Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бестях или не Бестях?

В будущем году Якутия получит полнофункциональную железную дорогу, которая подойдет почти к самой столице республики

Бестях или не Бестях?

Открытию прямого сообщения «материка» с Якутском мешает отсутствие моста через реку Лена. Однако на правом берегу может вырасти промышленный город-спутник Нижний Бестях, где уже сегодня идет строительство логистического терминала. По мнению экспертов, создание там индустриального парка — неотъемлемое условие для последующей постройки долгожданного моста.

Горячая «железка»

Одним из неприятных известий этого года для всей Якутии стало решение отложить постройку мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Проект предполагает строительство автомобильного моста длиной 3,1 км, подходов к нему и инженерно-технических сооружений. Реализовать проект должен был консорциум «Транспортные концессии (Саха)» в составе ВТБ, «Бамстроймеханизации», УСК «Мост» и института «Стройпроект», который в марте выиграл конкурс Росавтодора за 38,9 млрд руб. Но весной же после визита в Якутию дальневосточного вице-премьера Юрия Трутнева законность торгов начала проверять Генпрокуратура. Состоится ли повторный тендер и когда, до сих пор не ясно. В июне замглавы Минтранса Сергей Аристов подтвердил, что ведомство приняло окончательное решение о переносе сроков строительства моста через Лену. «Этот мост будет, но попозже. Сроки сдвинуты. Юридических рисков из-за этого не существует, поскольку контракт не был подписан»,— сказал он.

Ранее было решено отказаться от совмещенного, автомобильно-железнодорожного моста из-за дороговизны проекта. Осенью этого года железнодорожная линия от Транссиба подошла почти вплотную к Якутску. Поселок Нижний Бестях является завершающей точкой Амуро-Якутской магистрали (АЯМ), начатой в 1985 году. Ее строит ОАО «Железные дороги Якутии» -предприятие, созданное в 1995 году специально для достройки дороги. В настоящее время пассажирское сообщение открыто от Сковородино до Томмота. Ввод в постоянную эксплуатацию завершающего этапа стройки, пускового комплекса «Томмот—Якутск (Нижний Бестях)» протяженностью 439 км, запланирован на 2015 год. Во временную эксплуатацию участок «Томмот—Кердем—Нижний Бестях» был введен 30 августа, приняв первый грузовой состав.

Линия готова в первый год эксплуатации принять до 1 млн т грузов, необходимых для строительства газопровода «Сила Сибири» и северного завоза, а к 2016 году выйти на перевозку 6 млн т. В частности, в 2015-м году по планам будет перевозиться 489 тыс. т нефтепродуктов, 650 тыс. т угля, 159 тыс. т стройматериалов, 293 тыс. т продовольственных товаров и 126 тыс. т оборудования и техники. Пока не будет построен мост через реку Лена, который свяжет Нижний Бестях с республиканской столицей, грузы будут перегружаться со станции на паромные суда.

Власти республики подчеркивают, что железнодорожная линия будет работать в синергии с автомобильными дорогами региона. «В этом году мы построили и вводим в эксплуатацию участок подъездной автомобильной дороги протяженностью 3 км с выходом на автодорогу «Амга». Общий грузопоток станции «Нижний Бестях» составит 2,5 млн т в год. Железнодорожным транспортом в основном будут перевозиться контейнеры, навалочные и наливные грузы — лес, нефтепродукты», — заявляла в конце октября на заседании Ил Тумэн, Госсобрания Якутии, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Марианна Никифорова.

Властями республики поставлена задача к 2020 году завершить реконструкцию дороги «Лена», расширив и заасфальтировав трассу и доведя ее параметры до третьей технической категории. На дорожных работах только в 2014 году предусмотрено освоить 9,6 млрд руб. Круглогодичному автомобильному движению по автодороге «Колыма» на всем протяжении от Нижнего Бестяха до Магадана препятствует отсутствие мостового перехода через реку Алдан. Сейчас проводится работа по включению строительства такого моста в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». На дорожные работы на дороге «Колыма» на этот год предусмотрено 3,62 млрд руб.

Но Якутск, расположенный на другом берегу Лены, по-прежнему не связан ни с железной дорогой, ни с дорогами «Лена», «Колыма», «Амга». Левобережные улусы также лишены прямого сообщения с этими транспортными артериями — с запада в Якутск приходит только автодорога Вилюй. Для обеспечения рентабельности железнодорожной линии, а также управления интермодальными грузопотоками власти республики в декабре 2013 года создали ОАО «Транспортно-логистический центр Республики Саха (Якутия)». В данное время предприятие ведет строительство первой очереди транспортно-логистического центра (ТЛЦ), в том числе, включая подъездные, маневровые, погрузочные пути. Строится площадка для хранения контейнеров и габаритных грузов. Кроме того, подписан договор долевого участия с ОАО «Саханефтегазсбыт» на строительство газопровода высокого давления до границы участка ТЛЦ.

Эта компания единственная имеет точку примыкания к железнодорожной станции. ОАО «Саханефтегазсбыт» уже разработало проектную документацию по нескольким объектам: автомобильной дороге, примыкающей к транспортно-логистическому центру, подъездному железнодорожному пути, по строительству ГРС и газопровода. Кроме того, ведется работа на нефтескладе, подготовлена площадка, готовится фундамент для монтажа резервуаров. Компания проводит модернизацию и расширение завода, который находится под Якутском. После завершения модернизации — к 2017 году в планах предприятия — производство сжиженного природного газа (СПГ), который может использоваться в качестве моторного топлива на железнодорожном и водном транспорте.

Кроме того, в Нижнем Бестяхе осуществляют деятельность ОАО «Нефтяная компания «Туймаада-Нефть» и ОАО «Госснабсбыт Якутии», такую информацию приводят в агентстве по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Мегино-Кангаласского улуса. Речники Якутии также выступают за развитие логистического узла в Нижнем Бестяхе. «Чем быстрее заработает железная дорога, тем лучше для республики. Железная дорога предназначена для перевозки массовых грузов и позволит нам уйти от проблемы сезонности доставки грузов», — считает генеральный директор ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) Сергей Ларионов.

Вводная артерия

Пароходство поддерживает альтернативный вариант развития Нижнего Бестяха, разработанный Волжской государственной академией водного транспорта (Нижний Новгород). На правом от Якутка берегу Лены может появиться не просто логистический центр, а индустриальный парк. Концепция была разработана по заказу ЛОРП и представлена на совещании по вопросам развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе, которое провел в начале ноября в Москве глава Якутии Егор Борисов.

Суть альтернативы заключается в обустройстве близ станции «Правая Лена» целого ряда промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн т грузов в год. Презентовавший концепцию доцент кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов на совещании отмечал, что имеющиеся в центральной Якутии — непосредственной близости от Нижнего Бестяха — природные ресурсы располагают к созданию производств по выпуску облагороженного угля, топливных брикетов, стройматериалов, металлоизделий, пиломатериалов. Реализовать данные инициативы предложено на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением средств ВЭБа. Срок окупаемости такого проекта может составить от 10 до 13 лет.

Создание промышленных производств на правом берегу Лены может послужить толчком к появлению рядом с Якутском промышленного города-спутника — одних только рабочих мест в индустриальном парке может быть создано не менее 7 тысяч. При этом промышленное развитие Нижнего Бестяха послужит и загрузке железнодорожной линии. Как заявил на совещании главный инженер ОАО «Железные дороги Якутии» Александр Курчатов, после ввода транспортного терминала в Нижнем Бестяхе в постоянную эксплуатацию расходы на содержание железной дороги возрастут. Поэтому нужно стремиться к максимально возможным объемам перевозки грузов. Первый заместитель гендиректора ОАО «ЛОРП» Сергей Игнатенко заявил, что соседство железной дороги и речного порта позволит в будущем организовать в Нижнем Бестяхе модернизированный судостроительный завод.

Впрочем, председатель совета директоров ОАО «Транспортно-логистический центр» Александр Аммосов считает, что острой необходимости строить речной порт нет, а свободные площади для размещения производственных объектов уже имеются в распоряжении компании ТЛЦ. В поддержку развития проекта ТЛЦ выступил также генеральный директор ОАО «Республиканская инвестиционная компания» Петр Алексеев, назвав его более реальным и привлекательным, в том числе с точки зрения участия инвесторов.

Председатель правительства Якутии Галина Данчикова заявила, что идея создания промышленного кластера в целом неплохая, но требует дополнительной проработки, в том числе с учетом уже имеющихся проектов. По ее мнению, строительство речного порта на правом берегу может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену. Егор Борисов, подводя итоги совещания, сделал вывод, что пока все потенциальные участники формирования транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе руководствуются лишь решением своих узких задач, тогда как в данном случае нужен комплексный подход. Глава Якутии поручил еще раз просчитать все варианты, объемы, при необходимости создать консорциум, и к концу января разработать и представить на рассмотрение новый объединенный проект, на основе которого будут приниматься решения по привлечению инвестиций. «Нижний Бестях уже определен городом-спутником Якутска. Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть. Если мы не создадим в Нижнем Бестяхе производства, то нет смысла вообще вести дальнейший разговор», — цитируют Егора Борисова на официальном сайте главы Якутии.

В ЛОРП утверждают, что развитие порта в Нижнем Бестяхе неизбежно, «хотим мы этого или нет». Как поясняет пресс-секретарь пароходства Александр Павлов, уже сейчас порт способен работать «с колес», что показало недавнее обмеление Лены. Тогда, из-за низкого уровня воды, некоторые грузоотправители переориентировали свою логистику с Усть-Кута (город в Иркутской области в месте слияния Куты и Лены) на Нижний Бестях. Хотя объемы были небольшими, спрос на портовые мощности в Нижнем Бестяхе есть, утверждают в ЛОРП. «В любом месте, где река встречается с железной дорогой, возникает порт. Да, до настоящего момента Усть-Кут был крупнейшей базой для речных перевозок по Лене, закрывая все верхнее течение реки. Якутский порт традиционно снабжал близлежащие районы, а также работал на Северный завоз. Но мы видим новые добывающие проекты в Якутии, сейчас идет новая волна освоения Арктики, мы строим базы на Новосибирских островах. Как будет снабжаться Арктика? Из Архангельска, Мурманска, Владивостока? А может, и через Якутию!», — говорит представитель «Ленского объединенного речного пароходства».

Александр Павлов также упомянул о недавнем визите в Якутию представителей голландского судостроителя Damen Shipyards Group. Представители крупнейшего холдинга, в который входит 39 верфей по всему миру, заинтересовались проектом модернизации судостроительной базы Жатайского завода ОАО «ЛОРП», а также предложили свои технические наработки. В Пароходстве считают задачу обновления флота на Лене, да и в целом в Якутии, стратегической. Ведь большая часть судов была построена еще в советское время, а задач, стоящих перед водниками, — все больше.

Очевидно, у главы Якутии Егора Борисова насчет северного речного пути далеко идущие планы. «Мы сегодня предлагаем не только создание логистического центра в районе Якутска, но еще и построить вместе с китайцами транспортный коридор через Якутию, который позволит с выходом в Южной Якутии по железной дороге довезти грузы до Якутска, а потом вывезти на Северный морской путь. Этот транспортный коридор мог бы сократить для китайцев попадание на Европу через Севморпуть примерно на 2,5 тыс. миль», — заявлял в сентябре господин Борисов в эфире национальной вещательной компании «Саха».

Частью этого транспортного коридора может стать мост через Лену, проект строительства которого Минтранс отложил на неопределенный срок из-за необходимости дополнительных вливаний в Крым. В конце октября после встречи с главой республики премьер-министр Дмитрий Медведев направил в адрес министра транспорта РФ Максима Соколова и министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева резолюцию, в которой поручил изучить схему концессии с переносом начала финансирования стройки на более поздний период.

Спутниковый мост

Как рассказал доцент кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов, изначально Ленское пароходство обратилось к специалистам академии с просьбой рассчитать бизнес-план речного порта в Нижнем Бестяхе. По его словам, в случае строительства одного только порта с двумя причалами (чего достаточно для функционирования Нижнего Бестяха в качестве только логистического центра) окупаемость такой стройки составила бы почти 30 лет, «это равнозначно неокупаемости». Коллектив ученых академии и производственников пароходства понял, что без создания промышленных производств не обеспечить высокого грузооборота и рентабельности — ни для водников, ни для железнодорожников. «Однако в центральном районе Якутии обрабатывающих производств практически нет. При этом строить новые мощности в Якутске проблематично — инфраструктура города перегружена, свободных площадок нет, будет нарушена экология долины Туймаада. А в Нижнем Бестяхе 3-4 тыс. га свободной, ровной, прилегающий к реке Лена и пригодной для строительства территории. Рядом проходят трассы «Лена», «Амга», «Колыма» — но они практически не загружены. «Нужно создавать промышленно-транспортный узел, аналогичный тому, который в советские годы был построен в Норильске, Дзержинске», — объяснил Сергей Железнов.

В список производств, которые планируется развернуть в индустриальном парке, «проекты, о которых мечтает Якутия, которые в разные годы включались в госпрограммы, ФЦП и нашли отражение в Стратегии-2020». Сам Сергей Железнов насчитал около 50 таких производств, но их может быть больше. При этом коммерческая эффективность проекта, подсчитанная по методикам Минфина и ВЭБа, позволяет надеяться, что инвесторы проявят интерес к проекту сразу после его утверждения. Вложения государства в текущих ценах оцениваются в 23 млрд руб. (с учетом инфляции, проект рассчитан на семь лет), бизнес может инвестировать около 100 млрд руб. — причем это в основном средний бизнес. «От государства требуется инфраструктура — 10 км. железной дороги к берегу реки Лена в Нижнем Бестяхе, автодороги, инженерные сети, электростанция. Электростанция лучше угольная, потому что практически без работы стоят Джебарики-Хая, Кангаласский разрез, а люди хотят работать, они сами построят бизнес — если дать надежный рынок сбыта и транспорт», — считает экономист.

Аналогичным образом производство строительных материалов на местном сырье позволит оживить близлежащие автодороги и населенные пункты. Индустриальный парк сможет обеспечить передел черного (металлолом) и полиметаллического сырья, а на местных бурых углях возможно создание химических производств тонкого оргсинтеза. В этом случае Нижний Бестях получит около 10 тыс. рабочих мест, 30 тыс. нового населения, а одна лишь железная дорога — около 6 млн. т. грузов. Проект предполагает также строительство контейнерного терминала, который сможет обрабатывать грузы из Китая (по новому мостовому переходу Нижнеленинское—Тунцзян, который строится в Еврейской автономной области) и направлять их через терминал в Нижнем Бестяхе судами класса река-море с дальнейшей транспортировкой по Севморпути в Европу.

При этом Сергей Железнов не разделяет опасения Галины Данчиковой относительно того, что если республика получит помощь федерального бюджета на строительство индустриального парка, то ей уже не стоит надеяться на строительство моста через Лену. «Индустриальный парк — это неотъемлемое условие для последующей организации мостового перехода. Проектировщики моста с большим трудом насчитали 3 млн т. грузопотока для этого моста, но это же мизер. Груза нет! Без развития промышленности эффективность моста трудно обосновать. Социальная составляющая в проекте индустриального парка очень существенная — мы получаем рабочие места, новый бизнес, поступления в бюджет. Не стоит забывать, что изначальный проект железной дороги предусматривал ее прокладку до Магадана. И значит, нужна опора, промышленный узел на этой линии», — говорит ученый. По его словам, глава Якутии дал четкий срок подготовки комплексного предложения по проекту, учитывающие интересы всех сторон и вопросы комплексного развития Центрального района Якутии — 20 декабря.

Одним из основных направлений деятельности ОАО «Транспортно-логистический центр республики Саха (Якутия)» (далее ТЛЦ) в Нижнем Бестяхе должна была стать приемка и накопление грузов для снабжения в первую очередь Центральной Якутии, в том числе Якутска и окрестных районов левобережья, с использованием планируемого на тот момент моста, пояснил и.о. генерального директора Виталий Киприянов. «Сейчас крупные потребители — в основном торговые сети - вынуждены накапливать значительное количество продовольствия и материалов на своих базах в весенний период — с ледоходом, а осенний — до ледостава. Бесперебойный завоз грузов по железной дороге и доставка их до Якутска потребовали бы строительства значительного количества складских помещений и путей. Мы могли бы предложить более выгодные условия хранения, потому что содержать небольшую базу с сезонной загрузкой достаточно дорого, тем более город развивается, и земля в Якутске стоит все дороже», — пояснил он. Но сейчас этот проект придется отложить. Из-за переноса на неопределенный срок строительства моста «оперативная необходимость строительства складских помещений отпадает, поэтому мы пока планируем перерабатывать груз». На текущий момент в Нижнем Бестяхе достраивается тупик с площадкой и мы проводим работу по примыканию его к магистральному пути.

В связи с новыми реалиями руководство ТЛЦ обсуждает изменение концепции по переформатировать из ТЛЦ в индустриально-логистический парк. «Мы хотим позиционировать наш ТЛЦ, помимо логистического, также в формате индустриального парка, разместить резидентов, которые будут заниматься производством, формировать добавленную стоимость в республике. Сейчас ведутся предварительные переговоры, я пока не могу назвать компании, но перспективы есть», — говорит Виталий Киприянов.

По его словам, проект по реализации индустриального парка на базе ТЛЦ более реалистичен. «Мы этот вопрос уже отмаркетировали, проработали. У нас уже есть инфраструктура, есть подключение к электроэнергии, к газу. При этом мы профинансировали его за счет собственных средств. А на создание кластера запланировано более 4 млрд руб. на первом этапе при непонятных источниках финансирования. Инициаторы планируют, что привлекут весь объем финансирования в ВЭБе, но я давно работаю с институтами развития, с ними не так все просто. Наше предложение — строить индустриальный парк на базе ТЛЦ с постепенным расширением под другие проекты», — объяснил он.

Виталий Киприянов отмечает, что в Якутии есть определенные проблемы, связанные с кадровым обеспечением, - технических специалистов не хватает. Привезти работников в Нижний Бестях тоже сложно — нужна новая социальная инфраструктура, школы, больницы, — говорит руководитель ТЛЦ. Кроме того, многие производства будут нерентабельными из-за высокой стоимости электроэнергии — свыше 7 руб. за квт-ч (с НДС), и на газ — около 4,2 тыс. руб. за кубометр (с НДС). «Мы обеими руками за то, чтобы организовать в центральной Якутии промышленное производство. Но при этом должны учитываться реалии региона. Я уже давно занимаюсь региональным бизнесом и знаю, что самое главное при запуске индустриальных парков — найти качественного резидента под ваши проекты. Можно вложиться в инфраструктуру, провести электричество, газ, тепло — но если нет арендатора — бизнес не удастся», — заключает Виталий Киприянов.

Ближайшие перспективы загрузки железной дороги на Нижний Бестях будут заключаться в развитии инфраструктуры самой дороги, а также строительства моста через Лену и продолжения железной дороги до Якутска, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, загрузку дороге могут обеспечить ряд заявленных проектов в рамках развитии Южной Якутии, как в добывающем сегменте, так и обрабатывающем, солидарен он с разработчиками. Если же рассматривать совсем дальнюю перспективу, «то понятно, что сама дорога даст серьезный толчок к развитию экономики Республики Саха, реализации многих заявленных проектов, что, естественно, приведет к увеличению грузопотока и пассажиропотока на ней».

«Вряд ли корректно говорить, что новое производство будет создано именно на месте транспортно-логистического центра. Ничего не мешает создать производство рядом с ТЛЦ, и такое соседство будет уместно. В ТЛЦ будут прибывать различные грузы, сырье и материалы со всех концов республики, которые могут перерабатываться на этих производственных мощностях и затем отправляться заказчиками, кстати, с использованием той же АЯМ. Более того, развитие производства имеет огромное значение для изменения структуры экономики республики, развитию там обрабатывающих производств, созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Так что нет никаких сомнений, что создавать производства в Нижнем Бестяхе жизненно важно для республики», — уверен эксперт.

Вполне имеет право на существование и судостроительный завод в Нижнем Бестяхе. Реки занимают значительную часть территории республики, ко многим населенным пунктам республики добраться можно только по рекам, так что очевидно, что суда различных типов и назначений нужны Якутии. Создание собственного ССЗ позволит строить суда с учетом особенностей климата и местных рек. Кроме того, такое производство потребует значительного количества комплектующих и запчастей, многие из которых могут производиться в республике, то есть экономика республики получит дополнительный импульс в развитии.

«Понятно, что, учитывая расстояния в республике, непростые климатические, геологические и гидрологические условия, средств одного только бизнеса вряд ли хватит для реализации всех проектов, потребуется помощь федеральных и республиканских властей, а также заемные средства. Будут ли это средства ВЭБа или какого-то другого госбанка или частных банков, не так уж и важно. Главное, чтобы условия предоставления средств были привлекательными для каждого проекта. А учитывая богатства республики, нет никаких сомнений в том, что практически все проекты не просто будут реализованы, но и принесут неплохую прибыль, так что, возможно, инвесторам нужно поторопиться и уже начать изучение конкретных проектов, чтобы в ближайшее время вложиться в них», — заключает Дмитрий Баранов.