Владивосток – северная столица АТР?
Выбор места проведения очередной ежегодной сессии АТПФ не случаен: с 9 по 12 января 2012 года в Токио прошла 20-я юбилейная сессия АТПФ, в которой приняла участие делегация Совета Федерации, возглавляемая председателем верхней палаты российского парламента В. И. Матвиенко. На 20-й сессии АТПФ, в частности, были утверждены новая Токийская декларация и новая редакция регламента форума, которые пришли на смену документам, принятым на 1-й учредительной сессии АТПФ в 1993 году в Токио. Кроме этого, участники форума единогласно проголосовали за предложение, внесенное российской стороной, о проведении в 2013 году следующей сессии АТПФ во Владивостоке, что означало переход к России с мая 2012 года председательства в этой организации.
13 июня 2012 года в Совете Федерации состоялась церемония передачи от Японии, которую представлял посол Японии в России Тикахито Харада, к России, которую представляла председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко, флага АТПФ, являющегося символом председательства страны на форуме. Церемония завершила процесс передачи функций председателя форума Российской Федерации.
Со 2 по 9 сентября 2012 года во Владивостоке на острове Русский прошла 24-я ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это первый саммит АТЭС, который прошел в России. Министры экономик АТЭС 6 сентября приняли совместное заявление, в котором подчеркнули необходимость содействия росту и процветанию АТР на фоне сохраняющейся глобальной экономической неопределенности, а 9 сентября лидеры экономик – участниц АТЭС в завершение своей юбилейной, 20-й встречи приняли декларацию, в которой наметили пути укрепления благосостояния АТР и усиления его лидерства в мировой экономике.
21-я сессия АТПФ прошла на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), который базируется на объектах и инфраструктуре, созданных к саммиту АТЭС во Владивостоке, что еще больше подчеркивает связь таких крупных организаций, как АТЭС, ориентированное на решение экономических проблем, и АТПФ, призванный решать вопросы законодательного характера.
Достигла ли Россия поставленных задач? По ряду позиций – несомненно, однако, судя по некоторым вопросам, которые обсуждались на 21-й сессии АТПФ, проявились различия не только в подходах к решению ряда проблем между разными странами АТР, но и между Россией и другими странами АТР. Последнее, однако, не способствует тому, чтобы Россия эффективно позиционировала себя перспективной для сотрудничества страной, которая может органично войти в систему хозяйственных связей в АТР – наиболее активно развивающегося региона мира. Отметим, что важность стран АТР для России обусловлена не только геополитической, но и торгово-экономической составляющей: их доля во внешней торговле России равна приблизительно 25%, при этом 86% товарооборота приходится на КНР, США, Японию и Республику Корея. А для Дальнего Востока России развитие отношений со странами АТР является жизненно необходимым.
От диалога к консенсусу
Во Владивосток на 21-ю сессию АТПФ прибыло более 350 представителей законодательных органов из 28 стран, на заседаниях сессии выступило 130 докладчиков из 27 стран. Впервые в практике АТПФ на сессию прибыли представители международных организаций: ООН, Шанхайской организации сотрудничества, парламентских ассамблей Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Черноморского экономического сотрудничества, межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС. В качестве стран-наблюдателей присутствовали Афганистан и Казахстан.
Помимо пленарных заседаний, российской делегацией были проведены 32 двусторонние встречи с руководителями делегаций всех участвовавших в сессии стран и международных организаций. В рамках одной из встреч 28 января состоялось награждение по поручению Президента России В. В. Путина председателем Совета Федерации В. И. Матвиенко главы китайской делегации, председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР У Банго орденом Дружбы за вклад в развитие российско-китайского сотрудничества, углубление доверия и взаимопонимания между двумя странами и народами. Это еще раз подчеркивает значение, которое Россия придает развитию российско-китайских отношений. В то же время очевидна необходимость привлекать в дальневосточные регионы России и другие страны АТР, чтобы избежать опасного перекоса в региональном доминировании в торгово-экономической, а в дальнейшем – и в политической области лишь одной зарубежной страны. Создание на Дальнем Востоке России полноценной конкурентной среды с привлекательным инвестиционным климатом – необходимое условие успешного развития региона.
По итогам работы было принято 14 резолюций, основанных на подготовленных десятью странами 38 проектах резолюций, а также итоговое коммюнике. Добиться консенсуса по резолюциям удалось путем формирования 12 рабочих групп экспертов. В итоговом коммюнике, в частности, зафиксировано, что следующая, 22-я сессия АТПФ пройдет с 12 по 16 января 2014 года в Мексике.
По сообщению А. А. Климова, не все предложения парламентских делегаций вошли в итоговые документы сессии, но при необходимой подготовительной работе, полагает он, эти предложения могут быть приняты на следующей, 22-й сессии АТПФ в Мексике.
Мероприятия в рамках АТПФ
В рамках 21-й сессии АТПФ 30 января прошли мероприятия, ставшие российскими новациями: круглый стол на тему «АТР – Европа: новые горизонты сотрудничества» с участием членов делегаций, наблюдателей и представителей международных организаций, а также встреча молодых парламентариев государств АТР. Принятые на круглом столе и на молодежной встрече решения вошли в итоговые документы 21-й сессии АТПФ.
По результатам работы круглого стола «АТР – Европа: новые горизонты сотрудничества» было принято итоговое заявление, в котором его участники указали на то, что они:
• поддерживают усилия правительств по развитию сотрудничества между государствами как внутри АТР, так и между странами АТР и Европы, устранению излишних, зачастую архаичных барьеров, ему мешающих;
• призывают к расширению диалога АТР – Европа на самых разных уровнях: межгосударственном, межрегиональном, межличностном;
• отмечают особую роль Российской Федерации в деле диалога цивилизаций как страны с уникальным географическим положением, обладающей исключительной возможностью – выступить в качестве экономического и транспортного моста между Европой и АТР, а также опытом межконфессионального и межэтнического сотрудничества;
• призывают к усилению и интенсификации обмена законотворческим опытом между парламентами стран АТР и Европы;
• выступают с инициативой ввести в постоянную практику АТПФ проведение в рамках ежегодных сессий форума круглых столов с участием представителей международных парламентских организаций;
• считают, что настало время проработать вопрос о созыве всемирного форума парламентских организаций.
По мнению председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко, тема сотрудничества Европы и Азии будет активизироваться, поскольку значение России серьезно возрастает не только в силу географического положения (Россия – своего рода «мост» между Европой и Азией), но и в силу тех возможностей, которые может предоставить Россия как евроазиатская страна. А зампред Совета Федерации И. М.-С. Умаханов отметил, что в ходе дискуссий затрагивался вопрос сближения европейских стран с АТР на платформе Евразийского союза, упомянув, что впервые в сессии АТПФ в качестве наблюдателя приняла участие делегация Казахстана.
Участники встречи молодых парламентариев приняли совместное обращение к парламентариям стран АТР с призывом поддержать их инициативу о проведении на регулярной основе молодежных секций в рамках ежегодных сессий АТПФ под девизом «Объединяя усилия во имя будущего». Предлагается и создание интернет-портала для осуществления коммуникаций между молодыми парламентариями и молодежными лидерами государств АТР, обмена информацией и лучшими законодательными практиками в сфере молодежной политики.
Диссонансы на фоне консенсуса
Выступления делегатов на 21-й сессии АТПФ продемонстрировали как схожие позиции по актуальным вопросам современности, так и различия в подходах. Наибольший интерес представляют различия между Россией, которая фактически была модератором сессии, и другими странами АТР. Отметим лишь некоторые из них.
В отличие от российской делегации, ряд представителей стран АТР в том или ином виде обозначили угрозу безопасности, вызванную обострением территориальных споров, существующих между странами региона. В частности, весьма резким было выступление представителя делегации Филиппин, обвинивших КНР в нарушении своего территориального суверенитета путем вторжения в исключительную экономическую зону страны. Имеется в виду незаконный, по мнению филиппинской стороны, рыболовный промысел китайскими судами в акватории острова Хуанъянь, который КНР считает своей территорией, а Филиппины – своей, именуя его коралловым рифом Скарборо. В последние годы обострились споры вокруг островов Сэнкаку, находящихся под управлением Японии, и Токто, находящихся под управлением Республики Корея. Нельзя сбрасывать со счетов и российско-японский спор вокруг южных Курильских островов, на решение которого нацелен готовящийся визит в Москву нового премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Однако российские делегаты в своих выступлениях никак не обозначили эту актуальную для региона проблему.
При обсуждении на пленарном заседании транспортной тематики со стороны российских участников не прозвучало отдельного выступления, посвященного транспортной системе России, хотя в других упоминались Транссиб, БАМ, перспективный Северный морской путь. В частности, председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко говорила о ряде крупных российских проектов по развитию транспортной инфраструктуры, среди которых масштабная модернизация Транссиба, БАМа, российских тихоокеанских портов, Севморпути, авиа- и автомобильного сообщения. Она также отметила, что эти проекты открыты для иностранных инвестиций со стороны как азиатских, так и европейских партнеров. В это же время зампред Совета Федерации С. Ю. Орлова сообщила иностранным коллегам о том, что эти инфраструктурные проекты будут финансироваться из средств Пенсионного фонда России. Отдельно тему Севморпути 30 января поднял японский парламентарий Ёсихико Исодзаки, рассматривая этот вопрос в контексте транспортного коридора между Азией и Европой. Он отметил важность создания надежного торгового пути по Северному Ледовитому океану с соответствующей инфраструктурой, а также обозначил проблему защиты окружающей среды в Арктическом регионе. Очевидно, что Севморпуть требует от России особого внимания, однако никаких разъяснений, как этот проект будет реализовываться, не было. Таким образом, российская сторона свои предложения по развитию собственной транспортной инфраструктуры странам – участницам АТПФ не представила, как и не указала, за счет каких источников – внешних или внутренних – эти проекты будут реализовываться.
Обмен мнениями по теме энергетической безопасности также показал разное понимание у России и других стран АТР тенденций развития мировой энергетики. С одной стороны, представители стран АТР указывали на то, что глобальное потепление приводит к росту природных катастроф в АТР, а из-за таяния снегов поднимается уровень Мирового океана, приводя к затоплению островных территорий, поэтому необходимы меры по развитию «зеленой» энергетики, не предусматривающей выбросы углекислого газа в атмосферу. С другой стороны, российские выступающие не отметили ни проблемы изменения климата, ни необходимости развития альтернативных источников энергии. Российская сторона выступила с традиционным набором предложений по реализации добытого в России углеводородного топлива – нефти и газа. А зампред Совета Федерации В. А. Штыров даже озвучил угрозы, исходящие от применения альтернативной энергетики: использование солнечных батарей приводит к нарушению теплового баланса Земли, а ветряные установки являются источниками убийственного ультразвука.
В то же время подавляющее количество товаров на Дальнем Востоке сделано не в России, и даже на сувенирной продукции, прославляющей город-герой Владивосток, красуется надпись «Made in China». Вероятно, российским парламентариям следовало бы не только гордиться достижениями, но и задаться вопросами: почему бренд «Сделано в России» не популярен не только за пределами России, но и на Дальнем Востоке страны; почему цены на продукты и товары здесь выше, чем в соседнем Китае, куда россияне ездят закупаться; почему в регионе столь высокие цены на ЖКХ и фиксируется отток населения?
* * *
Начало XXI века демонстрирует развитие демократических институтов и потому – усиление роли парламентов стран в принятии важнейших для государств и мирового сообщества решений. Являясь представителями народов, парламентарии, избираемые в своих странах прямым голосованием, де-юре и де-факто обладают полномочиями выражать волю граждан своих стран по широкому спектру вопросов в области политики, экономики, социальной и общественной сферах. Успех АТПФ зависит от того, насколько принимаемые на сессиях АТПФ решения делегатов стран АТР будут отвечать как национальным интересам своих стран, так и интересам глобальной безопасности, нацеленным на снижение уровня напряженности в регионе из-за различного рода межгосударственных споров и неурегулированных конфликтов. А для того чтобы роль России в этих процессах формирования сбалансированного мира ради устойчивого развития возрастала, со стороны властей необходимы дополнительные усилия по продвижению интересов страны в АТПФ с учетом специфики стран АТР.
Текст: Олег Казаков, старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН