Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
FEFU experts on how the world in Asia can become stronger and more cautious - EastRussia | Opinions

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

ATP through 20-30 years: militarization?

FEFU experts on how the world in Asia can become stronger and more cautious

ATP through 20-30 years: militarization?
Photo: inosmi.ru

Dmitry Shelest

Deputy Director of the Expert-Analytical Center of the Far Eastern Federal University
In the Pacific basin, in the future, removed at 20-30 years, events will take place that will determine the course of world history in the future and the fate of individual states. Using the term ATR, we first of all mean its Asian part: China, South-East Asia, Northeast Asia and the South Pacific. In addition to the states belonging to the mentioned regions of the Asia-Pacific region, such "states of influence" as India and the United States should be considered.

The forecasted judgments concerning this part of the world are appropriate if the region does not have a full-fledged war with the participation of regular armies or a series of local conflicts that involve several states simultaneously. All this, of course, will erase the considered scenario.

At present, there are a sufficient number of conflict situations in the APR that serve as triggers for the regional arms race: first of all, we note the problem of the "Northern Territories", the four southern islands of the Kuril chain, which have been clouding Russian-Japanese relations for more than half a century. The Republic of Korea and Japan have mutual claims to the islands of Tokto (Tokesima). Naturally, one can not ignore the confrontation on the Korean Peninsula, the West is next the apple of discord between China, Taiwan and Japan: the Senkaku Islands. In addition to the tense relationship between Beijing and Taipei, the two states consider their island Pratas. Paracel Islands object of close attention of China, Vietnam and Taiwan. Then come the Spratly Islands, which are claimed by Vietnam, Indonesia, China, Malaysia and the Philippines.

Do not forget about other causes - internal conflicts and the likelihood of intervention in such clashes of neighboring states. In China, this is a problem of Tibet and the Xinjiang Uygur Autonomous Region, in Indonesia there are Christian-Muslim conflicts and separatism of East Timor. In Malaysia, there is a possibility of a civil war between Islamic radicals and the secular government. In the Philippines, the issue of Muslim separatism is acute. In Vietnam, there are tensions between Buddhists and official authorities. And this is not a complete list of problems.

In view of the above, one gets the impression that the future of the Asia-Pacific region is a place where extrapolation describes the future reality both in ten and in thirty years. Not surprisingly, Alvin and Heidi Toffler in his book "War and Antivoy" talked about the militarization of the Pacific basin countries back in 1993. To date, according to the Stockholm Institute for International Peace Studies, the Pacific countries spend more on armaments than other regions - in absolute and relative terms. In this case, according to the estimates of the Ministry of Defense of Singapore, the aggregate military budget of the APR states by 2020 will increase by 60%.

But before making an "obvious conclusion", one should understand why the states of the region are arming, for which blood can be shed by the middle of the 21st century. In this regard, it is appropriate to proceed from the fact that we are not moving to a certain state of the "brave new world". We are in it! Let at the very beginning, but nevertheless.

Accordingly, popular in a certain period of promises, such as the "clash of civilizations" by S. Huntington or more applied, such as the "war on terror" or "the struggle for resources", will lose unquestionable truth in the form in which they exist, at the end of 20- xx years of the XXI century.
As a hypothesis I dare to assume that the future militarization in the future 20-30 years will not only and not so much reflect current conflicts as a mirror of the ongoing civilizational transformation.

The above-mentioned reasons for current threats and military conflicts are not very well-founded in the conditions of a change in a number of paradigms of modern civilization. Their impact will be felt, but against the background of new challenges, the significance of today's problems will go to shade.

Speaking generally about the military component in the development of the APR in the long term, I would like to note that it seems doubtful that the status quo will remain on a number of geostrategic tenets and current social trends. This perspective hides the possibilities of the future or directly denies them. The same goes for the arms and military equipment markets (B and BT), which will be formed a little differently than is happening today. In particular, it is appropriate to assume that with an excess of armaments a stable secondary market will be formed. In and VT will flow from one hand to another with the general connivance to such a move. In turn, tracking and monitoring tools will allow you to track any movements of large batches of B and VT. That is, in practice, the arms market will become transparent for all interested parties.

Concerning the changes at the state level, we fix the following assumptions. For example, China, described today as the world hegemon of the following decades, has little to do with the Celestial sample of 2037-2047. These times for Beijing will be the starting point for the overhaul of the building of the entire state. Otherwise, the PRC expects a civil war. At the other extreme will be the most obvious solution in human history - a war with an external adversary. If the Chinese leadership wisely escapes these two extremes, then in any case it will have to look for non-standard solutions. This will prompt the idea of ​​the resettlement of Chinese colonists to African states, draconian measures to comply with environmental standards, and an indicative round of "deprivatization" to reduce tensions in the poorest sections of the population. In this case, Beijing will no longer be a nightmare for neighboring states.

Developed Japan can immerse itself in the migration crisis, similar to what has now overwhelmed Europe. It is also possible to increase the migration flows to the Russian Far East, not so much from China, as from more southern regions. In turn, Indonesia will be under the invisible threat of the Ummah split into numerous sects, which are radicalized by the deterioration of the economic situation in the country. A similar scenario can unfold in Malaysia. Islam can spread more widely in the Philippines, and not in the form of a single religious field, but in the form of eclectic communities. The same is true for the mainland states of Southeast Asia (Vietnam, Cambodia, Laos and Myanmar): the existing Buddhism in these countries is likely to acquire syncretic features and generate aggressive doctrines towards the Gentiles.

Under these conditions, future terrorism will largely lose touch with religious content and will become more like private military companies or organized crime. State organizations will have to fight both terrorist groups as armed groups and the "sympathy networks" of the local population, for which such groups will duplicate or replace local government bodies (courts) and public institutions.

Conflict at the interstate level will in many respects be determined by the delineation of the sea spaces necessary for regional actors to control the adjacent water areas. The supra regional players (the USA, the states of Europe) will act through their "operators" in the region: separate state power departments, religious communities or ethnic clans with military-terrorist specialization and other atypical associations for the beginning of the current century. In general, the ATR as a giant channel for the distribution of transport and resource flows will be in the hands of states that, by the middle of the 21st century, will more likely recall the medieval barons taking bribes from any vehicle passing through their feudal lords. In this respect, navigation on the South China Sea and the Strait of Malacca, as before, will be a stumbling block for all stakeholders. In turn, the solution of the problem will be the participation of all the states of the region, directly or indirectly, in organizing the protection of shipping. In these conditions, state privateering and opposition to it by private military companies of other states, interference of local communities under religious slogans, active activity of global financial and industrial corporations will have a local character. But this kind of "shtetl" approach will be widespread everywhere.



In the described conditions, regional militarization will solve two problems.

The first is to maintain constant readiness for local conflicts with non-state players, pseudo-state structures, extremist networks, as well as permanent participation in such conflicts.

At the same time, non-state combatants of the future will be rhizome structures whose viability is supported by religious sects, international financial and industrial groups, power structures of antagonistic states and part of the local population.

The second is the maintenance of combat readiness in the case of full-scale hostilities, relatively speaking, in the form of classical wars. In this regard, it should not be forgotten that China will strengthen its nuclear triad by that time, make real national air defense assets, deploy active national or regional missile defense, including the development of a nuclear strike warning system, the development of effective missile interceptors, as well as the national control system for missile defense.

The Chinese Navy will finally become the ocean fleet, and the PLA will be the second largest in the world after the United States in terms of its potential.

At the same time, the United States will continue to build up its military grouping in the Asia-Pacific region, where 5-10 will be concentrated in years to 60% of the country's total military power, for which the United States will increase its military presence in Australia, Singapore and the Philippines by 2020. At the same time, even with a decrease in activity on influence on the states of the region, Washington will be considered a significant factor in the balance of forces in the APR. Such a state of affairs will become an excuse for other states in the area of ​​strengthening combat capabilities, including the development of nuclear weapons.

In the first case, the build-up of B and BT will occur in the following areas: heavy rifle weapons with universal installation capabilities, portable anti-aircraft missile systems (MANPADS), anti-ship missiles with a range of 100 kilometers, unmanned combat systems operating in various environments, small aircraft and combat boats of various purposes with a displacement from 50 to 200 tons, “smart” minefields and local means of controlling the terrain.

Technologically advanced countries with powerful military-industrial complex (China, the United States, Russia) will strive to possess fundamentally new models of weapons and military equipment (laser and electromagnetic weapons, combat autonomous systems), reconnaissance, communications and command and control capabilities, as well as enhance capabilities in strategic areas transfer (the ability in a short time to build up a military grouping in any region of the world) in order to achieve a qualitative superiority over the likely enemy or adversaries.

In addition, active military-political rivalry in space and cyberspace will lead to the deployment by the leading states of orbital strike groups, the constant development and improvement of cyber-defense and cyber-attack facilities. At the same time, the existing regulatory legal uncertainty of the functioning of space and cyberspace will persist until a certain period.

The military-political leadership of all the leading states of the Asia-Pacific region in the formulation and implementation of military policy and specific areas of development of the armed forces will have to take into account the factor of global climate change, entailing an increase in the number of natural disasters and natural disasters, which in absolute majority will be of interstate and even regional nature .

Under these conditions, the state or group of states has the resources and resources to respond quickly to crises and catastrophes outside the national territory, including carrying out work with a large number of refugees or affected persons (evacuation, accommodation, food and medical provision) in a short time, infrastructure, the creation of a temporary system of social support for the population of the affected areas or states provides them with ample opportunities to influence the socio-political Regional processes.

Thus, the armed forces of the future will be more compact, mobile and universal, ready to conduct combat operations in all spheres and environments, accomplish tasks completely uncharacteristic of them at the present stage.

As mentioned above, the APR states will strive to maintain readiness for large-scale wars and conflicts and to expand their capabilities in this area. In particular, it can be assumed that Japan and South Korea will replenish their arsenals with nuclear weapons and their means of delivery. In addition, Vietnam, Indonesia and the Philippines will be quite ready to join the nuclear club in thirty years. Speaking of conventional weapons, it is worth noting that even poor countries will be able to afford various options for combat drones, tactical aircraft and short-range missile systems.

As mentioned earlier, the arms trade will be under the total control of all stakeholders. In addition, not only local microconflicts, but also the very possibility of their beginning will be recorded using the means of observation and through the analysis of “big data” by artificial neural networks.

At the same time, comprehensive control in the region will be implemented both through interstate agreements and by the agreements of non-state actors operating in the international field. The scenario outlined directly affects our conclusions, namely: the ineffectiveness of previous conflicts for the participating countries, the increasing number of civilian casualties, the widespread availability of WMD, the disastrous consequences of the destruction of critical infrastructure - all this will cause the alleged parties to avoid full-fledged military actions in the event of a conflict , and the neighboring states take the most stringent steps to stop the inflaming war.

Humanity in general and the APR states are unlikely to ever get a "vaccination against violence", nevertheless, the world of Asia will become "stronger", but more cautious. For the future of 2037-2047, the problem will be that the conditional perigee of conflicts will occur at earlier dates. The potential of current tension lines can split the fragile peace in the Pacific basin before the perspective under study.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

АТР через 20-30 лет: милитаризация?

Эксперты ДВФУ о том, как мир в Азии может стать сильнее и осторожнее

АТР через 20-30 лет: милитаризация?
Фото: inosmi.ru

Дмитрий Шелест

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета
В Тихоокеанском бассейне в перспективе, удалённой на 20-30 лет, будут происходить события, которые определят ход мировой истории в будущем и судьбы отдельных государств. Употребляя термин АТР, мы, прежде всего, имеем в виду его Азиатскую часть: Китай, Юго-Восточную Азию, Северо-Восточную Азию и Южную часть Тихого океана. Кроме государств, входящих в упомянутые районы АТР, следует рассматривать и такие «государства влияния» как Индию и США. 

Изложенные прогнозные суждения, касающиеся этой части мира, уместны, если в регионе не произойдёт полноценная война с участием регулярных армий или не состоится серия локальных конфликтов, в которые будут вовлечены одновременно несколько государств. Всё это, естественно, перечеркнёт рассматриваемый сценарий.

В настоящее время в АТР существует достаточное число конфликтных ситуаций, которые служат триггерами для региональной гонки вооружений: прежде всего, отметим проблему «Северных территорий», четырёх южных островов Курильской гряды, которые более полувека омрачают российско-японские отношения. У Республики Корея и Японии существует взаимные претензии к островам Токто (Токэсима). Естественно, нельзя обойти вниманием противостояние на Корейском полуострове, Западнее находится следующее яблоко раздора между Китаем, Тайванем и Японией: острова Сэнкаку. Помимо напряжённых отношении между Пекином и Тайбеем, два государства считают своими острова Пратас. Парасельские острова объект пристального внимания КНР, Вьетнама и Тайваня.  Затем следуют острова Спратли, на которые претендуют Вьетнам, Индонезия, Китай, Малайзия и Филиппины.

Не стоит забывать и о других причинах – внутренние конфликты и вероятность вмешательства в такие столкновения государств-соседей. В Китае это проблема Тибета и Сынцзян-Уйгурского автономного округа, в Индонезии – христиано-мусульманские конфликты и сепаратизм Восточного Тимора. В Малайзии существует вероятность гражданской войны между исламскими радикалами и светским правительством. На Филиппинах остро стоит вопрос мусульманского сепаратизма. Во Вьетнаме существуют трения между буддистами  и официальными властями. И это далеко не полный список проблем.

В силу вышеперечисленного складывается впечатление, что будущее Азиатско-Тихоокеанского региона – это место, где экстраполяция описывает грядущую реальность как через десять, так и через тридцать лет.  Неудивительно, что Алвин и Хейди Тоффлер в своей книге «Война и антивойна» говорили о милитаризации стран Тихоокеанского бассейна ещё в 1993 году. На сегодняшний день, согласно данным Стокгольмского института международного исследований проблем мира, страны Тихоокеанского бассейна тратят на вооружения больше, чем другие регионы - в абсолютных и относительных величинах. При этом, по оценкам Министерства обороны Сингапура, совокупный военный бюджет государств АТР к 2020 году увеличится на 60%.

Но прежде чем делать «очевидный вывод», следует разобраться, по какой причине вооружаются государства региона, ради чего может проливаться кровь к середине XXI столетия. В этой связи уместно исходить из того, что мы не движемся к некоему состоянию «дивного нового мира». Мы в нём находимся! Пусть в самом начале, но тем не менее.

Соответственно, популярные в определенный период посылы, такие как  «столкновение цивилизаций» С. Хангтингтона или более прикладные, вроде «войны с терроризмом» или «борьбы за ресурсы», утратят непререкаемую истинность в том виде, в котором они существуют, в конце 20-хх годов XXI столетия. 
В качестве гипотезы осмелюсь предположить, что грядущая милитаризация в перспективе 20-30 лет будет не только и не столько отражением текущих конфликтов, сколько зеркалом происходящей цивилизационной трансформации.

Упомянутые причины текущих угроз и военных конфликтов мало состоятельны в условиях перемены ряда парадигм современной цивилизации. Их воздействие будет ощущаться, но на фоне новых вызовов значимость сегодняшних проблем уйдёт в тень.

Говоря в целом о военной составляющей в развитии АТР в долгосрочной перспективе, хотелось бы отметить, что нам представляется сомнительным сохранение status quo по ряду геостратегических постулатов и текущих социальных тенденций. Подобный ракурс скрывает возможности будущего или напрямую отрицает их. Тоже самое касается рынков вооружений и военной техники (В и ВТ), которые будут формироваться несколько иначе, чем это происходит сегодня. В частности, уместно допустить, что при избытке вооружений сформируется устойчивый рынок вторичного спроса. В и ВТ будут перетекать из одних рук в другие при общем попустительстве на подобное перемещение. В свою очередь средства слежения и контроля позволят отслеживать любые перемещения крупных партий В и ВТ. То есть практически рынок вооружений станет прозрачным для всех заинтересованных сторон. 

Касательно перемен на уровне государств зафиксируем следующие предположения. Например, Китай, описываемый сегодня, как мировой гегемон следующих десятилетий, имеет мало общего с Поднебесной образца 2037-2047 годов. Эти времена для Пекина станут отправной точкой капитального ремонта здания всего государства. В противном случае КНР ожидает гражданская война. На другом полюсе будет самое очевидное в человеческой истории решение проблем – война с внешним противником. Если китайское руководство мудро избежит этих двух крайностей, то ему в любом случае придётся искать нестандартные решения. Так появится идея переселения китайских колонистов в африканские государства, драконовские меры по соблюдению экологических стандартов и показательный виток «деприватизации» для снижения напряжённости в беднейших слоях населения. В этом случае Пекин уже не будет ночным кошмаром для соседних государств.

Развитая Япония может погрузиться в миграционный кризис, наподобие того, что сейчас захлестнул Европу. Возможно и увеличение миграционных потоков на российский Дальний Восток, причем не столько из Поднебесной, сколько из более южных краев. В свою очередь Индонезия будет находиться под невидимой сегодня угрозой раскола уммы на многочисленные секты, которые радикализируются при ухудшении экономической ситуации в стране. Похожий сценарий может разворачиваться и в Малайзии. Ислам может более широко распространиться и на Филлипинах, причем не в виде единого религиозного поля, но в форме эклектичных общин. Тоже самое уместно заметить и про материковые государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма): существующий в этих странах буддизм имеет вероятность приобрести синкретические черты и генерировать агрессивные доктрины по отношению к иноверцам.

В этих условиях терроризм будущего во многом утратит связи с религиозным содержимым и станет более похож на частные военные компании или организованную преступность. Государственным организациям придётся бороться и с террористическими группировками как с вооружёнными формированиями, и с «сетями сочувствия» местного населения, для которого подобные группы будут на местах дублировать или заменять государственные органы (суды) и общественные институты. 

Конфликтность на межгосударственном уровне во многом будет определяться разграничением морских пространств, необходимых региональным акторам для контроля над прилежащими акваториями.   Надрегиональные игроки (США, государства Европы) будут действовать через своих «операторов» в регионе: отдельные государственные силовые ведомства, религиозные общины или этнические кланы с военно-террористической специализацией и другие нетипичные для начала текущего века объединения. В целом АТР как гигантский канал распределения транспортных и ресурсных потоков будет находиться в руках государств, которые к середине XXI столетия скорее напомнят о средневековых баронах, берущих мзду с любой повозки, проезжающей по их феодам. В этом отношении судоходство по Южно-Китайскому морю и Малаккскому проливу, по прежнему, будет камнем преткновения для всех заинтересованных сторон. В свою очередь решение проблемы будет заключаться в участие всех государств региона прямо или косвенно в организации защиты судоходства. В этих условиях государственное каперство и противодействие ему со стороны частных военных компаний других государств, вмешательство местных общин под религиозными лозунгами, активная деятельность глобальных финансово-промышленных корпораций будут иметь локальный характер. Но распространен такого рода «местечковый» подход будет повсеместно.   



В описываемых условиях региональная милитаризация будет решать две задачи.

Первая – это поддержание постоянной готовности к локальным конфликтам с негосударственными игроками, псевдогосударственными структурами, экстремистскими сетями, а также перманентное участие в подобного рода конфликтах.

При этом негосударственные комбатанты будущего будут представлять собой ризомные структуры, жизнеспособность которых поддерживается религиозными сектами, международными финансово-промышленными группами, силовыми структурами государств-антагонистов и частью местного населения.

Вторая – это поддержание боеготовности на случай полномасштабных боевых действий, условно говоря, в виде классических войн. В этой связи не стоит забывать, что Китай к этому времени укрепит свою ядерную триаду, сделает реально эффективными средства национальной ПВО, развернет активную работу в области создания национальной или региональной ПРО, включая развитие системы предупреждения о ядерном ударе, разработку эффективных противоракет, а также национальной системы управления ПРО.

Китайский ВМФ окончательно станет океанским флотом, а НОАК по своему потенциалу будет занимать второе место в мире после США.
 
Одновременно США продолжат наращивание военной группировки в АТР, где через 5-10 лет будет сосредоточено до 60% совокупной военной мощи страны, для чего уже к 2020 году Соединенные Штаты увеличат своё военное присутствие в Австралии, Сингапуре и на Филиппинах. При этом даже при снижении активности по влиянию на государства региона Вашингтон будет рассматриваться значимым фактором в балансе сил в АТР. Такое положение дел станет оправданием для других государств в сфере укрепления боевого потенциала, включая и создание ядерного оружия.

В первом случае наращивание В и ВТ будет происходить по следующим направлениям: тяжёлое стрелковое вооружение с универсальными возможностями установки, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), противокорабельные ракеты с дальностью до 100 километров, беспилотные боевые системы, действующие в различных средах, средства малой авиации и боевые катера различного назначения водоизмещением от 50 до 200 тонн, «умные» минные поля и локальные средства контроля местности.

Технологически развитые страны с мощными ВПК (КНР, США, РФ) будут стремиться к обладанию принципиально новыми образцами вооружения и военной техники (лазерное и электромагнитное оружие, боевые автономные системы), средствами разведки, связи и управления войсками, а также повышению возможностей в сфере стратегических перебросок (возможность в сжатые сроки наращивать военную группировку в любом регионе мира) с целью достижения качественного превосходства над вероятным противником или противниками.

Кроме того, активное военно-политическое соперничество в космосе и киберпространстве приведет к развертыванию ведущими государствами орбитальных ударных группировок, постоянному развитию и совершенствованию средств кибер-защиты и кибер-нападения. При этом существующая нормативно-правовая неопределенность функционирования космоса и киберпространства будет сохраняться до определённого периода.

Военно-политическое руководство всех ведущих государств АТР при формулировании и реализации военной политики и конкретных направлений развития вооруженных сил будут вынуждены учитывать фактор глобальных климатических изменений, влекущих за собой рост числа природных катаклизмов и стихийных бедствий, которые в абсолютном большинстве будут носить межгосударственный и даже региональный характер.

В этих условиях наличие у государства или группы государств сил и ресурсов, позволяющих оперативно реагировать на кризисы и катастрофы за пределами национальной территории, включая проведение в сжатые  сроки работы с большим количеством беженцев или пострадавших лиц (эвакуация, размещение, продовольственное и медицинское обеспечение), восстановление инфраструктуры, создание временной системы социальной поддержки населения пострадавших районов или государств предоставляет им обширные возможности для воздействия на социально-политические процессы регионального масштаба.

Таким образом, вооруженные силы будущего будут более компактными, мобильными и универсальными, готовыми к ведению боевых действий во всех сферах и средах, выполнению задач, совершенно не свойственных им на современном этапе.

Как уже говорилось выше, государства АТР будут стремиться к сохранению готовности к широкомасштабным войнам и конфликтам и расширению своих возможностей в этой сфере. В частности, можно предположить, что ядерным оружием и средствами его доставки свои арсеналы пополнят Япония и Южная Корея. Кроме этого Вьетнам, Индонезия и Филиппины вполне будут готовы присоединиться к ядерному клубу через тридцать лет. Говоря об обычных вооружениях, стоит отметить, что даже бедные страны смогут позволить себе различные варианты боевых дронов, тактическую авиацию и ракетные комплексы ближнего радиуса действия.

Как уже говорилось ранее, торговля оружием будет находиться под тотальным контролем всех заинтересованных сторон. Кроме этого, не только локальные микроконфликты, но и сама возможность их начала будут фиксироваться с помощью средств наблюдения и благодаря анализу «больших данных» искусственными нейросетями.

При этом всеобъемлющий контроль в регионе будет осуществляться как благодаря межгосударственным соглашениям, так и договорённостям негосударственных субъектов, действующих в международном поле. Изложенный сценарий прямо влияет на наши выводы, а именно: неэффективность предыдущих конфликтов для стран-участниц, возрастающее количество жертв среди мирного населения, широкая доступность ОМУ, катастрофические последствия разрушения критически значимой инфраструктуры – всё это заставит предполагаемые стороны в случае начала конфликта избегать полноценных военных действий, а соседние государства предпринять максимально жёсткие шаги для купирования разгорающейся войны.

Человечество в целом и государства АТР вряд ли когда-нибудь получат «прививку от насилия», тем не менее, мир Азии станет «сильнее», но осторожней. Для будущего 2037-2047 годов проблема будет заключаться в том, что условный перигей конфликтов придётся на более ранние даты. Потенциал текущих линий напряжения может расколоть хрупкий мир в Тихоокеанском бассейне раньше изучаемой перспективы.