, поднимался вопрос об участии этого банка в финансировании работ по расширению Транссибирской магистрали и обустройству Северного морского пути.

«Речь шла о проектах, позволяющих значительно укрепить связи между Евразией и Восточной Азией, благодаря выстраиванию моста между ними. АСЕАН в этих проектах уготована немалая роль», – подчеркнул Виктор Сумский.

В ходе саммита, отметил Виктор Сумский, также поднимались вопросы подключения АСЕАН к проектам развития Сибири и российского Дальнего Востока, рассматривались возможности участия инвесторов из ряда стран Ассоциации в реализации конкретных проектов в данном макрорегионе.

Говоря об идее России создать зону свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН, он отметил, что обе стороны уже приступают к её созданию путем подписания соответствующих соглашений между Союзом и отдельными странами Ассоциации. Главный тому пример – соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам. По его словам, в рамках таких инициатив пройдет тестирование целесообразности режима свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН в целом.

 «В 2014 году товарооборот России со странами АСЕАН превышал 22 млрд. долларов, в 2015 году он упал до 13 млрд., во многом из-за снижения обменного курса рубля, но сейчас он опять демонстрирует тенденцию к росту. Судя по тому, как прошел саммит в Сочи, у России и стран АСЕАН есть основания для оптимизма. Но будем помнить, что успех сотрудничества с АСЕАН в значительной степени зависит от темпов роста и диверсификации российской экономики. Что же касается желания стран АСЕАН сотрудничать с Россией, то в нём сомневаться не приходится – они наглядно продемонстрировали его в рамках прошедшего саммита», – заключил Виктор Сумский.

Непосредственно в самой декларации, принятой на саммите, содержатся следующие важные для дальнейшего развития сотрудничества между Россией и странами АСЕАН пункты. Принявшие декларацию страны, согласно документу, намерены способствовать развитию сотрудничества в транспортной сфере, в том числе в гражданской авиации, а также созданию сетевой инфраструктуры морского, автодорожного и железнодорожного транспорта. Декларация также предусматривает укрепление сотрудничества между Россией и странами АСЕАН в сферах энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, науки и инноваций, инвестиционного сотрудничества и расширения финансирования инфраструктурных проектов. Кроме того, документ поощряет «расширение сотрудничества по противодействию традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как международный терроризм  и транснациональная преступность. При этом рассмотрение самого хода реализации декларации будет проводиться на ежегодной основе по линии существующих механизмов сотрудничества России и стран АСЕАН.

Что же касается утверждённого в рамках саммита Плана действий, то он определяет приоритеты и меры, которые требуется принять России и АСЕАН для дальнейшего углубления и расширения сотрудничества по всем направлениям, в том числе, в политике, безопасности, экономике и социально-культурной сфере. Ход его выполнения также будет рассматриваться регулярно, и даже более того - отчеты о его реализации будут анализироваться на ежегодных Постминистерских конференциях АСЕАН с Россией.

Следует отметить, что данный Саммит, проходивший под девизом: «Навстречу стратегическому партнерству во имя всеобщего блага», был приурочен к 20-летию провозглашения России партнером АСЕАН по диалогу (диалоговое партнерство было оформлено в 1996 году). При этом до него Владимир Путин не встречался с лидерами государств Юго-Восточной Азии более 10 лет. Иными словами, после того, как Кремль несколько лет настойчиво добивался участия в Восточноазиатском саммите, чтобы иметь возможность обсуждать вопросы безопасности в регионе, получив допуск на него одновременно с США, он сразу же утратил к нему интерес. С 2011 по 2013 год Россию на этом саммите представлял глава МИД Сергей Лавров, в 2014-2015 годах – премьер-министр Дмитрий Медведев. Вместе с этим, за несколько месяцев до саммита появилась информация, что членов ассоциации отговаривали от поездки в нашу страну – главным образом Запад и Вашингтон. Основное давление на них оказывалось в ходе срочно организованного в Калифорнии саммита США-АСЕАН. Хотя председатель Ассоциации премьер-министр Лаоса Тхонглун Сисулит данную информацию опровергает.

«На нас не оказывали никакого давления по поводу участия в этом саммите. Взаимодействие с Россией является очень важным для нас. Все государства-члены АСЕАН придерживаются такого же мнения - сочинский саммит должен был состояться», – заявил он.

Самого хорошего мнения об итогах саммита Россия-Асеан президент РФ Владимир Путин.

«Вообще мне эта встреча очень понравилась. Она была очень полезной и весьма предметной», - констатировал российский президент.

Полностью позитивную информацию о проведённом в Сочи саммите дает и Кремль:

 «С предпринимателями каждой из стран АСЕАН на ближайшее время намечен ряд конкретных мероприятий как в России, так и в странах-партнерах. Бизнес-сообщество настроено активно развивать торгово-экономические связи между нашими странами», – рассказали в ведомстве.

В то же время Дмитрий Песков более спокойно обрисовывает существующую сейчас ситуацию во взаимодействии России со странами АСЕАН:

«Говорить о стратегическом развороте в сторону Востока, с моей точки зрения, неверно. Будучи евразийской державой, Россия не может разворачиваться только в одну сторону. Мы никогда не были инициаторами маргинализации отношений с теми или иными странами и сожалеем, что это произошло. Но сегодня и завтра основной приоритет - это АСЕАН», - уточнил он.

Справка ER

АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в данном регионе. Образована в 1967 году. В её состав входят десять государств: Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН с июля 1996 года. Лаосская Народная Демократическая Республика не только председательствует в АСЕАН, но ещё и координирует диалоговое партнёрство Россия – АСЕАН в 2015–2018 годах. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, проводящийся дважды в год. Обычно Саммит проходит в течение трёх дней и сопровождается встречами с партнерами организации по региону.

Фото с сайта kremlin.ru