Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Без помощи государства наши инвестиции были бы вдвое ниже»

Председатель совета директоров компании ООО «Колмар Груп» Анна Цивилева поделилась своими впечатлениями от Восточного экономического форума

«Без помощи государства наши инвестиции были бы вдвое ниже»
Фото: ТАСС, Фотобанк ВЭФ
– Анна Евгеньевна, как вы оцениваете итоги Восточного экономического форума?
– Значение этого форума, на мой взгляд, очень велико для развития Дальнего Востока. Сегодня это площадка для стратегического диалога со странами АТЭС, что привлекает инвестиции и инновации в регион, развивает промышленную и социальную инфраструктуры. Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» с участием глав пятигосударств, где обсуждались форматы взаимодействия на основе доверия и равенства.

Огромный вклад Восточного экономического форума, безусловно, в развитие российско-китайских отношений, расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества, повышение уровня стратегического взаимодействия двух стран в разных сферах. Для нашей компании это очень важно – мы реализуем три крупных инвестиционных проекта по добыче, переработке и транспортировке угля на Дальнем Востоке, а главными потребителями являются крупнейшие металлургические компании из стран АТР.

– Расскажите о соглашениях, которые компания «Колмар» заключила на форуме.
– Мы подписали два соглашения. Одно из них – с крупнейшей металлургической компанией мира Baosteel о долгосрочном сотрудничестве и поставках нашего концентрата на заводы этойкомпании. Примерно 60% нашего экспорта приходится на Baosteel, мы сотрудничаем уже два года.

Второе подписанное нами на ВЭФ соглашение – трехстороннее, между руководством нашей компании, правительством Республики Саха (Якутия) и Агентством по привлечению человеческого капитала. Оно касается вопросов привлечения кадров в нашу компанию. Сейчас у нас работает 3 тыс. человек, но уже через два года количество сотрудников возрастет до 9 тыс. человек. Средний возраст сотрудников, приезжающих к нам со всей страны, – 39 лет. Это люди с семьями, с детьми.

Это означает, что нам надо думать о социальной инфраструктуре для огромного числа людей – для нас это первостепенная задача. В течение нескольких дней на форуме мы вели активную работу с представителями власти и бизнеса, российскими и зарубежными партнерами. Мы активно участвовали в деловых сессиях, где обсуждались вопросы, которые встают перед компаниями, развивающими бизнес на Дальнем Востоке, и предложили конкретные механизмы для их решения.

– Второй год подряд мас-рестлинг – национальный якутский вид спорта – был включен в спортивную программу ВЭФ. Насколько известно, именно «Колмар» способствовал его популяризации?
– Да, мы проводим турниры по якутскому традиционному виду спорта. На ВЭФ в этом году был проведен чемпионат международного уровня. В этом году мы собрали спортсменов из 24 стран в категории тяжеловесов, например Новая Зеландия, США и Канада, конечно, было многоспортсменов из Азии. Было приятно видеть, что, несмотря на международную напряженность, приехали спортсмены, из Украины. «Колмар» – генеральный партнер, организатор и спонсор этого турнира, и мне отрадно, что на соревнованиях наблюдалась по-настоящему спортивная, дружественная атмосфера.

С ОПЕРЕЖЕНИЕМ ГРАФИКА
– Можете рассказать о новых планах «Колмар»?
– Компания развивается по стратегии, прописанной до 2021 года. В этом году мы запустили на Денисовском ГОКе перерабатывающую фабрику мощностью 6 млн т, построили шахту «Денисовская Восточная».

Кроме этого, идет строительство Инаглинского ГОКа. Там уже возведена фабрика мощностью 2 млн т. Начато строительство обогатительной фабрики «Инаглинская-2» мощностью 12 млн т и шахты «Инаглинская», также мощностью 12 млн т. Эти объекты должны быть полностью введены в эксплуатацию до 2021 года. Все идет по плану и даже с некоторым опережением.

В 2019 году будет запущена первая очередь нашего собственного порта в Хабаровском крае, объем перевалки – 12 млн т. Вторая очередь, еще на 12 млн т, – в 2023 году. Но, возможно, вторая очередь будет запущена ранее этого срока. Пока мы экспортируем уголь через другие порты Приморья и Хабаровского края.

– Часть вашей стратегии – полное обогащение угля. Это себя оправдывает?
– Действительно, стратегия нашей компании – обогащать весь уголь, который мы продаем, и она себя оправдала, потому что цена обогащенного угля в три раза выше, чем необогащенного. При этом востребован и промпродукт, который остается после обогащения, его охотно берут предприятия-энергетики. Для обогащения мы используем современные технологии, которые позволяют на выходе получать концентрат с определенными показателями, необходимыми нашим потребителям.

Наш уголь пользуется спросом, он обладает хорошими показателями, очень интересен для металлургов. Для этого мы проводим презентации, участвуем в международных выставках и конференциях, часто посещаем производственные площадки металлургов. Активно работаем с такими странами, как Япония, Китай, Южная Корея, делаем пробные поставки в Индию. Пока рынок Индии для нас закрыт из-за дорогого фрахта на небольшие суда. Но с открытием нашего собственного порта мы выйдем и на этот рынок. Главное, что помогает успешно проводить трудные международные переговоры, – репутация надежного поставщика, точно исполняющего контрактные обязательства.

– Как обеспечить надежность?
– Через создание компании полного цикла, что мы и осуществили. Мы сами ведем разведку угля, сами его добываем, обогащаем. На каждом ГОКе установлены лаборатории, осуществляющие контроль качества. Мы создали собственную транспортную компанию – к новому году получим первую партию собственных полувагонов.

Сегодня вопрос пропускной способности железной дороги очень актуален для многих предприятий Дальнего Востока. При этом у нас есть преимущество, например, перед компаниями, которые работают на Кузбассе: мы можем пользоваться двумя ветками, как БАМом, так и Транссибом. Когда достроим собственный порт, наши конкурентные преимущества усилятся. Это даст возможность минимизировать возможные риски с нарушением логистики.

– В какой степени решены экологические вопросы при строительстве вашего порта?
– Перед строительством мы изучили лучшие мировые практики. Проводя тендеры, мы выбирали лучшее оборудование, в основном японское или немецкое. У нас будет использоваться закрытая перевалка угля и специальные системы пылепоглощения с водными барьерами, которые ограничивают распространение пыли в окружающую среду. Порт будет одним из самых безопасных в мире, по мощности войдет в пятерку крупнейших портов России. Общая мощность перевалки достигнет 24 млн т угля в год.

– Помимо профильного бизнеса, вы начали развивать проекты в сфере туризма. Что это вам даст?
– Мысль заняться туризмом пришла после того, когда мы, будучи в отпуске, проехали вдоль реки Лены до Ленских столбов, – впечатления были незабываемыми! Когда я рассказывала об этом коллегам и нашим партнерам, в том числе иностранным, они тоже захотели увидеть эти живописные места. Поскольку Россия славится природой и гостеприимством, а Якутия – одно из самых красивых мест нашей страны с коренным населением саха, хотелось бы познакомить как можно большее количество людей с этим удивительным регионом. Если говорить об иностранцах, то им очень интересна наша огромная страна, особенно такая территория, как Сибирь, для них это в своем роде экзотика.

Для нас, конечно, это не бизнес-проект. Но моя задача как работодателя, который ведет крупнейший инвестиционный проект на Дальнем Востоке, – привлечь внимание людей к туристическим возможностям нашего края, сделать регион привлекательным и известным.

Конечно, проблем много, например дорогие авиабилеты. Мы договорились с правительством Якутии, что у нас будет возможность пользоваться субсидированными тарифами при формировании чартерного рейса. Так можно будет делать прямые рейсы, например Токио – Якутск, Сеул – Якутск, Пекин – Якутск, Москва – Якутск. Желающие будут, мы уверены. Развитие туризма – это финансовый поток для развития региона. И мы, как компания, работающая в Якутии, заинтересованы в том, чтобы регион развивался.

УСПЕХ ПРИТЯГИВАЕТ УСПЕХ
– Почему, на ваш взгляд, не у всех компаний получается работать на Дальнем Востоке?
– Дальний Восток – суровый край. Например, в Южной Якутии, где мы работаем, больше месяца стоят морозы с температурами ниже минус 50 градусов. Техника отказывается работать, а люди все равно выходят и трудятся. Слабая инфраструктура, проблемы с транспортным сообщением, большие расстояния. Все это настораживает и отпугивает.

Но в то же время Дальний Восток – это край с огромными ресурсами. Это и уголь, и золото, и железная руда, и бриллианты, и минеральные удобрения – перспективы огромные. И я бы хотела посоветовать предпринимателям не «собираться», а приходить. Мы своим примером показываем, что здесь реально можно развивать бизнес.

Есть такое правило: успех притягивает успех, и оно правда работает. К нам приходят партнеры, которых пугают сложности с управлением проектами, трудности с адаптацией на Дальнем Востоке. Поэтому они просят нас стать проводником, который прошел уже этот путь и имеет некий опыт.

– Каков ваш вклад в развитие социальной инфраструктуры?
– Мы уделяем этому огромное внимание. Когда работаешь в регионе, то начинаешь погружаться в проблемы людей, которые там живут, и возникает искреннее желание им помочь. В целом мы можем инвестировать в производство сколько угодно, но если не будет людей, которые будут работать на предприятии, это не имеет никакого смысла.

Мы делаем все, чтобы жизнь в Нерюнгри была комфортной. Сегодня компания несет серьезную социальную нагрузку и по развитию региона, и по социальной поддержке сотрудников предприятия.

– Как бы вы оценили по десятибалльной шкале вклад государства в развитие социальной инфраструктуры?
– Семь. Государство действительно активизировалось, и оно искренне хочет развить Дальний Восток. Могу точно сказать: нас слышат и помогают. Да, есть ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Если бы государство в свое время не подключилось к решению социальных проблем, то объем наших инвестиций был бы как минимум в два раза меньше. Мы верим, что Дальний Восток поднимется и разовьется в ближайшее время.

Опубликовано в журнале "Экономика Дальнего Востока"
Подписаться на журнал Вы можете на портале investvostok.ru
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике