Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Авиастроителям скорректируют, а корабелам добавят

EastRussia подводит итоги визита замминистра обороны на заводы в Комсомольске-на-Амуре

Авиастроителям скорректируют, а корабелам добавят

Государственный оборонный заказ на Амурском судостроительном заводе может увеличиться на два корвета, а на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Гагарина может быть скорректирован в пользу истребителей поколения 4+ и 4++ (Су-30 и Су-35), а не пятого поколения (Т-50). Таков итог последнего рабочего визита заместителя министра обороны Юрий Борисова, где он побывал на обоих крупнейших на Дальнем Востоке машиностроительных предприятиях.

В пакете обязательств заводов перед Минобороны на 2015 год - 23 истребителя, корвет и дизельная подводная лодка, которая проходит в Комсмольске-на-Амуре ремонт и глубокую модернизацию. По общей оценке замминистра обороны Юрия Борисова, с гособоронзаказом этого года на предприятиях укладываются в срок, но если авиастроителям это помогает распределять загрузку мощностей между военными и гражданскими заказами и обеспечивать баланс всей технологической цепочки, то корабелам позволяет удержать предприятие на плаву при уменьшении налоговой нагрузки, на которую идут краевые власти.

Удвоение при соблюдении сроков

На Амурском судостроительном заводе в работе сейчас два заказа от Министерства обороны России. Первый — ремонт и модернизация дизельной подводной лодки проекта «Варшавянка», второй — два военных корвета проекта.

«Готовность подводной лодки неплохая. У нас есть полное намерение получить подлодку в этом году», - сказал Борисов по итогам инспекции судостроительного предприятия. По его словам, что ремонт с модернизацией дизельной подлодки на заводе уже практически завершается.

«Сегодня в цехе мы видим первый сдаточный корвет. По оценкам заводчан и представителей военной приемки, готовность корвета порядка 84,5%, что позволяет рассчитывать в 2015 году флоту получить этот корабль», - оценил Борисов возможности предприятия по строительству военкораблей. Первый корвет был заложен на АСЗ еще в июне 2006 года с условием сдачи в 2013 году. Но со строительством возникли проблемы, поскольку завод подписал контракт, в котором стоимость боевого корабля была занижена почти вдвое.

Замминистра также отметил сложности, которые возникли в строительстве второго по очередности корвета. Они связаны с непоставкой в условиях антироссийских санкций ряда импортных комплектующих (по некоторым данным, речь идет о двигателях из Германии). Впрочем, Борисов выразил готовность «сдвинуть вправо сроки сдачи проекта».

«Думаю, флот от этого не пострадает», - добавил он.

Между тем, выполнение в срок судостроительных работ по первому корвету дает амурским корабелам шанс на удвоение заказа Минобороны — с двух корветов до четырех (для справки — стоимость двух корветов в исполнении АСЗ составляет порядка 26 млрд рублей).

«У нас есть договоренность с заводчанами: как только первый корвет приступит к государственным испытаниям, мы заключаем контракт на вторую пару корветов - на третий и четвертый. И мы эти обязательства выполним. Пусть заводчане выполнят свои», - отметил Борисов, отвечая на вопросы журналистов после посещения АСЗ.

Заместитель министра обороны также напомнил о той сложной ситуации, в которой полтора года назад находился завод: банкротство и возможная ликвидация. «Это было действительно реально, но Министерство обороны тогда пошло навстречу, провело аудит цен на заключенные контракты, выпустило дополнительное соглашение», - объяснил он. «Можно было отмахнуться, перевести этот проект (строительство корветов), скажем, на Северную верфь и забыть. Но и завод бы, и край пострадали. И кто от этого бы выиграл – непонятно», - заключил Борисов.

В феврале 2014 года АСЗ впервые посетил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. После этого контракты были переподписаны с новыми стоимостными параметрами. «Завод взялся перед Министерством обороны в новые сроки за новые деньги выпустить продукцию. Прошел год - и я должен констатировать, завод свои обязательства, в основном, держит», - сказал замминистра. Он отметил, что в результате такой поддержки на Дальнем Востоке было сохранено предприятие, «которое в состоянии строить корабли для Тихого океана».

По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, власти региона продолжат поддерживать Амурский судостроительный завод и окажут максимальное содействие для выполнения в срок гособоронзаказа. В частности, предприятие в ближайшее время освободят от налоговых обязательств на сумму в 360 млн рублей. «Конечно, средства не поступят в краевой бюджет. Но эти меры позволят освободиться предприятию от ряда затрат и сосредоточиться на важнейшем оборонном заказе, который мы, безусловно, выполним», - сказал журналистам Шпорт.

«Мы в течение более чем двух лет занимались снижением налоговой нагрузки на предприятие. В результате за это время завод сэкономил более 550 млн рублей. Эти средства были направлены на техническое перевооружение», - отметил глава края.

Пять и четыре с плюсом

Еще более оптимистично замминистра обороны оценил ситуацию в военными заказами, размещенными на Комсомольском авиационном заводе имени Гагарина (КнААЗ). По его словам, здесь в течение 2015 года будет построено 19 истребителей поколения 4+ и четыре машины пятого поколения. Уже в 2016 году перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА, он же — истребитель пятого поколения Т-50, должен выйти на серийное производство.

ПАК ФА /Т-50/ - истребитель пятого поколения, серийные поставки которого в войска должны начаться в 2016 году. По данным на конец 2014 года было собрано пять таких самолетов, еще три находились в процессе производства. По данным Объединенной авиастроительной корпорации, до 2020 года ВВС России планировали получить 55 истребителей Т-50.

«Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей "4+" (речь идет о самолетах Су-30 и Су-35)», - сказал Борисов. Он отметил, что КнААЗ выпускает опытные образцы ПАК ФА, но уже готов к началу серийного производства. «Самое главное, что можно сказать: самолет состоялся», - подчеркнул замминистра. По его словам, первые два самолета Минобороны намеревалось приобрести в начале 2016 года, но в программу госвооружений могут быть внесены коррективы.

Четыре истребителя ПАК ФА для летных испытаний КнААЗ поставит Минобороны в 2015 году, до конца года будут сданы также еще 14 многоцелевых истребителей Су-35 и 5 Су-30М2 (4+).

«Мы приехали, чтобы посмотреть, насколько ритмично завод выполняет эти планы. Должен констатировать, что срывов графиков выпуска продукции нет», - сказал Борисов после посещения цехов авиазавода имени Гагарина.

По словам заминистра. первый Су-35 по гособоронзаказу 2015 года ВВС России получат в июне. «Затем ежемесячно будем получать по два самолета Су-35», - сообщил Борисов и добавил, что заказанные самолеты находятся в цехах КнААЗа в разной степени готовности.

«Настроение у заводчан рабочее, у нас тоже хорошее, потому что видим, что завод справится с планами», - отметил замглавы Минобороны. Особо он отметил, что на авиапредприятии очень грамотно и системно решаются вопросы загрузки мощностей и перераспределяются ресурсы между гражданскими и военными заказами (кроме истребителей на КнААЗе производят сборку российской авиалайнеров «Сухой Суперджет»).

Справка

ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) — крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке, введено в строй в Комсомольске-на-Амуре в 1936 году. В 1992 году оно было приватизировано, сейчас занимается строительством кораблей и судов военного и гражданского назначения водоизмещением до 25 тыс. т. Всего за историю завода построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подводных лодок, 41 дизельная подводная лодка, 36 надводных боевых кораблей, 137 гражданских судов. Также изготавливает несущие конструкции и функциональные модули буровых установок. Число сотрудников — более 2 тыс. человек.

В ходе кризиса 2008-2009 годов завод оказался на грани банкротства. В мае 2009 года премьер Владимир Путин на совещании в Комсомольске-на-Амуре обвинил частных акционеров завода в неэффективности. В том же году Сбербанк, которому завод задолжал 14 млрд руб., выкупил 59% акций у частных акционеров, как сообщалось, «за символическую цену, которая в десять раз ниже стоимости перелета из Москвы до Владивостока». После этого АСЗ получил господдержку в размере 1,9 млрд рублей на достройку АПЛ "Нерпа" для ВМФ Индии (передана в 2012 году с задержкой пять лет). В 2010 году пакет акций, принадлежавший Сбербанку, перешел к Объединенной судостроительной корпорации, которая довела долю в АСЗ до 77%. В 2011 году на заводе была введена процедура наблюдения, в 2012 году — процедура внешнего управления. В 2014 году АСЗ вышел из процедуры внешнего управления после заключения мирового соглашения с кредиторами. Выручка завода за три квартала 2014 года — 4,4 млрд рублей, чистый убыток — 186,2 млн рублей.

КнААЗ им. Гагарина - филиал ОАО «Компания «Сухой»» в Комсомольске-на-Амуре, входит в ОАК. В 2014 году КнААЗ произвел 39 единиц боевой техники и 35 комплектов для производства регионального самолета Сухой Суперджет-100. Завод обеспечивает порядка 50 процентов ежегодной выручки холдинга «Сухой», производит истребители Су-35, Су-30М2, Су-27СМ и машину пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). По планам Объединенной авиастроительной корпорации, в 2015 году по сравнению с 2010 годом объем производства на КнААЗ должен вырасти в три с лишним раза — главным образом за счет инновационных технологий, вложения в которые составят до 25 млрд рублей /в том числе в новую линию по сборке самолетов Т-50 и Су-35С/. Кроме того, завод намеревался в 2015 году произвести до 50 комплектов Сухой Суперджет-100.