Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The atom will be allowed to sail

Chukotka economy in anticipation of a floating nuclear power unit

The world's first nuclear floating power unit (AEB), Academician Lomonosov, will be tested in Murmansk by the end of this year, in order to be sent to Chukotka next. Designed to replace the outgoing capacity of Bilibino NPP, it should also contribute to the emergence of new industries in the region.

The atom will be allowed to sail
Photos: youtube.com
In May, the floating power unit was towed from the Baltic plant in St. Petersburg to the Atomflot site in Murmansk. After filling it with nuclear fuel, PEB is waiting for a set of mooring tests. In case of their success in 2019, "Academician Lomonosov" will travel across the Arctic Ocean to a permanent parking place - in the Chukchi port of Pevek. Now, in the northernmost port of Russia, a coastal infrastructure is being created for the operation of the floating nuclear thermal power plant (FNPP), including hydraulic structures and a site where energy delivery to the shore will take place.

The project "20870" (two steam-generating units with KLT-40S reactors, power of 35 MW of electric power and 50 Gcal / h of thermal energy) will be replaced in Chukotka by technologically obsolete energy facilities, primarily Bilibino NPP. The launch of its first power unit (four in total) took place in January 1974, for 44 the station produced almost 10,2 billion kWh of electricity. To date, the NPP at 80% provides the activity of the isolated Chaun-Bilibino power system. "Bilibino NPP in its time gave a powerful impetus to the development of the gold mining industry. Now, in addition to industrial consumers, it provides the nearby city and other settlements of the Chukotka Autonomous Okrug, and supplies part of the electricity to the neighboring region - the northern regions of Yakutia, "says Chukotka Governor Roman Kopin.

Meanwhile, starting from next year, a phased stop of the nuclear power plant is planned. A stable source of electricity in this regard is intended to become a floating nuclear thermal power plant in Pevek. The leadership of Chukotka hopes that it will not only cover the existing needs of the region, but will also contribute to the emergence of new industries. In particular, with the development of the Baim ore zone, where a polymetallic cluster will appear, for which it is planned to organize the second in Chukotka area of ​​advanced development. Three anchor projects are planned within the framework of the Taim "Baimskaya" (to develop the gold-copper deposit Peschanka, gold-silver Kekura and Maple) with the volume of private investments of about 340 billion rubles. According to preliminary estimates, in the first ten years the cluster will ensure the growth of the gross regional product more than 3,6 times.

Since the reserves of the ore zone are located on undeveloped territories, it is planned to create new communications, including the construction of the high voltage power transmission line Bilibino-Kekura-Peschanka-Omsukchan. "This is the largest interregional project, the so-called energy bridge Chukotka-Magadan, already implemented by the district government with the participation of investors and with the support of the federal center. It is one of the priority energy facilities of the entire Chaun-Bilibinskaya zone, which unites the power systems of the Magadan Region and the Chukotka Autonomous Okrug. The creation of the energy bridge will increase the security and economic efficiency of the Chaun-Bilibin power system as a whole, "comments Elena Kompaniets, First Deputy Head of the Department of Finance, Economics and Property Relations of the Chukotka Autonomous Area.

PEB "Akademik Lomonosov" - the main project of a series of mobile transportable low-power units, offered for operation in the Far North and Far East. "Chukotka is a special case, but there are many regions like us. Our example shows that there are not many alternatives to such solutions. Taking into account the interest in the Arctic, there are very good prospects for the isolated energy systems (EastRussia) are good, "Roman Kopin said.

PEB can provide energy not only to port cities and remote industrial enterprises, but also gas and oil platforms located on the high seas. "Academician Lomonosov" is the first reference sample of mobile medium-power nuclear power sources, the demand for which we forecast in the coming years as very high. A great interest in such competence is demonstrated by all the island states, where it is impossible to create a powerful transmission infrastructure for certain reasons, "the Rosatom management emphasizes.

At present, the state corporation is working on the second generation of floating NPPs - an optimized floating power unit that will be smaller than its predecessor. It is supposed to be equipped with two reactors of the RITM-200M type with the capacity of 50 MW each.

Against floating nuclear power plants is a number of environmental organizations. The Greens believe that such facilities are particularly vulnerable to terrorism and the elements, including in the extreme conditions of the Arctic. "In addition, it is necessary to take into account the risks associated with the fact that the floating nuclear power plant will be a repository for spent nuclear fuel and radioactive waste," says Violetta Ryabko, the head of the press service of Greenpeace in Russia.

In turn, the department of information and public relations of JSC "Concern Rosenergoatom" reported that the PES was created on the basis of the serial power plant of nuclear icebreakers, tested during their long operation in the Arctic. At the same time, the floating station is designed with a large margin of safety, which makes nuclear reactors invulnerable to tsunamis and other natural disasters.

In addition, at present atomic energy is moving towards the so-called closure of the nuclear fuel cycle. "This is the way that not only Russia, but also a huge number of other countries, conducts scientific research in the field of how to make radioactive waste less radioactive, how to learn to split minor actinides, shortening the period of their decay, making it safer for the environment "- said first deputy director general - director of the block for development and international business of Rosatom Kirill Komarov.

According to him, Russia has advanced the most along this path. "The most important for us is the development of fourth generation reactors, fast reactors (fast neutron reactors, EastRussia), which will ensure the closure of the nuclear fuel cycle and in fact will allow the spent nuclear fuel to be used as a source of raw materials to be put into reactors and again to receive energy. And this process can be endlessly cyclical, "- concluded Kirill Komarov.
September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Атом пустят в плавание

Чукотская экономика в ожидании плавучего атомного энергетического блока

Первый в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» до конца этого года пройдет в Мурманске испытания, чтобы в следующем быть отправленным на Чукотку. Предназначенный для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, он также должен способствовать появлению новых производств в регионе.

Атом пустят в плавание
Фото: youtube.com
В мае плавучий энергетический блок был отбуксирован с Балтийского завода в Санкт-Петербурге на площадку «Атомфлота» в Мурманске. После заправки его ядерным топливом ПЭБ ждет комплекс швартовных испытаний. В случае их успеха в 2019 году «Академик Ломоносов» отправится через ледовитый океан к месту постоянной стоянки – в чукотский порт Певек. Сейчас в самом северном порту России создается береговая инфраструктура для работы плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), включая гидротехнические сооружения и площадку, где будет проходить выдача энергии на берег.

ПЭБ «Академик Ломоносов» проекта 20870 (на нем установлены два парогенерирующих блока с реакторами типа КЛТ-40С, мощностью по 35 МВт электрической энергии и 50 Гкал/ч тепловой) заместит на Чукотке технологически устаревшие объекты энергетики, в первую очередь Билибинскую АЭС. Запуск ее первого энергоблока (всего их четыре) состоялся в январе 1974-го, за 44 года станция выработала почти 10,2 млрд кВтч электроэнергии. На сегодняшний день АЭС на 80% обеспечивает деятельность изолированной Чаун-Билибинской энергосистемы. «Билибинская АЭС в свое время дала мощный толчок развитию золотодобывающей отрасли. Сейчас, помимо промышленных потребителей, она обеспечивает близлежащий город и другие населенные пункты Чукотского автономного округа, часть электроэнергии поставляет в соседний регион – северные районы Якутии», - говорит губернатор Чукотки Роман Копин.

Между тем начиная со следующего года запланирована поэтапная остановка АЭС. Стабильным источником электроснабжения в этой связи призвана стать плавучая атомная теплоэлектростанция в Певеке. В руководстве Чукотки надеются, что она не только закроет существующие потребности региона, но будет способствовать появлению новых производств. В частности, при освоении Баимской рудной зоны, где появится полиметаллический кластер, для чего предполагается организовать вторую на Чукотке территорию опережающего развития. В рамках ТОР «Баимская» запланированы три якорных проекта (по освоению золото-медного месторождения Песчанка, золото-серебряных Кекура и Клен) с объемом частных инвестиций около 340 млрд руб. По предварительной оценке, в первые десять лет кластер обеспечит рост валового регионального продукта более чем в 3,6 раза.

Поскольку запасы рудной зоны расположены на неосвоенных территориях, предусмотрено создание новых коммуникаций, включая строительство высоковольтной линии электропередачи Билибино - Кекура - Песчанка - Омсукчан. «Это крупнейший межрегиональный проект, так называемый энергомост Чукотка – Магадан, уже реализуемый правительством округа с участием инвесторов и при поддержке федерального центра. Он один из приоритетных объектов энергообеспечения всей Чаун-Билибинской зоны, объединяющий энергосистемы Магаданской области и Чукотского автономного округа. Создание энергомоста повысит безопасность и экономическую эффективность Чаун-Билибинской энергосистемы в целом», - комментирует первый заместитель начальника департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО Елена Компаниец.

ПЭБ «Академик Ломоносов» - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, предлагаемый для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Чукотка – особенный кейс, но таких регионов, как мы, немало. Наш пример говорит о том, что альтернативы таким решениям, не так много. С учетом интереса к Арктике, к изолированным энергосистемам перспективы (у ПАТЭС. – EastRussia) очень хорошие», - считает Роман Копин.

ПЭБ может обеспечивать энергией не только портовые города и удаленные промышленные предприятия, но также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. «Академик Ломоносов» – первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, спрос на который мы прогнозируем в ближайшие годы как весьма и весьма высокий. Большой интерес к такой компетенции демонстрируют все островные государства, где нельзя по определенным причинам создать мощную инфраструктуру передачи электроэнергии», – подчеркивают в руководстве «Росатома».

В настоящее время госкорпорация работает над вторым поколением ПАТЭС - оптимизированным плавучим энергоблоком, который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.

Против плавучих атомных электростанций выступает ряд экологических организаций. Зеленые считают, что подобные объекты особенно уязвимы перед терроризмом и стихией, в том числе в экстремальных условиях Арктики. «Кроме этого, необходимо учитывать риски, связанные с тем, что плавучая АЭС будет хранилищем отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов», - отмечает руководитель пресс-службы Гринпис в России Виолетта Рябко.

В свою очередь в департаменте информации и общественных связей АО «Концерн Росэнергоатом» сообщили, что ПЭБ создана на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике. При этом плавучая станция спроектирована с большим запасом прочности, который делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф.

Кроме того, в настоящее время атомная энергетика движется в сторону так называемого замыкания ядерно-топливного цикла. «Это тот путь, по которому идет не только Россия, но и огромное количество других стран, проводя научные исследования в области того, как сделать радиоактивные отходы менее радиоактивными, как научиться расщеплять минорные актиниды, сокращая срок их распада, делая более безопасными для окружающей среды», - ранее говорил первый заместитель гендиректора – директор блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кирилл Комаров.

По его словам, Россия наиболее продвинулась по этому пути. «Важнейшим для нас является разработка реакторов четвертого поколения, быстрых реакторов (реакторов на быстрых нейтронах. – EastRussia), которые обеспечат замыкание ядерно-топливного цикла и фактически позволят использовать отработанное ядерное топливо как источник сырья, чтобы закладывать его в реакторы и снова получать энергию. И этот процесс может носить бесконечный циклический характер», - заключил Кирилл Комаров.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow