Уфимский троллейбус, способный передвигаться без проводов, тестируют в Хабаровске - на автономном ходу, опустив «рога», он может проехать 40 км.
Отпускать своё детище в одиночное плавание уфимцы не стали - вместе с троллейбусом в Хабаровск приехал директор трамвайно-троллейбусного завода и специалист-наладчик. Путь неблизкий, агрегат недешёвый, перед обкаткой надо технику потестить, заодно и проинструктировать водителей «ГЭТ»а (МУП «Городской электрический транспорт»).
Тестировать «уфимскую штучку» будут два месяца ― на такой срок договорилась администрация Хабаровска с руководством завода. Если придется ко двору, планируют брать в постоянное пользование, и дозаказ оформить. Новый подвижной состав не прихоть, а нужда - по данным профильного ведомства мэрии в «ГЭТ»е 57 троллейбусов, 23 из них на постоянной швартовке. «На консервации», - уточняют в «ГЭТ»е.
― Обновление общественного транспорта и появление нового современного подвижного состава отечественного производства является для нас несомненным приоритетом, ― написал в своем телеграм-канале (12+) Сергей Кравчук, мэр Хабаровска. ― Мы будем стремиться и к появлению новых транспортных маршрутов в Хабаровске.
Вместимость уфимского «Горожанина» - так называется модель - 90 пассажиров, ехать сидя сможет 31 из них. Низкопольный ― это требование ко всему современному общественному транспорту. Вместительный ― длина 12 м, высота 3,6 м.
Тестовому троллейбусу оформили временную прописку в депо и присвоили бортовой номер 262. Пару дней электрического «мустанга» хабаровские водители с уфимскими «наставниками» объезжали без свидетелей, а в день «Д» пригласили на борт высоких гостей - в поездку на «Горожанине» отправились мэр Хабаровска Сергей Кравчук и губернатор Михаил Дегтярев.
― Мне троллейбус очень понравился, ― поделился впечатлениями после поездки градоначальник. ― Удобный салон, комфортный, надеюсь, что другие пассажиры его тоже оценят по достоинству. То, что он работает на автономном ходу, для Хабаровска благо. Город строится, появляются новые жилмассивы, и на таком троллейбусе можно заезжать в микрорайоны, забирать пассажиров и возвращаться обратно на маршрут. Сейчас он будет выходить на линию в течение 60 дней, а потом, если горожане одобрят, мы готовы вместе с правительством Хабаровского края приобрести подобный транспорт. С руководством завода мы договорились, но, повторюсь, решение за жителями. Политика города направлена на обновление общественного транспорта. Каждое утро на маршруты выходит 560-580 единиц автобусов, из них около 300 новых машин. Перевозчики постепенно заменяют подвижной состав своих парков.
Сколько «Горожан» готов будет приобрести Хабаровск в случае одобрения жителями, Сергей Кравчук пока сохранил в секрете, как и стоимость модерновой колесницы. Но судя по информации из открытых источников цена «рогатой батарейки» не может быть меньше 24 млн рублей
― Этот российско-белорусский троллейбус практически полностью импортозамещенный, ― говорит гендиректор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Денис Рассадников. ― Пока в нем две важных составных части импортного производства, которым еще нельзя подобрать аналог. Это аккумуляторные батареи, которые обеспечивают автономный ход, и мосты, на которых установлена машина. Российский передний мост уже есть, задний появится в 2023 году, так что через пару лет будет полностью собирать из отечественного. Он полностью соответствует всем современным требованиям, вплоть до USB-розеток в салоне для подзарядки и возможности настроить и раздавать пассажирам Wi-Fi.
Весь тестовый период на «Горожанине» посменно будут работать два лучших водителя «ГЭТ»а. Их задача не просто перевозить пассажиров, но оценивать технику: фиксировать на сколько хватило заряда и прочее.
Виктор Ильченко на предприятии с момента его открытия, с 1975 года крутил руль на всех возможных марках троллейбусов, что поступали в парк. Думал, ничем уже не удивить, но тут удалось. Сел и сразу почувствовал ― Это он!
- Удобная машина, ― говорит Виктор Ильченко. ― Даже такие мелочи продуманы, что водителю не надо постоянно ноги на педалях держать, машина сама становится на электрический тормоз, и на светофоре ноги отдыхают. При входе в кабину включаешь низковольтное питание и сразу высвечиваются все органы управления. Все видно, где какие кнопки ― прям здорово! В старых моделях приходилось наощупь включать - на них подсветки не было. А тут как в самолете! Надо опустить токоприемники? На улицу не выходишь – кнопку нажал и всё, прыгать-дёргать не нужно! Если видишь на остановке человека с коляской, пожилого, можешь наклонить корпус к посадочной площадке, чтобы он мог спокойно зайти в салон.
Сергей Кравчук и Виктор Ильченко
Первая же поездка за рулем уфимца разрушила шаблон старожила «ГЭТ»а. Впервые за 47 лет работы он смог «сойти с рельс» - отклониться от очерченного проводами маршрута.
― Сделали обычный круг, опустили токоприемник и свернули с привычного маршрута. Это было неописуемо! Какая-то свобода почувствовалась сразу, что ты можешь оторваться! ― восторгается водитель. ― Правда, ложка дегтя ― хотели повернуть на Краснодарскую, но дорога узкая, пришлось ехать до Большой. Надо бы ее расширить. Надеюсь, городские власти обратят на это внимание. До Ореховой сопки доехали, хотели развернуться, но там разворотное кольцо делали под маршрутки, на большой машине не повернуть. Пришлось ехать дальше и выйти на «федералку» – трассу «Амур». Представьте, как водители удивлялись, увидев троллейбус там! Некоторые догоняли нас, подолгу ехали рядом и разглядывали, не веря своим глазам.
Прокатиться на «автономном рогатом» могут теперь все хабаровчане. Он такой пока один. На борту, напомню, номер «262». Это если по походке антуражу не узнаете.
Ирина Львова