Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Asia for us or we for Asia?

FEFU expert on global economic partnership with APR countries

On the eve of the Fourth East Economic Forum, EastRussia and the Far Eastern Federal University are opening a series of mini-lectures on the most pressing issues on the agenda of the event. The first lecture is given by Natalia Kuznetsova, Doctor of Economic Sciences, Professor of the World Economy Department, Head of the Laboratory of Economic Studies of World Economic Relations and Processes at the School of Economics and Management of the FEFU, on how cooperation with the nearest neighbor countries of the Far East regions is developing.

Asia for us or we for Asia?

Natalia Kuznetsova

D.E. Professor of the Department of World Economy, Head of the Laboratory of Economic Studies of World Economic Relations and Processes of the School of Economics and Management of the FEFU
We have been hearing for a long time how to declare the entry of the Far East of Russia into the Asia-Pacific region (APR). This determined the interest of the collective of the Laboratory of Economic Studies of World Economic Links and Processes of the School of Economics and Management of the FEFU to the study of the problems of the economic development of the APR. Let's see how things really are, while we rely solely on facts, and they are, as you know, a stubborn thing.

The fact of the first. Most of us, who pronounce this magical abbreviation "ATP", poorly represent which states are at stake. The spread of opinions on the countries in the region is quite large - from 12 to 61. Since there is no unified opinion on the definition of ATR, and there is only a conditional classification of the economies entering into it, we include the country 54 in the concept of ATR.

The fact of the second. Is it legitimate to talk about global economic partnership with the APR countries? Analysis of trade and economic relations between the countries of the region (54) shows that the APR does not exist either as a whole region or as an integral economic complex. It is possible to single out several groups of states that differ markedly in terms of their level of development and therefore compete rather weakly among themselves.

Cooperation and competition between national economies is rather weak. We believe that modern integration in the APR is not such an established system.

We observe extremely low trade exchange among the APR countries. Differences or similarities in the sectoral structure of GDP do not affect the increase in the volume of mutual trade between partner countries. The empirical analysis of the APR countries confirmed that in this case the formation of trade blocs does not entail an increase in the volume of mutual trade flows. This proves that many trade blocks are a political decision, and not an objective economic process.

The statistics confirms the thesis that the majority of APR countries do not have any commercial significance either for each other or for other sub-regions of the Asia-Pacific region. Countries actively compete in the international market and do not regard each other as strategically important partners. Cooperation in solving problems of peace and security, environmental protection in the region does not necessarily require integration groups, in particular, trade preferences.

The third fact. We analyzed all the commodity markets of the APR countries and their industry specialization. The basis of exports is the products of the fuel and energy complex, and its share in the total export volume is equal to 73%, and in the import share of this product is equal to 2%. The second component in terms of export volume is 9% - these are metals and products from them, the share of imports for this group is 8%. The third place in the ranking of commodity groups that make up the volume of exports is divided into two categories: a group of products of the chemical industry and a group comprising machinery, equipment and vehicles. The share of food products and agricultural raw materials in the export structure is 4%.

The main countries of the Asia-Pacific region with whom Russia's export operations are carried out are Australia, Mongolia, India, Guatemala, Honduras, Indonesia, Canada, China, Colombia, Malaysia, Peru, Taiwan, Republic of Korea, Singapore, Thailand, USA, Philippines, Japan. Import operations take place with Australia, India, Indonesia, Canada, China, Taiwan, the Republic of Korea, USA, Ecuador, Japan.

Obviously, this is a fairly small part of the ATR. This determines the need for a conscious alignment of the strategy of entering the APR, clearly prescribing which countries we see as our effective partners.

The fact is the fourth. Important factors of trade and economic cooperation in the region remain openness of the economy and the importance of foreign trade. The most closed is the Chinese economy, since all international treaties signed by the PRC are directed to its domestic market and the growth of the national economy.
In Russia, the largest export and import quotas fall to the Central Federal District: the export quota exceeds 40%, and the import 30%, that is, the export market is fairly open, like the import market. It should be noted that open export markets are characteristic for the North-Western, Volga and Siberian federal districts. The Far Eastern Federal District (DFO) is closed both in exports and imports, its export and import quotas are equal to 5,53% and 2,06%, respectively.

The question arises: how close are the economies of Russia and its potential Pacific partners? In the framework of our study, gravity models of exports and imports between the Far Eastern Federal District and the Asia-Pacific countries were built, as well as separately for the major partner countries of the region. As a result of the calculations, six gravitational models were constructed that characterize the dependence of the export and import of the Far Eastern Federal District with the APR countries for each period of the study from 2000 to 2016.

For the Far Eastern Federal District, when importing from the APR countries, it is typical to perform dependencies, which are the basis of the gravitational model. The connection between the volume of Far Eastern imports from the APR countries and the GDP of the partner countries is weakening with time: the value of the coefficients in the dynamics is decreasing.

If we consider the DFO on the background of other districts, the increase in foreign trade turnover and its absolute value show low results, the volumes of exports and imports relative to other districts are rather low. The share of foreign trade turnover of the Far Eastern Federal District in Russia's GDP is 2005% in 5, 2010% in 5, 2013 in 6, 2016% in 6. These values ​​prove that the DFO for export and import volumes is not in the most favorable position. After 2013 year, due to the sanctions, the volumes of foreign trade decreased significantly.

An analysis of the foreign trade turnover of the subjects of the Russian Federation showed that the largest share of exports and imports within the analyzed period from 2000 to 2016 belongs to the Central Federal District. In the aggregate, the share of this region in the export part is 48,1%, and the share of imports 60%. The share of the Far Eastern Federal District is only 5% of the total foreign trade turnover of all constituent entities of the Russian Federation at the end of 2016, which allows to speak of the weak involvement of the federal district in foreign trade activities.

The fifth fact. The analysis of the balance of the economies made it possible to reveal that the Russian economy is relatively balanced. However, Russia is attracted to investment in the crisis zone. In this regard, it is necessary to raise the rating of investment attractiveness, resource-resource base, innovative activity. But special attention deserves the fact that Russia's production potential is in a crisis zone. A similar situation develops in the spheres of financial, demographic and labor resources. Which, of course, reduces Russia's chances of an effective and mutually beneficial partnership.



The fact of the sixth. We have compiled and analyzed cross-sectoral balances (using the input-output method) for 24 countries in the APR (the most active potential partners). On their basis, we calculated the multiplier of business activity (MBA). The general trend of increasing the multiplier of business activity by 2000 was observed in the USA, Australia and Mexico. Since 2004, the decline in business activity has been observed in Russia, China, India, the United States, the Republic of Korea, Japan, Mexico and Taiwan.

The economic decline in the economy was observed in the Republic of Korea (MBA decreased by 14,80%), China (-14,49%), Taiwan (-9,83%), Russia (-5,70%) and Japan (-3,01%). Analysis of the data showed that in Russia during the period under review, the multiplier of business activity decreased by 2,97%. This is mainly due to the decrease in the value of the trade balance multipliers by 23,11% and the economic cost effectiveness of 6,58%. In turn, the favorable tendency to increase the value of the multiplier of demand for goods and services by 27,55% was insufficient to demonstrate a positive growth in the business activity of the country.

Based on the calculated indicators of the efficiency of the use of own and attracted foreign resources in the countries of the Asia-Pacific region, according to the data of interbranch balances, as well as the assessment of MBA countries, the demand and supply for the respective economic activities were determined. Assessing the position of Russia in terms of its integration integration into the industrial markets of the APR countries, it should be noted that the country's presence in the region is based exclusively on its raw materials in the form of oil and gas and forest resources, as well as minerals.

In aggregate, the data presented indicate that Russia needs to change the strategic goals of economic development.

The fact is the seventh. No one pays attention to the index of economic complexity (ECI). It not only bears information on the productive structure of countries, but also determines future growth. The product space is a technological feature of products, not of countries, that is, there is one product space in which countries develop. The index of the complexity of the economy reflects the complexity of the country's output. The more complex the economy, the richer the country. Specialization in simple technologies does not allow achieving a sustainable high level of well-being. The only exception is oil producing countries in the period of high oil prices. In other countries, the economy does not have this level of complexity. Innovations and scientific developments are poorly developed or do not affect most industries. Such countries can rely only on one or two main products that provide the bulk of the national income.

In other words, if a country produces only a few products, the complexity factor of such an economy is low. On the other hand, if a country produces many different goods, but all of them are simple, and they can be replicated elsewhere, the complexity of the economy is also not high enough.
Extractive industries are limited in terms of life expectancy depending on the reserves inside the country, and countries can not grow steadily, simply extracting more resources indefinitely. Countries do not get rich in a sustainable way due to the production of one commodity in large quantities; they change what they produce, moving to activities that are new and more productive. The process of diversification leads to an increase in complexity over time. Countries need to gradually build the capacity and know-how to move into an ever-expanding set of new and more complex products. The complexity and uniqueness of the products that society makes are indicative of the amount of knowledge and skills that they have accumulated.

In the first place in ECI is Japan - 2,26, for Russia ECI = 0,235 (low complexity index). But depressing level of export complexity of the economies of the Russian regions, reflecting the proximity of the export basket to the technological part of the world export space, as well as the potential of complicating their export baskets, that is, the ability to approach the technological central part of space and produce more complex goods.

The most technologically advanced region is the Moscow region, with an index of economic complexity equal to 1,36. Particular concern in this context is the state of the economy of the Far East - the lowest indicators. From the perspective of the complexity of the economy, the least developed subject of Russia is the Primorsky Territory (ECI = -0,326). A similar situation develops in the Khabarovsk Territory. At the same time, both of these subjects are perceived by the potential, readiness, and development level among the subjects of the Far Eastern Federal District to be safe.

Thus, it takes a lot of work to diversify the existing products, which will lead to an increase in complexity, increasing the capacity to expand a set of new and more complex products, accumulating the knowledge and abilities produced. It is important for the DFO to realize the need to diversify the existing export basket. We draw attention to the fact that the issue is not the investment of investments in innovations in the export basket. For the DFO, the most rational approach is that it should focus on the existing structure of the export of the economy. This approach, in particular, allows explaining why investments in lagging economies may not lead to higher growth rates: too ambitious goals of economic development may dictate the wrong choice of directions for diversification.

The fact of the eighth. It is very important to realize that in modern conditions it will not be possible to repeat the "Japanese miracle". We are entering the era of the formation of "closed clubs" of the leading countries, trade wars, economic sanctions, which limit the opportunities for catching-up development, by copying innovations and stepping over the stages of technological systems.

To date, the greatest, clearly manifested threat is the creation of closed clubs of individual countries. The results of the multiparameter classification of 189 countries around the world in terms of innovative development show that the states represented are divided into five clusters and within each group the leading countries that form the "core" of the cluster are identified. The peculiarity of this threat lies in the fact that the transition from one technological order to the other, Japan, Korea, and China, was carried out through borrowing. Now, it will be harder for Russia to make the necessary borrowings for development.
July 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Азия для нас или мы для Азии?

Эксперт ДВФУ о глобальном экономическом партнерстве со странами АТР

В преддверии четвертого Восточного экономического форума EastRussia и Дальневосточный федеральный университет открывают серию мини-лекций на самые актуальные вопросы повестки мероприятия. Лекцию первую читает доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, руководитель лаборатории экономических исследований мирохозяйственных связей и процессов Школы экономики и менеджмента ДВФУ Наталия Кузнецова - о том, как развивается сотрудничество с ближайшими странами-соседями регионов Дальнего Востока.

Азия для нас или мы для Азии?

Наталия Кузнецова

Д. э. н., профессор кафедры мировой экономики, руководитель лаборатории экономических исследований мирохозяйственных связей и процессов Школы экономики и менеджмента ДВФУ
Декларирование о вхождении Дальнего Востока России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) мы слышим уже давно. Это определило интерес коллектива лаборатории экономических исследований мирохозяйственных связей и процессов Школы экономики и менеджмента ДВФУ к исследованию проблем экономического развития АТР. Давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле, при этом будем опираться исключительно на факты, а они, как известно, упрямая вещь.

Факт первый. Большинство из нас, произносящих эту магическую аббревиатуру «АТР», слабо представляют, о каких государствах идет речь. Разброс мнений относительно стран, входящих в регион, достаточно велик — от 12 до 61. Так как единого мнения по определению АТР нет, а существует лишь условная классификация входящих в него экономик, мы включаем в понятие АТР 54 страны.

Факт второй. Насколько правомерно говорить о глобальном экономическом партнерстве со странами АТР? Анализ торгово-экономических связей между странами региона (54) свидетельствует, что АТР не существует ни как целостный регион, ни как целостный экономический комплекс. Можно выделить несколько групп государств, которые заметно отличаются по уровню развития и поэтому довольно слабо конкурируют между собой. 

Сотрудничество и конкуренция между национальными экономиками довольно слабая. Мы считаем, что современная интеграция в АТР такой сложившейся системой не является.

Мы наблюдаем крайне низкий торговый обмен среди стран АТР. Различия или сходства в отраслевой структуре ВВП не оказывают влияния на увеличение объема взаимной торговли между странами-партнерами. Эмпирический анализ стран АТР подтвердил, что в данном случае образование торговых блоков не влечет за собой увеличение объема взаимных торговых потоков. Это доказывает, что многие торговые блоки являются политическим решением, а не объективным экономическим процессом.

Статистика подтверждает тезис и о том, что никакой торговой значимости большинство стран АТР ни друг для друга, ни для других субрегионов АТР не имеют. Страны активно конкурируют между собой на международном рынке и не рассматривают друг друга как стратегически важных партнеров. Сотрудничество в решении проблем мира и безопасности, охраны окружающей среды в регионе не обязательно требует интеграционных группировок, в частности, торговых преференций.

Факт третий. Нами были проанализированы все товарные рынки стран АТР и их отраслевая специализация. Основу экспорта составляет продукция топливо-энергетического комплекса, и ее доля в общем объеме экспорта равна 73%, а в импорте доля этого продукта равна 2%. Вторая составляющая по объему экспорта равна 9% — это металлы и изделия из них, доля импорта по данной группе составляет 8%. Третье место в рейтинге товарных групп, составляющих объем экспорта, разделяют две категории: группа продукции химической промышленности и группа, включающая машины, оборудование и транспортные средства. На долю продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в структуре экспорта приходится 4%.

Основные страны АТР, с кем осуществляются экспортные операции России — это Австралия, Монголия, Индия, Гватемала, Гондурас, Индонезия, Канада, КНР, Колумбия, Малайзия, Перу, Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, США, Филиппины, Япония. Импортные операции проходят с Австралией, Индией, Индонезией, Канадой, КНР, Тайванем, Республикой Корея, США, Эквадором, Японией.

Очевидно, что это достаточно малая часть АТР. Это определяет необходимость осознанного выстраивания стратегии вхождения в АТР, четко прописывая, какие страны мы видим нашими эффективными партнерами.

Факт четвертый. Важными факторами торгово-экономического взаимодействия в регионе остается открытость экономики и значимость внешней торговли. Наиболее закрытой остается китайская экономика, так как все международные договоры, подписанные КНР, направлены на ее внутренний рынок и рост национальной экономики.
В России наибольшая экспортная и импортная квоты приходятся на Центральный федеральный округ: экспортная квота превышает 40%, а импортная 30%, то есть рынок экспорта является достаточно открытым, как и рынок импорта. Стоит отметить, что открытые рынки экспорта характерны для Северо-Западного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является закрытым как в экспорте, так и в импорте, его экспортная и импортная квоты равны 5,53% и 2,06%  соответственно.

Возникает вопрос: насколько близки экономики России и ее потенциальных тихоокеанских партнеров? В рамках нашего исследования построены гравитационные модели экспорта и импорта между ДФО и странами АТР, а также отдельно по основным крупнейшим странам-партнерам округа. В результате расчетов было построено шесть гравитационных моделей, характеризующих зависимость экспорта и импорта ДФО со странами АТР за каждый период исследования с 2000 по 2016 года.

Для Дальневосточного федерального округа при импорте из стран АТР типично выполнение зависимостей, положенных в основу гравитационной модели. Связь объема дальневосточного импорта из стран АТР с ВВП стран-партнеров со временем ослабевает: значение коэффициентов в динамике снижается.

Если рассматривать ДФО на фоне остальных округов, прирост внешнеторгового оборота и его абсолютное значение показывают невысокие результаты, объемы экспорта и импорта относительно других округов достаточно низкие. Доля внешнеторгового оборота ДФО в ВВП России составляет в 2005 г. – 5 %, 2010 г. – 5 %, 2013 г. –  6 %, 2016 г. –  6 %. Данные значения доказывают, что ДФО по объемам экспорта и импорта находится в не самом благоприятном положении. После 2013 года вследствие действия санкций объемы внешней торговли сильно снизились.

Анализ внешнеторгового оборота субъектов РФ показал, что наибольшую долю экспорта и импорта в рамках анализируемого периода с 2000 по 2016 года занимает Центральный федеральный округ. В общей совокупности доля данного региона в части экспорта составляет 48,1%, а доля импорта 60%.  Доля ДФО составляет всего лишь 5% от совокупной суммы внешнеторгового оборота всех субъектов РФ на конец 2016 года, что позволяет говорить о слабой вовлеченности федерального округа во внешнеторговую деятельность.

Факт пятый. Анализ сбалансированности экономик позволил выявить, что экономика РФ является относительно сбалансированной. Однако Россия по инвестиционной привлекательности попадает в кризисную зону. В связи с этим необходимо повысить рейтинг инвестиционного привлекательности, ресурсно-сырьевой базы, инновационной активности. Но особого внимания заслуживает тот факт, что производственный потенциал России находится в кризисной зоне. Аналогичная ситуация складывается в сферах финансовых, демографических и трудовых ресурсов.  Что, безусловно, снижает шансы России на эффективное взаимовыгодное партнерство.

Факт шестой. Нами были составлены и проанализированы межотраслевые балансы (по методу «затраты-выпуск») по 24 странам АТР (наиболее активных потенциальных партнеров). На их основе мы рассчитали мультипликатор деловой активности (MBA). Общая тенденция увеличения мультипликатора деловой активности к 2000 году наблюдалось в США, Австралии и Мексике. С 2004 года спад деловой активности наблюдался в России, Китае, Индии, США, Республике Корея, Японии, Мексике и Тайване. 

Спад результативности производства экономики наблюдался в Республике Корея (MBA снизился на 14,80%),  Китае (-14,49%), Тайване (-9,83%), России (-5,70%) и Японии (-3,01%).  Анализ данных показал, что в России за рассматриваемый период мультипликатор деловой активности снизился на 2,97%. Преимущественно это обусловлено снижением значения мультипликаторов торгового баланса на 23,11% и экономической эффективности затрат на 6,58%. В свою очередь, благоприятная тенденция увеличения значения мультипликатора спроса на товары и услуги на 27,55% оказалась недостаточной для демонстрации положительного прироста деловой активности страны.

На основании рассчитанных показателей эффективности использования собственных и привлеченных иностранных ресурсов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона по данным межотраслевых балансов, а также оценки MBA стран были определены спрос и предложение по соответствующим видам экономической деятельности. Оценивая положение России в части ее интеграционного встраивания в отраслевые рынки стран АТР, следует отметить, что присутствие страны в регионе базируется исключительно на имеющемся у нее сырье в виде нефтегазовых и лесных ресурсов, а также полезных ископаемых.

В совокупности приведенные данные свидетельствуют, что России необходимо менять стратегические цели экономического развития.

Факт седьмой. Никто не обращает внимание на индекс экономической сложности (ECI). Он не только несет информацию о производительной структуре стран, но и определяет будущий рост. Пространство продуктов является технологической особенностью продуктов, а не стран, то есть существует одно пространство продуктов, в котором страны развиваются. Индекс сложности экономики отражает, насколько сложна совокупность производимой страной продукции. Чем сложнее экономика, тем страна богаче. Специализация на простых технологиях не позволяет достичь устойчивого высокого уровня благосостояния. Исключение составляют только нефтедобывающие страны в период высоких цен на нефть. В других странах экономика не обладает таким уровнем сложности. Инновации и научные разработки развиты слабо или не оказывают влияние на большинство отраслей промышленности. Такие страны могут полагаться всего на один или два основных продукта, которые обеспечивают подавляющую часть национального дохода.

Другими словами, если страна производит всего несколько товаров, коэффициент сложности такой экономики является низким. С другой стороны, если страна производит много различных товаров, но все они простые, и их можно тиражировать в любом другом месте, сложность экономики также является недостаточно высокой.
Добывающие отрасли ограничены по продолжительности жизни в зависимости от запасов внутри страны, а страны не могут расти устойчиво, просто извлекая больше ресурсов бесконечно. Страны не богатеют устойчивым образом за счет производства одного товара в больших количествах; они меняют то, что они производят, переходя к деятельности, которая является новой и более продуктивной. Процесс диверсификации приводит к увеличению сложности с течением времени. Странам необходимо постепенно наращивать возможности и ноу-хау, чтобы переходить в постоянно расширяющийся набор новых и более сложных продуктов. Сложность и уникальность продуктов, которые делает общество, свидетельствует о количестве производимых знаний и способностей, которые они накопили.

На первом месте по ECI находится Япония — 2,26, для России ECI = 0,235 (показатель низкой сложности). Но удручает уровень экспортной сложности экономик российских регионов, отражающий близость экспортной корзины к технологичной части мирового экспортного пространства, а также потенциал усложнения их экспортных корзин, то есть способность приблизиться к технологичной центральной части пространства и производить более сложные товары.

Самым технологически развитым регионом является Московская область, с индексом экономической сложности равным 1,36. Особую озабоченность в этом контексте вызывает состояние экономики Дальнего Востока — самые низкие показатели. С позиций сложности экономики, наименее развитым субъектом России является Приморский край (ECI = -0,326). Аналогичная ситуация складывается и в Хабаровском крае. При этом оба этих субъекта воспринимаются по потенциалу, готовности, уровню развития среди субъектов ДФО благополучными.

Таким образом, требуется большая работа по диверсификации имеющейся продукции, которая приведет к увеличению сложности, наращивая возможности по расширению набора новых и более сложных продуктов, накапливая производимые знания и способности. Для ДФО важно осознать необходимость диверсификации имеющейся экспортной корзины. Обращаем внимание, что вопрос стоит не во вложении инвестиций в инновации в экспортной корзине. Для ДФО наиболее рационален подход, согласно которому следует фокусироваться на сложившейся структуре экспорта экономики. Этот подход, в частности, позволяет объяснить, почему в отстающих экономиках инвестиции могут не привести к более высоким темпам роста: слишком амбициозные цели развития экономики могут диктовать неправильный выбор направлений диверсификации.

Факт восьмой. Очень важно осознавать, что в современных условиях повторить «японское чудо» будет не возможно. Мы вступаем в эпоху образования «закрытых клубов» стран-лидеров, торговых войн, экономических санкций, которые ограничивают возможности догоняющего развития, посредством копирования инноваций и перешагивания этапов технологических укладов. 

На сегодняшний день наибольшей, четко проявившейся угрозой является создание закрытых клубов отдельных стран. Результаты многопараметрической классификация 189 стран мира по уровню инновационного развития показывают, что представленные государства распределены в пять кластеров и внутри каждой группы выделены страны-лидеры, образующие «ядро» кластера. Особенность этой угрозы состоит в том, что переход от одного технологического уклада к другому и Япония, и Корея, и Китай осуществляли через заимствование. Теперь же России будет тяжелее осуществлять необходимые для развития заимствования.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow