Поделиться
«Без помощи государства наши инвестиции были бы вдвое ниже»
Поделиться

Председатель совета директоров компании ООО «Колмар Груп» Анна Цивилева поделилась своими впечатлениями от Восточного экономического форума

ТАСС, Фотобанк ВЭФ
– Анна Евгеньевна, как вы оцениваете итоги Восточного экономического форума?
– Значение этого форума, на мой взгляд, очень велико для развития Дальнего Востока. Сегодня это площадка для стратегического диалога со странами АТЭС, что привлекает инвестиции и инновации в регион, развивает промышленную и социальную инфраструктуры. Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» с участием глав пятигосударств, где обсуждались форматы взаимодействия на основе доверия и равенства.

Огромный вклад Восточного экономического форума, безусловно, в развитие российско-китайских отношений, расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества, повышение уровня стратегического взаимодействия двух стран в разных сферах. Для нашей компании это очень важно – мы реализуем три крупных инвестиционных проекта по добыче, переработке и транспортировке угля на Дальнем Востоке, а главными потребителями являются крупнейшие металлургические компании из стран АТР.

– Расскажите о соглашениях, которые компания «Колмар» заключила на форуме.
– Мы подписали два соглашения. Одно из них – с крупнейшей металлургической компанией мира Baosteel о долгосрочном сотрудничестве и поставках нашего концентрата на заводы этойкомпании. Примерно 60% нашего экспорта приходится на Baosteel, мы сотрудничаем уже два года.

Второе подписанное нами на ВЭФ соглашение – трехстороннее, между руководством нашей компании, правительством Республики Саха (Якутия) и Агентством по привлечению человеческого капитала. Оно касается вопросов привлечения кадров в нашу компанию. Сейчас у нас работает 3 тыс. человек, но уже через два года количество сотрудников возрастет до 9 тыс. человек. Средний возраст сотрудников, приезжающих к нам со всей страны, – 39 лет. Это люди с семьями, с детьми.

Это означает, что нам надо думать о социальной инфраструктуре для огромного числа людей – для нас это первостепенная задача. В течение нескольких дней на форуме мы вели активную работу с представителями власти и бизнеса, российскими и зарубежными партнерами. Мы активно участвовали в деловых сессиях, где обсуждались вопросы, которые встают перед компаниями, развивающими бизнес на Дальнем Востоке, и предложили конкретные механизмы для их решения.

– Второй год подряд мас-рестлинг – национальный якутский вид спорта – был включен в спортивную программу ВЭФ. Насколько известно, именно «Колмар» способствовал его популяризации?
– Да, мы проводим турниры по якутскому традиционному виду спорта. На ВЭФ в этом году был проведен чемпионат международного уровня. В этом году мы собрали спортсменов из 24 стран в категории тяжеловесов, например Новая Зеландия, США и Канада, конечно, было многоспортсменов из Азии. Было приятно видеть, что, несмотря на международную напряженность, приехали спортсмены, из Украины. «Колмар» – генеральный партнер, организатор и спонсор этого турнира, и мне отрадно, что на соревнованиях наблюдалась по-настоящему спортивная, дружественная атмосфера.

С ОПЕРЕЖЕНИЕМ ГРАФИКА
– Можете рассказать о новых планах «Колмар»?
– Компания развивается по стратегии, прописанной до 2021 года. В этом году мы запустили на Денисовском ГОКе перерабатывающую фабрику мощностью 6 млн т, построили шахту «Денисовская Восточная».

Кроме этого, идет строительство Инаглинского ГОКа. Там уже возведена фабрика мощностью 2 млн т. Начато строительство обогатительной фабрики «Инаглинская-2» мощностью 12 млн т и шахты «Инаглинская», также мощностью 12 млн т. Эти объекты должны быть полностью введены в эксплуатацию до 2021 года. Все идет по плану и даже с некоторым опережением.

В 2019 году будет запущена первая очередь нашего собственного порта в Хабаровском крае, объем перевалки – 12 млн т. Вторая очередь, еще на 12 млн т, – в 2023 году. Но, возможно, вторая очередь будет запущена ранее этого срока. Пока мы экспортируем уголь через другие порты Приморья и Хабаровского края.

– Часть вашей стратегии – полное обогащение угля. Это себя оправдывает?
– Действительно, стратегия нашей компании – обогащать весь уголь, который мы продаем, и она себя оправдала, потому что цена обогащенного угля в три раза выше, чем необогащенного. При этом востребован и промпродукт, который остается после обогащения, его охотно берут предприятия-энергетики. Для обогащения мы используем современные технологии, которые позволяют на выходе получать концентрат с определенными показателями, необходимыми нашим потребителям.

Наш уголь пользуется спросом, он обладает хорошими показателями, очень интересен для металлургов. Для этого мы проводим презентации, участвуем в международных выставках и конференциях, часто посещаем производственные площадки металлургов. Активно работаем с такими странами, как Япония, Китай, Южная Корея, делаем пробные поставки в Индию. Пока рынок Индии для нас закрыт из-за дорогого фрахта на небольшие суда. Но с открытием нашего собственного порта мы выйдем и на этот рынок. Главное, что помогает успешно проводить трудные международные переговоры, – репутация надежного поставщика, точно исполняющего контрактные обязательства.

– Как обеспечить надежность?
– Через создание компании полного цикла, что мы и осуществили. Мы сами ведем разведку угля, сами его добываем, обогащаем. На каждом ГОКе установлены лаборатории, осуществляющие контроль качества. Мы создали собственную транспортную компанию – к новому году получим первую партию собственных полувагонов.

Сегодня вопрос пропускной способности железной дороги очень актуален для многих предприятий Дальнего Востока. При этом у нас есть преимущество, например, перед компаниями, которые работают на Кузбассе: мы можем пользоваться двумя ветками, как БАМом, так и Транссибом. Когда достроим собственный порт, наши конкурентные преимущества усилятся. Это даст возможность минимизировать возможные риски с нарушением логистики.

– В какой степени решены экологические вопросы при строительстве вашего порта?
– Перед строительством мы изучили лучшие мировые практики. Проводя тендеры, мы выбирали лучшее оборудование, в основном японское или немецкое. У нас будет использоваться закрытая перевалка угля и специальные системы пылепоглощения с водными барьерами, которые ограничивают распространение пыли в окружающую среду. Порт будет одним из самых безопасных в мире, по мощности войдет в пятерку крупнейших портов России. Общая мощность перевалки достигнет 24 млн т угля в год.

– Помимо профильного бизнеса, вы начали развивать проекты в сфере туризма. Что это вам даст?
– Мысль заняться туризмом пришла после того, когда мы, будучи в отпуске, проехали вдоль реки Лены до Ленских столбов, – впечатления были незабываемыми! Когда я рассказывала об этом коллегам и нашим партнерам, в том числе иностранным, они тоже захотели увидеть эти живописные места. Поскольку Россия славится природой и гостеприимством, а Якутия – одно из самых красивых мест нашей страны с коренным населением саха, хотелось бы познакомить как можно большее количество людей с этим удивительным регионом. Если говорить об иностранцах, то им очень интересна наша огромная страна, особенно такая территория, как Сибирь, для них это в своем роде экзотика.

Для нас, конечно, это не бизнес-проект. Но моя задача как работодателя, который ведет крупнейший инвестиционный проект на Дальнем Востоке, – привлечь внимание людей к туристическим возможностям нашего края, сделать регион привлекательным и известным.

Конечно, проблем много, например дорогие авиабилеты. Мы договорились с правительством Якутии, что у нас будет возможность пользоваться субсидированными тарифами при формировании чартерного рейса. Так можно будет делать прямые рейсы, например Токио – Якутск, Сеул – Якутск, Пекин – Якутск, Москва – Якутск. Желающие будут, мы уверены. Развитие туризма – это финансовый поток для развития региона. И мы, как компания, работающая в Якутии, заинтересованы в том, чтобы регион развивался.

УСПЕХ ПРИТЯГИВАЕТ УСПЕХ
– Почему, на ваш взгляд, не у всех компаний получается работать на Дальнем Востоке?
– Дальний Восток – суровый край. Например, в Южной Якутии, где мы работаем, больше месяца стоят морозы с температурами ниже минус 50 градусов. Техника отказывается работать, а люди все равно выходят и трудятся. Слабая инфраструктура, проблемы с транспортным сообщением, большие расстояния. Все это настораживает и отпугивает.

Но в то же время Дальний Восток – это край с огромными ресурсами. Это и уголь, и золото, и железная руда, и бриллианты, и минеральные удобрения – перспективы огромные. И я бы хотела посоветовать предпринимателям не «собираться», а приходить. Мы своим примером показываем, что здесь реально можно развивать бизнес.

Есть такое правило: успех притягивает успех, и оно правда работает. К нам приходят партнеры, которых пугают сложности с управлением проектами, трудности с адаптацией на Дальнем Востоке. Поэтому они просят нас стать проводником, который прошел уже этот путь и имеет некий опыт.

– Каков ваш вклад в развитие социальной инфраструктуры?
– Мы уделяем этому огромное внимание. Когда работаешь в регионе, то начинаешь погружаться в проблемы людей, которые там живут, и возникает искреннее желание им помочь. В целом мы можем инвестировать в производство сколько угодно, но если не будет людей, которые будут работать на предприятии, это не имеет никакого смысла.

Мы делаем все, чтобы жизнь в Нерюнгри была комфортной. Сегодня компания несет серьезную социальную нагрузку и по развитию региона, и по социальной поддержке сотрудников предприятия.

– Как бы вы оценили по десятибалльной шкале вклад государства в развитие социальной инфраструктуры?
– Семь. Государство действительно активизировалось, и оно искренне хочет развить Дальний Восток. Могу точно сказать: нас слышат и помогают. Да, есть ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Если бы государство в свое время не подключилось к решению социальных проблем, то объем наших инвестиций был бы как минимум в два раза меньше. Мы верим, что Дальний Восток поднимется и разовьется в ближайшее время.

Опубликовано в журнале "Экономика Дальнего Востока"
Подписаться на журнал Вы можете на портале investvostok.ru
Беседовала Ольга Меркулова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов