Поделиться
Азиатско-тихоокеанская перспектива
Поделиться

EastRussia.ru подводит итоги XII Красноярского экономического форума

28 февраля завершил работу ХII Красноярский экономический форум (КЭФ) «Россия и страны АТР. От политики интеграции к проектам развития». КЭФ посетили около шести тысяч человек из 35 стран мира и 54 российских регионов.

Ключевыми вопросами КЭФ-2015 стали сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и импортозамещение. В работе круглых столов и дискуссионных площадок приняли участие заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, министр энергетики Александр Новак, министр транспорта Максим Соколов, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, помощник Президента РФ Игорь Левитин. Среди гостей форума - главы 14 регионов страны, руководители государственных корпораций и представители бизнес-сообщества.

Китайские и сингапурские инвестиции

Открывая пленарное заседание основной деловой программы форума, вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что «в нынешней политической ситуации внешнеэкономической, при внешнеэкономической конъюнктуре, мы просто обязаны использовать весь потенциал, заложенный в глобальное развитие, а сегодня главным драйвером глобального развития является Азиатско-Тихоокеанский регион». По его словам, в России приветствуют всех инвесторов: «…никакого конкурса по выбору, с кем работать, у нас нет. Но китайские инвесторы работают активнее и быстрее, чем инвесторы из других стран», — подчеркнул вице-премьер.

Россия готова рассмотреть заявки Китая на получение доли свыше 50% в своих стратегических нефтегазовых месторождениях, за исключением шельфовых, сообщил Дворкович. Он уточнил, что правительство РФ пока не получало запросов от китайских инвесторов на получение контроля над стратегическими месторождениями полезных ископаемых. «Если китайские инвесторы будут претендовать на получение контроля над тем или иным месторождением, мы будем этот вопрос серьезно рассматривать. И я политических препятствий для получения доли более 50% сегодня не вижу», - сказал Дворкович. Он добавил, что на разработку месторождений шельфа китайские партнеры приглашаются в качестве миноритариев.

Вице-премьер рассказал, что многие китайские инвесторы интересуются в России сельскохозяйственной тематикой, переработкой природных ресурсов, ритейлом, а также транспортном и логистикой. «Думаю, что мы на пороге серьезного прорыва в части инвестиционного, а не торгового сотрудничества», – заявил Дворкович.

Менее оптимистичен был заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. Он отметил, что «экономика Китая — крупнейшая в мире, ВВП Тайланда растет на 5% ежегодно, и темпы роста не снижаются, но лишь 1% всех азиатских инвестиций приходится на Россию».

Воскресенский видит причину сложившейся ситуации в плохой информированности азиатских бизнесменов. «Мы столкнулись с тем, что в азиатских странах крайне мало знают о российской экономике, мы готовы сопровождать в ручном режиме иностранных инвесторов, помогать им с преодолением бюрократических препон, решать возникающие проблемы», - заявил замминистра.

В рамках КЭФ -2015 министерством по развитию Дальнего Востока и BAOLI BITUMINA Singapore (предприятием, являющимся дочерней структурой, созданной китайской компанией JIANGSU BAOLI ASPHALT и датской компанией BITUMINA A/S), был подписан меморандум о взаимопонимании в торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве. В торжественной церемонии подписания приняли участие первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов и президент компании Дехун Чжоу.

Согласно документу, BAOLI BITUMINA построит на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока «Хабаровск» высокотехнологичный завод по производству битумного материала и полимерно-модифицированного битума, а также портовые сооружения в одном из крупных дальневосточных портовых городов. BAOLI BITUMINA инвестирует около 50 млн долларов в строительство завода и порядка 200 млн долларов в портовые сооружения. Новое предприятие будет обслуживать как внутренний, так и внешний рынок, с акцентом на экспорт в Китай, Японию и рынки Юго-Восточной Азии морским и железнодорожным транспортом. Кроме того, BAOLI BITUMINA собирается инвестировать порядка 500 млн долларов в российские инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства.

Предполагается, что суммарно сингапурская компания BAOLI BITUMINA вложит 2,7 млрд долларов в инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке России.

Мозговой штурм

В рамках XII Красноярского экономического форума состоялся мозговой штурм «Что и как продавать в Азию?», посвященный проблемам дисбаланса в торговле между Россией и странами Азии, трудностям выхода отечественных компаний на азиатские рынки.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в ходе мероприятия рассказал, что на 2015 год запланировано подписание соглашения с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли. По словам Евтухова, переговоры с вьетнамской стороной проходят непросто и продолжаются вот уже больше двух лет. «Мы освободили большое количество товаров легкой промышленности от уплаты таможенных пошлин. Не могу сказать, что вьетнамские коллеги были столь же щедры. По большому количеству экспортных позиций до сих пор сохраняются длительные переходные периоды», - сообщил замминистра.

Тем не менее удалось договориться об использовании других механизмов продвижения интересов отечественного бизнеса во Вьетнаме. В первую очередь речь идет о создании преференций для российских компаний, занимающихся экспортом. «Сейчас мы разрабатываем три инвестиционных соглашения, которые связаны с автомобилестроением, это ГАЗ, SOLLERS, КАМАЗ. При их успешной реализации наши производители смогут пользоваться специальным режимом не только на территории Вьетнама, но и во всех странах АСЕАН», – сообщил Евтухов.

Напомним, возможность создания зоны свободной торговли с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) обсуждается с 2012 года. Предполагается, что пилотный проект такого сотрудничества начнется с Вьетнама и при успешной реализации распространится на всю АСЕАН.

Еще один мозговой штурм был посвящен мегаполисам Востока России. В нем приняли участие главы городов Новосибирска, Красноярска, Якутска, представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона, эксперты в области науки, ЖКХ, строительства и архитектуры. Основной задачей мозгового штурма стал анализ существующих тенденций развития крупных городов Востока России, а также создание на его основе плана перспективной работы по их модернизации. При этом участники мероприятия отметили, что как таковых мегаполисов, то есть городов с численностью населения больше 10 млн, в восточной части России нет. Самый восточный город-миллионник – Красноярск, а все российские города, располагающиеся восточнее, не насчитывают и миллиона жителей.

В ходе обсуждения были представлены сравнительные, статистические и аналитические материалы по агломерационному потенциалу городов Востока России. На их основе был сделан вывод, что развитие восточных городов РФ в 2013-2014 годы шло даже более динамичными темпами, чем развитие некоторых европейских городов. Помимо этого, во время дискуссии специалисты обозначили конкретные условия, способствующие развитию городов в существующих экономических и политических условиях.

По общему мнению участников встречи, Красноярск — это один из немногих городов Сибири, который может обоснованно претендовать на статус сильного административного, образовательного, инновационного и финансового центра. Энергия и активность горожан должна стать импульсом развития эффективной экономики, а также серьезным стимулом для того, чтобы люди стремились жить и участвовать в развитии миллионника на Енисее.

Главным вопросом мозгового штурма, основной задачей которого была выработка конкретных шагов развития Востока России, стал выбор сферы для инвестирования. Среди перспективных сфер были названы малое и среднее предпринимательство, жилищное строительство, образование и здравоохранение, производство строительных материалов, городское благоустройство, местная пищевая промышленность.
По мнению эксперта Ричарда Сю, основателя агентства H+, профессора Tongji University, инвестиции должны быть вложены в талантливых горожан и повышение общего качества жизни.

«Работая в прошлом с китайским правительством и другими городами, я пришел к выводу, что мы очень часто забываем две очень важные вещи. Первое — это обучение, в противовес образованию. Здесь имеется в виду обучение новым подходам к производству, в том числе и в технологических отраслях. Второе — это качество жизни, ведь оно напрямую связанно со счастьем горожан. Именно комфортное нахождение и проживание в городе привлекает умных и талантливых молодых людей в такие города, как Красноярск», — отметил Ричард Сю.

В то же время старший партнер McKinsey and Company Джонатан Вотцель считает, что для развития российских городов особое значение имеет работа над имиджем.

«Это очень большая страна, и у каждого города или региона есть свое лицо, но его нужно рекламировать и продвигать. И одно это привлечет сюда множество иностранных инвесторов», — пояснил Вотцель.

Своим опытом привлечения внимания к городу через интересные ежегодные мероприятия поделился мэр Якутска Айсен Николаев. Он отметил, что якутский национальный праздник Ысыах, Бриллиантовая неделя, встреча Нового года с каждым годом привлекают все больше и больше гостей и туристов из других российских регионов и из-за рубежа.

Подводя итоги мозгового штурма, участники отметили, что трансформация восточных городов России в современные мегаполисы не может произойти одномоментно. Но тот факт, что Красноярск одним из первых городов в России смог визуализировать в генеральном плане вектор своего развития до 2030-х годов, доказывает, что город уже сделал первый шаг на пути к современному мегаполису.

Локальная повестка

В этом году гораздо меньше губернаторов посетили КЭФ. Из регионов Дальнего Востока и Забайкалья на мероприятии побывали лишь губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и глава Забайкальского края Константин Ильковский.

Общаясь с журналистами на площадке КЭФ, Ильковский рассказал, как в нынешнее сложное время продолжает реализовываться краевая инвестиционная стратегия. «Инвестиционная стратегия Забайкальского края направлена на завершение к 2017 году всех ранее начатых крупных проектов. Основное направление стратегии - развитие агропромышленного комплекса. В условиях необходимости реализовывать проекты по импортозамещению, в условиях, когда нужно всемерно поддерживать занятость людей, в том числе жителей села, это главный приоритет», – отметил он, добавив, что власти региона стремятся стимулировать дотационные отрасли, одновременно делая упор на переработку местной продукции. По его словам, потенциал позволяет увеличить ее долю на прилавках с сегодняшних 15% до 50-60%.

Второе стратегическое направление, по мысли Ильковского, – формирование на севере и юго-востоке края горно-металлургических кластеров. «Это и Быстринский ГОК, и золотодобывающие предприятия, способные серьезно повысить производительность, эффективность производства, и, конечно, освоение новых перспективных месторождений. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы рудник Александровский вышел на проектную мощность, чтобы полиметаллические месторождения были востребованы», – подчеркнул Ильковский. Он уточнил, что на одном из них, Нойон-Тологойском, готова к вводу в эксплуатацию обогатительная фабрика, а для перспектив комбината в Краснокаменске, да и для будущего моногорода, чрезвычайно важно строительство шестого рудника «Росатома».

«Несмотря на более чем двукратное снижение рыночных цен на молибден возобновлены работы на Бугдаинском месторождении, в освоение которого вложено 2,6 млрд рублей инвестиций. На КЭФе мы провели серию совещаний, посвященных завершению Быстринского ГОКа. Самая главная сейчас проблема - строительство линии электропередач. Горнодобывающие предприятия с объемами переработки в 10 миллионов тонн руды в год без достаточного, стабильного энергоснабжения работать не смогут. А это - без малого 100 мегаватт», – сообщил Ильковский.

Еще один важный, по его словам, проект - газификация территории края. «По срокам реализации, по уровню принятия решений он, пожалуй, самый долгий и сложный. Однако мы последовательно продолжаем, что называется, бить в одну точку. Варианты в зависимости от возможностей рассматриваем самые разные: где-то труба, где-то природный газ, где-то поиск локальных источников углеводородов», – рассказал глава региона.

Кроме того, одним из знаковых ориентиров развития края должна стать железная дорога Нарын-Лугокан. По словам Ильковского, «из 375 километров осталось довести 151». «Благодаря слаженному взаимодействию с министерством транспорта и РЖД строительство завершено, и нет никаких сомнений: в четвертом квартале рабочее движение по этой магистрали будет открыто. И, значит, можно будет начать доставку всех необходимых грузов. Дорога обеспечит доступ к пяти месторождениям цветных металлов», – подчеркнул губернатор.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в рамках КЭФ-2015, участвуя в работе дискуссионной площадки по развитию энергетической инфраструктуры под председательством министра энергетики РФ Александра Новака, предложил заключить межправительственное соглашение с Японией для возможности экспорта в эту страну сахалинской электроэнергии.

Правительство Сахалинской области заинтересовано в этом проекте, поскольку его реализация обеспечит развитие несырьевого экспорта в Японию, а также будет способствовать ускоренному развитию угольной промышленности региона, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части регионального бюджета, и, как следствие, повышению уровня жизни сахалинцев. «Данный вопрос мы держим на постоянном контроле и регулярно взаимодействуем как с федеральным центром, так и с нашими японскими партнерами», - подчеркнул губернатор. Среди предпосылок строительства энергомоста между Сахалином и Японией – наличие дефицита электроэнергии в связи с аварией на АЭС Фукусима, планы японского правительства по сокращению выработки электроэнергии на атомных электростанциях, наличие технических возможностей у российской стороны по началу реализации проекта. Региональные власти наладили конструктивный диалог по этому вопросу с губернаторством Хоккайдо.

Хорошавин добавил, что, исходя из существующих планов развития энергетики в островном регионе, к 2020 году, возможно, удастся осуществить передачу около 0,5-0,6 ГВт мощностей в Японию. Это – первый этап реализации проекта строительства энергомоста. Для него необходимо сооружение подводного кабеля на территорию Японии и строительство энергопередающих и энергопринимающих устройств.

В качестве второго этапа по развитию экспорта электроэнергии в Японию может рассматриваться расширение Сахалинской ГРЭС-2 до 1 360 МВт. Реализация третьего этапа в долгосрочной перспективе предусматривает подводную прокладку двух кабельных линий постоянного тока напряжением 500 кВ «Материк - о. Сахалин» в целях передачи на экспорт дополнительной мощности из объединенной энергосистемы Востока.

В целом проект рассматривается как составная часть «Азиатского Суперкольца», предполагающего объединение энергосистем России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии.

По словам Хорошавина, за последнее время были проработаны варианты экспорта электроэнергии в Японию. Собраны подробные исходные данные по прогнозу добычи и запасам энергоресурсов, балансу энергомощностей, характеристикам строительных площадок, условиям функционирования энергосистем, энергосетей и другим направлениям. Все это позволило ответственному исполнителю проекта - компании «Интер РАО» – реализовать его финансово-экономическую модель. «Для продолжения работ по проекту необходимо принять решение о его реализации уже на межгосударственном уровне. Нам представляется крайне важным подготовить и заключить межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и Японией. Важно включить в текст документа раздел, предусматривающий возможность экспортных поставок электроэнергии из России в Японию. Подписание данного документа будет способствовать как расширению торгово-экономических связей между двумя странами, так и реализации масштабных инвестиционных проектов в интересах экономики российского государства и его субъектов», – подчеркнул губернатор.

Он также предложил провести в Южно-Сахалинске в мае-июне этого года выездное заседание рабочей группы под руководством министра энергетики для координации дальнейшей совместной работы всех заинтересованных сторон в данном направлении. Министр энергетики поддержал эти предложения.

Кроме того, Хорошавин рассказал и о том, что областные власти рассчитывают на реализацию в ближайшую пятилетку двух проектов по производству сжиженного природного газа на Сахалине и намерены оказать им максимальную поддержку. Речь идет о расширении действующего завода СПГ по проекту «Сахалин-2», уже сегодня вырабатывающего около 5% мирового объема этого вида продукции и нового завода под названием «Дальневосточный СПГ», строительство которого инициирует ОАО «НК «Роснефть».

По проекту строительства третьей линии завода СПГ в рамках «Сахалина-2» сделаны реальные шаги. Между концерном «Шелл» и ОАО «Газпром» был подписан меморандум в отношении подготовки пакета проектной документации. Предусматривается, что окончательное решение об инвестициях в проект будет принято в конце 2015 года. Главный вопрос – определение источника газовых ресурсов. По словам Александра Хорошавина, с позиции региональных властей, это ресурсы месторождений Киринского и Южно-Киринского. За счет разведки Южно-Киринского газоконденсатного месторождения значительно увеличились запасы углеводородов. По оценке ОАО «Газпром», запасы газа категорий С1+С2 увеличились на 73 млрд куб. м с 564 до 637 млрд куб. м.

Что касается проекта «Дальневосточный СПГ», то планируемое сырье для него – запасы газа проекта «Сахалин-1» и собственные ресурсы ОАО «НК«Роснефть» на шельфе Сахалина. Предполагаемая мощность завода – 5 млн тонн с перспективой расширения.

Использование ресурсов проекта «Сахалин-1» (доказанные запасы 490 млрд куб. м) позволит разморозить газовую составляющую и получить значительные дополнительные доходы. Уже сегодня компания «Роснефть» заключила с компаниями «Марубени» и «Содеко» соглашение о поставках с этого завода сжиженного природного газа общим объемом более 2 млн тонн в год. Областное правительство оказывает полное содействие компании в предоставлении земельных участков и создании сопутствующей инфраструктуры.

Хорошавин подчеркнул, что увеличение наполнения газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток возможно за счет газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-3», включающего в себя 4 лицензионных участка на шельфе Охотского моря: Киринский, Айяшский, Восточно-Одоптинский и Венинский. В настоящее время запасы по указанным участкам составляют около 125 млн т нефти и конденсата и 818 млрд куб.м газа. Выход проекта на полную мощность внесет существенный вклад в реализацию «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР». Развитию этих направлений правительство Сахалинской области уделяет большое внимание.

В беседе с корреспондентом EastRussia.ru Александр Хорошавин сообщил, что кроме нефтегазовых и энергетических проектов в области динамично развивается средний бизнес в области транспорта, сельского хозяйства и сельхозпереработки, рыбной и рыбоперерабатывающей отрасли, лесной отрасли и деревообработки, строительства.

Всем этим проектам требуется значительное количество трудовых ресурсов, которых в области по ряду специальностей не хватает. Именно поэтому бизнес активно привлекает мигрантов, пользуясь областными квотами на привлечение работников из Китая, Северной и Южно Кореи, и других стран Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день в соответствии с федеральным законодательством юридические лица, привлекающие на работу иностранную рабочую силу, не могут иметь претензий со стороны налоговых служб по уплате налогов. И, в силу невыполнения этого условия областное отделение миграционной службы может отказать в предоставлении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Во всех остальных случаях предприниматели могут воспользоваться привлечением мигрантов, на такие рабочие места, которые не востребованы жителями Сахалина.

Интересна позиция губернатора Сахалинской области относительно новых инструментов развития, предоставляемых новым законом о ТОРах, заключающаяся в том, что пока с Министерством по развитию Дальнего Востока администрацией области не согласован план по развитию ТОР. Те проекты, которые могли бы быть реализованы на территории области в режиме ТОР, несмотря на то, что такие проекты были предложены в сфере сельскохозпереработки, рыбопереработки, выращивания биоресурсов и другие не устроили по критериям отбора Министерство по развитию Дальнего Востока. Вместе с тем, не очень понятно, как будут функционировать отдельные территории, которые не будут контролироваться областными органами власти, и регулироваться отдельным законодательством и отдельными регуляторными нормами, находящимися в зоне ответственности Управляющей компании Территории опережающего развития. «Наша позиция не является упрямой и неизменной. Если мы посчитаем, что развитие таких территорий принесет пользу экономике региона и позволит расширить перечень развивающихся проектов в области производства продукции с высокой добавленной стоимостью, то мы обязательно будем стремиться предложить ряд проектов для реализации в режиме ТОР», – отметил Хорошавин.

В заключение губернатор Сахалинской области рассказал, что в регионе будут прилагаться значительные усилия по развитию туризма. Уже сейчас на Сахалин заходят круизные суда мирового класса «Принцесса» с организацией экскурсий в Южно-Сахалинске. Для дальнейшего развития туризма для российских и иностранных туристов должна развиваться инфраструктура, аэропорты, морские порты, сфера гостиничного хозяйства. «Туристический потенциал острова Сахалин еще очень велик и, в этом смысле, мы в начале большого пути», – подчеркнул глава региона.

В сухом остатке

За три рабочих дня Красноярского экономического форума в этом году было подписано 36 соглашений на общую сумму более 213 млрд рублей. Они направлены на развитие промышленности, телекоммуникационной инфраструктуры, на подготовку высококвалифицированных кадров для повышения конкурентоспособности предприятий.

Текст: Екатерина Конькова, фото: tass.ru Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов