В будущем году Якутия получит полнофункциональную железную дорогу, которая подойдет почти к самой столице республики
Горячая «железка»
Одним из неприятных известий этого года для всей Якутии стало решение отложить постройку мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Проект предполагает строительство автомобильного моста длиной 3,1 км, подходов к нему и инженерно-технических сооружений. Реализовать проект должен был консорциум «Транспортные концессии (Саха)» в составе ВТБ, «Бамстроймеханизации», УСК «Мост» и института «Стройпроект», который в марте выиграл конкурс Росавтодора за 38,9 млрд руб. Но весной же после визита в Якутию дальневосточного вице-премьера Юрия Трутнева законность торгов начала проверять Генпрокуратура. Состоится ли повторный тендер и когда, до сих пор не ясно. В июне замглавы Минтранса Сергей Аристов подтвердил, что ведомство приняло окончательное решение о переносе сроков строительства моста через Лену. «Этот мост будет, но попозже. Сроки сдвинуты. Юридических рисков из-за этого не существует, поскольку контракт не был подписан»,— сказал он.
Линия готова в первый год эксплуатации принять до 1 млн т грузов, необходимых для строительства газопровода «Сила Сибири» и северного завоза, а к 2016 году выйти на перевозку 6 млн т. В частности, в 2015-м году по планам будет перевозиться 489 тыс. т нефтепродуктов, 650 тыс. т угля, 159 тыс. т стройматериалов, 293 тыс. т продовольственных товаров и 126 тыс. т оборудования и техники. Пока не будет построен мост через реку Лена, который свяжет Нижний Бестях с республиканской столицей, грузы будут перегружаться со станции на паромные суда.
Власти республики подчеркивают, что железнодорожная линия будет работать в синергии с автомобильными дорогами региона. «В этом году мы построили и вводим в эксплуатацию участок подъездной автомобильной дороги протяженностью 3 км с выходом на автодорогу «Амга». Общий грузопоток станции «Нижний Бестях» составит 2,5 млн т в год. Железнодорожным транспортом в основном будут перевозиться контейнеры, навалочные и наливные грузы — лес, нефтепродукты», — заявляла в конце октября на заседании Ил Тумэн, Госсобрания Якутии, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Марианна Никифорова.
Властями республики поставлена задача к 2020 году завершить реконструкцию дороги «Лена», расширив и заасфальтировав трассу и доведя ее параметры до третьей технической категории. На дорожных работах только в 2014 году предусмотрено освоить 9,6 млрд руб. Круглогодичному автомобильному движению по автодороге «Колыма» на всем протяжении от Нижнего Бестяха до Магадана препятствует отсутствие мостового перехода через реку Алдан. Сейчас проводится работа по включению строительства такого моста в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». На дорожные работы на дороге «Колыма» на этот год предусмотрено 3,62 млрд руб.
Эта компания единственная имеет точку примыкания к железнодорожной станции. ОАО «Саханефтегазсбыт» уже разработало проектную документацию по нескольким объектам: автомобильной дороге, примыкающей к транспортно-логистическому центру, подъездному железнодорожному пути, по строительству ГРС и газопровода. Кроме того, ведется работа на нефтескладе, подготовлена площадка, готовится фундамент для монтажа резервуаров. Компания проводит модернизацию и расширение завода, который находится под Якутском. После завершения модернизации — к 2017 году в планах предприятия — производство сжиженного природного газа (СПГ), который может использоваться в качестве моторного топлива на железнодорожном и водном транспорте.
Кроме того, в Нижнем Бестяхе осуществляют деятельность ОАО «Нефтяная компания «Туймаада-Нефть» и ОАО «Госснабсбыт Якутии», такую информацию приводят в агентстве по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Мегино-Кангаласского улуса. Речники Якутии также выступают за развитие логистического узла в Нижнем Бестяхе. «Чем быстрее заработает железная дорога, тем лучше для республики. Железная дорога предназначена для перевозки массовых грузов и позволит нам уйти от проблемы сезонности доставки грузов», — считает генеральный директор ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) Сергей Ларионов.
Вводная артерия
Пароходство поддерживает альтернативный вариант развития Нижнего Бестяха, разработанный Волжской государственной академией водного транспорта (Нижний Новгород). На правом от Якутка берегу Лены может появиться не просто логистический центр, а индустриальный парк. Концепция была разработана по заказу ЛОРП и представлена на совещании по вопросам развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе, которое провел в начале ноября в Москве глава Якутии Егор Борисов.
Создание промышленных производств на правом берегу Лены может послужить толчком к появлению рядом с Якутском промышленного города-спутника — одних только рабочих мест в индустриальном парке может быть создано не менее 7 тысяч. При этом промышленное развитие Нижнего Бестяха послужит и загрузке железнодорожной линии. Как заявил на совещании главный инженер ОАО «Железные дороги Якутии» Александр Курчатов, после ввода транспортного терминала в Нижнем Бестяхе в постоянную эксплуатацию расходы на содержание железной дороги возрастут. Поэтому нужно стремиться к максимально возможным объемам перевозки грузов. Первый заместитель гендиректора ОАО «ЛОРП» Сергей Игнатенко заявил, что соседство железной дороги и речного порта позволит в будущем организовать в Нижнем Бестяхе модернизированный судостроительный завод.
Впрочем, председатель совета директоров ОАО «Транспортно-логистический центр» Александр Аммосов считает, что острой необходимости строить речной порт нет, а свободные площади для размещения производственных объектов уже имеются в распоряжении компании ТЛЦ. В поддержку развития проекта ТЛЦ выступил также генеральный директор ОАО «Республиканская инвестиционная компания» Петр Алексеев, назвав его более реальным и привлекательным, в том числе с точки зрения участия инвесторов.
Председатель правительства Якутии Галина Данчикова заявила, что идея создания промышленного кластера в целом неплохая, но требует дополнительной проработки, в том числе с учетом уже имеющихся проектов. По ее мнению, строительство речного порта на правом берегу может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену. Егор Борисов, подводя итоги совещания, сделал вывод, что пока все потенциальные участники формирования транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе руководствуются лишь решением своих узких задач, тогда как в данном случае нужен комплексный подход. Глава Якутии поручил еще раз просчитать все варианты, объемы, при необходимости создать консорциум, и к концу января разработать и представить на рассмотрение новый объединенный проект, на основе которого будут приниматься решения по привлечению инвестиций. «Нижний Бестях уже определен городом-спутником Якутска. Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть. Если мы не создадим в Нижнем Бестяхе производства, то нет смысла вообще вести дальнейший разговор», — цитируют Егора Борисова на официальном сайте главы Якутии.
Александр Павлов также упомянул о недавнем визите в Якутию представителей голландского судостроителя Damen Shipyards Group. Представители крупнейшего холдинга, в который входит 39 верфей по всему миру, заинтересовались проектом модернизации судостроительной базы Жатайского завода ОАО «ЛОРП», а также предложили свои технические наработки. В Пароходстве считают задачу обновления флота на Лене, да и в целом в Якутии, стратегической. Ведь большая часть судов была построена еще в советское время, а задач, стоящих перед водниками, — все больше.
Очевидно, у главы Якутии Егора Борисова насчет северного речного пути далеко идущие планы. «Мы сегодня предлагаем не только создание логистического центра в районе Якутска, но еще и построить вместе с китайцами транспортный коридор через Якутию, который позволит с выходом в Южной Якутии по железной дороге довезти грузы до Якутска, а потом вывезти на Северный морской путь. Этот транспортный коридор мог бы сократить для китайцев попадание на Европу через Севморпуть примерно на 2,5 тыс. миль», — заявлял в сентябре господин Борисов в эфире национальной вещательной компании «Саха».
Частью этого транспортного коридора может стать мост через Лену, проект строительства которого Минтранс отложил на неопределенный срок из-за необходимости дополнительных вливаний в Крым. В конце октября после встречи с главой республики премьер-министр Дмитрий Медведев направил в адрес министра транспорта РФ Максима Соколова и министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева резолюцию, в которой поручил изучить схему концессии с переносом начала финансирования стройки на более поздний период.
Спутниковый мост
В список производств, которые планируется развернуть в индустриальном парке, «проекты, о которых мечтает Якутия, которые в разные годы включались в госпрограммы, ФЦП и нашли отражение в Стратегии-2020». Сам Сергей Железнов насчитал около 50 таких производств, но их может быть больше. При этом коммерческая эффективность проекта, подсчитанная по методикам Минфина и ВЭБа, позволяет надеяться, что инвесторы проявят интерес к проекту сразу после его утверждения. Вложения государства в текущих ценах оцениваются в 23 млрд руб. (с учетом инфляции, проект рассчитан на семь лет), бизнес может инвестировать около 100 млрд руб. — причем это в основном средний бизнес. «От государства требуется инфраструктура — 10 км. железной дороги к берегу реки Лена в Нижнем Бестяхе, автодороги, инженерные сети, электростанция. Электростанция лучше угольная, потому что практически без работы стоят Джебарики-Хая, Кангаласский разрез, а люди хотят работать, они сами построят бизнес — если дать надежный рынок сбыта и транспорт», — считает экономист.
Аналогичным образом производство строительных материалов на местном сырье позволит оживить близлежащие автодороги и населенные пункты. Индустриальный парк сможет обеспечить передел черного (металлолом) и полиметаллического сырья, а на местных бурых углях возможно создание химических производств тонкого оргсинтеза. В этом случае Нижний Бестях получит около 10 тыс. рабочих мест, 30 тыс. нового населения, а одна лишь железная дорога — около 6 млн. т. грузов. Проект предполагает также строительство контейнерного терминала, который сможет обрабатывать грузы из Китая (по новому мостовому переходу Нижнеленинское—Тунцзян, который строится в Еврейской автономной области) и направлять их через терминал в Нижнем Бестяхе судами класса река-море с дальнейшей транспортировкой по Севморпути в Европу.
Одним из основных направлений деятельности ОАО «Транспортно-логистический центр республики Саха (Якутия)» (далее ТЛЦ) в Нижнем Бестяхе должна была стать приемка и накопление грузов для снабжения в первую очередь Центральной Якутии, в том числе Якутска и окрестных районов левобережья, с использованием планируемого на тот момент моста, пояснил и.о. генерального директора Виталий Киприянов. «Сейчас крупные потребители — в основном торговые сети - вынуждены накапливать значительное количество продовольствия и материалов на своих базах в весенний период — с ледоходом, а осенний — до ледостава. Бесперебойный завоз грузов по железной дороге и доставка их до Якутска потребовали бы строительства значительного количества складских помещений и путей. Мы могли бы предложить более выгодные условия хранения, потому что содержать небольшую базу с сезонной загрузкой достаточно дорого, тем более город развивается, и земля в Якутске стоит все дороже», — пояснил он. Но сейчас этот проект придется отложить. Из-за переноса на неопределенный срок строительства моста «оперативная необходимость строительства складских помещений отпадает, поэтому мы пока планируем перерабатывать груз». На текущий момент в Нижнем Бестяхе достраивается тупик с площадкой и мы проводим работу по примыканию его к магистральному пути.
По его словам, проект по реализации индустриального парка на базе ТЛЦ более реалистичен. «Мы этот вопрос уже отмаркетировали, проработали. У нас уже есть инфраструктура, есть подключение к электроэнергии, к газу. При этом мы профинансировали его за счет собственных средств. А на создание кластера запланировано более 4 млрд руб. на первом этапе при непонятных источниках финансирования. Инициаторы планируют, что привлекут весь объем финансирования в ВЭБе, но я давно работаю с институтами развития, с ними не так все просто. Наше предложение — строить индустриальный парк на базе ТЛЦ с постепенным расширением под другие проекты», — объяснил он.
Виталий Киприянов отмечает, что в Якутии есть определенные проблемы, связанные с кадровым обеспечением, - технических специалистов не хватает. Привезти работников в Нижний Бестях тоже сложно — нужна новая социальная инфраструктура, школы, больницы, — говорит руководитель ТЛЦ. Кроме того, многие производства будут нерентабельными из-за высокой стоимости электроэнергии — свыше 7 руб. за квт-ч (с НДС), и на газ — около 4,2 тыс. руб. за кубометр (с НДС). «Мы обеими руками за то, чтобы организовать в центральной Якутии промышленное производство. Но при этом должны учитываться реалии региона. Я уже давно занимаюсь региональным бизнесом и знаю, что самое главное при запуске индустриальных парков — найти качественного резидента под ваши проекты. Можно вложиться в инфраструктуру, провести электричество, газ, тепло — но если нет арендатора — бизнес не удастся», — заключает Виталий Киприянов.
«Вряд ли корректно говорить, что новое производство будет создано именно на месте транспортно-логистического центра. Ничего не мешает создать производство рядом с ТЛЦ, и такое соседство будет уместно. В ТЛЦ будут прибывать различные грузы, сырье и материалы со всех концов республики, которые могут перерабатываться на этих производственных мощностях и затем отправляться заказчиками, кстати, с использованием той же АЯМ. Более того, развитие производства имеет огромное значение для изменения структуры экономики республики, развитию там обрабатывающих производств, созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Так что нет никаких сомнений, что создавать производства в Нижнем Бестяхе жизненно важно для республики», — уверен эксперт.
Вполне имеет право на существование и судостроительный завод в Нижнем Бестяхе. Реки занимают значительную часть территории республики, ко многим населенным пунктам республики добраться можно только по рекам, так что очевидно, что суда различных типов и назначений нужны Якутии. Создание собственного ССЗ позволит строить суда с учетом особенностей климата и местных рек. Кроме того, такое производство потребует значительного количества комплектующих и запчастей, многие из которых могут производиться в республике, то есть экономика республики получит дополнительный импульс в развитии.
Текст: Вадим Пасмурцев