Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

АСЗ: объединяя опыт и новации

Завод в Комсомольске-на-Амуре является крупнейшим судостроительным предприятием Дальнего Востока

Амурский судостроительный завод (АСЗ), расположенный в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, является крупнейшим судостроительным предприятием Дальнего Востока. Предприятие специализируется на строительстве и ремонте кораблей, судов и плавучих конструкций. За последние 83 года со стапелей Амурского судостроительного завода сошло 57 атомных и 41 дизель-электрическая подводная лодка, 56 боевых кораблей и 40 гражданских судов.

АСЗ: объединяя опыт и новации
Фото: предоставлено Амурским судостроительным заводом

Современный комплекс предприятия

Производственные мощности завода включают корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное, электромонтажное, трубное, машиностроительное, металлургическое, малярное производства, испытательный центр материалов и изделий, отдел ядерно-радиационной безопасности, а также участок гальванических покрытий. Общая площадь АСЗ составляет более 2,2 млн кв. метров. Сейчас на заводе трудятся более 3,5 тыс. человек.

Завод располагает системой судовозных и трансбордерных путей, позволяющих перемещать конструкции массой до 1 600 тонн, наливным бассейном со спусковым доком. Акватория с причальными сооружениями, набережной и пирсом оборудованы сетями энергоснабжения и портальными кранами грузоподъемностью от 10 до 32 тыс. тонн. Плавучий кран рассчитан на подъем грузов весом до 100 тыс. тонн.

Для спуска судов на воду завод имеет док-понтон, способный принимать на себя суда массой до 3,5 тыс. тонн и шириной 19 метров, а также транспортно-спусковой док «Зея», с помощью которого можно осуществлять вывод из эллинга, спуск на воду и транспортировку судов и конструкций массой до 8,5 тыс. тонн.

Стапельный комплекс АСЗ состоит из трех закрытых отапливаемых эллингов, включающих в себя девять сухих доков, которые позволяют собирать корпуса судов длиной до 200 и шириной до 19 метров. Доки оснащены крановым оборудованием грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, оборудованы построечными лесами и всеми видами энергообеспечения, включая возможность создания микроклимата.

Кроме этого, в 2006 году на заводе было спроектировано и введено в эксплуатацию открытое стапельное место, позволяющее формировать корпуса судов шириной до 23 метров.


Работа на шельфе

Современные цеха, передовые технологии и большой опыт выполнения ответственных заказов позволили заводу заявить о себе как о производителе плавучих объектов, металлоконструкций и технологических модулей для нефте-газодобывающей промышленности. Завод стал одним из немногих российских предприятий, участвующих в проектах освоения Сахалинского шельфа и включенных компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Сахалин Энерджи» в список одобренных подрядчиков.

Начиная с 1996 года, завод изготовил опорное основание буровой нефтяной установки «Моликпак», 54 резервуара-хранилища дизельного топлива и углеводородных основ для проекта «Сахалин-1» (месторождение Чайво). По заказу Дальмостостроя были изготовлены детали моста (кессоны, трубы, ригели) общим весом 56,4 тонн.



В 2005 году силами завода проведена модернизация нефтяной платформы «Орлан» по заказу компании «Эксон Нефтегаз Лимитед». Предприятие выполнило техническую проработку проекта, демонтаж старого и изготовление нового оборудования с заменой ряда функциональных систем.

В 2006 году АСЗ изготовил 9,8 тонн литых металлических катковых опорных частей первой и второй очереди железнодорожного моста через Амур у Хабаровска.


Гражданский и военный флот

Летом 2019 года завод спустил на воду корпус парома «Александр Деев» — первого из двух судов, которые заказала Государственная транспортная лизинговая компания для переправы Ванино-Холмск (Сахалин). Данная паромная переправа обеспечивает более 75% всех грузовых перевозок между островом и материком и около 25% пассажирских перевозок.

По своим характеристикам паромы проекта CNF11CPD, разработанного Морским инженерным бюро и спроектированного АО КБ «Вымпел», будут существенно превосходить уже действующие на линии. Каждый сможет одновременно взять на борт 26 вагонов или 30 цистерн, 15 автопоездов, а также 150 пассажиров.

Сейчас первое судно проекта готовят к покраске, испытанию балластных цистерн и монтажу линии вала, идет монтаж донно-бортной арматуры и кингстонных ящиков. В августе 2020 года паром отправится во Владивосток для финальных работ, испытаний и дальнейшей сдачи в эксплуатацию.

Сегодня Амурский судостроительный завод остается основной базой на Дальнем Востоке по строительству боевых кораблей для Тихоокеанского флота. В 2018 году в состав ВМФ вошел уже второй многоцелевой сторожевой корабль проекта 20380 «Громкий». Годом ранее Андреевский флаг был поднят на «Совершенном» — первом корвете этой серии. Сейчас корабли несут службу на охране морских границ Дальнего Востока в Приморье. В сентябре этого года предприятием планируется спуск на воду очередного корабля этой серии.